ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Методические рекомендации по подготовке заявления о применении антидемпинговой меры (рекомендованы Евразийской экономической комиссией)

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ АНТИДЕМПИНГОВОЙ МЕРЫ
Введение
Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи производителям в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) при подготовке ими заявления о применении антидемпинговой меры в отношении товара, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза (далее - заявление).
Рекомендации содержат разъяснения требований, предъявляемых к информации, которую необходимо привести в заявлении в качестве основания для начала антидемпингового расследования в соответствии с Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно - Протокол, Договор)).
В Рекомендациях также приведена примерная форма заявления о применении антидемпинговой меры.
Информация, которую рекомендуется привести в заявлении, не является исчерпывающей. Она может быть расширена по инициативе заявителя.
Кроме того, в случае необходимости орган, ответственный за проведение расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер на таможенной территории Союза, имеет право запросить у заявителя дополнительную информацию для принятия решения по результатам рассмотрения заявления.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 года N 1 полномочия органа, ответственного за проведение расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер на таможенной территории Союза, возложены на Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (далее соответственно - Департамент, Комиссия).
Адрес для отправки корреспонденции:
Смоленский бульвар, дом 3/5, стр. 1,
Москва, Российская Федерация, 119121
В случае если корреспонденция доставляется нарочным, ее прием осуществляется по адресу фактического местонахождения Департамента:
Летниковская ул., д. 2, стр. 1, Москва,
бизнес-центр "Вивальди Плаза", корпус D,
(предварительно необходимо созвониться с сотрудником
Департамента по тел.: +7(495)669-24-00 доб. 12-72)
1. Общие рекомендации
1.1. Вся информация, представленная в заявлении, должна быть достоверной, иметь документальное подтверждение или ссылки на источники получения.
1.2. Статистическая информация представляется в заявлении за предшествующий период. Согласно пункту 2 Протокола предшествующий период составляет три календарных года, непосредственно предшествующих дате подачи заявления, за которые имеются необходимые статистические данные.
Кроме того необходимо привести имеющиеся данные за период текущего года (например, 3, 6 или 9 месяцев), а также данные за аналогичный период предшествующего года.
1.3. При указании показателей, содержащихся в заявлении, должны использоваться единые денежные и количественные единицы измерения в целях их сопоставимости.
Например, в целях корректного сопоставления количественных показателей товара, который предлагается заявителем в качестве объекта расследования, и аналогичного товара, производимого в государствах-членах, рекомендуется использовать единицы измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В случае если при подаче заявления отрасль экономики государств-членов включает производителей из разных государств-членов, значения показателей в стоимостном выражении целесообразно приводить как в национальной валюте, так и в долларах США.
1.4. Информация, представленная в заявлении в виде таблиц, должна сопровождаться подробными комментариями. Комментарии должны содержать анализ показателей, приведенных в таблицах, а также описывать факторы, повлиявшие на их изменение.
1.5. Заявление должно быть составлено на русском языке. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их переводом на русский язык с удостоверением представленного перевода.
1.6. Сведения, содержащиеся в заявлении, должны быть заверены руководителями производителей, представивших такие сведения, а также сотрудниками, ответственными за ведение бухгалтерского учета и отчетности, в части, касающейся сведений, непосредственно относящихся к данным производителям.
1.7. Заявление должно быть направлено в Департамент на бумажном носителе. Одновременно копия заявления должна быть представлена на электронном носителе информации (CD-R или USB-Flash Drive).
На указанный электронный носитель информации необходимо также записать (сохранить) таблицы в формате Excel с фактическими данными и произведенными расчетами.
1.8. Заявление должно включать лист "Содержание" с перечислением в нем всех поименованных и пронумерованных пунктов и подпунктов, а также всех пронумерованных приложений.
1.9. Если в заявлении содержится конфиденциальная информация, то заявление должно быть представлено в двух версиях: конфиденциальной и неконфиденциальной.
Информация рассматривается в качестве конфиденциальной только при представлении в заявлении обоснований, свидетельствующих о том, что раскрытие такой информации предоставит конкурентное преимущество третьему лицу или повлечет неблагоприятные последствия для предприятия, представившего такую информацию, или для лица, от которого получена такая информация.
Указанные обоснования приводятся в неконфиденциальной версии заявления применительно к данным, рассматриваемым в качестве конфиденциальных. При этом не могут быть отнесены к конфиденциальной информации статистические данные об объемах импорта/экспорта, в том числе в страновом разрезе, сведения и данные, полученные из открытых источников.
Конфиденциальная версия заявления должна иметь гриф "Конфиденциально", который проставляется в верхнем правом углу каждого листа.
Неконфиденциальная версия должна быть достаточно подробной для понимания существа информации, представленной в конфиденциальном виде.
Рекомендации по оформлению неконфиденциальной версии заявления см. в приложении N 1 к Примерной форме заявления о применении антидемпинговой меры настоящих Рекомендаций.
На почтовых конвертах, в которых пересылается заявление, содержащее конфиденциальную информацию, отправитель должен указать в качестве адресата Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.
2. Рекомендуемая структура заявления
Информацию, приводимую в заявлении о применении антидемпинговой меры, рекомендуется структурировать по следующим разделам:
1. Общая информация;
2. Доказательства наличия демпингового импорта;
3. Данные внешнеторговой статистики;
4. Доказательства наличия материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли экономики государств-членов;
5. Доказательства наличия причинно-следственной связи между демпинговым импортом и материальным ущербом отрасли экономики государств-членов;
6. Предложения о введении меры.
3. Пояснения к отдельным разделам заявления
3.1. Общая информация
3.1.1. Заявитель
В соответствии с пунктом 187 Протокола заявление может подаваться:
- производителем аналогичного товара в государствах-членах или его уполномоченным представителем;
- объединением производителей аналогичного товара в государствах-членах, если в число его участников входят производители существенной части, но не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного товара в государствах-членах, или уполномоченным представителем такого объединения.
При подаче заявления объединением производителей необходимо, чтобы такое объединение являлось зарегистрированным юридическим лицом и в его учредительных документах было закреплено право на представление интересов участников объединения.
Уполномоченным представителем может являться любое юридическое или физическое лицо, у которого имеются надлежащим образом оформленные полномочия - доверенность производителей (объединения производителей) аналогичного товара, подтверждающая передачу полномочий (должны быть перечислены в доверенности) своему представителю на срок, указанный в доверенности.
В случае если уполномоченным представителем является физическое лицо, в доверенности необходимо указать реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица - уполномоченного представителя, в том числе адрес его регистрации. Кроме того, доверенностью должна удостоверяться представленная в ней подпись физического лица - уполномоченного представителя.
Доверенность должна быть представлена в оригинале (копии доверенностей недействительны). Доверенность представляется в Департамент вместе с заявлением.
3.1.2. Поддержка заявления
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие поддержку заявления производителями аналогичного товара в государствах-членах.
Поддержка заявления требуется для выполнения одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 189 Протокола:
а) доля производства аналогичного товара производителями в государствах-членах (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, должна составлять не менее 25 процентов от объема производства аналогичного товара в государствах-членах;
б) объем производства аналогичного товара производителями в государствах-членах (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, должен составлять более 50 процентов от объема производства аналогичного товара производителями в государствах-членах, высказавшими свое мнение (поддержку или несогласие) относительно заявления.
Если объем производства аналогичного товара производителями в государствах-членах (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, составляет менее 50 процентов от объема производства аналогичного товара производителями в государствах-членах, то для выполнения условия, изложенного в подпункте "б", необходимо опросить других известных производителей в государствах-членах с целью выяснения их мнения относительно заявления и представить результаты опроса в заявлении.
Производителю-заявителю, у которого объем производства составляет более 50 процентов от объема производства аналогичного товара в государствах-членах, доказательства поддержки заявления другими производителями представлять в заявлении не обязательно.
3.1.3. Описание товара, который предлагается заявителем
в качестве объекта расследования
Для целей подачи заявления заявителю необходимо определить товар, происходящий из третьей страны (третьих стран) и ввозимый на таможенную территорию Союза предположительно по демпинговым ценам, который предлагается заявителем в качестве объекта расследования (далее - импортируемый товар; товар, который предлагается заявителем в качестве объекта расследования).
В заявлении необходимо представить максимально полное описание импортируемого товара, включающее:
- полное наименование импортируемого товара (такое наименование должно быть точным, не допускать неясностей или двусмысленного толкования и быть достаточным для целей взимания антидемпинговых пошлин таможенными органами государств-членов);
- краткое наименование импортируемого товара (для использования в тексте заявления);
- перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС, в рамках которых импортируемый товар классифицируется при ввозе на таможенную территорию Союза;
- описание ввозных таможенных пошлин, а также иных ограничений торговли, применявшихся в отношении импортируемого товара в предшествующий период, а также действующих на момент подачи заявления;
- описание технологии производства;
- описание стандартов, распространяющихся на производство импортируемого товара в стране происхождения;
- описание основных сфер применения импортируемого товара и, если возможно, описание различий в сферах применения в зависимости от характеристик импортируемого товара;
- описание разновидностей импортируемого товара, если в рамках указанного товара можно выделить различные разновидности (например, различные размеры, мощности, марки и т.п.).
3.1.4. Описание аналогичного товара, производимого
в государствах-членах
Заявителю необходимо доказать, что производимый им товар является аналогичным по отношению к импортируемому товару.
В соответствии с пунктом 2 Протокола аналогичный товар - это товар, полностью идентичный импортируемому товару, либо в отсутствие такого товара другой товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам импортируемого товара <1>.
--------------------------------
<1> Необходимо отметить, что определение аналогичного товара, приведенное в пункте 2 Протокола, применяется как в отношении товара, производимого отраслью экономики государств-членов, так и в отношении товара, продаваемого иностранным производителем на своем внутреннем рынке. В первом случае понятие аналогичного товара используется для целей определения состава отрасли экономики государств-членов и определения наличия материального ущерба (угрозы материального ущерба) отрасли экономики государств-членов, во втором - для целей определения наличия демпингового импорта.
В заявлении следует подробно описать производимый заявителем товар и его характеристики. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 187 Протокола заявление о применении антидемпинговой меры может быть подано только производителем аналогичного товара. Иными словами, аналогичность товара является существенным условием для определения права производителя на подачу заявления.
Для описания аналогичного товара могут быть использованы следующие характеристики и сведения: внешний вид товара, физические свойства, сырье и материалы, используемые в производстве товара, химический состав, информация о производственном процессе, основных потребителях, предназначении и конечном потреблении товара и т.д.
Кроме того, могут быть использованы существующие для аналогичного товара международные стандарты, национальные стандарты государств-членов, технические регламенты Союза, научные определения. Заявителю рекомендуется включить максимальное количество информации, которую он сам считает существенной для корректного и полного описания аналогичного товара.
Если можно выделить различные разновидности аналогичного товара, то необходимо детально описать каждую разновидность (подробную информацию см. в подпункте 1.4 Примерной формы заявления о применении антидемпинговой меры).
Описание аналогичного товара, производимого в государствах-членах, должно завершаться сравнительным анализом характеристик импортируемого товара и аналогичного товара и выводом о том, что производимый в государствах-членах товар действительно является аналогичным по отношению к товару, который предлагается заявителем в качестве объекта расследования, то есть представленная информация должна свидетельствовать о том, что существует конкуренция между товаром, произведенным в государствах-членах, и импортируемым товаром <2>.
--------------------------------
<2> Далее по тексту в отношении товара, производимого в государствах-членах, и импортируемого товара может применяться обобщенный термин "Товар".
3.2. Доказательства наличия демпингового импорта
Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена товара ниже его нормальной стоимости (то есть цена, по которой товар поставляется в Союз, ниже цены, по которой он продается на внутреннем рынке страны-экспортера). Соответственно, в заявлении должны содержаться сведения о размерах нормальной стоимости и экспортной цены товара, а также должно быть проведено их сопоставление и определен размер демпинговой маржи <3>.
--------------------------------
<3> Если демпинговая маржа рассчитывается в отношении импорта из двух или более третьих стран, следует обратиться в Департамент за консультацией.
В случае если товар, который предлагается заявителем в качестве объекта расследования, импортируется на таможенную территорию Союза в различных разновидностях, цены на которые существенно различаются, использование показателей нормальной стоимости и экспортной цены в отношении указанного товара в целом может привести к искажению расчета. В таких случаях в заявлении рекомендуется по возможности привести расчет демпинговой маржи применительно к отдельным разновидностям импортируемого товара (всем или, когда это не представляется возможным, тем из них, данные по которым являются наиболее репрезентативными <4>).
--------------------------------
<4> Разновидности товара могут быть выбраны, например, исходя из их объемов импорта на таможенную территорию Союза.
Доказательства демпингового импорта представляются за период, наиболее приближенный к дате подачи заявления, но при этом такой период должен быть охвачен периодом, за который в заявлении приводятся доказательства причинения материального ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения. Как правило, период, за который устанавливается демпинг, составляет 12 месяцев, но в любом случае он не может быть менее 6 месяцев.
3.2.1. Нормальная стоимость
Для определения нормальной стоимости товара необходимо руководствоваться положениями пунктов 53 - 63 Протокола и использовать цены на аналогичный товар при его продаже на внутреннем рынке экспортирующей третьей страны в период расследования.
При этом расчеты основываются на ценах на аналогичный товар на внутреннем рынке экспортирующей третьей страны при его продажах независимым покупателям. Такие продажи не должны предполагать потребление (использование) товара вне пределов территории страны-экспортера в последующем.
Определяемая нормальная стоимость должна соответствовать ценам на аналогичный товар при его поставках производителем на условиях EXW <5> за вычетом применимых косвенных налогов и сборов (НДС, акциз и др.).
--------------------------------
<5> Здесь и далее условия поставок понимаются в значении базисов поставок согласно Инкотермс 2010.
В случае если данные по поставкам производителя на условиях EXW недоступны, нормальная стоимость рассчитывается посредством применения к цене, известной заявителю, корректировок, позволяющих привести ее к уровню EXW, по следующей формуле: