Утверждены
приказом Минспорта России
от 1 февраля 2018 г. N 74
ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА "АВИАМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ"
1. Общие положения
1.1 Введение
Настоящие правила соревнований по авиамодельному спорту (далее по тексту Правила) разработаны в соответствии с Правилами соревнований по авиамодельному спорту Международной федерации аэронавтики (FAI), с учетом требований к обязательной идентификации лиц, использующих авиамодели, и маркировке авиамоделей идентификационным номером спортсмена, действуют при проведении соревнований по авиамодельному спорту, проводимых на территории России общероссийской спортивной федерацией и региональными спортивными федерациями (далее - региональными федерациями) и иными уполномоченными организациями (далее - организации).
1.2. Общее определение авиамоделей
Авиамоделью называется малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем или без него, который не способен перевозить человека.
Соревнования по авиамодельному спорту проводятся в спортивных дисциплинах (Таблица N 1).
Таблица N 1
Спортивные дисциплины
N п/п | Наименование спортивной дисциплины | Используемые модели |
1 | класс F-1A | Свободнолетающая модель планера |
2 | класс F-1B | Резиномоторная свободнолетающая модель |
3 | класс F-1C | Таймерная свободнолетающая модель |
4 | класс F-1D | Резиномоторная модель для закрытых помещений |
5 | класс F-1E | Модель планера для закрытых помещений |
6 | класс F-1G | Резиномоторная свободнолетающая модель |
7 | класс F-1H | Свободнолетающая модель планера |
8 | класс F-1P | Таймерная свободнолетающая модель |
9 | класс F-2A | Кордовая скоростная модель |
10 | класс F-2B | Кордовая пилотажная модель |
11 | класс F-2C | Кордовая гоночная модель |
12 | класс F-2D | Кордовая модель "воздушного боя" |
13 | класс F-3A | Радиоуправляемая пилотажная модель |
14 | класс F-3B | Радиоуправляемая модель планера для многоборья |
15 | класс F-3C | Радиоуправляемая модель вертолета |
16 | класс F-3D | Радиоуправляемая гоночная модель |
17 | класс F-3U | Гоночная мультироторная модель |
18 | класс 1/2 F-3D | Радиоуправляемая гоночная модель |
19 | класс F-3J | Радиоуправляемая модель планера |
20 | класс F-3K | Радиоуправляемая метательная модель планера |
21 | класс F-4B | Кордовая модель-копия |
22 | класс F-4C | Радиоуправляемая модель-копия |
23 | класс F-5A | Радиоуправляемая пилотажная модель с электродвигателем для закрытых помещений |
24 | класс F-5B | Радиоуправляемая модель планера для многоборья с электродвигателем |
25 | класс F-5C | Радиоуправляемая модель вертолета с электродвигателем |
26 | класс F-5D | Радиоуправляемая гоночная модель с электродвигателем |
27 | класс F-5J | Радиоуправляемая модель планера с электродвигателем |
28 | класс S - 1 | Модели ракет на высоту полета |
29 | класс S - 3 | Модели ракет на продолжительность полета с парашютом |
30 | класс S - 4 | Модели ракетных планеров на продолжительность полета |
31 | класс S - 5 | Модели-копии ракет на высоту полета |
32 | класс S - 6 | Модели ракет на продолжительность полета с лентой |
33 | класс S - 7 | Модели-копии ракет на реализм полета |
34 | класс S - 8 | Модели радиоуправляемых ракетных планеров на продолжительность полета |
35 | класс S - 9 | Модели ракет на продолжительность полета с ротором |
1.3. Возрастные группы и пол участников соревнований
Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы (Таблицы N 2, N 3).
Таблица N 2
Возрастные группы и пол спортсменов, выступающих
в спортивных дисциплинах (за исключением спортивных
дисциплин "класс F-1C" и "класс F-1P")
N п/п | Возрастная группа, пол | Возраст |
1 | Юниоры, юниорки | До 19 лет (10 - 18 лет) |
2 | Мужчины, женщины | 14 лет и старше |
Таблица N 3
Возрастные группы и пол спортсменов, выступающих
в спортивных дисциплинах "класс F-1C" и "класс F-1P"
N п/п | Наименование спортивной дисциплины | Возрастная группа, пол | Возраст |
1 | Класс F-1P | Юниоры, юниорки | До 19 лет (10 - 18 лет) |
2 | Класс F-1C | Мужчины, женщины | 14 лет и старше |
Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований (с 1 января по 31 декабря текущего года).
В соревнованиях участвуют совместно мужчины и женщины (юниоры и юниорки). Отдельные соревнования среди мужчин либо среди женщин (юниоров либо юниорок) не проводятся.
1.4. Идентификация моделей
Каждая из моделей участника соревнований, за исключением моделей копий и моделей для закрытых помещений, должна иметь нанесенный на видное место идентификационный номер спортсмена и цифровую нумерацию модели. Высота нанесенных букв и цифр не менее 25 мм.
1.5. Обязанности и права спортсменов -
участников соревнований
Спортсмен обязан:
строго соблюдать положение о соревнованиях, соблюдать настоящие правила, программу соревнований;
быть корректным по отношению ко всем участникам соревнований и зрителям.
Спортсмен имеет право:
своевременно получать необходимую информацию о ходе соревнований, программе соревнований, изменениях в программе соревнований;
обращаться в судейскую коллегию по любому вопросу только через официального представителя своей команды.
1.6. Представители команд, тренеры
Посредником между судейской коллегией соревнований и участниками (тренерами) команды является представитель команды.
Если команда не имеет представителя или он отстранен от соревнования, его обязанности выполняет тренер или капитан команды.
Представитель команды не может быть одновременно судьей или врачом данных соревнований.
Представитель команды выполняет следующие функции:
участвует в проведении жеребьевки;
участвует в проводимых главным судьей брифингах и совещаниях;
несет ответственность за дисциплину участников команды, и обеспечивает своевременную явку их на соревнования.
1.7. Протесты
Протест может подаваться в письменном виде, не позднее 60 минут с момента публикации на информационном стенде предварительных результатов за тур или с момента возникновения спорной ситуации. Протест может быть подан только представителем команды, но при этом должен быть подписан спортсменом или капитаном команды, от имени которого действует представитель.
Протесты рассматриваются специальной комиссией (далее жюри), которая состоит из главного судьи, главного секретаря и заместителя главного судьи соревнований.
Жюри должно рассмотреть протест в течение 60 минут с момента поступления протеста. Принятые решения по протесту должны быть подписаны главным судьей соревнований и опубликованы на информационном стенде не позднее чем через 60 минут после поступления протеста.
Решение об удовлетворении протеста решается большинством голосов членов жюри.
Протесты на официальные результаты тура, которые опубликованы на информационном стенде и подписаны главным судьей, не принимаются к рассмотрению.
Не принимаются к рассмотрению любые протесты относительно оценки результатов иных лиц, кроме тех, кем подписан протест.
Протест может быть отозван представителем в любое время до окончательного голосования жюри.
Каждый протест должен ссылаться на конкретный пункт данных Правил или Положения.
Жюри не будет рассматривать никакие видеозаписи, прилагаемые к протесту, кроме тех, которые сделаны устройствами, установленными и применяемыми главной судейской коллегией соревнований.
1.8. Классификация авиамоделей и определения
Класс F-1 - свободнолетающие.
Свободный полет - это полет, при котором не существует никакой физической связи между авиамоделью и участником соревнований или его помощником.
Класс F-2 - кордовые.
Полет кордовой модели - это полет, во время которого спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством двух или более не растягиваемых нитей или тросов.
Класс F-3 - радиоуправляемые.
Полет радиоуправляемой модели - это полет, при котором спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством радиокоманд.
Класс F-4 - модели-копии.
Модель-копия - есть воспроизведенный в масштабе летательный аппарат.
Класс F-5 - радиоуправляемые модели электролетов.
Полет радиоуправляемой модели электролета - это полет, при котором спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством радиокоманд, а сама модель оборудована двигателем на элетрической тяге.
Класс S - модели ракет.
Полет модели ракеты - это полет без использования аэродинамических подъемных сил для преодоления силы тяжести, приводимый в движение ракетным двигателем(-ями) с использованием вертикального свободного баллистического взлета.
2. Класс F-1 - свободнолетающие
2.1. Класс F-1A - планеры
2.1.1. Определение
Планер - это модель летательного аппарата, не имеющая силовой установки, подъемная сила которой, возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла. Модели с изменяющейся геометрией или площадью несущей поверхности должны соответствовать техническим требованиям в минимально сложенном и в максимально раскрытом положениях.
2.1.2. Технические требования планеров F-1A
Модели класса F-1A должны отвечать следующим техническим требованиям:
площадь несущей поверхности................................32 - 34 дм2,
минимальный вес..................................................410 г,
максимальная длина буксирного леера под нагрузкой 5 кг............50 м.
На моделях класса F-1A может быть использовано радиоуправление для необратимых воздействий по ограничению полета (парашютирование). Риск каких-либо отказов или самопроизвольных срабатываний такой аппаратуры принадлежит исключительно участнику.
2.1.3. Количество полетов
2.1.3.1. Каждый участник соревнований имеет право на семь зачетных полетов.
2.1.3.2. Каждый участник соревнований имеет право на один зачетный полет в каждом туре соревнований. Продолжительность туров должна быть объявлена заранее и не может быть меньше 30 минут и больше 90 минут.
2.1.4. Определение зачетного полета
2.1.4.1. Продолжительность полета, зафиксированная в первой попытке, если эта попытка не была неудачной. (Если попытка была неудачной, а вторая попытка не сделана, то продолжительность, зафиксированная в первой попытке, записывается в качестве зачетного полета).
2.1.4.2. Продолжительность полета, зафиксированная во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, в качестве результата зачетного полета записывается ноль.
2.1.5. Определение неудачной попытки
Попытка классифицируется как неудачная, если планер был запущен, и произошло, по крайней мере, одно из перечисленных ниже событий. Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
2.1.5.1. Планер возвратился на землю, не отделившись от леера.
2.1.5.2. Момент отделения леера не мог быть точно зафиксирован хронометристами.
2.1.5.3. При запуске или во время полета от планера отделилась какая-либо его часть.
2.1.5.4. Хронометристам ясно видно, что участник потерял контакт с леером и участник или руководитель его команды заявили о попытке;
2.1.5.5. Хронометристам ясно видно, что участник потерял контакт с леером, а леером управляет другое лицо, но не сам участник;
2.1.5.6. Полет продолжался менее 20 секунд и не был прерван парашютированием.
2.1.6. Попытка может быть повторена (перелет), если:
а) планер сталкивается с кем-либо (за исключением участника запускающего его) во время запуска;
б) во время буксировки планер сталкивается с другой моделью, находящейся в свободном полете (но не с буксируемым планером и не с леером), и буксировка не может продолжаться нормально;
в) во время свободного полета планер сталкивается с другой моделью или с леером, кроме своего собственного леера.
Если модель продолжает нормально лететь, участник имеет право потребовать, чтобы этот полет был засчитан в качестве зачетного, даже если это требование будет заявлено в конце полета.
2.1.7. Продолжительность полетов
На соревнованиях назначается максимальная продолжительность для зачетных полетов "максимум"; в первом туре она равняется четырем минутам, а в остальных турах трем минутам. На всероссийских соревнованиях "максимум" для всех туров установлен три минуты, за исключением случаев, когда другая продолжительность для определенных туров (не более четырех минут) объявлена заранее в положении о соревнованиях.
В случае исключительных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может разрешить изменить "максимум" для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
Максимальная продолжительность более трех минут может быть использоваться только для туров, которые проводятся в то время, когда ветер и термическая активность минимальны.
2.1.8. Распределение занятых мест
2.1.8.1. Сумма времени всех зачетных полетов каждого участника используется для окончательного распределения мест участников. Эта сумма времени используется также для распределения командных мест.
2.1.8.2. Для распределения личных призовых мест, когда есть равенство, должны быть сделаны дополнительные полеты после того, как будет закончен последний полет соревнований. Максимальное время полета для первого из дополнительных полетов должно равняться 5-ти минутам. Для каждого последующего полета максимальное время полета должно быть увеличено на 2 минуты. Время дополнительных полетов не должно включаться в финальные суммы командного первенства, они проводятся для распределения личных мест.
2.1.8.3. Для каждого дополнительного тура судейская коллегия назначает 10 минутный промежуток времени, в течение которого все участники дополнительного тура должны начать буксирование и запустить свои модели. В течение этих 10 минут участники имеют право на вторую попытку в случае неудачной первой попытки дополнительного полета. Стартовые позиции в каждом дополнительном туре определяются по жребию.
2.1.8.4. Если по метеорологическим условиям, из-за плохой видимости или проблем с возвращением моделей дополнительные туры были отложены на утро, они должны быть проведены утром, настолько рано, как только позволят условия освещенности и видимости, с тем чтобы избежать термической активности. Максимальная продолжительность первого полета не должна быть меньше 10 минут.
2.1.8.5. В случае исключительных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может изменить "максимум" для дополнительного тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
2.1.9. Хронометраж полетов
Время хронометража ограничивается максимальной продолжительностью полета. Полное время полета измеряется с момента отделения модели от леера до момента окончания полета.
2.1.10. Количество помощников
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.
2.1.11. Устройства для запуска
2.1.11.1. Планер должен запускаться с помощью одиночного леера, длина которого, включая устройство отцепки и запуска, не должна превышать 50 метров при растягивающем усилии 5 кг. Растягивающее усилие должно прикладываться с помощью соответствующего устройства, доступного участникам до и во время соревнований. В течение соревнований судейская коллегия должна проверить не менее 20% лееров. Металлические леера запрещены.
2.1.11.2. Буксировка планера с использованием леера может производиться при помощи различных устройств, таких как лебедки, одиночные блоки, полиспасты и т.д. или бегом. Эти устройства (за исключением самого леера) участник не имеет права сбрасывать во время запуска под угрозой аннулирования полета. Участник может выпускать из рук леер с легким маркером (таким как кольцо, вымпел или маленький резиновый шар) на конце.
2.1.11.3. Для облегчения наблюдения и хронометража леер должен быть снабжен вымпелом прямоугольной формы с площадью поверхности не менее 2,5 дм2 и минимальной стороной не менее 5 см, закрепленным непосредственно на самом леере.
2.1.11.4. Все виды дополнительных стабилизирующих устройств на леере запрещены. Вместо вымпела может быть использован парашют, при условии, что он не закреплен на модели, находится в сложенном состоянии и бездействует до момента отделения леера.
2.1.12. Организация запуска:
а) участник должен находиться на поверхности земли и самостоятельно управлять устройством для запуска;
б) разрешается полная свобода действий и перемещений с целью наилучшего использования леера, за исключением сбрасывания устройств, используемых для буксировки;
в) до начала буксировки планер должен находиться на расстоянии не менее 5 метров от указателя стартовой позиции.
2.2. класс F-1B - резиномоторные модели
2.2.1. Определение
Резиномоторная модель - это модель летательного аппарата, которая приводится в движение двигателем из эластичного материала, подъемная сила модели возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла. Модели с изменяющейся геометрией или площадью несущей поверхности должны соответствовать техническим требованиям в минимально сложенном и в максимально раскрытом положениях.
2.2.2. Технические требования резиномоторных моделей F-1B
Модели класса F-1B должны отвечать следующим техническим требованиям:
площадь несущей поверхности................................17 - 19 дм2,
минимальный вес модели без резиномотора(ов)................200 г,
максимальный вес смазанного резиномотора(ов)...............30 г.
На моделях класса F-1B может быть использовано радиоуправление для необратимых воздействий по ограничению полета (парашютирование). Риск каких-либо отказов или самопроизвольных срабатываний такой аппаратуры принадлежит исключительно участнику.
2.2.3. Количество полетов
Согласно пункту 2.1.3.
2.2.4. Определение зачетного полета
1. Продолжительность полета, зафиксированная в первой попытке, если эта попытка не была неудачной. Если попытка была неудачной, а вторая попытка не сделана, то продолжительность, зафиксированная в первой попытке, записывается в качестве зачетного полета.
2. Продолжительность полета, зафиксированная во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, то в качестве зачетного полета записывается ноль.
2.2.5. Определение неудачной попытки
Попытка классифицируется как неудачная, если модель была запущена и произошло по крайней мере одно из перечисленных ниже событий. Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
2.2.5.1. Во время запуска или полета от модели отделилась какая-либо ее часть.
2.2.5.2. Полет продолжался менее 20 секунд.
2.2.6. Повторение попытки (перелет)
Попытка может быть повторена, если модель сталкивается с другой моделью во время полета или с человеком, но не с самим участником, во время запуска. Если модель продолжает нормально лететь, участник имеет право потребовать, чтобы этот полет был засчитан в качестве зачетного, даже если это требование будет заявлено в конце полета.
2.2.7. Продолжительность полета
Максимальная продолжительность полета "максимум" назначается для каждого тура. В первом туре она равняется четырем минутам, в остальных турах трем минутам. На международных соревнованиях продолжительность полетов во все турах составляет три минуты, за исключением случаев, когда другая продолжительность для определенных туров (не более пяти минут) объявлена заранее в положении о соревнованиях.
В случае неблагоприятных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может изменить "максимум" для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
Максимальная продолжительность более трех минут может быть использоваться только для туров, которые проводятся в то время, когда ветер и термическая активность минимальны.
2.2.8. Распределение занятых мест
2.2.8.1. Согласно пункту 2.1.8.1.
2.2.8.2. Согласно пункту 2.1.8.2.
2.2.8.3. Для каждого дополнительного тура судейская коллегия назначает 10 минутный промежуток времени, в течение которого все участники дополнительного тура должны закрутить свои резиномоторы и запустить свои модели. В течение этих 10 минут участники имеют право на вторую попытку в случае неудачной первой попытки дополнительного полета. Стартовые позиции в каждом дополнительном туре определяются по жребию.
2.2.8.4. Согласно пункту 2.1.8.4.
2.2.8.5. Согласно пункту 2.1.8.5.
2.2.9. Хронометраж полетов
Время хронометража ограничивается максимальной продолжительностью полета. Полное время полета измеряется с момента запуска модели до момента окончания полета.
2.2.10. Количество помощников
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.
2.2.11. Организация запуска:
а) запуск осуществляется с рук. Участник должен находиться на поверхности земли (разрешается подпрыгивание);
б) каждый участник должен самостоятельно закрутить свой резиномотор и запустить модель;
в) модель должна быть запущена в пределах 5 метров от указателя стартовой позиции;
г) запрещается дополнительный подогрев резиномотора.
2.3. Класс F-1C - таймерные модели
2.3.1. Определение
Таймерная модель - это модель летательного аппарата, которая приводится в движение поршневым двигателем; подъемная сила модели возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла. Модели с изменяющейся геометрией или площадью несущей поверхности должны соответствовать техническим требованиям в минимально сложенном и в максимально раскрытом положениях.
2.3.2. Технические требования таймерных моделей F-1C
Модели класса F-1C должны отвечать следующим техническим требованиям:
максимальный рабочий объем цилиндра(ов) двигателя(ей)..........2,5 см3,
минимальный общий вес без топлива: 300 г/см3 x рабочего объема
цилиндра(ов),
минимальная нагрузка на несущую поверхность....................20 г/дм,
максимальная продолжительность работы двигателя............5 секунд с
момента запуска.
Стандартное топливо для двигателей с калильным и искровым зажиганием поставляется организаторами соревнований и должно использоваться в каждом зачетном полете. Состав топлива: 80% метанол, 20% касторовое или синтетическое масло.
На состав топлива для двигателей с компрессионным зажиганием ограничений нет.
Перед каждой попыткой зачетного полета топливный бачок модели должен быть промыт стандартным топливом.
На моделях класса F-1C может быть использовано радиоуправление для необратимых воздействий по ограничению полета, таких как остановка двигателя или парашютирование. Риск каких-либо отказов или самопроизвольных срабатываний такой аппаратуры принадлежит исключительно участнику.
2.3.3. Количество полетов
Согласно пункту 1.3.3.
2.3.4. Определение зачетного полета
2.3.4.1. Продолжительность полета, зафиксированная в первой попытке, если эта попытка не была неудачной. Если попытка была неудачной, а вторая попытка не сделана, то продолжительность, зафиксированная в первой попытке, записывается в качестве зачетного полета.
2.3.4.2. Продолжительность полета, зафиксированная во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, в качестве зачетного полета записывается ноль.
2.3.5. Определение неудачной попытки
Попытка классифицируется как неудачная, если модель была запущена и произошло по крайней мере одно из перечисленных ниже событий:
а) продолжительность работы двигателя с момента запуска превысила 5 секунд;
б) во время запуска или полета от модели отделилась какая-либо часть;
с) полет продолжался менее 20 секунд.
Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
2.3.6. Повторение попытки (перелет)
Попытка может быть повторена, если модель сталкивается с другой моделью во время полета или с человеком, но не самим участником, во время запуска. Если модель продолжает нормально лететь, участник имеет право потребовать, чтобы этот полет был засчитан в качестве зачетного, даже если это требование будет заявлено в конце полета.
2.3.7. Продолжительность полета
Максимальная продолжительность полета "максимум" назначается для каждого тура, в первом туре она равняется четырем минутам, а в остальных турах трем минутам. На международных соревнованиях продолжительность полетов во всех турах составляет три минуты, за исключением случаев, когда другая продолжительность для определенных туров (не более пяти минут) объявлена заранее в бюллетене соревнований.
В случае неблагоприятных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может изменить "максимум" для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
Максимальная продолжительность более трех минут может быть использоваться только для туров, которые проводятся в то время, когда ветер и термическая активность минимальны.
2.3.8. Распределение занятых мест
2.3.8.1. Согласно пункту 2.1.8.1.
2.3.8.2. Согласно пункту 2.1.8.2.
2.3.8.3. Стартовые позиции в каждом дополнительном туре определяются по жребию. Для каждого дополнительного тура судейская коллегия назначает 10 минутный промежуток времени, в течение которого все участники дополнительного тура должны завести двигатели и запустить свои модели. В течение этих 10 минут участники имеют право на вторую попытку в случае неудачной первой попытки.
2.3.8.4. Согласно пункту 2.1.8.4.
2.3.8.5. Согласно пункту 2.1.8.5.
2.3.9. Хронометраж полетов
Время хронометража ограничивается продолжительностью. Полное время полета измеряется с момента запуска до момента окончания полета.
Время работы двигателя измеряется двумя хронометристами с помощью кварцевых электронных хронометров с цифровой индикацией, разрешением не менее 1/100 секунды. Время работы двигателя определяется как среднее арифметическое этих двух измеренных величин, округленное до 1/10 секунды в меньшую сторону.
2.3.10. Количество помощников
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.
2.3.11. Организация запуска:
а) запуск осуществляется с рук, участник должен находиться на поверхности земли (разрешается подпрыгивание);
б) каждый участник должен самостоятельно заводить и регулировать свой двигатель (двигатели) и запускать модель;
с) модель должна быть запущена в пределах 5 метров от указателя стартовой позиции.
2.3.12. Уровень шума
Уровень шума по периметру поля, где летают модели F-1C, не должен превышать 6 децибел над уровнем шума во всех частях границы поля, где существует чувствительность к шуму.
Если уровень шума на периметре поля превышает этот предел, стартовая линия должна быть отодвинута от границы поля, так чтобы уровень шума не превышал предел.
2.4. Класс F-1D - резиномоторная модель
для закрытых помещений
2.4.1. Определение
Модель для закрытых помещений - это авиамодель, которая может летать только в закрытом пространстве, приводится в движение двигателем из резины; подъемная сила модели возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на неподвижные во время полета, за исключением изменения кривизны и угла установки, поверхности.
2.4.2. Технические характеристики комнатных моделей F-1D
Модели класса F-1D должны отвечать следующим техническим требованиям:
максимальный размах крыла модели типа моноплан..................550 мм,
максимальная хорда несущих поверхностей.........................200 мм,
максимальный размах стабилизатора...............................450 мм,
минимальный вес без резиномотора................................1,4 г,
максимальный вес смазанного резиномотора........................0,4 г.
2.4.3. Количество полетов
Участник имеет право на 6 полетов, из которых 2 лучших, идут ему в зачет. Если организаторы определяют туры для соревнования тогда, участник наделен правом на один официальный полет в каждом раунде. Продолжительность туров должна быть объявлена заранее.
2.4.4. Определение зачетного полета
Только полеты с продолжительностью 60 секунд и более считаются зачетными. Полет может быть прерван с помощью любых физических средств, в течение первых 60 секунд. Полет с продолжительностью менее 60 секунд считается попыткой и на каждый из 6 зачетных полетов разрешается одна попытка; попытки не накапливаются.
2.4.5. Количество моделей
Число моделей, которое участник может использовать на соревнованиях по комнатным моделям, не ограничено.
2.4.6. Правило столкновений
В случае столкновения двух моделей в полете, каждый участник должен, в период времени, начиная с момента столкновения и в течение двух минут после окончания полета, решить: оставить полученный результат в качестве зачетного или совершить перелет. Участник имеет право на перелет, даже если время тура истекло, когда произошло столкновение. Перелет должен быть сделан перед его следующим официальным полетом. В случае последнего тура соревнования, когда больше нет официальных полетов, перелет должен быть сделан в течение одного часа после конца тура.
2.4.7. Управление (моделью)
2.4.7.1. Воздушный шар с привязанной к нему нитью или шест могут быть использованы для изменения курса модели или для переноса ее в другую часть летного пространства. Ограничений по времени или по количеству попыток управления нет, за исключением того, что управление всегда должно производиться с передней стороны модели и никогда сзади.
2.4.7.2. Управление, должно использоваться, исключительно с целью предотвратить столкновение модели с конструкциями здания, его внутренним оборудованием или с другими моделями. Перемещение модели должно происходить главным образом в горизонтальной плоскости.
Примечание: Если, по мнению хронометриста, изменение высоты полета модели вследствие управления составляет около половины метра, или одного метра на каждые 25 метров высоты (смотря по тому, что больше) он делает участнику предупреждение. Если предупреждение хронометриста оставлено без внимания, хронометраж полета прекращается.
2.4.7.3. В процессе управления винт модели может зацепиться за шар, нить или шест и перестать вращаться. Как только винт остановится, должен быть включен третий секундомер (предпочтительно секундомер с двойными кнопками, который может фиксировать накопленное время), с помощью которого должно быть зафиксировано суммарное время остановки винта за все попытки управления. Это время затем вычитается из полного времени полета, зафиксированного двумя другими секундомерами. Если участник после попытки управления не может освободить винт, все три секундомера должны быть остановлены одновременно, а суммарное время остановки винта вычтено из показаний, как указано выше.
2.4.7.4. Перелет не разрешается, за исключением случая, когда модель участника пострадает от попыток управления другой моделью.
2.4.7.5. Решение по управлению принимается участником и должно быть выполнено им самим. Участник с физическими недостатками, мешающими выполнять управление, должен договориться о замене с руководителями соревнований. В случае слабого зрения, для получения разрешения на замену при управлении должно быть представлено письменное заключение врача, подтверждающее, что зрение участника с учетом коррекции:
составляет менее чем 6 метров,
среднее или отсутствует бинокулярное зрение.
При наличии такого официального медицинского заключения участнику разрешается использовать для управления моделью помощника.
2.4.7.6. Хронометристы обязаны следить за использованием приспособлений для управления и предупреждать участника о возможной опасности его действий для других моделей. Если участник во время управления помешает чужой модели, пострадавший участник может выбрать перелет, результат которого, если полет состоится, будет ему зачтен за данный тур. Участник должен сообщить о своем выборе хронометристам не позднее, чем через две минуты после окончания полета. Если он выбирает перелет, то должен совершить его до следующего зачетного полета.
2.4.8. Распределение занятых мест
Для окончательного распределения занятых мест берется сумма времени двух лучших зачетных полетов каждого участника. В случае совпадения этих сумм, во внимание принимается третий результат, и так далее, пока не будет однозначного распределения мест.
2.4.9. Хронометраж полетов
Хронометраж полетов ведется двумя электронными секундомерами, с цифровой шкалой, с точностью не хуже 1/100 секунды.
Время хронометража ограничивается максимальной продолжительностью полета. Полное время полета измеряется с момента запуска модели до момента окончания полета. Отсчет времени для каждого полета начинается, когда модель отделяется от рук участника.
Хронометраж прекращается, если:
а) модель опускается на пол здания,
б) от модели что-либо отделяется,
в) модель касается каких-либо частей здания или внутреннего оборудования, кроме пола, и ее поступательное движение прекращается.
Примечание: В этом случае хронометристы продолжают хронометраж полета в течение 10 секунд после прекращения поступательного движения. Если через 10 секунд модель останется в контакте с препятствием, отсчет времени прекращается и из продолжительности полета вычитается 10 секунд. Если модель менее чем за 10 секунд самостоятельно освобождается от контакта, хронометраж полета продолжается в обычном порядке.
2.4.10. Количество помощников
Участник имеет право использовать одного помощника.
2.4.11. Организация запуска:
а) запуск осуществляется с рук, участник должен стоять на полу,
б) закручивать резиномотор должен сам участник.
2.5. Класс F-1E - планеры для закрытых помещений
ручного запуска
2.5.1. Определение
Планер - это модель летательного аппарата, не имеющая силовой установки, подъемная сила которой, возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла.
Планер может быть оснащен автоматическим рулевым устройством для прямолинейного полета и ограничения времени полета, как правило, магнитным, которое не может управляться участником в течение полета и не должно работать с использованием навигационных систем.
В классе F-1E участвуют планеры, предназначенные для полетов в закрытом помещении, не оснащенные каким-либо двигателем. Подъемная сила обеспечивается аэродинамическими силами, действующими на неотделяемые в полете плоскости модели.
2.5.2. Характеристики моделей
К участию в соревнованиях не допускаются модели с изменяемой геометрией (напр., со складывающимися крыльями). Количество моделей, регистрируемых для выступления - три.
2.5.3. Количество полетов
Участнику разрешается совершить 9 полетов, в зачет идут три лучших результата.
Перед началом стартов проводится жеребьевка номеров участников, для определения последовательности старта.
Соревнования проводятся по 3-м вариантам:
2.5.3.1. Вариант 9 по 1, когда спортсмен приглашается судьями на старт 9-и раз и каждый раз делает 1 зачетный полет.
2.5.3.2. Вариант 3 по 3, когда спортсмен приглашается судьями на старт 3-и раза и каждый раз делает 3-и зачетных полета.
2.5.3.3. Вариант свободного старта, когда спортсмен может сделать 9 зачетных полетов за один выход.
Вариант проведения определяется жюри соревнований коллегиально до начала стартов, и объявляется главным судьей соревнований на общем построении.
Старт модели производится рукой спортсмена без каких-либо приспособлений, при этом спортсмен находится на полу. Прыжок с поверхности пола допускается.
На подготовку к старту отводится 1-а минута. Не стартовавший вовремя спортсмен уступает место следующему.
Результат определяется по сумме очков, набранных в 3-х лучших полетах из 9-и (1 секунда - 1 очко).
Максимальный полет по времени не ограничен.
Регистрируемым временем полета является среднее арифметическое значение показаний, зафиксированных судьями-хронометристами, уменьшенное до ближайшей целой десятой доли секунды. Если расхождение показаний, зафиксированных судьями-хронометристами больше 1-й секунды, жюри соревнований вправе принять решение о том, какой результат заносится в стартовый журнал, или принять другое решение.
2.5.4. Технические требования к моделям
Модели класса F-1E должны отвечать следующим техническим требованиям в соответствии с категориями:
1-я: размах крыльев до 400 мм., вес не менее 5 грамм,
2-я: размах крыльев от 400 мм. до 600 мм., вес не менее 6 грамм,
3-я: размах крыльев от 600 мм. до 800 мм., вес не менее 7 грамм,
4-я: размах крыльев от 800 мм. до 1000 мм., вес не менее 10 грамм.
Подъемная сила модели создается аэродинамическими силами, действующими на закрепленные плоскости
Не допускается изменение площади и геометрии крыла (например складывающиеся крылья).
Носовая часть фюзеляжа должна быть изготовлена из мягкого травмобезопасного материала.
Количество моделей, регистрируемых для выступления одного спортсмена - не более 3-х.
2.5.5. Определение официального полета
2.5.5.1. Продолжительность полета в первой попытке, за исключением случаев, когда эта попытка классифицируется как неудачная.
2.5.5.2. Продолжительность полета во второй попытке. Если вторая попытка является также неудачной, за полет засчитывается нулевой результат.
2.5.6. Определение неудачной попытки
Попытка считается неудачной, если после запуска модели произошла одна из нижеописанных ситуаций:
а) модель столкнулась с человеком или предметом, который держал человек (за исключением самого участника);
б) модель столкнулась с другой моделью в полете;
в) от модели отделилась какая-либо ее часть при запуске или в полете.
Если это произошло в первой попытке, участнику предоставляется право на вторую попытку.
Результат второй попытки идет в зачет. Спортсмен имеет право отложить вторую попытку на конец очереди по жеребьевке.
2.5.7. Хронометрирование полетов
Хронометрирование полета модели осуществляется двумя хронометристами с электронными секундомерами с цифровым выводом.
Регистрируемым временем полета является среднее значение показаний, зафиксированных обоими хронометристами, но уменьшенное до ближайшей одной десятой секунды, ниже осредненного значения показаний времени. Если расхождение в результатах, зафиксированных хронометристами, не указывает на ошибку в хронометрировании, при возникновении чего организатор соревнований совместно с жюри должен принять решение о том, какой из зафиксированных показаний хронометристов должен быть зарегистрирован в качестве официального результата или о принятии иных мер.
Хронометрирование каждого полета модели должно начинаться с момента ее запуска.
Хронометрирование должно прерываться в момент, когда:
а) модель останавливается на полу помещения;
б) модель приходит в контакт с какой-либо частью помещения или объектом, находящимся в нем, отличным от пола, и поступательное движение модели прекращается.
2.5.8. Итоговый результат
Итоговый результат каждого участника определяется по сумме трех лучших результатов полетов. В случае равенства результатов принимаются к рассмотрению результаты лучшего 4-го полета и так далее в случае последующего равенства результатов.
2.6. Класс F-1G - резиномоторные модели
2.6.1. Определение
Резиномоторная модель - это модель летательного аппарата, которая приводится в движение двигателем из эластичного материала и подъемная сила модели возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла.
2.6.2. Технические характеристики резиномоторных
моделей F-1G:
Модели класса F-1G должны отвечать следующим техническим требованиям:
минимальный вес модели без резиномотора(ов).......................70 г,
максимальный вес смазанного резиномотора(ов)......................10 г.
Разрешенное количество моделей используемых участником в соревнованиях 3.
2.6.3. Количество полетов
2.6.3.1. Каждый участник соревнований имеет право на пять зачетных полетов.
2.6.3.2. Каждый участник соревнований имеет право на один зачетный полет в каждом туре соревнований. Продолжительность туров должна быть объявлена заранее и не может быть меньше 30 минут и больше 90 минут.
2.6.4. Определение зачетного полета
2.6.4.1. Продолжительность полета, зафиксированная в первой попытке, если эта попытка не была неудачной. (Если попытка была неудачной, а вторая попытка не сделана, то продолжительность, зафиксированная в первой попытке, записывается в качестве зачетного полета).
2.6.4.2. Продолжительность полета, зафиксированная во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, в качестве зачетного полета записывается ноль.
2.6.5. Определение неудачной попытки
Попытка классифицируется как неудачная, если модель была запущена и произошло по крайней мере одно из перечисленных ниже событий:
а) полет продолжался менее 20 секунд;
б) во время запуска или полета от модели отделилась какая-либо ее часть.
Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
2.6.6. Повторение попытки (перелет)
Попытка может быть повторена, если модель сталкивается с другой моделью во время полета или с человеком, но не самим участником, во время запуска. Если модель продолжает нормально лететь, участник имеет право потребовать, чтобы этот полет был засчитан в качестве зачетного, даже если это требование будет заявлено в конце полета.
2.6.7. Продолжительность полета
Максимальная продолжительность официального полета ("максимум") во всех пяти турах равняется двум минутам. В случае неблагоприятных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может изменить "максимум" для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
2.6.8. Распределение занятых мест
2.6.8.1. Сумма времени всех пяти зачетных полетов каждого участника используется для окончательного распределения мест участников.
2.6.8.2. Для распределения личных призовых мест, когда есть равенство, должны быть сделаны дополнительные полеты сразу после того, как будет закончен последний полет соревнований. Для каждого последующего тура максимальное время полета должно быть увеличено на одну минуту относительно предыдущего тура.
2.6.8.3. Для каждого дополнительного тура организаторы назначают 10 минутный промежуток времени, в течение которого все участники дополнительного тура должны закрутить резиномоторы и запустить свои модели. В течение этих 10 минут участники имеют право на вторую попытку в случае неудачной первой попытки дополнительного полета.
2.6.9. Хронометраж полетов
Полное время полета измеряется с момента запуска модели до момента окончания полета.
2.6.10. Количество помощников
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.
2.6.11. Организация запуска:
а) запуск осуществляется с рук, участник должен находиться на поверхности земли (разрешается подпрыгивание);
б) каждый участник должен самостоятельно закрутить свой резиномотор и запустить модель;
в) модель должна быть запущена в пределах 5 метров от указателя стартовой позиции;
г) запрещается дополнительный подогрев резиномотора.
2.7. Класс F-1H - планер
2.7.1. Определение
Планер - это модель летательного аппарата, не имеющая силовой установки, подъемная сила которой возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла. Модели с изменяющейся геометрией или площадью несущей поверхности должны соответствовать техническим требованиям в минимально сложенном и в максимально раскрытом положениях.
2.7.2. Характеристики планеров F-1H
Модели класса F-1H должны отвечать следующим техническим требованиям:
максимальная площадь несущей поверхности........................18 дм2,
минимальный вес..................................................220 г,
максимальная длина буксирного леера под нагрузкой 2 кг............50 м.
Каждый участник может использовать в соревнованиях не более трех моделей.
2.7.3. Количество полетов
2.7.3.1. Каждый участник соревнований имеет право на пять зачетных полетов.
2.7.3.2. Каждый участник соревнований имеет право на один зачетный полет в каждом туре соревнований. Продолжительность туров должна быть объявлена заранее и не может быть меньше 30 минут и больше 90 минут.
2.7.4. Определение зачетного полета
2.7.4.1. Продолжительность полета, зафиксированная в первой попытке, если эта попытка не была неудачной. (Если попытка была неудачной, а вторая попытка не сделана, то продолжительность, зафиксированная в первой попытке, записывается в качестве зачетного полета).
2.7.4.2. Продолжительность полета, зафиксированная во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, в качестве результата зачетного полета записывается ноль.
2.7.5. Определение неудачной попытки
Попытка классифицируется как неудачная, если планер был запущен и произошло по крайней мере одно из перечисленных ниже событий:
а) полет продолжался менее 20 секунд;
б) планер возвратился на землю, не отделившись от леера;
в) момент отделения леера не мог быть точно зафиксирован хронометристами;
г) при запуске или во время полета от планера отделилась какая-либо его часть;
д) хронометристам ясно видно, что участник потерял контакт с леером и участник заявил о попытке.
Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
2.7.6. Попытка может быть повторена (участник получает
право на перелет), если:
а) планер сталкивается с кем-либо за исключением участника, запускающего его;
б) во время буксировки планер сталкивается с другой моделью, находящейся в свободном полете (но не с буксируемым планером и не с леером), и буксировка не может продолжаться нормально;
в) во время свободного полета планер сталкивается с другой моделью или с леером, кроме своего собственного леера.
Если планер продолжает нормально лететь, участник имеет право потребовать, чтобы этот полет был засчитан в качестве зачетного, даже если это требование будет заявлено в конце полета.
2.7.7. Продолжительность полетов
Максимальная продолжительность "максимум" для зачетных полетов во всех турах две минуты. В случае исключительных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может разрешить изменить "максимум" для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
2.7.8. Распределение по занятым местам
2.7.8.1. Сумма времени всех пяти зачетных полетов каждого участника используется для окончательного распределения мест участников.
2.7.8.2. Для распределения личных призовых мест, когда есть равенство, должны быть сделаны дополнительные полеты сразу после того, как будет закончен последний полет соревнований. Максимальное время полета для каждого дополнительного тура увеличивается на одну минуту относительно предыдущего тура. Для каждого дополнительного тура организаторы назначают 10 минутный промежуток времени, в течение которого все участники дополнительного тура должны начать буксирование и запустить свои модели. В течение этих 10 минут участники имеют право на вторую попытку в случае неудачной первой попытки дополнительного полета.
2.7.9. Хронометраж полетов
Полное время полета измеряется с момента отделения модели от леера до момента окончания полета.
2.7.10. Количество помощников
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.
2.7.11. Устройства для запуска
2.7.11.1. Планер должен запускаться с помощью одиночного леера, длина которого, включая устройство отцепки и запуска, не должна превышать 50 метров при растягивающем усилии 2 кг. Металлические леера запрещены.
2.7.11.2. Любые устройства, присоединенные к лееру, участник не имеет права сбрасывать во время запуска, под угрозой аннулирования полета. Участник может выпускать из рук леер с легким маркером, таким как кольцо, вымпел или маленький резиновый шар на конце.
2.7.11.3. Для облегчения наблюдения и хронометража леер должен быть снабжен вымпелом прямоугольной формы с площадью поверхности не менее 2,5 дм2 и минимальной стороной не менее 5 см, закрепленным непосредственно на самом леере.
2.7.11.4. Все виды дополнительных стабилизирующих устройств на леере запрещены.
2.7.12. Организация запуска:
а) участник должен находиться на поверхности земли и самостоятельно управлять устройством для запуска;
б) разрешается полная свобода действий и перемещений с целью наилучшего использования леера, за исключением сбрасывания устройств, используемых для буксировки;
в) до начала буксировки планер должен находиться в пределах 5 метров от указателя стартовой позиции.
2.8. Класс F-1P - таймерные модели
2.8.1. Определение
Таймерная модель F-1P - это модель летательного аппарата, которая приводится в движение поршневым двигателем; подъемная сила модели возникает за счет аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полете, за исключением изменений кривизны или установочного угла.
2.8.2 Технические характеристики таймерных моделей - F-1P
Модели класса F-1P должны отвечать следующим техническим требованиям:
минимальная площадь проекции крыла..............................26 дм2,
максимальный размах проекции крыла модели........................1,5 м,
минимальный общий вес модели.....................................250 г,
максимальная продолжительность работы двигателя 7 секунд с момента
запуска модели,
Максимальный рабочий объем цилиндра(ов) двигателя(ей).........1,00 см3.
За время полета допускается только однократное изменение углов установки или кривизны крыла или стабилизатора до парашютирования.
Не допускается никакого удлинения выхлопного(ных) окна(он) двигателя(ей).
Пропеллер должен быть установлен непосредственно на валу двигателя. Редуктор(ы) запрещен(ы).
Запрещены механические тормоза для остановки двигателя.
Топливо для двигателя(лей) разрешается любое без ограничений.
Каждый участник имеет право использовать в соревнованиях четыре модели.
2.8.3. Количество полетов:
а) каждый участник соревнований имеет право на семь зачетных полетов;
б) каждый участник соревнований имеет право на один зачетный полет в каждом туре соревнований. Продолжительность туров должна быть объявлена заранее и не может быть меньше 30 минут и больше 90 минут.
2.8.4. Определение зачетного полета
2.8.4.1. Продолжительность полета, зафиксированная в первой попытке, если эта попытка не была неудачной. Если попытка была неудачной, а вторая попытка не сделана, то продолжительность, зафиксированная в первой попытке, записывается в качестве зачетного полета.
2.8.4.2. Продолжительность полета, зафиксированная во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, в качестве зачетного полета записывается ноль.
2.8.5. Определение неудачной попытки
Попытка классифицируется как неудачная, если модель была запущена и произошло по крайней мере одно из перечисленных ниже событий:
а) полет продолжался менее 20 секунд;
б) продолжительность работы двигателя с момента запуска превысила 7 секунд;
в) во время запуска или полета от модели отделилась какая-либо часть.
Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
2.8.6. Повторение попытки (перелет)
Попытка может быть повторена, если модель сталкивается с другой моделью во время полета или с человеком, но не самим участником, во время запуска.
Если модель продолжает нормально лететь, участник имеет право потребовать, чтобы этот полет был засчитан в качестве зачетного, даже если это требование будет заявлено в конце полета.
2.8.7. Продолжительность полета
Максимальная продолжительность полета "максимум" для всех туров три минуты. В случае неблагоприятных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может изменить "максимум" для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
2.8.8. Распределение занятых мест
2.8.8.1. Сумма времени для каждого участника всех зачетных полетов, используется для окончательного распределения мест участников. Эта сумма времени используется также для распределения командных мест.
2.8.8.2. Для распределения личных призовых мест, когда есть равенство, должны быть сделаны дополнительные полеты после того, как будет закончен последний полет соревнований. Максимальное время полета для первого из дополнительных туров должно быть пять минут, для каждого последующего дополнительного тура увеличивается на две минуты. Результаты дополнительных туров при распределении командных мест не учитываются, они используются только для определения личного первенства.
2.8.8.3. Стартовые позиции для каждого дополнительного тура определяются жеребьевкой. Дополнительные туры проводятся после окончания последнего тура соревнований. Для каждого дополнительного тура организаторы назначают 10 минутный промежуток времени, в течение которого все участники дополнительного тура должны завести двигатели и запустить свои модели. В течение этих 10 минут участники имеют право на вторую попытку в случае неудачной первой попытки.
2.8.8.4. В случае неблагоприятных метеорологических условий, плохой видимости или проблем с возвращением моделей дополнительные туры могут быть перенесены на утро и проведены настолько рано, как только позволят условия освещенности и видимости, с тем, чтобы избежать влияния термических потоков. В этом случае максимальная продолжительность первого полета не должна быть меньше 10 минут.
2.8.8.5. В случае неблагоприятных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может изменить "максимум" для дополнительного тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура. Максимальное время работы двигателя для всех дополнительных туров 7 секунд.
2.8.9. Хронометраж полетов:
а) полное время полета измеряется с момента запуска до момента окончания полета;
б) время работы двигателя измеряется двумя хронометристами с помощью кварцевых электронных хронометров с цифровой индикацией, разрешением не менее 1/100 секунды. Время работы двигателя определяется как среднее арифметическое этих двух измеренных величин, округленное до 1/10 секунды в меньшую сторону.
2.8.10. Количество помощников
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.
2.8.11. Запуск:
а) запуск осуществляется с рук, участник должен находиться на поверхности земли (разрешается подпрыгивание);
б) каждый участник должен самостоятельно заводить и регулировать свой двигатель (двигатели) и запускать модель;
в) модель должна быть запущена в пределах 5 метров от указателя стартовой позиции.
2.9. Распределение обязанностей судей в классах F-1
Главный судья осуществляет общее управление соревнованиями и отвечает за взаимодействие между руководителями команд, группой хронометристов, группой регистрации моделей, представителями команд.
Заместитель главного судьи работает по указанию главного судьи, а при отсутствии последнего выполняет его обязанности.
В обязанности заместителя главного судьи входит:
а) проверить наличие и соответствие стартового оборудования и судейских принадлежностей;
б) организовать работу судейской коллегии соревнований, учитывая квалификацию и физические возможности судей;
в) после окончания работы каждого старта проводить разбор работы судей.
Главный секретарь в своей работе подчиняется главному судье и его заместителю.
В обязанности секретаря входит:
а) отвечать за работу секретариата;
б) до начала соревнований проверить подготовку всей необходимой документации;
в) организовать проведение жеребьевки и составить списки участников;
г) контролировать правильность записей и подсчетов в стартовых журналах, полетных листах и книжках;
д) принимать протесты, поступающие в главную судейскую коллегию, отмечая на них время поступления, немедленно докладывая о них главному судье или его заместителю;
е) по окончании соревнований оформлять отчет о них и представить его главному судье;
ж) давать судье-информатору необходимые сведения о предварительных результатах соревнований, а после утверждения результатов передавать их представителям прессы.
Начальник старта подчиняется главному судье и его заместителю. Начальник старта является руководителем работы на старте. Он руководит работой судей, объявляет результаты и подписывает стартовый журнал, инструктирует судей и участников непосредственно перед стартом, следит за соблюдением мер безопасности на старте.
Старший хронометрист отвечает за все аспекты хронометража и записи баллов в полетные книжки спортсменов. Несет ответственность за правильность контрольных замеров и достоверность результатов.
Судья-хронометрист, хронометрирует время и записывает данные в полетный лист (книжку). На каждой стартовой позиции необходимы два судьи-хронометриста.
Судья технического контроля отвечает за проведение измерений соответствующих классу моделей технических параметров.
3. Класс F-2 - кордовые
3.1. Класс F-2A - скоростные модели
3.1.1. Определение скоростной модели
Авиамодели, в которых тяга образуется поршневым двигателем, а подъемная сила образуется за счет аэродинамических сил, воздействующих на несущие поверхности, которые должны быть неподвижными (за исключением плоскостей управления) во время полета.
3.1.2. Характеристики скоростных моделей
Модель класса F-2A должна отвечать следующим техническим требованиям:
максимальный рабочий объем двигателя(лей) | 2,5 см3, |
минимальная площадь несущих поверхностей | 5.0 дм2, |
максимальная площадь несущих поверхностей | 6.0 дм2, |
максимальная нагрузка | 100 г/ дм2, |
максимальный размах крыла | 100 см, |
минимальный внутренний объем | 50 см3, |
максимальный внутренний диаметр выхлопного сопла | - 6 мм. |
Для определения размаха крыла асимметричных моделей используется линия действия тяги.
Модель должна взлетать с земли.
Наличие глушителя обязательно. Должна быть предусмотрена возможность эффективного выключения двигателя так, чтобы время работы на высоком шумовом уровне можно было ограничить до 20 - 30 секунд на полет.
3.1.3. Топливо
Топливо стандартного состава для моторов с воспламенением от калильных и искровых свечей должно поставляться организаторами и состоять из 80% метанола и 20% смазочного вещества (касторовое масло).
Примечание: Топливо для двигателей с компрессионным зажиганием - без ограничений.
Перед каждой попыткой зачетного полета топливный бак должен быть промыт стандартным топливом.
3.1.4. Кордовые нити управления
3.1.4.1. Разрешается управление только с двумя кордами. Минимальный диаметр корд - 0,40 мм с допуском минус 0,011 мм.
3.1.4.2. Не разрешается преднамеренное скручивание и/или соединение двух корд от точки выхода из модели до ручки управления. Корды должны быть отделены друг от друга не менее чем на 5 мм в точке выхода из модели и не менее чем на 25 мм на ручке управления.
3.1.4.3. Корды должны быть круглыми в поперечном сечении и не должны иметь никакого жидкостного покрытия или покрытия из другого материала. Растворитель может применяться только с целью очистки.
3.1.5. Длина дистанции и полетный круг
3.1.5.1. Дистанция для измерения скорости полета модели должна быть минимум 1 км. Радиус полетного круга должен быть 17,69 метра (9 кругов = 1 км).
3.1.5.2. На земле должны быть четко обозначены круг пилота радиусом 3 метра и круг безопасности радиусом 21 метр.
3.1.6. Испытание кордовых нитей (проводится перед каждой
попытки зачетного полета)
Радиус измеряется от оси вращения шарнирной опоры пилона до оси винта. Если используются два винта, в качестве базы измерения берется ось симметрии.
При проверке длины кордовых нитей применяется нагрузка, достаточная только для устранения провисания нити.
Ручка, корды и модель в сборе подвергаются испытаниям на нагрузку, в 50 раз превышающую вес модели. На такую же нагрузку отдельно испытывается и предохранительная петля, надеваемая на запястье участника.
В каждом случае натяжение должно быть произведено три раза с медленным увеличением до максимальной нагрузки и быстрым сбросом ее. Усилие должно прикладываться к месту захвата, а не к месту крепления кордовых нитей.
Диаметр кордовых нитей проверяется не менее чем в трех точках на разных интервалах по длине каждой кордовой нити.
3.1.7. Ручка управления и вилка пилона
Для всех классов F-2 спортсмен должен предусмотреть петлю безопасности, соединяющую ручку управления с кистью руки, и использовать ее в течение всего полета. Контрольное усилие прикладывается отдельно к петле безопасности.
Петлю безопасности, соединяющую запястье спортсмена с ручкой управления, должен обеспечить себе сам спортсмен и использовать ее во всех полетах.
Пилон с опорами, предоставляется участникам соревнования организатором. Используемые вилка пилона и ручка управления обязательно должны быть тех же стандартных размеров, какие указаны на рисунке. Расстояние между гибкой точкой крепления корд на ручке управления и точкой контакта горизонтального стержня на вилке должно быть максимум 6 мм, что равняется половине диаметра стержня "U"-образной вилки. Горизонтальный стержень (ось вращения ручки) должен быть в постоянном контакте с вилкой пилона во время зачетных полетов.
Вилка пилона должна быть регулируемой по высоте в любой точке в промежутке 1000 мм - 1600 мм от поверхности земли и устойчиво закреплена. Обязательные размеры указаны на рисунке. Вилка пилона в своем наивысшем положении не должна отклоняться более чем на 20 мм при испытании ее на изгиб в горизонтальном направлении нагрузкой, величиной 25 килограмм.
3.1.8. Определение попытки
Попыткой считается, если пилот в течение 3 минут после стартового сигнала не установил ручку управления на вилку пилона.
3.1.9. Число попыток
В случае безуспешной первой попытки зачетного полета участник соревнований имеет право на вторую попытку.
3.1.10. Определение зачетного полета
Полет является зачетным, когда начинается официальный хронометраж.
3.1.11. Число полетов и число моделей
Каждый участник имеет право минимум на три и максимум на четыре зачетных полета. Количество туров должно быть заявлено до начала соревнования. Во время зачетных полетов каждый участник имеет право использовать три заявленных модели в классе F-2A.
3.1.12. Количество помощников
3.1.12.1. Пилоту не разрешается получать информацию, передаваемую при помощи средств дистанционной связи, во время выполнения попытки (полета).
3.1.12.2. Пилоту на полетной площадке могут помогать два помощника.
3.1.12.3. В случае полной команды этими двумя помощниками должны быть члены команды, либо один член команды и менеджер команды.
3.1.12.4. В случае использования неполной национальной командой в скоростном классе помощников или членов другой неполной национальной команды, эти помощники могут выступать в качестве помощников при условии, что они зарегистрированы как таковые не более чем одной национальной сборной в течение соревнований.
3.1.12.5. В случае неполной команды, состоящей из двух участников, второй член команды должен быть помощником для другого участника из его страны. В этом случае участники из неполной команды могут использовать в качестве второго помощника только одного зарегистрированного участника из другой неполной команды, или одного официально зарегистрированного помощника из любой страны, или менеджера команды участника.
3.1.12.6. Единственный участник из страны может использовать двоих зарегистрированных помощников. В этом случае участник из неполной команды может использовать до двух зарегистрированных участников из других неполных команд или до двух официально зарегистрированных помощников из любых стран, либо менеджера команды участника и второго помощника как указано выше.
3.1.12.7. Менеджер команды может находиться на полетной площадке в любом случае.
Примечание: В круге могут находиться максимум 4 человека - пилот, два помощника и менеджер команды. Четвертый человек может находиться в круге только в качестве наблюдателя.
3.1.13. Начало отсчета времени
Официальный отсчет времени начинается с момента, когда после установки ручки управления на вилку пилона модель, сделав два полных круга, снова проходит электронный датчик или маркер, расположенный на противоположной стороне круга, точно напротив хронометристов.
3.1.14. Высота полета
Во время зачетного полета высота полета не должна быть меньше одного и больше трех метров.
3.1.15. Аннулирование полета
Полет аннулируется, если:
а) во время зачетного полета пилот прикладывает любое физическое усилие с целью увеличения скорости полета модели;
б) в любой момент во время скоростного участка высота полета модели превышает 6 метров или модель остается на высоте выше 3 метр или ниже 1 метра более одного круга;
в) во время зачетного полета отсутствует постоянный контакт с вилкой пилона;
г) во время зачетного полета происходит отделение какой-либо части модели.
3.1.16. Количество хронометристов и судей
3.1.16.1. Время должно засекаться либо тремя официальными хронометристами, снабженными электронными хронометрами с разрешающей способностью 1/100 секунды, либо оптической электронной системой с равной или лучшей разрешающей способностью или точностью.
3.1.16.2. На соревнованиях в случае электронного хронометрирования должны использоваться две электронные системы. Одна система должна быть основной, и скорости, зафиксированные данной системой, должны использоваться в целях классификации. Другая система должна быть вспомогательной и служить в качестве обязательной резервной системы. Скорости, зафиксированные вспомогательной резервной системой, могут использоваться в целях классификации только в случаях отказа основной системы. В других соревнованиях обязательное дублирование автономной системы может осуществляться каким-либо другим электронным устройством или двумя хронометристами с хронометрами.
3.1.16.3. Как минимум двое судей должны контролировать поведение пилота и соблюдение высоты полета.
3.1.17. Хронометраж
Индивидуальные результаты полетов, регистрируемые каждым официальным хронометристом и/или оптической электронной системой, должны фиксироваться в письменном виде и сохраняться старшим судьей или другим официальным лицом.
3.1.18 Индивидуальная классификация
Для классификации используется наилучшая скорость, достигнутая во время трех или четырех полетов. Если у пилотов будут равные результаты скорости, то победитель определяется по лучшему второму результату скорости, а если и в этом случае будет равенство, то по лучшему третьему результату скорости.
Первые три позиции подлежат повторной проверке заявленных характеристик авиамодели.
3.1.19. Командная классификация
Результаты национальной команды с целью определения командной классификации определяются по сумме лучших результатов скорости, показанных каждым членом команды. Если у команд будет равное соотношение очков, то победителем становится команда с наименьшей суммой мест, занятых в порядке отсчета, начиная с первого. Если результаты команд будут снова равными, то команда-победитель определяется по лучшему месту в индивидуальном зачете.
3.2. Класс F-2B - пилотажные модели
3.2.1 Определение пилотажной модели
Пилотажной моделью называется модель, у которой управление осуществляется механически, через кордовые нити, у которой несущие поверхности во время полета должны оставаться неподвижными, за исключением пропеллера и специальных поверхностей управления - рулей.
3.2.2. Характеристики кордовых пилотажных моделей
Модели класса F-2B должны отвечать следующим техническим требованиям:
максимальный полетный вес.......................................3,5 кг,
максимальный размах крыла..........................................2 м,
максимальная длина модели..........................................2 м,
максимальный рабочий объем поршневого двигателя(ей).............15 см3,
максимальное напряжение источников питания электромотора(ов)......42 В,
максимальна статическая тяга газотурбинного двигателя(ей) 10 ньютон,
наличие глушителя, для всех поршневых двигателей обязательно,
использование систем для дистанционного выключение двигателя запрещено,
модель должна стартовать с земли,
запрещено беспроводное дистанционное (радио, оптическое и любое другое) управление любыми функциями или системами модели,
исключение составляет дистанционное выключение двигателя,
управление уборкой и выпуском шасси и (или) закрылков при взлете и посадке, включением стартера двигателя (лей) или выключением двигателя при посадке могут управляться электромагнитными сигналами, передаваемыми по кордам модели, или могут быть полностью автоматическими,
для поршневых двигателей (включая ротационные типа "Ванкель"), никакое внешнее управление дросселем или шагом пропеллера не разрешается, за исключением выключения двигателя при посадке,
управление рулевыми поверхностями модели должно осуществляться только движением кордовых нитей с приводом от рукоятки управления, разрешены механические автоматические устройства,
изменяющие подачу топлива, в зависимости от положения модели в полете (например, специальные топливные баки или настроенные выхлопные системы, позволяющие изменять обороты двигателя (лей) в зависимости от их нагрузки в полете),
для силовых установок, кроме поршневых двигателей, разрешено использование автоматических, действующих независимо от пилота систем изменения мощности двигателей.
3.2.3. Длина кордовых нитей
Длина кордовых нитей должна быть не менее 15, но не более 21,5 метров. Она измеряется от рукоятки управления до оси модели, при многомоторной установке до оси симметрии модели.
3.2.4. Испытание кордовых нитей (проводится перед каждой
попыткой зачетного полета)
3.2.4.1. Длина и прочность кордовых нитей проверяется перед каждым официальным полетом модели.
3.2.4.2. Длина и прочность кордовых нитей испытываются не менее чем за 15 минут и не более чем за 30 минут до официального полета. Прочность испытывается при присоединенных к модели кордовых нитях прилагаемым к ручке управления растягивающим усилием, равным 10-кратному весу модели без топлива. Нагрузка должна быть равномерно распределена на обе кордовые нити;
3.2.4.3. Модель должна иметь конструкцию, доступную для проведения данного испытания перед полетом.
3.2.4.4. Если между испытаниями и официальным полетом кордовые нити по какой-либо причине отсоединялись от модели, необходимо провести повторное испытание.
Рисунок N 1
Конструкция ручки управления
3.2.4.5. Во время полета, участник обязательно должен иметь на запястье руки страховочную петлю, связанную с ручкой управления. Страховочная петля (Рисунок N 1), должна охватывать запястье участника и при выпущенной из руки ручке управления, надежно затягиваться на запястье участника. Место крепления страховочной петли к ручке управления может выбирать сам участник.
3.2.5. Отмена полетов по условиям погоды
3.2.5.1. Полеты должны быть приостановлены, если скорость ветра превышает безопасную для проведения полетов. В этом случае, главный судья принимает решение о приостановке полетов, до уменьшения силы ветра до безопасного предела.
3.2.5.2. Если гроза началась во время полета модели кого-либо из участников соревнований, то ему должен быть предоставлен "перелет".
При возникновении угрозы начала грозы, главный судья обязан согласовать время задержки соревнований, и в кратчайший срок, информировать об этом, всех участников и официальных лиц.
3.2.6. Проверка уровня шума модели
3.2.6.1 Уровень шума модели, участвующей в соревнованиях должен быть официально измерен, если поступил запрос от любого члена судейской коллегии. Такие запросы делаются, если, по мнению кого-либо из судей шум от модели во время официального полета превышает допустимый. Все такие запросы делаются на имя главного судьи соревнований.
3.2.6.2 Если официальный тест измерения шума требуется, главный судья должен его произвести. При этом все оценочные ведомости модели, уровень шума которой будет измеряться, передаются главному судье. Главный судья должен произвести замер уровня шума, или сам лично, или присутствовать при этом.
3.2.6.3. Уровень шума модели замеряется при работающем на полных оборотах двигателе. Модель должна при этом находиться на земле, и ее продольная ось должна располагаться под прямым углом к микрофону. Микрофон располагается на расстоянии 3 метров от двигателя модели, в 0,3 метра от поверхности земли со стороны крыла, обращенного наружу полетного круга. Если поверхность земли покрыта травой, то высота травы не должна превышать 2,5 сантиметра.
Поблизости не должно быть, каких-либо массивных предметов, которые могут отражать звук, создавая эхо. При всех, этих условиях уровень шума от модели не должен превышать 98 децибел, при замере над твердой поверхностью, и 94 децибел, при замере над травой.
3.2.6.4. Официальный замер уровня шума должен быть произведен сразу после полета модели, в течение которого, поступил запрос. При этом, кроме дозаправки, на модели после полета никаких изменений делать нельзя.
3.2.6.5. Если модель не проходит тест на шумность, о чем сразу сообщается участнику, то модель отстраняется главным судьей, для приведения уровня шума в норму, до следующего тура. После полета в следующем туре модель снова проверяется по процедуре проверки.
3.2.6.6. Если модель при повторном замере соответствует нормам по уровню шума, то полет, после которого производился первичный замер, засчитывается участнику.
3.2.6.7. Если модель повторно не проходит тест на шумность, то главный судья отстраняет модель от дальнейших соревнований и участнику записываются в ведомость соревнований нулевые оценки.
3.2.6.8. Любой участник соревнований, при желании может попросить главного судью проверить свою модель на уровень шума.
3.2.7. Официальные полеты
Когда участник совершает полет, за который ему выставляется оценка, то этот полет является официальным.
Полет начинается началом взлета модели, и совершается с целью выполнения комплекса фигур высшего пилотажа.
Любой официальный полет завершается оценкой, выставленной за него участнику в ведомости.
3.2.7.1. Соревнования делятся на туры. Каждый тур заканчивается, когда все участники совершили по одному официальному полету, или сделали по две попытки.
3.2.7.2. Все туры, незавершенные в течение одного дня, должны быть продолжены на следующий день с сохранением критериев оценок и судейской бригады предыдущего дня.
3.2.7.3. Каждый участник соревнований имеет право на две попытки в каждом туре. Вторая попытка предоставляется если:
а) участник не вышел на старт в течение 2 минут с момента его официального вызова;
б) модель участника не поднялась в воздух по истечении 3 минут из 7 минут, предоставленных ему для официального полета;
в) если сам участник, не выходя на старт, просит предоставить ему вторую попытку, во всех, этих случаях судьи делают отметку в документации о предоставлении второй попытки;
г) после предоставления второй попытки участник решает, будет ли он выполнять вторую попытку немедленно, не покидая кордодрома, или отложить ее;
д) если участник принял решение отложить вторую попытку, то она должна быть предоставлена ему через 30 минут после первой, в этом случае 30 минутный промежуток между попытками сохраняется даже, если первая попытка участника была в конце тура;
е) если, при совершении второй попытки происходит одно из следующих событий;
ж) участник не вышел на старт в течение 2 минут с момента его официального вызова;
з) модель участника не поднялась в воздух по истечении 3 минут из 7 минут, предоставленных ему для официального полета;
и) сам участник отказывается от попытки;
к) конструкция модели не позволяет испытаний на прочность системы управления и кордовых нитей перед полетом.
В этих случаях участнику за тур выставляется нулевая оценка;
Участнику соревнований предоставляется "перелет", если происходит одно из следующих событий:
а) во время полета произошла гроза, или ветер был выше установленной нормы;
б) из-за неровностей кордодрома не по вине участника был сломан или расщеплен пропеллер, или остановился двигатель, и полет не может быть продолжен, или модель при этом стала представлять опасность для окружающих;
в) в течение официального полета возникла какая, либо помеха для пилотирования, препятствующая выполнению пилотажного комплекса. Такой помехой может быть выбежавший в полетный круг по недосмотру ребенок или попавшее в полетный круг животное.
В этих случаях полет не считается попыткой, и в случае, если это была вторая попытка, не выставляются нулевые оценки. Судьи выставляют за полет оценки, и главный судья должен предложить участнику выбор: либо эти оценки принимаются как официальные, либо участник берет "перелет". При этом участнику не сообщаются оценки, полученные за прошедший полет. Если участник выбрал "перелет", то за него будут выставлены новые оценки, а оценки за предыдущий полет аннулированы без сообщения их участнику. Эти оценки и станут результатом тура. Перелет должен быть предоставлен участнику в возможно кратчайшее время после полета, в котором произошел инцидент, и в течение тура.
3.2.8. Проведение соревнований
3.2.8.1. Соревнования на местах могут проводиться в один тур, в два тура или в три тура. При этом каждый участник должен совершить в каждом из туров по одному официальному полету. При исключительных обстоятельствах, судейская коллегия может уменьшить количество туров.
3.2.8.2. Продолжительность соревнований не должна превышать четырех дней.
3.2.8.3. На соревнованиях организаторы должны провести, также финал для 15 сильнейших участников. Если у двух и более участников оценки соответствуют 15 месту, они все включаются в финал.
3.2.8.4. Финал проводится сразу после окончания предварительных туров. Он должен состоять из трех туров, в которых каждый финалист должен совершить по одному официальному полету.
3.2.8.5. Если количество юниоров на соревнованиях достаточно, организаторы соревнований должны провести финал среди трех юниоров, получивших лучшие оценки.
3.2.8.6. Если юниор по результатам предварительных туров занимает не ниже 15 места в общих соревнованиях, то его полеты в общем финале, засчитываются в финал, проводимый среди юниоров.
3.2.8.7. Для каждого тура финала жеребьевка среди участников проводится отдельно. На соревнованиях участники из одной команды не должны выполнять полеты подряд, друг за другом. Между ними должен совершать полет участник из другой команды. Для удовлетворения этого требования участник, по жеребьевке следующий за ними включается в график полетов между ними.
3.2.9. Количество помощников
Каждый участник имеет право иметь трех помощников в каждом полете. На всероссийских соревнованиях помощниками могут быть, руководитель команды, другой член команды или официально зарегистрированный, другой помощник.
3.2.10. Оценки за полет
3.2.10.1. Каждый судья должен выставить оценки каждому зарегистрированному участнику в течение каждого официального полета за каждую фигуру, выполненную в правильной последовательности комплекса. Судьи должны оценивать только первую попытку выполнения каждой фигуры. Оценка производится от 1 до 10 баллов с возможной дискретностью в 0,1 балла. Затем оценка умножается на коэффициент сложности каждой фигуры. В описании фигур, первым указано "Начало фигуры", с него судьи должны начать наблюдение с целью выставления оценки за фигуру, и не отвлекаясь наблюдать фигуру до ее окончания.
Примечание: описания фигур также включают процедуру входа в фигуру и процедуру выхода из фигуры, они являются рекомендациями для участников и оценке судьями не подлежат, даже если выполнены не в соответствии с рекомендациями.
Оценку "0" судьи должны ставить:
участник пропускает фигуру без попытки ее выполнения,
участник начал выполнение фигуры, но не завершил ее,
участник не соблюдает количество повторяющихся в комплексе фигур,
выполняет их меньше или больше,
участник нарушает последовательность фигур комплекса,
участник начинает выполнение фигуры ранее, чем через 1 круга после предыдущей фигуры,
фигура выполнена после истечения 7-минутного полетного времени.
3.2.10.2. При пропуске фигуры, последующие за ней фигуры оцениваются, если не нарушена их последовательность.
3.2.10.3. После выполнения двух перекрещивающихся восьмерок и до посадки участник может выполнять любые другие фигуры, но они не наблюдаются и не оцениваются судьями.
3.2.10.4. Оценка "0" ставится за посадку модели, если:
посадка или полная остановка при посадке произошла после истечения 7 минут, отведенных на выполнение пилотажного комплекса,
модель разбилась,
модель приземлилась на брюхо,
модель приземлилась на спину,
если модель оснащена убирающимся шасси, и шасси, или полностью не раскрылось, или сложилось при посадке, или сломалось,
модель перевернулась при посадке.
Примечание: Если, по мнению судей, модель перевернулась при приземлении из-за явной неровности поля кордодрома, или из-за порыва ветра, и без влияния этой помехи приземление было бы нормальным, то оценки должны быть выставлены, как за нормальную посадку.
3.2.10.5. Если модель терпит аварию во время выполнения комплекса, то судьи должны выставить оценки за все завершенные фигуры, за исключением фигуры, во время выполнения которой произошла авария. За эту фигуру выставляется "0".
3.2.10.6. В сотрудничестве с организаторами соревнований, главный судья должен гарантировать что все оценки, выставленные участнику, должны быть аннулированы и должен быть выставлен "0", если происходит одно из следующих событий:
модель вторично не проходит тест на уровень шума,
после взлета, и до остановки при посадке, любая деталь(и) модели, отделяет(ются) от нее в течение официального полета.
Это не относится к частям модели, отделившимся при ударе модели об землю, или ее опрокидывании при посадке.
3.2.11. Судейство соревнований
3.2.11.1. Судьи, оценивающие пилотаж должны внимательно наблюдать каждую из попыток официального полета и выставлять оценки за каждую фигуру, сразу после ее завершения. Судьи во время официального полета при желании могут изменять свое местоположение, но на расстояние не более 1/8 круга, по отношению к первоначальному, на момент начала полета. Перемещаться они могут только во время