ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 20.7. "Нарушение правил гражданской обороны" Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. 3.12.4. Нарушения правил гражданской обороны оказывает существенное влияние на выполнение системы мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В соответствии с Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", при нарушении Типового договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также при невыполнении мероприятий гражданской обороны, в частности, в отношении нарушения правил использования и содержания технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, к должностным лицам - руководителям предприятий, учреждений и организаций может быть применено административное взыскание, предусмотренное статьей 20.7 Кодекса. Привлечение должностного лица к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, приведшего к нарушению правил гражданской обороны, изложенных в статье 20.7 Кодекса, за которое предусмотрено наложение административного взыскания на должностных лиц, рассматривается по пяти позициям:

1) Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения
Среди практических задач системы гражданской обороны эксплуатация технических систем управления и средств оповещения населения является одной из наиболее приоритетных. Потеря связи, а значит и управления, а также отсутствие оповещения может привести к необоснованным и широкомасштабным потерям, как людских ресурсов, так и материальных ценностей.
Установленного нормативными правовыми актами термина "технические системы управления гражданской обороны" нет, вместе с тем в комментариях к Федеральному закону от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к этому понятию относятся пункты управления, узлы связи пунктов управления с установленным уровнем защищенности, системами жизнеобеспечения, укомплектованные установленными средствами связи, оповещения и информирования, способные разместить соответствующие органы управления и технический персонал, обеспечить приведение в готовность органов управления, сил и средств гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач, оперативное доведение до исполнителей управленческих решений и получение необходимой информации.
Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны осуществляется при факте нарушения требований нормативных документов.
Оценка условий эксплуатации пунктов управления, размещаемых в защитных сооружениях, осуществляется на основании Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
В системе гражданской обороны созданы автоматизированная система централизованного оповещения и локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - это доведение до населения сигналов об опасности воздушного нападения, радиоактивного, химического, биологического заражения, о стихийных бедствиях и т.д.
Для оповещения используются следующие виды связи: проводная, радиосвязь, космическая радиосвязь, сотовая, оптико-электронная, автоматизированная, сигнальная.
Передача различных видов сообщений (телефонное, телеграфное, видео-телеграфное, передача данных) производится по выбранному виду связи или по их сочетанию в системах централизованного оповещения.
Выбор вида связи или их совокупности для передачи сигналов гражданской обороны определяется их наличием, исправностью, своевременностью подключения, а также содержанием и условиями решения практических задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, а следовательно, и за соблюдение правил использования и содержания локальных систем оповещения возложена на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. В данном постановлении также установлены зоны действия локальных систем оповещения, несоответствие которых рассматривается как нарушение правил использования систем оповещения.
Правила эксплуатации, технического обслуживания средств связи и систем оповещения изложены в Положении по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств оповещения и связи гражданской обороны, утвержденном и введенном в действие приказом Начальника ГО СССР от 03.03.1988, а также в Положении о системах оповещения гражданской обороны, введенном в действие совместным приказом МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 07.12.1998 N 701/212/803.
При нарушении правил эксплуатации технических систем управления и правил использования и содержания систем оповещения, изложенных в вышеназванных документах, к должностным лицам, ответственным за их эксплуатацию, может быть применено административное взыскание, предусмотренное статьей 20.7 Кодекса.
2) Нарушение правил эксплуатации объектов гражданской обороны
В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", к объектам гражданской бороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет строительства недостающего фонда объектов гражданской обороны, приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны. Правила приспособления объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта изложены в Строительных нормах и правилах СНиП 2.01.57-85.
Этим же документом определено, что организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, следовательно, руководители организаций как должностные лица несут ответственность за соблюдение правил эксплуатации объектов гражданской обороны и, в случае нарушения ими этих правил, на них может быть наложен административный штраф, предусмотренный статьей 20.7 Кодекса.
Оценка соответствия правил эксплуатации убежищ, противорадиационных укрытий осуществляется на основании Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны и их содержание в мирное время определен в Строительных нормах и правилах СНиП 3.01.09-84.
Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации убежищ и противорадиационных укрытий осуществляется при условии нарушения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации специализированных складских помещений осуществляется при условии нарушения правил эксплуатации специализированных складских помещений для хранения имущества гражданской обороны, изложенных в приказе МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
Наложение административного взыскания за нарушение правил эксплуатации санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта осуществляется при условии нарушения правил эксплуатации объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта. Правила эксплуатации определены в Строительных нормах и правилах СНиП 2.01.57-85.
3) Нарушение правил использования и содержания средств индивидуальной защиты
Одной из основных задач системы гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты.
Порядок использования и содержания средств индивидуальной защиты, требования к складским помещениям, а также порядок накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля определены Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, введенных в действие приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
Подготовка к предоставлению средств индивидуальной защиты осуществляется в мирное время путем закладки их в мобилизационный резерв Российской Федерации и обязательного создания запасов на объектах.
В соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств":
- номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским агентством по государственным резервам исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время;
- номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения;
- номенклатура и объемы запасов для обеспечения НАСФ определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций;
- запасы накапливаются заблаговременно в мирное время, не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности;
- запасы, накапливаемые органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления и организациями, хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению сохранности указанных средств.
В Инструкции по хранению на складах имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, утвержденной приказом МЧС России от 08.04.1998 N 229 ДСП и согласованной с Российским агентством по государственным резервам, определены требования к проверке складов должностными лицами организаций, а также обязанности должностных лиц по хранению имущества.
Очень важным положением является то, что обеспечение граждан противогазами по месту их работы производится за счет средств предприятий, учреждений и организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1994 N 330-15 "О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны".
Важной составной частью мероприятий по защите населения является обеспечение населения медицинскими средствами индивидуальной защиты.
Медицинские средства индивидуальной защиты - это химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для защиты человека от поражающих факторов современных средств поражения и используемые либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.
Накопление средств медицинской защиты населения производится согласно Норме содержания запасов медикаментов и медицинского имущества, прилагаемых к Инструкции по хранению на складах имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, утвержденной приказом МЧС России от 08.04.1998 N 229 ДСП и согласованной с Российским агентством по государственным резервам. Порядок и нормы оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом защитных сооружений определены в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Закладка медикаментов и медицинского имущества на хранение производится органами государственного управления - владельцами загородных запасных пунктов управления. Хранение и своевременное освежение медикаментов и медицинского имущества, заложенного на загородных запасных пунктах управления, осуществляется материально ответственным лицом, назначенным приказом соответствующего руководителя органа управления. В период приведения защитных сооружений гражданской обороны в готовность комплектование коллективных медицинских аптечек и наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организациями, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.
Наложение административного взыскания за нарушение правил использования и содержания средств индивидуальной защиты осуществляется при условии нарушения Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, введенных в действие приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
4) Нарушение правил использования и содержания другой специальной техники гражданской обороны
Наложение административного взыскания за нарушение правил использования и содержания другой специальной техники гражданской обороны осуществляется при условии нарушения требований технических описаний и инструкций по эксплуатации различных типов специальной техники.
Специальная техника гражданской обороны включает в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 г. Москва "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и приказу МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
5) Нарушение правил использования и содержания имущества гражданской обороны
Порядок наложения административного взыскания за нарушение правил использования и содержания имущества гражданской обороны осуществляется в соответствии с правилами использования и содержания имущества гражданской обороны различных типов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 г. Москва "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" к имуществу гражданской обороны относятся:
- запасы продовольственных средств, которые включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;
- запасы медицинских средств, которые включают в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество;
- запасы иных средств, которые включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
- Номенклатура и объемы имущества гражданской обороны приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
3.12.5. Исходя из вышеизложенного, невыполнение предусмотренных нормативными правовыми актами полномочий соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, организациями, а следовательно, их руководителями и другими должностными лицами, ведающими вопросами гражданской обороны, предполагает применение мер административного воздействия за умышленное нарушение правил гражданской обороны к:
- их руководителям как руководителям гражданской обороны в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", несущим персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях;
- их должностным лицам, выполняющим функции в области гражданской обороны, установленные им соответствующими постановлениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, правилами и т.п. органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций.
3.13. Применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
3.13.1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает, что виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим состав административных правонарушений и административную ответственность за невыполнение или нарушение должностными и юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в субъектах Российской Федерации создаются территориальные подсистемы РСЧС, задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования которых определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положения о комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС ПБ) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также объектовых КЧС ПБ утверждаются решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти и организаций.
Невыполнение организациями своих обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность, предусмотренную Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.
Основанием для возложения ответственности за административное правонарушение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций служит факт невыполнения законодательства, создания условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятия мер по защите и сохранению здоровья людей.
3.13.2. Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрена статьей 20.6 Кодекса "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 20.5, 20.6 Кодекса, должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Протоколы об административных правонарушениях (статья 28.3 Кодекса) вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в частности должностными лицами органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - об административных нарушениях, предусмотренных статьями 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 Кодекса, а также должностными лицами органов внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6 Кодекса.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 статьи 28.3, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
3.13.3. Должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предоставлено право руководствоваться следующими статьями Кодекса:
Часть 1 статьи 19.4. "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)"
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Часть 1 статьи 19.5. "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)"
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.