ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раздел II. Государственный железнодорожный надзор (Госжелдорнадзор)

--------------------------------
Примечание: <*> Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
1. Состояние нормативно-правового регулирования
для осуществления Госжелдорнадзора
УГЖДН ЦА, проанализировало нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОГЖДН и его должностных лиц, а также устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Госжелдорнадзора, и в пункте 7.2. раздела II представило предложения по их совершенствованию.
Федеральное и ведомственное законодательство в сфере Госжелдорнадзора опубликовано в свободном доступе на официальном сайте органов Ространснадзора в сети Интернет.
2. Организация Госжелдорнадзора
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления представлены в таблице N 18
Таблица N 18
N п.п.
Наименование органа Ространснадзора, осуществляющего деятельность в части организации Госжелдорнадзора
Статус органа Ространснадзора
Место нахождения
Штатная численность (ед.)
1.
УГЖД ЦА
Центральный аппарат Ространснадзора
г. Москва
32
2.1.
Центральное УГЖДН
территориальный орган межрегионального уровня
г. Москва
63
2.2.
Северо-Западное УГЖДН транспорта
-"-
г. Санкт-Петербург
59
2.3.
Южное УГЖДН
-"-
г. Ростов-на-Дону
41
2.4.
Приволжское УГЖДН
-"-
г. Нижний Новгород
46
2.5.
Уральское УГЖДН
-"-
г. Екатеринбург
44
2.6.
Сибирское УГЖДН
-"-
г. Новосибирск
55
2.7.
Дальневосточное УГЖДН
-"-
г. Хабаровск
42
3.
Территориальный отдел государственного железнодорожного надзора
Отдел в составе МТУ СКФО
г. Нальчик
6
Итого:
388
2.2. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций представлен в таблице N 19
Таблица N 19
Наименование исполняемой функции <*>
Описание функции <**>
1. Основные функции
1.1. Контрольные (надзорные) функции
1. Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации ж.д. транспорта
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области железнодорожного транспорта, обязательных требований в области безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" статья 4 пункт 2; пункт 5.1.5 ПП РФ N 398)
2. Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава
Предметом государственного надзора за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям общего и необщего пользования, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и к их деятельности в области пожарной безопасности (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" статья 4 пункт 2; пункт 5.1.7 ПП РФ N 398)
3. Расследованию транспортных происшествий на железнодорожном транспорте
Классификация, расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта)
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации
5. Прием уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
ФЗ N 294;
ПП РФ N 584
6. Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2015 N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
--------------------------------
Примечание:
<*> перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций, исполнение которых обязательно для всех подразделений Ространснадзора даны в п. 2.2. Раздела I
наименование и реквизиты административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
<**> Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций ОГЖДН, представлены в таблице N 20
Таблица N 20
N пп
Наименование нормативных правовых актов
1.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
2.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
3.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов"
4.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
5.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"
6.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2015 N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного Союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
7.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта"
--------------------------------
Примечание:
<*> Наименование и реквизиты:
административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнение функций, действия которых распространяются, на все органы Ространснадзора даны в п. 2.3. Раздела I.
2.4. Информация о взаимодействии при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия, представлена в таблице N 21
Таблица N 21
Наименование органа государственного контроля (надзора) с которым организовано взаимодействие
Основание для взаимодействия (договор, соглашение, нормативный правовой акт и т.п.)
Формы взаимодействия
Территориальные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ч. 1 ст. 22 ФЗ N 2202-1
участие в проверках, проводимых транспортными прокурорами, в качестве специалистов, обладающих специальными техническими знаниями;
ежемесячное направление отчетов о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях
ч. 2 ст. 25 ФЗ N 2202-1
в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ N 2202-1
п. 2 УП РФ N 224
направление перечня организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без наличия лицензии, выдаваемой Федеральной службой по надзору в сфере транспорта
ч. 6 ст. 9 ФЗ N 294
направление в установленные сроки для согласования ежегодного плана проведения плановых проверок
п. 1.5 Пр ГПРФ N 93
ежемесячное направление информации о проведенных внеплановых выездных проверках
Федеральная служба судебных приставов
в соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 229
взыскание неуплаченных в установленный срок административных штрафов
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
соглашение от 02 июня 2009 года
проведение регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в рамках Постановления Правительства Российской Федерации N 83 от 06.02.2002 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух"
ОАО "Российские железные дороги"
соглашение от 08.09.2007 о взаимодействии между ОАО "Российские железные дороги" и Ространснадзором
сотрудничество в области безопасности движения на железнодорожном транспорте
Минтранс России, Росжелдор, Ространснадзор, ФГУП "Ведомственная охрана на ждт", ОАО "Российские железные дороги"
соглашение от 05.04.2013 N 10-38-12/К-6/75
осуществление информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта
--------------------------------
Примечание: <*> Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2.5. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными организациями
ОГЖДН подведомственных организаций не имеет.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
ОГЖДН аккредитацию не проводит.
3. Финансовое и кадровое обеспечение Госжелдорнадзора
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), представлены в таблице N 22
Таблица N 22
Периоды
Финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), тыс. руб.
Выплаты экспертным организациям и экспертам, привлекаемым к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, тыс. руб.
план
факт
год
204 596
204 596
0
I полугодие
89 166
89 166
0
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору) и об укомплектованности штатной численностью, представлены в таблице N 23
Таблица N 23
Количество штатных единиц
Укомплектованность штатных должностей, %
Количество штатных единиц должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю
Укомплектованность штатных должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), %
всего
замещенных
вакантных
всего
замещенных
вакантных
на 31.12.2017
388
331
57
85,31
317
273
44
86,12
на 30.06.2017
388
327
61
84,28
317
266
51
83,91
3.3. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору) представлены в таблице N 24
Таблица N 24
Наименование исполняемой функции
Показатель измерения объема функции
Число сотрудников выполняющих функцию, чел.
Выполненный за отчетный период объем функции, ед.
Средняя нагрузка на 1 работника, ед./чел.
год
I пол.
год
I пол.
год
I пол.
Проверки хозяйствующих субъектов
Общее кол-во проверок, производимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
273
266
1723
831
6,31
3,12
3.4. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4. Проведение Госжелдорнадзора
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)
4.1.1. Сведения о поднадзорных ОГЖДН юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, представлены в таблице N 25
Таблица N 25
Наименование поднадзорного хозяйствующего субъекта (ПХС)
Количество ПХС, ед.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации
13806
4.1.2. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 26
Таблица N 26
N строки
Наименование показателя
Период
Значение показателя (единиц)
1.
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
год
1723
I пол.
831
2.
Общее количество внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям
год
497
I пол.
244
3.
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки
год
224
I пол.
101
4.
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - всего, в том числе
год
250
I пол.
131
5.
о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
год
241
I пол.
125
6.
о причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
год
1
I пол.
1
7.
о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)
год
0
I пол.
0
8.
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
год
5
I пол.
5
9.
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры
год
5
I пол.
3
10.
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации
год
13
I пол.
4
11.
Количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля
год
80
I пол.
37
12.
из них внеплановых
год
0
I пол.
0
13.
Общее количество документарных проверок
год
256
I пол.
134
14.
Общее количество выездных проверок
год
1467
I пол.
697
4.1.3. Сведения о проверках железнодорожных переездов, представлены в таблице N 27
Таблица N 27
Проверки железнодорожных переездов
Период
Ед. изм.
Проведено проверок (осмотров)
Выявлено нарушений
год
ед.
352
1480
I пол.
173
1250
4.1.4. Сведения об уведомлениях, о начале предпринимательской деятельности, представлены в таблице N 28
Таблица N 28
N пп
Уведомления о начале предпринимательской деятельности
Период
Действовало на начало года, ед.
Принято, ед.
Действует на конец отчетного периода, ед.
1.
Уведомление
N 01 от 08.04.2013.
Уведомление
N 02 от 29.05.2014.
год
Уведомление
N 03 от 17.11.2014.
Уведомление
N 04 от 14.05.2015
I пол.
4
0
4
4.1.5. Сведения об аттестационной деятельности
ОГЖДН аттестационную деятельность не проводят.
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) ОГЖДН не привлекались.
4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представлены в таблице N 29
Таблица N 29
N пп
Вид аварии (происшествия)
Единица измерения
Крушения
Аварии
Необщего пользования
1.
Общее количество происшествий - всего
единица
8
3
2.
из них с пассажирскими поездами
единица
0
0
3.
из них связанные с перевозкой опасных грузов
единица
0
0
4.
Число погибших - всего
человек
4
0
5.
в том числе:
пассажиров
человек
6.
работников железнодорожного транспорта
человек
4
0
7.
Число получивших тяжкие телесные повреждения - всего
человек
0
1
8.
в том числе:
пассажиров
человек
0
0
9.
работников железнодорожного транспорта
человек
0
1
10.
Количество поврежденного железнодорожного подвижного состава:
за пределами целесообразности ремонта - всего
единица
35
0
11.
в том числе:
локомотивов
единица
2
0
12.
моторвагонного подвижного состава
единица
0
0
13.
пассажирских вагонов локомотивной тяги
единица
0
0
14.
грузовых вагонов
единица
33
0
15.
специального железнодорожного подвижного состава
единица
0
0
16.
в пределах целесообразности ремонта - всего
единица
21
9
17.
в том числе:
локомотивов
единица
1
0
18.
моторвагонного подвижного состава
единица
0
0
19.
пассажирских вагонов локомотивной тяги
единица
0
2
20.
грузовых вагонов
единица
20
7
21.
специального железнодорожного подвижного состава
единица
0
0
Общего пользования
1.
Общее количество происшествий - всего
единица
11
3
2.
из них с пассажирскими поездами
единица
2
0
3.
из них связанные с перевозкой опасных грузов
единица
0
0
4.
Число погибших - всего
человек
3
0
5.
в том числе:
пассажиров
человек
2
0
6.
работников железнодорожного транспорта
человек
1
0
7.
Число получивших тяжкие телесные повреждения - всего
человек
23
1
8.
в том числе:
пассажиров
человек
21
0
9.
работников железнодорожного транспорта
человек
2
1
10.
Количество поврежденного железнодорожного подвижного состава:
за пределами целесообразности ремонта - всего
единица
108
0
11.
в том числе:
локомотивов
единица
1
0
12.
моторвагонного подвижного состава
единица
2
0
13.
пассажирских вагонов локомотивной тяги
единица
1
0
14.
грузовых вагонов
единица
104
0
15.
специального железнодорожного подвижного состава
единица
0
0
16.
в пределах целесообразности ремонта - всего
единица
40
5
17.
в том числе:
локомотивов
единица
3
0
18.
моторвагонного подвижного состава
единица
0
0
19.
пассажирских вагонов локомотивной тяги
единица
3
0
20.
грузовых вагонов
единица
33
2
21.
специального железнодорожного подвижного состава
единица
1
3
5. Действия ОГЖДН по пресечению нарушений обязательных
требований и (или) устранению последствий таких нарушений
выявленных при проведении Госжелдорнадзора
5.1. Сведения о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
Сведения о результатах проверок и административных расследований, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 30.
Таблица N 30
N строки
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, единиц
год
1470
I пол.
715
2.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единиц
год
1304
I пол.
641
3.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единиц
год
0
I пол.
0
4.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, единиц
год
1517
I пол.
725
5.
Выявлено правонарушений, единиц всего
год
40079
I пол.
18413
6.
нарушение обязательных требований законодательства, единиц
год
39700
I пол.
18291
7.
несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, единиц
год
0
I пол.
0
8.
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, единиц
год
379
I пол.
122
9.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, единиц
год
1440
I пол.
695
10.
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, единиц
год
1402
I пол.
677
11.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, единиц всего,
в том числе по видам наказаний:
год
12720
I пол.
6126
12.
дисквалификация, единиц
год
0
I пол.
0
13.
административное приостановление деятельности, единиц
год
10
I пол.
9
14.
предупреждение, единиц
год
789
I пол.
428
15.
административный штраф, единиц
всего
год
11921
I пол.
5689
16.
на должностное лицо, единиц
год
10256
I пол.
4800
17.
на индивидуального предпринимателя, единиц
год
24
I пол.
14
18.
на юридическое лицо, единиц
год
540
I пол.
238
19.
Общая сумма наложенных административных штрафов, тыс. руб. - всего
год
49466
I пол.
23060
20.
на должностное лицо, тыс. руб.
год
12946
I пол.
6260
21.
на индивидуального предпринимателя, тыс. руб.
год
425
I пол.
410
22.
на юридическое лицо, тыс. руб.
год
34919
I пол.
15773
23.
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, тыс. руб.
год
36616
I пол.
17700
24.
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, единиц
год
0
I пол.
0
25.
Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, единиц - всего
год
0
I пол.
0
26.
по решению суда, единиц
год
0
I пол.
0
27.
по предписанию органов прокуратуры, единиц
год
0
I пол.
0
28.
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), единиц
год
0
I пол.
0
29.
Количество проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания, единиц
год
0
I пол.
0
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны
Работниками управлений государственного железнодорожного надзора регулярно доводится до руководителей поднадзорных предприятий информация о транспортных происшествиях, имевших место на железнодорожном транспорте. При проведении проверок проводится разъяснительная работа с ответственными лицами по вопросам скорейшего устранения выявленных нарушений в содержании технических средств, обустройств и недопущения нарушений в дальнейшем.
Для обеспечения большей эффективности, в ходе проверок предприятий проводится выборочный контроль исполнения хозяйствующими субъектами полученных предписаний.
Своевременно на официальном сайте Ространснадзора размещаются публикации новых нормативных документов.
В целях реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в соответствии с План-графиком работы Ространснадзора проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики с подконтрольными субъектами.
Принимается участие в заседаниях у Полномочных представителей Президента Российской Федерации, Коллегиях транспортных прокуратур, селекторных совещаниях, заседаниях технико-технологического совета, совещаниях-семинарах по развитию транспортной инфраструктуры, направляются информационные письма о состоянии безопасности движения. Осуществляется прием граждан в приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю, представлены в таблице N 31
Таблица N 31
Орган государственного контроля (надзора)
Количество удовлетворенных судом заявлений
Типовые основания для удовлетворения обращений заявителей
Меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц Ространснадзора
год
I пол.
ОГЖДН
0
0
нет
нет
6. Анализ и оценка эффективности Госжелдорнадзора
6.1. Показатели эффективности Госжелдорнадзора
Показатели эффективности государственного контроля (надзора) рассчитаны на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденной Росстатом, и их значения представлены в таблице N 32.
Таблица N 32
N пп
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1.
Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок от общего количества запланированных проверок), %
2016
100
2017
100
I пол.
99,8
2.
Доля заявлений Ространснадзора, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений), %
2016
21
2017
14
I пол.
15
3.
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (от общего числа проведенных проверок), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
4.
Доля проверок, проведенных Ространснадзором с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Ространснадзора, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (от общего числа проведенных проверок), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
5.
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Ространснадзором были проведены проверки (от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), %
2016
10
2017
12
I пол.
6
6.
Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя, единиц
2016
1
2017
1
I пол.
1
7.
Доля проведенных внеплановых проверок (от общего количества проведенных проверок), %
2016
33
2017
29
I пол.
29
8.
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок), %
2016
12
2017
13
I пол.
9
9.
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (от общего количества проведенных внеплановых проверок), %
2016
52
2017
48
I пол.
51
10.
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (от общего количества проведенных внеплановых проверок), %
2016
1
2017
0,2
I пол.
0,4
11.
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок), %
2016
84
2017
88
I пол.
87
12.
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения), %
2016
91
2017
95
I пол.
96
13.
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях), %
2016
99
2017
97
I пол.
97
14.
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от общего числа проверенных лиц), %
2016
68
2017
79
I пол.
79
15.
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от общего числа проверенных лиц), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.
Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), единиц
2016
4
2017
0
I пол.
0
16.1.
Количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан
2016
4
2017
0
I пол.
0
16.2.
Количество случаев причинения вреда животным, растениям окружающей среде
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.3.
Количество случаев причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.4.
Количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера
2016
0
2017
0
I пол.
0
17.
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (от общего числа выявленных правонарушений), %
2016
1
2017
1
I пол.
1
18.
Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %
2016
79
2017
74
I пол.
77
19.
Средний размер наложенного административного штрафа (тыс. рублей), в том числе:
2016
4,33
2017
4,15
I пол.
4,05
19.1
на должностных лиц
2016
1,40
2017
1,26
I пол.
1,30
19.2
юридических лиц
2016
59,50
2017
64,66
I пол.
66,27
20.
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
6.2. Анализ эффективности действий ОГЖДН по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Показатели эффективности контрольной (надзорной) деятельности Ространснадзора, в том числе и ОГЖДН, планируются по всей контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Выполнение данных показателей представлены в таблице N 33.
Таблица N 33
N пп
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1.
Количество выявленных нарушений, требующих устранения в отчетном периоде, единиц
2017
40318
I пол. 2017
18583
1.1
Из них: количество устраненных нарушений в отчетном периоде, единиц
2017
38487
I пол. 2017
17466
2.
Соотношение количества устраненных нарушений к общему количеству выявленных нарушений, %
2017
95,46
План:
2017 - 83,54%
I пол. 2017 - 83,54%
I пол. 2017
93,99
7. Выводы и предложения по результатам
проведения Госжелдорнадзора
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
Внеплановые проверки в отчетном периоде проводились на основании приказов (распоряжений), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказами и поручениями Минтранса России.
Основные показатели работы контрольной (надзорной) деятельности ОГЖДН в 2017 году в сравнении с 2016 годом представлены таблице N 34.
Таблица N 34
N пп
Наименование показателей
Ед. изм.
2016 г.
2017 г.
Значение
+/-
%
1
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
ед.
2011
1723
-288
86
2
Общее количество внеплановых проверок
ед.
673
497
-176
74
3
Количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля
ед.
83
80
-3
96
4
Общее количество документарных проверок
ед.
358
256
-102
72
5
Общее количество выездных проверок
ед.
1653
1467
-186
89
6
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения
ед.
1621
1470
-151
91
7
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ед.
1317
1304
-13
99
8
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ед.
4
0
-4
0
9
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения
ед.
1690
1517
-173
90
10
Выявлено правонарушений
ед.
37434
40079
2645
107
11
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях
ед.
1531
1440
-91
94
12
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания
ед.
1512
1402
-110
93
13
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок
ед.
10495
12720
2225
121
14
Общая сумма наложенных административных штрафов
тыс. руб.
43729
49466
5737
113
15
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов
тыс. руб.
34563
36616
2053
106
16
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки
ед.
1952
1649
-303
84
17
Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом проведения проверок на отчетный период
ед.
1338
1226
-112
92
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления Госжелдорнадзора
Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации":
"Статью 2 "Основные понятия" дополнить абзацем:
"организации железнодорожного транспорта - владельцы инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры, перевозчики, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, владельцы инфраструктурных комплексов железнодорожного транспорта необщего пользования, операторы, другие юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом, содержанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожного транспорта, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов".
Статью 20 "Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств" дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Организации железнодорожного транспорта должны разрабатывать и применять систему управления безопасностью движения поездов в порядке установленным Правительством Российской Федерации".
Статью 21 "Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Запрещается эксплуатация технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов не соответствующих требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
Эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов с нарушением установленных требований, а равно наличие информации о такой эксплуатации, является основанием для федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере транспорта для выдачи предписания о приостановке эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов до выполнения требований, предусмотренных главой 4 настоящего Федерального закона и главами 6 и 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
дополнить статьей 5.3. следующего содержания:
"Статья 5.3. Особенности технического регулирования на транспорте
Техническое регулирование на транспорте применительно к эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава как источников повышенной опасности, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность на транспорте".
7.3. Предложения, связанные с осуществлением Госжелдорнадзора и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
В целях оптимизации бюджетных расходов и с учетом решения Правительства Российской Федерации о сокращении бюджетных расходов на 2015 год, а также в целях сокращения административных ограничений в предпринимательской деятельности предполагается исключить участие сотрудников Ространснадзора из состава комиссий по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссий по определению мест примыкания.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предметом проверки является выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Проверка организуется и проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Участие в комиссиях по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссиях по определению мест примыкания противоречит Федеральному закону N 294-ФЗ.
Учитывая вышесказанное, считаем необходимым:
- в пункте 64 приказа Минтранса России от 01.02.2013 N 20 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации путей общего пользования, на основе предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути": исключить слово "Ространснадзора";
- в пункте 5 приказа Минтранса России от 06.08.2008 N 127 "Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования" исключить слова: "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта".