ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приоритетные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2026 - (приняты Постановлением IX съезда ТПП РФ от 13.11.2025)

Приняты
Постановлением IX съезда ТПП РФ
13.11.2025
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2026 - 2030 ГОДЫ
В 2026 - 2030 годах деятельность системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - система ТПП в РФ) будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"; реализацию положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, а также выполнение целей, задач и функций, определенных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с учетом актуальных запросов и потребностей предпринимательского сообщества.
1. Повышение эффективности взаимодействия торгово-промышленных палат и их членских организаций
1.1. Обеспечение деятельности торгово-промышленных палат в соответствии с критериями Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации:
1.1.1. Оказывать содействие торгово-промышленным палатам субъектов Российской Федерации в развитии регионального законодательства о торгово-промышленных палатах.
1.1.2. Совершенствовать методологию Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации.
1.1.3. Проводить мониторинг и анализ деятельности торгово-промышленных палат по участию в реализации Приоритетных направлений деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2026 - 2030 годы.
1.1.4. Увеличивать членскую базу и количество партнеров торгово-промышленных палат, в том числе за счет расширения географии присутствия торгово-промышленных палат вне административных центров субъектов Российской Федерации; развития системы преференций и льгот для членских организаций; повышения эффективности системы ТПП в РФ как источника востребованной бизнесом сервисной поддержки; реализации специальных проектов по развитию отдельных направлений и сфер предпринимательской деятельности.
1.1.5. Обеспечивать скоординированную с комитетами и советами ТПП РФ работу общественных формирований торгово-промышленных палат с учетом специфики экономики региона.
1.1.6. Осуществлять работу с субъектами Российской Федерации и торгово-промышленными палатами по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, внутреннего и въездного туризма, а также по устойчивому развитию, корпоративной социальной ответственности бизнеса и формированию экономики замкнутого цикла.
1.1.7. Расширять практику работы по организации и проведению торгово-экономических (деловых) миссий в России.
1.1.8. Проводить работу по популяризации арбитража и медиации, Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ и Коллегии посредников при ТПП РФ.
1.1.9. Наращивать объемы реализации программ дополнительного профессионального образования различных уровней и направленностей в системе ТПП в РФ.
1.1.10. Организовывать обучение руководителей и сотрудников торгово-промышленных палат в целях повышения уровня их компетенций по защите и продвижению интересов бизнеса, в том числе по развитию цифровых компетенций.
1.1.11. Формировать кадровый резерв торгово-промышленных палат из числа их сотрудников и актива членской базы.
1.1.12. Внедрять программы наставничества, в том числе в экспертных организациях, входящих в систему ТПП в РФ.
1.1.13. Повышать роль информационной работы в рамках системы ТПП в РФ, направленной на укрепление ее общего информационного пространства, развитие и консолидацию корпоративных медиаресурсов.
1.1.14. Повышать в средствах массовой информации уровень узнаваемости и привлекательности системы ТПП в РФ, путем продвижения ее информационных порталов и цифровых сервисов.
1.1.15. Продвигать за рубежом услуги организаций, созданных с участием ТПП РФ, в том числе ПАО "Центр международной торговли", АО "Экспоцентр", Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, АНО "Союзэкспертиза" ТПП РФ, ООО "Юридическая фирма "Союзпатент".
1.2. Диверсификация услуг:
1.2.1. Развивать инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательской деятельности через участие в мероприятиях государственных программ поддержки бизнеса, взаимодействие с органами государственной власти и институтами развития.
1.2.2. Осуществлять обмен компетенциями, успешными практиками работы, в том числе по совместной реализации услуг и проектов с организациями, созданными с участием ТПП РФ.
1.2.3. Расширять взаимодействие с партнерскими организациями, в том числе в рамках организации агентской работы, финансового и нефинансового сопровождения инвестиционных и инновационных проектов, консалтинга и информационного взаимодействия.
1.2.4. Повышать качество экспертных услуг торгово-промышленных палат, в том числе за счет развития системы стандартизации экспертной деятельности ТПП РФ, организации обучения и повышения квалификации экспертов торгово-промышленных палат.
1.2.5. Совершенствовать портал "Электронная ТПП" в части развития сервисов, связанных с реализацией государственных функций и услуг, а также цифровых сервисов с целью построения единой цифровой экосистемы ТПП РФ.
1.2.6. На основе потребностей бизнеса развивать бизнес-ориентированную составляющую модуля "Услуги" портала "Электронная ТПП"; развивать новые услуги в цифровом формате, а также продолжить работу по увеличению доли услуг системы ТПП в РФ, предоставляемых в электронном виде.
1.2.7. Развивать направление по оказанию субъектам предпринимательской деятельности услуг и сервисов в сфере креативных (творческих) индустрий.
2. Защита конкуренции и создание условий для развития предпринимательства
2.1. Создание комфортной среды для развития предпринимательства:
2.1.1. Изучать мнения представителей бизнес-сообщества России о состоянии предпринимательского климата и влиянии нормативно-правовой базы на развитие предпринимательской деятельности; проводить мониторинг правоприменительной практики.
2.1.2. Осуществлять мониторинг и экспертное сопровождение выполнения целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации, национальных проектов России, государственных программ Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования; готовить предложения по их возможной корректировке.
2.1.3. Участвовать в проведении оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия проектов нормативных правовых актов.
2.1.4. Принимать участие в подготовке предложений, направленных на упрощение доступа субъектов предпринимательства к услугам и ресурсам, необходимым для развития предпринимательской деятельности.
2.1.5. Формировать консолидированные предложения деловых кругов по вопросам оптимизации налогового законодательства, снижения фискальной нагрузки на бизнес, борьбы с теневым предпринимательством, регулирования неналоговых платежей, упрощения условий ведения бизнеса.
2.1.6. Принимать участие в подготовке предложений в рамках реформы контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.
2.1.7. Развивать систему саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.
2.1.8. Проводить мониторинг реализации новых параметров налоговой системы, включая налоговую амнистию при дроблении бизнеса.
2.1.9. Принимать участие в совершенствовании законодательства о контрактной системе, содействовать увеличению доли российских производителей в государственных и корпоративных закупках.
2.1.10. Принимать участие в совершенствовании законодательства в сфере интеллектуальной собственности, защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе созданных с использованием искусственного интеллекта.
2.1.11. Принимать участие в развитии законодательства о платформенной экономике и платформенной занятости, а также в подготовке соответствующих подзаконных актов.
2.1.12. Содействовать развитию механизмов реструктуризации долга в целях поддержки бизнеса.
2.1.13. Осуществлять мониторинг внедрения системы цифровой маркировки и прослеживаемости различных групп товаров.
2.1.14. Формировать благоприятные условия для создания и развития деятельности семейных предприятий.
2.1.15. Развивать и совершенствовать деятельность Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, включая развитие региональной сети отделений и внедрение в процессуальную деятельность современных электронных технологий.
2.1.16. Развивать медиацию в системе ТПП в РФ, в том числе оказывать методическое, информационное и консультативное сопровождение центров медиации, принимать участие в подготовке медиаторов на профессиональной основе, разработке и реализации образовательных курсов в области медиации.
2.1.17. Проводить работу по популяризации предпринимательской деятельности, создавать и масштабировать специальные проекты по популяризации предпринимательства любых форм занятости в контексте мероприятий по достижению национальных целей развития России.
2.1.18. Проводить ежегодные форумы ТПП РФ: "Интеллектуальная собственность - XXI век", "Успешная Семья - успешная Россия!", "Меняя качество жизни!", Всероссийский налоговый форум, Всероссийскую акцию, приуроченную к Международному дню борьбы с коррупцией и другие мероприятия.
2.1.19. Инициировать проведение мероприятий с целью вовлечения представителей различных групп населения, в том числе молодежи, в предпринимательскую (трудовую) деятельность.
2.1.20. Развивать цифровые компетенции субъектов предпринимательской деятельности, содействовать развитию электронной коммерции.
2.1.21. Формировать в предпринимательском сообществе нетерпимость к коррупционному поведению.
2.2. Взаимодействие с органами государственной власти и межотраслевое сотрудничество
2.2.1. Проводить в ТПП РФ встречи руководства и актива Палаты с руководством и сенаторами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководством и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководством федеральных органов исполнительной власти.
2.2.2. Во взаимодействии с комитетами и советами, отраслевыми объединениями и коммерческими организациями-членами ТПП РФ продолжить совместную работу с федеральными и региональными органами исполнительной власти, институтами развития и организациями инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательской деятельности, кредитно-финансовыми организациями по формированию благоприятной, стимулирующей и комфортной среды для развития предпринимательской деятельности.
2.2.3. Организовывать участие экспертов системы ТПП в РФ в изучении проблем, выносимых на рассмотрение Государственного Совета Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также готовить аналитические и экспертные заключения и предложения.
2.2.4. Принимать участие в парламентских и общественных слушаниях, а также инициировать и проводить общественные обсуждения по проблемам предпринимательской деятельности.
2.2.5. Увеличивать число представителей системы ТПП в РФ и повышать эффективность их работы в составах общественно-консультативных, экспертных и иных коллегиальных органов при федеральных органах государственной власти, Евразийской экономической комиссии и институтах развития.
2.2.6. Развивать сотрудничество в области арбитража и медиации с государственными судами Российской Федерации, иными органами государственной власти, общественными объединениями.
3. Поддержка предпринимательства в производственной сфере с целью достижения технологического лидерства России. Стимулирование инвестиционной и инновационной активности
3.1. Принимать участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях в целях улучшения механизма привлечения инвестиций в экономику страны.
3.2. Принимать участие в подготовке предложений по развитию механизмов и законодательной базы проектного финансирования.
3.3. Участвовать в формировании условий и правил применения цифровых финансовых активов.
3.4. Содействовать стимулированию инвестиционной активности российских организаций в целях создания, модернизации и расширения производства высокотехнологичной и инновационной продукции.
3.5. Участвовать в разработке предложений по комплексному развитию особых экономических зон федерального и регионального уровней, промышленных кластеров и технопарков на основе эффективной промышленной политики, инновационного приоритета и модернизации существующих предприятий.
3.6. Проводить презентации экономического, промышленного и инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации, в том числе стратегические сессии инвестиционных проектов, инновационных разработок и высокотехнологичной продукции, а также презентационные мероприятия иностранных государств и их отдельных регионов.
3.7. Информировать предпринимательское сообщество о существующих новых инструментах поддержки инвестиционных и инновационных проектов на федеральном и региональном уровнях.
3.8. Содействовать развитию международной, межрегиональной и межотраслевой промышленной кооперации и субконтрактации, в том числе участвовать в реализации инвестиционных проектов.
3.9. Осуществлять поиск, отбор и продвижение региональных инвестиционных и инновационных проектов и площадок в рамках инвестопроводящей инфраструктуры на базе системы ТПП в РФ.
3.10. Участвовать в создании системы региональной поддержки малых технологических компаний, продвигать продукцию малых технологических компаний на российском и зарубежных рынках.
3.11. Принимать участие в подготовке предложений по совершенствованию инструментов доступного кредитования производственных предприятий.
3.12. Взаимодействовать с государственными институтами развития по вопросам развития кредитных, гарантийных, грантовых форм поддержки инвестиционных и инновационных предложений бизнеса.
3.13. Развивать научно-технологическую кооперацию с научно-образовательными центрами мирового уровня с целью трансфера технологий.
3.14. Участвовать в подготовке предложений по стимулированию роста выпуска продукции экспортно ориентированных, наукоемких и высокотехнологичных отраслей, синхронизированных с развитием науки и образования и обеспечивающих конкурентоспособность.
3.15. Проводить мероприятия с целью повышения финансовой и инвестиционной грамотности предпринимателей.
3.16. Развивать взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, выстраивать устойчивые кооперационные связи для совместного производства гражданской продукции.
4. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
4.1. Взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами.
4.2. Готовить совместно с предпринимательским сообществом предложения по устранению имеющихся барьеров и совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности, в том числе используя механизм межправительственных комиссий.
4.3. Осуществлять взаимодействие с Евразийской экономической комиссией, Исполнительным комитетом СНГ и Постоянным комитетом Союзного государства, в том числе по вопросам совершенствования делового климата и развития предпринимательства.
4.4. Развивать существующие и разрабатывать перспективные направления взаимодействия с торгово-промышленными палатами и партнерскими организациями зарубежных стран.
4.5. Использовать потенциал международных и региональных организаций деловых кругов для продвижения интересов российского бизнеса, развития и углубления сотрудничества с деловыми структурами за рубежом.
4.6. Оказывать содействие деловым советам по сотрудничеству с зарубежными странами в проведении заседаний, профильных деловых миссий, вебинаров для иностранных и российских предпринимателей.
4.7. Использовать потенциал сотрудничества в рамках ЕАЭС, СНГ, Союзного государства, БРИКС и ШОС, "Делового Каспия" для продвижения и реализации экспортных возможностей российского бизнеса и развития кооперационных связей.
4.8. Продвигать на площадках Деловых советов БРИКС и ШОС интересы малых и средних предприятий, использовать информационный потенциал деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами для расширения взаимодействия российских компаний с деловыми сообществами стран БРИКС и ШОС.
4.9. Оказывать содействие российским производителям в продвижении продукции на внешние рынки с использованием имеющейся инфраструктуры, осуществлять информационно-аналитическое сопровождение внешнеэкономической деятельности, участвовать в работе по устранению барьеров для экспорта.
4.10. Во взаимодействии с институтами развития участвовать в выработке и реализации мер по развитию инфраструктуры и поддержке экспорта российских товаров, в первую очередь продукции несырьевого экспорта.
4.11. Расширять практику работы по организации и проведению торгово-экономических (деловых) миссий за рубежом.
4.12. Осуществлять сопровождение деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации.
4.13. Содействовать проведению системного анализа правоприменения норм законодательства в сфере трудовой миграции и подготовке предложений по их совершенствованию.
5. Раскрытие кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации экономики
5.1. Взаимодействовать с органами государственной власти, образовательными и научными организациями и субъектами предпринимательской деятельности по вопросам кадрового обеспечения отраслей экономики и повышения практико-ориентированного образования, содействия росту производительности труда.
5.2. Совершенствовать механизм нормативно-правового регулирования участия субъектов предпринимательской деятельности в подготовке профессиональных кадров для экономики России.
5.3. Продолжить сотрудничество с образовательными организациями по формированию и реализации программ дополнительного профессионального образования по приоритетным для бизнеса направлениям.
5.4. Расширять внедрение цифровых технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования.
5.5. Использовать потенциал торгово-промышленных палат при подготовке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, направленных на создание и развитие в России системы независимой оценки профессиональных квалификаций с целью расширения круга лиц, наделенных полномочиями по организации проведения оценки профессиональных квалификаций.
5.6. Формировать систему центров оценки квалификаций.
5.7. Разрабатывать, внедрять и актуализировать профессиональные стандарты по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в области развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности.
5.8. Совершенствовать практику проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
5.9. Формировать и развивать систему мониторинга качества подготовки профессиональных кадров.
5.10. Взаимодействовать с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования в целях популяризации предпринимательской деятельности и института торгово-промышленных палат.