ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

МР 2.1.4.0032-11. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Интегральная оценка (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 31.07.2011)

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
31 июля 2011 г.
Дата введения: с момента утверждения.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗВРЕДНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.1.4.0032-11
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко, И.В. Брагина, А.С. Гуськов), ГОУ ВПО "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова" Минздравсоцразвития России (А.В. Киселев), Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу (А.В. Мельцер, Н.В. Ерастова).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31 июля 2011 г.
3. Введены в действие с 31 июля 2011 г.
4. Введены впервые.
Введение
В последнее время высокую актуальность приобретают вопросы приоритетности реконструкции и модернизации тех или иных водопроводных систем, получения максимального результата при минимальных или оптимальных затратах. Для реализации данной стратегии требуется переход от существующей системы оценки качества питьевой воды по принципу "соответствует - не соответствует" к возможности установления количественных и/или качественных характеристик вредных эффектов для здоровья населения, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
С этой целью целесообразно выполнение интегральной оценки качества питьевой воды по показателям химической безвредности, основанной на методологии оценки риска для здоровья населения. Общие принципы расчетов, экспозиционные и референтные дозы представлены в Руководстве Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" (далее - Руководство Р 2.1.10.1920-04). Вместе с тем, для обеспечения единого, научно обоснованного подхода к интегральной оценке риска для здоровья населения от воздействия химических веществ, содержащихся в питьевой воде, необходима разработка унифицированного порядка и алгоритма ее проведения.
I. Общие положения и область применения
1.1. В настоящих методических рекомендациях приведен порядок выполнения интегральной оценки питьевой воды централизованных систем водоснабжения по показателям химической безвредности на основе моделей оценки риска для здоровья населения.
1.2. Методические рекомендации предназначены для оценки питьевой воды из поверхностных источников водоснабжения, но могут использоваться и для оценки питьевой воды из подземных источников водоснабжения.
1.3. Интегральная оценка питьевой воды по показателям химической безвредности основана на основных принципах методологии оценки риска для здоровья населения в соответствии с Руководством Р 2.1.10.1920-04 с учетом особенностей воздействия химических веществ, обладающих ольфакторно-рефлекторным, санитарно-токсикологическим и канцерогенным эффектом воздействия.
1.4. Настоящие методические рекомендации позволяют:
а) проводить ранжирование водопроводных сооружений по показателям химической безвредности приготавливаемой воды;
б) оценивать эффективности этапов водоподготовки;
в) осуществлять оценки "затраты - эффективность", "ущерб - выгода" для экономического анализа различных вариантов и способов управления риском, оценки эффективности различных вариантов природоохранных и профилактических мероприятий.
1.5. Методические рекомендации предусматривают использование для интегральной оценки питьевой воды по показателям химической безвредности результатов производственного контроля организаций, эксплуатирующих водопроводные сооружения и сети, а также результатов социально-гигиенического мониторинга.
1.6. В настоящих методических рекомендациях не рассматриваются вопросы оценки физиологической полноценности и микробиологической безопасности питьевой воды.
1.7. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы научно-исследовательскими организациями гигиенического профиля, органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, в т.ч для разработки или корректировки программ производственного контроля качества питьевой воды и при организации социально-гигиенического мониторинга.
II. Нормативные ссылки
2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями).
2.2. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями).
2.3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями).
2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (с изменениями).
2.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
2.6. СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (с изменениями).
2.7. ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (с изменениями).
2.8. МУ 2.1.4.682-97 "Методические указания по внедрению и применению санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
2.9. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".
2.10. МР N 2510/5716-97-32 "Комплексная гигиеническая оценка степени напряженности медико-экологической ситуации различных территорий, обусловленной загрязнением токсикантами среды обитания населения", утвержденные Главным государственным санитарным врачом России 30.07.1997.
2.11. МР 2.1.4.2370-08 "Оценка санитарно-эпидемиологической надежности систем централизованного питьевого водоснабжения".
III. Сокращения и условные обозначения
Risk - вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания;
Lifetime Average Daily Dose - средняя ежедневная пожизненная доза вещества (LADD);
Oral Slope Factor - фактор наклона, фактор потенциала риска - мера дополнительного индивидуального риска или степень увеличения вероятности развития неблагоприятного эффекта;
RfC - референтная концентрация;
RfD - реферетная доза;
Prob - величина, связанная со значением вероятностного риска по нормально-вероятностному распределению (логнормальная система координат, пробит);
US EPA - американское агентство по защите окружающей среды;
МАИР - международное агентство по изучению рака.
IV. Основные принципы оценки риска для здоровья
населения при воздействии химических веществ, загрязняющих
питьевую воду
Определение уровней риска для здоровья населения, а также оценка ущерба (вреда) здоровью человека от воздействия факторов среды обитания основываются на Руководстве Р 2.1.10.1920-04.
Оценка риска здоровью включает выполнение четырех основных этапов: идентификация опасности, оценка экспозиции, оценка зависимости "доза - эффект", характеристика риска.
На этапе идентификации опасности определяются химические вещества, присутствующие в питьевой воде исследуемого района (региона), которые могут вызвать неблагоприятные для здоровья эффекты. На этом этапе целесообразно проведение выборочных скрининговых исследований питьевой воды с целью выявления тех "опасностей", которые могут быть не учтены при составлении программ контроля. Следует отметить, что на данном этапе оценки риска анализ ведется на качественном уровне. Получаемые ранговые величины индексов опасности должны служить для взаимного сравнения и выявления приоритетных для изучаемой территории или объекта веществ.
В ходе осуществления этого этапа определяются:
- химические вещества абиотической и антропогенной природы, присутствующие в воде источника водоснабжения, которые могут вызвать неблагоприятные для здоровья эффекты;
- виды неблагоприятного воздействия анализируемых химических веществ на организм человека;
- факторы риска на этапах водоподготовки и водоснабжения, способные изменить качество воды;
- адресное расположение точек контроля и кратность исследований.
Для получения объективной характеристики поверхностного водоисточника следует рассмотреть информацию о санитарном состоянии водосборной территории; наличии зон санитарной охраны и соблюдении в них режима; качестве воды по контролируемому перечню веществ и т.д. На качество воды источника водоснабжения могут влиять (СанПиН 2.1.4.1110-02): наличие расположенных рядом возделываемых земель и населенных пунктов, промышленных предприятий; систем удаления твердых и жидких отходов; бытовых, производственных стоков, загрязняющих водоем, количество отводимых сточных вод, сооружения для их очистки и места их расположения; расстояние от места спуска стоков до водозабора; а также других возможных причин загрязнения источника (например - судоходство, зимние свалки на лед и т.п.).
Для оценки источника водоснабжения и выбора приоритетных показателей должна быть использована информация, полученная из материалов обследования возможных источников загрязнения, а также результаты анализов стоков и воды водных объектов (СанПиН 2.1.5.980-00). При этом одним из критериев является специфичность вещества для сточных вод, поступающих в водоисточник.
Необходимо сформировать перечень веществ, поступающих в водные объекты в составе сточных вод и с ливневыми стоками (СанПиН 2.1.5.980-00).
Для анализа целесообразно использовать материалы за период не менее 3 последних лет (СанПиН 2.1.4.1074-01), в том числе:
- государственной статистической отчетности организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;
- органов гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества воды и производственного контроля.
Основой формирования перечня приоритетных химических веществ, содержащихся в питьевой воде, являются их референтные дозы.
При оценке экспозиции химических веществ, содержащихся в питьевой воде, на человека оценивается их воздействие на здоровье. Наиболее важными шагами на данном этапе являются:
- установление вероятных источников загрязнения питьевой воды;
- оценка воздействия на здоровье токсичного агента;
- анализ частоты и продолжительности воздействия;
- определение количественных характеристик экспозиции (концентрации, дозы);
- идентификация групп населения, подвергающегося воздействию, с учетом возраста, пола, образа жизни, профессионального, социального статуса и пр.
Для целей оценки риска информация о максимальных и осредненных концентрациях должна быть представлена по верхней границе статистического доверительного интервала 95%-й вероятностной обеспеченности, так как именно на этот критерий ориентированы потенциалы рисков и референтные дозы и концентрации, используемые для оценки зависимости "доза - эффект".
При расчете риска используются как разовые концентрации химических веществ - для оценки эффектов краткосрочного воздействия, так и среднегодовые - для расчета хронического и канцерогенного риска.
В качестве итога выполнения второго этапа оценки риска следует рассматривать расчет среднесуточной дозы (ADD) или поступления (ADI).
Оценка зависимости "доза - ответ" включает в себя выявление количественных связей между показателями состояния здоровья и уровнями экспозиции.
Для оценки канцерогенного риска применяется беспороговая модель, использующая величины канцерогенного потенциала, которые являются индивидуальной характеристикой каждого вещества или иного агента. Обозначение потенциала канцерогенного риска для перорального воздействия - SFo. Получаемая величина риска показывает вероятность развития онкологических заболеваний при заданных уровнях дозовых нагрузок (индивидуальный риск). Произведение полученной величины на численность экспонируемого населения показывает число дополнительных онкологических заболеваний в популяции от воздействия оцениваемого агента (популяционный риск).
В настоящих методических рекомендациях используются априорные модели расчета риска для здоровья; апостериорные модели, основанные на эпидемиологических исследованиях, не рассматриваются.
Для оценки неканцерогенного риска в соответствии с неканцерогенным коэффициентом/индексом опасности применяется пороговая модель, использующая величины референтных (безопасных) доз, которые являются индивидуальной характеристикой каждого вещества или иного агента.
Характеристику риска следует начинать с оценки комбинированного и комплексного риска. Далее оцениваются полученные величины риска в сопоставлении с их приемлемым значением. На уровне индивидуального риска эти значения следующие:
- верхний предел приемлемого канцерогенного риска для канцерогенов группы A - 0,00001, для остальных - 0,0001;
- риски по всем пороговым моделям - 1;
- неспецифический запах - 0,05;
- навязчивый запах - 0,001;
- риск хронической интоксикации (беспороговый) - 0,02.
Далее оцениваются неопределенности, основными причинами которых являются:
- неопределенность, вызванная проблемами статистической выборки;
- неопределенность в моделях воздействия или моделях "доза - эффект", особенно на уровне доз малой интенсивности;
- неопределенность, связанная с формированием исходной выборки баз данных;
- неопределенность, вызванная неполнотой совпадения с реальностью использованных моделей.
V. Основы формирования моделей оценки риска
для здоровья от воздействия основных химических веществ,
содержащихся в питьевой воде
Из эффектов краткосрочного воздействия следует выполнить оценку таких показателей, как:
- отношение (кратность) максимальной концентрации к порогу обонятельного ощущения (порогу запаха);
- вероятность (риск) обнаружения неспецифического запаха;
- вероятность (риск) проявления навязчивого запаха.
Решение задачи совершенствования и унификации критериев оценки качества питьевой воды предусматривает этапность.
Первый этап должен интегрировать показатели, характеризующие эффекты воздействия однородных периодов экспозиции - острый, хронический, возможно, субхронический и иные периоды. Кроме того, необходимо учесть также тяжесть и вид эффекта: условно легкие - органолептические; средней тяжести, вызывающие обратимые заболевания без перехода в хроническую форму; и тяжелые - стойкие хронические заболевания, онкология и другие.
Второй этап должен быть направлен на ранжирование разнородных эффектов, оцененных на первом этапе, и обоснование единого критерия, учитывающего их "весовую" значимость (или ранг). Риск при этом выражается в вероятности развития неблагоприятных эффектов.
Общие принципы расчетов риска для здоровья изложены в Руководстве Р 2.1.10.1920-04. Для интегральной количественной оценки воздействия химических веществ разнонаправленного действия, содержащихся в питьевой воде, в настоящих методических рекомендациях применен унифицированный порядок расчетов на основе беспорогового метода.
Основой для установления безопасных уровней содержания вредных веществ в питьевой воде является концепция пороговости вредного действия, постулирующая, что для каждого вещества, вызывающего те или иные неблагоприятные эффекты в организме, существуют и могут быть найдены дозы (концентрации), при которых изменения функций организма будут минимальными (пороговыми).
Прогнозы вероятности ухудшения здоровья в популяциях, подверженных химическим и другим типам воздействий, как известно, строятся на изучении закономерностей "доза - время - эффект". Анализ многочисленных публикаций свидетельствует, что "средняя" чувствительность человека и лабораторных животных на уровне смертельных доз и концентраций совпадает в 2/3 случаев при отсутствии различий видовой чувствительности, при этом на низких уровнях воздействия совпадения почти абсолютны.
В настоящее время под термином "пороговая" доза (концентрация) чаще всего понимают вероятностный порог, т.е. величина пороговой дозы зависит от уровня вероятности, который необходим для установления порогового эффекта. Чем меньше доза, тем меньше вероятность того, что она вызовет данный эффект. Так, доза, вызывающая эффект с вероятностью 0,95, будет меньше, чем доза, вызывающая тот же эффект с вероятностью 0,99.
При этом порог вредного действия вещества на организм характеризуется следующими признаками, рассматриваемыми в комплексе:
- изменения статистически значимо (P < 0,05) отличаются от параллельного контроля и выходят за пределы физиологических колебаний;
- статистически значимых (P > 0,05) изменений по сравнению с параллельным контролем нет, но наблюдаются скрытые нарушения равновесия с внешней средой (сужение возможности адаптации), выявляемые, в частности, при помощи адекватных по силе и направленности действия нагрузочных тестов;
- изменения статистически значимо (P < 0,05) отличаются от контроля, находятся в пределах физиологической нормы, но стойко сохраняются.
При обосновании вероятностных прогнозов следует учесть, что зависимости "доза - время - эффект" не всегда прямолинейны. Поскольку реактивность организма при хроническом воздействии может меняться циклически (первичная декомпенсация - компенсация - вторичная декомпенсация - компенсация и т.д.), то клинико-гигиенические прогнозы требуют достаточно четкого обоснования как по временным, так и уровневым интервалам.
VI. Метод оценки риска в отношении
показателей, характеризующихся ольфакторно-рефлекторным
эффектом воздействия
Влияние химических веществ на органолептические свойства воды может проявиться в изменении ее запаха, привкуса и окраски, а также в образовании поверхностной пленки или пены. Принципиальное значение имеет взгляд на перечисленные показатели не как на физические свойства, а именно как на органолептические. Принятым в настоящих методических рекомендациях критерием при разработке моделей в отношении показателей, характеризующихся ольфакторно-рефлекторным эффектом воздействия, является визуально-органолептический принцип оценки. Таким образом, ощущение изменений органолептических свойств воды, которое воспринято человеком, может учитываться при решении вопросов регламентации содержания вещества в воде.
6.1. Модель оценки риска по запаху и привкусу
В соответствии с рекомендациями ВОЗ, основной задачей водоподготовки в условиях централизованного водоснабжения является обеспечение таких органолептических свойств питьевой воды, которые удовлетворяли бы, по крайней мере, около 90% потребителей. Теоретической основой поиска пороговых концентраций влияния на запах и привкус воды является психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму концентрации вещества.
Привкус воды представляет собой ощущение, возникающее в результате взаимодействия между слюной и веществами, растворенными в воде, и воспринимаемое вкусовыми сосочками. При "дегустации" воды активируется как чувство вкуса, так и чувство обоняния, и провести различия между ними крайне проблематично. Вследствие этого, в качестве "привкуса" очень часто классифицируется комбинированный эффект вкуса и запаха. Проблемы привкуса и запаха питьевой воды вызывают наибольшую группу жалоб потребителей.
Интенсивность запаха и привкуса оценивается по известной 5-балльной шкале. Каждый балл этой шкалы может быть охарактеризован не только с позиций степени проявления запаха и привкуса описательного характера, но и предположить вероятность (т.е. риск) его обнаружения потребителем при централизованном водоснабжении. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Шкала интенсивности запаха и привкуса питьевой воды
┌──────────┬──────────────┬──────────────────────────────┬────────────┬────────────┐
│Интенсив- │Характеристика│ Проявление запаха, привкуса  │Какой долей │ Априорная  │
│ность в   │   запаха,    │                              │населения   │вероятность │
│баллах    │   привкуса   │                              │обнаружива- │   (риск)   │
│          │              │                              │ется, %     │обнаружения │
├──────────┼──────────────┼──────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│    0     │Не ощущается  │          Отсутствие          │     0      │     0      │
├──────────┼──────────────┼──────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│    1     │Очень слабый  │  Не ощущается потребителем,  │   2 - 5    │0,02 - 0,05 │
│          │              │      но обнаруживается       │            │            │
│          │              │         специалистом         │            │            │
├──────────┼──────────────┼──────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│    2     │Слабый        │ Обнаруживается потребителем, │  10 - 20   │    0,16    │
│          │              │    если обратить внимание    │            │            │
├──────────┼──────────────┼──────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│    3     │Заметный      │ Легко обнаруживаемый, может  │  Около 50  │    0,5     │
│          │              │быть причиной, что вода может │            │            │
│          │              │ стать непригодной для питья  │            │            │
├──────────┼──────────────┼──────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│    4     │Отчетливый    │  Привлекает внимание, может  │  80 - 90   │    0,84    │
│          │              │  заставить воздержаться от   │            │            │
│          │              │            питья             │            │            │
├──────────┼──────────────┼──────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│    5     │Очень сильный │Настолько сильный, что делает │  Более 95  │    0,98    │
│          │              │  воду непригодной для питья  │            │            │
└──────────┴──────────────┴──────────────────────────────┴────────────┴────────────┘
Переход от одного балла к другому, как правило, осуществляется при изменении концентрации веществ, определяющих запах или привкус, в 1,5 - 2,5 (в среднем 2 раза).
6.2. Модель оценки риска по показателю цветности
Риск по показателю цветности определяется в соответствии с уравнением (1):
Prob = -3,33 + 0,067 x Ц, где (1)
Ц - цветность воды (в градусах цветности);
Prob - связан с вероятностью (риском) в соответствии с законом нормального вероятностного распределения, что может быть описано уравнением (2).