ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2021 год (утв. Роспатентом 22.03.2021)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по интеллектуальной собственности
Г.П.ИВЛИЕВ
22.03.2021 г.
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА 2021 ГОД
В соответствии с осуществляемыми функциями, а также документами стратегического планирования Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ключевыми целями и задачами Роспатента на 2021 год являются:
Цель 1. Формирование комфортной клиентоориентированной
среды в сфере интеллектуальной собственности
(Ю.С. Зубов)
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- запуск единой цифровой платформы создания, охраны и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности;
- предоставление свободного доступа гражданам и компаниям к мировому фонду научно-технической информации, аккумулированному в Роспатенте;
- повышение клиентоориентированности системы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности за счет предоставления заявителю сервисов приложения к документам заявки трехмерных моделей заявляемых объектов;
- обеспечение максимально высокого уровня надежности и безопасности информационно-коммуникационной системы Роспатента.
Ожидаемые результаты:
- запуск в IV квартале 2021 года 15 информационных систем и цифровых сервисов, в том числе 11 государственных информационных систем (ГИС):
- "Инфраструктура поиска патентной информации и средств индивидуализации";
- "Омниканальное взаимодействие Роспатента с заинтересованными лицами в ходе предоставления государственных услуг, услуг в рамках международных соглашений и договоров, публикации общедоступной информации о деятельности в сфере регистрации и охраны объектов интеллектуальной собственности в формате открытых данных" (ГИС "Онлайн Роспатент");
- "Распределенный реестр прав на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, находящиеся в обороте" (ГИС "Оборот прав");
- "Интеллектуальная система экспертизы средств индивидуализации";
- "Система поддержки управленческих решений в сфере интеллектуальной собственности";
- "Единый электронный государственный реестр результатов интеллектуальной деятельности";
- "Система поддержки хранения, сопоставления и определения схожести объектов ИС в форме цифровых трехмерных моделей для обеспечения технической возможности описания и хранения объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых, в том числе трехмерных, моделей при их государственной регистрации" и др.;
- подача гражданами и юридическими лицами не менее 75% заявлений в Роспатент полностью в цифровом виде через портал Роспатента или сервисы ЕПГУ;
- достижение количества (уникальных) пользователей портала Роспатента - 550 тыс.;
- использование Роспатентом не менее 80% отечественного оборудования в своей вычислительной инфраструктуре.
Цель 2. Совершенствование процедур предоставления
Роспатентом государственных услуг
(Л.Л. Кирий)
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование системы предоставления государственных услуг в сфере интеллектуальной собственности в части разграничения функций, полномочий и ответственности Роспатента и ФИПС, изменение системы оплаты государственных услуг, предоставляемых Роспатентом, в части замены патентных пошлин на платежи;
- введение публичной оппозиции по заявкам на промышленные образцы;
- сближение требований, касающихся объединения в одной заявке нескольких изобретений, предусмотренных российским законодательством, и соответственно Договором о патентной кооперации и патентными законодательствами ведущих зарубежных стран;
расширение правомочий граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, в части обладания и распоряжения исключительными правами на товарный знак;
- оптимизация процедуры подтверждения права конвенционного приоритета на объекты патентного права и товарные знаки, патентуемые в Российской Федерации, в связи с использованием сервиса ВОИС Digital Access Service (DAS).
Ожидаемые результаты:
- внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и подзаконные акты, регулирующие предоставление государственных услуг, предусматривающих выделение перечня оказываемых ФИПС услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Роспатентом государственных услуг, и переход на новую систему финансирования деятельности ФИПС;
- подготовка законопроекта о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающего введение публичной оппозиции по заявкам на промышленные образцы в целях обеспечения ускоренного патентования дизайнерских разработок и защиты более ранних исключительных прав других правообладателей на стадии рассмотрения заявки;
- закрепление в законодательстве об изобретениях в отношении российских заявок уточненного определения требования единства изобретения, сближенного с требованием, предъявляемым к международным заявкам, в целях обеспечения возможности беспрепятственного патентования российских изобретений за рубежом на основании приоритетной российской заявки;
- внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части закрепления возможности регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, и их участия в распоряжении правами на зарегистрированные товарные знаки;
- принятие нормативных правовых актов, определяющих правила установления более раннего конвенционного приоритета по заявкам на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки на основании электронных приоритетных документов, размещенных в системе DAS.
Цель 3. Усиление роли и значения интеллектуальной
собственности в инновационном развитии экономики страны
(Л.Л. Кирий, Ю.С. Зубов)
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- популяризация и демократизация патентной информации в российском обществе;
- популяризация электронного взаимодействия с Роспатентом среди заявителей и их представителей.
- включение Центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) в экосистему регионов;
- формирование устойчивого интереса к сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в российском обществе, приобщение детей и молодежи к проектной деятельности по созданию объектов интеллектуальной собственности, в том числе путем проведения Международной олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников на базе РГАИС;
- дальнейшее развитие сотрудничества в рамках трехсторонних соглашений для повышения патентной активности регионов.
Ожидаемые результаты:
- участие в организации и проведении мероприятий, посвященных актуальным вопросам теории и практики правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
- участие в организации и проведении выставок, салонов изобретений и инноваций в России и за рубежом;
- ключевые публикации в СМИ, на официальных сайтах Роспатента, ФИПС и РГАИС, а также в официальных аккаунтах соцсетей (facebook, instagram, telegram);
- развитие социальных сетей (facebook, instagram, telegram) Федеральной службы по интеллектуальной собственности и подведомственных ей учреждений как источника информации о деятельности Роспатента и актуальных вопросах сферы интеллектуальной собственности;
- создание и демонстрация отчетных видеороликов по итогам ключевых мероприятий Роспатента с целью формирования положительного имиджа деятельности ведомства;
- доведение до средств массовой информации и широкой общественности информации о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, о законодательстве в сфере интеллектуальной собственности и инициативах Роспатента, направленных на повышение удобства заявителей;
- консультирование и тренинги пользователей по вопросам использования предоставляемых им патентно-информационных ресурсов;
- выявление перспективных изобретений, ведение базы данных перспективных изобретений, а также реестра "100 лучших изобретений" 2021 года, доведение информации о них до средств массовой информации и широкой общественности с помощью официальных сайтов Роспатента и ФИПС, социальных сетей и средств массовой информации;
- привлечение новых регионов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов к проекту по созданию сети ЦПТИ;
- участие ЦПТИ в программах развития и управления интеллектуальной собственностью регионов;
- рейтингование ЦПТИ и создание банка данных наиболее эффективных форм деятельности ЦПТИ;
- приоритезация оказания консультационных услуг представителям малых и средних предприятий по вопросам охраны, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности, проведения патентного поиска;
- предоставление заинтересованным лицам и организациям на территории субъекта доступа к патентно-информационным системам и базам данных Роспатента;
- проведение открытых тематических встреч и вебинаров с руководством и ведущими специалистами Роспатента, ФИПС и РГАИС для заявителей, правообладателей, патентных поверенных, специалистов в области интеллектуальной собственности, представителей бизнес-сообщества, в том числе малых и средних предприятий, и других заинтересованные лиц;
- реализация просветительских и выставочных проектов по популяризации интеллектуальной собственности для различных целевых аудиторий, в том числе для детей и молодежи, с использованием различных форматов взаимодействия, на различных площадках и в режиме онлайн;
- включение индикаторов развития сферы интеллектуальной собственности в стратегические документы регионов.
Цель 4. Развитие научно-исследовательской деятельности
и формирование эффективной системы подготовки кадров
в сфере интеллектуальной собственности с учетом
потребностей экономики
(Ю.С. Зубов)
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- реализация РГАИС и ФИПС масштабных практико-ориентированных образовательных программ, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- развитие научной, аналитической и экспертной деятельности РГАИС и ФИПС в сфере интеллектуальной собственности;
- развитие научной деятельности ФИПС в целях получения и применения новых научных знаний для научно-технического обеспечения экспертизы результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- создание на базе РГАИС "Цифровой Академии" и информационно-просветительского портала в сфере интеллектуальной собственности для разных возрастных групп, включая выпуск периодических научных и просветительских изданий;
- открытие филиала РГАИС в г. Пенза;
- создание на базе РГАИС Международного центра компетенций в области образования, экспертно-поисковой деятельности и просветительства в сфере интеллектуальной собственности;
- проведение 15 научных исследований ФИПС и 12 научных исследований РГАИС по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- внедрение результатов научно-исследовательских работ ФИПС и РГАИС в деятельность заинтересованных органов власти и организаций, а также повышение публикационной активности;
- организация ФИПС научных мероприятий в "точках кипения" Ассоциации стратегических инициатив по продвижению результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- реализация РГАИС и ФИПС международных и всероссийских просветительских и научных проектов в сфере интеллектуальной собственности, направленных на выявление талантливой молодежи и содействие будущим специалистам в построении успешной карьеры в России.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам в сфере интеллектуальной собственности по приоритетным отраслям экономики;
- повышение доступности образования в сфере интеллектуальной собственности за счет создания платформы электронного и дистанционного обучения, а также лицензирования новых основных образовательных программ;
- развитие многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ, иными государствами, международными организациями в сфере интеллектуальной собственности, в том числе ВОИС, и зарубежными патентными ведомствами;
- расширение перечня организаций и предприятий Российской Федерации, вовлекаемых в процессы проведения научных исследований и подготовки специалистов в области интеллектуальной собственности в подведомственных Роспатенту учреждениях;
- внедрение результатов научно-исследовательских работ РГАИС и ФИПС в деятельность заинтересованных органов власти и организаций, а также повышение публикационной активности;
- реализация научных мероприятий во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2020 N 812 "О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий".
Цель 5: Развитие международного сотрудничества в сфере
интеллектуальной собственности
(Г.А. Михеева)
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- продвижение интересов Российской Федерации в глобальных международных организациях (ВОИС, ВТО);
- развитие сотрудничества в рамках международных и региональных организаций и объединений (ЕПВ, EUIPO, БРИКС, АТЭС, АСЕАН);
- развитие евразийской интеграции в сфере интеллектуальной собственности;
- наращивание двустороннего сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности.
Ожидаемые результаты:
- продвижение российских инициатив в рамках ВОИС, в том числе по продвижению русского языка в глобальных системах регистрации и цифровой повестки;
- присоединение Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях;
- интеграция Роспатента с платформами ВОИС (Global Brand Database, Global Design Database, WIPO INSPIRE, DAS);
- гармонизация подходов по актуальным вопросам сотрудничества;
- проведение совместных мероприятий по обмену опытом и передовыми практиками;
- реализация и развитие проекта CISPATENT;
- развитие нормативно-правовой базы СНГ в сфере интеллектуальной собственности;
- выполнение функций полномочного представителя в МГСИС и Административном совете ЕАПО;
- разработка, подписание и реализация межправительственных и межведомственных соглашений, меморандумов и других документов в сфере интеллектуальной собственности;
- проведение заседаний профильных рабочих органов с Китаем, Францией и Белоруссией;
- проведение совместных мероприятий с уполномоченными органами иностранных государств по обмену опытом и передовыми практиками.
Цель 6. Разработка инструментов повышения результативности
бюджетных научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ в части результатов
интеллектуальной деятельности
(А.В. Солонович)
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- разработка обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках осуществляемого Роспатентом контроля (надзора), в связи с изданием Федерального закона от 22.12.2020 N 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации";
- формирование цифровой платформы информационно-аналитической поддержки и межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности осуществляемого Роспатентом контроля (надзора);
- внедрение в практику взаимодействия предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и государственных заказчиков разработанного Роспатентом порядка расчета размера лицензионных платежей за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Ожидаемые результаты:
- установление нового порядка формирования и ведения единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, который позволяет обеспечить уровень его информативности, необходимый для активизации вовлечения в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении таких работ;
- законодательное установление обязательных требований, определяющих случаи и порядок:
- закрепления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, за организацией исполнителем государственного контракта;
- предоставления по лицензионному договору права использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении НИОКТР военного, специального и двойного назначения, лицам, заинтересованным в их внедрении, в том числе в гражданских секторах экономики;
- приобретения на имя Российской Федерации прав на результаты интеллектуальной деятельности - исключительного права или права использования - в зависимости от того, создан ли результат интеллектуальной деятельности в рамках государственного контракта на выполнение НИОКТР или относится к предшествующей интеллектуальной собственности организации-исполнителя или третьих лиц, полученной вне рамок выполнения таких работ;
- разработка Государственной информационной системы "Контроль РИД", позволяющей на основе организации информационно-аналитической поддержки и межведомственного взаимодействия сфокусировать проведение контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере на реализации наиболее значимых научно-технических программ и проектов;
- организация совместно с Минэкономразвития России информационного взаимодействия по оценке в рамках реализации государственных программ результативности НИОКТР в части создания и внедрения патентоспособных ключевых технических решений.
Глоссарий
CISPATENT - проект по выпуску патентно-информационного продукта стран СНГ, реализуемый на основании Соглашения о выпуске совместного патентно-информационного продукта на оптических дисках CD-ROM 22 мая 2001 г., проект CISPATENT - это регулярно выпускаемые базы данных патентных документов ЕАПВ и десяти стран-участников проекта;
EUIPO - Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза - агентство ЕС, которое предоставляет услуги по регистрации европейского товарного знака и промышленного образца, действующего на всей территории ЕС;
ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности, специализированное учреждение ООН, координирующее развитие системы интеллектуальной собственности;
ЕАПО - Евразийская патентная организация, учрежденная Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 г. в целях обеспечения функционирования евразийской патентной системы, позволяющей получить правовую охрану изобретения на территории всех государств-участников на основании одной заявки. Секретариатом Организации, выполняющим все ее административные функции, является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ);
ЕПВ - Европейское патентное ведомство - ведомство, которое проводит экспертизу европейских патентных заявок и позволяет получить охрану изобретений на территории до 44 стран через единую процедуру;
МГСИС - Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (специализированный орган СНГ в сфере интеллектуальной собственности), учрежденный на основании Соглашения, подписанного Советом глав правительств СНГ 19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге;
ключевое техническое решение - результат интеллектуальной деятельности, с созданием которого становится возможным достижение глобального превосходства (глобальной конкурентоспособности), по сравнению с наилучшими мировыми аналогами, технико-экономических показателей создаваемой технологии (продукта);
результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности - программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), полученные в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, обеспечения безопасности, внешней разведки, в сфере государственной охраны, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны, либо являющиеся собственными разработками указанных федеральных органов исполнительной власти или подведомственных им государственных учреждений, созданными за счет субсидий или средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.