ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Авиационные правила. Часть 27. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории (одобрены Постановлением 34-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 06.12.2013)

Одобрены
Постановлением
34-ой сессии Совета
по авиации и использованию
воздушного пространства
от 6 декабря 2013 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ЧАСТЬ 27
НОРМЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВИНТОКРЫЛЫХ АППАРАТОВ
НОРМАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее издание Части 27 Авиационных правил "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории" (АП-27) включает в себя поправку 27-1 к изданию АП-27 2000 г.
Настоящие Авиационные правила, Часть 27 "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории" (АП-27), включают в себя поправку 27-1 к изданию АП-27 2000 г. и одобрены Постановлением 34-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 6 декабря 2013 года.
Перечень изменений, введенных соответствующими Поправками, приведен в Листе учета изменений, при этом для каждого изменения указан его характер: изменен, введен, изъят, переобозначен.
Структурно данное издание АП-27 состоит из разделов A, B, C, D, E, F, G, Приложений A, B, C, D и Дополнения 27F.
Разделы A, B, C, D, E, F, G и Приложения A, B, C и D по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими Нормами летной годности Европы CS 27 с поправками, включая 27-3, и США FAR 27 с поправками, включая 27-47.
Дополнение 27F имеет самостоятельную нумерацию и содержит требования к винтокрылым аппаратам с различными видами оборудования.
В настоящем издании для выделения дополнительных по отношению к FAR 27 параграфов в их обозначение после цифровой группы дополнительно вводится заглавная буква латинского алфавита (A, B, C и т.д.), дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (a*, b*, c* и т.д.), а дополнительные подпункты - арабскими цифрами со звездочкой (1*, 2*, 3* и т.д.), либо (i*, ii*, iii* и т.д.).
РАЗДЕЛ A - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27.1. Применимость
(a) Настоящая Часть содержит требования к летной годности, выполнение которых необходимо для выдачи Сертификатов типа, Одобрений главных изменений и Дополнительных сертификатов типа для винтокрылых аппаратов нормальной категории с максимальным весом 3175 кг и менее и количеством пассажирских мест не более девяти.
(b) Любое юридическое лицо, которое обращается в соответствии с Частью 21 за сертификатом или дополнением к нему, должно показать соответствие применимым требованиям данной Части.
(c) Многодвигательный винтокрылый аппарат может быть сертифицирован по категории A при условии удовлетворения требованиям Приложения C данной Части.
27.2. Специальные требования, имеющие обратную силу
[Зарезервирован]
РАЗДЕЛ B - ПОЛЕТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27.21. Доказательство соответствия
Каждое требование данного раздела должно быть проверено при каждом целесообразном сочетании веса и положения центра тяжести в пределах условий загрузки, для которых запрашивается сертификат. Это должно быть показано:
(a) Посредством испытаний винтокрылого аппарата типа, на который запрашивается сертификат, или путем расчетов, основанных на результатах испытаний и равных им по точности; а также
(b) Посредством систематического исследования каждого требуемого сочетания веса и положения центра тяжести, если невозможно сделать обоснованный вывод о соответствии по данным ранее исследованных сочетаний.
27.25. Ограничения по весу
(a) Максимальный вес. Максимальный вес (наибольший вес, для которого показывается соответствие требованиям, оговоренным в данной Части) должен устанавливаться таким образом, чтобы он:
(1) Не превышал:
(i) наибольшего веса, выбранного заявителем;
(ii) максимального расчетного веса (наибольшего веса, при котором показывается соответствие условиям нагружения конструкции, оговоренным в данной Части); или
(iii) наибольшего веса, при котором показывается соответствие всем применимым требованиям к полету, приведенным в данной Части.
(iv) наибольшего веса, при котором продемонстрированы условия параграфов 27.87 или 27.143(c)(1) или их комбинаций, если вес и условия эксплуатации (высота и температура), предписанные теми требованиями, не могут быть удовлетворены; и
(2) Был не менее суммы:
(i) веса пустого винтокрылого аппарата, определяемого в соответствии с параграфом 27.29;
(ii) веса топлива, необходимого для выполнения предполагаемой операции с максимальной платной нагрузкой;
(iii) веса полного запаса масла; и
(iv) веса находящихся на борту людей, при предположении, что вес каждого из них равен 77 кг или меньшей величине, для которой запрашивается сертификат.
(b) Минимальный вес. Минимальный вес (наименьший вес, для которого показывается соответствие требованиям данной Части) должен устанавливаться так, чтобы:
(1) Его величина была не более суммы:
(i) веса пустого винтокрылого аппарата, определяемого в соответствии с параграфом 27.29; и
(ii) веса требуемого минимального состава экипажа, считая вес каждого члена экипажа равным 77 кг или меньшей величине, - по выбору заявителя или согласно инструкции по загрузке.
(2) Не менее, чем:
(i) минимальный вес, выбранный заявителем;
(ii) минимальный расчетный вес (наименьший вес, для которого показывается соответствие условиям нагружения конструкции, оговоренным в данной Части); или
(iii) наименьший вес, при котором показывается соответствие всем применимым требованиям к полету, приведенным в данной Части.
(c) Общий вес со сбрасываемым внешним грузом. Общий вес винтокрылого аппарата со сбрасываемым внешним грузом, превышающий максимальный вес, определенный согласно п. (a) данного параграфа, может быть установлен для комбинации "винтокрылый аппарат - груз", если:
(1) Комбинация "винтокрылый аппарат - груз" летательного аппарата не включает транспортировку людей на внешней подвеске.
(2) Получено одобрение компонентов конструкции для эксплуатации с грузом на внешней подвеске согласно 27.865 или другим эквивалентным эксплуатационным требованиям.
(3) Часть общего веса сверх величины максимального веса, определенного согласно п. (a) данного параграфа, приходится только на вес сбрасываемого внешнего груза или на его часть.
(4) Показывается соответствие элементов конструкции винтокрылого аппарата требованиям, предъявляемым в данной Части к конструкции при увеличенных нагрузках и напряжениях, обусловленных увеличением веса сверх величины, установленной согласно п. (a) данного параграфа.
(5) Эксплуатация винтокрылого аппарата с общим весом, превышающим максимальный сертифицируемый вес, определенный согласно п. (a) данного параграфа, удовлетворяет соответствующим эксплуатационным ограничениям согласно 27.865(a) и (d).
27.27. Ограничения по положению центра тяжести
Предельные задние и передние, а также поперечные положения центра тяжести, если они являются критическими, необходимо установить для каждого значения веса, определенного согласно параграфу 27.25. Эти предельные положения центра тяжести не могут выходить за:
(a) Пределы, указанные заявителем.
(b) Пределы диапазона положений центра тяжести, подтвержденные в испытаниях; или
(c) Пределы диапазона положений центра тяжести, в котором показано соответствие требованиям, предъявляемым к полету.
27.29. Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение центра тяжести
(a) Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение центра тяжести должны определяться по материалам взвешивания винтокрылого аппарата при отсутствии экипажа и платной нагрузки, но при наличии:
(1) Постоянного балласта.
(2) Невырабатываемого остатка топлива.
(3) Полной заправки рабочими жидкостями, включая:
(i) масло;
(ii) жидкость в гидравлических системах;
(iii) другие жидкости, необходимые для обеспечения нормальной работы систем винтокрылого аппарата, за исключением воды, предназначенной для впрыска в двигатели.
(b) Комплектация винтокрылого аппарата при определении веса пустого аппарата должна быть такой, которая хорошо определяется и может быть легко повторена, особенно в отношении величин веса топлива, масла, охлаждающей жидкости и устанавливаемого оборудования.
27.31. Съемный балласт
При демонстрации соответствия требованиям, предъявляемым к полету в этом разделе, может использоваться съемный балласт.
27.33. Ограничения по частоте вращения и шагу несущих винтов
(a) Ограничения по частоте вращения несущих винтов. Диапазон частот вращения несущих винтов должен устанавливаться таким, чтобы:
(1) При подаче мощности имелся необходимый запас для изменения частоты вращения несущих винтов при выполнении любого необходимого маневра с учетом используемого типа регулятора или синхронизатора.
(2) При отсутствии мощности обеспечивалась возможность выполнения любого необходимого маневра на режиме авторотации, включая посадку, во всех диапазонах изменения скорости полета и веса, на которые запрашивается сертификат.
(b) Нормальные ограничения большого шага несущих винтов (при подаче мощности). Для винтокрылых летательных аппаратов, за исключением вертолетов, которые, согласно п. (e) данного параграфа, должны иметь сигнализацию о приближении величины частоты вращения несущих винтов к минимально допустимому значению, требуется показать, что частота вращения несущих винтов не будет ниже минимально допустимого значения ни при каком продолжительном режиме полета с двигателями, работающими в пределах установленных максимальных ограничений. Это должно обеспечиваться путем:
(1) Соответствующей установки упора большого шага несущих винтов.
(2) Выбора собственных характеристик винтокрылого аппарата в пределах, которые не допускают возможности появления опасно малых частот вращения несущих винтов; или посредством.
(3) Применения соответствующих средств сигнализации, предупреждающих пилота о возникновении опасных частот вращения несущих винтов.
(c) Нормальные ограничения малого шага несущих винтов. При отсутствии мощности необходимо продемонстрировать, что:
(1) Нормальное ограничение малого шага несущих винтов обеспечивает необходимую частоту вращения при выполнении режима авторотации при наиболее критических сочетаниях веса и воздушной скорости; и
(2) Возможно предотвратить повышение частоты вращения несущих винтов, не прибегая к действиям, требующим исключительно высокого летного мастерства.
(d) Аварийный большой шаг несущих винтов. Если в соответствии с п. (b)(1) данного параграфа установлен упор большого шага несущих винтов и если при этом исключена возможность случайного выхода за пределы этого упора, то может быть предусмотрен аварийный большой шаг.
(e) Сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к минимальному значению, устанавливаемая на вертолетах. На однодвигательном, а также многодвигательном вертолете, не имеющем одобренного устройства, автоматически увеличивающего при отказе одного двигателя мощность работающих двигателей, должна быть предусмотрена сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к минимальному значению, отвечающая следующим требованиям:
(1) Сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к значению, при котором может быть нарушена безопасность полета, должна обеспечиваться пилоту на всех режимах полета, включая полет с работающими и неработающими двигателями.
(2) Сигнализация может обеспечиваться как посредством использования специфических аэродинамических характеристик вертолета, так и посредством сигнального устройства.
(3) Сигнализация должна быть ясной и четкой при всех условиях и должна быть ясно отличимой от любой другой сигнализации. Визуальное устройство, которое требует внимания экипажа, неприемлемо.
(4) Если используется сигнальное устройство, то оно должно автоматически отключиться и возвращаться в исходное состояние при условии, что низкая частота вращения устранена. Если в устройстве предусмотрена звуковая сигнализация, то оно должно быть оборудовано средством, позволяющим пилоту вручную отключить звуковую сигнализацию до устранения низкой частоты вращения.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ
27.45. Общие положения
(a) Если не указано другого, требования к летным данным этого раздела должны удовлетворяться в спокойном воздухе и в условиях стандартной атмосферы.
(b) Летные данные должны соответствовать располагаемой мощности двигателя(ей) при конкретных внешних атмосферных условиях, на конкретном режиме полета и при относительной влажности воздуха, указанной в п. (d) или (e) данного параграфа соответственно.
(c) Располагаемая мощность должна соответствовать мощности двигателя, не превышающей одобренную мощность, за вычетом:
(1) Потерь, связанных с установкой двигателя; и
(2) Мощности, поглощаемой вспомогательными устройствами и средствами в соответствии с конкретными внешними атмосферными условиями и конкретным режимом полета.
(d) Для винтокрылых аппаратов с поршневыми двигателями летно-технические характеристики, зависящие от мощности двигателя, должны устанавливаться исходя из 80%-ной относительной влажности воздуха при стандартной атмосфере.
(e) Для винтокрылых аппаратов с газотурбинными двигателями летно-технические характеристики, зависящие от мощности двигателя, должны устанавливаться исходя из относительной влажности воздуха:
(1) 80% при температуре, соответствующей стандартной атмосфере или более низкой; и
(2) 34% при температуре, на 28 °C выше температуры стандартной атмосферы.
Относительная влажность между этими двумя значениями температуры должна изменяться линейно.
(f) На винтокрылых аппаратах с газотурбинными двигателями должны быть предусмотрены средства, позволяющие пилоту определять до начала взлета способность каждого двигателя развивать мощность, необходимую для обеспечения соответствующих летно-технических характеристик винтокрылого аппарата, оговоренных в настоящем разделе.
27.49. Летные данные при минимальной эксплуатационной скорости
(a) Для вертолетов:
(1) Потолок висения должен быть определен в пределах веса, высоты и температуры, на которые запрашивается сертификат, при:
(i) взлетной мощности;
(ii) выпущенном шасси; и
(iii) нахождении вертолета в зоне влияния земли на высоте, соответствующей процедуре нормального взлета; и
(2) Потолок висения, определенный согласно пункту (a)(1) данного параграфа должен, по крайней мере:
(i) Для вертолетов с поршневым двигателем составлять 1219 метров с максимальным весом при стандартной атмосфере;
(ii) для вертолетов с газотурбинным двигателем составлять 762 метра барометрической высоты при МСА плюс 22 °C.
(3) Летные данные на режиме висения вне зоны влияния земли должны определяться при взлетной мощности в пределах диапазонов весов, высот и температур, на которые запрашивается сертификат;
(b) Для винтокрылых аппаратов, за исключением вертолетов, установившаяся скороподъемность при минимальной эксплуатационной скорости должна определяться в пределах диапазонов весов, высот и температур, на которые запрашивается сертификат, при:
(1) взлетной мощности; и
(2) выпущенном шасси.
27.51. Взлет
Выполнение взлета с использованием взлетной мощности и взлетной частоты вращения несущего винта при критическом положении центра тяжести и с весом от максимального веса на уровне моря до веса, на который запрашивается сертификат для любой высоты, оговоренной в данном параграфе:
(a) Не должно требовать исключительно высокого мастерства пилотирования или исключительно благоприятных условий во всем диапазоне высот для взлета и посадки от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной высоты, на которую запрашивается сертификат; и
(b) Взлет должен выполняться таким образом, чтобы в случае отказа двигателя в любой точке траектории полета была возможна безопасная посадка. Это должно быть продемонстрировано на максимальной высоте, на которую запрашивается сертификат, или на высоте по плотности 2134 м, в зависимости, какая из величин меньше.
27.65. Набор высоты при всех работающих двигателях
(a) Для винтокрылых аппаратов, за исключением вертолетов:
(1) Установившаяся скороподъемность при VY (скорость, наивыгоднейшая для набора высоты) должна определяться при:
(i) максимальной продолжительной мощности каждого двигателя;
(ii) убранном шасси;
(iii) значениях веса, высоты и температуры, на которые запрашивается сертификат; и
(2) Градиент наклона траектории в наборе высоты при скороподъемности, определяемой согласно п. (a)(1) данного параграфа, должен быть:
(i) по меньшей мере 1:10, если горизонтальная дистанция, требуемая для взлета и набора высоты с последующим преодолением препятствий высотой 15 м, устанавливается для каждого значения веса, высоты и температуры в пределах диапазона, на который запрашивается сертификат; или
(ii) по меньшей мере 1:6 для стандартных условий на уровне моря.
(b) Каждый вертолет должен соответствовать следующим требованиям:
(1) VY должна определяться при:
(i) стандартных условиях на уровне моря;
(ii) максимальном весе; и
(iii) максимальной продолжительной мощности на каждом двигателе.
(2) Установившаяся скороподъемность должна определяться:
(i) при скорости набора высоты, указанной заявителем равной или меньшей VY (непревышаемая скорость);
(ii) в пределах диапазона высот от уровня моря до максимального значения, на которое запрашивается сертификат;
(iii) при значениях веса и температур, соответствующих диапазону высот, оговоренному в п. (b)(2)(ii) данного параграфа, на который запрашивается сертификат; и
(iv) при максимальной продолжительной мощности на каждом двигателе.
27.67. Набор высоты при одном неработающем двигателе
Для многодвигательных вертолетов установившаяся скороподъемность (или вертикальная скорость снижения) при VY (или при скорости, соответствующей минимальной вертикальной скорости снижения) должна определяться при:
(a) Максимальном весе.
(b) Неработающем критическом двигателе и работе остальных двигателей на режиме:
(1) Максимальной продолжительной мощности и 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе (ОДН) (для вертолетов, для которых запрашивается сертификат с использованием 30-минутной мощности); или
(2) Продолжительной мощности при ОДН (для вертолетов, для которых запрашивается сертификат с использованием продолжительной мощности при одном неработающем двигателе).
27.71. Летные данные на режиме авторотации
Для однодвигательных вертолетов, а также для многодвигательных вертолетов, не удовлетворяющих требованиям независимости двигателя, предъявляемым в Приложении C данной Части к вертолетам категории A, скорость полета, соответствующая минимальной вертикальной скорости снижения, и скорость полета, соответствующая наивыгоднейшему углу планирования, должны определяться на режиме авторотации при:
(a) Максимальном весе; и
(b) Частоте (частотах) вращения несущего винта, выбранной заявителем.
27.75. Посадка
(a) Винтокрылый аппарат должен быть способен выполнять посадку без чрезмерного вертикального ускорения, тенденций к подпрыгиванию, капотированию, неуправляемому развороту на земле и на воде "козлению". Выполнение захода на посадку и посадка не должны требовать исключительно высокого мастерства пилотирования или исключительно благоприятных условий при:
(1) Скоростях захода на посадку или авторотации, соответствующих типу винтокрылого аппарата и выбранных заявителем.
(2) Заходе на посадку и посадке, выполняемых с:
(i) неработающим двигателем - для однодвигательного винтокрылого аппарата при выполнении захода на посадку с режима устойчивой авторотации; или
(ii) для многодвигательного винтокрылого аппарата - с одним неработающим двигателем и с каждым оставшимся работающим двигателем в установленных пределах эксплуатационных ограничений при выполнении захода на посадку с установившегося режима при одном неработающем двигателе.
(b) Многодвигательный винтокрылый аппарат должен быть способен выполнять безопасную посадку в нормальных эксплуатационных условиях при полной потере мощности.
27.87. Зона опасных сочетаний высоты и скорости
(a) Если существует какое-либо сочетание высоты и поступательной скорости (включая режим висения), при котором не может быть выполнена безопасная посадка при условиях потери мощности, применимых в соответствии с п. (b) данного параграфа, то необходимо установить зону ограничений по высоте и скорости (включая всю имеющую отношение информацию) для этих условий в диапазонах:
(1) Высот от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря до максимальной возможной для данного винтокрылого аппарата или 2134 м высоты по плотности, в зависимости от того, какое значение высоты меньше; и
(2) Значений веса в пределах от максимальной величины на уровне моря до веса, выбранного заявителем для каждой высоты, оговоренной п. (a)(1) данного параграфа. Для вертолетов вес на высотах, превышающих уровень моря, не может быть меньше, чем максимальный вес или наибольший вес, при котором обеспечивается висение вне зоны влияния земли, в зависимости от того, какая из величин меньше.
(b) Применимые случаи потери мощности:
(1) Для однодвигательных вертолетов - полная авторотация;
(2) Для многодвигательных вертолетов - с одним неработающим двигателем (если независимость двигателя обеспечивает продолжительную работу остальных двигателей), и работа остальных двигателей в одобренных пределах при минимальной мощности, установленной спецификацией, возможных для наиболее критической комбинации одобренной температуры окружающей среды и барометрической высоты, до высоты 2134 м по плотности или максимально возможной высоты для вертолета, в зависимости от того, какая из величин меньше; и
(3) Для винтокрылых аппаратов другого типа - условия, соответствующие рассматриваемому типу.
ПОЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
27.141. Общие положения
Винтокрылый аппарат должен:
(a) Удовлетворять требованиям по летным характеристикам этого раздела, если иное специально не оговорено в соответствующем параграфе:
(1) При ожидаемых в эксплуатации значениях высоты и температуры.
(2) При любых критических условиях загрузки в пределах диапазонов весов и положений центра тяжести, на которые запрашивается сертификат.
(3) При любых значениях скорости, мощности и частоты вращения несущих винтов, для которых запрашивается сертификат и которые имеют место в случае подачи мощности на несущие винты; и
(4) При любых значениях скорости и частоты вращения несущих винтов, для которых запрашивается сертификат на винтокрылый аппарат в случае отсутствия подачи мощности на винты и которые достижимы при управлении в соответствии с принятыми инструкциями и допусками.
(b) Обеспечивать выполнение любого требуемого режима полета и плавного перехода с одного режима полета на другой, не требуя исключительно высокого мастерства пилотирования, особого внимания или усилий, и не создавать опасности превышения ограничения по перегрузке на любом эксплуатационном режиме, возможном для данного типа, включая:
(1) Внезапный отказ одного двигателя - для многодвигательных винтокрылых аппаратов, отвечающих требованиям независимости двигателей винтокрылых аппаратов категории А, предъявляемым в Приложении C данной Части.
(2) Внезапную полную потерю мощности - для других винтокрылых аппаратов.
(3) Внезапный отказ в системе управления, связанный с оговоренным в 27.695(a); и
(c) Обладать дополнительными характеристиками, необходимыми для осуществления полетов в ночное время или по приборам, если требуется сертификат на выполнение полетов такого рода. Требования к выполнению вертолетом полетов по приборам содержатся в Приложении B данной Части.
27.143. Управляемость и маневренность
(a) Винтокрылый аппарат должен быть безопасно управляемым и маневренным:
(1) На установившихся режимах полета; и
(2) При выполнении любого маневра, соответствующего данному типу, включая:
(i) взлет;
(ii) набор высоты;
(iii) горизонтальный полет;
(iv) разворот;
(v) авторотацию;
(vi) посадку (с работающими и неработающими двигателями); и
(vii) переход к полету с использованием мощности при неудачном заходе на посадку на режиме авторотации.
(b) Запас циклического управления должен обеспечить удовлетворительное управление по крену и тангажу на скорости VNE при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Критической частоте вращения несущих винтов; и
(4) Неработающих двигателях (за исключением вертолетов, демонстрирующих соответствие п. (f) данного параграфа) и работающих двигателях.
(c) Должно быть установлено ограничение по скорости ветра от нуля до 9 м/с, со всех направлений, при которых винтокрылый аппарат может эксплуатироваться без потери управляемости при работе на земле или вблизи земли, при выполнении любого маневра, соответствующего данному типу (таких, как, например, взлеты при боковом ветре, полеты вбок и назад), при:
(1) Высотах, в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной высоты, на которой возможны взлет и посадка винтокрылого аппарата, или до высоты по плотности 2134 м, в зависимости от того, какое значение высоты меньше; при
(i) критическом весе;
(ii) критическом положении центра тяжести; и
(iii) критической частоте вращения несущего винта.
(2) Высотах, на которых могут выполняться взлет и посадка, свыше 2134 м при:
(i) весе, выбранном заявителем;
(ii) критическом положении центра тяжести; и
(iii) критической частоте вращения несущего винта.
(d) Должно быть установлено ограничение по скорости ветра от нуля до 9 м/с, при всех направлениях, на которых винтокрылый аппарат может эксплуатироваться без потери управляемости при работе вне зоны влияния земли при:
(1) Весе, выбранном заявителем;
(2) Критическом положении центра тяжести;
(3) Частоте вращения несущего винта, выбранной заявителем; и
(4) Высоте, в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной высоты, на которой возможны взлет и посадка винтокрылого аппарата.
(e) Винтокрылый аппарат после:
(1) Потери мощности одного двигателя в случае многодвигательного винтокрылого аппарата, который удовлетворяет требованиям изоляции двигателя транспортной категории A, или
(2) Полной потери мощности в случае винтокрылого аппарата другого типа, должен быть управляем во всем диапазоне скоростей и высот, на который запрашивается сертификация, когда такая потеря мощности происходит при максимально продолжительной мощности и критическом весе. Задержка по времени корректирующего действия для любого режима после потери мощности не может быть менее, чем:
(i) для крейсерского полета - 1 с, или время нормальной реакции пилота (в зависимости от того, какая величина больше); и
(ii) время нормальной реакции пилота - для другого режима полета.
(f) Для вертолетов, на которых VNE (при неработающих двигателях) устанавливается согласно 27.1505(c), должно быть продемонстрировано следующее соответствие с требованиями при критическом весе, критическом положении центра тяжести и критической частоте вращения несущего винта:
(1) Должно обеспечиваться безопасное уменьшение скорости вертолета до скорости VNE (при неработающих двигателях), не требующее исключительного мастерства пилотирования, после отказа последнего работающего двигателя при максимальной скорости горизонтального полета VNE с одним работающим двигателем.
(2) При скорости 1,1 VNE (при неработающих двигателях) запас циклического управления должен обеспечивать удовлетворительное управление по крену и тангажу при неработающих двигателях.
27.151. Органы управления винтокрылым аппаратом
(a) При работе органами продольного, поперечного и путевого управлений и управления общим шагом не должна иметь место чрезмерная сила страгивания, чрезмерное трение или чрезмерная предварительная нагрузка.
(b) Усилия и люфты в системе управления не должны препятствовать плавному, четкому реагированию винтокрылого аппарата на управляющий импульс.
27.161. Балансировка усилий на органах управления (триммирование)
Триммерное управление:
(a) Должно снимать воспринимаемые пилотом постоянные силы в продольном, поперечном, путевом управлениях и в управлении общим шагом до нуля в горизонтальном полете во всем диапазоне скоростей; и
(b) Не должно вносить никаких нежелательных разрывов в градиентах усилий в управлении.
27.171. Устойчивость. Общие положения
Пилотирование винтокрылого аппарата при выполнении какого-либо нормального маневра в течение времени, ожидаемого при эксплуатации, не должно приводить к чрезмерному утомлению или напряжению пилота. Для демонстрации этого свойства необходимо выполнить по меньшей мере три взлета и посадки.
27.173. Продольная статическая устойчивость
(a) Продольное управление должно быть спроектировано таким образом, чтобы перемещение органа управления назад требовалось для достижения скорости меньше балансировочной, а перемещение органа управления вперед - для достижения скорости, больше балансировочной.
(b) При постоянном положении рычагов управления мощностью двигателя и общим шагом в процессе выполнения маневров, оговоренных в 27.175(a) - (d), кривая зависимости положения ручки управления от скорости должна иметь положительный наклон во всем диапазоне высот, на который запрашивается сертификат. Однако, в ограниченных полетных условиях или режимах эксплуатации, определяемых Компетентным органом как приемлемые, кривая зависимости положения ручки управления от скорости может иметь нейтральность или отрицательный наклон, если винтокрылый аппарат обладает такими летными характеристиками, которые позволяют пилоту сохранять воздушную скорость в пределах 9,26 км/ч от заданной балансировочной скорости без исключительного мастерства пилотирования или повышенного внимания.
27.175. Демонстрация продольной статической устойчивости
(a) Набор высоты. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать в режиме набора высоты на скоростях от VY - 19 км/ч до VY + 19 км/ч при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Максимальной продолжительной мощности.
(4) Убранном шасси; и
(5) Балансировке винтокрылого аппарата на скорости VY.
(b) Крейсерский полет. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать в режиме крейсерского полета на скоростях от 0,8 VNE - 19 км/ч до 0,8 VNE + 19 км/ч или, если VH меньше, чем 0,8 VNE, от VH - 19 км/ч до VH + 19 км/ч, при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Мощности, необходимой для горизонтального полета при скорости 0,8 VNE или VH, в зависимости от того, какое значение меньше.
(4) Убранном шасси; и
(5) Балансировке винтокрылого аппарата при скорости 0,8 VNE или VH, в зависимости от того, какое значение меньше.
(c) VNE. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать на скоростях от VNE - 37 км/ч до VNE при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Мощности, необходимой для горизонтального полета при VNE - 19 км/ч, или максимальной продолжительной мощности, в зависимости от того, какое значение меньше.
(4) Убранном шасси; и
(5) Балансировке винтокрылого аппарата при VNE - 19 км/ч.
(d) Авторотация. Продольная статическая устойчивость должна быть продемонстрирована на режиме авторотации при:
(1) Скоростях полета в диапазоне от минимальной скорости снижения - 19 км/ч до минимальной скорости снижения + 19 км/ч при:
(i) критическом весе;
(ii) критическом положении центра тяжести;
(iii) выпущенном шасси; и
(iv) балансировке винтокрылого аппарата на минимальной скорости снижения.
(2) От скорости, соответствующей наивыгоднейшему углу планирования - 19 км/ч (5,14 м/с), до скорости, соответствующей наивыгоднейшему углу планирования + 19 км/ч, при:
(i) критическом весе;
(ii) критическом положении центра тяжести;
(iii) убранном шасси;
(iv) балансировке винтокрылого аппарата на скоростях, соответствующих наивыгоднейшему углу планирования.
27.177. Путевая статическая устойчивость
(a) Органы путевого управления должны быть спроектированы таким образом, чтобы при постоянном положении рычагов управления мощностью двигателей и общим шагом несущего винта в условиях балансировки в соответствии с параграфом 27.175(a), (b) и (c), ориентация и направление движения винтокрылого аппарата при перемещении органа управления должны следовать в направлении движения педали. Углы скольжения должны увеличиваться с устойчивым увеличением отклонения органов путевого управления до углов скольжения, возрастая до меньшего из:
(1) +/- 25° при балансировке на скорости, на 28 км/ч меньше скорости минимального снижения, линейно изменяясь до +/- 10° при балансировке на VNE.
(2) Установившиеся углы скольжения, в соответствии с параграфом 27.351.
(3) Угол скольжения, выбранный Заявителем, который соответствует боковой перегрузке не менее 0,1g; или
(4) Угол скольжения, достигнутый максимальным отклонением органа путевого управления.
(b) Выполнение скольжения должно сопровождаться признаками, достаточными для предупреждения пилота о приближении винтокрылого аппарата к предельным значениям углов скольжения.
(c) Во время маневра, оговоренного в пункте (a) данного параграфа, кривая зависимости угла скольжения от положения органов путевого управления может иметь отрицательный наклон в небольшом диапазоне углов вблизи балансировочного положения, при условии обеспечения сохранения желаемого направления полета без исключительно высокого мастерства пилотирования или повышенного внимания пилота.
ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ
27.231. Общие положения
Винтокрылый аппарат должен обладать удовлетворительными характеристиками управляемости на земле и на воде, причем тенденции к неуправляемости должны отсутствовать в любых условиях, ожидаемых в эксплуатации.
27.235. Руление
Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы он выдерживал нагрузки, которые будут возникать при рулении по наиболее неровной поверхности в ожидаемых условиях нормальной эксплуатации.
27.239. Характеристики брызгообразования
Если запрашивается сертификат для эксплуатации винтокрылого аппарата на воде, то воздействие брызгообразования при рулении, взлете и посадке не должно затемнять обзор из кабины пилота и создавать угрозу повреждения несущих и других винтов, а также прочих частей винтокрылого аппарата.
27.241. Земной резонанс
Винтокрылый аппарат не должен иметь опасной тенденции к колебаниям на земле при вращении несущего винта.
РАЗНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
27.251. Вибрация
На всех частях винтокрылого аппарата на каждом режиме при соответствующих скорости и мощности должна отсутствовать чрезмерная вибрация.
РАЗДЕЛ C - ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧНОСТИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27.301. Нагрузки
(a) Требования к прочности установлены в терминах эксплуатационных нагрузок (максимальных нагрузок, ожидаемых в эксплуатации) и расчетных нагрузок (эксплуатационных нагрузок, умноженных на заданные коэффициенты безопасности). Если не оговорено иначе, то задаваемые нагрузки и являются эксплуатационными нагрузками.
(b) Если не оговорено иначе, то задаваемые нагрузки в воздухе, на земле и на воде должны уравновешиваться силами инерции, при этом учитывается масса каждой части винтокрылого аппарата. Нагрузки должны быть распределены так, чтобы это с достаточной точностью или с запасом представляло реальные условия.
(c) Необходимо принять во внимание перераспределение нагрузок в случае, когда деформации под их воздействием значительно изменяют распределение внешних и внутренних нагрузок.
27.303. Коэффициент безопасности
Если не оговорено иначе, то необходимо использовать коэффициент безопасности, равный 1,5. Этот коэффициент применяется к внешним и инерционным нагрузкам, если его применение к напряжениям не является более надежным.
27.305. Прочность и деформация
(a) Конструкция должна быть способна выдерживать эксплуатационные нагрузки без возникновения опасной или остаточной деформации. При любых нагрузках, вплоть до эксплуатационных значений, деформация не должна влиять на безопасность эксплуатации.
(b) Конструкция должна быть способна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения. Это должно быть показано посредством:
(1) Приложения к конструкции расчетных нагрузок по меньшей мере в течение 3 с при статических испытаниях; или
(2) Динамических испытаний, воспроизводящих фактическое воздействие нагрузки.
27.307. Доказательство прочности конструкции
(a) Соответствие требованиям данного раздела к прочности и деформации должно быть показано для каждого критического условия нагружения, с которым конструкция может встретиться в эксплуатации. Расчет конструкции на прочность (статическую или усталостную) можно использовать, если только она соответствует таким конструкциям, для которых, как показал опыт, этот метод является достоверным. В других случаях должны быть проведены обосновывающие испытания.
(b) Доказательство соответствия требованиям данного раздела к прочности должно включать:
(1) Динамические и ресурсные испытания винтов, их приводов и управления.
(2) Испытания системы управления, включая поверхности управления, на расчетную нагрузку.
(3) Испытания системы управления на функционирование.
(4) Летные испытания по измерению нагрузок.
(5) Испытания шасси на сброс; и
(6) Любые дополнительные испытания, необходимые при наличии новых или необычных особенностей конструкции.
27.309. Конструктивные ограничения
Для того чтобы показать соответствие конструкции требованиям данного раздела, должны быть установлены следующие величины и ограничения:
(a) Максимальный расчетный вес.
(b) Диапазоны частот вращения несущего винта при работающих и неработающих двигателях.
(c) Максимальные поступательные скорости для каждой частоты вращения несущего винта в пределах диапазонов, установленных согласно п. (b) данного параграфа.
(d) Максимальные скорости полета назад и вбок.
(e) Предельные центровки, соответствующие ограничениям, установленным согласно пп. (b), (c) и (d) данного параграфа.
(f) Передаточные числа между каждой силовой установкой и каждым связанным с ней вращающимся элементом.
(g) Положительные и отрицательные эксплуатационные перегрузки при маневре.
НАГРУЗКИ В ПОЛЕТЕ
27.321. Общие положения
(a) Полетная перегрузка должна рассматриваться действующей перпендикулярно к продольной оси винтокрылого аппарата и равной по величине, но противоположной по направлению, инерционной перегрузке в центре тяжести.
(b) Соответствие требованиям данного раздела к нагрузкам в полете должно быть показано при:
(1) Каждом значении веса от минимального расчетного до максимального расчетного веса; и
(2) Любом практически осуществимом распределении полезной нагрузки в пределах эксплуатационных ограничений, содержащихся в Руководстве по летной эксплуатации винтокрылого аппарата.
27.337. Эксплуатационная перегрузка при маневре
Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы:
(a) Эксплуатационная перегрузка при маневре находилась в диапазоне от положительного значения плюс 3,5 до отрицательного значения минус 1,0; или
(b) Любая меньшая эксплуатационная перегрузка при маневре была не менее плюс 2,0 и не более чем минус 0,5, если:
(1) Показывается аналитически и посредством летных испытаний, что возможность превышения этих значений является крайне маловероятной; и
(2) Выбранные величины соответствуют всем значениям веса в пределах диапазона весов от максимального расчетного до минимального расчетного.
27.339. Результирующие эксплуатационные нагрузки при маневре
При использовании эксплуатационной перегрузки при маневре предполагается, что нагрузки действуют в центре втулки каждого несущего винта и на каждую вспомогательную несущую поверхность, в направлениях и при распределениях нагрузки между несущими винтами и вспомогательными несущими поверхностями таким образом, чтобы представить каждый критический режим маневрирования, включая полеты с работающими и неработающими двигателями при максимальной расчетной характеристике режима работы несущего винта. Характеристика режима работы несущего винта представляет собой отношение составляющей скорости полета винтокрылого аппарата в плоскости диска несущего винта к окружной скорости лопастей несущего винта и выражается следующим образом: