ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Паспорт приоритетного проекта Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.12.2016 N 12)

Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 21 декабря 2016 г. N 12)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПОСРЕДСТВОМ ЛИКВИДАЦИИ ОБЪЕКТОВ
НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И СНИЖЕНИЯ ДОЛИ
ЗАХОРОНЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ"
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наименование направления
Экология
Краткое наименование проекта
"Чистая страна"
Начало проекта: 01.01.2017
Окончание проекта: 31.12.2025
Куратор
А.Г. Хлопонин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо (СДЛ) <*>
Функциональный заказчик
С.Е. Донской, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Руководитель проекта
М.К. Керимов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Ключевые участники проекта
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологической продукции "Ростех" в лице уполномоченной организации - ООО "РТ-Инвест", высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство экологии и природопользования Московской области, представители профессионального, экспертного сообществ, деловых кругов.
Осуществление функций ведомственного проектного офиса в соответствии с приказом Минприроды России от 28.10.2016 г. N 561 возложено на ФГБУ "ВНИИ Экология", подведомственного Минприроды России.
--------------------------------
<*> Необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Цель проекта
Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет строительства и эксплуатации 5 объектов по термическому обезвреживанию ТКО (4 в Московской области и 1 в Республике Татарстан), что позволит к 2023 году снизить объем их размещения на 7% в целом по Российской Федерации, достичь "нулевого захоронения" в г. Казани с одновременным получением электроэнергии 2.68 млрд. КВт*ч в год, а также снижения первоочередных экологических рисков, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде, за счет ликвидации 25 объектов в 20 субъектах Российской Федерации, что позволит восстановить к концу 2018 года 1,04 тыс. га, к концу 2025 - 1,45 тыс. га земель, улучшить экологические условия проживания населения в количестве 1,6 млн. чел. к 2018 г., 4,3 млн. человек - до конца 2025 года.
План достижение показателей проекта
Показатель
Тип показателя
Базовое значение <*>
Период, год
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
Приоритет "Отходы"
1. Доля захоронения твердых коммунальных отходов после внедрения технологий их термического обезвреживания, %/тыс. тонн (Московская область)
основной
95/9500
95/9500
95/9500
95/9500
95/9500
90/9000
80/8000
65/6500
65/6500
65/6500
2. Доля захоронения твердых коммунальных отходов после внедрения технологий их термического обезвреживания, %/тыс. тонн (г. Казань)
основной
93/591,48
93/591,48
93/591,48
93/591,48
93/591,48
80/508,8
5/31,8
5/31,8
5/31,8
0
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде"
Показатель
Тип показателя
Базовое значение <**>
Период, год
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
1. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, тыс. чел.
основной
4 321
104
1 570
2 364
3 800
4 168
4 321
4 321
4321
4 321
2. Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба, тыс. гектаров
основной
1,45
0,01
1,04
1,11
1,40
1,43
1,45
1,45
1,45
1,45
--------------------------------
<*> Базовое значение показателя на отчетную дату (конец 2016 года).
<**> Базовое значение показателя на отчетную дату (конец 2016 года) определено для показателей следующим образом:
по показателю 1 - численность населения, качество жизни которого нарушено в связи с наличием объектов накопленного вреда окружающей среде, тыс. чел.,
по показателю 2 - общая площадь нарушенных земель, тыс. гектаров.
Значение показателей представлено нарастающим итогом. Начиная с 2020 г. значение показателей будет определено, исходя из объемов финансового обеспечения.
Результаты проекта
Приоритет "Отходы":
1. Создание экологически безопасных производственных мощностей по удалению твердых коммунальных отходов с выработкой электроэнергии в объеме 2,68 млрд. КВт*ч в год;
2. Внедрение лучших международных практик ("наилучших доступных технологий"), направленных на экологически безопасное обращение с отходами.
3. Реализация пилотного проекта (4 завода по термическому обезвреживанию ТКО в Московской области и 1 завод в г. Казани) позволит снизить остроту экологической проблемы в Московском регионе (19 млн. человек), а также в Республике Татарстан (3,9 млн. человек) (суммарно 1/6 населения России):
снизит объем захораниваемых ТКО в Московской области на 30% (порядка 3000 тыс. т.) к 2023 г. (с 95% до 65% от общего объема ТКО, направляемых в Московскую область ТКО), что соответствует снижению объемов захоронения на 7% на всей территории России. (Проект вносит свой вклад в достижение основной цели региона в области обращения с отходами: снижение объемов захоронения ТКО на 45% (4500 тыс. тонн) от общего объема ТКО, направляемых в Московскую область (10000 тыс. т.)).
В г. Казани будет выполнен переход к модели "Нулевое захоронение отходов", которая в случае успеха может быть распространена на другие крупные города России. Данная модель предполагает использование всех методов обращения с ТКО, включая переработку во вторичное сырье и термическое обезвреживание, что соответствует наилучшей мировой практике (Швейцария, Германия и Япония).
4. Реализация проекта предотвращает возникновение выбросов вредных веществ в атмосферу, в частности диоксинов, неизбежно возникающих при возгораниях на свалках и полигонах, выбросы объектов по термическому обезвреживанию ТКО более чем в 8 000 раз ниже по сравнению с выбросами при возгораниях на свалках.
5. При реализации проекта будет локализовано не менее 55% оборудования, а в случае масштабирования модели на другие регионы, уровень локализации может достигать 80 - 90%. Проект создаст спрос для российских производителей оборудования, инфраструктурных подрядчиков и строительных компаний в размере 65 млрд. руб. в 2017 - 2021 гг., а также откроет экспортные рынки с потенциалом свыше 650 млрд. рублей.
6. Снижение выбросов парниковых газов в результате реализации проекта составит 837,5 тыс. тонн CO2-эквивалента ежегодно или 25,1 млн. тонн CO2 за весь период функционирования объектов (2021 - 2051 гг.).
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде":
1. Площадь земель, подверженных негативному влиянию объектов накопленного вреда, сократится к 2025 году на 1,45 тыс. гектар в субъектах Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 790.
2. Улучшение экологических условий проживания населения на территории РФ, подверженного негативному влиянию объектов накопленного вреда к 2025 г. для 4,3 млн. человек в субъектах Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 790.
Описание модели функционирования результатов проекта
Приоритет "Отходы":
Ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых обеспечит удаление отходов и приведет к снижению нагрузки на окружающую среду.
Экономическая модель Проекта предполагает
предполагает заключение договоров о предоставлении мощности возобновляемых источников энергии (далее - ДПМ ВИЭ) между потребителями оптового рынка электроэнергии и мощности и операторами генерирующих объектов ВИЭ. Механизм ДПМ ВИЭ обеспечивает инвестору возврат вложенных средств и заранее зафиксированную доходность через оплату стоимости вводимой мощности.
Основным условием реализации Проекта является распространение механизма ДПМ ВИЭ на объекты по термическому обезвреживанию отходов с выработкой электроэнергии.
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде":
Отбор проектов для включения в национальный проект "Чистая страна" осуществлялся на основании информации представленной субъектами Российской Федерации об объектах накопленного вреда окружающей среде, а также с учетом положений "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 790 от 13 августа 2016 г.
Критерии отбора проектов:
- объекты не эксплуатируются;
- объекты находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности;
- наличие утвержденной проектно-сметной документации;
- наличие необходимых экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- экологический и социальный эффект от реализации мероприятия (количество населения, подверженного негативного воздействия, площадь загрязненной территории);
- софинансирование со стороны субъекта Российской Федерации.
Ликвидация объектов накопленного вреда, представляющих наибольшие экологические риски. Реализация приоритетного проекта обеспечит:
- вовлечение в хозяйственный оборот восстановленных, в т.ч. рекультивированных земель;
- повышение качества земель;
- повышение инвестиционной привлекательности территорий, ранее испытывавших негативное воздействие от накопленного вреда окружающей среде.
При реализации приоритетного проекта будет сформирован государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, в целях контроля образования несанкционированных объектов размещения отходов будет использована информационная система взаимодействия общества и государственных органов по их выявлению, пресечению и ликвидации (ФГИС "Наша природа").
3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ
N п/п
Наименование
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
Срок
Приоритетный проект "Чистая страна"
1
Паспорт проекта утвержден
Контрольная точка
21.12.2016
2
Сводный план утвержден
Контрольная точка
25.02.2017
3. Приоритет "Отходы"
3.1
Принято постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности"
Контрольная точка
30.12.2016
3.2
Конкурсный отбор инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления
Завершение этапа
28.04.2017
3.2.1
Опубликование результатов отбора проектов
Контрольная точка
28.04.2017
3.3
Заключены договоры о предоставлении мощности (ДПМ)
Контрольная точка
01.07.2017
3.4
Выбор земельных участков для размещения объектов по термическому обезвреживанию ТКО и оформление необходимой разрешительной документации (Московская область, г. Казань)
Завершение этапа
12.04.2017
3.4.1
Заключены договоры по итогам проведения общественных слушаний
Контрольная точка
19.01.2017
3.4.2
Оформлена правоустанавливающая документация на земельные участки
Контрольная точка
01.03.2017
3.4.3
Оформлены градостроительные планы земельных участков
Контрольная точка
12.04.2017
3.5
Проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Завершение этапа
13.04.2017
3.5.1
Получено согласование ОВОС в Роспотребнадзоре
Контрольная точка
13.04.2017
3.5.2
Получено заключение по итогам общественных слушаний
Контрольная точка
13.04.2017
3.6
Проектирование
Завершение этапа
21.10.2017
3.6.1
Получен пакет проектно-сметной документации
Контрольная точка
01.08.2017
3.6.2
Получены заключения экспертиз
Контрольная точка
03.10.2017
3.6.3
Получено разрешение на строительство
Контрольная точка
21.10.2017
3.7
Строительство объектов, в том числе, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы
Завершение этапа
23.01.2021
3.8
Локализация производства оборудования и услуг
Завершение этапа
10.01.2021
3.9
Заводы выведены на проектную мощность
Контрольная точка
01.01.2022
3.10
Сокращен объем захоронения ТКО на 7% в целом по Российской Федерации
Контрольная точка
01.01.2023
3.11
Снижено негативное воздействие на население Московской области численностью 19 млн. чел.
Контрольная точка
01.01.2023
3.12
Снижено негативное воздействие на население Республики Татарстан численностью 3,9 млн. чел.
Контрольная точка
01.01.2023
3.13
Обеспечена выработка электроэнергии при эксплуатации заводов по термическому обезвреживанию ТКО - 2,68 млрд. КВт*ч ежегодно
Контрольная точка
01.01.2023
3.14
Эксплуатация заводов до завершения проекта
Завершение этапа
30.10.2025
3.15
Подготовлены предложения по дальнейшему распространению опыта строительства и эксплуатации заводов термического обезвреживания ТКО с извлечением электроэнергии на территории Российской Федерации
Контрольная точка
01.11.2022
4. Приоритет "Накопленный вред окружающей среде"
4.1
Соглашения о предоставлении субсидий субъектам Российской Федерации в 2017 году подписаны, субсидии на софинансирование реализации мероприятий предоставлены субъектам Российской Федерации
Контрольная точка
01.03.2017
4.2
Конкурсный отбор Исполнителей, заключение государственных контрактов в рамках лимитов бюджетных средств 2017 года
Завершение этапа
31.05.2017
4.3
Конкурсные процедуры завершены
Контрольная точка
31.05.2017
4.4
Государственные контракты подписаны
Контрольная точка
31.05.2017
4.5
Отбор проектов для финансирования на 2018 год
Контрольная точка
01.11.2017
4.6
Сформирована и актуализирована информационная система, определен порядок взаимодействия общества и государственных органов по выявлению, пресечению и ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов (ФГИС "Наша природа")
Контрольная точка
31.12.2017
4.7
Мероприятия со сроком окончания работ в 2017 году завершены, рекультивировано 1,4 га земель, улучшены экологические условия проживания для более 90 тыс. чел.
Контрольная точка
31.12.2017
4.8
Конкурсный отбор Исполнителей, заключение государственных контрактов в рамках лимитов бюджетных средств 2018 года
Завершение этапа
31.05.2018
4.9
Конкурсные процедуры проведены
Контрольная точка
31.05.2018
4.10
Государственные контракты подписаны
Контрольная точка
31.05.2018
4.11
Отбор проектов для финансирования на 2019 год
Контрольная точка
01.11.2018
4.12
Мероприятия со сроком окончания работ в 2018 году завершены, рекультивировано 1000 га земель, улучшены экологические условия проживания для более 1,4 млн. чел.
Контрольная точка
31.12.2018
4.13
Конкурсный отбор Исполнителей, заключение государственных контрактов в рамках лимитов бюджетных средств 2019 года
Завершение этапа
31.05.2019
4.14
Конкурсные процедуры проведены
Контрольная точка
31.05.2019
4.15
Государственные контракты подписаны
Контрольная точка
31.05.2019
4.16
Утвержден план финансового обеспечения проекта на 2020 - 2025 гг.
Контрольная точка
15.11.2019
4.17
Мероприятия со сроком окончания работ в 2019 году завершены
Контрольная точка
31.12.2019
4.18
Подготовлен план мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утверждены уточненные целевые показатели реализации мероприятий на 2020 - 2025 гг. Внесены изменения в паспорт проекта.
Контрольная точка
31.12.2019
4.19
Реализованы все мероприятия, направленные на ликвидацию накопленного вреда окружающей среды от размещения отходов, прошлой деятельности промышленных предприятий
Завершение этапа
30.09.2025
5
Подготовлен отчет в Правительство Российской Федерации о завершении мероприятий проекта, оценка достижения целевых показателей
Завершение этапа
30.12.2025
6
Итоговый отчет утвержден, проект завершен
Контрольная точка
30.12.2025
4. БЮДЖЕТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Источники финансирования
Год реализации
Всего
2016
2017
2018
2019
2020 - 2025
Приоритет "Отходы"
Бюджетные источники, млн руб.
Федеральные
-
-
-
-
-
-
Субъектов Российской Федерации <*>
-
-
-
-
5 543,24
5 543,24
Местные
-
-
-
-
-
-
Внебюджетные источники, млн. руб.
-
23 717,12
64 427,26
65 522,04
84 200,11
237 866,53
ИТОГО
-
23 717,12
64 427,26
65 522,04
89 743, 35
243 409,77
Приоритет "Накопленный вред окружающей среде"
Источники финансирования
Год реализации
Всего <**>
2016
2017
2018
2019
2020 - 2025
Бюджетные источники, млн руб.
Федеральные <***>
-
2923,39
2471,06
2435,2
210,84 <**>
8040,49 <**>
Субъектов РФ
-
1723,53 <**>
996,12 <**>
1039,12 <**>
90,36 <**>
3849,13 <**>
Местные
-
-
-
-
-
-
Внебюджетные источники, млн. руб.
-
-
-
-
-
-
ИТОГО
-
4646,92 <**>
3467,17 <**>
3474,32 <**>
301,20 <**>
11 889,62 <**>
--------------------------------
<*> Проект предполагает поддержку со стороны субъектов Российской Федерации только в форме льгот по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль в течение 15 лет после выхода объектов по термическому обезвреживанию ТКО на проектную мощность.
<**> Требует уточнения в связи с отсутствием подтверждения о размере ресурсного обеспечения из бюджетов субъектов Российской Федерации (на 2017 - 2019 гг.), из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 - 2025 гг.
<***> В общую сумму включены расходы на содержание ведомственного проектного офиса, млн. рублей: 2017 г. - 31,5067; 2018 - 30,5118; 2019 г. - 29,8485.
Распределение субсидий субъектам Российской Федерации осуществлено на основании поручения Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N ДК-П13-226пр "О распределении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", объем выделяемых средств определен в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2017 год.
5. КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ
N п/п
Наименование риска/возможности
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности
1.
Непринятие или несвоевременное принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, распространяющих механизм ДПМ ВИЭ на объекты по термическому обезвреживанию ТКО; внесение изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части переноса срока действия положений, определяющих обязательность включения объектов в государственный реестр для проведения работ по ликвидации
Активизация деятельности и контроль сроков выполнения работ по разработке, согласованию проектов нормативных правовых актов с федеральными органами исполнительной власти и их принятию
2.
Дефицит финансовых средств на реализацию мероприятий приоритетного проекта
Планирование и контроль выделения и доведения лимитов бюджетных средств, финансирования отдельных этапов работ из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, средств частных инвесторов, создание благоприятных условий для частных инвесторов (налоговые льготы, механизмы ГЧП и пр.)
3.
Повышение социальной значимости мероприятий приоритетного проекта.
Создание рабочих мест при реализации мероприятий, повышение осведомленности населения путем информирования о достигаемом экологическом эффекте, выраженном в сокращении объектов захоронения ТКО, снижении экологической нагрузки на территории и население, подверженное негативному воздействию объектов накопленного вреда окружающей среде.
6. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Связь с государственными программами Российской Федерации
Проект реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326)
Взаимосвязь с другими проектами и программами
Приоритетный проект связан с региональными программами в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
Формальные основания для инициации
Паспорт проекта "Чистая страна" подготовлен на основании Протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам N 3 от 31 августа 2016 г. и распоряжения Минприроды России N 22-р от 15 сентября 2016 г. "Об образовании Рабочей группы по вопросам подготовки паспортов приоритетных проектов".
Проект направлен на решение задач, определенных в следующих документах:
1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.) (задачи по предотвращению и снижению текущего негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и восстановление нарушенных естественных экологических систем);
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 г.) (природопользование и охрана окружающей среды);
3. Государственная программа "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326).
4. План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1082-р)
Дополнительная информация
Основным условием реализации пилотного проекта по строительству генерирующих объектов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории Московской области и в Республике Татарстан является распространение механизма ДПМ ВИЭ на объекты по термическому обезвреживанию отходов.