Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
В.Ф.БАСАРГИН
25 марта 2025 г.
Рассмотрен и одобрен
на заседании Общественного
совета при Федеральной службе
по надзору в сфере транспорта
4 марта 2025 г.
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА НА 2025 ГОД
Ключевыми целями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2025 год являются:
ЦЕЛЬ 1. ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Для достижения данной цели необходимо реализовать возложенные на Ространснадзор контрольные (надзорные) функции, обеспечить приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным), продолжить применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, совершенствовать индикаторы риска нарушения обязательных требований, осуществлять контроль за фактическим устранением выявленных нарушений, внедрять меры по снижению административной нагрузки на бизнес.
Приоритетные задачи:
1.1. Оптимизация проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
1.2. Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) и принятие мер при их срабатывании.
1.3. Мониторинг устранения выявленных нарушений обязательных требований и исполнения административных наказаний, применение механизма досудебного обжалования.
1.4. Развитие и совершенствование мер стимулирования добросовестности соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере транспорта, в том числе с применением дистанционных механизмов взаимодействия.
1.5. Оптимизация процедур предоставления государственных услуг.
1.6. Повышение уровня внедрения (зрелости) клиентоцентричности в Ространснадзоре в рамках федерального проекта "Государство для людей".
Общие результаты:
- снижение количества аварийных происшествий в транспортном комплексе относительно уровня 2017 года;
- снижение количества погибших и пострадавших в результате происшествий на транспорте относительно уровня 2017 года.
Ожидаемые результаты решения задач в 2025 году:
Задача 1.1. Оптимизация проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
- сохранение тенденции превышения доли профилактических мероприятий, направленных на информированность контролируемых лиц по вопросам исполнения обязательных требований, по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям при условии обеспечения качества и эффективности профилактических мероприятий;
- оптимизация затрат инспекторского состава на проведение профилактических визитов и консультирований;
- расширение практики применения нематериального поощрения (мер стимулирования добросовестности) контролируемых лиц с присвоением репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований;
- проведение анализа подконтрольных объектов на предмет определения уровня соответствия обязательным требованиям, формирование и актуализация соответствующего перечня объектов контроля.
Задача 1.2. Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) и принятие мер при их срабатывании.
- актуализация, в том числе разработка новых индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- снижение числа контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, имеющих минимальные показатели риска нанесения ущерба охраняемым законами ценностям;
- использование критериев оценки рисков для эффективного выявления нарушений транспортного законодательства;
- реализация мероприятий Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2025 год;
- проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при срабатывании индикаторов риска.
Задача 1.3. Мониторинг устранения выявленных нарушений обязательных требований и исполнения административных наказаний, применение механизма досудебного обжалования.
- снижение доли неустраненных нарушений обязательных требований;
- повышение уровня взыскиваемости штрафов по вынесенным постановлениям;
- проведение мероприятий, направленных на повышение взыскиваемости штрафов;
- реализация механизма досудебного порядка рассмотрения жалоб контролируемых лиц.
Задача 1.4. Развитие и совершенствование мер стимулирования добросовестности соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере транспорта, в том числе с применением дистанционных механизмов взаимодействия.
- расширение практики применения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц, принявших Декларацию соблюдения обязательных требований и соответствующих критериям добросовестности;
- совершенствование сервисов для предпринимателей, осуществляющих деятельность в транспортном комплексе, в том числе системы самообследования на официальном сайте Ространснадзора.
Задача 1.5. Оптимизация процедур предоставления государственных услуг.
- сокращение сроков предоставления государственных услуг;
- минимизация представления необходимых документов и автоматизация получения информации о заявителе, находящейся в распоряжении других ведомств;
- сохранение на высоком уровне удовлетворенности заявителей качеством оказания государственных услуг;
- реализация Плана реинжиниринга контрольных (надзорных) функций в соответствии с Порядком проведения реинжиниринга процессов в Ространснадзоре;
- применение мобильного приложения "Инспектор" в отношении государственных услуг:
1) Лицензирование деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
2) Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
- разработка и применение ИИ-решений при оказании государственных услуг.
Задача 1.6. Повышение уровня внедрения (зрелости) клиентоцентричности в Ространснадзоре в рамках федерального проекта "Государство для людей".
- совершенствование в Ространснадзоре клиентоцентричного подхода при взаимодействии с юридическими и физическими лицами;
- создание сервиса для сотрудников Ространснадзора - внутренний портал/сеть/ресурс с персонализированным входом и личным кабинетом;
- приведение государственных услуг Ространснадзора в соответствие со стандартами клиентоцентричности в целях их сертификации лабораториями пользовательского тестирования АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации";
- внедрение и использование фирменного стиля клиентоцентричности в Ространснадзоре;
- создание сервиса (лендинга) жизненной ситуации "Открытие транспортного бизнеса" на ЕПГУ;
- совершенствование работы консультативной линии с использованием бота-помощника "Цифровой инспектор Ространснадзора" как дополнительной цифровой точки системы внешней связи Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
ЦЕЛЬ 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Для достижения цели необходимо решить задачи по внедрению проектного подхода при реализации государственных программ Российской Федерации, участие в реализации которых принимает Ространснадзор, повышению уровня технической оснащенности, развитию кадровой политики Ространснадзора, профилактике коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, повышению уровня информационной открытости Ространснадзора.
Приоритетные задачи:
2.1. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и проектов, участие в реализации которых принимает Ространснадзор.
2.2. Повышение уровня оснащенности центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора техническими средствами обеспечения контрольных (надзорных) функций.
2.3. Совершенствование системы государственного управления и кадровой политики.
2.4. Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности.
2.5. Повышение уровня информационной открытости Ространснадзора, расширение возможностей использования механизмов обратной связи.
Ожидаемые результаты решения задач в 2025 году:
Задача 2.1. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и проектов, участие в реализации которых принимает Ространснадзор.
- реализация структурных элементов государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
- реализация мероприятий структурного элемента государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
- реализация мероприятий структурного элемента государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России";
- реализация внутренних (локальных) проектов Ространснадзора.
Задача 2.2. Повышение уровня оснащенности центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора техническими средствами обеспечения контрольных (надзорных) функций.
- приобретение патрульного катера;
- приобретение средств транспортного контроля для осуществления контроля (надзора) на автомобильном транспорте;
- приобретение видеорегистраторов.
Задача 2.3. Совершенствование системы государственного управления и кадровой политики.
- профессиональное развитие, повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных гражданских служащих Ространснадзора;
- наставничество для федеральных государственных гражданских служащих Ространснадзора, впервые поступивших на государственную гражданскую службу.
Задача 2.4. Предупреждение и профилактика коррупционных проявлений в контрольной (надзорной) деятельности.
- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений структурными подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений (выездные проверки, проведение совещаний, профилактические визиты);
- повышение уровня профессионального развития в области противодействия коррупции федеральных государственных гражданских служащих.
Задача 2.5. Повышение уровня информационной открытости Ространснадзора, расширение возможностей использования механизмов обратной связи.
- развитие официального сайта Ространснадзора, публикация информации об основных направлениях деятельности Ространснадзора и результатах;
- обновление открытых данных;
- работа с информационными запросами граждан и средств массовой информации;
- использование социальных сетей как инструментов для диалога с гражданами;
- использование Платформы обратной связи при взаимодействии с гражданами и юридическими лицами.
ЦЕЛЬ 3. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Для достижения цели необходимо решить задачи по обеспечению развития и модернизации информационных систем Ространснадзора, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта в контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта, применению и совершенствованию методов дистанционного контроля (надзора).
Приоритетные задачи:
3.1. Развитие информационных систем Ространснадзора, обеспечивающих автоматизацию процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта.
3.2. Развитие инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Ожидаемые результаты в 2025 году:
Задача 3.1. Развитие информационных систем Ространснадзора, обеспечивающих автоматизацию процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспорта.
- оптимизация действующих информационных систем Ространснадзора, создание единого инструмента для проведения контрольных (надзорных) мероприятий посредством интеграции информационных систем;
- применение технологии "Госключ" при совместном подписании проверяющим и контролируемым лицом электронной подписью электронных документов, формируемых по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
- обеспечение информационной и кибербезопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
- разработка и внедрение интерактивного поиска платежей по конкретному делу об административном правонарушении;
- оптимизация в части обмена сведениями о проведенных проверках и наличии разрешительных документов в рамках осуществления проведения транспортного контроля на территории ЕАЭС (Беларусь, Киргизия).
Задача 3.2. Развитие инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
- реализация Стратегии развития форм и методов дистанционного контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности по видам транспорта до 2030 года;
- масштабирование области автоматизированного проведения весогабаритного контроля по статье
12.21.1 КоАП РФ путем обеспечения роста числа подключенных к ведомственной информационной системе операторов АПВГК;
- осуществление непрерывного дистанционного контроля (надзора) за безопасностью перевозок с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС и программного комплекса КИАСК-ТС-РВ, расширение возможности передачи навигационных данных;
- развитие системы видеомониторинга в режиме реального времени за движением, швартовкой и стоянкой судов в акватории водных объектов в черте города Москвы, определение и фиксация фактов нарушения судном общих правил плавания и стоянки на участках с интенсивным судоходством;
- осуществление дистанционного мониторинга за соблюдением сроков службы критически важных составных частей железнодорожного подвижного состава, выполнением плановых видов ремонта грузовых и пассажирских вагонов;
- использование мобильного приложения "Инспектор" в целях обеспечения возможности проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом
от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- совершенствование методов дистанционного контроля (надзора) на транспорте с учетом изменений в технологиях и требованиях.