Утверждаю
Статс-секретарь -
заместитель Министра
сельского хозяйства
Российской Федерации
М.И.УВАЙДОВ
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации
А.С.НИКИТИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ
ПЕРЕВОЗОК ПАРТИЙ ЗЕРНА И (ИЛИ) ПАРТИЙ ПРОДУКТОВ
ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по проведению на территории Российской Федерации эксперимента по использованию государственной информационной системы электронных перевозочных документов для оформления перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 581 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по использованию государственной информационной системы электронных перевозочных документов для оформления перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна" (далее - эксперимент).
Методические рекомендации обеспечивают сопровождение процесса проведения эксперимента, осуществляемого в период с 1 мая 2025 г. по 31 октября 2025 г.
В период с 1 ноября по 15 декабря 2025 г. необходимо обеспечить проведение оценки результатов эксперимента в целях представления доклада в Правительство Российской Федерации.
Состав мероприятий в рамках эксперимента приведен в Плане-графике проведения мероприятий в рамках эксперимента по использованию государственной информационной системы электронных перевозочных документов для оформления перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна.
2. Используемые в настоящих Методических рекомендациях сокращения:
АИС "Налог-3" - единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям;
ГИС ЭПД - государственная информационная система электронных перевозочных документов;
ИС ЭПД - информационная система электронных перевозочных документов, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами ИС ЭПД таких документов и сведений в ГИС ЭПД;
Оператор ИС ЭПД - юридическое лицо, включенное в реестр операторов ИС ЭПД;
СДИЗ (сопроводительный документ по идентификации зерна в системе федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна) - товаросопроводительный документ на партию зерна или продуктов его переработки;
УИД - уникальный идентификатор электронного перевозочного документа, присвоенный ГИС ЭПД;
Участники информационного взаимодействия - грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором ИС ЭПД соглашение об электронном документообороте перевозочных документов;
Файл обмена - XML-файл, входящий в состав электронного перевозочного документа и состоящий из отдельных сведений электронного перевозочного документа;
ФГИС "Зерно" - федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна;
Экспериментальная цепочка - согласованный перечень участников каждого сценария, содержащий информацию об организациях-участниках и их ролях при оформлении перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна;
ЭПД (электронный перевозочный документ) - совокупность файлов обмена, относящихся к одному виду электронного перевозочного документа;
ЭПЛ (электронный путевой лист) - путевой лист, сформированный в форме электронного документа;
ЭТрН (электронная транспортная накладная) - транспортная накладная, сформированная в форме электронного документа.
3. В ходе проведения эксперимента настоящие Методические рекомендации могут быть доработаны.
II. Цели проведения эксперимента и критерии успешности
4. Целями проведения эксперимента являются:
определение и согласование состава сведений о перевозке партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна, необходимых для представления в ГИС ЭПД;
определение модели взаимодействия ГИС ЭПД с информационными системами участников эксперимента;
определение состава сведений, необходимых для информационного взаимодействия ГИС ЭПД и ФГИС "Зерно";
проработка механизмов информационного взаимодействия между ГИС ЭПД и ФГИС "Зерно";
определение состава сведений, необходимых для информационного взаимодействия ГИС ЭПД и АИС "Налог-3";
проработка механизмов информационного взаимодействия между ГИС ЭПД и АИС "Налог-3";
организация взаимодействия между участниками эксперимента;
тестирование технологии верификации информации о перевозках партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна, базирующейся на данных о качественных характеристиках выполненной грузоперевозки;
разработка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее перевозку партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна (при необходимости);
оценка эффективности и результативности применения ГИС ЭПД при оформлении перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна.
5. Успешность проведения эксперимента определяется следующими критериями:
организовано информационное взаимодействие участников и информационных систем в рамках эксперимента;
подтверждена возможность обмена данными между участниками эксперимента;
подтверждена возможность документарной прослеживаемости партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна на всех этапах перевозки;
обеспечено предоставление отчетности по результатам эксперимента, в том числе рекомендаций по практической реализации информационного обмена в ходе перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна, с учетом результатов отработки и выявленных барьеров;
сформированы предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования для перехода на электронный документооборот в процессе оформления перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна;
сформированы предложения по изменению организационно-распорядительных и иных документов, регламентирующих перевозку партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна или взаимодействие информационных систем участников;
сформированы предложения по доработке информационных систем в целях практической реализации информационного обмена при перевозках партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна, с учетом выявленных рекомендаций и предложений.
6. Оценка эффективности оформления перевозок партий зерна и (или) продуктов переработки зерна должна осуществляться на основании экспертных оценок участников эксперимента. Процесс проведения эксперимента должен быть итерационным - участники должны последовательно формировать, тестировать, оценивать эффективность и сравнивать между собой процессы при выполнении базовых сценариев проведения эксперимента.
По результатам эксперимента участники эксперимента должны выбрать оптимальные варианты информационного взаимодействия ГИС ЭПД, ФГИС "Зерно" и АИС "Налог-3" при оформлении перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна с учетом баланса эффективности и затрат на реализацию.
III. Информационное взаимодействие информационных систем
в рамках эксперимента
7. В рамках эксперимента осуществляется:
обмен электронными транспортными накладными, электронными путевыми листами и сведениями, содержащимися в них, между участниками эксперимента, указанными в пункте 8 настоящих Методических рекомендаций, и направление таких документов и сведений в ГИС ЭПД в соответствии с Правилами представления информации в ГИС ЭПД, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 марта 2022 г. N 281 "Об утверждении Правил представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов и технических требований к информационным системам электронных перевозочных документов", и Правилами обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в ГИС ЭПД, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из ИС ЭПД в ГИС ЭПД по запросу оператора ГИС ЭПД, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 г. N 931 "Об утверждении Правил обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов";
обмен (предзаполнение, сопоставление сведений и погашение) СДИЗ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 октября 2021 г. N 1721 "Об утверждении Правил оформления товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна";
обмен сведениями из ГИС ЭПД, ФГИС "Зерно" и АИС "Налог-3" в соответствии с определенными в рамках эксперимента составом сведений и механизмами информационного взаимодействия.
IV. Участники эксперимента
8. Участниками эксперимента являются:
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба;
грузоотправители;
перевозчики;
грузополучатели;
операторы информационных систем электронных перевозочных документов;
иные организации, в том числе операторы платформ - информационных систем, организующих взаимодействие участников перевозки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - операторы цифровых логистических платформ).
9. Грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы цифровых логистических платформ и операторы ИС ЭПД участвуют в эксперименте на добровольной основе при условии соблюдения следующих требований:
для участников, оформляющих перевозку зерна и продуктов переработки зерна - наличие в ГИС ЭПД и ФГИС "Зерно" информации о перевозках, осуществленных с применением электронных перевозочных документов и оформлением СДИЗ;
наличие действующих связей (организационных и технологических) с другими участниками эксперимента для обеспечения единого цифрового пространства проведения эксперимента и комплексного бесшовного цикла перевозки зерна и продуктов переработки зерна с применением электронных перевозочных документов и оформлением СДИЗ (договоры с операторами ИС ЭПД, информация об экспериментальных цепочках);
для участников, оформляющих перевозку зерна и продуктов переработки зерна - оформление перевозки зерна и продуктов переработки зерна в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011, ТР ТС 021/2011), в соответствии с правилами перевозки зерна;
для операторов ИС ЭПД и операторов цифровых логистических платформ - наличие действующих клиентов, использующих электронные перевозочные документы и СДИЗ для оформления перевозки зерна и продуктов переработки зерна, или наличие планов по подключению таких клиентов со сроком подключения не позднее 1 августа 2025 г.
V. Функции участников эксперимента и порядок
их взаимодействия
10. Министерство транспорта Российской Федерации:
разрабатывает критерии успешности эксперимента и требования к участникам эксперимента;
обеспечивает координацию участников эксперимента, в том числе взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
разрабатывает перечень базовых сценариев эксперимента;
обеспечивает информационный обмен между участниками эксперимента;
определяет требования к базовым технологиям, реализуемым в рамках эксперимента;
принимает участие в разработке требований к технологиям, механизмам и сервисам участников эксперимента (в части касающейся);
вносит предложения по изменению нормативных правовых актов;
согласовывает с участниками эксперимента состав данных, полученных в ходе эксперимента;
разрабатывает отчет о проведении эксперимента и предоставляет доклад в Правительство Российской Федерации.
11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
дополняет перечень типовых сценариев с учетом особенностей перевозки партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна;
обеспечивает информационный обмен между участниками эксперимента (в части касающейся);
принимает участие в разработке требований к технологиям, механизмам и сервисам участников эксперимента (в части касающейся);
вносит предложения по изменению нормативных правовых актов;
согласовывает с участниками эксперимента состав данных, полученных в ходе эксперимента;
предоставляет информацию в отчет о проведении эксперимента (в части касающейся).
12. Федеральная налоговая служба:
обеспечивает информационный обмен между участниками эксперимента (в части касающейся);
принимает участие в разработке требований к технологиям, механизмам и сервисам участников эксперимента (в части касающейся);
вносит предложения по изменению нормативных правовых актов;
согласовывает с участниками эксперимента состав данных, полученных в ходе эксперимента;
предоставляет информацию в отчет о проведении эксперимента (в части касающейся).
13. Иные участники эксперимента:
принимают участие в прохождении согласованных сценариев;
принимают участие в разработке требований к технологиям, механизмам и сервисам участников эксперимента (в части касающейся);
вносят предложения по изменению нормативных правовых актов;
представляют информацию в отчет о проведении эксперимента (в части касающейся).
VI. Подача заявки на участие в эксперименте и прилагаемые
к ней документы
14. Участники эксперимента присоединяются к эксперименту путем заполнения электронной заявки в форме, размещенной на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrans.gov.ru/activities/214/312.
15. Министерство транспорта Российской Федерации рассматривает заявку на участие в эксперименте на предмет соответствия требованиям, указанным в настоящих Методических рекомендациях, и не позднее пяти рабочих дней, следующих за датой получения заявки на участие, информирует организацию о присоединении или об отказе в присоединении к участию в эксперименте.
VII. Порядок взаимодействия участников в рамках эксперимента
16. Информационное взаимодействие участников в рамках эксперимента предполагается исключительно в электронном виде в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и (или) организационно-распорядительными документами (регламентами).
17. В рамках проведения эксперимента Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разрабатывается перечень базовых сценариев с учетом особенностей перевозочного процесса при перевозке партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна.
18. В процессе проведения эксперимента перечень базовых сценариев может быть изменен.
VIII. Отчет по эксперименту
19. В ходе проведения эксперимента для включения в доклад Правительства Российской Федерации формируется отчет о проведении эксперимента с оценкой достижения критериев успешности эксперимента, подготовленный на основе предоставленной участниками эксперимента информации.
Отчет должен содержать:
предложения по изменению организационно-распорядительных и иных документов, регламентирующих перевозку партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна или взаимодействие информационных систем участников;
рекомендации по практической реализации информационного обмена в ходе перевозок партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна, с учетом результатов отработки и выявленных барьеров;
предложения по доработке информационных систем в целях практической реализации информационного обмена при перевозках партий зерна и (или) партий продуктов переработки зерна, с учетом выявленных рекомендаций и предложений.