ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-28-11)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.БАРЫШЕВ
20.11.2020 г. N 2-4-71-28-11
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НЕШТАТНЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АХОВ - аварийно химически опасное вещество
ВГК - вспомогательные горноспасательные команды
ГО - гражданская оборона
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ЗНТЧС - защита населения и территорий от ЧС
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ОГВ - органы государственной власти
ОИВ - органы исполнительной власти
ОМСУ - органы местного самоуправления ПУФ - повышение устойчивости функционирования
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования
ЧС - чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны (далее - Примерная программа) разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868 <1>, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и ЗНТЧС, а также в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" <2>, а также приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383) и приказом МЧС России от 29.11.2013 N 765 "Об утверждении порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.
Примерная программа предназначена для руководителей организаций, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии готовности НАСФ, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения личного состава НАСФ организации по месту работы (далее - Программа), в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.
Примерная программа раскрывает организацию и порядок проведения курсового обучения, рекомендуемые результаты обучения.
Целесообразно в Программе отражать описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также, исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.
II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Целью курсового обучения по Программам является совершенствование имеющихся у обучаемых знаний и навыков по умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении ими АСДНР в интересах защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Основными задачами курсового обучения являются:
уяснение личным составом предназначения и задач, решаемых НАСФ с учетом возможной обстановки, возникающей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
совершенствование действий личного состава НАСФ при приведении в готовность, выдвижение в район сосредоточения и подготовке к выполнению задач по предназначению;
совершенствование навыков в выполнении приемов и способов действий в соответствии со специальностью при проведении АСДНР;
отработка приемов и способов выполнения задач в условиях загрязнения местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами, а также применения приборов радиационной и химической разведки и контроля;
изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;
соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения, инструментов, находящихся на оснащении НАСФ.
Основными принципами курсового обучения являются:
обучение личного состава знаниям и навыкам, необходимым при проведении АСДНР;
наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
каждый руководитель НАСФ обучает своих подчиненных;
умелое сочетание различных форм и методов обучения;
системность и методическая последовательность обучения ("от простого к сложному, от известного к неизвестному");
коллективный и индивидуальный подход в обучении;
сознательность и активность обучения;
доступность обучения.
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Цель теоретических занятий (лекций) - усвоение личным составом предназначения и решаемых задач НАСФ, а также возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ.
Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом возможно использование компьютерных программ, видеофильмов, плакатов, других наглядных пособий.
В основу курсового обучения личного состава НАСФ положено проведение практических занятий: тренировки, комплексные и тактико-специальные занятия.
Цель практических занятий - освоение приемов и способов действий обучаемых, в интересах качественного выполнения должностных обязанностей в составе НАСФ.
Тренировка - проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования личным составом необходимых практических навыков и слаженных действий по выполнению задач в составе структурных подразделений НАСФ.
Комплексное занятие - основной вид практической подготовки структурных подразделений НАСФ по выполнению всего объема должностных и специальных обязанностей в ходе выполнения задач по предназначению.
В ходе комплексного занятия весь личный состав НАСФ, независимо от занимаемых должностей, обучается по единому замыслу.
На комплексном занятии практические действия отрабатываются последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия может привлекать необходимое количество помощников (инструкторов) из числа наиболее подготовленных специалистов НАСФ.
Тактико-специальное занятие - является высшей формой курсового обучения личного состава НАСФ и предназначено для сплочения личного состава НАСФ и совершенствования навыков командиров структурных подразделений НАСФ в организации действий и управлении личным составом при практическом выполнении задач стоящих перед НАСФ.
На тактико-специальном занятии отрабатываются учебные задачи в условиях максимально приближенных к реальным условиям, без пауз и перерывов, со всем личным составом НАСФ и штатной специальной техникой, оборудованием, снаряжением и инструментами.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1 Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.
Курсовое обучение личного состава НАСФ целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 20 часов в год.
Форма курсового обучения личного состава НАСФ - очная в рамках рабочего времени.
Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом, организации создающей НАСФ.
Примерная программа составлена по модульному принципу и включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.
Темы модуля базовой подготовки личного состава НАСФ направлены на совершенствование знаний и навыков личного состава НАСФ при оповещении, сборе и приведении в готовность формирования, а также действий при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Рекомендуемый объем базовой подготовки для всех видов НАСФ - не менее 14 часов в год.
Модуль специальной подготовки НАСФ направлен на совершенствование слаженности действий НАСФ при выполнении задач по предназначению. Рекомендуемые темы подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ. На их отработку рекомендуется отводить не менее 6 часов. В состав модуля специальной подготовки может включаться одна или несколько рекомендуемых тем, исходя из предназначения НАСФ и возлагаемых задач.
Проверка индивидуальных знаний личного состава осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НАСФ, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НАСФ.
Занятия проводятся с личным составом НАСФ на натурных участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
Тренировки и комплексные занятия с личным составом НАСФ возможно проводить по структурным подразделениям.
3.2 Руководство обучением и учет результатов.
Руководство обучением личного состава должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.
Для достижения поставленных целей обучения необходимо:
качественное планирование учебного процесса;
систематический контроль за подготовкой командиров структурных подразделений НАСФ к занятиям, ходом курсового обучения и оказание действенной помощи руководителям занятий;
изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
своевременное и объективное подведение итогов обучения;
эффективное использование имеющейся учебно-материальной базы и по ее постоянное совершенствование.
Руководителям организаций, создающих НАСФ, целесообразно исходя из местных условий, с учетом предназначения конкретного НАСФ и степени подготовки личного состава уточнять содержание тем модулей базовой и специальной подготовки и количество часов на их изучение без уменьшения общего времени на подготовку, а также дополнительно включать темы для совершенствования умений обучаемых по оказанию первой помощи и повышению психологической устойчивости личного состава НАСФ при работе в зоне ЧС.
Программу курсового обучения личного состава НАСФ, разрабатываемой в организации, целесообразно уточнять не реже одного раза в 5 лет.
Руководители НАСФ организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе тактико-специальных занятий.
Командиры структурных подразделений НАСФ проводят занятия с личным составом на учебных местах в ходе занятия, контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.
При организации занятий командиры структурных подразделений НАСФ должны предусматривать максимальное использование имеющегося учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплины.
Учет обучения личного состава НАСФ включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения личного состава, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журналы хранятся в течение года после завершения обучения.
Результаты обучения каждого работника, входящего в состав НАСФ, также заносятся в журнал учета.
3.3 Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также соблюдением дисциплины при подготовке и в ходе занятий.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.
IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В результате прохождения курсового обучения личный состав НАСФ должен:
знать:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС и способы защиты от них;
поражающие свойства отравляющих веществ, АХОВ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение НАСФ и свои функциональные обязанности;
порядок оповещения, сбора и приведения в готовность НАСФ;
производственные и технологические особенности функционирования организации, характер возможных АСДНР, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
назначение, правила безопасной эксплуатации и обслуживания, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также специального снаряжения и средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
порядок проведения санитарной обработки, специальной обработки техники, обеззараживания зданий и территорий;
уметь:
выполнять функциональные обязанности при проведении АСДНР;
работать в средствах защиты органов дыхания и кожи, проводить санитарную обработку, специальную обработку техники и приборов, стоящих на оснащении;
эксплуатировать, обслуживать и применять гидравлический и электрифицированный аварийно-спасательный инструмент, электроустановки, компрессоры и специальное снаряжение (альпинистское, водолазное), состоящие на оснащении формирования;
работать на штатных средствах связи;
оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации.
V. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1. Темы, форма и время занятий модуля базовой подготовки
N п/п
Наименование тем модуля базовой подготовки
Форма занятия
Рекомендуемое время проведения (ч)
1
Предназначение формирования, порядок оповещения и возможная обстановка в зоне ответственности НАСФ
Лекция
2
2
Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность к выполнению задач в соответствии с предназначением
Комплексное занятие
4
3
Назначение и правила применения техники, оборудования, снаряжения и инструментов, стоящих на оснащении НАСФ
Тренировка
4
4
Действия НАСФ в условиях радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности
Тренировка
4
Всего:
14
Таблица 2. Темы, форма и время занятий модуля специальной подготовки
N п/п
Наименование тем модуля специальной подготовки
Форма занятия
Рекомендуемое время проведения (ч)
Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено)
1.
Действия НАСФ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций
Тактико-
специальное занятие
6
Аварийно-спасательный отряд, (команда, группа звено) радиационной, химической и биологической защиты
2.
Действия НАСФ при авариях на потенциально опасных объектах
Тактико-
специальное занятие
6
Пожарно-спасательная команда (группа, звено)
3.
Действия НАСФ по тушению пожаров в различных условиях обстановки
Тактико-
специальное занятие
6
Аварийно-спасательная команда механизации работ
4.
Действия НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых конструкций
Тактико-
специальное занятие
3
5.
Действия НАСФ по вскрытию заваленных защитных сооружений и разборке завалов
Тактико-
специальное занятие
3
Аварийно-спасательное звено (группа) разведки
6.
Действия формирования по ведению специфической разведки в соответствии с предназначением НАСФ
Тактико-
специальное занятие
6
Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный)
7.
Действие личного состава при угрозе радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности
Комплексное занятие
3
8.
Действие личного состава поста по ведению радиационной и химической разведки
Комплексное занятие
3
Вспомогательная горноспасательная команда
9.
Действия по спасению пострадавших при авариях на объектах ведения подземных работ
Тренировка
3
10.
Действие личного состава по локализации (ликвидации) последствий аварий на горнодобывающих предприятиях
Практическое занятие
3
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
6.1 Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль базовой подготовки.
Тема 1. Предназначение НАСФ, порядок оповещения и возможная обстановка в зоне ответственности.
Учебные вопросы:
1. Нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ. Спасатели и их статус. Права, обязанности, аттестация и страховые гарантии спасателей НАСФ.
2. Предназначение и состав НАСФ. Функциональные обязанности личного состава НАСФ. Порядок оповещения личного состава НАСФ.
3. Краткая характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ в случае возникновения военных конфликтов, а также при ЧС.
4. Ориентировочный объем предстоящих АСДНР и решаемые задачи при планомерном выполнении мероприятий ГО, при внезапном нападении противника, а также при ЧС.
Тема 2. Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность к выполнению задач в соответствии с предназначением.
Учебные вопросы:
1. Порядок приведения НАСФ в готовность. Обязанности личного состава при приведении в готовность, выдвижении в район сбора и подготовке к выполнению задач.
2. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты.
3. Порядок получения и приведения в готовность к использованию техники, имущества и инструмента, состоящего на оснащении формирования.
4. Порядок выдвижения в район сбора (для ВГК - на подземные и их поверхностные пункты).
5. Ознакомление с маршрутом и районом сбора (для ВГК - к возможным местам аварий с учетом свежей струи воздуха).
6. Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность и выходе в район сбора.
Тема 3. Назначение и правила применения техники, оборудования, снаряжения и инструментов, стоящих на оснащении НАСФ.
Учебные вопросы:
1. Подготовка техники, приборов и инструментов к проведению АСДНР.
2. Применение, обслуживание и хранение техники, оборудования, снаряжения и инструментов, стоящих на оснащении НАСФ.
3. Меры безопасности при использовании специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ.
Тема 4. Действия НАСФ в условиях радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности.
Учебные вопросы:
1. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания, выполнение нормативов.
2. Организация защиты личного состава НАСФ в ходе выполнения АСДНР. Особенности выполнения задач личным составом формирований в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами. Меры безопасности.
3. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний.
4. Действия личного состава при частичной и полной специальной обработке.
5. Порядок действий при обнаружении пострадавших, оказания первой помощи и транспортировке их в безопасное место.
6.2 Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль специальной подготовки.
6.2.1 Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено).
Тема: Действия НАСФ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
Учебные вопросы:
1. Действия НАСФ по ведению разведки и поиску пострадавших.
2. Действия НАСФ по спасению пострадавших в очагах поражения и зонах ЧС.
3. Действия НАСФ при проведении АСДНР с учетом возможной обстановки.
4. Действия НАСФ при авариях на гидротехнических сооружениях.
5. Меры безопасности.
6.2.2 Аварийно-спасательный отряд, (команда, группа звено) радиационной, химической и биологической защиты.
Тема: Действия НАСФ при авариях на потенциально опасных объектах.
Занятие 1. Действия НАСФ при авариях с выбросом (разливом) АХОВ.
Учебные вопросы:
1. Соблюдение режима работы личного состава НАСФ в условиях химического заражения.
2. Действия НАСФ по ведению химической разведки.
3. Действия НАСФ по локализации и ликвидации очагов АХОВ. Проведение дегазации.
4. Защита личного состава НАСФ при ведении АСДНР при авариях на химически опасном объекте.
5. Действия НАСФ по локализации и ликвидации очагов с АХОВ.
6. Меры безопасности.
Занятие 2. Действия НАСФ при радиационных авариях.
Учебные вопросы:
1. Действия личного состава НАСФ при эвакуации работников объекта и населения из зоны радиоактивного загрязнения.
2. Действия личного состава НАСФ при проведении дезактивации территории и дорог.
3. Проведение специальной обработки техники, приборов и инвентаря, использовавшихся в ходе ликвидации аварии, а также санитарной обработки личного состава с применением табельных и подручных средств.
4. Меры безопасности при выполнении задач на радиоактивно загрязненной местности. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности личного состава сил и персонала объекта (йодная профилактика, применение радиопротекторов).
Занятие 3. Действия НАСФ при авариях на биологически опасном объекте.
Учебные вопросы:
1. Основные свойства биологических средств, их воздействие на организм человека, животных, растения.
2. Особенности поражающего действия токсинов.
3. Основные мероприятия медико-биологической защиты населения, сил ГО. Правила поведения в очаге поражения.
4. Отработка приемов локализации и ликвидации источника заражения.
5. Особенности организации жизнедеятельности спасателей в зоне ЧС.
6. Отработка приемов оказания первой помощи пострадавшим в очаге биологического поражения.
7. Особенности действий НАСФ в условиях карантина. Обращение с больными животными.
8. Меры безопасности.
9. Проведение дезинфекционных мероприятий.
6.2.3 Пожарно-спасательная команда (группа, звено).
Тема: Действия НАСФ по тушению пожаров в различных условиях обстановки.
Учебные вопросы:
1. Действия НАСФ по выполнению мероприятий в соответствии с Планом противопожарной защиты объекта.
2. Практическое развертывание и применение средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ. Действия по использованию средств защиты (изолирующих противогазов, дыхательных аппаратов).
3. Действия НАСФ при ведении разведки, поиск и спасение людей в задымленных помещениях и эвакуации имущества.
4. Действия НАСФ при вскрытии и разборке конструкций на пожаре.
5. Особенности действий по тушению пожаров в подземных сооружениях, на электростанциях и подстанциях, на транспорте, при наличии на объекте взрывчатых веществ, в условиях массового разлива нефтепродуктов, при авариях на магистральных газо- и нефтепроводах.
6. Меры безопасности.
6.2.4 Аварийно-спасательная команда механизации работ.
Тема 1. Действия НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых конструкций.
Учебные вопросы:
1. Действия НАСФ по оборудованию проходов (проездов) в завалах.
2. Действия НАСФ по креплению и усилению конструкций.
3. Действия НАСФ по обрушению неустойчивых конструкций: ударной нагрузкой, канатной тягой, вручную с использованием различного инструмента, взрывным способом.
4. Взаимодействие НАСФ с силами, действующими в очаге поражения.
5. Меры безопасности.
Тема 2. Действия НАСФ по вскрытию заваленных защитных сооружений и разборке завалов.
Учебные вопросы:
1. Разведка завалов, поврежденных и горящих зданий.
2. Вскрытие заваленных защитных сооружений, основные способы, последовательность выполнения работ. Обеспечение подачи воздуха в заваленное защитное сооружение. Расчистка завала над аварийными или основными выходами и вскрытие защитного сооружения. Вскрытие защитного сооружения путем отрывки приямка с наружной стены убежища или путем устройства прохода через смежные подвальные помещения. Вскрытие защитного сооружения путем устройства вертикальной или наклонной шахты с проходом под завалом и пробивкой проема в стене.
3. Действия НАСФ при разборке завала с использованием инженерной техники и средств малой механизации (пневматического, гидравлического инструмента и др.). Порядок выполнения работ.
4. Действия НАСФ по расчистке территории от обломков разрушенного здания.
5. Взаимодействие НАСФ с силами, действующими в очаге поражения.
6. Меры безопасности.
6.2.5 Аварийно-спасательное звено (группа) разведки.
Тема: Действия формирования по ведению специфической разведки в соответствии с предназначением НАСФ.
Учебные вопросы:
1. Действия НАСФ по ведению инженерной разведки: дорог, проходов (проездов), завалов, разрушенных зданий, защитных сооружений, коммунально-энергетических сетей и др. сооружений, имеющихся на объекте.
2. Действия НАСФ по ведению радиационной и химической разведки.
3. Особенности действия НАСФ при ведении разведки на речной (морской) акватории.
4. Особенности действия НАСФ при ведении разведки на автомобильном транспорте.
5. Особенности действия НАСФ при ведении разведки на средствах железнодорожного транспорта.
6.2.6 Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный).
Тема 1. Действия личного состава при угрозе радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности.
Учебные вопросы:
1. Подготовка и работа со средствами радиационной, химической разведки и контроля, а также метеорологическим комплектом и другим оборудованием, стоящем на оснащении НАСФ.
2. Практическая работа по определению уровней радиации на местности и степени радиоактивного загрязнения различных поверхностей.
3. Практическая работа по определению наличия отравляющих веществ на местности, технике и в сыпучих материалах. Особенности работы в зимних условиях.
4. Выполнение нормативов в средствах индивидуальной защиты.
Тема 2. Действия личного состава по ведению радиационной и химической разведки.
Учебные вопросы:
1. Действия личного состава по ведению радиационной и химической разведки на маршруте выдвижения.
2. Действия личного состава поста по ведению радиационной и химической разведки на объекте.
3. Определение степени зараженности техники после проведения специальной обработки.
6.2.7 Вспомогательная горноспасательная команда.
Тема 1. Действия по спасению пострадавших при авариях на объектах ведения подземных работ.
Учебные вопросы:
1. Поиск пострадавших и оказание им первой помощи.
2. Эвакуация пострадавших с аварийных участков.
3. Особенности действий по спасению людей в условиях задымленности.
Тема 2. Действия личного состава по локализации (ликвидации) последствий аварий на горнодобывающих предприятиях.
Учебные вопросы:
1. Действия личного состава ВГК при локализации аварий в начальный период ее возникновения.
2. Использование средств пожаротушения, стоящих на оснащении ВСК, при тушении горящей крепи, конвейерных лент, электрооборудования, угля, масел и других горючих материалов, имеющихся на объекте ведения подземных горных работ.
3. Действия по ликвидации последствий аварий совместно с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями).
VII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
7.1 Учебные объекты.
В целях эффективной реализации Программы в организациях, создающих НАСФ, рекомендуется иметь: комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС, учебный кабинет (многопрофильный), натурный участок местности и (или) учебные площадки.
Средства обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Учебный кабинет - помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.
Учебная площадка - специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.
Натурный участок местности - участок местности с расположенными на нем объектами, обеспечивающими отработку личным составом сил ГО и РСЧС навыков действий по выполнению АСДНР в соответствии с их предназначением.
Учебный кабинет рекомендуется оснастить стендами, раскрывающие вопросы:
действия личного состава НАСФ при приведении в готовность, выдвижении в район сбора и участия в выполнении работ согласно предназначения НАСФ;
характеристики и порядок применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
В учебном кабинете, кроме того, рекомендуется размещать: макеты и образцы оборудования, снаряжения, инструментов и имущества, определенные приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
Практические занятия целесообразно проводить на натурном участке местности или на территории организации.
На натурном участке местности или учебных площадках оборудуются места, позволяющие отрабатывать практические действия по выполнению личным составам НАСФ задач в соответствии с предназначением.
7.2 Средства обеспечения учебного процесса в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
7.2.1 Нормативно-правовое обеспечение:
2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
8. Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
7.2.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Учебно-методические пособия, содержащие материалы, необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе, могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
7.2.3 Материально-техническое обеспечение:
компьютеры с установленным ПО;
мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;
макеты защитных сооружений, систем связи и оповещения, оборудования для проведения АСДНР;
плакаты;
презентации лекций.