ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2017 год (утв. Минфином России 27.04.2017)

Утверждаю
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
27 апреля 2017 года
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНФИНА РОССИИ НА 2017 ГОД
Цели Министерства на 2017 год
I БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ДОЛГОСРОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
II УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ
IV ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
V СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
VI ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Цель I. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ДОЛГОСРОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
ОПИСАНИЕ:
Законодательное закрепление новой конструкции "бюджетных правил".
Подготовка федерального бюджета на трехлетний период и бюджетного прогноза на долгосрочный период, ориентированных на обеспечение структурных экономических преобразований.
Подготовка предложений по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания конкурентных условий для развития предприятий.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Снижение зависимости экономики и государственных финансов от динамики цен на нефть.
Формирование условий для устойчивого ускорения темпов экономического роста и обеспечения его инклюзивности.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
В 2017 продолжится плавная адаптация бюджетной политики к новой внешней реальности. Федеральный бюджет на 2017 - 2019 гг. сформирован исходя из цены на нефть 40 долларов США за баррель с траекторией постепенного выхода к 2019 году на дефицит 1,2% ВВП. Это позволит снизить зависимость экономики от нефтяной волатильности - плавные темпы консолидации (на 1 пп в год) обеспечат снижение к 2019 году балансирующей бюджет (на первичном уровне, т.е. до расходов по обслуживанию государственного долга) цены нефти до 40 - 45 долларов США.
С февраля текущего года запущен механизм операций на открытом рынке в рамках переходных положений "бюджетных правил", обеспечивающий снижение влияния изменчивости цен на нефть на внутренние экономические условия. В текущем году запланировано законодательное закрепление новой конструкции "бюджетных правил", что позволит обеспечить должный уровень предсказуемости макроэкономических, финансовых и налоговых условий ведения бизнеса.
В рамках подготовки федерального бюджета на 2018 - 2020 гг., а также уточнения бюджетного прогноза на долгосрочный период предполагается их формирование на основе "бюджетных правил" (включая переходные положения), что позволит повысить долгосрочную предсказуемость экономических и финансовых условий, а также задать ориентиры по приоритетам бюджетной политики в среднесрочной долгосрочной перспективе.
В течение года предстоит разработать предложения по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания конкурентных условий для развития предприятий. Такие предложения будут сформированы исходя из приоритета "неповышения" общего уровня налоговой нагрузки, а такого изменения ее структуры, которое будет способствовать устранению структурных препятствий для развития и снижению рисков несбалансированности бюджетной системы.
Цель II. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
ОПИСАНИЕ:
Построение системы администрирования доходов, базирующейся на единой методологической основе.
Определение принципов регулирования и повышение эффективности администрирования неналоговых платежей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Сокращение доли "теневого" сектора и создание условий для честной конкуренции.
Рост собираемости налогов и улучшение условий ведения бизнеса.
Повышение предсказуемости условий ведения бизнеса.
Повышение доверия пользователей к финансовой информации об экономических субъектах.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Налоги, сборы и страховые взносы. Опыт внедрения новых технологий администрирования (АСК-НДС 2, on-line ККТ, ЕГАИС, маркировка) наглядно демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходных поступлений без увеличения налогового бремени.
В 2017 году планируются мероприятия, направленные на (1) обеление алкогольного и табачного рынка, (2) совершенствование администрирования и повышение собираемости таможенных платежей и внутрироссийского НДС, в том числе за счет сопряжения информационных систем ФНС и ФТС, донастройки их систем управления рисками с учетом новых сведений об участниках ВЭД, (3) улучшение администрирования и повышение собираемости страховых взносов, (4) распространение системы маркировки и прослеживаемости на отдельные категории товаров, (5) создание условий для внедрения онлайн-передачи данных о розничных продажах налоговым органам; (6) внедрение в таможенное законодательство норм, направленных на упрощение таможенных процедур.
Неналоговые платежи. В части неналоговых доходов бюджетной системы в рамках реализации мероприятий "дорожной карты" по повышению эффективности администрирования неналоговых платежей предстоит выработать подходы к регулированию принципов установления и изменения неналоговых платежей. Это позволит, с одной стороны, сделать систему платежей более прозрачной и простой для бизнеса, а с другой - повысить собираемость.
Ключевые задачи в части управления дебиторской задолженностью по доходам: совершенствование механизмов администрирования и информационного взаимодействия, стимулирование быстрой уплаты платежей и меры по предотвращению нарушений. Урегулирование отдельных вопросов списания безнадежной задолженности.
В целях повышения доверия пользователей к финансовой информации об экономическим субъектах планируется обеспечить применение принципов МСФО в лизинговой отрасли, повысить качество процедуры экспертизы применимости МСФО на территории Российской Федерации, усилить требования к независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с международно признанными принципами и стандартами, усовершенствовать систему внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Цель III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ
ОПИСАНИЕ:
Формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Обеспечение взаимосвязи бюджетных ассигнований с результатами их использования на всех этапах бюджетного процесса.
Формирование конкурентной модели оказания государственных (муниципальных) услуг, обеспечивающей повышение их качества.
Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам.
Повышение эффективности государственного финансового контроля.
Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета.
Утверждение Правительством Российской Федерации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2023 гг.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
Повышение эффективности управления бюджетными расходами предполагает необходимость принятия ряда мер по повышению стратегической эффективности, операционной эффективности управления расходами, а также мер по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов.
Повышение стратегической эффективности предполагает:
- упрощение процедур разработки и реализации госпрограмм, внедрение проектных методов при управлении их реализацией (на примере "пилотных" госпрограмм в 2017 году с дальнейшим распространением на все госпрограммы);
- формирование и утверждение перечня налоговых и неналоговых льгот (расходов), а также нормативной базы для внедрения прогнозирования льгот и оценки их эффективности в регулярный бюджетный процесс как части комплексной системы управления бюджетными ресурсами;
- формирование нормативной правовой базы оказания государственных (муниципальных) услуг на конкурсной основе.
Обеспечение операционной эффективности подразумевает:
- совершенствование порядка казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета, а также расширение практики применения казначейских аккредитивов;
- оптимизацию процедур внесения изменений в сводную бюджетную роспись;
- внедрение и апробация системы доведения лимитов бюджетных обязательств на основе обоснований бюджетных ассигнований;
- переход от предоставления взносов в уставные капиталы юридических лиц к предоставлению субсидий.
Повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов предполагает:
- установление стандартов подготовки к проведению внутреннего финансового контроля и планирования внутреннего финансового аудита;
- создание и апробацию системы оценки программ и практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;
- реализацию Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 год.
Цель IV. ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА
ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
ОПИСАНИЕ:
Развитие механизмов заемного финансирования дефицита бюджета в условиях ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Планомерное увеличение объема заимствований для финансирования дефицита бюджета с сохранением устойчивости национального долгового рынка.
Развитие новых сегментов финансового рынка и его связей с рынками других стран.
Повышение доступности рынка государственных облигаций для населения.
Диверсификация предложения долговых инструментов по типам и по срокам до погашения.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
В 2017 году долговая политика будет реализовываться в принципиально иных, чем в предшествующие годы условиях: государственные заимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета.
- Программой государственных внутренних заимствований на 2017 год предусмотрено чистое привлечение 1050 млрд. рублей на внутреннем долговом рынке.
- Валовый объем государственных внешних заимствований в 2017 году ограничен 7 млрд. долл. США, из которых непосредственно на привлечение заемных ресурсов приходится 3 млрд. долл. США, а оставшийся объем планируется использовать для обмена (вывода с рынка) ранее размещенных еврооблигаций в целях оптимизации графика погашения государственного внешнего долга.
Долговая политика на внутреннем рынке капитала, как и прежде, будет преследовать цели привлечения средств для финансирования дефицита бюджета и развития новых сегментов внутреннего финансового рынка.
- В 2017 году планируется выпуск специального долгового инструмента для физических лиц, а также будет продолжена проработка вопроса о возможности размещения на Московской Бирже ОФЗ, номинированных в юанях.
- В целях максимального охвата инвесторской базы и поддержания приемлемого уровня ликвидности различных инструментов долгового рынка программа внутренних заимствований 2017 года диверсифицирована как с точки зрения типов долговых инструментов (фиксированный купон, плавающий купон, с индексацией на инфляцию), так и по срокам до погашения.
Цель V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОПИСАНИЕ:
Повышение прозрачности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов.
Разработка мероприятий, способствующих сдерживанию уровня государственного долга субъектов Российской Федерации.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.
Создание условий для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
В 2016 году в рамках проводимой Минфином России работы по оздоровлению региональных финансов осуществлялась оценка качества межбюджетных отношений на региональном уровне и инвентаризация расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
- По результатам инвентаризации приняты меры по оказанию с 2017 года субъектам Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в форме дотаций, а также внесены изменения в налоговое и бюджетное законодательство.
Основные задачи на 2017 год:
- Разработка порядка функционирования системы ведения реестров расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- Проведение мониторинга предоставления субсидий, достижения значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации за 2016 г.;
- Подготовка предложений по повышению уровня предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов и эффективности использования субсидий;
- Создание условий для стабилизации долговой нагрузки региональных бюджетов;
- Методическая поддержка повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.
Цель VI. ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
ОПИСАНИЕ:
Инициативы по регулированию финансового и банковского рынков, направленные на обеспечение надежности финансовой системы и повышение доверия к финансовому сектору.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Создание механизмов, обеспечивающих ускорение формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в банковской, страховой и пенсионных отраслях.
Увеличение емкости финансового сектора и рост качества оказываемых финансовых услуг.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:
В текущем году будет продолжена реализация ключевых направлений "дорожной карты" "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов".
- В частности планируется упростить процедуры и сократить сроки эмиссии ценных бумаг, а также ввести институт бессрочных облигаций.
- Кроме того, будут реализованы дополнительные меры по защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, а также участников азартных игр и лотерей.
В целях укрепления доверия к банковской системе планируется внедрить систему пропорционального регулирования банков, усовершенствовать механизм финансового оздоровления (санации) кредитных организаций, повысить требования к функционированию платежных систем и расширить практику использования национальных платежных инструментов.
В части развития негосударственного пенсионного обеспечения ближайшей задачей является создание экономических и организационных условий, способствующих увеличению пенсионных накоплений граждан за счет взносов из собственных средств.
В целях повышения надежности и эффективности размещения пенсионных накоплений, средств НПФ, страховых компаний, компаний с государственным участием, государственных фондов и инвесторов на рынке ценных бумаг, планируется распространение применения в регуляторных целях кредитных рейтингов, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является социально значимым и наиболее массовым видом страхования, качество оказываемых услуг по которому непосредственно влияет на отношение потребителей к сфере страхования в целом и требует как дополнительной защиты прав граждан, так и обеспечения устойчивости этой системы страхования.