МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Утверждены
протоколом заседания рабочей группы
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности по координации
создания и поддержания в постоянной
готовности систем оповещения населения
от 19 февраля 2021 г. N 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2. Общие положения
Система оповещения населения является составной частью системы управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из взаимодействующих элементов, включающих специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования ГО и РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения населения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения населения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения населения.
Региональные системы оповещения населения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальные системы оповещения населения создают органы местного самоуправления.
В ходе создания и реконструкции систем оповещения населения учитываются требования государственных стандартов и сводов правил, перечисленных в приложении N 1.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Перечень организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения разрабатывается органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС России и Ростехнадзора. Указанный перечень утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо на заседании КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации (приложение N 2).
Методическими рекомендациями рассматриваются вопросы создания и реконструкции систем оповещения населения.
Мероприятия по реконструкции системы оповещения включают весь комплекс мероприятий создания системы оповещения.
Целью мероприятий по реконструкции является изменение параметров системы оповещения населения (приведение ее в соответствие с требованиями, нормами, техническими условиями и показателями готовности), в том числе полная замена оборудования и (или) восстановление ресурса составных частей всей системы оповещения, за исключением мероприятий по замене отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы на аналогичные или иные, улучшающие показатели (повышающие технический уровень) элементы (устройства, блоки), проводимых в рамках модернизации системы оповещения.
Отличительной чертой модернизации является то, что заменяются исправные узлы и элементы.
Мероприятия, в результате которых осуществляется дополнение системы оповещения населения новыми техническими средствами оповещения и другими подсистемами, которые будут составлять единое целое с этой системой оповещения и придадут ей новые дополнительные функции или изменят показатели работы, являются мероприятиями по совершенствованию (развитию, дооборудованию) системы оповещения.
Отмененные протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1 методические рекомендации по созданию и поддержанию в готовности систем оповещения населения перечислены в приложении N 7.
3. Создание и реконструкция систем оповещения населения
Назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их поддержания в состоянии постоянной готовности, а также критерии оценки состояния их готовности и рекомендуемые формы документов определены Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60567) и Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 579/366 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60566).
3.1 Организация и основные этапы создания (реконструкции)
систем оповещения населения регионального
и муниципального уровней
Основанием для создания (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения является нормативный акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), в котором определяются:
цель работ (Программы);
задачи работ (Программы)
этапы и сроки реализации работ (Программы)
государственный заказчик-координатор работ (Программы);
источники финансирования и объемы бюджетных ассигнований на реализацию работ (Программы);
индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов работ (Программы);
контроль работ.
Мероприятия создания (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения проводятся в три этапа:
первый этап - планирование, подготовка к проектированию (проектно-изыскательские работы) и проектирование региональной (муниципальной) системы оповещения населения с учетом мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
второй этап - поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ, выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
третий этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения населения.
На первом этапе:
разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;
разрабатывается техническое задание на создание (реконструкцию) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;
в соответствии с законодательством определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;
у операторов связи и вещания, балансодержателей (собственников) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование технических средств оповещения (далее - ТСО), запрашиваются технические условия на размещение ТСО и подключение их к сетям связи и вещания, сети электропитания и системам заземления и др. требования;
проводится проектирование.
На основании нормативного правового акта (Программы) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) - государственным заказчиком-координатором работ разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения, согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).
Техническое задание на создание (реконструкцию) региональной (муниципальной) системы оповещения населения является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания (реконструкции) и приема в эксплуатацию.
Форма и разделы технического задания определяются ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.".
Техническое задание разрабатывается государственным заказчиком-координатором работ и согласовывается с территориальным органом МЧС России на предмет соответствия требований к системе оповещения требованиям законодательства, а также с операторами связи и вещания, собственниками студий (вещателями) сети связи и студии вещания которых задействуются в системе оповещения.
В ходе разработки технического задания также учитываются:
сведения о населенных пунктах и населении, на территории которых должна функционировать система оповещения населения;
пункты управления системой оповещения населения;
особенности организационно-технического построения существующей (при наличии) региональной (местной) системы оповещения населения;
особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания и перспективы их развития;
требования к защите информации;
сопрягаемые с системой оповещения взаимодействующие автоматизированные системы РСЧС и ГО (взаимодействие с другими автоматизированными системами РСЧС и ГО определяется Планом гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования (при наличии) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
наличие и функционирование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.
виды угроз в зонах экстренного оповещения и сведения о системах мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
На основании технического задания и с учетом выпускаемой отечественной технической основы систем оповещения (приложение N 6) проектной организацией выполняются проектно-изыскательские работы.
Проектно-изыскательские работы выполняются на всю систему оповещения в целом.
Проектно-сметную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации
от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", сводами правил и государственными стандартами и другими нормативными актами, регламентирующими создание автоматизированных систем и разработку документации на них.
В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка ТСО, осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО (ответственный за согласование вопросов размещения и подключения технических средств оповещения определяется договором на разработку проектно-сметной документации).
Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:
с операторами связи и вещания, сети связи и вещания, а также помещения которых задействуются в системе оповещения населения;
с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций.
При выявлении недостатков проектно-сметная документация возвращается на доработку.
После согласования проектно-сметная документация утверждается государственным заказчиком-координатором работ.
До начала создания системы, имеющей в своем составе радиоэлектронные средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (изменения состава сооружения (объекта), связанного с установкой новых радиоэлектронных средств), в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным заказчиком-координатором работ должно быть получено разрешение на использование радиочастот.
При условии недостаточного финансирования мероприятий создания (реконструкции) системы оповещения населения допускается поэтапная их реализация (вводимая очередь) в соответствии с программными планами финансирования.
На втором этапе:
а) государственным заказчиком-координатором работ:
определяется генеральный подрядчик (исполнитель) и, при необходимости, субподрядчики на выполнение работ по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;
в соответствии с проектно-сметной документацией заключаются договора на поставку оборудования и необходимых материалов (в случае, если генеральный подрядчик (исполнитель работ) не осуществляет поставку оборудования);
в соответствии с проектно-сметной документацией с операторами связи и вещания и балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО заключаются договора на размещение, охрану и подключение ТСО к соответствующим сетям;
осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности (проведение аттестации объекта по требованиям безопасности информации);
осуществляется разработка комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования ТСО региональной (муниципальной) системы оповещения населения;
б) генеральным подрядчиком (исполнителем работ):
разрабатывается календарный план строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. План согласовывается с государственным заказчиком-координатором работ;
осуществляется, в соответствии с проектно-сметной документацией поставка оборудования и необходимых материалов;
проводятся строительно-монтажные, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пуско-наладочные работы;
проводится обучение правилам эксплуатации ТСО оперативного дежурного и технического персоналов органов повседневного управления РСЧС, уполномоченных на оповещение населения и планируемых эксплуатировать эти технические средства оповещения;
по согласованию с государственным заказчиком-координатором работ проводятся предварительные испытания на соответствие региональной (муниципальной) системы оповещения населения требованиям технического задания и проектно-сметной документации, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных и оформляет акт по результатам предварительных испытаний;
готовятся протоколы о соответствии смонтированного оборудования региональной (муниципальной) системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
разрабатывается и согласовывается с государственным заказчиком-координатором работ и с территориальным органом МЧС России Программа и методики приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ);
государственному заказчику-координатору работ направляются уведомление о завершении строительства, готовности системы оповещения к проведению испытаний и приему в эксплуатацию, а также предложения о сроках проведения испытаний и составе приемочной комиссии (от подрядных организаций).
На третьем этапе:
Основанием для начала работ по приемке региональной (муниципальной) системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ государственного заказчика-координатора о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию.
В состав приемочной комиссии включаются представители:
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
органов местного самоуправления;
органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципальных уровней, уполномоченных на задействование системы оповещения;
территориального органа МЧС России;
территориального органа Роскомнадзора;
операторов связи и вещания, собственниками студий (вещателями), сети связи и студии вещания, которых задействованы в системе оповещения населения;
генерального подрядчика (исполнителя работ) и субподрядчиков (при наличии).
Председателем приемочной комиссии назначается представитель государственного заказчика-координатора.
Необходимые условия для работы приемочной комиссии создают государственный заказчик-координатор и генеральный подрядчик (исполнитель работ).
Работу приемочной комиссии организует ее председатель.
Секретарем приемочной комиссии разрабатывается план работы комиссии, который утверждается председателем приемочной комиссии.
В ходе работы приемочная комиссия, в соответствии с техническим заданием и ПМИ проводит обследование (проверяет состав и функционирование) системы оповещения населения, выполняет проверку функциональных свойств оконечных средств оповещения (в соответствии с п. 3.6 и 3.7 настоящих рекомендаций) и проверяет наличие следующих документов:
утвержденной проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
перечня используемых ТС О с указанием их наименования (типа) и серийного номера;
утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний системы оповещения населения, проведенных генеральным подрядчиком (исполнителем работ) до предъявления его к приемке в эксплуатацию;
комплекта эксплуатационной документации на систему оповещения населения, включая инструкции по эксплуатации ТСО;
разрешений на использование радиочастот и на эксплуатацию радиоэлектронных средств (при необходимости);
санитарных паспортов на оборудование системы оповещения (при наличии к нему требований по соблюдению санитарных норм);
документов, подтверждающих проведение обучения специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав системы оповещения населения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации ТСО предусматривается обслуживающий персонал);
договоров на присоединение к соответствующим сетям связи (если это требуется в соответствии с законодательством);
перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке.
Также, в ходе работы приемочная комиссия проверяет соответствие вводимой в эксплуатацию системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации.
В случае расхождения системы оповещения населения с проектно-сметной документацией исполнителем работ принимаются меры по доработке системы в соответствии с документацией. При обнаружении комиссией (исполнителем работ) в проектно-сметной документации неточностей, в результате которых созданная система оповещения населения не выполняет заданных требований - в проектно-сметную документацию вносятся необходимые дополнения (уточнения), а система дорабатывается.
По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины).
Акт утверждается председателем приемочной комиссии (приложение N 4).
Приложением к акту включается план-график устранения недостатков (при наличии таковых), не препятствующих началу эксплуатации системы оповещения населения, подготовленный генеральным подрядчиком (исполнителем работ) совместно с государственным заказчиком-координатором работ.
Юридической основой принятия региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о принятии региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии.
Допускается, при необходимости, проведение, в течение 2 - 3 месяцев, опытной эксплуатации системы оповещения населения.
В ходе которой должны быть подтверждены соответствие фактических значений характеристик системы оповещения населения заданным и готовность персонала к работе в условиях функционирования системы оповещения населения и, при необходимости, доработаны система оповещения населения и документация.
После завершения опытной эксплуатации повторно организуются и проводятся испытания системы оповещения населения, по результатам которых принимается решение о вводе ее в эксплуатацию.
На принятую в эксплуатацию региональную (муниципальную) систему оповещения населения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) оформляет паспорт по форме, рекомендованной совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Сведения о принятой системе оповещения населения в эксплуатацию органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) вносятся в положение о региональной (муниципальной) системе оповещения.
В ходе работ по модернизации системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется (при наличии специалистов с необходимой квалификацией) балансодержателем ТСО, поставщиком оборудования, либо организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.
При этом, вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и, взамен них, ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется на основании распорядительного документа балансодержателя ТСО.
В ходе развития (строительства) городов, других населенных пунктов, районов (кварталов) городов, жилых комплексов и т.д. органами местного самоуправления (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальных (региональных) систем оповещения.
Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых ТСО и других подсистем системы оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию муниципальной (региональной) системы оповещения.
3.2. Особенности создания (реконструкции, модернизации)
локальных систем оповещения
На объектовом уровне функционирования РСЧС и ГО, в соответствии со статьей 9 Федерального закона
от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", создаются локальные системы оповещения.
При новом строительстве, реконструкции или расширении производства объекта со строительством, проведении капитального ремонта объекта, являющегося капитальным строительством, разрабатывается проектно-сметная документация, в состав которой отдельным разделом инженерно-технических мероприятий гражданской обороны входит проект на создание (реконструкцию) локальной системы оповещения объекта.
В иных случаях объектом разрабатывается план мероприятий по созданию локальной системы оповещения с указанием сроков работ и источников финансирования. План согласовывается с территориальным органом МЧС России, координирующим эту работу.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьями 6, 48 и 49 Федерального закона
от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "
Градостроительный кодекс Российской Федерации" проектно-сметная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе.
Порядок проведения экспертизы проектно-сметной документации определен постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывает Заказчик - собственник объекта или организация, эксплуатирующая объект в соответствии с действующим законодательством.
Перед разработкой технического задания на создание локальной системы оповещения определяется зона действия локальной системы оповещения на основании данных декларации промышленной безопасности (паспорта безопасности) объекта.
В процессе разработки технического задания на создание локальной системы оповещения у органа местного самоуправления (на балансе которого находится муниципальная система оповещения населения), на территории которого размещен объект, заказчиком запрашиваются технические условия на сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной системой оповещения населения (приложение N 3). В случаях, когда муниципальные и региональная системы оповещения населения находятся на балансе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подведомственного ему учреждения) технические условия на сопряжение локальной системы оповещения заказчиком запрашиваются в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае отсутствия в муниципальном образовании, на территории которого размещен объект, муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения локальная система оповещения сопрягается с региональной системой оповещения населения субъекта Российской Федерации.
Соответственно технические условия на сопряжение локальной системы оповещения с региональной системой оповещения населения заказчиком запрашиваются в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При разработке технического задания на создание локальной системы оповещения учитываются:
требования пункта 3 статьи 9 Федерального закона
от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
требования Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 578/365, в т.ч. требования к защите информации;
перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);
сведения о системе мониторинга чрезвычайных ситуаций объекта.
Техническое задание и проектно-сметная документация на создание локальной системы оповещения согласовываются с органом местного самоуправления, на территории которого находится и функционирует объект, территориальным органом МГЧС России, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае сопряжения локальной системы оповещения с региональной системой оповещения).
Согласование технического задания и проектно-сметной документации проводят должностные лица, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченные на организацию и осуществление мероприятий по созданию (модернизации) и поддержанию в состоянии готовности системы оповещения населения.
Мероприятия по строительству и вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения аналогичны мероприятиям по монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию региональной (муниципальной) системы оповещения населения.
3.3 Выполнение требований о защите информации
Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 578/365 определены требования к защите информации в системах оповещения населения.
Система оповещения населения, как правило, имеет многоуровневую структуру:
уровень пользовательского (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения) управления (верхний уровень);
уровень автоматического управления (средний уровень);
уровень ввода (вывода) данных исполнительных устройств (нижний (полевой) уровень).
а) на уровне пользовательского (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения) управления:
пользовательские (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения), инженерные автоматизированные рабочие места, серверы с установленным на них общесистемным и прикладным программным обеспечением, телекоммуникационное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, иное оборудование), а также каналы связи;
б) на уровне автоматического управления:
программируемые логические контроллеры, иные технические средства с установленным программным обеспечением, получающие данные с нижнего (полевого) уровня, передающие данные на верхний уровень для принятия решения по управлению объектом и (или) процессом и формирующие управляющие команды (управляющую (командную) информацию) для исполнительных устройств, а также сеть передачи данных;
в) на уровне ввода (вывода) данных (исполнительных устройств):
датчики ЧС, системы мониторинга, оконечные средства оповещения, устройства перехвата речевых и видеотрактов, иные аппаратные устройства с установленными в них микропрограммами и машинными контроллерами.
Количество уровней системы оповещения населения и ее состав на каждом из уровней зависит от выполняемых его целевых функций. На каждом уровне системы оповещения населения по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты.
В системе оповещения населения объектами защиты являются:
информация (данные) о параметрах (состоянии) ТСО или процесса оповещения (входная (выходная) информация, управляющая (командная) информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная (технологическая) информация);
ТСО, включающие технические средства (в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства за исключением оконечных средств оповещения (громкоговорителей и электросирен), программное обеспечение (в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное), а также средства защиты информации.
Защита информации в системе оповещения населения достигается путем принятия в рамках системы защиты системы оповещения населения совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования системы оповещения населения в случае реализации угроз безопасности информации.
Принимаемые организационные и технические меры защиты информации:
должны обеспечивать доступность обрабатываемой в системе оповещения населения информации (исключение неправомерного блокирования информации), ее целостность (исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации), а также, при необходимости, конфиденциальность (исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации);
должны соотноситься с мерами по эксплуатационной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса;
не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения.
Проведение работ по защите информации в соответствии с Требованиями к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России
от 14 марта 2014 г. N 31 и Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России
от 11 февраля 2013 г. N 17 в ходе создания (реконструкции) и эксплуатации системы оповещения населения осуществляется государственным заказчиком-координатором работ и (или) генеральным подрядчиком (исполнителем) работ самостоятельно и (или) при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Для обеспечения защиты информации в системе оповещения населения проводятся следующие мероприятия:
формирование требований к защите информации в системе оповещения населения;
разработка системы защиты системы оповещения населения;
внедрение системы защиты системы оповещения населения и ввод ее в действие;
обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации системы оповещения населения;
обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации системы оповещения населения.
Формирование требований к защите информации в системе оповещения населения осуществляется государственным заказчиком-координатором работ.
Формирование требований к защите информации в системе оповещения населения осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 51583), ГОСТ Р 51624 "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51624) и нормативных документов субъекта Российской Федерации и в том числе включает:
принятие решения о необходимости защиты информации в системе оповещения населения;
классификацию системы оповещения населения по требованиям защиты информации (далее - классификация системы оповещения населения);
определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
определение требований к системе защиты системы оповещения населения.
При определении требований к системе защиты системы оповещения населения учитываются положения политик обеспечения информационной безопасности государственного заказчика-координатора в случае их разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", а также политик обеспечения информационной безопасности генерального подрядчика (исполнителя) работ в части, не противоречащей политикам заказчика.
Разработка системы защиты системы оповещения населения организуется государственным заказчиком-координатором и осуществляется генеральным подрядчиком (исполнителем) работ.
Разработка системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание (модернизацию) системы оповещения населения и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание системы защиты системы оповещения населения с учетом ГОСТ 34.601 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51624 и нормативных актов субъекта Российской Федерации и в том числе включает:
проектирование системы защиты системы оповещения населения;
разработку эксплуатационной документации на систему защиты системы оповещения населения.
Система защиты системы оповещения населения не должна препятствовать штатному режиму функционирования системы оповещения населения при выполнении ее функций в соответствии с назначением системы оповещения населения.
При разработке системы защиты системы оповещения населения учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными (информационными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
Результаты проектирования системы защиты системы оповещения населения отражаются в проектно-сметной документации на систему оповещения населения (систему защиты системы оповещения населения), разрабатываемой с учетом ГОСТ 34.201 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" и нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Эксплуатационная документация на систему защиты системы оповещения населения разрабатывается с учетом ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.201, ГОСТ Р 51624 и нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и должна в том числе содержать описание:
структуры системы защиты системы оповещения населения;
состава, мест установки, параметров и порядка настройки средств защиты информации, программного обеспечения и технических средств;
правил эксплуатации системы защиты системы оповещения населения.
Внедрение системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с проектно-сметной и эксплуатационной документацией на систему защиты информации системы оповещения населения и в том числе включает:
настройку (задание параметров программирования) программного обеспечения системы оповещения населения;
разработку документов, определяющих правила и процедуры (политики), реализуемые дежурной (дежурно-диспетчерской) службой органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения для обеспечения защиты информации в системе оповещения населения в ходе ее эксплуатации (далее - организационно-распорядительные документы по защите информации);
внедрение организационных мер защиты информации;
установку и настройку средств защиты информации в системе оповещения населения;
предварительные испытания системы защиты системы оповещения населения;
опытную эксплуатацию системы защиты системы оповещения населения;
анализ уязвимостей системы оповещения населения и принятие мер по их устранению;
приемочные испытания системы защиты системы оповещения населения.
Организационно-распорядительные документы по защите информации могут разрабатываться в виде отдельных документов государственного заказчика-координатора или в рамках общей политики обеспечения информационной безопасности в случае ее разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования".
При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются:
введение ограничений на действия персонала (пользователей (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения), администраторов, обеспечивающего персонала), а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации ТСО и программного обеспечения;
определение администратора безопасности информации;
реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа;
проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала системы оповещения населения и администратора безопасности информации, направленных на обеспечение защиты информации;
отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию системы оповещения населения и защиту информации.
Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой (заданием параметров) программного обеспечения системы оповещения населения и (или) реализацией организационных мер защиты информации.
Анализ уязвимостей системы оповещения населения проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты системы оповещения населения и нарушения безопасного функционирования системы оповещения населения за счет реализации угроз безопасности информации.
По решению государственного заказчика-координатора для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование системы оповещения населения на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете (в тестовой зоне) системы оповещения населения.
В случае выявления уязвимостей в системы оповещения населения, приводящих к возникновению дополнительных угроз безопасности информации, проводится уточнение модели угроз безопасности информации и, при необходимости, принимаются дополнительные меры защиты информации, направленные на устранение выявленных уязвимостей или исключающие возможность эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей.
Анализ уязвимостей системы оповещения населения проводится до ввода системы оповещения населения в эксплуатацию на этапах, определяемых государственным заказчиком-координатором.
Приемочные испытания системы защиты системы оповещения населения проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний системы оповещения населения в целом с учетом ГОСТ 34.603 и нормативных актов субъекта Российской Федерации.
По решению государственного заказчика-координатора подтверждение соответствия системы защиты системы оповещения населения техническому заданию на создание (модернизацию) системы оповещения населения и (или) техническому заданию (частному техническому заданию) на создание системы защиты системы оповещения населения, а также Требованиям, утвержденным приказом ФСТЭК России
от 14 марта 2014 г. N 31 и приказом ФСТЭК России
от 11 февраля 2013 г. N 17 может проводиться в форме аттестации системы оповещения населения на соответствие требованиям по защите информации. В этом случае для проведения аттестации применяются национальные стандарты, а также методические документы ФСТЭК России.
Организационные и технические меры защиты информации, реализуемые в системе оповещения населения в рамках ее системы защиты, в зависимости от класса защищенности, угроз безопасности информации, используемых технологий и структурно-функциональных характеристик системы оповещения населения и особенностей ее функционирования должны обеспечивать:
идентификацию и аутентификацию;
управление доступом;
ограничение программной среды;
защиту машинных носителей информации;
аудит безопасности;
антивирусную защиту;
предотвращение вторжений (компьютерных атак);
обеспечение целостности;
обеспечение доступности;
защиту технических средств и систем;
защиту информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;
реагирование на компьютерные инциденты;
управление конфигурацией;
управление обновлениями программного обеспечения;
планирование мероприятий по обеспечению безопасности;
обеспечение действий в нештатных ситуациях;
информирование и обучение персонала.
Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующих классов защищенности систем приведены в приказе ФСТЭК России
от 14 марта 2014 г. N 31.
При отсутствии возможности реализации отдельных мер защиты информации на каком-либо из уровней системы оповещения населения и (или) невозможности их применения к отдельным ТСО и субъектам доступа, в том числе вследствие их негативного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения, на этапах адаптации базового набора мер защиты информации или уточнения адаптированного базового набора мер защиты информации разрабатываются иные (компенсирующие) меры, обеспечивающие адекватное блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации и необходимый уровень защищенности системы оповещения населения.
В этом случае в ходе разработки системы защиты системы оповещения населения должно быть проведено обоснование применения компенсирующих мер, а при приемочных испытаниях оценена достаточность и адекватность данных компенсирующих мер для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации.
3.4 Оформление паспорта системы оповещения населения
Паспорт на систему оповещения населения разрабатывается по форме, рекомендованной Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60567) и подписывается должностным лицом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления, объекта), уполномоченным на организацию и осуществление мероприятий по созданию и поддержанию в состоянии готовности системы оповещения населения и утверждается заместителем руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления, объекта), в полномочия которого входят вопросы создания и поддержания в готовности этой системы оповещения населения соответственно.
Паспорт на систему оповещения населения уточняется по мере изменения данных и параметров (характеристик) системы оповещения населения, по результатам итоговых комплексных проверок системы оповещения населения, но не реже чем один раз в год в соответствии с требованиями Положения о системах оповещения населения и Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 579/366 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60566).
Исходными (расчетными) данными для заполнения паспорта по разделам являются:
Состав и структура паспорта системы оповещения населения
Паспорт региональной (муниципальной) системы оповещения населения состоит из следующих разделов:
Общие сведения.
Оповещение населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования), проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зоны действия региональной (муниципальной) системы оповещения населения, в том числе:
оповещение населения техническими средствами оповещения (электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами) в автоматизированном режиме;
оповещение населения различными средствами оповещения в автоматизированном режиме;
оповещение населения различными средствами оповещения в ручном режиме.
Оповещение населения локальными системами оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Оповещение населения комплексными системами экстренного оповещения населения (КСЭОН) в зонах экстренного оповещения населения.
Оповещение населения средствами общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Системы отображения информации (отображающие поверхности) в местах массового скопления людей.
Техническая характеристика системы оповещения населения, в том числе:
тип технических средств оповещения, используемых в системе оповещения (перечень);
обеспечение автоматического (автоматизированного) режима системы оповещения;
количество используемых в системе оповещения населения оконечных средств оповещения;
места установки технических средств оповещения;
телеканалы, радиоканалы, сети телерадиовещания и сети проводного радиовещания (количество), используемые в системе оповещения населения;
обеспечение задействования каналов эфирного телевещания, эфирного радиовещания, кабельного телевещания;
обеспечение задействования редакций средств массовой информации;
обеспечение задействования таксофонов, предназначенных для оказания универсальных услуг телефонной связи, с функцией оповещения;
резерв технических средств оповещения.
Организация эксплуатационно-технического обслуживания (далее - ЭТО) системы оповещения населения.
Стоимость ЭТО ТСО.
Задолженность за ЭТО перед организациями, проводящими ЭТО за предыдущий год.
При заполнении паспорта допускается включать дополнительную информацию с учетом особенностей конкретной территории.
Общие сведения
В данном разделе указываются сведения в соответствии с проектно-сметной документацией на систему оповещения населения, распорядительным документом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о принятии региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию, актами комплексных проверок состояния готовности системы оповещения.
Оповещение населения техническими средствами оповещения
(электрическими, электронными сиренами и мощными
акустическими системами) в автоматизированном режиме
В данном разделе указываются сведения в соответствии с:
официальными статистическими сведениями о населенных пунктах, проживающем и работающем в них населении;
проектно-сметной документацией на систему оповещения населения;
актами комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения.
Оповещение населения различными средствами оповещения
в автоматизированном режиме
В данном разделе указываются сведения о количестве и процентном отношении людей (относительно общего количества людей, проживающих и находящихся на данной территории), являющихся абонентами различных сетей связи (местной телефонной сети, подвижной радиотелефонной сети, сети кабельного телевидения, сети эфирного теле- и радиовещания, сети проводного радиовещания, сети таксофонов с функцией оповещения) и охваченных различными средствами оповещения в автоматизированном режиме на основе:
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
сведений, предоставляемых операторами связи, задействуемыми в системе оповещения населения в соответствии с регламентами взаимодействия;
сведений, содержащихся в актах комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения.
Оповещение населения различными средствами
оповещения в ручном режиме
В данном разделе указываются сведения о количестве и процентном отношении людей (относительно общего количества людей, проживающих и находящихся на данной территории), являющихся абонентами различных сетей связи (местной телефонной сети, подвижной радиотелефонной сети, сети кабельного телевидения, сети эфирного теле- и радиовещания, сети проводного радиовещания, сети таксофонов с функцией оповещения, электромеханических сирен) и охваченных различными средствами оповещения в ручном режиме на основе:
сведений, предоставляемых операторами связи, задействуемыми в системе оповещения населения в соответствии с регламентами взаимодействия;
сведений, содержащихся в актах комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения.
Оповещение населения локальными системами оповещения
В данном разделе указываются сведения о:
количестве и принадлежности опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;
наличии и сопряжении локальных систем оповещения в районах размещения указанных объектов.
Сведения включаются на основе:
перечня организаций, объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения;
деклараций промышленной безопасности (паспортов безопасности) объектов;
распорядительных документов объектов о вводе локальных систем оповещения в эксплуатацию;
паспортов локальных систем оповещения;
проектно-сметной документации на муниципальные и локальные системы оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности систем оповещения населения;
результатов государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сведения в процентах определяются как отношение фактического количества введенных в эксплуатацию (сопряженных с муниципальной (региональной) системой оповещения) локальных систем оповещения от общего требуемого их количества, умноженное на сто. Аналогично вычисляется процентное отношение оповещаемого населения.
Сведения о количестве локальных систем оповещения, оцененных как "готовы"; "ограничено готовы"; "не готовы" включаются на основе актов комплексных проверок состояния готовности локальных систем оповещения.
Оповещение населения комплексными системами экстренного
оповещения населения (КСЭОН) в зонах экстренного
оповещения населения
Сведения включаются в раздел на основе:
нормативных актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований о зонах экстренного оповещения населения;
проектно-сметной документации на муниципальные и локальные системы оповещения (КСЭОН);
паспортов муниципальных и локальных систем оповещения (КСЭОН);
актов комплексных проверок состояния готовности систем оповещения населения;
деклараций промышленной безопасности (паспортов безопасности) объектов;
проектно-сметной документации на системы мониторинга быстроразвивающихся природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
распорядительных документов о вводе в эксплуатацию систем мониторинга быстроразвивающихся природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Сведения в процентах определяются как отношение фактического количества введенных в эксплуатацию (сопряженных с муниципальной/региональной системой оповещения) КСЭОН от общего требуемого их количества, умноженное на сто. Аналогично вычисляется процентное отношение оповещаемого населения.
Оповещение населения средствами общероссийской комплексной
системы информирования и оповещения населения в местах
массового пребывания людей (ОКСИОН)
Сведения включаются в раздел на основе:
распорядительных документов МЧС России (территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации) об ОКСИОН, созданной за счет федеральных финансовых средств;
распорядительных документов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований об ОКСИОН, созданной за счет финансовых средств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;
проектно-сметной документации на ОКСИОН;
паспортов муниципальных и локальных систем оповещения;
актов комплексных проверок состояния готовности систем оповещения населения;
официальных статистических сведений о населенных пунктах и проживающем (находящемся) в них населении.
Системы отображения информации (отображающие поверхности)
в местах массового скопления людей
Данные включаются в раздел на основе:
сведений, предоставляемых потенциально опасными объектами, объектами транспортной инфраструктуры, органами местного самоуправления и другими организациями, имеющими в своем распоряжении (эксплуатирующими) системы отображения информации (отображающие поверхности) в местах массового скопления людей и не включенные в состав ОКСИОН (с учетом обеспечения возможности выведения на эти системы и поверхности информации оповещения);
сведений о заключенных с указанными в предыдущем абзаце организациями и органами управления соглашений по задействованию систем отображения информации (отображающих поверхностей) в целях оповещения населения.
Тип технических средств оповещения, используемых
в системе оповещения
Перечисляется тип и наименование ТСО (автоматизированных рабочих мест, управляющего оборудования, оконечных средств оповещения (электросирен, электронных сирен, мощных акустических систем, мобильных средств оповещения), используемых в действующей (находящейся в эксплуатации) региональной (муниципальной) системе оповещения населения на основе сведений:
акта приема в эксплуатацию системы оповещения населения;
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения.
Обеспечение автоматического (автоматизированного)
режима системы оповещения
Указываются данные на основе сведений:
Положения о системе оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и плана гражданской обороны и защиты населения (выписок) субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения.
Количество используемых в системе оповещения населения
оконечных средств оповещения
Указываются данные на основе сведений:
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
актов ежегодного технического обслуживания ТСО системы оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения.
Места установки ТСО
Указываются данные на основе сведений:
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
проектно-сметной документации на ОКСИОН;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения;
операторов связи, содержащих таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи, с функцией оповещения;
Телеканалы, радиоканалы и сети телерадиовещания
(количество), используемые в системе оповещения населения
Указываются количественные данные на основе сведений:
Положения о системе оповещения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения;
операторов связи и вещания (проводного радиовещания), сети связи и вещания которых задействуются в оповещении населения;
соглашений с редакциями средств массовой информации.
Обеспечение задействования каналов эфирного телевещания,
эфирного радиовещания, кабельного телевещания
Перечисляются наименования задействуемых для оповещения населения каналов эфирного телевещания, эфирного радиовещания, кабельного телевещания в автоматизированном и ручном режимах из студий вещания на основе сведений:
Положения о системе оповещения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
операторов связи и вещания, сети связи и вещания которых задействуются в оповещении населения;
соглашений с редакциями средств массовой информации.
Обеспечение задействования редакций средств массовой
информации, печатных изданий, сетевых изданий
Указываются данные на основе сведений:
Положения о системе оповещения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
соглашений с редакциями средств массовой информации, печатными изданиями и сетевыми изданиями.
Перечисляются редакции средств массовой информации, печатные издания и сетевые издания, задействуемые для оповещения населения.
Обеспечение задействования таксофонов, предназначенных
для оказания универсальных услуг телефонной связи,
с функцией оповещения
Указываются сведения о задействовании в системе оповещения населения сети таксофонов, предназначенных для оказания универсальных услуг телефонной связи, с функцией оповещения, в том числе задействуемых в автоматизированном и ручном режиме.
Сведения указываются на основе:
Положения о системе оповещения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения;
сведений операторов связи, содержащих сети таксофонов, предназначенных для оказания универсальных услуг телефонной связи, с функцией оповещения.
Резерв технических средств оповещения
Сведения о резерве стационарных и мобильных (носимых) средств оповещения указываются на основе:
нормативного акта субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) об определении номенклатуры, объема, мест хранения, порядка содержания резерва ТСО и ответственных за организацию и реализацию этих вопросов должностных лиц (подразделений, организаций);
Положения о системе оповещения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения;
соглашений с организациями (учреждениями), содержащими громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые, а также стационарные громкоговорящие средства связи, задействуемые для оповещения населения.
Указываются в процентном отношении сведения о фактически имеющихся резервных средствах оповещения относительно требуемого объема их содержания в резерве.
Организация эксплуатационно-технического обслуживания
системы оповещения населения, стоимость
ее эксплуатационно-технического обслуживания ТСО
и задолженность за эксплуатационно-техническое обслуживание
Сведения об организации ЭТО системы оповещения, сведения о стоимости и задолженности за ЭТО системы оповещения перед организациями, осуществляющими ЭТО, указываются на основе:
Сведений, предоставляемых балансодержателем (балансодержателями) ТСО;
договоров на ЭТО системы оповещения населения, заключенных в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 579/366;
финансовых документов, оформляемых в соответствии с договором на ЭТО системы оповещения населения;
актов комплексных проверок состояния готовности системы оповещения населения;
актов по результатам проведения годового технического обслуживания (ТО-2) ТСО.
Сведения указываются за последние 5 лет.
Паспорта на комплексные системы экстренного оповещения населения, а также локальные системы оповещения оформляются и ведутся аналогично в соответствии с формами, рекомендованными Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России
от 31.07.2020 N 578/365.
3.5. Расчет показателя "Процент населения, проживающего
или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах
зоны действия ТСО (электрических, электронных сирен и мощных
акустических систем) системы оповещения населения"
Расчет показателя "Процент населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зоны действия ТСО (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) системы оповещения населения" (далее - Показатель (О) предназначен для оценки готовности системы оповещения населения к задействованию по предназначению.
Показатель (О) определяется как отношение численности населения, до которого своевременно доводится сигнал оповещения (N), к общей численности населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность на данной территории (объекте) (NОБЩ):