ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 199.2. УК РФ "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов". Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Объективная сторона преступления заключается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенном собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, в крупном размере. Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, понимается деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере. Эти действия совершаются после истечения срока, установленного законодательством для уплаты соответствующего налога или сбора. Недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленном законодательством о налогах и сборах в срок. Возможны два варианта поведения налогового агента, влекущие за собой уголовную ответственность: налоговый агент полностью (или частично) не исчислил и (или) не удержал сумму налога и не перечислил ее в бюджет; налоговый агент полностью (или частично) исчислил и (или) удержал налог с налогоплательщика, но в бюджет ее не перечислил. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. Преступление признается оконченным после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (статья 69 НК РФ). Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Вопросы выявления и документирования преступлений в сфере
налогового законодательства
Судебные приставы-исполнители при реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", нередко сталкиваются с фактами противоправных действий со стороны должников по уклонению от уплаты налогов и сборов в бюджеты (внебюджетные фонды) Российской Федерации.
В связи с этим судебному приставу-исполнителю в ходе принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов необходимо обратить особое внимание на следующие факты, которые могут быть выявлены в действиях участников исполнительного производства.
Типичными признаками, указывающими на совершение юридическими (физическими) лицами преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ являются:
отсутствие у организации-должника надлежаще оформленных учредительных документов (решение о создании организации, устав, приказы о назначении директора, главного бухгалтера и т.д.);
несоответствие юридическому адресу (выписка из ЕГРЮЛ) фактического местонахождения организации;
отсутствие официального бухгалтерского отчета о доходах и расходах организации от финансово-хозяйственной деятельности;
несоответствие бухгалтерской отчетности должника-организации сведениям, полученным из налоговых органов;
полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета (осуществление сделок без документального оформления; неоприходование товарно-материальных ценностей, денежной выручки в кассу);
неправильное ведение бухгалтерских книг, "двойная" бухгалтерия, искажение бухгалтерского учета путем внесения изменений в документы;
отчуждение имущества в пользу контролируемых организаций с целью сокрытия имущества от обращения взыскания на задолженность по налогам путем реорганизации в форме разделения и выделения и т.д.;
создание фиктивных организаций для номинального владения имуществом с целью уклонения от уплаты налогов и сборов;
занижение стоимости имущества и активов с целью уменьшения налоговой базы должника;
подделка финансовых документов, в том числе договоров купли-продажи, об оказании услуг и т.д.
представление подложных документов в обоснование искаженных данных, внесенных в налоговую декларацию и т.д.;
оформление в разных кредитных организациях нескольких расчетных счетов, не зарегистрированных в налоговых органах;
движение денежных средств по счетам, перенаправление денежных средств от контрагентов на счета иных юридических либо физических лиц, в том числе подконтрольных или заинтересованных;
размещение прибыли от торговой или иной деятельности в заграничных кредитных учреждениях, на личные счета и счета оффшорных компаний;
использование наличных денег, а не банковских счетов при крупных закупках или иных расчетах;
искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы: завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные;
наличие сведений о том, что ценные приобретения должника оформлены в собственность третьих лиц;
передача должниками или иными лицами недвижимого имущества в аренду;
фиктивное отчуждение имущества: отчуждение имущества в пользу близких родственников с целью сокрытия имущества; заключение мнимых сделок с третьими лицами, в том числе передача в залог с целью сокрытия имущества;
получение неофициальных доходов, в данном случае могут уклоняться от уплаты налогов и сборов как должник (физическое лицо), так и его работодатель.
В случае выявления в рамках исполнительного производства признаков преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, судебный пристав-исполнитель незамедлительно сообщает начальнику отдела - старшему судебному приставу, готовит соответствующие материалы для направления в территориальные органы Федеральной налоговой службы без регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях.
При направлении в территориальные органы Федеральной налоговой службы материалов о выявлении в действиях виновных лиц признаков налоговых преступлений рекомендуется приложить:
заверенная копия исполнительного документа;
заверенная копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
учредительные документы (решение о создании организации), устав (со всеми изменениями, зарегистрированными в установленном порядке), а также копию распоряжения (приказа) о назначении на должность руководителя организации, если должник юридическое лицо;
документы, подтверждающие государственную регистрацию должника-организации и поставку его на учет (из территориальных органов Федеральной налоговой службы);
сведения об имущественном положении должника;
бухгалтерская документация (бухгалтерский баланс, кассовая книга и т.д.), складские книги, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилые (нежилые) помещения, паспорта технических средств и иные документы, указывающие на признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ;
документы, подтверждающие наличие незарегистрированных в налоговых органах расчетных счетов должника в кредитных учреждениях (выписки о движении денежных средств по ним);
сведения, подтверждающие полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности должника-организации в документах бухгалтерского учета;
процессуальные документы по исполнительному производству, в ходе которого выявлены факты уклонения от уплаты налогов и сборов в бюджеты (внебюджетные фонды) Российской Федерации;
объяснение взыскателя;
объяснение должника по факту уклонения от уплаты налогов и сборов;
иные документы, устанавливающие признаки совершения налоговых преступлений в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
В зависимости от конкретных обстоятельств деяния судебным приставом-исполнителем могут быть получены и другие документы, необходимые для установления в действиях виновных лиц признаков совершения налоговых преступлений, предусмотренных УК РФ.
Дознаватель оказывает методическую помощь судебному приставу-исполнителю при выявлении и документировании признаков преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ.
Направляет с согласия начальника отдела - старшего судебного пристава материалы в территориальные органы Федеральной налоговой службы по преступлениям, предусмотренным статьями 198 - 199.2 УК РФ, и информирует об этом надзирающего прокурора.
Начальник отдела - старший судебный пристав:
проверяет обоснованность выводов о наличии признаков налоговых преступлений, содержащихся в соответствующем материале;
организует направление материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в территориальные органы Федеральной налоговой службы с одновременным направлением информации надзирающему прокурору;
обеспечивает представление в отдел организации дознания и административной практики территориального органа ФССП России информации о направлении материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ.
III. Преступления против порядка управления
Уголовно-правовая характеристика преступлений,
предусмотренных статьями 327 и 330 Уголовного кодекса
Российской Федерации
Под преступлениями против порядка управления понимаются общественно опасные деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями органов управления, препятствующие их деятельности, а также иные деяния, которые могут нарушить нормальную работу государственных органов, причинить вред их авторитету, нарушить права и интересы граждан.
Непосредственный объект - конкретные отрасли государственного управления, на которые совершается преступное посягательство.
Наиболее распространенными преступлениями против порядка управления, выявляемые судебными приставами-исполнителями и дознавателями в ходе реализации своих должностных полномочий, являются подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ) и самоуправство (статья 330 УК РФ).