ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
Предварительные итоги за январь - август 2019 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2019 год
Мировой экономический рост в первой половине 2019 года продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015 - 2016 годах. Кроме того, усиление глобальной неопределенности негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В условиях ухудшения прогнозов глобального роста мировые центральные банки отложили ужесточение денежно-кредитной политики, что привело к смягчению глобальных финансовых условий. В то же время для многих стран с формирующимися рынками позитивный эффект от возобновления притока капитала был нивелирован ослаблением внешнего спроса.
В 2019 году, по оценке Минэкономразвития России, мировой экономический рост опустится ниже отметки в 3,0% впервые с 2009 года. По прогнозу МВФ, мировой экономический рост в текущем году замедлится до 3,2% с 3,6% в 2018 году (с апреля прошлого года прогноз на 2019 год был снижен в общей сложности на 0,7 процентных пункта). При этом МВФ отмечает, что риски прогноза смещены вниз и связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий и повышенной волатильностью финансовых рынков. В целом направление серии последовательных пересмотров МВФ оценок ситуации в мировой экономике подтверждает оценку Минэкономразвития России о постепенном замедлении мирового экономического роста.
Цена на нефть марки "Юралс" в январе - мае 2019 г. демонстрировала восходящую динамику на фоне увеличения интереса к риску на мировых рынках. Со стороны предложения росту цен на нефть способствовали договоренности стран - участниц соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, вступившие в силу с января 2019 г., продолжающееся сокращение добычи нефти в Венесуэле, а также снижение поставок нефти из Ирана из-за ужесточения санкционного режима США. В этих условиях среднемесячная цена на нефть марки "Юралс" в апреле - мае 2019 г. превышала 71 долл. США за баррель (по сравнению с 57,4 долл. США за баррель в декабре 2018 года).
Начиная со второй половины мая 2019 г. на мировом рынке нефти наблюдалась коррекция, обусловленная ростом опасений участников рынка относительно перспектив роста мировой экономики на фоне эскалации торговых противоречий между США и Китаем. Среднемесячная цена на нефть марки "Юралс" в августе 2019 г. опустилась ниже 60 долл. США за баррель.
В среднем за январь - август 2019 г. цена на нефть марки "Юралс" составила 64,7 долл. США за баррель (по сравнению с 70,0 долл. США за баррель в 2018 г.). Среднегодовая цена нефти по итогам 2019 года ожидается на уровне 62 долл. США за баррель.
Рис. 1. В 2019 году продолжилось замедление глобального экономического роста
Российский рубль в 2019 году стал одним из лидеров укрепления среди валют стран с формирующимися рынками. Курс российской валюты в номинальном эффективном выражении в январе - августе 2019 г. укрепился на 4,4 процента. Одновременно наблюдалось восстановление интереса международных инвесторов к облигациям федерального займа (ОФЗ) (доля нерезидентов на данном рынке по итогам января - августа 2019 г. выросла на 5,3 процентных пункта - до 29,7 процента).
Наряду с улучшением конъюнктуры глобальных рынков, поддержку российскому рублю в 2019 году оказало снижение оценки участниками рынка санкционных рисков и повышение рейтинговыми агентствами Moody's и Fitch суверенного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного уровня. Средний курс российской валюты в январе - августе 2019 г. составил 65,1 рублей за доллар США, а по итогам года ожидается на уровне 65,4 рублей за доллар США (62,5 рублей за доллар США в 2018 году).
С учетом стабилизации ситуации на валютном рынке Банк России с 15 января 2019 г. возобновил регулярные покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила.
Кроме того, с 1 февраля 2019 г. Банк России приступил к проведению отложенных в 2018 году покупок иностранной валюты на внутреннем рынке, которые предполагается осуществлять равномерно в течение 36 месяцев.
По оценке Минэкономразвития России, объем покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила составил в январе - августе 2019 г. 38,0 млрд. долл. США.
В начале текущего года наблюдалось ускорение инфляции под влиянием повышения с 1 января 2019 г. базовой ставки НДС с 18% до 20% и тенденций на рынках отдельных продовольственных товаров. Вместе с тем масштаб влияния указанных факторов оказался меньше предварительных оценок.
После достижения в марте 2019 г. пикового значения в 5,3% в годовом выражении (4,3% в целом за 2018 год) инфляция начала замедляться и в августе 2019 г. достигла 4,3% в годовом выражении.
По оценке Минэкономразвития России, к концу текущего года инфляция опустится ниже целевого уровня Банка России и составит 3,8%, что станет результатом слабого внутреннего спроса и слабой динамики реальных располагаемых доходов населения.
Рис. 2. Годовая инфляция замедляется после достижения пика в марте 2019 года
Рис. 3. В начале 2019 года темпы роста ВВП временно снизились
В I полугодии 2019 г. произошло замедление экономического роста до 0,7% по сравнению с ростом на 2,3% в 2018 году. Снижение темпов роста ВВП в первой половине 2019 года стало следствием ухудшения внешнеэкономических условий и одновременного ужесточения бюджетной и денежно-кредитной политики.
Замедление роста мировой экономики привело как к ухудшению ценовой конъюнктуры товарных рынков, так и к снижению спроса на российский экспорт. Нефтегазовый экспорт во II квартале 2019 г. сократился на 8,1% в стоимостном выражении, ненефтегазовый - на 5,0%. В этих условиях рост физического объема экспорта товаров оценивается Минэкономразвития России в 2019 году на уровне -0,1% по сравнению с 4,2% в 2018 году. При этом на фоне слабого внутреннего спроса импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, снизится на 0,4% после роста на 1,7% в 2018 году.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в I полугодии 2019 г. сократился до 5,0% ВВП по сравнению с 6,5% ВВП в I полугодии 2018 года. Основной вклад внес опережающий рост доходов федерального бюджета, которые в I полугодии 2019 г. выросли на 10,7% к уровню прошлого года. В части расходов, по состоянию 1 июля 2019 г., было исполнено 42,6% бюджетной росписи (в открытой части) по сравнению с 44,9% в 2018 году и 45,8% в 2017 году. В то же время в июле - августе 2019 г. рост расходов федерального бюджета (в открытой части) ускорился до 7,7% в годовом выражении.
Ухудшение денежно-кредитных условий происходило с апреля 2018 г. вследствие негативных внешних факторов, как в части оттока капитала из стран с формирующимися рынками на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США, так и в части усиления санкционного давления на Россию. В ответ на дальнейшее нарастание проинфляционных рисков, связанных с ослаблением обменного курса, а также объявленного в июне 2018 г. предстоящего повышения НДС, Банк России повысил в сентябре и декабре прошлого года ключевую ставку суммарно на 50 базисных пунктов.
Во II полугодии 2019 г. ожидается восстановление экономической активности с учетом постепенного смягчения денежно-кредитных условий и ускорения роста бюджетных расходов. В июле и августе 2019 года темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил соответственно 1,8% и 1,6 процента. По итогам 2019 года рост ВВП ожидается на уровне 1,3 процента.
Рис. 4. В начале 2019 года наблюдалось охлаждение как потребительского спроса...
Рис. 5. ...так и инвестиционной активности
В разрезе компонентов использования в I полугодии 2019 г. наблюдалось замедление как инвестиционной, так и потребительской активности. Рост инвестиций в основной капитал в январе - июне 2019 г. составил 0,6% (4,3% в 2018 году). Наряду с ухудшением настроений бизнеса, значимым фактором замедления динамики капитальных вложений в I полугодии 2019 г. стало снижение бюджетных инвестиционных расходов (на 11,4% в январе - июне 2019 г.), которое в I полугодии 2019 г., по оценке Минэкономразвития России, внесло отрицательный вклад в темп роста инвестиций в основной капитал (0,9 процентных пункта). Вместе с тем в июле и августе 2019 г. наблюдался догоняющий рост инвестиционных расходов федерального бюджета - на 23,8% в годовом выражении за два месяца (в результате отставание от предыдущего года сократилось практически до нуля). В целом по итогам 2019 года темп роста инвестиций в основной капитал оценивается Минэкономразвития России на уровне 2,0% по сравнению с 4,3% в 2018 году.
С начала 2019 года наблюдалось снижение потребительского спроса на товары и услуги. Оборот розничной торговли в январе - августе 2019 г. увеличился на 1,5% (2,9% в 2018 году). При этом в непродовольственном сегменте наблюдалось более выраженное замедление роста спроса. Оценка Минэкономразвития России роста оборота розничной торговли по итогам текущего года составляет 1,3 процента.
Ситуация на рынке труда в текущем году характеризуется негативной динамикой численности рабочей силы, обусловленной снижением как численности занятых, так и численности безработных. Уровень безработицы с марта по июль 2019 г. с исключением сезонности оставался неизменным и составлял 4,6% от численности рабочей силы. В августе 2019 г. уровень безработицы с исключением сезонности вновь обновил минимальное значение и составил 4,5% от рабочей силы. В целом по итогам 2019 года безработица ожидается на уровне 4,6% (4,8% в 2018 году).
Продолжающееся сжатие предложения на рынке труда поддерживает рост среднемесячной заработной платы на достаточно высоком уровне (7,3% в номинальном и 2,3% в реальном выражении за январь - август 2019 г., по предварительным данным Росстата).
В целом по итогам текущего года рост реальной начисленной заработной платы прогнозируется на уровне 1,5% (рост на 8,5% по итогам 2018 года был обусловлен главным образом выполнением установленных указами Президента Российской Федерации целевых соотношений в части оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы).
В то же время динамика реальных располагаемых доходов населения, несмотря на динамичный рост заработной платы, остается отрицательной (-1,3% за I полугодие 2019 г.) на фоне возрастающего негативного вклада обязательных платежей, в том числе процентов за предоставленные кредиты. В результате рост реальных располагаемых доходов населения по итогам 2019 года сохранится на уровне предыдущего года и составит 0,1 процента.
Рис. 6. Рост заработных плат ускоряется с марта 2019 года
Рис. 7. Безработица достигла рекордно низких уровней
Внешние условия
В первой половине 2019 года мировой экономический рост продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015 - 2016 годах. Кроме того, усиление неопределенности относительно международных "правил игры" негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В условиях ухудшения прогнозов глобального роста мировые центральные банки отложили ужесточение денежно-кредитной политики, что привело к смягчению глобальных финансовых условий. В то же время для многих стран с формирующимися рынками позитивный эффект от возобновления притока капитала был нивелирован ослаблением внешнего спроса.
В 2019 году рост мировой экономики, по оценке Минэкономразвития России, опустится ниже отметки в 3,0% впервые с 2009 года. По прогнозу МВФ, мировой экономический рост в текущем году замедлится до 3,2% с 3,6% в 2018 году. С апреля прошлого года прогноз МВФ на 2019 год был снижен в общей сложности на 0,7 п.п. При этом МВФ отмечает, что риски прогноза смещены вниз. Они связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий и повышенной волатильностью финансовых рынков. В целом, направление серии последовательных пересмотров МВФ оценок ситуации в мировой экономике подтверждает гипотезу Минэкономразвития России о постепенном замедлении мирового экономического роста.
На прогнозном горизонте ожидается последовательное снижение темпов роста в крупнейших мировых экономиках.
По прогнозу Минэкономразвития России, рост экономики США составит 2,1% в текущем году. В дальнейшем ожидается его замедление до 1,0 - 1,2% к 2024 году по мере исчерпания стимулирующего эффекта налоговой реформы. Сдерживающее влияние на экономическую активность будут также оказывать введенные торговые ограничения и ответные меры со стороны торговых партнеров. При этом дальнейшая эскалация торговых конфликтов может привести к еще более существенному замедлению американской экономики.
На этом фоне будет происходить ослабление доллара США относительно евро (а также других валют стран G-20) до уровня 1,25 доллара США за евро к 2024 году, что является рыночным консенсусом.
Развернувшиеся "торговые войны" негативно отразятся и на экономике Китая. В базовый вариант прогноза Минэкономразвития России заложена предпосылка о замедлении роста китайской экономики до 5,9% в текущем году. Несмотря на меры, принимаемые китайскими властями для поддержки экономического роста, нерешенными остаются структурные проблемы, связанные с высокой долговой нагрузкой, избыточным объемом инфраструктурных инвестиций и экологическими вызовами. В этих условиях ожидается снижение темпов роста китайской экономики до уровня 5,1% к 2024 году.
Замедление мирового экономического роста и мировой торговли уже оказывает выраженное негативное влияние на производственную активность и экспорт Евросоюза. Определенную поддержку росту будет оказывать более мягкая денежно-кредитная политика Европейского центрального банка, а также умеренное смягчение бюджетной политики в крупнейших экономиках еврозоны.
Вместе с тем фактором замедления роста европейских стран станет окончание циклического восстановления, наблюдавшегося в 2017 году - первой половине 2018 года. Методы поддержки экономического роста с помощью мер бюджетной политики будут использоваться ограниченно с учетом высокого уровня государственного долга в ряде стран. При этом потенциальные темпы роста остаются низкими на фоне увеличения доли населения в старших возрастах и медленного роста производительности труда. Кроме того, сохраняются существенные дисбалансы между странами "ядра" и "периферии" еврозоны, при этом до сих пор не завершено создание механизмов координации макроэкономической политики. Существенным фактором неопределенности остаются условия выхода Великобритании из Евросоюза, который должен состояться в текущем году. В этих условиях рост экономики Евросоюза будет сохраняться на низких уровнях на прогнозном горизонте (с замедлением с 1,0% в 2019 г. до 0,7% к 2024 году).
Темпы прироста японской экономики в 2019 году составят 0,8% на фоне слабого внешнего спроса и повышения налога на добавленную стоимость в октябре 2019 года, которое будет лишь отчасти смягчено стимулирующими мерами фискальной политики. К 2024 году прогнозируется замедление роста в Японии до 0,4% по мере нарастания демографических ограничений на рынке труда.
Экономики стран с формирующимися рынками будут испытывать негативное воздействие замедления внешнего спроса. При этом снижение уровня инвестиционной активности будет препятствовать расширению производственного потенциала. Фактором риска для стран с формирующимися рынками остаются эпизоды волатильности на мировых финансовых и товарных рынках, при этом в "группе риска" находятся страны с накопленными макроэкономическими дисбалансами.
В этих условиях ожидается замедление роста мировой экономики до 2,7% к 2024 году.
Рис. 8. Ожидается дальнейшее замедление мировой экономики на горизонте до 2021 года
В условиях слабого глобального спроса цены на основные биржевые товары (газ, уголь, основные черные и цветные металлы, древесину) после снижения в 2019 году будут расти умеренными темпами, не превышающими в среднем 3 - 4% в год.
Замедление мирового роста будет оказывать сдерживающее влияние и на цены на нефть. Одновременно ожидается дальнейшее наращивание предложения со стороны США. Понижательное давление на нефтяные котировки на прогнозном горизонте может также оказывать восстановление объемов предложения со стороны отдельных стран, где сейчас наблюдаются перебои поставок. В этих условиях прогнозируется постепенное снижение цен на нефть марки "Юралс" до уровня 53 долл. США/барр. в 2024 году.
Общая характеристика прогноза социально-экономического развития
Прогноз разработан на основе текущих внутренних и внешних тенденций, прогноза развития мировой экономики и внешнеэкономических условий, а также итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2019 года.
Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития в трех сценариях - базовом, целевом и консервативном.
Ключевое отличие консервативного сценария от базового - это предпосылка о более негативном развитии внешнеэкономической ситуации (предполагается дальнейшее замедление темпов мирового экономического роста до уровня чуть выше 2% к 2021 году, что соответствует понятию "глобальная рецессия", в сценарий также заложена предпосылка о неблагоприятной конъюнктуре мировых товарных рынков). Действующая конструкция макроэкономической политики позволит ограничить реакцию внутренних экономических параметров на колебания внешнеэкономической конъюнктуры, в результате чего рост ВВП замедлится незначительно по сравнению с текущим годом, а инфляция останется вблизи целевого уровня.
Базовый и целевой сценарии основаны на одних и тех же внешнеэкономических предпосылках. В них заложено постепенное дальнейшее замедление мирового экономического роста с 2,9% в 2019 году до 2,7% в 2024 году, нисходящая динамика цен на нефть - снижение с 62 - 63 долл. США/баррель до 57 долл. США/баррель в 2020 году и до 53 долл. США/баррель к 2024 году, а также крайне умеренный рост цен на основные товары российского экспорта.
Как в базовый, так и в целевой сценарий заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом N 204. Эти меры должны обеспечить повышение инвестиционной активности, с одной стороны, и рост доходов населения с другой. Речь идет о мерах, реализуемых как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами.
Среди ключевых мер по повышению уровня инвестиционной активности следует выделить следующие направления:
- улучшение инвестиционного климата (восстановление доверия бизнес-сообщества), которое может быть достигнуто только при создании стабильности регуляторных условий и предсказуемой тарифной политики;
- снижение административных издержек через реализацию реформы контроля и надзора и снятие административных барьеров для развития;
- обеспечение развития инфраструктуры;
- увеличение объема доступных ресурсов для финансирования инвестиций за счет формирования новых механизмов аккумулирования долгосрочных сбережений и проведения структурной кредитной политики.
Активная реализация проектов создаст основу для роста спроса на труд и, соответственно, для роста доходов населения. Другим источником роста доходов населения должно стать повышение производительности труда. Этому будет способствовать обеспечение широкого внедрения технологических инноваций - в первую очередь, технологий искусственного интеллекта, роботизации, интернета вещей, а также расширения использования платформенных решений в разных секторах экономики. В результате таких процессов произойдет перераспределение занятости из трудоемких секторов с низким уровнем заработной платы (таких как торговля, ряд обрабатывающих производств, транспорт) в сектор услуг с более высоким уровнем оплаты труда.
Эффективная реализация данных мероприятий (требующая качества управления как в государственном, так и в частном секторе экономики) обеспечит достижение национальных целей развития.
Оценки вклада структурных мер в темпы экономического роста осуществлены Минэкономразвития России на основании комплексного анализа международного опыта с учетом "исходных характеристик" российской экономики.
Как в базовом, так и в целевом сценарии прогнозируется, что темп роста ВВП ускорится до уровня около 3%, начиная с 2021 года, а темпы роста реальных располагаемых доходов населения выйдут в диапазон 2,2 - 2,4 процента.
Ключевое отличие базового и целевого сценариев - в предположении о скорости и эффективности реализации структурных мер государственной политики, а также - в скорости адаптации к ухудшившимся в текущем году внешнеэкономическим условиям (в первую очередь в части внешнеэкономической повестки).
В этих условиях в базовом сценарии прогнозируется ускорение темпов роста ВВП с 1,3% в текущем году до 1,7% в 2020 году. В целевом сценарии рост ВВП в 2020 году составит 2%. Это связано с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5,0% в базовом сценарии), а также о более быстром восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году.
В условиях уверенных темпов роста внутреннего спроса в целевом сценарии ожидается, что инфляция после замедления в первом полугодии следующего года восстановится до уровня 4% (в базовом - будет сохраняться на уровне 3% до конца 2020 года).
По оценке Минэкономразвития России, целевой сценарий может реализоваться с высокой вероятностью. При этом в целях обеспечения последовательного применения консервативного подхода в бюджетном планировании в качестве основы для федерального бюджета предлагается использовать базовый сценарий.
Общая характеристика базового сценария прогноза
Валютный рынок
После периода сильного рубля валютный курс вернулся к своим фундаментальным значениям. На прогнозном горизонте последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечит сохранение низкой зависимости курса рубля к доллару США от динамики цен на нефть. При этом фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), будут оставаться благоприятными. В этих условиях реальный валютный курс на прогнозном горизонте будет оставаться достаточно стабильным, при этом в номинальном выражении обменный курс будет ослабляться умеренными темпами, близкими к инфляционному дифференциалу между Россией и странами - торговыми партнерами. Еще более умеренное ослабление рубля относительно доллара США обусловлено ожиданием постепенного ослабления доллара относительно основных мировых валют в среднесрочном периоде.
Инфляция
В 2020 году в условиях охлаждения потребительского спроса, обусловленного нормализацией темпов роста потребительского кредитного портфеля, ожидается усиление дезинфляционного тренда. По прогнозу Минэкономразвития России, инфляция в первой половине 2020 года опустится ниже 3,0%, а по итогам года составит 3,0 процента. В дальнейшем по мере реакции на реализуемую денежно-кредитную политику и перебалансировки кредитного портфеля от потребительских кредитов к ипотечным и корпоративным ожидается возвращение инфляции к целевому уровню 4% в 2021 - 2024 годах.
Рис. 9. Экономический рост
Рис. 10. Инфляция
Экономический рост
В базовый сценарий прогноза, предполагающий стабильное развитие российской экономики, закладывается предпосылка о замедлении темпов роста портфеля потребительских кредитов. В то же время более быстрое снижение ключевой процентной ставки Банком России приведет к росту других видов кредита и снижению нормы сбережения по другим каналам (главным образом, через скорость накопления депозитов населением), что частично смягчит негативный эффект замедления потребительского кредитования на конечный спрос. В дальнейшем прогнозируется выход потребительского кредитования на темпы роста, близкие к темпу роста доходов населения.
После замедления экономического роста в 1П19 прогнозируется, что годовой темп роста ВВП во втором полугодии 2019 года выйдет на уровень 1,5 - 2,0% г/г под воздействием "догоняющего" роста бюджетных расходов (преимущественно инвестиционного характера), а также постепенного смягчения денежно-кредитных условий. В 2020 году прогнозируется, что темп роста ВВП сохранится на уровне 1,7 процента.
В 2021 - 2024 годах прогнозируется ускорение темпа роста ВВП до уровня около 3% г/г, основанное на опережающем росте инвестиций в основной капитал, повышении конкурентоспособности российской экономики и реализации внешнеэкономического потенциала. Основу для ускорения экономического роста должна создать реализация структурных реформ (см. раздел "Обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов"), а также изменение фазы и структуры кредитного цикла.
Как показывают результаты модели, оцененной на панели стран, улучшение так называемых институциональных характеристик (таких как качество регулирования, качество инфраструктуры, доступность новейших технологий) может повысить потенциальные темпы роста экономики на 1,5 п.п. в среднем в год в течение последующих 6 лет (см. раздел "Об оценке эффектов структурных мер экономической политики").
Структура совокупного спроса также претерпит существенные изменения в 2019 - 2024 годах.
В 2020 году ожидается замедление темпов роста потребительского спроса (до 0,6% после 1,0% в 2019 году) под воздействием замедления роста потребительских кредитов. Однако в дальнейшем ожидается ускорение роста потребительского спроса (до 2,9% в 2024 году), которое произойдет, в первую очередь, под влиянием восстановления динамики реальных располагаемых денежных доходов населения.
Одновременно начиная с 2020 года ожидается ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал с учетом реализации структурных мер экономической политики. Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в 2020 - 2024 гг. составит 5,6%, что позволит обеспечить увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до уровня 25% к 2024 году.
Ключевыми рисками для базового сценария прогноза являются (1) глобальная рецессия, (2) пробуксовка структурных реформ.
Консервативный сценарий
Консервативный сценарий разработан Минэкономразвития России на основании предположения о реализации риска более существенного, чем ожидается в базовом сценарии, замедления мировой экономики в условиях дальнейшей эскалации торговых конфликтов между крупнейшими экономиками (до уровня около 2,5% в 2020 году и до уровня чуть выше 2% в 2021 году).
Замедление роста мировой экономики в рамках консервативного сценария приведет к уменьшению спроса на энергоресурсы и прочие сырьевые товары. В связи с этим в рамках консервативного сценария ожидается более существенное по сравнению с базовым ухудшение конъюнктуры мировых товарных рынков: так, цены на нефть упадут до 42,5 долл. США за баррель в 2020 году и в дальнейшем продолжат расти с темпом, близким к долларовой инфляции (до 45,9 долл. США за баррель к 2024 году).
Действующая конструкция макроэкономической политики позволит ограничить реакцию внутренних параметров на колебания цен на нефть. Так, валютный курс в 2020 году продемонстрирует ослабление на 5,1%, а в дальнейшем, как и в базовом сценарии, будет ослабляться темпами, близкими к инфляционному дифференциалу между Россией и странами - торговыми партнерами. Инфляция в консервативном сценарии ожидается на уровне 3,2% в 2020 году с последующим возвращением к 4,0% в 2021 - 2024 годах. В то же время негативное воздействие на экономический рост в консервативном сценарии будет оказывать слабый внешний спрос на товары российского экспорта.
В консервативном сценарии влияние внешних факторов скажется на замедлении темпов роста ВВП до 1,1% в 2020 году. В дальнейшем по мере реализации структурных мер ожидается ускорение роста, однако оно будет более умеренным, чем в базовом сценарии, - до 2,5% к 2024 году. С учетом более существенного замедления мировой экономики прогнозируемая в рамках консервативного сценария динамика российского ВВП позволит обеспечить выход на темпы роста выше среднемировых к 2024 году.
Целевой сценарий
В целевой сценарий прогноза социально-экономического развития заложены аналогичные базовому сценарию предпосылки относительно развития мировой экономики и товарных рынков.
Ключевым отличием от базового сценария является предпосылка о быстрой и эффективной реализации структурных мер государственной политики - в первую очередь, в части повышения доверия населения и бизнеса к правоохранительной и судебной системам и улучшения инвестиционного климата.
В этих условиях в целевом сценарии темп роста ВВП прогнозируется на уровне 2% в 2020 году. Это связано с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5,0% в базовом сценарии), а также о более быстром восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году. При этом ожидается, что опережающими темпами будет происходить рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров.
В условиях уверенных темпов роста и внутреннего спроса в целевом сценарии ожидается, что инфляция после замедления в первом полугодии следующего года восстановится до уровня 4% (в базовом - сохранится на уровне 3% до конца 2020 года).
Более высокие темпы реальной заработной платы в среднем по экономике в целевом сценарии по сравнению с базовым сценарием, а также успешная реализация адресных мер социальной поддержки обеспечат более быстрое, чем в базовом сценарии, снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - до 11,1% от общей численности населения в 2020 году и 10,2% в 2021 году.
В последующие годы прогнозируется сближение параметров базового и целевого сценариев. По оценке Минэкономразвития России, целевой сценарий может реализоваться с высокой вероятностью.
Таблица 1. Сценарии прогноза социально-экономического развития
к соотв. периоду предыдущего года
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Цена на нефть марки "Юралс" (мировые), долларов США за баррель
базовый
70,0
62,2
57,0
56,0
55,0
54,0
53,0
целевой
70,0
62,2
57,0
56,0
55,0
54,0
53,0
консервативный
70,0
62,2
42,5
43,3
44,2
45,0
45,9
Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар США
базовый
62,5
65,4
65,7
66,1
66,5
66,9
67,4
целевой
62,5
65,4
65,1
65,4
65,9
66,2
66,7
консервативный
62,5
65,4
68,7
69,3
69,8
70,1
70,5
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю
базовый
4,3
3,8
3,0
4,0
4,0
4,0
4,0
целевой
4,3
3,8
4,0
4,0
4,0
4,0
4,0
консервативный
4,3
3,8
3,2
4,0
4,0
4,0
4,0
Валовой внутренний продукт, %
базовый
2,3
1,3
1,7
3,1
3,2
3,3
3,3
целевой
2,3
1,3
2,0
3,1
3,2
3,3
3,3
консервативный
2,3
1,3
1,1
1,9
2,3
2,5
2,5
Инвестиции в основной капитал, %
базовый
4,3
2,0
5,0
6,5
5,8
5,6
5,3
целевой
4,3
2,0
5,8
6,5
5,8
5,6
5,3
консервативный
4,3
2,0
3,6
3,4
3,1
3,4
3,8
Промышленность, %
базовый
2,9
2,3
2,4
2,6
2,9
3,0
3,1
целевой
2,9
2,3
2,8
2,8
3,0
3,2
3,3
консервативный
2,9
2,3
1,7
1,8
2,0
2,2
2,2
Реальные располагаемые доходы населения, %
базовый
0,1
0,1
1,5
2,2
2,3
2,3
2,4
целевой
0,1
0,1
1,5
2,2
2,3
2,3
2,4
консервативный
0,1
0,1
1,1
1,4
1,7
1,7
1,9
Реальная заработная плата, %
базовый
8,5
1,5
2,3
2,3
2,5
2,5
2,6
целевой
8,5
1,5
2,5
2,4
2,5
2,5
2,6
консервативный
8,5
1,5
1,8
1,4
1,9
2,0
2,1
Оборот розничной торговли, %
базовый
2,8
1,3
0,6
2,2
2,5
2,6
2,7
целевой
2,8
1,3
1,1
2,2
2,5
2,6
2,7
консервативный
2,8
1,3
0,5
1,4
1,9
2,1
2,3
Экспорт товаров, млрд долларов США
базовый
443,1
406,8
405,7
426,2
447,7
478,2
515,6
целевой
443,1
406,8
424,7
441,2
458,9
484,5
515,6
консервативный
443,1
406,8
337,7
354,8
374,9
396,6
424,2
Импорт товаров, млрд долл. США
базовый
248,7
247,7
259,2
276,0
296,0
318,1
343,9
целевой
248,7
247,7
260,7
278,2
299,1
321,8
348,6
консервативный
248,7
247,7
246,9
261,3
278,7
299,8
324,6
Источник: Росстат, ФТС, расчеты Минэкономразвития России.
Структура экономического роста
ВВП по источникам доходов
Структура ВВП по источникам формирования доходов в прогнозном периоде будет относительно стабильной, учитывая решения, принимаемые в рамках налоговой политики и обеспечения устойчивого и эффективного функционирования рынка труда, а также комплекс мер, направленных на снижение уровня бедности. Доля оплаты труда и смешанных доходов будет находиться в диапазоне 46,4 - 47,6% ВВП, доля валовой прибыли в ВВП будет составлять 41,8 - 42,2%. В то же время по мере выхода экономики на более высокую траекторию экономического роста и адаптации к принятым налоговым решениям, доля налогов в ВВП будет постепенно снижаться - до 10,3% ВВП в 2024 году с 11,8% ВВП в 2018 году. Сокращение доли чистых налогов на производство и импорта в 2019 году обусловлено снижением цен на нефть в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
Таблица 2. Структура ВВП по источникам доходов
в % к соотв. периоду предыдущего года
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Валовой внутренний продукт
100
100
100
100
100
100
100
Оплата труда
46,4
47,1
47,6
47,5
47,6
47,6
47,5
Чистые налоги на производство и импорт
11,8
10,8
10,7
10,5
10,4
10,4
10,3
Валовая прибыль экономики
41,8
42,1
41,7
42,0
42,0
42,0
42,2
ВВП по счету использования
Структура использования ВВП претерпит существенные изменения в течение 2019 - 2024 годов. Данное преобразование произойдет под влиянием реализации государственных инвестиционных проектов, изменения структуры потребления населением, сдвига в структуре внешней торговли и мер по поддержке предпринимательской деятельности.
Начиная с 2020 года ожидается ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал, что позволит обеспечить увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до уровня 25% к 2024 году.
Ограниченный внешний спрос снизит объемы экспорта энергетических товаров. С другой стороны, инвестиционная модель предусматривает активное развитие несырьевых отраслей обрабатывающей промышленности, что будет поддерживать темпы роста экспорта в прогнозном периоде, а доля несырьевого неэнергетического экспорта в ВВП возрастет до 11,4% (9,0% ВВП в 2018 году). Развитие сектора услуг позволит увеличить долю их экспорта до 4,6% ВВП с 3,9% соответственно.
Реализация инвестиционных программ повлияет и на долю импорта товаров, которая возрастет до 15,7% ВВП с 15,0% в 2018 году за счет увеличения импорта товаров инвестиционного назначения. Влияние на торговый оборот также окажет увеличение доли импорта услуг, что является общемировым трендом, обеспеченным научно-техническим прогрессом и глобализацией.
В результате доля чистого экспорта в ВВП сократится до 5,5% ВВП к 2024 году с 10,0% ВВП в 2018 году.
Таблица 3. Темпы роста компонентов использования ВВП
в % к соотв. периоду предыдущего года
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Валовой внутренний продукт
2,3
1,3
1,7
3,1
3,2
3,3
3,3
Расходы на конечное потребление
1,8
1,0
0,9
2,2
2,4
2,7
2,8
Домашних хозяйств
2,3
1,0
0,6
2,2
2,5
2,7
2,9
товары
2,7
1,3
0,6
2,2
2,5
2,6
2,7
услуги
2,1
-0,4
0,5
1,9
2,3
2,7
3,0
натура
2,1
0,8
0,1
1,7
2,0
2,1
2,2
покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России
-5,2
6,2
5,3
5,3
6,3
7,5
8,2
импорт
5,8
5,1
4,5
4,5
5,1
6,0
6,5
экспорт
32,9
3,0
2,9
2,9
2,6
2,6
2,4
Государственного управления
0,3
1,0
1,5
2,2
2,2
2,5
2,6
Валовое накопление
0,8
2,9
3,3
5,1
5,1
3,6
2,8
Основного капитала
2,9
2,0
4,9
6,3
5,6
5,4
5,2
Чистый экспорт
Экспорт
5,5
0,7
3,6
4,1
4,1
5,4
6,0
товары
4,2
-0,1
3,3
3,7
3,9
5,4
6,2
услуги
13,4
6,0
5,9
5,8
5,2
5,2
4,9
Импорт
2,7
1,4
3,6
4,1
4,6
4,5
4,6
товары
1,7
-0,4
2,6
3,5
4,0
3,9
4,1
услуги
5,4
6,0
6,0
5,4
5,9
5,9
5,7
Таблица 4. Структура компонентов использования ВВП
в %
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Валовой внутренний продукт
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Расходы на конечное потребление
66,7
67,6
67,5
67,2
67,1
67,0
66,8
Домашних хозяйств
49,0
49,7
49,6
49,2
49,3
49,2
49,1
товары
29,6
30,2
30,0
29,8
29,8
29,7
29,6
услуги
10,7
10,7
10,6
10,6
10,6
10,6
10,5
покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России
1,4
1,5
1,5
1,6
1,6
1,7
1,9
Государственного управления
17,4
17,5
17,5
17,5
17,4
17,3
17,2
Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
0,4
0,4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Валовое накопление
22,7
24,7
26,0
26,6
27,1
27,4
27,6
Основного капитала
21,4
22,5
23,5
24,2
24,9
25,4
25,9
Изменение запасов материальных оборотных средств
1,3
2,2
2,5
2,4
2,2
1,9
1,7
Чистый экспорт
10,0
7,7
6,5
6,2
5,8
5,7
5,5
Экспорт
30,7
28,4
28,0
27,8
27,7
27,8
28,1
товары
26,8
24,5
23,6
23,4
23,2
23,2
23,5
услуги
3,9
3,9
4,4
4,5
4,5
4,6
4,6
Импорт
20,8
20,7
21,5
21,6
21,9
22,2
22,6
товары
15,0
14,9
15,1
15,1
15,3
15,5
15,7
услуги
5,7
5,8
6,4
6,5
6,6
6,7
6,9
ВВП по счету производства
В отраслевом разрезе драйверами экономического роста в 2021 - 2024 годах станут экспортно ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности, строительный и транспортный сектора, а также сектора недвижимости и профессиональных услуг.
Темпы роста обрабатывающих производств повысятся до 3,0 - 3,6% в 2021 - 2024 годах с 1,4 - 1,6% в 2018 - 2019 годах, при этом лидерами роста станут экспортно ориентированные отрасли (такие как химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение). Темпы роста в строительстве и по операциям с недвижимым имуществом будут опережать темпы роста экономики в целом - соответственно 4,8% г/г и 3,9% г/г в среднем за период с 2021 по 2024 годы.
В сфере профессиональных услуг ожидается ускорение темпов роста до 6,7 - 6,9% в конце прогнозного периода с 1,1 - 2,1% в 2018 - 2019 годах. В здравоохранении также будет наблюдаться рост на уровне 4,0 - 4,3% после стагнации в 2018 году и роста на 1,6% в текущем году.
Вместе с тем под влиянием слабого внешнего спроса и изменения структуры потребления энергетических товаров темпы роста добывающей промышленности сократятся до уровня 1,5 - 1,9% в 2021 - 2024 годах.
Таблица 5. Темпы роста компонентов производства ВВП
в % к соотв. периоду предыдущего года
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Валовой внутренний продукт
2,3
1,3
1,7
3,1
3,2
3,3
3,3
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
-2,0
1,2
1,6
2,0
2,1
2,4
2,6
Добыча полезных ископаемых
3,9
3,5
2,1
1,9
1,5
1,7
1,9
Обрабатывающие производства
1,6
1,4
2,6
3,0
3,5
3,6
3,6
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
1,5
1,1
1,9
2,1
2,5
2,6
2,6
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
1,2
1,3
1,4
1,4
1,6
1,8
2,1
Строительство
4,7
1,0
4,2
5,4
5,1
4,5
4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
2,2
1,0
0,4
1,7
1,7
1,8
1,7
Транспортировка и хранение
3,0
1,9
0,5
2,3
1,8
2,1
2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
6,2
3,8
3,3
7,0
7,7
7,8
8,1
Деятельность в области информации и связи
1,8
1,7
2,1
5,2
5,6
5,6
5,7
Деятельность финансовая и страховая
6,2
0,8
1,1
4,3
4,8
4,7
4,8
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
0,2
0,1
1,9
3,6
3,9
4,0
4,0
Деятельность профессиональная, научная и техническая
1,1
2,1
3,7
6,9
6,9
6,7
6,7
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
2,6
-0,2
0,2
3,2
3,6
3,4
3,4
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
3,3
-0,2
0,2
2,7
2,9
3,0
3,0
Образование
1,5
0,9
1,0
3,5
3,8
3,8
3,8
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
0,0
1,6
1,4
4,0
4,3
4,3
4,3
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
0,6
-1,1
0,1
2,5
3,0
2,9
3,0
Предоставление прочих видов услуг
3,7
-0,1
0,3
2,9
3,3
3,2
3,2
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств
-2,0
-0,3
-0,5
2,5
3,0
2,9
3,0
Итого в основных ценах по видам деятельности
2,2
1,3
1,7
3,1
3,2
3,3
3,3
Чистые налоги на продукты и импорт
2,4
0,7
2,1
2,7
2,6
3,1
3,3
Промышленность
2,9
2,3
2,4
2,6
2,9
3,0
3,1
Таблица 6. Структура компонентов производства ВВП
в %
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Валовой внутренний продукт
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
3,1
3,3
3,3
3,3
3,3
3,2
3,2
Добыча полезных ископаемых
11,5
11,9
11,9
11,7
11,5
11,4
11,2
Обрабатывающие производства
12,3
12,4
12,6
12,6
12,7
12,8
12,8
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
2,4
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
0,4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,4
Строительство
5,4
5,5
5,8
5,9
6,1
6,2
6,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
12,8
12,9
12,8
12,7
12,6
12,4
12,2
Транспортировка и хранение
6,2
6,4
6,3
6,3
6,2
6,2
6,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
0,8
0,8
0,9
0,9
0,9
0,9
1,0
Деятельность в области информации и связи
2,1
2,1
2,1
2,2
2,3
2,4
2,5
Деятельность финансовая и страховая
3,7
3,7
3,6
3,6
3,7
3,8
3,8
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
8,2
8,2
8,2
8,2
8,1
8,1
8,1
Деятельность профессиональная, научная и техническая
3,8
3,8
3,9
4,1
4,3
4,5
4,8
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
2,0
2,0
1,9
1,9
1,9
1,9
2,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
6,8
6,6
6,5
6,5
6,3
6,2
6,0
Образование
2,9
2,8
2,8
2,9
2,9
2,9
2,9
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
3,0
3,0
3,0
3,1
3,1
3,1
3,2
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
0,8
0,8
0,8
0,8
0,7
0,7
0,7
Предоставление прочих видов услуг
0,6
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,4
0,4
Итого в основных ценах по видам деятельности
89,3
90,3
90,4
90,6
90,7
90,7
90,8
Чистые налоги на продукты и импорт
10,7
9,7
9,6
9,4
9,3
9,3
9,2
Промышленность
26,7
27,2
27,5
27,2
27,1
27,0
27,0
Обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов
Макроэкономическая политика 2017 - 2019 годов, проводимая в рамках бюджетных правил и в соответствии с принципами инфляционного таргетирования, обусловила существенное повышение устойчивости внутренних экономических и финансовых параметров к изменению внешнеэкономической конъюнктуры. В частности, практически исчезла зависимость курса рубля от колебаний цен на нефть. Одновременно более чем в 2 раза сократилась цена нефти, балансирующая бюджет: с уровня более 100 долл. США/барр. в 2014 году до около 50 долл. США/барр в 2018 - 2019 годах.
Настройка конкретных мер социально-экономической политики на период 2018 - 2024 годов происходила с учетом необходимости достижения национальных целей развития и выполнения других приоритетных задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).
Приоритеты социально-экономического развития на период до 2024 года сосредоточены на развитии человеческого капитала и улучшении качества жизни. Достижение поставленных задач невозможно без выхода на высокие и устойчивые темпы экономического роста, что требует расширения потенциала экономики. Поставленные цели достижимы исключительно на базе инвестиционно-ориентированной модели экономического роста <1>, сопровождающейся увеличением потребительских расходов на базе роста доходов.
--------------------------------
<1> При расширении инвестиционного спроса в первый период времени происходит в том числе и циклическое увеличение выпуска. В то же время структура расходов при реализации инвестиционных проектов такова, что влияние на рынок потребительских товаров оказывается меньшим, чем при сопоставимом расширении внутреннего спроса. Кроме того, высоко эффективные инвестиции могут оказывать сдерживающее влияние на темпы роста цен за счет создания дополнительных производственных мощностей или снижения издержек.
С 2018 года Правительство Российской Федерации внедрило новый элемент системы управления при реализации государственной политики - национальные проекты. Национальные проекты разработаны и реализуются в тех сферах социально-экономического развития, которые были обозначены в качестве приоритетных на период до 2024 года. Новый инструмент направлен на достижение понятных и измеримых результатов, зафиксированы сроки и ответственные за их реализацию. Кроме того, механизм работы с национальными проектами стал полноценным инструментом принятия управленческих решений.
В то же время инструменты государственной политики, направленные на достижение национальных целей развития и других ключевых приоритетов социально-экономической политики, включают значительно более широкий круг мер, реализуемых вне рамок механизма национальных проектов. Перечень мер и инструментов государственной политики в увязке с целевыми траекториями показателей достижения национальных целей развития содержатся в утвержденном Правительством Российской Федерации "Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Таким образом, реализация национальных проектов и ряда других запущенных к настоящему времени мер направлены на решение задачи обеспечения сбалансированного, устойчивого и инклюзивного экономического роста. Дополнительными факторами ускорения инвестиционной активности и, соответственно, роста экономики должны стать меры, включенные в план дополнительных мер по ускорению экономического роста, который Минэкономразвития России подготовило по поручению Президента Российской Федерации. В базовый сценарий социально-экономического развития заложена успешная реализация ряда структурных мер.
Реализуемые меры государственной политики разделены по сферам воздействия на факторы экономического роста в соответствии с теорией производственной функции с расширением на внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, выделяются следующие группы мер:
- меры, способствующие накоплению и модернизации основных фондов (тем или иным образом стимулирующие инвестиционный спрос);
- меры, улучшающие качество человеческого капитала (то есть в конечном счете приводящие к более глубокому и эффективному вовлечению населения в рынок труда);
- меры, способствующие росту общей факторной производительности (инструменты государственной политики, оказывающие влияние на экономический рост через более эффективное распределение ограниченных ресурсов и повышение доступности новых технологий);
- меры, оказывающие благоприятное влияние на трансляцию внешнеэкономических условий на внутренние экономические параметры.
В таблице 7 приведены ключевые меры структурной государственной политики, классифицированные по сферам воздействия на социально-экономическое развитие Российской Федерации, с указанием каналов их влияния.
Для оценки потенциального эффекта реализуемых мер государственной политики на экономический рост был применен комплексный подход, который позволяет оценить, как улучшение институциональных характеристик влияет на факторы экономического роста (см. раздел "Оценка вклада структурных мер экономической политики"). Вклад реализуемых мер в среднегодовой темп роста ВВП на душу населения в ближайшие шесть лет оценивается на уровне от 1,2 до 1,7 п.п. В среднем увеличение ВВП в результате реализации структурных мер экономической политики в ближайшие шесть лет оценивается на уровне 1,5 п.п. Таким образом, это означает, что успешная реализация мер экономической политики позволит увеличить темпы роста потенциального выпуска с текущих 1,5 - 2,0% в год до 3,0 - 3,5 процента.
Анализ эффектов от реализации национальных проектов и других значимых инициатив на ситуацию в соответствующих отраслях приведен в разделах Приложения 1.
Таблица 7. Меры структурной политики
Факторы роста
Целевые результаты
Инструменты
Механизмы влияния на рост
Инвестиции в основной капитал
Активизация частных инвестиций
План по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал, НП МСП
Создание среды для роста частных инвестиций
Развитие механизмов ГЧП
Поддержка инвестиций малого и среднего бизнеса
Повышение инвестиционных расходов в расходах федерального бюджета и бюджетов субъектов
Снижение издержек ведения предпринимательской деятельности
Восстановление уверенности бизнеса
Создание комфортных условий функционирования для предприятий, добросовестно осуществляющих свою деятельность
Изменение структуры кредитного предложения в сторону ипотечных и корпоративных кредитов
Увеличение государственных капитальных расходов
КПМИ, БКАД, НП Цифровая экономика, НП Жилье и городская среда, НП Здравоохранение
Программы инвестиционного развития регионов
Снижение административной нагрузки на бизнес
Дорожная карта по "Регуляторной гильотине"
Механизм "Трансформация делового климата"
Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности
Развитие конкуренции и снижение роли государства в экономике
Дорожная карта по развитию конкуренции
Принятие закона о запрете создания унитарных предприятий в конкурентных сферах
Поэтапное введение законодательных ограничений на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности
Создание источников финансирования инвестиционных проектов внутри экономики
Формирование долгосрочных сбережений населения
Развитие ипотечного рынка
Структурная кредитная политика
Эффективное использование инструментов коллективного инвестирования
Совокупная факторная производительность
Содействие ускоренному технологическому развитию
Реализация программ технологического развития с акцентом на искусственный интеллект, интернет вещей, роботизацию, развитие платформ
Повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий
Повышение эффективности использования ограниченных ресурсов (в том числе финансовых, ограничение эффекта вытеснения частных заимствований квазигосударственными)
Повышение эффективности инвестиций
Создание системы ИНТЦ
Содействие цифровизации
Цифровизация трудовых отношений
Цифровизация системы государственного управления
Повышение эффективности функционирования государственного и квазигосударственного сектора
Внедрение культуры повышения производительности труда с помощью технологий "бережливого производства"
Внедрение бенчмаркинга расходов в сферах функционирования инфраструктурных монополий
Стандарт оценки инфраструктурных проектов
Принцип отдачи на инвестиции для инвестиционных проектов государственных компаний
Развитие человеческого капитала
Повышение продолжительности жизни и повышение продолжительности здоровой жизни
НП Здравоохранение
Повышение вовлеченности населения в рабочую силу
Улучшение качества человеческого капитала
Повышение производительности труда
Содействие трудоустройству
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
Преодоление дефицита рабочей силы в определенных сегментах рынка труда
НП Демография
НП Культура
Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного
Снижение младенческой смертности
Повышение качества образования всех уровней
НП Образование
НП Наука
Содействие развитию научно-исследовательской деятельности
НП Производительность труда и поддержка занятости
Развитие профессиональных навыков и компетенций в соответствии с международными стандартами
Снижение уровня бедности и повышение доходов населения в реальном выражении
НП Демография, механизм социального контракта
Пилотный проект по бедности с субъектами Российской Федерации
Развитие адресных мер поддержки,
Программы экономического развития регионов
Структурное снижение безработицы в регионах с ее высоким уровнем
Программы экономического развития регионов
Усиление качественного миграционного притока
Дорожная карта по миграции
Меры по упрощению получения вида на жительство и разрешения на работу высококвалифицированными мигрантами
Улучшение жилищных условий
НП Жилье и городская среда
Развитие городской инфраструктуры
Развитие рынка арендного жилья
НП Экология
Улучшение экологической ситуации
Внешнеэкономические условия
Рост несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг
НП Международная кооперация и экспорт
Расширение спроса на отечественные товары и услуги на внешних рынках
Повышение конкурентоспособности отечественной продукции
Оптимальное распределение ресурсов и производственных процессов не только на территории РФ, но и за ее пределами
Активная политика по линии ЕврАзЭС
Усиление интеграции в мировую экономику
Укрепление экономических связей с Китаем, Индией, Японией, Турцией, Евросоюзом
Курсивом выделены инструменты политики, требующие активизации или донастройки в период до 2024 года.
Об оценке эффектов структурных мер экономической политики
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является ускорение роста российской экономики до уровня более 3 процентов. Решение этой задачи позволит обеспечить темпы роста на уровне не ниже среднемировых и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира. Устойчивое увеличение темпов экономического роста также создаст надежную основу для достижения сопряженных целей в области развития человеческого капитала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни российских граждан.
В рамках работы по увеличению темпов экономического роста Правительством Российской Федерации разработан и реализуется пакет структурных мер, направленных на преодоление ограничений для роста российской экономики и расширение ее производственного потенциала.
Минэкономразвития России осуществило оценку эффекта реализуемых мер на долгосрочные темпы экономического роста на основе подходов, предложенных в статьях