ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Авиационные правила. Часть 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории (утв. Постановлением 22-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 31.10.2002)

Утверждены
Постановлением 22-й сессии
Совета по авиации и использованию
воздушного пространства
от 31 октября 2002 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ЧАСТЬ 29
НОРМЫ
ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВИНТОКРЫЛЫХ АППАРАТОВ
ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее 2-е издание Части 29 Авиационных правил "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории" (АП-29) включает в себя поправки 29-1 и 29-2 к изданию АП-29 1995 г.
Настоящая Часть 29 Авиационных правил "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории", включающая поправки 29-1 и 29-2 к изданию АП-29 1995 г., утверждена Постановлением 22-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 31 октября 2002 г.
Перечень введенных изменений приведен в Листах учета изменений. Индексация изменения содержит: номер поправки, индекс И, номер изменения данного параграфа, через тире - номер параграфа (например: 2И 1-29.25). Дополнительно к индексу указывается, к какой части параграфа относится изменение, а также характер изменения (введен, изъят, изменен).
Структурно 2-е издание АП-29 состоит из разделов A, B, C, D, E, F, G, Приложений A, B, C, D и Временных дополнений Д29.1, Д29.2.
Разделы A, B, C, D, E, F, G, Приложения A, B, C, D по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими параграфами Норм летной годности США FAR 29 с поправками, включая 29-47.
Временные дополнения Д29.1, Д29.2 имеют самостоятельную нумерацию, при этом:
- Д29.1 содержит отдельные эксплуатационные правила, гармонизированные по содержанию с соответствующими требованиями FAR 91 и FAR 135;
- Д29.2 содержит дополнительные требования к винтокрылым аппаратам с отдельными видами оборудования.
В настоящем издании, при введении дополнительных по отношению к FAR 29 параграфов, в их обозначение после цифровой группы вводится заглавная буква латинского алфавита (A, B, C и т.д.), а дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (a*, b*, c* и т.д.).
РАЗДЕЛ A - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
29.1. Применимость
(a) Настоящая Часть содержит требования к летной годности, выполнение которых необходимо для выдачи сертификатов типа и дополнений к этим сертификатам для винтокрылых аппаратов транспортной категории.
(b) Винтокрылый аппарат транспортной категории должен быть сертифицирован в соответствии с требованиями либо к категории A, либо к категории B данной Части. Многодвигательный винтокрылый аппарат может быть сертифицирован на тип и по категории A, и по категории B одновременно с соответствующими эксплуатационными ограничениями, различающимися для каждой категории.
(c) Винтокрылый аппарат с максимальным весом более 9080 кг и числом пассажирских мест 10 и более должен сертифицироваться на тип по категории A винтокрылых аппаратов.
(d) Винтокрылый аппарат с максимальным весом более 9080 кг и числом пассажирских мест 9 или менее может сертифицироваться на тип по категории B при условии удовлетворения требованиям к категории A, содержащимся в разделах C, D, E, F данной Части.
(e) Винтокрылый аппарат с максимальным весом 9080 кг или менее, но с числом пассажирских мест 10 и более может сертифицироваться на тип по категории B при условии удовлетворения требованиям к категории A, содержащимся в 29.67(a)(2), параграфах 29.87, 29.1517, а также в разделах C, D, E и F данной Части.
(f) Винтокрылый аппарат с максимальным весом 9080 кг или менее и числом пассажирских мест 9 и менее может сертифицироваться на тип по категории B.
(g) Любое юридическое лицо, которое обращается в соответствии с Частью 21 за сертификатом или дополнением к нему, как описано в пп. (a) - (f) этого параграфа, должно показать соответствие применимым требованиям данной Части.
29.2. [Зарезервирован].
РАЗДЕЛ B - ПОЛЕТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
29.21. Доказательство соответствия
Каждое требование данного раздела должно быть проверено при каждом целесообразном сочетании веса и положения центра тяжести в пределах условий загрузки, для которых запрашивается сертификат. Это должно быть показано:
(a) Посредством испытаний винтокрылого аппарата типа, на который запрашивается сертификат, или путем расчетов, основанных на результатах испытаний и равных им по точности; а также
(b) Посредством систематического исследования каждого требуемого сочетания веса и положения центра тяжести, если невозможно сделать обоснованный вывод о соответствии по данным ранее исследованных сочетаний.
29.25. Ограничения по весу
(a) Максимальный вес. Максимальный вес (наибольший вес, для которого показывается соответствие требованиям, оговоренным в данной Части) или, по выбору Заявителя, наибольший вес для каждого значения высоты и для каждого (практически различаемого) режима эксплуатации, такого, как взлет, полет по маршруту и посадка, должен устанавливаться так, чтобы его величина не превышала:
(1) Наибольшего веса, указанного Заявителем.
(2) Максимального расчетного веса (наибольшего веса, при котором показывается соответствие условиям нагружения конструкции, оговоренным в данной Части); или
(3) Наибольшего веса, при котором показывается соответствие требованиям к полету, приведенным в данной Части.
(b) Минимальный вес. Минимальный вес (наименьший вес, для которого показывается соответствие требованиям, оговоренным в данной Части) должен устанавливаться так, чтобы его значение было не менее:
(1) Минимального веса, указанного Заявителем.
(2) Минимального расчетного веса (наименьшего веса, для которого показывается соответствие условиям нагружения конструкции, оговоренным в данной Части); или
(3) Наименьшего веса, для которого показывается соответствие требованиям к полету, приведенным в данной Части.
(c) Общий вес со сбрасываемым внешним грузом. Общий вес винтокрылого аппарата со сбрасываемым внешним грузом, превышающий максимальный вес, определенный согласно п. (a) данного параграфа, может быть установлен для комбинаций "винтокрылый аппарат - груз", если:
(1) Комбинация "винтокрылый аппарат - груз" не предназначена для перевозки людей.
(2) Получено одобрение конструкции винтокрылого аппарата с грузом на внешней подвеске в соответствии с требованиями параграфа 29.865 или с эквивалентными эксплуатационными требованиями.
(3) Часть общего веса сверх величины максимального веса, определенного согласно п. (a) данного параграфа, приходится только на вес сбрасываемого внешнего груза или на его часть.
(4) Показывается соответствие элементов конструкции винтокрылого аппарата требованиям, предъявляемым в данной Части к конструкции при увеличенных нагрузках и напряжениях, обусловленных увеличением веса сверх величины, установленной согласно п. (a) данного параграфа.
(5) Эксплуатация винтокрылого аппарата с общим весом, превышающим максимальный сертифицируемый вес, определенный согласно п. (a) данного параграфа, удовлетворяет соответствующими эксплуатационными ограничениями согласно 29.865(a) и (d).
29.27. Ограничения по положению центра тяжести
Предельные задние и передние, а также поперечные положения центра тяжести, если они являются определяющими, необходимо устанавливать для каждого значения веса, определенного согласно требованиям параграфа 29.25. Эти предельные положения центра тяжести не могут выходить за пределы:
(a) Указанные Заявителем.
(b) Диапазона положений центра тяжести, подтвержденные в испытаниях; или
(c) Диапазона положений центра тяжести, в котором показано соответствие требованиям, предъявляемым к полету.
29.29. Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение центра тяжести
(a) Вес пустого винтокрылого аппарата и соответствующее положение центра тяжести должны определяться по материалам взвешивания винтокрылого аппарата при отсутствии экипажа и платной нагрузки, но при наличии:
(1) Постоянного балласта.
(2) Невырабатываемого остатка топлива.
(3) Полной заправки рабочими жидкостями, включая:
(i) масло;
(ii) гидравлическую жидкость; и
(iii) другие жидкости, необходимые для обеспечения нормальной работы систем винтокрылого аппарата, за исключением воды, предназначенной для впрыска в двигатели.
(b) Комплектация винтокрылого аппарата при определении веса пустого аппарата должна быть такой, которая хорошо определяется и может быть легко повторена, особенно в отношении величин веса топлива, масла, охлаждающей жидкости и устанавливаемого оборудования.
29.31. Съемный балласт
При демонстрации соответствия требованиям, предъявляемым к полету в этом разделе, может использоваться съемный балласт.
29.33. Ограничения по частоте вращения и шагу несущих винтов
(a) Ограничения по частоте вращения несущих винтов. Диапазон частот вращения несущих винтов должен устанавливаться таким, чтобы:
(1) При подаче мощности имелся необходимый запас для изменения частоты вращения несущих винтов при выполнении любого необходимого маневра с учетом используемого типа регулятора или синхронизатора.
(2) При отсутствии мощности обеспечивалась возможность выполнения любого необходимого маневра на режиме авторотации, включая посадку, во всех диапазонах изменения скорости полета и веса, на которые запрашивается сертификат.
(b) Нормальные ограничения большого шага несущих винтов (при подаче мощности). Для винтокрылых аппаратов, за исключением вертолетов, которые согласно п. (e) данного параграфа должны иметь сигнализацию о приближении частоты вращения несущих винтов к минимально допустимому значению, требуется показать, что частота вращения несущих винтов не будет ниже минимально допустимого значения ни при каком продолжительном режиме полета с двигателями, работающими в пределах установленных максимальных ограничений. Это должно обеспечиваться путем:
(1) Соответствующей установки упора большого шага несущих винтов.
(2) Выбора собственных характеристик винтокрылого аппарата в пределах, не допускающих возможности появления опасно малых частот вращения несущих винтов; или посредством:
(3) Применения соответствующих средств сигнализации, предупреждающих пилота о возникновении опасных частот вращения несущих винтов.
(c) Нормальные ограничения малого шага несущих винтов. При отсутствии мощности необходимо продемонстрировать, что:
(1) Нормальное ограничение малого шага несущих винтов обеспечивает необходимую частоту вращения при выполнении режима авторотации при наиболее критических сочетаниях веса и воздушной скорости; и
(2) Возможно предотвратить повышение частоты вращения несущих винтов, не прибегая к действиям, требующим исключительного летного мастерства.
(d) Аварийный большой шаг несущих винтов. Если в соответствии с п. (b)(1) данного параграфа установлен упор большого шага несущих винтов и если при этом исключена возможность случайного выхода за пределы этого упора, то может быть предусмотрен аварийный большой шаг.
(e) Сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к минимальному значению, устанавливаемая на вертолетах. На однодвигательном, а также многодвигательном вертолете, не имеющем одобренного устройства, автоматически увеличивающего при отказе одного двигателя мощность работающих двигателей, должна быть предусмотрена сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к минимальному значению, отвечающая следующим требованиям:
(1) Сигнализация о приближении частоты вращения несущих винтов к значению, при котором может быть нарушена безопасность полета, должна обеспечиваться пилоту на всех режимах полета, включая полет с работающими и неработающими двигателями.
(2) Сигнализация может обеспечиваться как посредством использования специфических аэродинамических характеристик вертолета, так и посредством сигнального устройства.
(3) Сигнализация должна быть ясной и четкой при всех условиях полета и должна быть ясно отличимой от любой другой сигнализации. Установка только визуального устройства, требующего внимания экипажа, неприемлема.
(4) Если используется сигнальное устройство, то оно должно автоматически отключиться и возвращаться в исходное состояние при условии, что низкая частота вращения устранена. Если в устройстве предусмотрена звуковая сигнализация, то оно должно быть оборудовано средством, позволяющим пилоту вручную отключать звуковую сигнализацию до устранения низкой частоты вращения.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ
29.45. Общие положения
(a) Летные данные, оговоренные в этом разделе, необходимо определять:
(1) Исходя из среднего уровня квалификации пилота; и
(2) При условиях, не являющихся исключительно благоприятными.
(b) Соответствие требованиям данного раздела, предъявляемым к летным данным, должно быть показано:
(1) Для спокойного воздуха на уровне моря в условиях стандартной атмосферы; и
(2) В одобренном диапазоне атмосферных условий.
(c) Располагаемая мощность должна соответствовать мощности двигателя, не превышающей одобренную мощность, за вычетом:
(1) Потерь, связанных с установкой двигателя; и
(2) Мощности, поглощаемой вспомогательными устройствами и средствами, при величинах, которые указывались в заявке на сертификацию и были подтверждены.
(d) Для винтокрылых аппаратов с поршневыми двигателями летные данные, зависящие от мощности двигателя, должны устанавливаться исходя из 80%-ной относительной влажности воздуха при стандартной атмосфере.
(e) Для винтокрылых аппаратов с газотурбинными двигателями летные данные, зависящие от мощности двигателя, должны устанавливаться исходя из относительной влажности воздуха:
(1) 80% при температуре, соответствующей стандартной атмосфере и ниже; и
(2) 34% при температуре, на 28 °C выше температуры стандартной атмосферы.
Относительная влажность между этими двумя значениями температуры должна изменяться линейно.
(f) На винтокрылых аппаратах с газотурбинными двигателями должны быть предусмотрены средства, позволяющие пилоту определять до начала взлета способность каждого двигателя развивать мощность, необходимую для обеспечения соответствующих летно-технических характеристик винтокрылого аппарата, оговоренных в настоящем разделе.
29.49. Летные данные при минимальной эксплуатационной скорости
(a) Для любого вертолета категории A летные данные на режиме висения должны определяться в пределах диапазонов весов, высот и температур, для которых заявляются взлетные данные:
(1) При мощности, не превышающей взлетную.
(2) При выпущенном шасси; и
(3) На высотах над взлетной поверхностью, установленных для траекторий взлета, набора высоты и прерванного взлета.
(b) Для любого вертолета категории B летные данные на режиме висения должны определяться в пределах диапазонов весов, высот и температур, на которые запрашивается сертификат, при:
(1) Взлетной мощности.
(2) Выпущенном шасси; и
(3) Нахождении вертолета в зоне влияния земли на высоте, соответствующей процедуре нормального взлета.
(c) Для любого вертолета летные данные на режиме висения вне зоны влияния земли должны определяться при взлетной мощности в пределах диапазонов весов, высот и температур, на которые запрашивается сертификат.
(d) Для винтокрылых аппаратов, за исключением вертолетов, установившаяся скороподъемность при минимальной эксплуатационной скорости должна определяться в пределах диапазонов весов, высот и температур, на которые запрашивается сертификат, при:
(1) Взлетной мощности; и
(2) Выпущенном шасси.
29.51. Взлетные данные. Общие положения
(a) Должны быть определены взлетные данные, требуемые в соответствии с параграфами 29.53, 29.55, 29.59, 29.60, 29.61, 29.62, 29.63 и 29.67:
(1) Для каждого значения веса, высоты и температуры, выбранных Заявителем; и
(2) При работе двигателей в пределах установленных эксплуатационных ограничений.
(b) Взлетные данные должны быть:
(1) Определены на гладкой, сухой и твердой поверхности; и
(2) Приведены к условиям взлета с горизонтальной поверхности.
(c) Выполнение взлета с целью определения данных, приведенных в настоящем параграфе, не должно требовать исключительного мастерства пилотирования, повышенного напряжения и внимания, а также исключительно благоприятных условий.
29.53. Взлет: категория A
Летные данные на взлете должны определяться и задаваться так, чтобы при отказе одного двигателя в какой-либо момент времени после начала взлета винтокрылый аппарат мог:
(a) Возвратиться и совершить безопасную посадку на взлетную поверхность; или
(b) Продолжить взлет и набор высоты до достижения величины воздушной скорости и конфигурации, в соответствии с требованиями 29.67(a)(2).
29.55. Точка принятия решения на взлет: категория A
(a) Точка принятия решения на взлет (ТПРВ) - это первая точка на траектории взлета, по достижении которой, в соответствии с параграфом 29.59, возможно выполнение продолженного взлета, и это последняя точка на траектории взлета, из которой обеспечивается прерванный взлет в пределах дистанции, определенной в параграфе 29.62.
(b) ТПРВ должна быть установлена на траектории взлета с использованием не более чем двух параметров, а именно, скорости и высоты для указания ТПРВ.
(c) Определение положения ТПРВ должно включать в себя временной интервал распознавания пилотом происшедшего отказа критического двигателя.
29.59. Траектория взлета: категория A
(a) Траектория взлета простирается от точки начала процедуры взлета до точки, в которой винтокрылый аппарат находится на высоте 300 м над взлетной поверхностью и для которой показано соответствие 29.67(a)(2). Кроме того:
(1) Траектория взлета должна проходить вне зоны опасных сочетаний "H-V", установленной в соответствии с параграфом 29.87.
(2) Винтокрылый аппарат должен выполнить нормальный взлет до точки отказа двигателя, в которой критический двигатель должен быть остановлен и оставаться неработающим в течение остальной части взлета.
(3) После остановки критического двигателя винтокрылый аппарат должен достичь ТПРВ, а затем увеличить скорость до VTOSS.
(4) В процессе достижения скорости VTOSS и установления положительной скороподъемности могут применяться только основные органы управления. Другие органы управления, установленные на основных органах управления, могут использоваться после достижения положительной скороподъемности и скорости VTOSS, но не ранее чем через 3 с после момента остановки критического двигателя; и
(5) После достижения скорости VTOSS и положительной скороподъемности шасси может быть убрано.
(b) При определении траектории взлета в соответствии с п. (a) данного параграфа и после достижения скорости VTOSS и положительной скороподъемности набор высоты должен быть продолжен на скорости, близкой, насколько это практически возможно, к скорости VTOSS, но не менее ее, до тех пор пока винтокрылый аппарат не достигнет высоты 60 м над взлетной поверхностью. В течение этого интервала величины скороподъемности должны соответствовать или превосходить требуемые в 29.67(a)(1).
(c) Во время продолженного взлета винтокрылый аппарат не должен снижаться ниже 4,5 м над взлетной поверхностью, если ТПРВ расположена выше 4,5 м.
(d) Начиная с высоты 60 м над взлетной поверхностью траектория взлета винтокрылого аппарата не должна иметь просадок и должна иметь положительный наклон до тех пор пока не будет достигнута высота 300 м над поверхностью взлета со скороподъемностью не менее той, которая требуется в 29.67(a)(2). Любой другой орган управления, в дополнение к основным, можно использовать после достижения высоты 60 м над взлетной поверхностью.
(e) Взлетная дистанция должна быть определена в соответствии с требованиями параграфа 29.61.
29.60. Траектория взлета для вертодрома, приподнятого над поверхностью земли/воды: категория A
(a) Траектория взлета для вертодрома, приподнятого над поверхностью, простирается от точки начала процедуры взлета до точки на траектории, в которой винтокрылый аппарат находится на высоте 300 м над самой нижней точкой траектории взлета и в которой показано соответствие требованиям 29.67(a)(2). При этом:
(1) Требования 29.59(a) должны быть удовлетворены.
(2) В процессе достижения скорости VTOSS и положительной скороподъемности винтокрылый аппарат может снижаться ниже уровня поверхности взлета, если при прохождении края вертодрома, приподнятого над поверхностью, каждая часть винтокрылого аппарата проходит над всеми препятствиями с запасом высоты не менее 4,5 м.
(3) Вертикальная просадка при снижении ниже взлетной поверхности должна быть определена.
(4) После достижения скорости VTOSS и положительной скороподъемности шасси может быть убрано.
(b) Установленный взлетный вес должен быть таким, чтобы были удовлетворены требования к набору высоты, изложенные в 29.67(a)(1) и (a)(2).
(c) Взлетная дистанция определяется в соответствии с параграфом 29.61.
29.61. Взлетная дистанция: категория A
(a) Нормальная взлетная дистанция - это расстояние по горизонтали вдоль траектории взлета от точки начала процедуры взлета до точки на траектории взлета, в которой винтокрылый аппарат достигает и остается на высоте по крайней мере 10,7 м над взлетной поверхностью, достигает и поддерживает по крайней мере скорость VTOSS и в которой устанавливается положительная скороподъемность, предполагая, что имеет место отказ критического двигателя в некоторой точке, расположенной до ТПРВ.
(b) Для вертодрома, приподнятого над поверхностью, взлетная дистанция - это расстояние по горизонтали вдоль траектории взлета от точки старта при взлете до точки на траектории взлета, в которой винтокрылый аппарат достигает и поддерживает по крайней мере скорость VTOSS и устанавливается положительная скороподъемность, предполагая, что имеет место отказ критического двигателя в некоторой точке, расположенной до ТПРВ.
29.62. Прерванный взлет: категория A
Дистанция и процедуры прерванного взлета для всех условий, для которых одобряется взлет, должны быть установлены при следующих условиях:
(a) Удовлетворение требований параграфов 29.59 и 29.60 к траектории взлета вплоть до ТПРВ и после распознавания отказа критического двигателя, выполняется посадка и остановка в пределах взлетной поверхности.
(b) При работе оставшихся двигателей в пределах одобренных ограничений.
(c) Шасси выпущено на протяжении всего прерванного взлета; и
(d) Использование только основных органов управления до тех пор пока винтокрылый аппарат не окажется на земле. Другие органы управления, расположенные на основных органах управления, не могут быть использованы до тех пор пока винтокрылый аппарат не окажется на земле. Могут использоваться для остановки винтокрылого аппарата другие средства торможения, помимо тормозов колес, если эти средства безопасны и надежны и можно ожидать устойчивых результатов при нормальных условиях эксплуатации.
29.63. Взлет: категория B
Горизонтальное расстояние, требуемое для выполнения взлета и набора высоты 15 м для последующего преодоления препятствия, необходимо определять при наиболее неблагоприятном положении центра тяжести. Взлет может быть начат любым способом при условии, что:
(a) Определена взлетная площадка.
(b) Соблюдаются соответствующие меры предосторожности для обеспечения правильного положения центра тяжести и органов управления; и
(c) В случае отказа одного из двигателей может быть совершена безопасная посадка из любой точки траектории полета.
29.64. Набор высоты. Общие положения
Соответствие требованиям параграфов 29.65 и 29.67 должно быть показано для каждого значения веса, высоты и температуры в пределах эксплуатационных ограничений, установленных для винтокрылого аппарата при наиболее неблагоприятном положении центра тяжести для каждой конфигурации. Створки капота или другие средства, управляющие подводом воздуха для охлаждения двигателя, должны быть в таком положении, которое обеспечивает достаточное охлаждение при значениях температур и высот, на которые запрашивается сертификат.
29.65. Набор высоты: при всех работающих двигателях
(a) Установившаяся скороподъемность для винтокрылых аппаратов должна определяться:
(1) При максимальной продолжительной мощности каждого двигателя.
(2) При убранном шасси; и
(3) При VY (скорость полета, наивыгоднейшая для набора высоты) для стандартных условий на уровне моря и при скоростях, выбранных Заявителем для других условий.
(b) Для всех винтокрылых аппаратов категории B, за исключением вертолетов, градиент наклона траектории в наборе высоты при скороподъемности, определяемой согласно п. (a) данного параграфа, должен быть по меньшей мере 1:6 для стандартных условий на уровне моря.
29.67. Набор высоты: при одном неработающем двигателе
(a) К винтокрылым аппаратам категории A, находящимся в критической взлетной конфигурации на траектории взлета, предъявляются следующие требования:
(1) Установившаяся скороподъемность вне зоны влияния земли на высоте 60 м над взлетной поверхностью должна составлять не менее 0,5 м/с при каждом значении веса, высоты и температуры, для которых должны быть заданы взлетные данные, при:
(i) неработающем критическом двигателе и работе остальных двигателей в пределах одобренных эксплуатационных ограничений, за исключением тех винтокрылых аппаратов, для которых требуется использование 30-секундной/2-минутной мощности при одном неработающем двигателе, на которых для демонстрации соответствия требованиям этого параграфа может быть использована только 2-минутная мощность при одном неработающем двигателе;
(ii) наиболее неблагоприятном положении центра тяжести при наборе высоты, следующем за взлетом;
(iii) выпущенном шасси; и
(iv) безопасной скорости взлета, выбранной Заявителем.
(2) Установившаяся скороподъемность вне зоны влияния земли должна быть не менее 0,75 м/с на высоте 300 м над взлетной поверхностью при каждом значении веса, высоты и температуры, для которых должны задаваться взлетные данные, при:
(i) неработающем критическом двигателе и работе остальных двигателей на режиме максимальной продолжительной мощности, включая продолжительную мощность при одном неработающем двигателе, если это одобрено, или 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе для винтокрылых аппаратов, для которых запрашивается сертификат с использованием 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе;
(ii) наиболее неблагоприятном положении центра тяжести при наборе высоты, следующем за взлетом;
(iii) убранном шасси; и
(iv) скорости, выбранной Заявителем.
(3) Установившаяся скороподъемность (или вертикальная скорость снижения) (м/с) при любых значениях высоты и температуры, заявленных для ОУЭ винтокрылого аппарата, и при любом весе в пределах диапазона весов, на который запрашивается сертификат, должна определяться при:
(i) неработающем критическом двигателе и работе остальных двигателей, на режиме максимальной продолжительной мощности, включая режим продолжительной мощности при одном неработающем двигателе, если он одобрен, или 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе для винтокрылого аппарата, для которого запрашивается сертификат с использованием 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе;
(ii) наиболее неблагоприятном положении центра тяжести при наборе высоты, следующем за взлетом;
(iii) убранном шасси; и
(iv) скорости, выбранной Заявителем.
(b) Для многодвигательного винтокрылого аппарата категории B, удовлетворяющего требованиям категории A к изоляции двигателя, установившаяся скороподъемность (или вертикальная скорость снижения) должна определяться при наивыгоднейшей скорости полета, соответствующей наибольшей скороподъемности (или минимальной вертикальной скорости снижения) при каждом значении высоты, температуры и веса, при которых предполагается эксплуатировать винтокрылый аппарат, в условиях неработающего критического двигателя и работы остальных двигателей на режиме максимальной продолжительной мощности, включая режим продолжительной мощности при одном неработающем двигателе, если он одобрен, и режим 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе для винтокрылого аппарата, для которого запрашивается сертификат с использованием 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе.
29.71. Угол планирования вертолета: категория B
Для каждого вертолета категории B, за исключением многодвигательных вертолетов, удовлетворяющих требованиям 29.67(b) и требованиям к силовым установкам вертолетов категории A, установившийся угол планирования должен определяться на режиме авторотации:
(a) При поступательной скорости, соответствующей минимальной вертикальной скорости снижения, указанной Заявителем.
(b) При поступательной скорости, соответствующей наивыгоднейшему углу планирования.
(c) При максимальном весе; и
(d) При частоте (частотах) вращения несущего винта, выбранной Заявителем.
29.75. Посадка. Общие положения
(a) Для любого винтокрылого аппарата:
(1) Посадочные данные должны быть приведены для условий гладкой, сухой, твердой и горизонтальной поверхности.
(2) Выполнение захода на посадку и посадка не должны требовать исключительного мастерства пилотирования или исключительно благоприятных условий; и
(3) Посадка должна выполняться без чрезмерного вертикального ускорения, без тенденций к подпрыгиванию, капотированию, неуправляемому развороту на земле и воде, "козлению".
(b) Посадочные данные, требуемые параграфами 29.77, 29.79, 29.81, 29.83 и 29.85, должны быть определены:
(1) При всех значениях веса, высоты и температуры, для которых посадочные данные одобрены.
(2) При работе каждого двигателя в пределах одобренных эксплуатационных ограничений; и
(3) При наиболее неблагоприятном положении центра тяжести.
29.77. Точка принятия решения на посадку: категория A
(a) Точка принятия решения на посадку (ТПРП) должна быть установлена как последняя точка на траектории захода на посадку и самой посадки, из которой можно осуществить прерванную посадку в соответствии с требованиями параграфа 29.85.
(b) При установлении ТПРП необходимо учесть временной интервал распознавания пилотом произошедшего отказа критического двигателя.
29.79. Посадка: категория A
(a) Для винтокрылого аппарата категории A:
(1) Посадочные характеристики должны быть определены и заданы таким образом, чтобы в случае отказа критического двигателя в любой точке траектории захода на посадку винтокрылый аппарат мог или безопасно приземлиться и остановиться, или набрать высоту и достичь конфигурации винтокрылого аппарата и скорости, позволяющих показать соответствие требованиям 29.67(a)(2) к набору высоты.
(2) Траектории захода на посадку и посадки должны быть установлены при неработающем критическом двигателе таким образом, чтобы обеспечивалась возможность плавного и безопасного перехода от одного этапа полета к другому.
(3) Скорости захода на посадку и посадки должны быть выбраны Заявителем и соответствовать типу винтокрылого аппарата; и
(4) Траектории захода на посадку и посадки должны быть установлены вне зоны опасных сочетаний высоты и скорости "H-V", определенной в соответствии с параграфом 29.87.
(b) Должна быть обеспечена возможность безопасной посадки на подготовленную посадочную поверхность после полной потери мощности во время нормального крейсерского полета.
29.81. Посадочная дистанция: категория A
Горизонтальное расстояние, необходимое для посадки и пробега до полной остановки (или до достижения скорости приблизительно 6 км/ч при посадке на воду), начиная с высоты 15 м над поверхностью приземления, должно определяться с учетом траекторий захода на посадку и самой посадки, установленных в соответствии с параграфом 29.79.
29.83. Посадка: категория B
(a) Для каждого винтокрылого аппарата категории B горизонтальное расстояние, необходимое для посадки и пробега до полной остановки (или до достижения скорости приблизительно 6 км/ч при посадке на воду), начиная с высоты 15 м над поверхностью приземления, должно определяться:
(1) При скоростях, соответствующих типу винтокрылого аппарата и выбранных Заявителем вне зоны опасных сочетаний "H-V", установленных в соответствии с параграфом 29.87; и
(2) При выполнении захода на посадку и посадки при работе двигателей в пределах одобренных ограничений.
(b) Каждый многодвигательный винтокрылый аппарат категории B, который удовлетворяет требованиям к силовой установке для категории A, должен соответствовать требованиям:
(1) Параграфов 29.79 и 29.81; или
(2) П. (a) данного параграфа.
(c) Должна быть обеспечена возможность безопасной посадки на подготовленную посадочную поверхность после полной потери мощности во время нормального крейсерского полета.
29.85. Прерванная посадка: категория A
Для винтокрылого аппарата категории A траектория прерванной посадки при неработающем критическом двигателе должна быть установлена так, чтобы:
(a) Обеспечивалась возможность плавного и безопасного перехода от одного этапа полета к другому.
(b) Из ТПРП, выбранной Заявителем на траектории захода на посадку, безопасный набор высоты мог быть осуществлен при скоростях, обеспечивающих выполнение требований к набору высоты 29.67(a)(1) и (2); и
(c) Винтокрылый аппарат не снижался ниже 4,5 м над посадочной поверхностью. При эксплуатации с вертодромов, приподнятых над поверхностью, снижение может производиться ниже уровня посадочной поверхности, при условии, что выдерживается требуемый в параграфе 29.60 зазор над краем вертодрома и просадка (потеря высоты) ниже посадочной поверхности определена.
29.87. Зона опасных сочетаний высоты и скорости "H-V"
(a) Если существует какое-либо сочетание высоты и поступательной скорости (включая режим висения), при котором после отказа критического двигателя и при оставшихся двигателях (где применимо), работающих в пределах одобренных ограничений, не может быть выполнена безопасная посадка, то необходимо установить зону ограничений по высоте и скорости "H-V" для:
(1) Всех сочетаний барометрической высоты и температуры, одобренных для выполнения взлета и посадки; и
(2) Значений веса в пределах от максимальной величины (на уровне моря) до наибольшего веса, одобренного для выполнения взлета и посадки при всех значениях высоты. Для вертолетов нет необходимости превышать наибольшее значение веса, при котором обеспечивается висение вне зоны влияния земли при всех значениях высоты.
(b) Для однодвигательного или многодвигательного винтокрылого аппарата, не удовлетворяющего требованиям к изоляции двигателя категории A, должна быть установлена зона опасных сочетаний высоты и скорости при полной потере мощности.
ПОЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
29.141. Общие положения
Винтокрылый аппарат должен:
(a) Удовлетворять требованиям к полетным характеристикам этого раздела, если иное специально не оговорено в соответствующем параграфе, при:
(1) Одобренных эксплуатационных значениях высоты и температуры.
(2) Любых критических условиях загрузки в пределах диапазонов весов и положений центра тяжести, на которые запрашивается сертификат; и
(3) Любых значениях скорости, мощности и частоты вращения несущих винтов, для которых делается заявка на сертификат и которые имеют место в случае подачи мощности на несущие винты; и
(4) Любых значениях скорости и частоты вращения несущих винтов в случае отсутствия подачи мощности на винты, для которых запрашивается сертификат и которые достижимы при управлении в соответствии с одобренными руководствами и ограничениями.
(b) Обеспечивать выполнение любого требуемого режима полета и плавного перехода с одного режима полета на другой, не требуя исключительного мастерства пилотирования, особого внимания или усилий, и не создавать опасности превышения ограничения по коэффициенту перегрузки на любом эксплуатационном режиме, возможном для данного типа, включая:
(1) Внезапный отказ одного двигателя - для многодвигательных винтокрылых аппаратов, отвечающих требованиям к изоляции двигателей винтокрылых аппаратов транспортной категории A.
(2) Внезапную полную потерю мощности - для других винтокрылых аппаратов.
(3) Внезапный полный отказ системы управления, оговоренный в параграфе 29.695 данной Части; и
(c) Обладать дополнительными характеристиками, необходимыми для осуществления полетов в ночное время или по приборам, если требуется сертификат на выполнение полетов такого рода. Требования к выполнению вертолетом полетов по приборам содержатся в Приложении B к данной Части.
29.143. Управляемость и маневренность
(a) Винтокрылый аппарат должен быть безопасно управляемым и маневренным:
(1) На установившихся режимах полета; и
(2) При выполнении любого маневра, соответствующего данному типу, включая:
(i) взлет;
(ii) набор высоты;
(iii) горизонтальный полет;
(iv) разворот;
(v) планирование; и
(vi) посадку (с работающими и неработающими двигателями).
(b) Запас циклического управления должен обеспечить удовлетворительное управление по крену и тангажу на скорости VNE (непревышаемая скорость) при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Критической частоте вращения несущих винтов; и
(4) Неработающих двигателях (за исключением вертолетов, демонстрирующих соответствие п. (e) данного параграфа) и работающих двигателях.
(c) Должно быть установлено ограничение по скорости ветра не менее 9 м/с, при которой винтокрылый аппарат может эксплуатироваться без потери управляемости при работе на земле или вблизи земли при выполнении любого маневра, соответствующего данному типу (таких, как, например, взлеты при боковом ветре, полеты вбок и назад), при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Критической частоте вращения несущих винтов.
(d) Винтокрылый аппарат после:
(1) Отказа одного двигателя в случае многодвигательного винтокрылого аппарата, который удовлетворяет требованиям по изоляции двигателей винтокрылого аппарата транспортной категории A; или
(2) Полной потери мощности, в случае винтокрылого аппарата другого типа, должен быть управляемым во всем диапазоне скоростей и высот, для которых сертификация запрашивается, когда такая потеря мощности происходит при максимально продолжительной мощности и критическом весе. Задержка во времени корректирующего действия для любого режима после потери мощности не может быть менее, чем:
(i) 1 с или время нормальной реакции пилота (в зависимости от того, какая величина больше) - для крейсерского полета; и
(ii) время нормальной реакции пилота - для другого режима.
(e) Для вертолетов, на которых VNE (при неработающих двигателях) устанавливается согласно 29.1505(c), должно быть продемонстрировано соответствие следующим требованиям при критическом весе, критическом положении центра тяжести и критической частоте вращения несущих винтов:
(1) Должно обеспечиваться безопасное уменьшение скорости вертолета до скорости VNE (при неработающих двигателях), не требующее исключительного мастерства пилотирования, после отказа последнего работающего двигателя при скорости полета VNE с одним работающим двигателем.
(2) При скорости 1,1 VNE (при неработающих двигателях) запас циклического управления должен обеспечивать удовлетворительное управление по крену и тангажу при неработающих двигателях.
29.151. Органы управления винтокрылым аппаратом
(a) При работе органами продольного, поперечного и путевого управлений и управления общим шагом не должны иметь место чрезмерная сила страгивания, чрезмерное трение или чрезмерная предварительная нагрузка.
(b) Усилия и люфты в системе управления не должны препятствовать плавному, четкому реагированию винтокрылого аппарата на управляющий импульс.
29.161. Балансировка усилий на органах управления (триммирование)
Триммерное управление:
(a) Должно снижать воспринимаемые пилотом постоянные силы в продольном, поперечном, путевом управлениях и управлении общим шагом до нуля в горизонтальном полете во всем диапазоне скоростей; и
(b) Не должно вносить никаких нежелательных разрывов в градиентах усилий в управлении.
29.171. Устойчивость. Общие положения
Пилотирование винтокрылого аппарата при выполнении какого-либо нормального маневра в течение времени, ожидаемого при эксплуатации, не должно приводить к чрезмерному утомлению или напряжению пилота. Для демонстрации этого свойства необходимо выполнить по меньшей мере три взлета и посадки.
29.173. Продольная статическая устойчивость
(a) Продольное управление должно быть спроектировано таким образом, чтобы перемещение органа управления назад требовалось для достижения скорости меньше балансировочной, а перемещение органа управления вперед - для достижения скорости больше балансировочной.
(b) При постоянном положении рычагов управления мощностью двигателя и общим шагом в процессе выполнения маневров в соответствии с 29.175(a) - (c) кривая зависимости положения ручки управления от скорости должна иметь положительный наклон во всем диапазоне высот, на который запрашивается сертификат.
(c) При выполнении маневра в соответствии с 29.175(d) кривая зависимости положения ручки управления от скорости может иметь отрицательный наклон в пределах установленного диапазона скоростей, если обратное перемещение ручки управления не превышает 10% от величины полного перемещения.
29.175. Демонстрация продольной статической устойчивости
(a) Набор высоты. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать в режиме набора высоты на скоростях от 0,85 VY (наивыгоднейшая скорость набора высоты) или от скорости, на 28 км/ч меньшей VY (берется меньшая из величин), до 1,2 VY или до скорости, на 28 км/ч большей VY (берется большая из величин), при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Максимальной продолжительной мощности двигателя.
(4) Убранном шасси; и
(5) Балансировке винтокрылого аппарата на скорости VY.
(b) Крейсерский полет. Продольную статическую устойчивость необходимо продемонстрировать в режиме крейсерского полета на скоростях от 0,7 VH или 0,7 VNE (в зависимости от того, какая из них меньше), до 1,1 VH или 1,1 VNE (в зависимости от того, какая из величин меньше), при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Мощности, необходимой для горизонтального полета при скорости 0,9 VH или 0,9 VNE (в зависимости от того, какое значение меньше).
(4) Убранном шасси; и
(5) Балансировке винтокрылого аппарата при скорости 0,9 VH или 0,9 VNE (в зависимости от того, какая величина меньше).
(c) Авторотация. На режиме авторотации продольная статическая устойчивость должна быть продемонстрирована в диапазоне скоростей полета от 0,5 величины, соответствующей минимальной скорости снижения, или от 0,5 величины скорости, соответствующей максимальной дальности планирования для винтокрылого аппарата категории A, до VNE или до 1,1 VNE (при неработающих двигателях), если VNE (при неработающих двигателях) устанавливается в соответствии с 29.1505(c), а также при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Неработающих двигателях.
(4) Положениях шасси:
(i) убранном; и
(ii) выпущенном.
(5) Балансировке винтокрылого аппарата на соответствующих скоростях, которые необходимы для демонстрации устойчивости в пределах оговоренного диапазона скоростей.
(d) Висение. Для вертолетов чувствительность, направление перемещения и положение органа продольного циклического управления должны отвечать требованиям параграфа 29.173 в диапазоне скоростей от максимальной одобренной величины скорости полета назад до величины скорости полета вперед, равной 35 км/ч при:
(1) Критическом весе.
(2) Критическом положении центра тяжести.
(3) Мощности, потребной для поддержания приблизительно постоянной высоты в зоне влияния земли.
(4) Выпущенном шасси; и
(5) Винтокрылом аппарате, сбалансированном для висения.
29.177. Путевая статическая устойчивость
При постоянном положении рычагов управления мощностью двигателей и рычагов общего шага в условиях балансировки, в соответствии с 29.175(a), (b) и (c), должна иметь место путевая устойчивость. При отклонении органа путевого управления от балансировочного положения в любую сторону угол скольжения должен устойчиво изменяться в пределах +/- 10° от балансировочного значения. Выполнение скольжения должно сопровождаться признаками, достаточными для предупреждения пилота о приближении к предельным значениям углов скольжения.
29.181. Динамическая устойчивость: винтокрылые аппараты категории A
Колебания с периодом 5 с и менее, которые могут возникнуть при любом значении скорости от VY до VNE, должны быть явно затухающими при освобожденных и зафиксированных основных органах управления.
ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ
29.231. Общие положения
Винтокрылый аппарат должен обладать удовлетворительными характеристиками управляемости на земле и на воде, причем тенденции к неуправляемости должны отсутствовать в любых условиях, ожидаемых в эксплуатации.
29.235. Руление
Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы он выдерживал нагрузки, которые будут возникать при рулении по наиболее неровной поверхности, ожидаемой в условиях нормальной эксплуатации.
29.239. Характеристики брызгообразования
Если запрашивается сертификат для эксплуатации винтокрылого аппарата на воде, то воздействие брызгообразования при рулении, взлете и посадке не должно затемнять обзор из кабины пилота и создавать угрозу повреждения несущих и других винтов, а также прочих частей винтокрылого аппарата.
29.241. Земной резонанс
Винтокрылый аппарат не должен иметь тенденций к опасным колебаниям на земле при вращении несущего винта.
РАЗНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
29.251. Вибрация
На всех частях винтокрылого аппарата на каждом режиме при соответствующих скорости и мощности должна отсутствовать чрезмерная вибрация.
РАЗДЕЛ C - ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧНОСТИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
29.301. Нагрузки
(a) Требования к прочности установлены в терминах эксплуатационных нагрузок (максимальных нагрузок, ожидаемых в эксплуатации) и расчетных нагрузок (эксплуатационных нагрузок, умноженных на заданные коэффициенты безопасности). Если не оговорено иначе, то задаваемые нагрузки и являются эксплуатационными нагрузками.
(b) Если не оговорено иначе, то задаваемые нагрузки в воздухе, на земле и на воде должны уравновешиваться силами инерции, при этом учитывается масса каждой части винтокрылого аппарата. Нагрузки должны быть распределены так, чтобы это с достаточной точностью или с запасом представляло реальные условия.
(c) Необходимо принять во внимание перераспределение нагрузок в случае, когда деформации под их воздействием значительно изменяют распределение внешних или внутренних нагрузок.
29.303. Коэффициент безопасности
Если не оговорено иначе, то необходимо использовать коэффициент безопасности, равный 1,5. Этот коэффициент применяется к внешним и инерционным нагрузкам, если его применение к напряжениям не является более надежным.
29.305. Прочность и деформация
(a) Конструкция должна быть способной выдерживать эксплуатационные нагрузки без возникновения опасной или остаточной деформации. При любых нагрузках, вплоть до эксплуатационных значений, деформация не должна влиять на безопасность эксплуатации.
(b) Конструкция должна быть способной выдерживать расчетные нагрузки без разрушения. Это должно быть показано посредством:
(1) Приложения к конструкции расчетных нагрузок по меньшей мере в течение 3 с при статических испытаниях; или
(2) Динамических испытаний, имитирующих фактическое воздействие нагрузок.
29.307. Доказательства прочности конструкции
(a) Соответствие требованиям данного раздела к прочности и деформации должно быть показано для каждого критического условия нагружения, с которым конструкция может встретиться в эксплуатации. Расчет конструкции на прочность (статическую или усталостную) можно использовать, только если она соответствует таким конструкциям, для которых, как показал опыт, этот метод является достоверным. В других случаях должны быть проведены обосновывающие испытания.
(b) Доказательство соответствия требованиям данного раздела к прочности должно включать в себя:
(1) Динамические и ресурсные испытания винтов, их приводов и управления.
(2) Испытания системы управления, включая поверхности управления, на расчетную нагрузку.
(3) Испытания системы управления на функционирование.
(4) Летные испытания по измерению нагрузок.
(5) Испытания шасси на сброс; и
(6) Любые дополнительные испытания, необходимые при наличии новых или необычных особенностей конструкции.
29.309. Конструктивные ограничения
Для того чтобы показать соответствие конструкции требованиям данного раздела, должны быть установлены следующие величины и ограничения:
(a) Максимальный и минимальный расчетный вес.
(b) Диапазоны частот вращения несущего винта при работающих и неработающих двигателях.
(c) Максимальные поступательные скорости для каждой частоты вращения несущего винта в пределах диапазонов, установленных согласно п. (b) данного параграфа.
(d) Максимальные скорости полета назад и вбок.
(e) Предельные центровки, соответствующие ограничениям, установленным согласно пп. (b), (c) и (d) данного параграфа.
(f) Передаточные числа между каждой силовой установкой и каждым связанным с ней вращающимся элементом.
(g) Положительные и отрицательные эксплуатационные перегрузки при маневре.
(a*) Максимальная угловая скорость разворота.
НАГРУЗКИ В ПОЛЕТЕ
29.321. Общие положения
(a) Полетная перегрузка должна рассматриваться действующей перпендикулярно продольной оси винтокрылого аппарата и равной по величине, но противоположной по направлению инерционной перегрузке в центре тяжести.
(b) Соответствие требованиям данного раздела к нагрузкам в полете должно быть показано при:
(1) Каждом значении веса от минимального расчетного до максимального расчетного веса; и
(2) Любом практически осуществимом распределении полезной нагрузки в пределах эксплуатационных ограничений, содержащихся в Руководстве по эксплуатации винтокрылого аппарата.
29.337. Эксплуатационная перегрузка при маневре
Винтокрылый аппарат должен быть спроектирован так, чтобы:
(a) Эксплуатационная перегрузка при маневре находилась в диапазоне от положительного значения 3,5 до отрицательного значения -1,0; или
(b) Любая меньшая эксплуатационная перегрузка при маневре была не менее 2,0 и не более -0,5, если:
(1) Показывается аналитически и посредством летных испытаний, что возможность превышения этих значений является крайне маловероятной; и
(2) Выбранные величины соответствуют всем значениям веса в пределах диапазона весов от максимального расчетного до минимального расчетного.
29.339. Результирующие эксплуатационные нагрузки при маневре
При использовании эксплуатационной перегрузки при маневре предполагается, что нагрузки действуют в центре втулки каждого несущего винта и на каждую вспомогательную несущую поверхность, в направлениях и при распределениях нагрузки между несущими винтами и вспомогательными несущими поверхностями таким образом, чтобы представить каждое критическое условие маневрирования, включая полеты с работающими и неработающими двигателями при максимальной расчетной характеристике режима работы несущего винта. Характеристика режима работы несущего винта представляет собой отношение составляющей скорости полета винтокрылого аппарата в плоскости диска несущего винта к окружной скорости лопасти несущего винта и выражается следующим образом: