ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

МР 3.1.0079/2-13. 3.1.2. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Организация (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.10.2013)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
21.10.2013
3.1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ
САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
Методические рекомендации
МР 3.1.0079/2-13
1. Область применения
1.1. В настоящих методических рекомендациях определены приоритетные направления обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием, представлена методика количественной оценки уровня потенциальной эпидемической опасности массовых мероприятий по актуальным инфекционным болезням и комплекс мероприятий по предупреждению реализации ведущих "внешних" и "внутренних" угроз.
1.2. Методические рекомендации предназначены для специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и других заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Перечень сокращений
ГИС - геоинформационные системы
МО - медицинская организация
ПЭО - потенциальная эпидемическая опасность
СИЗ - средство индивидуальной защиты
СКП - санитарно-карантинный пункт
СПК - санитарно-противоэпидемическая комиссия
СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада
ЧС - чрезвычайная ситуация
3. Общие положения
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием (далее - мероприятия) является одним из важнейших задач биологической безопасности государства.
Международные мероприятия привлекают участников и гостей из различных уголков мира, в том числе из стран, неблагополучных по опасным инфекционным болезням. Занос инфекционных болезней приезжающими участниками и гостями в место проведения мероприятия может привести к чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, значимой как в принимающей стране, так и в международном масштабе. Проведение мероприятий также сопряжено с "внутренними", обусловленными активизацией местных нозологических форм, и "террористическими" угрозами для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, во время мероприятий существенно увеличивается нагрузка на коммунальные системы жизнеобеспечения населения и медицинские службы, что может также способствовать возникновению эпидемиологических осложнений.
История мероприятий имеет множество примеров осложнения эпидемиологической обстановки по инфекционным болезням с аэрозольным и фекально-оральным механизмами передачи, что определяет необходимость заблаговременной оценки эпидемиологических рисков в отношении конкретных мероприятий с целью планирования мер по их минимизации.
4. Основные принципы обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия в период
подготовки к массовым мероприятиям с международным участием
Приоритетными направлениями в подготовительный период к мероприятиям являются:
- организационные мероприятия, разработка комплексных планов по санитарной охране территории, комплексных планов мероприятий по отдельным актуальным опасным инфекционным болезням, оперативных планов проведения противоэпидемических мероприятий, осуществление постоянного контроля за исполнением комплексных планов со стороны Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, заслушивание вышеуказанных вопросов на заседаниях СПК при правительстве субъекта Российской Федерации, принятие соответствующих постановлений и распоряжений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- нормативно-методическое обеспечение, разработка дополнительных нормативно-методических документов, рекомендаций, памяток и пр.;
- подготовка распорядительных документов, планов, соглашений по вопросам межведомственного взаимодействия, по созданию структуры для координации всех мероприятий, по проведению профилактических мероприятий, в том числе дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- корректировка комплексного плана мероприятий по санитарной охране территории субъекта Российской Федерации, введение в комплексный план дополнительного раздела, касающегося обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период проведения мероприятия;
- определение распорядительными документами органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъекта Российской Федерации специализированных медицинских организаций для госпитализации больных в случае химического, токсикологического, биологического, радиационного поражения при совершении террористического акта;
- формирование организационной структуры системы управления медицинским и санитарно-эпидемиологическим обеспечением мероприятия;
- формирование межведомственного оперативного штаба медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения мероприятия, а также оперативных штабов органов и организаций, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- создание автоматизированных информационных систем, облегчающих и ускоряющих процесс сбора, анализа информации и принятия управленческих решений в ходе обеспечения проведения мероприятия;
- проведение оперативного анализа инфекционной заболеваемости;
- организация и проведение иммунизации, медицинского обследования и обучения декретированных лиц, волонтеров и других категорий лиц (клиентских групп), задействованных в обеспечении мероприятия;
- осуществление эпизоотологического мониторинга имеющихся на территории природно-очаговых инфекционных болезней, выдача по результатам мониторинга рекомендаций по мерам неспецифической профилактики, проведению дератизации и дезинсекции;
- усиление надзорных мероприятий в отношении гостиниц, медицинских организаций, поставщиков продуктов питания, предприятий общественного питания; обеспечение взаимодействия с организационными структурами мероприятия в целях уточнения списка поставщиков продуктов питания, перечня предприятий общепита, согласование меню и порядка питания для организованных контингентов (спортсменов, волонтеров и др.);
- усиление санитарно-гигиенического и микробиологического контроля за объектами окружающей среды - водой водопроводной и поверхностных водоемов, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, атмосферным воздухом, радиационной обстановкой;
- научное обоснование выбора приоритетных загрязнителей объектов окружающей среды (питьевой воды, почвы, атмосферного воздуха), подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю в период проведения мероприятия;
- создание базы данных фирм - поставщиков продуктов питания на период подготовки и проведения мероприятия;
- создание реестра перспективных объектов, предназначенных для обеспечения питания участников и гостей мероприятия с последующей организацией гигиенического обучения коллективов этих организаций;
- проработка вопросов дезинфекции в период проведения мероприятия;
- оформление паспортов объектов общественного питания, пищевой промышленности, задействованных в проведении мероприятия;
- составление поименных списков специалистов, проводящих обследования на закрепленных за ними объектах мероприятия с разработкой инструкции и порядка их надзорных действий;
- проведение мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору за условиями проживания и водоснабжением участников и гостей мероприятия;
- определение лабораторной базы, порядка забора для лабораторных исследований и доставки в лаборатории проб клинического материала и объектов окружающей среды в период проведения мероприятия;
- разработка нормативных документов, регламентирующих объемы и номенклатуру планируемых лабораторных исследований (испытаний) при проведении диагностики инфекционных болезней и лабораторного контроля объектов окружающей среды, пищевых продуктов, с учетом логистики отбора, транспортирования проб (в том числе время доставки) для наиболее рационального использования транспорта и формирования рабочих групп по подготовке и исследованию материала;
- обеспечение лабораторных исследований средствами диагностики (диагностические препараты, питательные среды, расходные материалы) с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации и эпидемиологических прогнозов;
- проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз программ производственного контроля гостиниц, МО, предприятий общественного питания;
- проверка готовности и оснащения СКП в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии с установленными требованиями;
- оценка готовности МО, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, к проведению мероприятий в случае выявления больного опасной инфекционной болезнью и регистрации эпидемических очагов с групповой заболеваемостью;
- проверка и обеспечение готовности специализированных формирований, предназначенных для реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера (санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической, санитарно-химической и радиологической разведки ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, а также СПЭБ противочумных институтов Роспотребнадзора и другие формирования);
- целенаправленная работа по подготовке, усовершенствованию специалистов по вопросам клиники, эпидемиологии и лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней, проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий, санитарной охраны территории;
- проведение семинаров, курсов усовершенствования для специалистов лабораторий МО и органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по вопросам лабораторной диагностики актуальных инфекционных болезней;
- подготовка волонтеров по общим медицинским, гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим вопросам;
- проведение ведомственных и специальных межведомственных учений с участием специалистов здравоохранения, органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, других заинтересованных ведомств на случай выявления больного опасной инфекционной болезнью или применения биологических патогенов с умышленной целью;
- решение вопросов материально-технического оснащения МО и органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Укомплектование МО автотранспортом, средствами для проведения дезинфекции, укладками для забора материала от больных и из объектов окружающей среды, СИЗ персонала. Оснащение лабораторной базы органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждений здравоохранения современным высокотехнологичным лабораторным оборудованием, расходными материалами и диагностическими препаратами;
- привлечение специалистов из курирующих территорию противочумных институтов к проведению мероприятий по оценке состояния противоэпидемической готовности МО и органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- планирование привлечения дополнительных сил и средств в период проведения мероприятия (специализированные мобильные формирования санитарно-эпидемиологического профиля), заключение договоров о взаимодействии, планов совместных мероприятий; разработка документов, более подробно регламентирующих функции конкретного мобильного формирования в режиме повседневной деятельности и, соответственно, вопросы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия (порядки, регламенты и пр.).
4.1. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности в период проведения мероприятия должен включать:
4.1.1. Обеспечение соответствия санитарным правилам по радиационному фактору всех объектов, задействованных в мероприятиях:
- радиационное обследование земельных участков под строительство;
- обеспечение радиационной безопасности в проекте строительства или реконструкции объекта, включая противорадоновые мероприятия;
- радиационный контроль строительных материалов, конструкций, изделий, использование строительных материалов и изделий для строительства общественных и жилых зданий с удельной активностью до 370 Бк/м3;
- радиационное обследование по окончании строительства, реконструкции (госприемка).
4.1.2. Обеспечение радиационной безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения на радиационных объектах региона.
4.1.3. Обеспечение радиационной безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения при их транспортировании или запрет на транспортирование НИИ и радиоактивных веществ накануне (за 7 дней до начала мероприятий) и в период проведения масштабных массовых мероприятий. Запрос информации от организаций, работающих с источниками ионизирующего излучения, о завозе на территорию источников ионизирующего излучения как в период подготовки, так и при проведении мероприятия и обеспечение жесткого контроля за соблюдением маршрутов и сроков перевозок, а также выполнением требований радиационной безопасности при их транспортировании.
4.1.4. Организацию радиационного контроля всего автотранспорта, грузов, пассажиров и их багажа, прибывающих автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским транспортом в зону проведения масштабных массовых мероприятий. Радиационный контроль должен начинаться примерно за 7 дней до начала массовых мероприятий и продолжаться в течение всего периода их проведения. Следует учитывать, что маршруты выхода прибывающих пассажиров, как правило, проложены вне залов вокзалов. Следовательно, все системы контроля, установленные в залах вокзалов, не затрагивают потоки прибывающих пассажиров.
4.1.5. При размещении рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров и систем радиационного контроля необходимо исключать возможность их взаимного влияния. Проектирование и размещение должны осуществлять организации, имеющие специальные разрешения на данные виды работ (лицензии), с обязательным согласованием проектов размещения с органами Роспотребнадзора.
4.1.6. Обязательное оформление в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам условий эксплуатации и хранения рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров и рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей на всех объектах зоны проведения массовых мероприятий, включая объекты транспортной инфраструктуры.
4.1.7. Обеспечение индивидуальным дозиметрическим контролем персонала группы А радиационных объектов, в том числе работающего на рентгеновских установках для досмотра багажа и товаров и рентгеновских сканерах для персонального досмотра людей.
4.1.8. Разработка кратких инструкций для персонала, обслуживающего системы радиационного контроля, и проведение с ними занятий по действиям, в случае срабатывания систем радиационного контроля.
4.1.9. Составление план-схемы размещения в зоне проведения масштабных массовых мероприятий существующих радиационных объектов и мест размещения планируемых радиационных объектов, а также постов радиационного контроля. Проработка вопросов возможного влияния радиационных объектов на эффективность работы систем радиационного контроля.
4.1.10. Организация постов (палаток) радиационного контроля на входе во все объекты, задействованные под массовые мероприятия, в том числе для проживания и питания.
4.1.11. Организация эффективной системы оперативного радиационного контроля всей поступающей пищевой продукции для участников массового мероприятия на предмет преднамеренного массивного загрязнения радионуклидами.
4.1.12. Подготовка плана (порядка) действий сил и средств органов исполнительной власти и организаций в случае возникновения в период проведения масштабных массовых мероприятий происшествий (чрезвычайных ситуаций) радиационного характера.
5. Количественная оценка потенциальной эпидемической
опасности массовых мероприятий
Принципиально важной составляющей на этапе планирования мероприятия является заблаговременная оценка эпидемиологических рисков, позволяющая целенаправленно подойти к выбору мер и средств предупреждения эпидемиологических осложнений.
В целом потенциальная эпидемическая опасность мероприятия слагается из возможности: 1) заноса и распространения инфекционных болезней, в том числе ассоциируемых с ЧС, самими участниками, гостями и приезжим обслуживающим персоналом; 2) таковых при существующем обычном ходе международных сообщений стран вне зависимости от мероприятия, а также по миграционным путям перелетных птиц и других мигрирующих животных, с помощью которых, наряду с человеком, транспортируемыми через границу грузами, животными, осуществляется занос патогенных микроорганизмов. Элементом ПЭО мероприятия является и возможность "активизации" внутренних для страны и места проведения мероприятия (эндемичных, энзоотичных) угроз, вследствие увеличения концентрации людских контингентов, нагрузки на рекреационные зоны и контактов с факторами риска.
Уровень ПЭО следует оценивать по отношению к инфекционным болезням, являющимся внешними и внутренними угрозами биологической безопасности населения при проведении мероприятия.
5.1. "Внешние" угрозы: оценку уровня ПЭО (