При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проводятся плановые и внеплановые проверки (инспекции) в форме документарной или выездной проверки (инспекции) в порядке, установленном положением о надзоре.
Проверки (инспекции) подразделяются на комплексные, предусматривающие проверку всех вопросов обеспечения безопасности, и целевые, предусматривающие проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности. Порядок определения вопросов обеспечения безопасности, подлежащих проверке в ходе проведения проверки (инспекции), а также порядок принятия решения о виде проверки (инспекции) устанавливается положением о надзоре.
Плановые проверки (инспекции) проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок (инспекций) (далее - план проверок).
Внеплановые проверки (инспекции) проводятся по основаниям, указанным в настоящей статье.
Проект плана проверок разрабатывается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности на основе дифференцированного подхода с учетом потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии, результатов систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также результатов проверок (инспекций), проведенных ранее в отношении тех же проверяемых юридических лиц и (или) объектов использования атомной энергии. Проект плана проверок подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проекта плана проверок и определения органа прокуратуры для согласования проекта плана проверок устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Порядок разработки плана проверок устанавливается положением о надзоре.
Максимальная частота проведения плановых проверок (инспекций) в отношении деятельности проверяемого юридического лица, осуществляемой на одном объекте, на котором в соответствии со статьей 27.5 настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не может составлять более трех проверок (инспекций) в год, для остальных проверяемых юридических лиц - не более одной проверки (инспекции) в год. Не допускается проведение плановой проверки (инспекции) до истечения девяноста календарных дней со дня завершения предыдущей плановой проверки (инспекции). Данные ограничения применяются к комплексным и целевым проверкам (инспекциям). Комплексная проверка (инспекция) проводится только в плановом порядке, за исключением проведения такой проверки (инспекции) по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного проверяемого юридического лица.
Основанием для включения комплексной проверки (инспекции) в план проверок является истечение на дату начала проведения комплексной проверки (инспекции) одного года со дня:
предоставления проверяемому юридическому лицу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии;
регистрации проверяемого юридического лица в соответствии со статьей 36.1 настоящего Федерального закона;
принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта объектов использования атомной энергии, в том числе используемых при эксплуатации объектов использования атомной энергии их элементов и систем, включая здания, помещения, сооружения, технические средства, оборудование и материалы;
окончания проведения последней комплексной проверки (инспекции).
Основанием для включения целевой проверки (инспекции) в план проверок являются результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны проверяемого лица за соблюдением им обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
Внеплановая проверка (инспекция) может носить только целевой характер.
Внеплановая целевая проверка (инспекция) проводится при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом выданного уполномоченным органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного проверяемого юридического лица либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки (инспекции) в рамках надзора за исполнением законов на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений;
результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), содержащие сведения об угрозе причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в случаях, определенных положением о надзоре;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности заявления юридического лица о предоставлении ему разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, заявления проверяемого юридического лица о переоформлении разрешения (лицензии), о внесении изменений в условия действия разрешения (лицензии), о прекращении действия разрешения (лицензии), о регистрации в соответствии со статьей 36.1 настоящего Федерального закона либо о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности официальных данных государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, свидетельствующих об изменении радиационной обстановки в связи с осуществлением проверяемыми юридическими лицами деятельности;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (при подтверждении личности гражданина, полномочий представителя организации), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о признаках нарушений проверяемыми юридическими лицами обязательных требований, условий действия разрешения (лицензии), об осуществлении деятельности и (или) о проведении работ, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, сведения о фактах изготовления предприятиями контрафактной продукции, продукции ненадлежащего качества, поставляемой на объект использования атомной энергии и влияющей на его безопасность.
Проведение внеплановых выездных проверок (инспекций) по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом и седьмом части одиннадцатой настоящей статьи, подлежит согласованию с органом прокуратуры. Порядок согласования уполномоченными органами регулирования безопасности с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок (инспекций), а также типовые формы заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки (инспекции) и решения органа прокуратуры о результатах рассмотрения такого заявления устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.