МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
ПО АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
В ОБЩЕСТВЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ
Введение
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнение подпункта "б" пункта 34 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
2. Целью настоящих Методических рекомендаций является обеспечение формирования единого подхода к организации и проведению работы по антикоррупционному просвещению и популяризации в обществе антикоррупционных стандартов (далее также - антикоррупционное просвещение и популяризация), представляющих собой систему запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
3. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи в организации работы по антикоррупционному просвещению и популяризации, а также в обеспечении разработки и реализации мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию (далее также - антикоррупционные мероприятия).
В первую очередь, настоящие Методические рекомендации адресованы подразделениям органов публичной власти и организаций (далее - органы (организации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам органов (организаций), ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее также - региональный антикоррупционный орган; совместно именуются "антикоррупционные структуры"), которые, по общему правилу <1>, являются в пределах своей компетенции ответственными за организацию антикоррупционного просвещения.
--------------------------------
<1> См., например, подпункт "л" пункта 6 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и подпункт "п" пункта 7 Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации
от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
Также настоящие Методические рекомендации могут использоваться председателем комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, его заместителями, секретарем и членами такой комиссии при разработке рекомендаций по организации антикоррупционного просвещения граждан в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и антикоррупционных стандартов поведения <2>.
--------------------------------
<2> См. подпункт "в" пункта 6 Типового положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
В зависимости от цели и задач конкретного антикоррупционного мероприятия к соответствующей работе могут привлекаться сотрудники иных структурных подразделений органов (организаций). В связи с этим настоящие Методические рекомендации также могут быть использованы, например, органами (организациями), ответственными за реализацию политики в сфере образования или науки, осуществляющими просветительскую деятельность, органами (организациями), уполномоченными, в частности, в сфере печати, массовых коммуникаций и средств массовой информации (далее - СМИ), непосредственно принимающими участие в деятельности по антикоррупционному просвещению и популяризации, а также иными органами (организациями) с учетом компетенции.
4. Антикоррупционное просвещение и популяризация способствуют профилактике коррупции посредством формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению <3> и обеспечивают выполнение членами общества норм антикоррупционного поведения <4>.
--------------------------------
<3> Пункт 1 статьи 6 Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
<4> Подпункт "в" пункта 6 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".
5. Антикоррупционное просвещение и популяризация способствуют распространению информации о:
а) допустимом и недопустимом (коррупционном) поведении;
б) существующей системе противодействия коррупции и об установленных антикоррупционных стандартах;
в) способах противодействия коррупции и возможностях их использования физическими и юридическими лицами;
г) порядке действий в ситуации склонения к совершению коррупционного правонарушения (вовлечения в совершение такого правонарушения);
д) негативных последствиях коррупции.
Участие в противодействии коррупции, недопущение коррупционного правонарушения возможны тогда, когда лицо осознает и правильно квалифицирует свои действия (бездействие) и осознанно выбирает антикоррупционную модель поведения. |
6. Содержание работы по антикоррупционному просвещению и популяризации определяется с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности и возможностей органа (организации), ее осуществляющей.
I. Основные положения
Понятие, цели и задачи антикоррупционного просвещения
7. Антикоррупционное просвещение - систематическая деятельность, направленная на распространение знаний в области противодействия коррупции, в том числе о формах коррупционных правонарушений, их социальной опасности, способах противодействия коррупции и принципах антикоррупционного поведения <5>, а также разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции.
--------------------------------
<5> Антикоррупционное образование может рассматриваться в качестве примера антикоррупционного просвещения. Вместе с тем антикоррупционное просвещение в иных своих формах может быть менее формализовано и направлено в большей степени на формирование именно антикоррупционного мировоззрения, а не на получение антикоррупционных компетенций (знаний, навыков, умений).
8. Целью антикоррупционного просвещения является формирование в обществе системы знаний о существующей системе мер по противодействию коррупции, в том числе для самостоятельного выявления проявлений коррупции, отказа от совершения коррупционных правонарушений и в целом на предотвращение коррупционных проявлений.
9. Задачами антикоррупционного просвещения являются:
а) разъяснение социальной опасности коррупции, ее причин и основных форм коррупционных правонарушений, способов их недопущения;
б) разъяснение правовых и организационных основ противодействия коррупции;
в) разъяснение предназначения и содержания антикоррупционных стандартов, способов их соблюдения и контроля за их соблюдением;
г) информирование о характере и масштабах принимаемых антикоррупционных мер, их результатах;
д) разъяснение правовых последствий совершения коррупционных правонарушений, преступлений коррупционной направленности.
Понятие, цели и задачи популяризации в обществе антикоррупционных стандартов
10. Популяризация в обществе антикоррупционных стандартов (далее - популяризация) - деятельность, направленная на активное воздействие на правосознание, общественное мнение для стимулирования правомерного (антикоррупционного), устойчивого к проявлениям коррупции поведения и мировоззрения, на формирование антикоррупционных общественного сознания и правовой культуры, а также на формирование нетерпимости в обществе к коррупционному поведению, в целях укрепления доверия к органам публичной власти и должностным лицам.
Важно учитывать, что доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации) включено в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации". |
Популяризация нацелена на формирование общественного мнения (как важного регулятора поведения индивида и групп) и осуществляется в условиях активной социальной коммуникации.
11. Целями популяризации являются:
а) создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению, негативного отношения к коррупционным проявлениям;
б) формирование модели поведения членов общества, направленной на практическое применение антикоррупционных мер.
12. Задачами популяризации являются:
а) стимулирование соблюдения правомерного (антикоррупционного), устойчивого к проявлениям коррупции поведения в обществе;
б) создание условий для активного участия граждан в противодействии коррупции;
в) масштабирование антикоррупционного поведения.
13. Популяризация направлена на формирование выраженной позиции, содержащей в себе стойкое неприятие коррупционных проявлений и негативное отношение к коррупции в целом.
Таким образом, антикоррупционное просвещение и популяризация, с одной стороны, взаимосвязаны и нацелены в целом на формирование в обществе культуры неприятия коррупции, а с другой стороны, имеют отличия, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами. Так, семинар для должностных лиц по вопросам соблюдения антикоррупционных стандартов, в первую очередь, может быть отнесен к антикоррупционному просвещению, поскольку направлен на распространение соответствующих знаний. Вместе с тем такой семинар, сам по себе, активно воздействует на правосознание в целях стимулирования антикоррупционного поведения и, как следствие, во вторую очередь, может быть отнесен к популяризации. Аналогично, например, в отношении конкурса плакатов по антикоррупционной тематике: в первую очередь, такое мероприятие может быть охарактеризовано как популяризация; при этом, поскольку участие в конкурсе само по себе требует от конкурсанта ознакомления с вопросами противодействия коррупции, такой конкурс отчасти направлен и на антикоррупционное просвещение. |
Принципы антикоррупционного просвещения и популяризации
14. Работа по антикоррупционному просвещению и популяризации осуществляется на основе следующих принципов:
а) законность - антикоррупционные мероприятия должны проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации <6>;
--------------------------------
<6> В частности, учитывать часть 2 статьи 12.2 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и часть 1 статьи 10.6 Федерального закона
от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также Правила осуществления просветительской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июля 2022 г. N 1195 "Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности", предусматривающие наряду с общими требованиями к осуществлению просветительской деятельности особенности проведения такой деятельности в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
б) плановость - заблаговременное определение целей и задач, содержания и формы проведения, сроков, а также ответственных за проведение антикоррупционных мероприятий;
в) регулярность - антикоррупционные мероприятия проводятся на систематической основе;
г) актуальность - используемая информация актуальна, в том числе в части изменений в нормативных правовых актах Российской Федерации в области противодействия коррупции, и доводится до сведения заинтересованных лиц в разумный срок (своевременно);
д) достоверность - распространяемая в ходе проведения антикоррупционного мероприятия информация должна проверяема, обоснована и объективна.
е) комплексность - при организации работы проводятся взаимосвязанные мероприятия как теоретического, так и практического характера, соответствующие целям антикоррупционного просвещения и популяризации;
ж) адресность - учитывается специфика интересов и потребностей конкретной категории слушателей (применяется дифференцированный подход);
з) рациональность в распределении ресурсов - работа проводится с учетом фактических возможностей органа (организации), в том числе с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;
и) взаимосвязанность - антикоррупционное просвещение и популяризация, с одной стороны, удовлетворяют потребности лиц, в отношении которых антикоррупционные мероприятия проводятся, в получении необходимых знаний, с другой стороны, позитивно сказываются на снижении уровня коррупции;
к) профессионализм - антикоррупционное просвещение и популяризация осуществляются с использованием современных технологий и методик лицами, обладающими необходимым уровнем профессиональных знаний, навыков и опыта в области противодействия коррупции;
л) доступность - возможность участия в антикоррупционных мероприятиях предоставляется всем категориям лиц, в отношении которых они осуществляются;
м) наглядность - предполагает использование конкретных примеров и практик;
н) понятность - материал, представляемый в рамках антикоррупционного просвещения и популяризации, доступен для восприятия и усвоения.
II. Содержание антикоррупционного просвещения и популяризации
Субъекты антикоррупционного просвещения и популяризации
15. Антикоррупционное просвещение и популяризация реализуются через комплекс мероприятий, координатором организации и проведения которых целесообразно определить антикоррупционную структуру с учетом имеющихся у нее полномочий.
Вместе с тем ответственным за реализацию отдельных антикоррупционных мероприятий может быть определен иной орган (организация), в том числе органы и организации, ответственные за реализацию политики в сфере образования и науки, органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, органы (организации), уполномоченные в сфере печати, массовых коммуникаций и СМИ. Например, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, могут быть определены ответственными за реализацию антикоррупционных мероприятий в отношении релевантной группы адресатов.
При реализации данных мероприятий также возможно привлекать иные структурные подразделения органа (организации), в том числе обладающие опытом подготовки презентационных и иных материалов.
16. Ключевое значение для достижения целей антикоррупционного просвещения и популяризации имеет необходимый уровень профессиональных знаний, навыков и опыта в области противодействия коррупции лица, осуществляющего данную деятельность.
Рекомендуется (при наличии возможности) из числа, в частности, сотрудников антикоррупционной структуры определить с учетом локальной специализации ответственного сотрудника (ответственных сотрудников), на которого (на которых) возложить функции, связанные с организацией и осуществлением антикоррупционного просвещения и популяризации. Руководителю органа (организации) целесообразно обеспечить регулярное повышение квалификации такого сотрудника (таких сотрудников) по дополнительной профессиональной программе по релевантным вопросам (например, навыкам проектной работы, подготовки презентаций, публичных выступлений и проч.). |
17. Антикоррупционное просвещение и популяризацию необходимо организовывать с учетом имеющейся иерархической структуры.
Например, при наличии у федерального государственного органа территориальных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед таким органом, на центральный аппарат этого органа целесообразно возложить координирующую и контролирующую функции, а также организацию и проведение мероприятий по антикоррупционному просвещению.
В субъектах Российской Федерации такая работа может быть централизована на уровне регионального антикоррупционного органа, который обеспечит в пределах своей компетенции организацию антикоррупционного просвещения, а также осуществление контроля за его организацией в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации <7>.
--------------------------------
<7> Подпункт "п" пункта 7 Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
При этом региональным антикоррупционным органам следует осуществлять антикоррупционные мероприятия с учетом рекомендаций (при их наличии), разрабатываемых соответствующей комиссией по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации <8>. Как следствие, результаты соответствующей работы могут быть рассмотрены на заседании указанной комиссии.
--------------------------------
<8> Подпункт "в" пункта 6 Типового положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции".
18. Координирующая функция предполагает, что центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) может определять основные цели и задачи антикоррупционных мероприятий в контролируемых (координируемых) органах (организациях), быть ответственным за организацию подобных мероприятий и (или) за обеспечение необходимыми ресурсами и материалами сотрудников антикоррупционных структур, ответственных за организацию и осуществление антикоррупционных мероприятий в контролируемых (координируемых) органах (организациях), включая оказание консультативной и иной поддержки, а также проводить мониторинги и оценку эффективности соответствующих мероприятий и осуществлять иные действия, направленные на обеспечение единства подходов.
Рисунок. Иерархический подход
Центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) может проводить, например, выездные мероприятия (мероприятия в формате видео-конференц-связи) для антикоррупционных структур, в отношении которых осуществляется контролирующая (координирующая) функция, в целях профессионального развития сотрудников и передачи опыта по осуществлению антикоррупционного просвещения и популяризации. Подобные мероприятия могут проводиться, например, с привлечением представителей органов прокуратуры Российской Федерации (иных заинтересованных органов публичной власти), а также представителей некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, и представителей иных заинтересованных организаций <9>.
--------------------------------
<9> Рекомендуется проверять организации на наличие статусов, препятствующих их привлечению к антикоррупционному просвещению и популяризации (например, на наличие статуса иностранного агента).
19. Наряду с мероприятиями по профессиональному развитию, осуществляемыми соответственно центральным аппаратом федерального государственного органа, региональным антикоррупционным органом или организацией, рекомендуется осуществлять:
а) масштабирование положительного опыта контролируемых (координируемых) органов (организаций) (например, когда положительный пример осуществления антикоррупционного просвещения и популяризации территориального органа федерального государственного органа распространяется на всю систему федерального государственного органа);
б) обмен опытом, организация стажировок сотрудников антикоррупционных структур по вопросам осуществления антикоррупционного просвещения и популяризации (например, в рамках стажировок сотрудников органов местного самоуправления в региональном антикоррупционном органе);
в) формирование связей между ответственными должностными лицами (создание профессионального сообщества). С учетом этого центральному аппарату федерального государственного органа (региональному антикоррупционному органу) рекомендуется регулярно (например, один раз в год) организовывать очное просвещение ответственных должностных лиц контролируемых (координируемых) органов (организаций).
Лица, в отношении которых осуществляются антикоррупционное просвещение и популяризация
20. Эффективное антикоррупционное просвещение и популяризация предполагают адресность, т.е. направленность на конкретную категорию лиц, в отношении которых они осуществляются (далее - адресаты).
В связи с этим при организации антикоррупционных мероприятий субъектам антикоррупционного просвещения и популяризации в первую очередь необходимо определить категорию и группу адресатов.
Антикоррупционное просвещение и популяризация могут осуществляться в отношении:
а) широкой группы адресатов, не всегда идентифицируемой (например, граждане);
б) узкой группы адресатов, состоящей из лиц, объединенных общим признаком (представители предпринимательского сообщества, обучающиеся, должностные лица и т.д.);
в) конкретного лица (персональное просвещение).
21. Адресаты также могут быть разделены на следующие категории:
а) внутренние - сотрудники органов (организаций), в том числе сотрудники антикоррупционных структур, в отношении которых центральным аппаратом федерального государственного органа (региональным антикоррупционным органом) осуществляется контролирующая (координирующая) функция;
б) внешние - лица, не являющиеся сотрудниками соответствующих органов (организаций).
Таблица. Примеры категорий и групп
адресатов антикоррупционного
просвещения и популяризации
Категория \ Группа | Внутренняя | Внешняя |
Широкая | Все сотрудники органа (организации) | Жители субъекта Российской Федерации |
Узкая | Сотрудники, замещающие (занимающие) руководящие должности | Студенты образовательной организации высшего образования |
Персональная | Сотрудник органа (организации) | Гражданин на личном приеме |
22. Мероприятия по антикоррупционному просвещению и популяризации формируются исходя из их адаптации под адресатов с учетом широты целевой группы, ее категории, культурных, ценностных и иных особенностей (социальный статус, возраст, уровень образования, сфера деятельности и т.д.).
23. Деятельность по предупреждению коррупции в органах (организациях) основывается на ранжировании рисков <10>. Таким образом, антикоррупционное просвещение и популяризация в органах (организациях), направленные на внутренних адресатов, могут осуществляться с учетом указанных категорий и групп в отношении, например:
--------------------------------
<10> Например, обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на сотрудников органов (организаций), замещающих (занимающих) должности, подверженные наиболее высоким коррупционным рискам.
а) руководящего состава с акцентом на важность демонстрации приверженности соблюдению антикоррупционных стандартов своим подчиненным, а также с акцентом на отдельные антикоррупционные стандарты (например, требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, в том числе в отношении подчиненных) (антикоррупционное просвещение);
б) всех сотрудников - преимущественно общие просветительские мероприятия, на которых освещаются вопросы соблюдения антикоррупционных стандартов, ответственности за их несоблюдение и т.д. (антикоррупционное просвещение);
в) лиц, назначаемых на должности, - с общей информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации в области противодействия коррупции и об антикоррупционных стандартах (особое внимание целесообразно уделить лицам, впервые назначаемым на должности, замещение которых связано с коррупционными рисками) (антикоррупционное просвещение);
г) сотрудников, замещающих (занимающих) должности, связанные с наиболее высокими коррупционными рисками <11>, - как мероприятия, в рамках которых освещаются вопросы, связанные с обязанностью соблюдения такими сотрудниками антикоррупционных стандартов и ответственностью за их несоблюдение (антикоррупционное просвещение), так и мероприятия, на которых происходит практическое применение полученных знаний (например, в рамках деловых игр) (популяризация);
--------------------------------
<11> Например, замещающих (занимающих) должности, которые предполагают обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
д) сотрудников структурного подразделения органа (организации), которое ответственно за реализацию функций, связанных со специфичными коррупционными рисками (например, подразделения, осуществляющего закупку товаров, работ, услуг), - с акцентом на вопросы соблюдения антикоррупционных стандартов с учетом специфики деятельности подразделения.
24. Антикоррупционное просвещение и популяризация в отношении внешней категории адресатов может осуществляться с учетом следующих подходов:
а) антикоррупционная структура совместно с профильным органом (организацией) или его структурным подразделением осуществляет антикоррупционное просвещение и популяризацию в отношении граждан, непосредственно взаимодействующих с такими органами (организациями), например, в формате стенда и памяток о допустимом (недопустимом) поведении при взаимодействии с должностными лицами и с информацией о том, куда и как можно сообщить о фактах коррупции ("горячая линия", телефон доверия) (антикоррупционное просвещение);
б) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с привлечением при наличии соответствующих оснований и в пределах установленной компетенции антикоррупционных структур (заинтересованных органов (организаций) осуществляют просветительскую деятельность в отношении более широкой группы граждан (например, граждан, проживающих на конкретной территории), например, в формате инициирования конкурса по антикоррупционной тематике для обучающихся (популяризация);
в) СМИ с привлечением при наличии соответствующих оснований и в пределах установленной компетенции антикоррупционных структур (заинтересованных органов (организаций) осуществляют антикоррупционное просвещение и популяризацию также в отношении широкой группы граждан, например, в формате социальной антикоррупционной рекламы, тематических антикоррупционных выпусков передач по теле- или радиовещанию, статей в печатных СМИ (антикоррупционное просвещение).
25. При антикоррупционном просвещении и популяризации в отношении внешних адресатов также может быть подготовлено специальное антикоррупционное мероприятие с учетом группы внешнего адресата, например:
а) для представителей предпринимательского сообщества - разъяснение положений статьи 13.3 Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", направление информации об уполномоченных органах (организациях), в том числе органах, в которые можно обратиться с сообщением о возможном факте коррупции (антикоррупционное просвещение); возможность участия в антикоррупционной работе, например, в деятельности коллегиальных органов, на заседаниях которых рассматриваются вопросы противодействия коррупции в бизнесе (популяризация);
б) для обучающихся - информирование о коррупции как негативном явлении (природа, причины, способы противодействия и другие общие положения), о гражданской ответственности и возможностях участия в противодействии коррупции (антикоррупционное просвещение); проведение антикоррупционных конкурсов (как творческих, так и научных) или уведомление о проведении таких конкурсов иными органами (организациями) (популяризация).
26. В отношении персональной группы адресатов преимущественно следует осуществлять персональное антикоррупционное просвещение. Такое просвещение предпочтительно в органах (организациях) с небольшим штатом сотрудников или в случае, когда названный формат работы сложился с учетом имеющихся обстоятельств или условий (например, в случае поступления от адресата запроса), например:
а) проведение индивидуального консультирования (в частности, по вопросам, касающимся представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, возможности возникновения конфликта интересов, персональной ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов и т.д.);
б) осуществление точечной рассылки на адрес электронной почты информации по конкретному вопросу, связанному с противодействием коррупции;
в) организация канала для рабочего взаимодействия в индивидуальном порядке;
г) организация беседы разъяснительного характера.
Подготовка и содержание антикоррупционных мероприятий
27. В рамках антикоррупционного просвещения и популяризации важное значение имеет надлежащий выбор форм, способов и средств проведения антикоррупционных мероприятий, основывающийся на учете характеристик различных групп и категорий адресатов и имеющихся ресурсов.
28. Информация, передаваемая в ходе антикоррупционных мероприятий, может относиться к одной из следующих категорий:
а) общая - характеризуется обобщенным тезисом о том, что коррупция является негативным явлением <12>;
--------------------------------
<12> К категории общей информации могут быть отнесены плакаты, подготовленные в рамках Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы "Вместе против коррупции!".
б) контекстуальная - в отличие от общей информации характеризуется определенной спецификацией (контекстом), учитывающей особенности адресата антикоррупционного мероприятия <13>;
--------------------------------
<13> К категории контекстуальной информации могут быть отнесены видеоролики, подготовленные по результатам проводимого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации независимого исследования в целях определения отношения предпринимательского сообщества к коррупции и оценки его представителями государственной политики в области противодействия коррупции ("бизнес-барометр коррупции").
в) чувствительная - затрагивает конкретные проблемы коррупции и акцентирует внимание на эмоциональной составляющей.
29. Информация, предоставляемая в ходе антикоррупционного мероприятия, может характеризоваться как негативная (например, подчеркивается ущерб от коррупции) или позитивная (например, освещаются успехи в противодействии коррупции, положительные примеры антикоррупционного поведения).
30. Тематика антикоррупционного мероприятия может быть посвящена:
а) рассмотрению вопросов государственной политики в области противодействия коррупции;
б) информированию об основных направлениях деятельности по противодействию коррупции, включая антикоррупционные стандарты;
в) рассмотрению вопросов ответственности за коррупционные правонарушения (обсуждение реальных ситуаций, релевантной судебной практики, в том числе случаев применения уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности);
г) разъяснению порядка действий при выявлении возможного коррупционного правонарушения;
д) формированию понимания "границ" правомерного и неправомерного (коррупционного) поведения;
е) формированию нетерпимости к коррупционному поведению.
31. Антикоррупционные мероприятия, направленные на антикоррупционное просвещение, могут проводиться в форме:
а) размещения социальной антикоррупционной рекламы или распространения образовательных материалов (видеоролики, образовательные курсы, плакаты, буклеты, памятки, в том числе с кратким изложением антикоррупционных стандартов и т.д.);
б) информационной поддержки некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, образовательных организаций, участвующих в научно-методическом обеспечении противодействия коррупции (в том числе в формате соглашения);
в) совещаний, включая выездные, семинаров, вебинаров (с последующим размещением), конференций, круглых столов, открытых уроков, и т.д., в том числе приуроченных к определенным датам (например, к Международному дню борьбы с коррупцией), как самостоятельно, так и с привлечением экспертов;
г) информационной рассылки, например, в форме буклета или обзора (например, на адреса электронной почты сотрудников органов (организаций), заставки на экранах рабочих компьютеров);
д) информирования о проводимых антикоррупционных мероприятиях (например, о Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы "Вместе против коррупции!", о Всероссийской интерактивной акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией);
е) ведения тематической антикоррупционной страницы на интернет-платформе;
ж) ведения информационного стенда в органе (организации), размещенного в общедоступных местах;
з) ведения подраздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
и) личного приема;
к) брифингов (на которые могут быть приглашены, например, представители СМИ);
л) информирования о различных каналах получения информации ("горячая линия", телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях;
м) тематических выпусков (рубрик) в СМИ (включая рубрику в печатных СМИ, теле- или радиопередачу, "подкаст" и проч.);
н) организации научно-практической конференции;
о) информационного канала в социальных сетях;
п) дополнительного профессионального образования;
р) индивидуальных инструктажей (при приеме, прохождении, увольнении);
с) самостоятельного изучения образовательных материалов.
32. В свою очередь, антикоррупционные мероприятия, направленные на популяризацию, могу проводиться в форме:
а) вовлечения в разработку и продвижение социальной антикоррупционной рекламы или распространения образовательных материалов (видеоролики, образовательные курсы, плакаты, буклеты, памятки, в том числе с призывом (агитацией) участвовать в противодействии коррупции);
б) тренингов, деловых игр, мастер-классов, конкурсов, олимпиад;
в) стажировок и обмена опытом;
г) игрофицированного дистанционного обучения;
д) игры (например, настольная игра, компьютерная игра, ролевая игра, кроссворд, антикоррупционный диктант, квиз, квест).
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость антикоррупционного просвещения и популяризации, выделение форм проведения антикоррупционных мероприятий в пунктах 31 и 32 настоящих Методических рекомендаций имеет условный характер. |
33. Важно, чтобы сотрудник, реализующий конкретное антикоррупционное мероприятие, обладал общей и специальной компетенциями.
34. Общие компетенции предполагают знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения антикоррупционных мероприятий в различных формах. К числу таких компетенций можно отнести:
а) знания основных дидактических приемов, в том числе связанных с обеспечением доступности восприятия информации конкретной аудиторией;
б) умения использовать коммуникативно-речевые приемы (авансирование, диалогизация, постановка риторических вопросов и пр.) для захвата и удержания внимания слушателей;
в) навыки работы с современным программным обеспечением в целях подготовки презентаций и раздаточных материалов, видеороликов, графических изображений и др.
35. Специальные компетенции предполагают предметные знания в области теории и практики антикоррупционной деятельности, а также умения и навыки квалификации коррупционных правонарушений и обеспечения соблюдения антикоррупционных стандартов. К числу таких компетенций можно отнести:
а) знания положений действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации и актуальной практики его применения, методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, подготовленные уполномоченными органами;
б) умения выявлять коррупциогенные факторы в положениях проектируемых и действующих нормативных правовых актов, а также предлагать способы их устранения;
в) навыки разграничения смежных антикоррупционных категорий (например, "подарок" и "взятка") и др.
36. Субъектам антикоррупционного просвещения и популяризации рекомендуется на регулярной основе принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию с целью повышения своей квалификации, в частности, общих и (или) специальных компетенций, необходимых для проведения конкретных антикоррупционных мероприятий (в том числе в рамках дополнительного профессионального образования).
37. Формы антикоррупционных мероприятий адаптируются под адресата. Например, для:
а) внешней широкой группы оптимальной формой антикоррупционного мероприятия могут быть антикоррупционный ролик, антикоррупционные плакаты, размещаемые в общественных местах (например, в транспорте), на стендах, рекламных конструкциях (щитах), в социальных сетях, на иных интернет-платформах, в СМИ;
б) внешней узкой группы (например, обучающиеся) - открытая лекция, тематический классный час, антикоррупционная игра;
в) внешнего персонального адресата (например, посетители органов (организаций) - антикоррупционный стенд, на котором размещается информация о противодействии коррупции, об ответственности за коррупционные правонарушения, о том, куда и как можно сообщить о фактах коррупции (например, "горячая линия", телефон доверия); дополнительно могут быть размещены листовки и (или) буклеты по антикоррупционной тематике (при этом целесообразно учитывать, что наиболее эффективными являются узконаправленные лаконичные сообщения, обращенные к целевой аудитории);
г) внутренней широкой группы (сотрудники соответствующего органа (организации) - совещания (круглые столы), в том числе в формате "вопрос-ответ", рассылка антикоррупционных сообщений (в том числе в виде видеороликов, презентаций <14>) по электронной почте, размещение антикоррупционных стендов, плакатов в общедоступных местах; аналогично для внутренней узкой группы, но с учетом специфики ее состава (при этом антикоррупционной структурой центрального аппарата федерального государственного органа (регионального антикоррупционного органа) может быть разработан единый (типовой) набор информационных материалов, который в наглядной форме будет доводить до адресатов соответствующую информацию);
--------------------------------
<14> Сотрудники могут самостоятельно подготовить материалы или использовать материалы из открытых источников (при условии проведения их экспертизы сотрудниками антикоррупционной структуры), например, материалы, которые размещены на предназначенном для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации едином специализированном информационном ресурсе, формируемом на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (https://edu.gossluzhba.gov.ru/).
д) внутреннего персонального адресата - индивидуальная консультация.
Адаптация на примере антикоррупционного диктанта. При проведении антикоррупционного диктанта для внешней широкой группы (граждан) нецелесообразно задавать узкоспециализированные вопросы (например, вопросы, касающиеся знания конкретной нумерации статей Уголовного кодекса Российской Федерации), поскольку внешней широкой группе (гражданам) важно в целом знать о том, что коррупционное поведение является недопустимым. Узкоспециализированные вопросы целесообразно давать лицам, которые являются экспертами в области права в целом или в противодействии коррупции в частности. |
38. Если передаваемая информация понятна, в таком случае она будет способствовать быстрому осознанию основного информационного посыла, заинтересовывать адресата. В связи с этим рекомендуется использовать аудиовизуальные материалы.
Для аудиовизуальных материалов предполагаются общие принципы и правила их создания и демонстрации. Например, при подготовке электронной презентации не следует создавать слайды, содержащие исключительно текст или изобилующие длинными и сложными формулировками, - рекомендуется излагать материал тезисно, простыми словами. Целесообразно также активно использовать наглядные формы подачи информации - диаграммы, таблицы, графики и иные способы визуализации и структурирования информации. Кроме того, необходимо соблюдать технические правила оформления слайда, в частности: не размещать текст и иные материалы вплотную к краям слайда, не использовать много различных шрифтов, а также не применять "сливающиеся" цвета (например, светло-желтый текст на белом фоне).
Текст памяток формулируется простым и понятным языком, шрифт используется крупный, четкий, привлекающий внимание; желательно включить в памятку красочную, запоминающуюся иллюстрацию; для того, чтобы материал, изложенный в памятке, вызывал доверие, недопустимо наличие в тексте фактологических и грамматических ошибок; оформление памятки рекомендуется подготавливать с учетом особенностей восприятия целевой аудитории; не рекомендуется включать в памятку материалы, не относящиеся к теме и (или) отвлекающие внимание адресата от основной проблематики.
39. Вместе с тем важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации в определенном формате (например, в виде текста), в связи с чем целесообразно реализовывать антикоррупционные мероприятия в нескольких форматах, обеспечивая широкий охват.
40. Аспекты, которые необходимо принимать во внимание при подготовке антикоррупционного мероприятия:
а) целесообразно с осторожностью использовать тезисы, содержащие негативную информацию, поскольку это может сформировать некорректное представление о коррупции как о неизбежном явлении;
б) избегать общих тезисов, не подкрепленных фактическими данными, так как они могут не найти отклик у адресатов;
в) целесообразно привлекать к антикоррупционным мероприятиям лидеров общественного мнения, представителей авторитетных научных и иных организаций;
г) рекомендуется использовать фактические данные, в частности, демонстрирующие эффективные направления противодействия коррупции;
д) рекомендуется комбинировать формы антикоррупционных мероприятий (например, совещание сопровождать предоставлением материалов (буклетов или памяток) и электронной презентацией в целях удержания внимания слушателей и эффективного восприятия ими материала);
е) предпочтительно использовать модульный подход (например, короткие тематические ролики).
41. При осуществлении антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно ознакомиться с текущими актуальными методиками и практиками образования и просвещения.
Так, примером одной из актуальных практик в части популяризации может являться разумное использование в антикоррупционных мероприятиях инструментов игрофикации, предполагающей применение игровых элементов и техник (рейтинги, конкурсы, игровые достижения, значки, и т.д.). Например, когда за прохождение антикоррупционного теста с определенным результатом предоставляется "игровая награда". Допускается также применение интерактивных электронных курсов с антикоррупционным нарративом, выбором решений и т.д.
При этом важно критически относиться к выбору формы антикоррупционного мероприятия. Так, игрофикация может быть связана со стрессом, социальной перегрузкой и напряжением. В указанных обстоятельствах важно не перегрузить адресатов инструментами игрофикации.
III. Организация работы по антикоррупционному просвещению и популяризации
42. Антикоррупционное просвещение и популяризацию целесообразно проводить на плановой основе.
План (программу) антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно интегрировать в соответствующий план по противодействию коррупции органа (организации) или антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) субъектов Российской Федерации.
Примером планирования антикоррупционного просвещения на федеральном уровне являются: программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 475-р "Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы"; план просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 2884-р. |
К формированию планов (программ) антикоррупционного просвещения и популяризации для включения соответствующих мероприятий целесообразно привлекать органы публичной власти, в частности, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного управления, осуществляющие управление в сфере образования, органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, органы, уполномоченные в сфере печати, массовых коммуникаций и СМИ.
43. Важным аспектом планирования является определение требуемых ресурсов и имеющихся возможностей организаторов антикоррупционных мероприятий, что позволит заблаговременно предусмотреть выделение необходимых ресурсов.
При планировании важно определить возможные формы и содержание антикоррупционных мероприятий на плановый период, а также сроки (периодичность) их проведения.
При этом время проведения антикоррупционных мероприятий следует определять с таким расчетом, чтобы участие в них не препятствовало осуществлению адресатом основной деятельности.
При планировании антикоррупционных мероприятий возможно руководствоваться в применимой части Методическими рекомендациями по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти <15>. |
--------------------------------
<15> Размещены и доступны для ознакомления и скачивания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/25.
44. При выборе содержания антикоррупционных мероприятий важно осуществить анализ текущей ситуации.
Так, при определении содержания антикоррупционного мероприятия для внутренних адресатов (сотрудников органов (организаций) целесообразно обратить внимание на соблюдение сотрудниками процедуры представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на ошибки, неточности, несоответствия, выявленные по результатам декларационной кампании; на иные выявленные факты несоблюдения антикоррупционных стандартов; на информацию о коррупционных правонарушениях, поступившую в том числе из других органов (организаций), от граждан и т.д.
Также следует учитывать отсутствие в органе (организации) практики функционирования конкретных антикоррупционных стандартов, поскольку это может свидетельствовать об отсутствии у сотрудников знаний о соответствующем антикоррупционном стандарте. Например, в рамках соответствующего анализа может быть установлено, что зачастую не подаются уведомления об иной оплачиваемой работе, в связи с чем потребуется запланировать мероприятие, посвященное детальному рассмотрению именно этого антикоррупционного стандарта.
45. Антикоррупционная структура посредством тестирования (опроса) сотрудников, в том числе анонимного, может выявить проблемы, которые нуждаются в дополнительном обсуждении.
Также с учетом выявленных проблем антикоррупционная структура может приоритизировать те или иные антикоррупционные мероприятия.
46. Кроме того, рекомендуется предусмотреть мероприятия, проводимые на периодической основе, среди которых одним из наиболее важных является совещание в рамках предстоящей декларационной кампании. Совещание целесообразно проводить ежегодно в начале такой кампании.
47. Одновременно с этим следует принимать во внимание, что некоторые мероприятия могут носить внеплановый, ситуативный характер. Так, в случае изменения нормативно-правового регулирования может возникнуть необходимость ознакомления с соответствующими новациями.
Такие мероприятия следует проводить по мере необходимости и в разумный срок с учетом значимости и срочности информации. Целесообразно заблаговременно продумать ответы на вопросы, которые могут возникнуть у сотрудников в связи с изменениями в регулировании, а также при необходимости подготовить примеры применения на практике тех или иных норм.
При наличии иерархической системы целесообразно организовать работу таким образом, чтобы в первую очередь центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) проинформировал об изменениях в нормативно-правовом регулировании (например, в рамках совещания) антикоррупционные структуры, в отношении которых ими осуществляется контролирующая (координирующая) функция и которые затем доведут эту информацию непосредственно до сведения сотрудников.
48. В качестве контроля за осуществлением антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно осуществить оценку эффективности проведенных мероприятий, которая также предусматривается при планировании.
Так, по итогам реализации, например, ряда тематических антикоррупционных мероприятий (совещания, семинары, круглые столы), информационных рассылок, дистанционного обучения и дополнительного профессионального образования целесообразно осуществить оценку посредством проведения тестирования (опроса), в том числе анонимного. В тестирование стоит включать не только вопросы на знание нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, но и вопросы, связанные с конкретными ситуациями и выбором корректных вариантов их разрешения. Отдельные вопросы могут быть открытыми, то есть предполагать самостоятельное указание сотрудником ответа, а не выбор одного из вариантов ответа.
Итоги тестирования (опроса) следует сопоставить с измеримыми показателями, достижение которых предполагалось на этапе планирования мероприятий, и при необходимости скорректировать планы (программы) антикоррупционного просвещения и популяризации на дальнейший период (периоды).
49. При подготовке и проведении антикоррупционных мероприятий для внешней широкой группы могут быть использованы данные социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации или применены иные технологии, направленные на выявление тенденций в вопросах антикоррупционного просвещения и популяризации, в том числе посредством коротких тестов (опросов) на официальных сайтах органов (организаций) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В рамках оценки эффективности подобного рода проведенных антикоррупционных мероприятий, как правило, оценивается готовность к правомерному (антикоррупционному) поведению, степень нетерпимости к коррупционному поведению.
50. Результаты осуществления антикоррупционных мероприятий за год рекомендуется рассматривать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов <16> (комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации) и учитывать их при последующем планировании.
--------------------------------
<16> Например, по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".