ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы (приложение N 9 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 21.01.2021 N 1)

Приложение N 9
к протоколу заседания
Межведомственной рабочей группы
по разработке и реализации
Национальной технологической инициативы
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России
от 21 января 2021 г. N 1
ПОРЯДОК
МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРОЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы (далее - Порядок) разработан на основании пункта 21 Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 (далее - Положение об отборе).
2. Настоящий Порядок устанавливает:
а) правила осуществления мониторинга проектов Национальной технологической инициативы (далее - проекты НТИ), которые включают в себя: принципы формирования отчетности, процессы формирования и рассмотрения отчетности, а также принятия решений о корректирующих воздействиях, включая порядок внесения изменений в проекты НТИ;
б) описание методик проведения экспертной оценки реализации проектов НТИ.
3. Настоящий Порядок обязателен для следующих участников процесса мониторинга и управления изменениями проектов НТИ:
а) проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - Проектный офис);
б) рабочих групп по разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее соответственно - рабочие группы, дорожные карты);
в) ответственных федеральных органов исполнительной власти;
г) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России);
д) Межведомственной рабочей группы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - МРГ);
е) комиссии по проведению отбора проектов НТИ в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - Комиссия Минобрнауки России);
ж) Проектного комитета Национальной технологической инициативы (далее - Проектный комитет НТИ);
з) команд проектов Национальной технологической инициативы (далее - команды проектов НТИ);
и) Руководителя проекта НТИ - роль участника команды проекта НТИ согласно описанию проекта НТИ;
к) иных участников, указанных в разделе IV настоящего Порядка.
4. Контроль за исполнением требований настоящего Порядка обеспечивает Проектный офис.
5. Термины и определения для целей данного документа приведены в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
II. Основные принципы мониторинга проектов НТИ
6. Проектный офис осуществляет мониторинг реализации проектов НТИ в соответствии со следующими критериями:
а) полноты и своевременности выполнения проектов НТИ и содержащихся в них ключевых контрольных точек;
б) степени достижения целей, реализации задач и достижения ожидаемых результатов проектов НТИ, а также влияния на достижение целей, значимых контрольных результатов и целевых показателей реализации дорожных карт;
в) достижения в результате реализации проектов НТИ целей, запланированных значений целевых показателей или отклонения их достигнутых значений от целевого уровня;
г) фактических затрат на реализацию проектов НТИ, в том числе по отношению к установленному плановому значению;
д) оценки рисков проектов НТИ и полноты мероприятий по управлению рисками.
Для целей осуществления мониторинга реализации проектов НТИ в соответствии с вышеуказанными критериями, а также в целях определения объема понесенных командами проектов НТИ затрат на реализацию проекта НТИ, в том числе для принятия решения о возмещении части понесенных затрат, датой начала реализации проекта НТИ признается дата одобрения проекта НТИ на заседании МРГ или дата признания Комиссией Минобрнауки России проекта НТИ победителем отбора по итогам проведения отбора проектов НТИ, либо плановая дата начала реализации проекта НТИ, указанная в описании проекта НТИ (в зависимости от того, какая из дат наступит позднее).
7. В целях мониторинга проектов НТИ командами проектов НТИ формируются следующие отчеты по проектам НТИ:
а) ежемесячный отчет о ходе реализации проекта НТИ;
б) отчетность, предоставляемая в соответствии с условиями договора с получателем поддержки (процесс предоставления данной отчетности определяется условиями договора и не описывается в настоящем Порядке);
в) отчет по итогам завершения года;
г) отчет по итогам реализации проекта НТИ.
8. Отчеты по проектам НТИ, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, предоставляются командами проектов НТИ в Проектный офис.
9. Положения пункта 7 настоящего Порядка применяются к проектам НТИ, не предполагающим предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов с учетом особенностей, указанных в разделе X настоящего Порядка.
10. Руководитель проекта НТИ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты одобрения проекта <1> НТИ должен обеспечить подготовку документов по управлению проектом НТИ, указанных в описании проекта НТИ (раздел "Механизмы управления проектом"), в том числе Плана приемки результатов и целевых показателей проекта НТИ, регламента управления проектом НТИ, рабочего календарного плана-графика проекта НТИ, Плана управления рисками проекта НТИ, включая реестр рисков, а также иных документов по управлению проектом, предусмотренных описанием проекта НТИ, и предоставить указанные документы на согласование в Проектный офис.
--------------------------------
<1> Под одобрением проекта НТИ в настоящем пункте и далее по тексту документа понимается одобрение проекта НТИ МРГ либо признание Комиссией Минобрнауки России проекта НТИ победителем отбора по итогам проведения отбора проектов НТИ в порядке, установленном Правилами проведения отбора проектов НТИ.
11. В рамках осуществления мониторинга Проектный офис вправе формировать требования по управлению проектом НТИ для Руководителя проекта НТИ.
12. Приемка ключевых контрольных точек и целевых показателей происходит в соответствии с документом "Правила приемки ключевых контрольных точек и целевых показателей проектов Национальной технологической инициативы", утверждаемым приказом Акционерного общества "Российская венчурная компания" (далее - АО "РВК").
12.1. Достижение целевых показателей и контрольных точек должно быть подтверждено на заседании Управляющего совета с обязательной демонстрацией проверяемого/принимаемого результата и предоставлением подтверждающих документов, указанных в Плане приемки результатов и целевых показателей проекта. В случае невозможности физической демонстрации принимаемого результата на заседании допускается предоставление и анализ документов, подтверждающих факт ранее проведенной физической демонстрации в соответствующих условиях (протокола испытаний, исследований и прочих подтверждающих документов).
12.2. Значения целевых показателей и контрольных точек считаются достигнутыми только при условии одобрения проведенной приемки на заседании Управляющего совета проекта.
13. Ежемесячный мониторинг проводится со дня одобрения проекта НТИ до даты завершения проекта НТИ и принятия решения об итогах реализации проекта НТИ уполномоченным органом.
14. Отражение периодичности предоставления отчетности для каждого проекта НТИ в его жизненном цикле приведено в ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к настоящему Порядку.
15. Рабочие группы, автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы" (далее - АНО "Платформа НТИ"), федеральный орган исполнительной власти, участвующий в реализации дорожной карты, несущий ответственность за результаты дорожной карты в рамках рабочей группы (далее - ФОИВ), и Минобрнауки России получают доступ к ежемесячному отчету о ходе реализации проекта НТИ и отчету по итогам завершения года, которые размещаются Проектным офисом в ИС НТИ. По результатам мониторинга реализации проектов НТИ в целях реализации дорожных карт, руководитель и (или) соруководитель рабочей группы, Проектный офис и (или) АНО "Платформа НТИ" могут выступить с инициативой о проведении заседания МРГ для решения вопросов, возникающих в процессе реализации дорожных карт, в том числе для рассмотрения вопроса о внесении изменений в действующие дорожные карты.
16. По запросу МРГ, Комиссии Минобрнауки России или Проектного офиса может быть осуществлена проверка проекта НТИ вне рамок регулярной отчетности, включая аудит или выездную проверку.
III. Система ключевых контрольных точек
17. Ключевые контрольные точки (далее - контрольные точки) являются основой системы мониторинга проектов НТИ. Контрольные точки проекта НТИ являются отражением результата проекта НТИ и определяют: когда будет получен результат, кто ответственен за его получение, кто подтвердит, что результат соответствует требованиям.
18. В рамках проекта НТИ выделяется пять уровней контрольных точек:
а) уровень 1 - уровень руководства страны (Президент России/Председатель Правительства России) <2>;
--------------------------------
<2> Отражен в значимых контрольных результатах дорожных карт.
б) уровень 2 - стратегический уровень (органы управления НТИ: Правительственная комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию России, МРГ, помощники Президента России);
в) уровень 3 - тактический уровень (ФОИВ: руководители и заместители руководителей ФОИВ; руководители и соруководители рабочих групп; руководство АНО "Платформа НТИ", генеральный директор АО "РВК");
г) уровень 4 - оперативный уровень (руководители подразделений Проектного офиса и АНО "Платформа НТИ", Управляющий совет проекта НТИ, Куратор проекта НТИ);
д) уровень 5 - операционный уровень (Руководитель проекта НТИ).
19. Контрольные точки уровня 4 отражены в описании проекта НТИ.
20. Руководитель проекта НТИ обеспечивает внесение данных о контрольных точках уровня 4 в ИС НТИ в течение 10 (десяти) рабочих дней после одобрения проекта НТИ уполномоченным органом. Плановые значения целевых показателей для каждого месяца фиксируются в ИС НТИ на календарный год в рамках первого ежемесячного отчета.
21. Руководитель проекта НТИ обеспечивает внесение данных по достигнутым контрольным точкам в ИС НТИ на ежемесячной основе. По контрольным точкам 2-го уровня в ИС НТИ представляются подтверждающие документы от Приемщика результата по контрольной точке.
IV. Участники процесса мониторинга проектов НТИ
и их функции
Участник
Основные функции в рамках мониторинга
Основные участники
Заказчик-координатор проекта НТИ
-
утверждение результатов проекта НТИ и подписание актов приемки, подтверждающих качество результата;
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
контроль реализации проекта НТИ
МРГ
-
принятие решений по вынесенным на рассмотрение вопросам;
-
принятие решения об изменении проекта НТИ;
-
принятие решения о приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ;
-
принятие решения об успешности реализованного проекта НТИ и о его завершении
Комиссия Минобрнауки России
-
принятие решения об изменении проекта НТИ;
-
принятие решения о приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ;
-
принятие решения об успешности реализованного проекта НТИ и о его завершении
Проектный комитет НТИ
-
принятие решений по вынесенным на рассмотрение вопросам;
-
принятие решения об изменении проекта НТИ
Уполномоченный орган (уполномоченные органы)
Для целей настоящего Порядка под уполномоченными органами понимаются:
-
МРГ либо Комиссия Минобрнауки России - в части принятия решения об одобрении проекта НТИ, приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ, либо принятия решения об успешности реализованного проекта НТИ и о его завершении <3>;
-
МРГ, Комиссия Минобрнауки России либо Проектный комитет НТИ - в части принятия решения об изменении проекта НТИ в соответствии с Приложением N 5 к настоящему Порядку.
Приемщик результата по контрольной точке
-
подтверждение соответствия результата по контрольной точке требованиям к результату
Проектный офис
-
организация процесса мониторинга и контроля проекта НТИ;
-
анализ данных и формирование заключений (в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к настоящему Порядку);
-
информирование заинтересованных сторон о ходе реализации проектов НТИ;
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ, приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
анализ изменений проекта НТИ;
-
принятие решения о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение уполномоченных органов по результатам мониторинга и консолидация вопросов, поступивших от рабочих групп, АНО "Платформа НТИ", ФОИВ и Минобрнауки России
Риск-координатор проекта НТИ
-
руководство процессом мониторинга рисков проекта НТИ;
-
проведение оценки рисков реализации проекта НТИ и согласование планов управления рисками;
-
предоставление полных, достоверных и своевременных данных об имеющихся рисках проектов НТИ и планах управления рисками;
-
организация хранения опросных листов с результатами проведения анализа рисков участниками проекта НТИ;
-
принятие решения о вынесении вопросов на уровень Руководителя проекта НТИ или Проектного офиса;
-
взаимодействие с Проектным офисом в рамках проведения мониторинга рисков проекта НТИ
Руководитель проекта НТИ
-
контроль реализации проекта НТИ;
-
утверждение содержания отчетности, включая прогноз исполнения контрольных точек;
-
формирование отчетности (в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к настоящему Порядку), включая принятие решения о вынесении вопросов на уровень Проектного офиса;
-
предоставление необходимой информации в Проектный офис
Управляющий совет проекта НТИ
-
согласование отчета по итогам завершения года;
-
принятие решения об изменении проекта НТИ;
-
подтверждение достижения контрольных точек на заседании Управляющего совета
Дополнительные участники (могут давать предложения в ходе реализации проекта НТИ)
Аудиторы, эксперты (привлекаются при необходимости)
-
проведение экспертизы предоставленных документов проекта НТИ;
-
участие в проверках и аудитах;
-
оценка качества полученных в процессе реализации проекта НТИ результатов
Минобрнауки России
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ, приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение уполномоченных органов по результатам мониторинга;
-
подготовка предложений по отчету по итогам реализации проекта НТИ;
-
определение критериев эффективности реализации проектов НТИ (по согласованию с МРГ)
Рабочая группа
-
обеспечение предоставления данных отчетности, документации и дополнительных рабочих материалов;
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ, приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение уполномоченных органов по результатам мониторинга;
-
подготовка предложений по отчету по итогам реализации проекта НТИ
ФОИВ
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ, приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение уполномоченных органов по результатам мониторинга;
-
подготовка предложений по отчету по итогам реализации проекта НТИ
АНО "Платформа НТИ"
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ, приостановке или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение уполномоченных органов по результатам мониторинга
ООО "ВЭБ Венчурс" <4>
-
подготовка предложений о корректировке параметров проекта НТИ или прекращении поддержки реализации проекта НТИ вследствие нецелесообразности или невозможности дальнейшего выполнения;
-
анализ изменений проекта НТИ;
-
подготовка предложений о необходимости вынесения вопросов на рассмотрение уполномоченных органов по результатам мониторинга
--------------------------------
<3> Решение о приостановке либо прекращении поддержки реализации проекта НТИ, а также об успешности реализованного проекта НТИ и о его завершении принимает уполномоченный орган, принявший решение об одобрении проекта НТИ.
<4> В случае финансирования проекта НТИ государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ) и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ.
V. Ежемесячный мониторинг реализации проекта НТИ
22. Ежемесячный мониторинг производится на основании отчетов, предоставленных Руководителем проекта НТИ в Проектный офис.
23. Процесс предоставления ежемесячного отчета о ходе реализации проекта НТИ:
23.1. Содержание отчета приведено в ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к настоящему Порядку. Отчет формируется в ИС НТИ на основании фактических и прогнозных данных о параметрах проекта НТИ. Скан-копии подтверждающих документов загружаются в ИС НТИ.
23.2. Руководитель проекта НТИ обеспечивает предоставление данных ежемесячного отчета о ходе реализации проекта НТИ в соответствии с п. 23.1 настоящего Порядка в срок не позднее 3 (третьего) рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
23.3. Проектный офис проводит проверку и анализ отчета, формирует заключение о ходе реализации и рекомендации по корректировке проекта НТИ в срок не позднее 6 (шестого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
23.4. В случае необходимости Проектный офис может отправить отчет на доработку или запросить дополнительную информацию.
24. В случае необходимости Проектный офис вправе инициировать дополнительную проверку и/или экспертизу по итогам анализа ежемесячного отчета о ходе реализации проекта НТИ.
25. В случае необходимости по результатам рассмотрения ежемесячного отчета о ходе реализации проекта НТИ Проектный офис вправе сформировать предложения по корректировке проекта НТИ и инициировать подготовку запроса на изменение в соответствии с разделом IX настоящего Порядка.
26. Графическое описание процесса отображено на рисунке 1. "Процесс ежемесячного мониторинга проекта НТИ".
27. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, Проектный офис обеспечивает для ООО "ВЭБ Венчурс" доступ в ИС НТИ на уровне, позволяющем проводить ежемесячный мониторинг реализации таких проектов НТИ.
Рисунок 1. Процесс ежемесячного мониторинга проекта НТИ
VI. Мониторинг проектов НТИ по итогам года
28. Мониторинг проектов НТИ по итогам календарного года производится на основании предоставленных Руководителем проекта НТИ отчета, дополнительных документов и подтверждающих материалов в Проектный офис.
29. Отчет формируется на основании фактических и прогнозных данных о параметрах проекта НТИ и хранится в ИС НТИ в виде подписанной скан-копии отчета. Скан-копии дополнительных документов и рабочих материалов также загружаются в ИС НТИ.
30. Руководитель проекта НТИ обеспечивает предоставление данных отчета по итогам завершения года в соответствии с п. 29 настоящего Порядка в срок не позднее 7 (семи) рабочих дней, следующих за отчетным годом. Содержание отчетности приведено в ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к настоящему Порядку.
31. Проектный офис проверяет отчет, может формировать рекомендации по корректировке проекта НТИ, и (или) приостановке либо прекращению поддержки реализации проекта НТИ, или вопросы для вынесения на рассмотрение уполномоченных органов при необходимости в срок не позднее 17 (семнадцати) рабочих дней, следующих за отчетным годом.
32. В случае необходимости Проектный офис может отправить отчет на доработку или запросить дополнительную информацию.
33. Руководитель проекта НТИ выносит отчет по итогам завершения года на Управляющий совет проекта НТИ. Управляющий совет утверждает отчет по итогам завершения года. Подписанный отчет и протокол Управляющего совета должны быть загружены в ИС НТИ Руководителем проекта НТИ в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за отчетным годом.
34. Отчеты по проектам НТИ по итогам завершения года собираются в сводные отчеты по дорожным картам и направляются в рабочую группу, ФОИВ и Минобрнауки России в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
35. По результатам рассмотрения отчетов ФОИВ, Минобрнауки России, рабочая группа могут сформировать предложения по корректировке проекта НТИ и (или) его приостановке либо прекращению поддержки реализации и направить их в Проектный офис в срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным. Полученные предложения консолидируются Проектным офисом для их вынесения на рассмотрение уполномоченных органов.
36. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, Проектный офис направляет отчет по таким проектам НТИ по итогам завершения года в ООО "ВЭБ Венчурс" в сроки, предусмотренные п. 34 настоящего Порядка.
37. Проектный офис выносит отчет по итогам завершения года с учетом полученных предложений по корректировке на рассмотрение МРГ не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (согласно расписанию заседаний МРГ).
Рисунок 2. Процесс мониторинга проектов НТИ по итогам
завершения календарного года
VII. Мониторинг проектов НТИ по итогам реализации
проекта НТИ
38. Мониторинг проектов НТИ по итогам реализации проектов НТИ производится на основании отчета по итогам реализации проекта НТИ и документов, обосновывающих завершение проекта НТИ, предоставленных Руководителем проекта НТИ в Проектный офис.
39. Отчет формируется на основании фактических данных о параметрах проекта НТИ, а также хранится в ИС НТИ в виде подписанной скан-копии отчета. Отчет по итогам реализации проекта НТИ подписывают: руководитель либо один из соруководителей рабочей группы, Заказчик-координатор проекта НТИ, Куратор проекта НТИ, Руководитель проекта НТИ. Скан-копии дополнительных документов также загружаются в ИС НТИ.
40. Руководитель проекта НТИ обеспечивает формирование отчета в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня окончания реализации проекта НТИ и получения результатов проекта НТИ согласно плану проекта НТИ, содержащемуся в описании проекта НТИ. Содержание отчетности приведено в ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к настоящему Порядку.
41. В случае необходимости Проектный офис может отправить отчет на доработку или запросить дополнительную информацию.
42. Проектный офис направляет отчет по итогам реализации проекта НТИ, а также документы, подтверждающие завершение проекта НТИ, на ознакомление в рабочую группу, Минобрнауки России и ФОИВ, которые в течение 5 (пяти) рабочих дней могут направить в Проектный офис существенные вопросы и (или) замечания к отчету в случае их наличия. При необходимости Проектный офис направляет отчет по итогам реализации проекта НТИ и документы экспертам или аудиторам, проводящим экспертизу и/или проверку проекта НТИ.
43. В течение 5 (пяти) рабочих дней после проведения проверки и/или экспертизы Проектный офис готовит свое заключение по отчету по итогам реализации проекта НТИ с учетом полученных предложений и направляет его в уполномоченный орган для принятия решений о завершении и об успешности проекта НТИ.
44. Уполномоченный орган принимает решение об успешности реализованного проекта НТИ и о его завершении.
45. В случае финансирования проектов НТИ ВЭБ.РФ и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу ВЭБ.РФ, Проектный офис направляет отчет по таким проектам НТИ по итогам реализации проекта НТИ в ООО "ВЭБ Венчурс". ООО "ВЭБ Венчурс" рассматривает такие отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные п. 42 настоящего Порядка.
Рисунок 3. Процесс мониторинга по итогам реализации
проекта НТИ
VIII. Методики проведения экспертной оценки реализации
проектов НТИ
46. Методика проведения экспертной оценки показателей результативности реализации проекта НТИ:
Реализация проекта НТИ оценивается как достижение целевых значений показателей и ключевых контрольных точек проекта НТИ, а также как интегральная оценка эффективности реализации проекта НТИ, для чего используется следующий порядок расчета:
N
Наименование показателя, единица измерения
Плановое значение
Порядок расчета
1.
Достижение целевых значений показателей проекта НТИ (P1), процентов
100%
Значение показателя определяется по формуле: