ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 40. Технические действия

"ТЭЙК ДАУН"
1. "Тэйк даун" это какое-либо технической действие (бросок, сведение в партер) одного из участников из положения стоя, в результате которого соперник оказывается лежащим на спине, боку или сидя на татами.
2. Если один из участников в результате технического действия перевел другого участника на 4 точки опоры или на живот, баллы за "Тэйк-даун" могут быть присвоены только в случае, если после этого участник, выполнивший техническое действие, осуществил плотный захват спины (его ноги могут быть не заправлены), и хотя бы одно колено атакуемого противника стоит на татами.
3. Участник, который начал "Тэйк-даун" раньше, чем соперник начал выполнять "Гард", должен быть оценен 2 баллами или преимуществом, в соответствии с правилами сведения в партер.
4. Если один из участников захватывает другого за штаны, а другой начинает выполнять открытый "Гард", участник с захватом за штаны получает 2 балла за "Тэйк-даун", если ему удалось затем осуществить контроль в течение 3 секунд.
5. Если один из участников захватывает другого за штаны, а другой применяет закрытый "Гард" и остается приподнятым над татами, участник с захватом за штаны должен будет в течение 3 секунд опустить соперника спиной на татами и затем осуществить контроль в течение 3 секунд, чтобы получить баллы за "Тэйк-даун".
6. Участник, который начал "Тэйк-даун" после того, как противник начал выполнять "Гард", не получает баллов или "Эдвантедж".
7. Если участник закончил "Тэйк-даун" в зоне безопасности, обе его стопы должны были быть в зоне борьбы, когда движение начиналось. В этом случае, если затем положение было зафиксировано в течение 3 секунд, рефери должен по истечении 3 секунд остановить встречу. После этого он должен объявить баллы и начать встречу с центра татами с тем положением соперников, в котором они находились, когда поединок был остановлен.
8. Если атакуемый противник находится на одном или двух коленях, выполняющий "Тэйк-даун" участник получит баллы только в случае, если он стоял на двух ногах в момент начала выполнения действия.
9. Если один из противников выполнял "Тэйк-даун" с захватом одной или двух ног, после чего другой участник, уже из положения сидя, выполнил контрприем (другой "Тэйк-даун"), тогда баллы получит только последний спортсмен, выполнивший контрприем.
10. Оценка за "Тэйк-даун" не присуждается за следующие действия:
- если участник, который защищаясь от "Свипа", возвращает своего противника на спину или бок, до истечения 3 секунд;
- если участник применяет "Тэйк-даун" к противнику, который проводит "Бэк-контроль" стоя и заправил одну или обе ноги за его бедра, и хотя бы одна нога проводящего "Бэк-контроль" не стояла на татами в момент начала "Тэйк-дауна", даже если позиция по его окончании будет зафиксирована в течение 3 секунд.
11. "Эдвантедж" присуждается за "Тэйк-даун" если участник выполнил "Тэйк-даун", его соперник приземлился на спину или бок и при этом успел подняться на две ноги до истечения 3 секунд контроля.
12. В случае выполнения "Тейк-дауна" или последовательности "Тейк-даунов" с одним и тем же захватом, при которых соперник приземляется на спину или бок и при этом успевает подняться на две ноги до истечения 3 секунд контроля, МР объявляет только один "Эдвантедж", в случае если отсутствует возможность завершения "Тэйк-дауна".
"КОНТРОЛЬ"
13. Поединок должен развиваться как последовательный прогресс позиций техник контроля, осуществляемых с конечной целью привести к сдаче противника. Таким образом, участники, которые добровольно отказываются от какой-либо оцениваемой позиции, чтобы затем занять ее снова, не должны получать баллы за ее повторение. Баллы за контроль должны присуждаться МР только при осуществлении контроля позиции в течение 3 секунд.
14. Если контроль осуществляется менее 3 секунд, то за него присуждается только "Эдвантедж".
15. Оцениваются следующие виды контроля:
- "Ни он белли", 2 балла;
- "Франт маунт" и "Бэк маунт", 4 балла;
- "Бэк контрол" - 4 балла.
16. "Ни он белли" - это позиция когда спортсмен находится сверху и осуществляет контроль, поставив свое колено на живот, ребра или грудь противника, лежащего на спине/боку на татами, а другая нога атакующего участника стоит на полной ступне.
17. Если одно колено атакующего участника стоит на животе другого участника, а второе колено стоит на татами, ему присуждается только "Эдвантедж".
18. За обратную позицию "Ни он белли" баллы не присуждаются.
19. "Франт маунтом" и "Бэк маунтом" называются позиции контроля если участник сидит на туловище противника двумя коленями на татами или одним коленом и одной ступней на татами лицом к его голове. При этом он должен быть свободен от "Гарда" или "Халф Гарда", в захват его ног может быть захвачена только одна рука ниже линии плеч.
20. Контроль туловища оценивается только в случае, если колени находятся ниже линии плеч.
21. Если обе руки атакуемого захвачены ногами атакующего участника, то он получает за эту позицию только "Эдвантедж".
22. За обратную позицию "Франт маунт" или "Бэк маунт" и за позицию выше плеч атакуемого баллы не присуждаются.
23. В случае "Маунта", если имеет место переход от "Бэк маунта" к "Франт маунту" или наоборот, участник должен получить 4 балла за каждый "Маунт", если был осуществлен контроль в течение 3 секунд в каждой позиции.
24. "Бэк контрол" это позиция контроля, если участник контролирует соперника сзади, обхватив его двумя ногами, держа стопы на внутренней поверхности бедер соперника. При этом он может захватить только одну руку противника ногой, но не выше линии плеч.
25. Если участник контролирует соперника сзади, обхватив его ногами, но при этом в захват ног попадают обе руки противника, то это оценивается "Эдвантедж".
26. Если участник контролирует соперника сзади, обхватив ногами, но при этом скрещивает ноги, то это оценивается "Эдвантедж".
27. Если участник закрывает треугольник ногами ("цифру 4") вокруг талии соперника, осуществляя таким образом контроль сзади, или держит только одну стопу на внутренней поверхности бедра, это оценивается "Эдвантедж".
"ПРОХОД ГАРДА"
28. "Гард" определяется как защита лежащего (сидящего) участника одной или двумя ногами для предотвращения прохода противника в контроль удержанием сбоку или со стороны головы.
29. Если участнику, находящемуся сверху, удается пройти "Гард" или "Халфгард <39>", и затем установить контроль сбоку или в позиции "Ноф-сауф" ("север-юг", удержание со стороны головы) в течение 3 секунд, то ему присуждается 3 балла.
--------------------------------
<39> "Халф-гард" - это гард" (полузащиты), позиция при которой один борец лежит на другом, который, в свою очередь, обхватывает одну из ног противника своими ногами. Спортсмен в нижней позиции не дает сопернику возможности установить над собой контроль сбоку или в позиции "север-юг".
30. За проход "Гарда" с контролем менее 3 секунд либо за проход из "Гарда" в "Халф-гард" с последующим хорошим контролем (лицом к лицу) дается "Эдвантедж" (в случае если уже нет возможности для завершения прохода "Гарда").
31. Если участник в процессе прохождения "Гарда" переворачивает соперника вверх спиной или он сам переворачивается, и атакующий контролирует его спину, а одно или два колена атакуемого находятся на татами, это оценивается "Эдвантедж", ноги атакующего не обязательно должны быть заправлены за бедра противника в положении "Тартл" ("черепаха", 4 точки опоры).
32. За проход из "Гарда" в положение обратного "Халф-гарда" баллы не присуждаются.
"СВИП"
33. Любой переход из "Гарда" в любую позицию сверху с удержанием контроля в течение 3 секунд называется "Свип". Участник, который изначательно был в "Гарде" получает 2 балла.
34. Смена позиции с "Гарда" на контроль сзади (сверху) с контролем в течение 3 секунд и удержание соперника в позиции внизу (хотя бы с одним его коленом на татами), будет оцениваться как "Свип".
35. "Свип", который начинался в позиции 50/50, не оценивается.
36. Если в ходе поединка спортсмены переходят из любой позиции "гарда" в положение стоя, поединок будет считаться таковым, если оба участника находятся на ногах в течение 3 секунд. Примечание: трехсекундный отсчет начинается в момент, когда один из участников стоит обеими ногами на татами, а второй участник стоит на татами хотя бы одной ногой, колено второй ноги при этом не должно касаться татами.
37. Если участник в результате попытки "Свипа" выводит противника из равновесия и занимает позицию сверху, но не может удержать позицию в течение 3 секунд, то присуждается "Эдвантедж".
38. Если участник начинает "Свип", но затем решает сохранить защитную позицию, МР не присуждает ему "Эдвантедж".
"САБМИШН"
39. "Сабмишн" называется эффективное проведение проведения болевого или удушающего приема или контроля участником, приведшее к сдаче его противника.
40. Все удушающие приемы разрешены, за исключением выполняемых голыми руками или пальцами.
41. Все болевые приемы на локти, плечи и кисти разрешены.
42. Болевые приемы на ноги и стопы разрешены только на перегибание, сжатие, растяжение. Все виды скручивающих воздействий на колени запрещены. Если участник выполняет прямой болевой на ногу, а соперник, при попытке уйти скручивается и сдается от возникшей боли, он (инициатор скручивания) проигрывает встречу в результате "Сабмишн".
43. Поединок должен быть немедленно остановлен, если участник физическими или вербальными сигналами демонстрирует, что не может противостоять болевому или удушающему приему, который проводит атакующий участник. Остановка поединка происходит в следующих случаях:
- участник дважды явно стучит ладонью по татами/противнику в явной и очевидной манере;
- участник явно стучит ногой по татами, если обе его руки захвачены соперником;
- участник сдается устно, прося остановить встречу;
- участник кричит или издает звуки, выражающие боль, будучи эффективно захвачен.
44. Участнику будет объявлен проигрыш во встрече, если он потерял сознание в результате эффективного выполнения разрешенного приема соперником или в результате несчастного случая, произошедшего не в результате запрещенных действий противника. Такой участник вынужден будет пропустить оставшуюся часть соревнования с целью сохранения своего физического здоровья.
45. В случае "Сабмишн" встреча будет остановлена и выполнявший прием участник будет объявлен победителем.
46. Участник должен получить "Эдвантедж" в случае, если была попытка "Сабмишн", представлявшая собой реальную угрозу для противника. Оценка реальности угрозы является ответственностью МР.
47. Если "Сабмишн" происходит в зоне безопасности, МР не должен прерывать встречу.
48. При правильном применении и успешном завершении приема "Сабмишн", поединок останавливается, а выполнявший прием участник будет объявлен победителем. Судья при этом поднимает соответствующую руку прямо над головой открытой ладонью вперед
49. Если правильные, техничные защитные действия участника, направленные против "Сабмишн", приводят к выходу за зону безопасности, МР должен оценить действия участника, выполнявшего эффективный контроль в 2 балла.
50. В случае прямого покидания рабочей зоны с целью избежать "Сабмишн" участник будет дисквалифицирован.
51. Если участники выходят за зону безопасности в результате проведения попытки одного из них провести "Сабмишн", МР не присуждает ему 2 балла. МР может присудить "Эдвантедж" в зависимости от близости к "Сабмишн", руководствуясь настоящими Правилами. После этого МР должен возобновить встречу с середины площадки из положения стоя.
52. Если поединок был прерван во время проведения "Сабмишн" и участник был дисквалифицирован по ошибке перед сдачей противника, встреча должна быть продолжена с центра соревновательной зоны. Атакующий участник должен получить 2 балла. В случае если атакуемый участник сдается раньше прерывания встречи и дисквалификации, выполнявшему техническое действие участнику присуждается победа, если дисквалификация была присуждена по ошибке за разрешенный Правилами захват.