ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "О молодежной политике в Российской Федерации"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2020 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2020 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации;
2) молодая семья - лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона);
3) молодежное общественное объединение - международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
4) молодежная политика - комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, защиты ее прав и законных интересов, а также ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на патриотическое воспитание молодежи и духовно-нравственное воспитание молодежи в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации, укрепления суверенитета Российской Федерации и традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
4.1) патриотическое воспитание молодежи - систематическая и целенаправленная деятельность органов публичной власти и иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, по формированию у молодых граждан любви и уважения к Отечеству, верности ему и чувства личной ответственности за судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, готовности к выполнению гражданского долга и конституционной обязанности по защите Отечества, а также по защите исторической правды и сохранению исторической памяти, формированию и укреплению у молодых граждан общероссийской гражданской идентичности (в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций соответствующей территории), уважения к отечественной истории и гордости за достижения Отечества и ее граждан, развитию общественно значимой созидательной активности молодежи;
4.2) духовно-нравственное воспитание молодежи - совокупность скоординированных мер, реализуемых органами публичной власти и иными субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, по формированию у молодых граждан мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей в целях решения задач по их защите, сохранению и укреплению в молодежной среде, формированию у молодежи высоких нравственных качеств, уважения к историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
5) специалист по работе с молодежью - гражданин Российской Федерации, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики;
6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения;
7) субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, - молодежь, молодые семьи, молодежные общественные объединения, Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации молодежной политики, иные организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, органы молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления и организациях, институты гражданского общества, редакции средств массовой информации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики;
8) инфраструктура молодежной политики - система государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, иных организаций, в том числе используемых ими объектов недвижимого имущества, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, поддержку молодых семей и молодежных общественных объединений, а также реализацию основных направлений молодежной политики;
9) самореализация молодежи - применение молодыми гражданами Российской Федерации имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии.
10) молодой работник - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющий трудовой стаж не более трех лет и не относящийся к категории "молодой специалист".
11) государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации молодежной политики (далее также - учреждения молодежной политики), - учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" или муниципальным образованием и осуществляющие деятельность по реализации одного или нескольких основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, указанными в их учредительных документах.
Статья 3. Правовая основа регулирования отношений в сфере молодежной политики
Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории "Сириус", муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав молодежи.
Статья 4. Цели молодежной политики
Целями молодежной политики являются:
1) защита прав и законных интересов молодежи;
2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологиям экстремизма, агрессивного национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям и деструктивным идеологиям;
6) формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
Статья 5. Принципы молодежной политики
Принципами молодежной политики являются:
1) сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;
2) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
3) комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
4) открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
5) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
6) обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики.
Статья 6. Основные направления молодежной политики
1. Основными направлениями молодежной политики являются:
1) патриотическое воспитание молодежи;
2) духовно-нравственное воспитание молодежи;
3) обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных общественных объединений, формирование у молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологий терроризма, экстремизма, иных деструктивных идеологий, а также формирование устойчивости к их пропаганде;
4) обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи;
5) поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодых граждан, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содействие в оказании социально-психологической помощи молодежи;
6) поддержка инициатив, в том числе инициативных проектов, молодежи;
7) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;
8) организация досуга, отдыха и оздоровления молодежи, вовлечение молодых граждан в социальный и внутренний туризм, в том числе путем организации и проведения походов, экспедиций, слетов, фестивалей и иных мероприятий, проводимых в условиях природной среды;
9) формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи и его популяризации в молодежной среде, поддержка проектов молодежи, направленных на решение социальных задач через развитие физической культуры и спорта;
10) предоставление социальных услуг молодежи;
11) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;
12) поддержка молодых семей, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни в молодежной среде, создание условий для обеспечения ответственного родительства среди молодежи;
13) содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи, повышению мотивации у молодых граждан к получению новых знаний, в том числе путем самообразования, поддержка молодых ученых;
14) правовое просвещение и правовое информирование молодежи;
15) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;
16) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность, содействие реализации прав молодых граждан на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
17) развитие института наставничества;
18) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов и молодых работников;
19) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;
20) формирование условий для самореализации молодых граждан через их вовлечение в социально-экономическое развитие сельских территорий и повышение привлекательности сельского образа жизни;
21) поддержка деятельности молодежных общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации, и органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления и организациях;
22) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
23) формирование у молодежи экологической культуры и экологически ответственного мировоззрения;
24) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;
25) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;
26) поддержка деятельности по созданию и распространению в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности, патриотическое воспитание молодежи и духовно-нравственное воспитание молодежи;
27) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики.
2. Основные направления молодежной политики, указанные в части 1 настоящей статьи, реализуются в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", муниципальными правовыми актами с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, государственных программ федеральной территории "Сириус", муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, с использованием инфраструктуры молодежной политики.
3. Настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов и молодых работников, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1 - 3, 6, 7 и 10 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно.
4. Молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, оказываются вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам - членам указанной молодой семьи.
5. Государственная поддержка молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
5.1. Патриотическое воспитание молодежи и духовно-нравственное воспитание молодежи осуществляются с учетом положений, предусмотренных статьей 7.2 настоящего Федерального закона.
6. Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств в сфере молодежной политики субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Статья 7. Участие молодежи в реализации молодежной политики
1. Молодежь участвует в реализации молодежной политики в следующих формах, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия:
1) участие в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления, международных организациях;
2) организация, проведение и участие во всероссийских молодежных и в международных молодежных форумах, форумах молодежи субъектов Российской Федерации, иных форумах, в том числе проектах, связанных с вовлечением молодежи в трудовую деятельность, а также в других мероприятиях в сфере молодежной политики;
3) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
4) подготовка и реализация инициатив, в том числе инициативных проектов, молодежи, создание молодежных общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации;
5) формирование органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления и организациях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", муниципальными правовыми актами и учредительными документами указанных органов и организаций;
6) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Молодые граждане вправе получать консультационную, методическую и информационную поддержку федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и органов местного самоуправления по вопросам создания и обеспечения функционирования молодежных общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации.
Статья 7.1. Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации
1. Деятельность некоммерческих организаций, направленная на реализацию молодежной политики в Российской Федерации, может осуществляться в следующих формах:
1) реализация проектов и программ по основным направлениям молодежной политики;
2) содействие реализации инициатив, в том числе инициативных проектов, молодежи по основным направлениям молодежной политики;
3) создание условий для развития трудовой, общественно значимой и творческой активности молодежи путем совмещения получения образования с работой, в том числе посредством студенческих отрядов;
4) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации, вправе получать поддержку федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и органов местного самоуправления, предоставляемую в форме консультационной, методической и информационной поддержки, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Порядок создания, деятельности и ликвидации некоммерческих организаций, указанных в настоящей статье, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7.2. Патриотическое воспитание молодежи и духовно-нравственное воспитание молодежи
1. Органы публичной власти в сфере патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи осуществляют следующие полномочия:
1) Правительство Российской Федерации утверждает комплекс мер по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи в Российской Федерации и организует его реализацию;
2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональный комплекс мер по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи с учетом положений, предусмотренных комплексом мер по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи в Российской Федерации, социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации и организуют его реализацию.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют следующие меры:
1) содействие деятельности центров патриотического воспитания молодежи, военно-патриотических объединений (клубов), историко-краеведческих и поисковых организаций, общественно-государственных и общественных объединений, уполномоченных на проведение поисковой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти, а также иных некоммерческих организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи;
2) мониторинг эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации;
3) иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", муниципальными правовыми актами.
3. Мониторинг эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации является частью мониторинга реализации молодежной политики и представляет собой деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о деятельности органов публичной власти и иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики относятся:
1) реализация молодежной политики в Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
2) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ по основным направлениям молодежной политики;
3) содействие развитию инфраструктуры молодежной политики;
4) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;
5) создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации федеральных информационных систем и баз данных в сфере молодежной политики, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) содействие занятости молодежи, формированию ценности труда и получению практических навыков, в том числе посредством студенческих отрядов;
7) участие в осуществлении мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, на федеральном уровне и подготовке доклада о положении молодежи в Российской Федерации, утверждение порядка осуществления мониторинга реализации молодежной политики, а также перечней обязательной информации, подлежащей мониторингу;
8) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти.
2. Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики в отношении молодежи, обучающейся и (или) работающей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и научных организациях, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Статья 8.1. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики, относятся:
1) проведение государственной политики, направленной на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений, разработка и реализация программ по основным направлениям молодежной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики, за исключением положений, предусмотренных частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
3) разработка и утверждение рекомендаций по размещению учреждений молодежной политики, иных объектов инфраструктуры молодежной политики исходя из потребностей молодежи;
4) разработка и утверждение рекомендаций по реализации на территории Российской Федерации основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе по материально-техническому обеспечению реализации молодежной политики;
5) разработка и утверждение перечня ключевых показателей эффективности реализации молодежной политики на территории Российской Федерации;
6) разработка и утверждение рекомендаций по функционированию учреждений молодежной политики, в том числе по оборудованию помещений учреждений молодежной политики;
7) разработка и утверждение рекомендаций по проведению самообследования и обеспечению функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики;
8) разработка и утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики;
9) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, на федеральном уровне, подготовка доклада о положении молодежи в Российской Федерации;
10) учреждение ведомственных наград и знаков отличия, а также утверждение положений об этих наградах и знаках, их описаний и рисунков, порядка награждения;
11) утверждение номенклатуры должностей работников учреждений молодежной политики;
12) осуществление координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, по вопросам реализации молодежной политики в установленной сфере деятельности;
13) управление деятельностью подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, и переданным им государственным имуществом;
14) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики.
Статья 8.2. Участие в реализации молодежной политики Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации участвуют в реализации молодежной политики в пределах своих полномочий.";
Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики относятся:
1) реализация молодежной политики на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) определение уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации по реализации молодежной политики на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации в сфере молодежной политики);
4) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ по основным направлениям молодежной политики с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации;
5) утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики;
6) содействие развитию инфраструктуры молодежной политики, в том числе создание и обеспечение функционирования учреждений молодежной политики, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
7) организация деятельности специалистов по работе с молодежью;
8) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
9) содействие занятости молодежи, формированию ценности труда и получению практических навыков, в том числе посредством студенческих отрядов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
10) содействие реализации выдвигаемых инициатив, в том числе инициативных проектов, молодежи соответствующего субъекта Российской Федерации;
11) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. В федеральной территории "Сириус" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, осуществляются органами публичной власти федеральной территории "Сириус".
Статья 9.1. Координационные органы в сфере молодежной политики при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации и главах муниципальных образований
1. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и главы муниципальных образований вправе создавать координационные органы в сфере молодежной политики в целях:
1) выдвижения и поддержки инициатив, в том числе инициативных проектов, молодежи;
2) проведения при участии субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы реализации молодежной политики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
3) привлечения субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, к обсуждению вопросов, касающихся реализации молодежной политики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и выработке по данным вопросам рекомендаций;
4) обеспечения участия субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, в формировании государственных программ субъектов Российской Федерации, межмуниципальных и муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, посредством публичных обсуждений, внесения предложений, оценки качества исполнения, а также иных форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Порядок создания координационного органа в сфере молодежной политики при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации определяется актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
3. Порядок создания координационного органа в сфере молодежной политики при главе муниципального образования определяется правовым актом главы муниципального образования.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере молодежной политики относятся:
1) участие в реализации молодежной политики;
2) разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи на территории муниципального образования;
2.1) содействие развитию инфраструктуры молодежной политики, в том числе создание и обеспечение функционирования муниципальных учреждений молодежной политики на территории муниципального образования;
3) организация и проведение мероприятий по работе с молодежью на территории муниципального образования;
4) разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям молодежной политики;
4.1) содействие реализации выдвигаемых инициатив, в том числе инициативных проектов, молодежи муниципального образования;
5) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, на территории муниципального образования;
6) иные полномочия в сфере реализации прав молодежи, определенные федеральными законами.
Статья 11. Информационное обеспечение реализации молодежной политики
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", органы местного самоуправления, учреждения молодежной политики и организации, подведомственные субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, обеспечивают открытость и доступность информации о реализации молодежной политики.
2. Информация о реализации молодежной политики включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся реализации молодежной политики, данные мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", органами местного самоуправления, учреждениями молодежной политики, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.
2.1. Информационное обеспечение реализации молодежной политики в Российской Федерации осуществляется посредством:
1) размещения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о реализации молодежной политики, достижениях молодежи, проведении социально значимых мероприятий и иной информации в сфере реализации молодежной политики;
2) издания информационных, тематических, справочных материалов по основным направлениям молодежной политики;
3) федеральной государственной автоматизированной информационной системы (далее - информационная система).
3. Информационная система содержит следующую информацию:
1) сведения об органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления, учреждениях молодежной политики и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
2) сведения об информационных ресурсах, используемых для обеспечения открытости и доступности информации о реализации молодежной политики;
3) сведения о мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об их реализации;
4) сведения о мерах государственной поддержки субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, об их реализации;
5) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
4. Поставщиками информации в информационную систему являются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, указанные в части 2 настоящей статьи.
5. Посредством информационной системы может обеспечиваться в том числе:
1) информирование субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, о мерах государственной поддержки, мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления, учреждениях молодежной политики и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
2) взаимодействие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики;
3) реализация мероприятий и программ в сфере молодежной политики, а также реализация мер государственной поддержки;
4) сбор, обработка и анализ информации о молодежной политике и положении молодежи Российской Федерации в целях совершенствования молодежной политики.
6. Оператором информационной системы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики.
7. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок функционирования информационной системы, в том числе:
1) требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования информационной системой;
2) порядок представления поставщиками информации сведений, включаемых в информационную систему;
3) условия и порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в информационной системе, в том числе порядок обеспечения доступа к открытой и общедоступной информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 12. Мониторинг реализации молодежной политики
1. Мониторинг реализации молодежной политики представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Российской Федерации, деятельности учреждений молодежной политики, Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", об участии молодежи в общественно полезной деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры и спорта, о занятости и безработице в молодежной среде, об обеспечении межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, о предотвращении формирования экстремистских молодежных общественных объединений, проявлений идеологий экстремизма, агрессивного национализма в деятельности таких объединений, о формировании у молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологий терроризма, экстремизма, иных деструктивных идеологий, а также о формировании устойчивости к их пропаганде в целях подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации.
2. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации, подготовленный на основании данных, полученных по результатам мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, доводится до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", органов местного самоуправления, учреждений молодежной политики и иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, и подлежит размещению на официальном сайте органа, уполномоченного на его подготовку.
3. Организация мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, осуществляется:
1) на федеральном уровне - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики;
2) на уровне субъекта Российской Федерации - уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере молодежной политики;
3) на муниципальном уровне - уполномоченным органом местного самоуправления.
4. Порядок осуществления мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, и подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, а также перечни обязательной информации, подлежащей мониторингу и включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики
1. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в сфере молодежной политики, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере молодежной политики.
3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные органы публичной власти федеральной территории "Сириус", органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в сфере молодежной политики с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в следующих формах:
1) разработка и реализация программ и проектов в сфере молодежной политики;
2) поддержание международных связей и содействие обеспечению представительства интересов молодых граждан Российской Федерации в международных и межгосударственных организациях по вопросам международного сотрудничества, международных молодежных обменов;
3) обмен опытом в сфере молодежной политики;
4) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 13.1. Категории и виды учреждений молодежной политики
1. Учреждения молодежной политики подразделяются на категории и виды в соответствии с количеством и перечнем реализуемых данными учреждениями основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
2. К категории "неспециализированное учреждение молодежной политики" относится учреждение молодежной политики, осуществляющее деятельность по реализации нескольких основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
3. Видом неспециализированного учреждения молодежной политики является молодежный центр, осуществляющий деятельность по реализации молодежной политики по двум и более основным направлениям молодежной политики, предусмотренным частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
4. К категории "специализированное учреждение молодежной политики" относится учреждение молодежной политики, осуществляющее деятельность по реализации одного основного направления молодежной политики, предусмотренного частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
5. Видами специализированных учреждений молодежной политики являются:
1) центр патриотического воспитания молодежи, осуществляющий деятельность по патриотическому воспитанию молодежи в качестве основного вида деятельности;
2) центр поддержки талантливой молодежи, осуществляющий деятельность по выявлению, сопровождению и поддержке молодежи, проявившей одаренность, а также содействию реализации прав молодых граждан на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества в качестве основного вида деятельности;
3) центр социально-психологической помощи молодым гражданам, осуществляющий деятельность по поддержке молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодых граждан, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содействию в оказании социально-психологической помощи молодежи в качестве основного вида деятельности;
4) молодежный центр добровольчества (волонтерства), осуществляющий деятельность по содействию участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве основного вида деятельности, привлекающий на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляющий руководство их деятельностью.
6. Учреждения молодежной политики, указанные в частях 2 - 5 настоящей статьи, вправе осуществлять деятельность по реализации молодежной политики по иным основным направлениям молодежной политики, предусмотренным частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, реализация которых не является основным видом их деятельности.
7. Изменение категории и (или) вида учреждения молодежной политики не является его реорганизацией. При изменении категории и (или) вида учреждения молодежной политики в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
8. Наименование учреждения молодежной политики должно содержать указание на организационно-правовую форму и вид учреждения молодежной политики.
9. В уставе учреждения молодежной политики наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация:
1) категория и вид учреждения молодежной политики;
2) основные направления молодежной политики, предусмотренные частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по которым учреждение молодежной политики осуществляет свою деятельность.
10. Иные юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, вправе выбирать и использовать категории и виды, установленные настоящей статьей для учреждений молодежной политики, в том числе указывать вид в наименовании юридического лица, а также включать информацию о категории, виде и об основных направлениях молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по которым такие юридические лица осуществляют свою деятельность, в свои учредительные документы.
Статья 13.2. Требования к деятельности учреждений молодежной политики
1. Учреждения молодежной политики обеспечивают:
1) оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также с учетом рекомендаций по функционированию учреждений молодежной политики, утвержденных в соответствии с пунктом 6 статьи 8.1 настоящего Федерального закона;
2) проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики. Перечень показателей эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики, подлежащих самообследованию, устанавливается учредителями учреждений молодежной политики с учетом перечня ключевых показателей эффективности реализации молодежной политики на территории Российской Федерации, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 8.1 настоящего Федерального закона. Порядок проведения самообследования и обеспечения функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики устанавливается учредителями учреждений молодежной политики с учетом рекомендаций, установленных в соответствии с пунктом 7 статьи 8.1 настоящего Федерального закона;
3) предоставление учредителям учреждений молодежной политики и общественности отчета о результатах проведения самообследования и обеспечения функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики;
4) соблюдение прав и законных интересов молодежи на получение услуг в сфере молодежной политики;
5) разработку и утверждение программ работы и развития учреждений молодежной политики, а также планов по реализации основных направлений молодежной политики, по которым учреждения молодежной политики осуществляют свою деятельность, по согласованию с учредителями учреждений молодежной политики и с учетом рекомендаций по реализации на территории Российской Федерации основных направлений молодежной политики, утвержденных в соответствии с пунктом 4 статьи 8.1 настоящего Федерального закона;
6) формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, а также доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах и официальных страницах учреждений молодежной политики в сети "Интернет";
7) выполнение иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Учреждения молодежной политики обеспечивают открытость и доступность:
1) информации:
а) о программах работы и развития учреждений молодежной политики, а также о планах по реализации основных направлений молодежной политики, по которым учреждения молодежной политики осуществляют свою деятельность;
б) о видах государственной и (или) муниципальной поддержки молодежи, молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации (о предоставлении в безвозмездное пользование помещений и оборудования, субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, а также об иных видах поддержки);
в) о материально-техническом обеспечении учреждений молодежной политики, в том числе о наличии оборудованных помещений для организации и проведения мероприятий по основным направлениям молодежной политики, а также правилах и порядке их использования;
2) отчета о результатах проведения самообследования и обеспечения функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики;
3) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению учреждения молодежной политики и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальных сайтах учреждений молодежной политики в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
4. Информация и документы о деятельности учреждений молодежной политики, не указанные в части 2 настоящей статьи, представляются руководителями (заместителями руководителей) учреждений молодежной политики по обращению гражданина, организации либо должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
5. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений молодежной политики осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Заключительные положения
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 903) признать утратившим силу.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
30 декабря 2020 года
N 489-ФЗ