Цель программы | Формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального стандарта "Спасатель" (4-й уровень квалификации) |
Характеристики программы | Программа направлена на формирование и развитие у обучающегося компетенций, необходимых для выполнения действий по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, по локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня характерных для них опасных факторов |
Требования к обучающимся | К освоению программы допускаются лица не моложе 16 лет |
Объем программы | 108 часов |
Вид деятельности | Профессиональные компетенции | Практический опыт | Умения | Знания |
Проведение аварийно-спасательных работ, неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделения спасателей аварийно-спасательного формирования | ПК-1 Дежурство в составе подразделения спасателей АСФ | Выполнение мероприятий повседневной деятельности в составе подразделения в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Проверка наличия, технического состояния и техническое обслуживание аварийно-спасательных средств, закрепленных за подразделением АСФ. Повышение уровня профессиональной подготовки в составе подразделения АСФ. Дежурство у средств связи и оповещения. | Пользоваться средствами связи и оповещения, поддерживать их в готовности к применению. Выполнять нормативы по видам профессиональной подготовки. Проверять работоспособность и техническое состояние аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Производить ежедневное техническое обслуживание аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Пользоваться средствами проверки (контрольно-измерительными приборами и приспособлениями) аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Применять аварийно-спасательные средства, находящиеся на оснащении АСФ, по видам аварийно спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель. Заполнять документацию с оперативной информацией. | Обязанности личного состава дежурной смены АСФ. Требования охраны труда по видам выполняемых аварийно-спасательных работ. Характеристики и особенности объектов и территорий и (или) акваторий в зоне ответственности АСФ. Требования охраны труда и пожарной безопасности при несении дежурства в подразделении. Правила внутреннего трудового распорядка АСФ. Правила приемки и проверки работоспособности аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Тактико-технические характеристики средств связи, находящихся на оснащении АСФ, и порядок их применения. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность АСФ. Назначение, устройство, технические характеристики, порядок технического обслуживания аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Требования охраны труда при эксплуатации аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Технологии и особенности проведения аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель. Сигналы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок привлечения сил и средств АСФ к ведению аварийно-спасательных работ. Содержание, порядок приема, передачи и фиксирования оперативной информации. |
ПК-2 Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе подразделения спасателей АСФ | Проведение разъяснительной работы по порядку действий граждан и (или) производственного персонала обслуживаемых объектов для недопущения чрезвычайных ситуаций и в случае их возникновения. Наблюдение и патрулирование на обслуживаемых объектах и территориях с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. Действия, связанные с выполнением превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. | Обеспечивать личную безопасность, профилактику и минимизацию опасностей и рисков при патрулировании. Учитывать технические особенности маршрута при подготовке к патрулированию. Использовать аварийно-спасательные средства подразделения при проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. | Приемы и методы предотвращения в возможных пределах неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала. Характеристика вероятных чрезвычайных ситуаций и аварий в зоне ответственности подразделения. | |
ПК-3 Проведение аварийно-спасательных работ в составе подразделения спасателей АСФ | Выезд и следование в составе подразделения АСФ к месту вызова. Проведение разведки объекта аварийно-спасательных работ. Поиск пострадавших в зоне проведения аварийно-спасательных работ. Обеспечение доступа к пострадавшему и создание условий для оказания первой помощи. Оказание первой помощи пострадавшим. Транспортировка пострадавших. Спасение материальных и культурных ценностей при проведении аварийно-спасательных работ. Выполнение работ по локализации и ликвидации поражающих факторов и их последствий. Ведение оперативной документации по проведению аварийно-спасательных работ. | Определять места возможного нахождения пострадавших, в том числе с применением технических средств. Осуществлять стабилизацию неустойчивых объектов, укрепление или обрушение конструкций. Определять, в том числе с применением технических средств, факторы, угрожающие жизни и здоровью, а также концентрацию вредных и опасных веществ. Применять приемы психологической поддержки. Оказывать первую помощь в соответствии с перечнем мероприятий по оказанию первой помощи. Транспортировать пострадавшего с учетом характера травмы и состояния. Выполнять требования инструкций по действиям спасателей при получении команды на выезд. Применять средства пожаротушения, находящиеся на оснащении АСФ. Оформлять документацию по итогам выполненных аварийно-спасательных работ. Определять поражающие факторы, пути и масштабы развития чрезвычайных ситуаций с применением технических средств и без них. Выбирать оптимальные маршруты движения к месту проведения работ. Определять безопасные места временной дислокации подразделения. Определять состав аварийно-спасательных средств для выполнения поставленной задачи. Управлять разрешенными к управлению транспортными средствами и специальной техникой. Ориентироваться на местности в различных условиях, производить простейшие топографические измерения, выдерживать заданное направление движения по карте, без карты, с помощью приборов навигации. | Назначение, тактико-технические характеристики и порядок применения аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Способы передвижения на различных рельефах местности, в том числе с применением альпинистского снаряжения. Основы ведения аварийно-спасательных работ с использованием воздушных судов и беспилотных воздушных систем. Требования охраны труда по видам выполняемых аварийно-спасательных работ Порядок доставки и требования безопасности при доставке подразделений спасателей авиационным и водным транспортом. Технологии разборки завалов. Назначение и характеристики технических средств, применяемых для поиска людей. Технологии проведения поиска людей в различных условиях. Способы и приемы стабилизации неустойчивых объектов, укрепления или обрушения конструкций. Содержание плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на обслуживаемых опасных производственных объектах. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об их поражающих факторах и способах защиты от них. Требования к заполнению и порядок заполнения оперативной документации. Порядок использования средств защиты для пострадавших. Содержание и объем первой помощи, перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы и приемы психологической поддержки. Методы и способы транспортировки пострадавшего с учетом характера травмы и состояния. Характеристики и особенности объектов и территорий и (или) акваторий в зоне ответственности АСФ. Порядок действий при получении сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации. Технические характеристики, правила эксплуатации разрешенных к управлению транспортных средств и специальной техники, правила управления ими. Виды и способы связи. Тактико-технические характеристики средств связи и порядок их применения. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность АСФ. | |
Применять приемы выживания в различных условиях. Пользоваться средствами связи и оповещения. Применять аварийно-спасательные средства, находящиеся на оснащении АСФ, по видам аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель. Применять средства индивидуальной защиты, находящиеся на оснащении АСФ. Использовать безопасные методы и приемы при выполнении работ на высоте. Использовать безопасные методы и приемы при выполнении работ в замкнутом и ограниченном пространстве. Прокладывать маршруты проведения разведки с учетом оперативной обстановки. | Порядок руководства приданными силами. Порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Требования охраны труда при работе на высоте. Основы выживания в различных условиях. Требования охраны труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах. Технологии и особенности проведения аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель. Правила выбора и подготовки площадок для размещения аварийно-спасательных средств. Назначение, технические характеристики и возможности оборудования для обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений. Основы топографии и приемы ориентирования на местности. Психологические основы профессиональной деятельности спасателей. | |||
ПК-4 Выполнение неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествиях в составе подразделения спасателей АСФ | Действия по обеспечению аварийно-спасательных работ. Выполнение работ по жизнеобеспечению пострадавшего населения. Выполнение мероприятий по специальной обработке территорий, объектов и населения. Выполнение работ по эвакуации населения, культурных и материальных ценностей. Выполнение аварийно-восстановительных работ. | Определять места развертывания базового лагеря подразделения. Подготавливать площадки для размещения аварийно-спасательных средств. Производить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий. Готовить растворы для специальной обработки аварийно-спасательных средств, санитарной обработки населения и обеззараживания территорий. | Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ. Правила подготовки площадки для размещения аварийно-спасательных средств. Правила определения опасных зон при проведении аварийно-спасательных работ. Порядок организации и развертывания базового лагеря. Виды первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Порядок и технологии проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий. |
N темы | Наименование тем профессионального модуля | Кол-во часов, всего | Вид занятия и количество часов | Форма контроля | ||
Л | ЗСТ | СР | ||||
1 | Оказание первой помощи | 26 | 6 | 20 | - | - |
2 | Противопожарная подготовка | 20 | 8 | 12 | - | - |
3 | Психологическая подготовка | 10 | 2 | 8 | - | - |
4 | Специальная (техническая) подготовка | 12 | 4 | 8 | - | - |
5 | Радиационная, химическая и биологическая защита | 8 | 4 | 4 | - | - |
6 | Подготовка по связи | 6 | 2 | 4 | - | - |
7 | Топография | 2 | - | 2 | - | - |
8 | Тактико-специальная подготовка | 20 | 6 | 14 | - | - |
19 | Экология | 2 | 2 | - | - | - |
Итоговая аттестация | 2 | КЭ | ||||
ИТОГО | 108 | 36 | 70 | - | - |
Лекция | Л |
Занятия семинарского типа (групповые, лабораторные и практические занятия, семинары и т.п.) | ЗСТ |
Самостоятельная работа | СР |
Квалификационный экзамен | КЭ |
N п/п | Элемент основной профессиональной программы обучения | 1 год |
1 | Профессиональный модуль | + |
2 | Итоговая аттестация | + |
N п/п | Виды учебных занятий | Кол-во часов | Тема и учебные вопросы занятия | Формируемая компетенция | Материальное обеспечение занятия | Задания на самостоятельную работу | ||
Литература | Время (в часах) | |||||||
26 | Тема N 1 Оказание первой помощи | ПК-3 | ||||||
1. | Л | 1 | Занятие 1.1 Организация оказания первой помощи в Российской Федерации | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи | |||||||
2 | Современные аптечки, укладки, комплекты и наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи. Основные компоненты, их назначение | |||||||
2. | Л | 1 | Занятие 1.2 Порядок оказания первой помощи | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь | |||||||
2 | Перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их выполнения | |||||||
3. | Л | 1 | Занятие 1.3 Обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний при оказании первой помощи | |||||||
2 | Способы извлечения пострадавших из труднодоступных мест и их перемещения в безопасное место | |||||||
4. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.4 Оказание первой помощи при наружных кровотечениях | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Кровотечение, признаки кровопотери. Обзорный осмотр пострадавшего | |||||||
2 | Способы временной остановки наружного кровотечения | |||||||
5. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.5 Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Признаки жизни и правила их определения | |||||||
2 | Последовательность и техника проведения сердечно-легочной реанимации | |||||||
3 | Поддержание проходимости дыхательных путей | |||||||
6. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.6 Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Признаки нарушения проходимости дыхательных путей | |||||||
2 | Необходимые действия по оказанию первой помощи при полным нарушении проходимости дыхательных путей | |||||||
3 | Первая помощь при иных угрожающих жизни и здоровью нарушениях дыхания | |||||||
7. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.7 Подробный осмотр. Оказание первой помощи при травмах головы, шеи | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Цель, последовательность и техника подробного осмотра и опроса пострадавшего | |||||||
2 | Оказание первой помощи при травмах головы | |||||||
3 | Оказание первой помощи при травмах шеи | |||||||
8. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.8 Оказание первой помощи при травмах грудной клетки, живота и таза | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Травмы грудной клетки. Особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки | |||||||
2 | Травмы живота и таза. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране | |||||||
9. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.9 Оказание первой помощи при травмах конечностей, травме позвоночника | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Травмы конечностей. Основы иммобилизации | |||||||
2 | Оказание первой помощи при травме позвоночника | |||||||
10. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.10 Оказание первой помощи при поражениях, вызванных воздействием высоких температур | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Оказание первой помощи при ожогах | |||||||
2 | Оказание первой помощи при перегревании | |||||||
11. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.11 Оказание первой помощи при поражениях, вызванных воздействием низких температур | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Оказание первой помощи при отморожениях | |||||||
2 | Оказание первой помощи при переохлаждении | |||||||
12. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.12 Оказание первой помощи при поражениях, вызванных химическими, электрическим факторами, воздействием излучения | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Оказание первой помощи при поражениях, вызванных химическими факторами, при химических ожогах | |||||||
2 | Оказание первой помощи при поражениях, вызванных воздействием электрического тока, воздействием излучения | |||||||
13. | ЗСТ | 2 | Занятие 1.13 Оказание первой помощи при отравлениях, укусах и ужаливаниях ядовитых животных | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Пути проникания отравляющих веществ в организм. Основные проявления отравлений | |||||||
2 | Общие принципы оказания первой помощи при отравлении | |||||||
3 | Оказание первой помощи при укусах и ужаливаниях ядовитых животных | |||||||
14. | Л | 1 | Занятие 1.14 Оказание первой помощи при судорожном приступе с потерей сознания | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Общие принципы оказания первой помощи при судорожном приступе с потерей сознания | |||||||
2 | Помощь пострадавшему в принятии лекарственных препаратов, назначенных ему раннее врачом | |||||||
15. | Л | 1 | Занятие 1.15 Придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего. Контроль состояния пострадавшего | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего с учетом характера повреждений | |||||||
2 | Контроль состояния пострадавшего, оказание психологической поддержки | |||||||
16. | Л | 1 | Занятие 1.16 Транспортировка пострадавших | ПК-3 | 10, 11, 12, 14, 15 | [9] с. 1 - 108 [10] с. 1 - 112 | ||
1 | Средства и способы транспортировки пострадавших | |||||||
2 | Передача пострадавшего выездной бригаде скорой медицинской помощи, медицинской организации, специальным службам | |||||||
20 | Тема N 2 Противопожарная подготовка | ПК-2, ПК-3 | ||||||
17. | Л | 2 | Занятие 2.1 Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Пожарная тактика | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Классификация пожаров, их опасные факторы и последствия воздействия на человека | |||||||
2 | Разведка пожара. Действия спасателя при спасании людей | |||||||
18. | Л | 2 | Занятие 2.2 Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Способы тушения пожара | |||||||
2 | Алгоритм действий при тушении пожара и защите объектов | |||||||
19. | Л | 2 | Занятие 2.3 Общие сведения о пожарных автомобилях основного и специального назначения | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Пожарные автомобили основного назначения и их задачи | |||||||
2 | Пожарные автомобили специального назначения и их задачи | |||||||
20. | ЗСТ | 2 | Занятие 2.4 Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Размещение и назначение пожарного и аварийно-спасательного оборудования пожарных автомобилей | |||||||
2 | Подготовка к работе и применение оборудования | |||||||
21. | Л | 2 | Занятие 2.5 Первичные средства пожаротушения | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Маркировка и назначение огнетушителей | |||||||
2 | Применение первичных средств пожаротушения | |||||||
22. | ЗСТ | 2 | Занятие 2.6 Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Особенности и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания | |||||||
2 | Подготовка к работе и применение средств индивидуальной защиты органов дыхания | |||||||
23. | ЗСТ | 4 | Занятие 2.7 Упражнения с пожарно-техническим вооружением | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Отработка навыков применения пожарно-технического вооружения | |||||||
2 | Обслуживание и хранение пожарно-технического вооружения | |||||||
24. | ЗСТ | 4 | Занятие 2.8 Спасание людей на пожарах и самоспасание | ПК-2, ПК-3 | 5, 6, 8, 11, 13, 14, 15 | [11] с. 1 - 322 | ||
1 | Способы и технологии спасания людей на пожарах. Основы самоспасания | |||||||
2 | Отработка навыков спасания людей | |||||||
10 | Тема N 3 Психологическая подготовка | ПК-2, ПК-3 | ||||||
25. | Л | 1 | Занятие 3.1 Вводная часть. Стресс как естественная реакция организма | ПК-2, ПК-3 | 12, 14, 15 | [7] с. 1 - 115 [8] с. 1 - 319 | ||
1 | Цели, задачи психологической подготовки специалистов экстремального профиля | |||||||
2 | Понятие стресса. Причины стресса, стадии стресса | |||||||
3 | Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы | |||||||
26. | Л | 1 | Занятие 3.2 Хронический стресс | ПК-2, ПК-3 | 12, 14, 15 | [7] с. 1 - 115 [8] с. 1 - 319 | ||
1 | Развитие хронического стресса | |||||||
2 | Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание | |||||||
27. | ЗСТ | 2 | Занятие 3.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу | ПК-2, ПК-3 | 12, 14, 15 | [7] с. 1 - 115 [8] с. 1 - 319 | ||
1 | Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста | |||||||
2 | Методы саморегуляции | |||||||
28. | ЗСТ | 2 | Занятие 3.4 Коллектив как ресурс | ПК-2, ПК-3 | 12, 14, 15 | [7] с. 1 - 115 [8] с. 1 - 319 | ||
1 | Психологические знания, необходимые для поддержания комфортной атмосферы в коллективе. Корпоративная культура | |||||||
2 | Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях | |||||||
29. | ЗСТ | 2 | Занятие 3.5 Травматический стресс | ПК-2, ПК-3 | 12, 14, 15 | [7] с. 1 - 115 [8] с. 1 - 319 | ||
1 | Понятие травматического стресса | |||||||
2 | Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях | |||||||
30. | ЗСТ | 2 | Занятие 3.6 Массовые реакции | ПК-2, ПК-3 | 12, 14, 15 | [7] с. 1 - 115 [8] с. 1 - 319 | ||
1 | Причины возникновения негативных массовых реакций. | |||||||
2 | Способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС | |||||||
12 | Тема N 4 Специальная (техническая) подготовка | ПК-2, ПК-3 | ||||||
31. | Л | 1 | Занятие 4.1 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека | ПК-2, ПК-3 | 1, 2, 3, 4, 14, 15 | [2] с. 1 - 156 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Классификация чрезвычайных ситуаций | |||||||
2 | Особенности воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека | |||||||
32. | Л | 1 | Занятие 4.2 Технические средства, оборудование, инструменты, приборы, механизмы, приспособления, применяемые при ведении ПСР | ПК-2, ПК-3 | 1, 2, 3, 4, 14, 15 | [2] с. 1 - 156 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Аварийно-спасательный инструмент и оборудование | |||||||
2 | Применение аварийно-спасательного инструмента и оборудования при выполнении аварийно-спасательных работ | |||||||
33. | Л | 1 | Занятие 4.3 Техническое обслуживание аварийно-спасательных средств | ПК-2, ПК-3 | 1, 2, 3, 4, 14, 15 | [2] с. 1 - 156 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Виды и порядок технического обслуживания аварийно-спасательных средств | |||||||
2 | Особенности ремонта и хранения аварийно-спасательных средств | |||||||
34. | ЗСТ | 2 | Занятие 4.4 Выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и хранению аварийно-спасательных средств | ПК-2, ПК-3 | 1, 2, 3, 4, 14, 15 | [2] с. 1 - 156 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Выполнение работ по техническому обслуживанию аварийно-спасательных средств | |||||||
2 | Выполнение работ по ремонту и хранению аварийно-спасательных средств | |||||||
35. | Л | 1 | Занятие 4.5 Охрана труда при ведении ПСР | ПК-2, ПК-3 | 1, 2, 3, 4, 14, 15 | [2] с. 1 - 156 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Требования безопасности при работе с аварийно-спасательными средствами | |||||||
2 | Особенности применения аварийно-спасательных средств в различных условиях | |||||||
36. | ЗСТ | 6 | Занятие 4.6 Отработка практических навыков работы на аварийно-спасательных средствах при ведении ПСР | ПК-2, ПК-3 | 1, 2, 3, 4, 14, 15 | [2] с. 1 - 156 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Применение гидравлического и пневматического аварийно-спасательного инструмента | |||||||
2 | Применение аварийно-спасательного инструмента с мото- и электроприводом | |||||||
8 | Тема N 5 Радиационная, химическая и биологическая защита | ПК-2, ПК-3 | ||||||
37. | Л | 2 | Занятие 5.1 Химические, радиационные и биологические чрезвычайные ситуации | ПК-2, ПК-3 | 8, 9, 14, 15 | [6] с. 1 - 325 | ||
1 | Опасные и вредные факторы в химических, радиационных и биологических ЧС | |||||||
2 | Особенности воздействия химических, радиационных и биологических ЧС на организм человека | |||||||
38. | ЗСТ | 4 | Занятие 5.2 Средства индивидуальной защиты | ПК-2, ПК-3 | 8, 9, 14, 15 | [6] с. 1 - 325 | ||
1 | Классификация и особенности средств индивидуальной защиты | |||||||
2 | Применение средств индивидуальной защиты | |||||||
39. | Л | 2 | Занятие 5.3 Действия спасателя на зараженной местности | ПК-2, ПК-3 | 8, 9, 14, 15 | [6] с. 1 - 325 | ||
1 | Организация мероприятий химической, радиационной и биологической защиты | |||||||
2 | Порядок выполнения аварийно-спасательных работ на зараженной местности | |||||||
6 | Тема N 6 Подготовка по связи | ПК-1, ПК-3 | ||||||
40. | Л | 2 | Занятие 6.1 Основы управления и связи в ПСФ | ПК-1, ПК-3 | 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 | ||
1 | Организация управления в ЧС | |||||||
2 | Сигналы и знаки управления | |||||||
41. | ЗСТ | 2 | Занятие 6.2 Устройство и эксплуатация техники связи | ПК-1, ПК-3 | 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 | ||
1 | Виды и средства связи | |||||||
2 | Применение средств связи при ведении работ | |||||||
42. | ЗСТ | 2 | Занятие 6.3 Связь при ведении поисково-спасательных работ | ПК-1, ПК-3 | 13, 14, 15 | |||
1 | Организация связи при ведении поисково-спасательных работ | |||||||
2 | Отработка практических навыков организации связи | |||||||
2 | Тема N 7 Топография | ПК-3, ПК-4 | ||||||
43. | ЗСТ | 2 | Занятие 7.1 Основы топографии | ПК-3, ПК-4 | 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 | ||
1 | Ориентирование на местности | |||||||
2 | Топографические карты, схемы местности и планы | |||||||
20 | Тема N 8 Тактико-специальная подготовка | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | ||||||
44. | Л | 1 | Занятие 8.1 Организация спасательного дела в России | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Спасатели их статус | |||||||
2 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Виды и особенности проведения | |||||||
45. | Л | 1 | Занятие 8.2 Основы организации ПСР в зоне ЧС | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Аварийно-спасательные службы и формирования | |||||||
2 | Организация управления, взаимодействия, обеспечения в зоне ЧС | |||||||
46. | Л | 1 | Занятие 8.3 Охрана труда спасателя при ведении поисково-спасательных работ (ПСР) | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Виды и порядок проведения инструктажей по требованиям безопасности | |||||||
2 | Нормативное правовое обеспечение безопасности при ведении ПСР | |||||||
47. | Л | 1 | Занятие 8.4 Организация повседневной деятельности ПСФ | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Организация дежурства смен | |||||||
2 | Подготовка и обучение спасателей | |||||||
48. | Л | 2 | Занятие 8.5 Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Факторы и приемы выживания | |||||||
2 | Способы и средства выживания в различных условиях | |||||||
49. | ЗСТ | 4 | Занятие 8.6 Отработка навыков выживания в экстремальных условиях | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Выживание в условиях ЧС | |||||||
2 | Выживание в экстремальных природных условиях | |||||||
50. | ЗСТ | 10 | Занятие 8.7 Действия спасателя при ведении ПСР в чрезвычайных ситуациях | ПК-1, ПК-3, ПК-4 | 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | [1] с. 1 - 291 [3] с. 1 - 288 [4] с. 1 - 309 | ||
1 | Действия спасателя при ведении ПСР в чрезвычайных ситуациях природного характера | |||||||
2 | Действия спасателя при ведении ПСР в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | |||||||
2 | Тема N 9 Экология | ПК-3, ПК-4 | ||||||
51. | ЗСТ | 2 | Занятие 9.1 Понятие об экологии и экологических факторах | ПК-3, ПК-4 | 14, 15 | [5] с. 1 - 262 | ||
1 | Источники загрязнения окружающей природной среды | |||||||
2 | Ответственность спасателей за экологические правонарушения |
Содержание воспитания | Мероприятия воспитательной работы | Сроки проведения | Ответственный |
Государственно-патриотическое воспитание; нравственное воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; эстетическое воспитание. | Мероприятия, проводимые в рамках учебных занятий | В соответствии с расписанием учебных занятий | Руководитель учебного занятия |
N п/п | Наименование вооружения, военной и специальной техники |
1 | Комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента "Ермак" |
2 | Комплект пневматического аварийно-спасательного инструмента "Эльбрус" |
3 | Комплект гидродинамического аварийно-спасательного инструмента "Зубр" |
4 | Ручной аварийно-спасательный инструмент "Хулиган" |
N п/п | Наименование оборудования |
5 | Альпинистские веревки, ИСС, каски, карабины, жумары, ролики, спусковые устройства и т.п. |
6 | Штатные и подручные средства для переноски пострадавших |
7 | Спасательный круг, конец Александрова, спасательный жилет |
8 | СИЗОД |
9 | Л-1 |
10 | Манекен-тренажер сердечно-легочной реанимации, взрослый в полный рост |
11 | Манекен-тренажер взрослого пострадавшего для отработки навыков эвакуации пострадавших |
12 | Аптечка, укомплектованная средствами оказания первой помощи |
13 | УКВ-радиостанции |
N п/п | Наименование технических средств обучения |
14 | Мультимедийный проектор |
15 | ПЭВМ |
4-балльная шкала | Критерии оценки |
Отлично | 86% - 100% |
Хорошо | 66% - 85% |
Удовлетворительно | 50% - 65% |
Неудовлетворительно | менее 50% |
Шифр компетенции | Оценочный материал | ||||
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 | 1. Поиск пострадавших в завалах может вестись... (один правильный ответ): | ||||
А. | только сплошным визуальным обследованием участка спасательных работ | ||||
Б. | только с использованием специально подготовленных собак | ||||
В. | только по свидетельству очевидцев | ||||
Г. | только с использованием специальных приборов поиска | ||||
Д. | всеми перечисленными способами в зависимости от условий обстановки и наличия сил и средств | ||||
2. Наиболее эффективным способом поиска пострадавших является... (один правильный ответ): | |||||
А. | кинологический | ||||
Б. | опрос очевидцев | ||||
В. | визуальный | ||||
Г. | воздушный | ||||
Д. | комбинированный | ||||
3. Группировка сил и средств должна обеспечивать выполнение спасательных работ в мирное время... (один правильный ответ): | |||||
А. | 10 суток | ||||
Б. | 5 суток | ||||
В. | 3 суток | ||||
Г. | 2 суток | ||||
Д. | 1 сутки | ||||
4. Катушка-удлинитель комплекта ГАСИ "Спрут" предназначена для подключения... (один правильный ответ): | |||||
А. | одного или двух инструментов в зависимости от модификации | ||||
Б. | одного инструмента | ||||
В. | двух инструментов | ||||
Г. | трех инструментов | ||||
Д. | нет правильных ответов | ||||
5. АСДНР считаются завершенными... (один правильный ответ): | |||||
А. | после окончания розыска пострадавших и ликвидации воздействия поражающих факторов ЧС | ||||
Б. | после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и др. видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС | ||||
В. | после окончания времени выживания пострадавших в условиях данной ЧС | ||||
Г. | нет правильных ответов | ||||
6. Инструмент для подъема и перемещения грузов в составе комплектов ГАСИ - это... (один правильный ответ): | |||||
А. | кусачки | ||||
Б. | комбинированные ножницы | ||||
В. | тросорез | ||||
Г. | бокорез | ||||
Д. | гайкорез | ||||
7. Укажите верную классификацию аварийно-спасательного инструмента по виду источника энергии (привода), принципу действия исполнительного инструмента (один правильный ответ): | |||||
А. | химический, электрический, гидравлический, пневматический, пиропатронный | ||||
Б. | моноблочный, механический, физический, электрический, гидравлический | ||||
В. | механический, электрический, гидравлический, пневматический, пиропатронный | ||||
Г | ручной, механизированный, моноблочный, блочный, автономный | ||||
Д. | гидравлический, пневматический, электрический, механизированный, ручной | ||||
8. Какие из перечисленных работ не выполняются спасателями при спасении пострадавших в ДТП (один правильный ответ)? | |||||
А. | отключение аккумулятора | ||||
Б. | извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля | ||||
В. | организация зоны оцепления, обозначение ее светоотражающими конусами или мигающими фонарями, установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте | ||||
Г. | организация безопасного дорожного движения | ||||
Д. | стабилизация поврежденного автомобиля | ||||
9. Какой гидравлический аварийно-спасательный инструмент изображен на рисунке (один правильный ответ)? | |||||
А. | перекусыватель решеток ПРГ-63 | ![]() | |||
Б. | одноканальный перекусыватель педалей автомобиля | ||||
В. | перекусыватель дверных петель ПрДГ-63 | ||||
Г. | гайкорез гидравлический ГРГ 63 - М33 | ||||
Д. | бетонорез БТР-63 | ||||
10. Когда проводится контрольный осмотр инструмента (один правильный ответ)? | |||||
А. | проводится через 50 циклов работы инструментом и через 25 моточасов работы гидростанций или при хранении не реже одного раза в месяц | ||||
Б. | перед началом работы инструментом, в ходе работ и после окончания работы | ||||
В. | перед началом работ | ||||
Г. | проводится через 100 циклов работы инструментом и через 50 моточасов работы гидростанций или при хранении не реже одного раза в год | ||||
Д. | по окончанию работ | ||||
11. Специализированная техника и инструмент, оборудование и снаряжение, средства связи, защиты и оказания первой помощи пострадавшим и иные средства, предназначенные для спасения людей и проведения аварийно-спасательных работ - это (один правильный ответ): | |||||
А. | средства ведения спасательных работ | ||||
Б. | аварийно-спасательные средства | ||||
В. | средства инженерного обеспечения | ||||
Г. | средства жизнеобеспечения | ||||
Д. | средства индивидуальной защиты | ||||
12. Аварийно-спасательный инструмент классифицируется согласно... (один правильный ответ): | |||||
А. | ГОСТ М 110922-2015 | ||||
Б. | Распоряжение МЧС России от 20.05.2022 N 494 | ||||
В. | ГОСТ 22.9.28-2022 | ||||
Г. | Приказ МЧС России от 9.01.2013 N 3 | ||||
13. Разжим РГ-63 относится к группе (один правильный ответ): | |||||
А. | инструмент для проведения специальных работ | ||||
Б. | силовой инструмент для подъема и перемещения грузов | ||||
В. | режущий инструмент | ||||
Г. | А и Б | ||||
Д. | инструмент для проведения других неотложных работ | ||||
14. Способ и технология спасения конкретного пострадавшего в завалах определяется на основе оценки... (один правильный ответ): | |||||
А. | условий, в которых он находится | ||||
Б. | структуры и масштаба завала | ||||
В. | состояния пострадавшего | ||||
Г. | сил и средств | ||||
Д. | вторичных поражающих факторов | ||||
Е. | времени суток, года, состояния погоды | ||||
Ж. | всех выше изложенных факторов | ||||
15. Максимальный диаметр диска дисковых отрезных машин (один правильный ответ): | |||||
А. | 200 мм; | ||||
Б. | 350 мм; | ||||
В. | 450 мм. | ||||
Г. | 250 мм. | ||||
Д. | нет правильных ответов | ||||
16. Максимальное давление рабочей жидкости в кусачках КГ-63 (один правильный ответ): | |||||
А. | 6 | ||||
Б. | 85 | ||||
В. | 63 | ||||
Г. | от 63 до 80 | ||||
Д. | 3 | ||||
17. Целевой инструктаж проводится (два правильных ответа): | |||||
А. | перед началом периода обучения | ||||
Б. | при нарушении требований охраны труда, повлекших за собой случаи травматизма | ||||
В. | при выполнении разовых работ | ||||
Г. | при выполнении учебных упражнений | ||||
Д. | при ликвидации последствий аварий | ||||
18. На какой высоте запрещается работать электроинструментом с подмостей или лесов, не имеющих соответствующих ограждений (один правильный ответ)? | |||||
А. | более 1,5 м | ||||
Б. | более 1,2 м | ||||
В. | более 2 м | ||||
Г. | более 1,85 м | ||||
Д. | более 1,3 м | ||||
19. Работать электроинструментом в металлических резервуарах должны... (один правильный ответ): | |||||
А. | 2 человека | ||||
Б. | работать электроинструментом в металлических резервуарах запрещено | ||||
В. | 1 человек | ||||
Г. | 3 человека | ||||
Д. | нет правильных ответов | ||||
20. К какой классификации относится инструмент, состоящий из рабочего органа и источника энергии в совместном исполнении (один правильный ответ)? | |||||
А. | специальный | ||||
Б. | моноблочный | ||||
В. | блочный | ||||
Г. | комбинированный | ||||
Д. | портативный | ||||
21. Пострадавшие, находящиеся под обломками строительных конструкций могут быть деблокированы (один правильный ответ): | |||||
А. | последовательной разборкой завала сверху | ||||
Б. | последовательной горизонтальной разборкой завала | ||||
В. | проделыванием лаза в завалах | ||||
Г. | пробивкой проемов в стенах и перекрытиях | ||||
Д. | устройством галереи в грунте под завалом | ||||
Е. | всеми выше изложенными способами | ||||
Ж. | варианты А и Б | ||||
З. | варианты А, Б, Д | ||||
22. Что из перечисленного не относится к вторичным поражающим факторам, влияющим на сложность и продолжительность аварийно-спасательных работ (один правильный ответ)? | |||||
А. | непосредственное горение, тление, задымленность | ||||
Б. | разрушение коммунально-энергетических сетей | ||||
В. | влияние временных и климатических факторов | ||||
Г. | все относятся | ||||
Д. | нет правильного варианта ответа | ||||
23. Что означает число "2" в маркировке насосной станции СНГ-63/2-1 (один правильный ответ)? | |||||
А. | рабочее давление | ||||
Б. | количество одновременно подключаемых инструментов | ||||
В. | максимальное давление | ||||
Г. | объем масляного бака | ||||
Д. | производительность | ||||
24. По грузоподъемности все аварийно-спасательные машины, используемые в МЧС России, подразделяют на... (один правильный ответ): | |||||
А. | сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые, сверхтяжелые | ||||
Б. | легкие, средние, тяжелые | ||||
В. | сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые | ||||
Г. | легкие, средние, тяжелые, сверхтяжелые (на гусеничном ходу) | ||||
Д. | нет правильного варианта ответа | ||||
25. Колесная формула шасси АСМ на базе КамАЗ-43101... (один правильный ответ): | |||||
А. | 8 x 8 | ||||
Б. | 6 x 6 | ||||
В. | 4 x 4 | ||||
Г. | в зависимости от модификации 8 x 8, 6 x 6 | ||||
Д. | нет правильного варианта ответа | ||||
26. Максимальная грузоподъемность домкрата пневматического ДПВ 1,0 (один правильный ответ): | |||||
А. | 8 т | ||||
Б. | 63 т | ||||
В. | 10 т | ||||
Г. | 80 т | ||||
Д. | 8000 кг | ||||
27. Глубина резки бензореза, определяется по формуле... (где D - диаметр диска, мм) (один правильный ответ): | |||||
А. | H = (D + 100) / 2 | ||||
Б. | H = (D - 100) / 4 | ||||
В. | H = (D - 100) | ||||
Г. | H = D - 50 | ||||
Д. | H = (D - 100) / 2 | ||||
28. Технология аварийно-спасательных работ при ДТП подразделяется на... (один правильный ответ): | |||||
А. | медленное и быстрое извлечение | ||||
Б. | быстрое и последовательное извлечение | ||||
В. | контролируемое и немедленное извлечение | ||||
Г. | последовательное и немедленное извлечение | ||||
Д. | нет правильных вариантов ответа | ||||
29. При работе в помещениях с высокой влажностью, а также вне помещений следует применять переносные электроприборы с напряжением... (один правильный ответ): | |||||
А. | 220 В | ||||
Б. | 12 В | ||||
В. | 380 В | ||||
Г. | 24 В | ||||
Д. | 36 В | ||||
30. АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций проводятся в целях... (один правильный ответ): | |||||
А. | розыска пораженных (пострадавших), оказания им медицинской помощи и эвакуации в медицинские учреждения | ||||
Б. | розыска пораженных (пострадавших), оказания им медицинской помощи и эвакуации в медицинские учреждения, обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения и восстановления необходимых предприятий в зоне чрезвычайной ситуации | ||||
В. | розыска пораженных (пострадавших), оказания им медицинской помощи и эвакуации в медицинские учреждения, а также для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения | ||||
Г. | нет правильных ответов | ||||
31. При проведении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей... (один правильный ответ): | |||||
А. | не изменяется | ||||
Б. | может быть изменен и установлен руководителем ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций | ||||
В. | составляет 8 часов | ||||
Г. | нет правильных ответов | ||||
32. Максимальное давление рабочей жидкости в гидравлическом инструменте "Спрут"... (один правильный ответ): | |||||
А. | 32 МПа | ||||
Б. | 72 МПа | ||||
В. | 80 МПа | ||||
Г. | нет правильных ответов | ||||
33. Руководство безопасностью спасательных работ осуществляет... (один правильный ответ): | |||||
А. | министр МЧС | ||||
Б. | Правительство Российской Федерации | ||||
В. | Государственная Дума | ||||
Г. | руководитель ликвидации ЧС | ||||
34. Права и обязанности спасателя определены... (один правильный ответ): | |||||
А. | в ФЗ РФ N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" | ||||
Б. | в ФЗ РФ N 68 "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" | ||||
В. | в Трудовом кодексе РФ | ||||
Г. | в Декларации Совета безопасности ООН | ||||
35. В каком документе дано определение другим неотложным работам? (один правильный ответ): | |||||
А. | в ФЗ РФ N 68 "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" | ||||
Б. | в ФЗ РФ N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" | ||||
В. | в ФЗ РФ N 28 "О гражданской обороне" | ||||
Г. | в ФЗ РФ N 69 "О пожарной безопасности". | ||||
36. В каком документе определены конкретные требования, предъявляемые к спасателям для присвоения (подтверждения) классов квалификации? (один правильный ответ): | |||||
А. | Приказ МЧС России от 12.03.2018 N 99 | ||||
Б. | Приказ МЧС России от 24.05.2022 N 517 | ||||
В. | Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 | ||||
Г. | Приказ МЧС России от 20.02.2013 N 102 | ||||
37. В каком документе дано определение ликвидации ЧС? (один правильный ответ): | |||||
А. | в ФЗ РФ N 68 "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного..." | ||||
Б. | в ФЗ РФ N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" | ||||
В. | в ФЗ РФ N 28 "О гражданской обороне" | ||||
Г. | в ФЗ РФ N 69 "О пожарной безопасности". | ||||
38. Кто может привлекаться к спасению пострадавших в ДТП? (один правильный ответ): | |||||
А. | участники ДТП и отдельные граждане, оказавшиеся в зоне ДТП | ||||
Б. | участники ДТП | ||||
В. | отдельные граждане, оказавшиеся в зоне ДТП | ||||
Г. | участники ДТП и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне ДТП | ||||
39. Резерв сил и средств в составе группировки сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации ЧС предназначен для... (один правильный ответ): | |||||
А. | для немедленного ввода в зону ЧС при осложнении обстановки | ||||
Б. | решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации ЧС | ||||
В. | смены формирований в ходе проведения АСДНР | ||||
Г. | нет правильных ответов | ||||
40. Расследованием производственного несчастного случая при числе погибших 15 человек и более занимается... (один правильный ответ): | |||||
А. | командир поисково-спасательного отряда | ||||
Б. | государственный инспектор труда | ||||
В. | ответственный работник министерства | ||||
Г. | правительственная комиссия | ||||
41. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи определен... (один правильный ответ): | |||||
А. | Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 | ||||
Б. | ФЗ РФ N 68 "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" | ||||
В. | Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н | ||||
Г. | Протоколом МАК от 04.09.2014 N 2 | ||||
42. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, включает... (три правильных ответа): | |||||
А. | травмы различных областей тела | ||||
Б. | отравления | ||||
В. | судороги | ||||
Г. | неадекватное поведение | ||||
Д. | отсутствие сознания | ||||
Е. | укусы насекомых | ||||
43. Классификация завалов по составу включает... (один правильный ответ): | |||||
А. | 2 типа | ||||
Б. | 3 типа | ||||
В. | 4 типа | ||||
Г. | 5 типов | ||||
44. Координация действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций (в Российской Федерации) возложена на... (один правильный ответ): | |||||
А. | Министра МЧС России | ||||
Б. | территориальный орган управления МЧС России | ||||
В. | комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности | ||||
Г. | Центр управления в кризисных ситуациях | ||||
45. Классная квалификация спасателя присваивается... (один правильный ответ): | |||||
А. | Министром МЧС России | ||||
Б. | территориальным органом управления МЧС России | ||||
В. | аттестационной комиссией | ||||
Г. | руководителем подразделения | ||||
46. В каком документе определены принципы деятельности спасателей? (один правильный ответ): | |||||
А. | ФЗ РФ N 68 "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" | ||||
Б. | в ФЗ РФ N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" | ||||
В. | Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" | ||||
Г. | Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей" | ||||
47. Верно ли следующее суждение: "Производственная среда при ведении АСДНР - это совокупность факторов чрезвычайной ситуации, оказывающих существенное влияние на личный состав в ходе ведения АСДНР"? (один правильный ответ): | |||||
А. | верно | ||||
Б. | неверно | ||||
48. Может ли МЧС России реагировать на чрезвычайные ситуации за рубежом? (один правильный ответ): | |||||
А. | не может | ||||
Б. | может по решению Министра МЧС России | ||||
В. | может по решению Правительства Российской Федерации | ||||
Г. | может |
ЗАДАНИЕ N 1 | ||
ПК-1 Дежурство в составе подразделения спасателей АСФ | Отработка одного из умений: Пользоваться средствами связи и оповещения, поддерживать их в готовности к применению. Выполнять нормативы по видам профессиональной подготовки. Проверять работоспособность и техническое состояние аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Производить ежедневное техническое обслуживание аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Пользоваться средствами проверки (контрольно-измерительными приборами и приспособлениями) аварийно-спасательных средств, находящихся на оснащении АСФ. Применять аварийно-спасательные средства, находящиеся на оснащении АСФ, по видам аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель. Заполнять документацию с оперативной информацией. | |
Условия выполнения задания | ||
1. | Место выполнения задания: учебная площадка | |
2. | Максимальное время выполнения задания 20 мин. | |
3. | Вы можете воспользоваться: комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента "Ермак", комплект пневматического аварийно-спасательного инструмента "Эльбрус", комплект гидродинамического аварийно-спасательного инструмента "Зубр", ручной аварийно-спасательный инструмент "Хулиган", УКВ-радиостанции |
ЗАДАНИЕ N 2 | ||
ПК-2 Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе подразделения спасателей АСФ | Отработка одного из умений: Обеспечивать личную безопасность, профилактику и минимизацию опасностей и рисков при патрулировании. Учитывать технические особенности маршрута при подготовке к патрулированию. Использовать аварийно-спасательные средства подразделения при проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. | |
Условия выполнения задания | ||
1. | Место выполнения задания: учебная площадка | |
2. | Максимальное время выполнения задания 20 мин. | |
3. | Вы можете воспользоваться: УКВ-радиостанции, аптечка, укомплектованная средствами оказания первой помощи |
ЗАДАНИЕ N 3 | ||
ПК-3 Проведение аварийно-спасательных работ в составе подразделения спасателей АСФ | Отработка одного из умений: Определять места возможного нахождения пострадавших, в том числе с применением технических средств. Осуществлять стабилизацию неустойчивых объектов, укрепление или обрушение конструкций. Определять, в том числе с применением технических средств, факторы, угрожающие жизни и здоровью, а также концентрацию вредных и опасных веществ. Применять приемы психологической поддержки. Оказывать первую помощь в соответствии с перечнем мероприятий по оказанию первой помощи. Транспортировать пострадавшего с учетом характера травмы и состояния. Выполнять требования инструкций по действиям спасателей при получении команды на выезд. Применять средства пожаротушения, находящиеся на оснащении АСФ. Оформлять документацию по итогам выполненных аварийно-спасательных работ. Определять поражающие факторы, пути и масштабы развития чрезвычайных ситуаций с применением технических средств и без них. Выбирать оптимальные маршруты движения к месту проведения работ. Определять безопасные места временной дислокации подразделения. Определять состав аварийно-спасательных средств для выполнения поставленной задачи. Управлять разрешенными к управлению транспортными средствами и специальной техникой. Ориентироваться на местности в различных условиях, производить простейшие топографические измерения, выдерживать заданное направление движения по карте, без карты, с помощью приборов навигации. Применять приемы выживания в различных условиях. Пользоваться средствами связи и оповещения. Применять аварийно-спасательные средства, находящиеся на оснащении АСФ, по видам аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель. Применять средства индивидуальной защиты, находящиеся на оснащении АСФ. Использовать безопасные методы и приемы при выполнении работ на высоте. Использовать безопасные методы и приемы при выполнении работ в замкнутом и ограниченном пространстве. Прокладывать маршруты проведения разведки с учетом оперативной обстановки. | |
Условия выполнения задания | ||
1. | Место выполнения задания: учебная площадка | |
2. | Максимальное время выполнения задания 20 мин. | |
3. | Вы можете воспользоваться: комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента "Ермак", комплект пневматического аварийно-спасательного инструмента "Эльбрус", комплект гидродинамического аварийно-спасательного инструмента "Зубр", ручной аварийно-спасательный инструмент "Хулиган", УКВ-радиостанции, аптечка, укомплектованная средствами оказания первой помощи, альпинистские веревки, ИСС, каски, карабины, жумары, ролики, спусковые устройства и т.п., штатные и подручные средства для переноски пострадавших, спасательный круг, конец Александрова, спасательный жилет, СИЗОД, Л-1, манекен-тренажер сердечно-легочной реанимации, взрослый в полный рост, манекен-тренажер взрослого пострадавшего для отработки навыков эвакуации пострадавших |
ЗАДАНИЕ N 4 | ||
ПК-4 Выполнение неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествиях в составе подразделения спасателей АСФ | Отработка одного из умений: Определять места развертывания базового лагеря подразделения. Подготавливать площадки для размещения аварийно-спасательных средств. Производить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий. Готовить растворы для специальной обработки аварийно-спасательных средств, санитарной обработки населения и обеззараживания территорий. | |
Условия выполнения задания | ||
1. | Место выполнения задания: учебная площадка | |
2. | Максимальное время выполнения задания 20 мин. | |
3. | Вы можете воспользоваться: СИЗОД, Л-1. |
4-х балльная шкала | Показатели | Критерии |
Отлично | 1. Полнота выполнения практического задания. 2. Своевременность выполнения задания. 3. Последовательность и рациональность выполнения задания. 4. Самостоятельность выполнения. 5. Правильность выполнения практического задания. | Задание решено самостоятельно. Алгоритм выполнения задания составлен правильно. Задание выполнено рациональным способом и своевременно |
Хорошо | Задание выполнено с незначительными подсказками преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания. Задание выполнено своевременно | |
Удовлетворительно | Задание выполнено с помощью преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок. Задание выполнено своевременно | |
Неудовлетворительно | Задание не выполнено |