ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019)

Одобрена
Советом судей РФ
05.12.2019
КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
НА 2020 - 2030 ГОДЫ
I. Общие положения
Концепция информационной политики судебной системы Российской Федерации является выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации (информационных ресурсов), субъектов, осуществляющих сбор и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных и правовых отношений.
Настоящая концепция дополняет и развивает положения Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации, принятой Постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 года N 60.
Основу настоящей Концепции составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации"; Федеральный закон от 8 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях по защите информации"; Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"; процессуальные кодексы в части, касающейся вопросов информационных прав, гласности; ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие создание и сопровождение официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам открытости и гласности судопроизводства и доступа к информации о деятельности судов.
Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует выходу на новый уровень развития информационной среды, внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем, в связи с чем необходима выработка новых направлений и задач Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации.
Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, научно-исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации.
Основы настоящей Концепции представляют собой:
- определение единых подходов представителей всех ветвей судебной власти, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) при организации и осуществлении взаимодействия со средствами массовой информации, регламентации и совершенствования работы с информационными ресурсами судебной системы Российской Федерации;
- подготовку предложений нормативно-правового, методического, научного и организационного характера, направленных на совершенствование и повышение эффективности информационной политики, проводимой судебной системой Российской Федерации;
- организацию практической работы по информационному обеспечению деятельности судебной системы и системы Судебного департамента;
- разработку и осуществление целевых и иных программ, направленных на совершенствование информационного обеспечения судебной системы Российской Федерации.
Концепция информационной политики судебной системы направлена на достижение следующих целей:
1) гармонизация отношений судебной власти и общества;
2) открытость и гласность судопроизводства;
3) совершенствование способов доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей средств массовой информации к информации о деятельности судов;
4) объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации;
5) формирование благоприятного имиджа органов судебной власти;
6) повышение уровня доверия к судебной системе.
II. Формирование информационной политики
судебной системы как фактор укрепления независимости
и самостоятельности правосудия
Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы. От освещения деятельности судов зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия, нашедшие свое развитие в Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N 1735-р.
В пункте 15 Заключения N 7, принятого Консультативным советом европейских судей (2005) отмечено, что наилучшей гарантией независимости судов является активная их роль в информировании общественности, что не является препятствием для соблюдения требования о беспристрастности суда. Государства должны поощрять представителей судебной власти, расширять и углублять образовательное значение их деятельности, что способствует росту доверия населения судам. От качества предоставляемой гражданскому обществу информации о деятельности суда зависит мнение общества о судебной системе в целом, независимости правосудия.
Вместе с тем, проводимая политика информационной открытости влечет необходимость обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение определенных запретов и ограничений, в связи с чем актуальность приобрела проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.
В настоящее время доступ к информации о деятельности судов обеспечивается посредством использования различных ресурсов: официальных интернет-сайтов судов, официальных интернет-порталов правовой информации, справочных информационных систем "Гарант" и "Консультант Плюс", печатных изданий, информационных терминалов судов, средств массовой информации. Взаимодействие судов и СМИ осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.
III. Принципы информационной политики судебной системы
и основные задачи по их реализации
Принципы информационной политики судебной системы должны отвечать общим принципам государственной информационной политики, а именно принципам законности, научной обоснованности, системности, эффективности.
Принципы развития информационной политики судебной системы:
1) информационная открытость и доступность для граждан и организаций;
2) эффективность, достоверность, своевременность предоставления информации о деятельности судов;
3) безопасность информационных баз судов и охрана персональных данных;
4) невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов;
5) нераспространение информации, предоставление которой запрещено законом;
6) компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации;
7) единство информационного пространства.
Задачи развития информационной политики судебной системы:
1) создание условий по обеспечению прав граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней информации о деятельности судебной системы;
2) соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям;
3) увеличение количества информационных ресурсов судов (порталы, издания, мобильные приложения, социальные сети, информационно-образовательные проекты, видео);
4) повышение уровня подготовки специалистов по взаимодействию со средствами массовой информации и сопровождению Интернет-ресурсов судов;
5) повышение уровня правовой и информационной грамотности населения;
6) доступность предоставления достоверной информации о деятельности судов;
7) координация действий органов судебной власти при создании и ведении информационных ресурсов в Российской Федерации в целях соблюдения принципа разумной достаточности при обработке и передаче данных;
8) установление пределов ответственности за распространение недостоверной информации о деятельности судов, порочащих сведений о судьях.
IV. Основные направления и механизмы реализации
информационной политики судебной системы
Популяризация знаний о судебной системе
и деятельности судов
Информационная политика должна быть частью общей стратегии развития судов. Популяризация знаний о судебной системе повышает имидж суда, расширяет возможности профориентации, является действенным инструментом для расширения кругозора в области судебной деятельности среди широкой общественности. Популяризация предполагает нацеленность на различные возрастные и социальные группы населения и включает в себя ряд мероприятий.
В связи с развитием в России коммуникаций и способов широкого информирования общественности о судебной деятельности необходимо использовать новые платформы взаимодействия с гражданами - мобильные приложения сайтов судов и государственных автоматизированных судебных систем, аккаунты в социальных сетях; информационные каналы и площадки, в том числе расширять информационное наполнение официального канала Верховного Суда Российской Федерации и других судов в YouTube, официальных страниц в социальных сетях за счет освещения актуальных правовых новостей, интервью с судьями и первыми лицами, представителями общественности, видео-роликов о работе судей.
Популяризация знаний о деятельности судов на современном уровне не позволяет ограничивать публикационную активность бумажными изданиями. В связи с этим, предлагается создать на федеральном и региональном уровнях официальное сетевое интернет-издание судебной системы Российской Федерации, использовать для освещения деятельности судов не только специализированные сайты, но и региональные информационные ресурсы. Установка на использование периодических печатных изданий должна быть сохранена.
Отдельного внимания заслуживает модернизация и внедрение единой архитектуры и дизайна интернет-сайтов судов всех уровней и обеспечение постоянной оперативной технической поддержки информационных систем и сайтов судов.
Самостоятельным направлением популяризации знаний о судебной системе и деятельности судов является взаимодействие с представителями экспертного сообщества, которые осуществляют мониторинг (опрос) общественного мнения о деятельности судебной системы, а также проводят социологические исследования, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов судебной власти и СМИ.
В рамках популяризации судебной деятельности возможно создание (при наличии соответствующей базы в суде или судейском сообществе) музеев, посвященных становлению, формированию, функционированию судебной системы в отдельных регионах, и организация экскурсий школьников, студентов, учащихся средне-специальных учебных заведений в данные музеи. На базе региональных судов целесообразно открытие информационно-образовательных центров для проведения различных мероприятий по продвижению правовой информации.
Формирование эффективной и устойчивой
информационно-образовательной среды судов
Одной из приоритетных задач информационной политики судебной системы выступает создание единого информационного пространства как совокупности обеспечивающих информационное взаимодействие судов всех уровней, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). На базе единого информационного пространства должно получить свое развитие и легализацию такое направление информационной политики судебной системы, как формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной среды судов. Образовательный компонент деятельности судов объединяет в себе внутреннее и внешнее проявления. Повышение уровня знаний о правосудии (внешний образовательный компонент) должно быть достигнуто за счет:
- проведения мероприятий по гражданскому воспитанию населения, разъяснительной работы в образовательных организациях (школах, училищах, ВУЗах);
- проведения совместных научных и образовательных мероприятий (семинары, конкурсы, круглые столы, конференции) с учебными заведениями различного уровня;
- возможности участия судов в программах профессиональной ориентации школьников и студентов;
- организации производственной практики студентов юридических специальностей в судах;
- организации Дней открытых дверей в судах для студентов - выпускников отделений журналистики;
- проведения модельных судебных заседаний с участием студентов;
- создания на официальных сайтах судов дополнительных страниц, касающихся информационно-образовательной деятельности судов, интернет-страниц, разъясняющих алгоритм действий граждан по вопросам правового характера, связанным с обращением в суд;
- создания в системе ГАС "Правосудие" обучающего модуля, при помощи которого граждане, а также студенты юридических вузов смогут изучить систему и сформировать навыки работы в ней по аналогии с Порядками подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды Российской Федерации;
- распространения информационно-образовательных материалов ("Электронное правосудие", "Гражданские права в суде", "Я - присяжный", и др.);
Реализация информационно-образовательной деятельности зависит от организационных особенностей судов. Поскольку в малосоставных районных судах нагрузка на судей и аппарат суда является повышенной, проводить работу по данному направлению деятельности представляется трудновыполнимой задачей. В связи с этим целесообразным представляется привлечение к информационно-образовательной деятельности ветеранов судебной службы, судей, пребывающих в почетной отставке, общественных объединений судей.
Для судейского сообщества и сотрудников аппарата суда особую актуальность приобретает внутренний образовательный компонент. Низкий уровень навыков работы с персональными компьютерами, информационными ресурсами, государственными автоматизированными судебными системами среди судей и персонала судов обусловливает задержку информационного прогресса. В связи с этим остро встает вопрос о сотрудничестве с образовательными организациями по обучению и повышению квалификации судей и сотрудников аппарата судов с целью обеспечения эффективного и качественного уровня их подготовки в указанном направлении, а также об обеспеченности судов современными персональными компьютерами, и необходимостью иметь в штате судов специалистов по информационным технологиям, обеспечивающих их бесперебойную работу.
Кроме того, образовательные курсы, посвященные принципам и проблемам взаимодействия судебной системы и средств массовой информации, изучению вопросов организации электронного правосудия, применения федерального законодательства в сфере информатизации судов, должны быть включены в базовую подготовку юридических ВУЗов страны и в первую очередь Российского государственного университета правосудия.
Повышение эффективности взаимодействия средств массовой
информации и органов судебной системы
Высокий уровень эффективного взаимодействия средств массовой информации и органов судебной системы может быть достигнут посредством компетентного подхода к этому вопросу, подразумевающего создание иерархической системы пресс-служб судов как самостоятельных, укомплектованных структурных подразделений с надлежащим уровнем профессиональной подготовки их сотрудников, введение института штатных пресс-секретарей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, освобожденных от иных функций, при координации судьи по взаимодействию со СМИ. Обязанности пресс-секретарей судов подразумевают:
- проведение аккредитации представителей средств массовой информации при планирующемся их участии в судебном заседании;
- организацию работы журналистов во время судебных заседаний;
- осуществление программ поддержки информационной работы в судебных органах и системе Судебного департамента;
- подготовку пресс-релизов и взаимодействие с региональными СМИ по их опубликованию;
- выступление наряду с судьями в образовательных учреждениях (организациях) с лекциями;
- организацию семинаров-совещаний для журналистов;
- осуществление мониторинга информационных ресурсов в целях анализа общественного мнения по вопросам деятельности судов.
В целях формирования единого информационного пространства на уровне субъектов Российской Федерации следует создать объединенные пресс-службы (координационные советы) судебной системы региона, отвечающие за проведение семинаров и вебинаров для судей и пресс-секретарей судов с участием пресс-секретарей судов областного уровня и органов Судебного департамента, а также представителей научного (экспертного) сообщества, повышение квалификации пресс-секретарей. На федеральном уровне необходимо эффективное функционирование Центральной пресс-службы судебной системы, создание Редакционно-издательского центра судебной системы с детальной регламентацией редакционно-издательской деятельности Судебного департамента, судов, описание ее стандартов.
Повышению качества взаимодействия СМИ и судов должна способствовать разработка стандартов подачи материалов пресс-службами судов, стандартов контроля их работы. В рекомендательном формате суды могут составлять программы проведения любого медиа-мероприятия в суде.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о порядке и способах урегулирования возможных спорных (конфликтных) ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия судебной системы со СМИ.
Создание единого информационного пространства
судебной системы
Развитие цифровых и информационных технологий открывает новые возможности для работы с большим объемом информации. Оптимальным на сегодняшний день вариантом решения данного вопроса является ее облачное хранение на специальных серверах. Использование организациями, в том числе государственными таких облачных хранилищ, удовлетворяющих требования законодательства Российской Федерации по защите информации предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционным хранением данных на материальных носителях или внутренних серверах, а именно:
- пространство для хранения является безграничным, что предусматривают условия договора с поставщиком данной услуги;
- облачные решения обеспечивают повышенную безопасность данных (возможность иметь резервные копии баз данных, возможность дистанционного удаления данных с похищенных устройств, недоступность для третьих лиц, поскольку данные при загрузке в облако шифруются);
- выгода с материальной точки зрения.
Для фиксирования хода судебного заседания путем аудиопротоколирования используются электронные носители информации - диски, дискеты, флеш-карты, которые приобщаются к материалам дела (протоколу судебного заседания) - один электронный носитель информации по каждому делу отдельно.
Облачное хранение аудиопротоколов не только позволит уйти от их копирования на электронные носители и приобщения к материалам дела, но и предоставит участникам процесса возможность ознакомиться с аудиопротоколом независимо от своего места нахождения. В рамках действующего законодательства каждый гражданин, организация, общественное объединение, орган государственной власти и местного самоуправления, представитель редакций средств массовой информации также будет иметь возможность получить необходимую для него информацию о конкретном рассмотренном каким-либо судом деле, о проведенном мероприятии и т.д.
Обеспечение интересов судебной системы Российской Федерации
в информационной сфере
В рамках настоящей Концепции необходимо выработать приемлемые с точки зрения действующего законодательства алгоритмы действий судебной системы по защите судей от тенденциозных публикаций, имеющих цель сформировать негативный образ судьи и оказать давление на суд.
В настоящий момент особую актуальность приобрела проблема "скандализации правосудия", подразумевающая манипулирование общественным мнением в отношении судебной власти, умаление ее авторитета, беспорядочную, необоснованную критику, подрывающую доверие общественности к процессу отправления правосудия, что обусловливает острую необходимость формулирования ответственности за ее проявление в СМИ.
В связи с этим, предлагается:
- предусмотреть возможность проведения региональных мероприятий (семинаров, конкурсов, круглых столов, встреч с руководством судов) для СМИ с участием представителей судебной системы с целью обсуждения актуальных вопросов правоприменения, выработки подходов эффективного взаимодействия судов и СМИ, а также нивелирования возможных конфликтных ситуаций;
- стимулировать деятельность по таким формам развития взаимодействия со СМИ, как создание и сопровождение (например, разъяснение норм закона и т.д.) гильдии судебных репортеров, работа с региональными союзами журналистов;
- сформировать при советах судей субъектов Российской Федерации постоянно действующие комиссии по мониторингу открытости и доступности правосудия на территории субъектов Российской Федерации, включив в их состав представителей совета судей субъекта, профильных высших и средне-специальных учебных заведений, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, управлений Судебных департаментов в субъектах, представителей органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность мировых судей, для работы которых разработать программу и методику мониторинга.
- обозначить необходимость разработки стандартов информирования общественности через СМИ как о процессуальной, так и о внепроцессуальной деятельности судов;
- разъяснять позицию судебной системы по вопросам применения института аккредитации представителей средств массовой информации (в т.ч. в отношении электронных СМИ, доступ к которым заблокирован на территории Российской Федерации по решению суда), ограничений размещения информации.
Мониторинг региональных информационных ресурсов позволит судебным органам анализировать динамику общественного мнения по ключевым вопросам деятельности, выявлять наиболее интересные с общественной точки зрения аспекты такой деятельности и оперативно реагировать на размещение не соответствующей действительности информации. В случаях выявления действий по оказанию давления на судей и суды со стороны СМИ предполагается организация незамедлительного и эффективного реагирования через другие средства массовой информации и иными способами для защиты репутации судебных органов и их представителей.
При возникновении споров, связанных с освещением деятельности судов и конкретных судей в средствах массовой информации, они могут разрешаться во внесудебном порядке, в связи с чем не исключается возможность обращения за их разрешением в Общественную коллегию по жалобам на прессу, которая рассматривает информационные споры, прежде всего, нравственно-этического характера, возникающие в сфере массовой информации, в том числе дела о нарушении принципов и норм профессиональной журналистской этики.
На это ориентированы судьи и органы судейского сообщества п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 16 (ред. от 09.02.2012) "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В целях недопущения направления в суды обращений, содержащих нецензурную брань, оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу судей и сотрудников судов, необходимо при подаче электронных обращений введение обязательной аутентификации гражданина с подтверждением личности по аналогии с Порталом государственных услуг Российской Федерации.
Защита персональных данных при предоставлении информации
о деятельности судов
В рамках информационной политики судебной системы необходимо обеспечить баланс между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну. Обязательно четкое сохранение персональных данных, ставших известными при исполнении служебных обязанностей и в ходе осуществления правосудия, соблюдение положений законодательства Российской Федерации о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных, как того требует Федеральный закон "О персональных данных". Остро стоит проблема персонификации и безопасности доступа к информационным ресурсам судов, а именно обладание каждым судьей, работником аппарата суда индивидуальным логином и паролем и недопустимость передачи таких данных третьим лицам. Это касается как лиц, подающих документы, так и принимающих и реагирующих на них.
Особую важность приобретает проведение мероприятий по противодействию незаконной обработке и сбору сведений о гражданах, в том числе персональных данных граждан на территории Российской Федерации неуполномоченными и неустановленными лицами, а также используемыми ими техническими средствами.
Информационная безопасность судебной системы и формы ее реализации должны сопровождаться:
- принятием адекватных мер, направленных на обеспечение компьютерной безопасности судов всех уровней, на защиту информации, используемой в сфере судопроизводства от кибер-атак, для чего в системе судов необходимо создание служб обеспечения электронной безопасности, способных эффективно предотвращать попытки несанкционированного доступа к электронной информации и ее сбору;
- обеспечением криптографической защиты персональных данных в информационных системах судов;
- дальнейшим развитием электронной идентификации и других средств обеспечения безопасности и достоверности электронных судебных процедур;
- упорядочиванием алгоритмов обработки данных и доступа к таким данным;
- обеспечением обработки данных на российских серверах при электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории Российской Федерации, а также передачу таких данных на территории Российской Федерации с использованием сетей связи российских операторов.
Нормативно-правовое и ведомственное регулирование
взаимоотношений судов и средств массовой информации
Законодательная деятельность, обеспечивающая интересы информационной политики судебной системы, должна быть направлена на:
- разработку положений о нормах организационного и материально-технического обеспечения деятельности пресс-служб судов (в зависимости от уровня суда);
- разработку стандартов подачи материалов пресс-службами судов, стандартов контроля их работы.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции информационной
политики судебной системы
Реализация Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации позволит достичь следующих результатов:
1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере управления информационными ресурсами судов;
2) создание единого информационного пространства для судов всех уровней;
3) осуществление информационного обеспечения судебной системы в следующих формах:
- присутствие в открытых судебных заседаниях;
- информационное освещение в средствах массовой информации деятельности судов, в том числе по вопросам предоставления информации о прошедших судебных заседаниях;
- совместное участие представителей судов, органов судейского сообщества в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;
- рассылка пресс-релизов СМИ, объясняющих суть процессуальных норм, в том числе на примере судебной практики;
- систематические сообщения, разъясняющие сложные вопросы, возникающие в судебной деятельности;
- ведение в средствах массовой информации постоянных рубрик, блоков судебной информации, тематических передач на телевидении и радио и т.п., приглашение на конференции.
4) создание курсов повышения квалификации, отделений дополнительного образования для работников суда по связи с общественностью по направлению подготовки пресс-секретарей, обладающих навыками в области ораторского искусства, журналистики, дачи интервью для СМИ, написания статей для печатных изданий;
5) применение правил и рекомендаций для лиц, ответственных за связи с общественностью, с учетом специфики освещения вопросов, не подлежащих разглашению в СМИ, а также типового положения о пресс-службе суда;
6) применение типового должностного регламента государственных гражданских служащих суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ, предусматривающего требования к их профессиональным, деловым, этическим качествам, либо положения суда о пресс-службе;
7) введение в штат кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов не менее двух ставок работников, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ, в штат районных (городских) судов (в зависимости от составности) и в штат управлений Судебного департамента - ставку освобожденного работника по взаимодействию с общественностью и СМИ;
8) внедрение системы оценки (рейтинга) работы пресс-служб и государственных гражданских служащих, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ.
VI. Финансовое обеспечение мероприятий
по реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в рамках мероприятий, проводимых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации совместно с кассационными и апелляционными судами общей юрисдикции, областными и равными им судами, районными (городскими) судами, управлениями Судебных департаментов в субъектах Российской Федерации, в пределах, выделенных на эти цели, бюджетных ассигнований.
Выбор исполнителей мероприятий определяется в установленном законом порядке.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции производится за счет средств, выделенных из федерального бюджета Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.