Утверждаю
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
"__" ____________ 2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНФИНА РОССИИ НА 2025 ГОД
ЦЕЛИ МИНИСТЕРСТВА НА 2025 год
Цель I. | Обеспечение стабильных экономических условий через повышение устойчивости государственных финансов |
Цель II. | Улучшение условий ведения бизнеса через повышение справедливости налоговой системы и качества администрирования доходов бюджета |
Цель III. | Справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами |
Цель IV. | Обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений |
Цель V. | Развитие устойчивого национального финансового рынка и эффективной системы долгосрочных сбережений граждан |
Цель VI. | Эффективное управление федеральным имуществом и активами |
Цель I. Обеспечение стабильных экономических условий через повышение устойчивости государственных финансов
ОПИСАНИЕ
- Проведение бюджетно-налоговой политики в логике бюджетных правил.
- Ориентация приоритетов бюджетной политики на достижение национальных целей развития.
- Эффективная система управления и профилактики долгосрочных бюджетных и финансовых рисков.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Обеспечение долгосрочной устойчивости системы государственных финансов.
- Создание условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного развития экономики.
- Содействие достижению национальных целей развития.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
В 2024 году экономическая и бюджетная политика в первую очередь были ориентированы на содействие структурной трансформации экономики (в том числе перестройке хозяйственных связей) и финансированию новых приоритетов.
Многолетняя приверженность институтам ответственной экономической политики способствовала сохранению экономической и финансовой стабильности, а экспансивная направленность бюджетной политики в переходный период 2022 - 2024 гг. помогла смягчить влияние структурной трансформации на потенциал экономики. Как результат, экономика развивалась высокими темпами при увеличении рабочих мест и ускорении инвестиций.
В соответствии с поручениями по реализации Послания Президента Федеральному Собранию в 2024 году сформирован перспективный финансовый план на 2025 - 2030 гг., определяющий финансовое обеспечение национальных целей развития и формирование ресурсов для нацпроектов, являющихся инструментом их реализации. В 2025 - 2030 гг. на нацпроекты предусматривается более 40,8 трлн рублей бюджетных средств при безусловном обеспечении сбалансированности федерального бюджета в соответствии с параметрами бюджетного правила.
В 2025 году в соответствии с перспективным финансовым планом на 2025 - 2030 гг. параметры федерального бюджета обеспечивают укрепление устойчивости государственных финансов:
- ненефтегазовый дефицит сокращается с 8,0% ВВП в 2022 - 2023 гг. до 5,5 - 5,0% ВВП в 2025 - 2027 гг.;
- в структуре базовых доходов федерального бюджета доля ненефтегазовых доходов превышает 3/4%;
- размер госдолга сохраняется на низком уровне (15 - 18% ВВП в 2025 - 2027 гг.).
Это поможет сдержать инфляционные процессы в текущем году, а в среднесрочной перспективе будет содействовать устойчивости бюджетной системы и укрепит финансовый суверенитет страны.
Приоритетное направление дополнительных бюджетных ресурсов, а также ориентация действующих госпрограмм на национальные цели развития будет содействовать в том числе укреплению технологического суверенитета и конкурентоспособности экономики, повышению доступности и улучшению качества образования и здравоохранения, созданию современной комфортной инфраструктуры и, как результат, повышению благосостояния и качества жизни граждан.
Планируется дальнейшее развитие системы управления и профилактики бюджетных рисков, включающее как совершенствование методологического аппарата оценки ключевых бюджетных рисков с учетом вероятности их наступления, так и доработку существующей нормативно-правовой базы в целях митигации процентных рисков федерального бюджета.
Цель II. Улучшение условий ведения бизнеса через повышение справедливости налоговой системы и качества администрирования доходов бюджета
ОПИСАНИЕ
- Обеспечение стабильных и предсказуемых условий для ведения бизнеса.
- Создание условий для сокращения теневой экономики и улучшения конкурентной среды.
- Усиление эффективности инвестиционных налоговых льгот.
- Создание благоприятных условий для возвращения капитала в российскую юрисдикцию.
- Повышение прозрачности таможенного регулирования.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Стабильная, предсказуемая, справедливая и стимулирующая налоговая система.
- Повышение собираемости доходов при сокращении теневой экономики и содействии справедливой конкуренции.
- Создание комфортных условий для предпринимательства и развития бизнеса в правовом поле.
- Повышение эффективности таможенного и ценового регулирования отдельных отраслей: электронная торговля, альтернативная табачная продукция.
- Повышение прозрачности и качества администрирования и прогнозирования доходов.
- Повышение надежности и доступности финансовой информации, повышение доверия пользователей к бухгалтерской отчетности
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
В 2024 году приняты системные изменения налоговой системы до 2030 года, обеспечивающие:
- справедливое распределение налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков;
- недопущение уклонения от уплаты налогов или занижения налоговых платежей;
- стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов;
- стимулирование инвестиционной активности путем предоставления соответствующих вычетов и увязки налоговых преференций с обязательствами по новым инвестиционным проектам;
- снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес;
- укрепление налоговой базы регионов и муниципалитетов, в том числе путем расширения их полномочий по налогообложению дорогостоящего имущества и введения туристического налога.
Кроме того, продолжилась работа по формированию единого информационного пространства администрирования доходов и снижению административной нагрузки: в том числе в части установления особенностей регулирования электронной торговли и расширения эксперимента по таможенному мониторингу.
В 2025 году продолжится совершенствование налогового регулирования, в том числе планируется:
- ввести минимальный уровень ставки налога на прибыль 15% для российских участников международных групп, в отношении которых применяются экстерриториальные правила минимального налогообложения;
- заключить соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы с ОАЭ;
- с целью стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности преференциальных налоговых режимов увязать налоговые преференции с обязательствами для новых резидентов.
В 2025 году также продолжится совершенствование налогового и таможенного администрирования, включая:
- совершенствование таможенного регулирования электронной торговли и маркировки алкогольной продукции;
- введение государственного ценового регулирования альтернативной табачной продукции;
- внедрение единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов, доступной для всех уровней бюджетной системы.
В целях повышения доверия к бухгалтерской отчетности в 2025 году планируется обновить программу разработки бухгалтерских стандартов, принять современные правила учета доходов и расходов организации, разработать механизмы доступа к консолидированной финансовой отчетности и упростить порядок аудита финансовой отчетности субъектов МСП.
Цель III. Справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами
ОПИСАНИЕ
- Формирование гибкой и комплексной системы повышения эффективности бюджетных расходов, увязанной с системой государственного стратегического управления.
- Совершенствование существующих и внедрение новых инструментов повышения эффективности.
- Цифровизация процедур предоставления субсидий.
- Совершенствование регулирования закупок малого объема.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Высвобождение недостаточно эффективно используемых бюджетных ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач.
- Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам.
- Возможность формирования в электронном виде решения о порядке предоставления субсидий.
- - Повышение прозрачности и создание условий для справедливой конкуренции в сфере контрактной системы.
- Повышение качества и доступности государственных услуг в социальной сфере.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
В 2024 году было продолжено совершенствование инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в части:
- оптимизации процессов перераспределения бюджетных ассигнований, внедрения оценки качества финансового управления при реализации госпрограмм, укрепления координации федеральных и региональных госпрограмм;
- расширения практики применения "нулевого бюджетирования", проведения обзоров бюджетных расходов, внедрения индивидуальных показателей эффективности (ИПЭ) по отдельным группам расходов;
- нормативного урегулирования правил планирования финансового обеспечения национальных проектов, госпрограмм и их структурных элементов за счет внебюджетных источников.
В 2024 году в бюджетный процесс также был впервые внедрен искусственный интеллект (AI-агент на базе языковой модели GigaChat).
В 2025 году в части повышения стратегической эффективности планируется:
- переход к планированию бюджетных ассигнований в разрезе результатов структурных элементов госпрограмм с обоснованием необходимого объема на уровне получателей бюджетных средств;
- поэтапное внедрение концепции ИПЭ по отдельным группам расходов - формирование ИПЭ по субсидиям юрлицам и регионам, разработка методологии по субсидиям БУ/АУ, госкорпорациям и ППК;
- дальнейшее расширение сферы применения единой субсидии и апробация принципа "1 госпрограмма - 1 соглашение с регионом в рамках единого соглашения".
В части обеспечения операционной эффективности:
- масштабирование применения инструментов ревизии базовых бюджетных ассигнований - обзоров бюджетных расходов, "нулевого бюджетирования";
- расширение интеграции налоговых расходов в бюджетный процесс;
- включение госкорпораций и ППК в единую систему конкурентного отбора получателей субсидий;
- расширение применения казначейского мониторинга на всех участников системы казначейских платежей;
- выработка единых правил осуществления малых закупок с использованием единого каталога товаров, масштабирование централизованных закупок ФОИВ;
- регламентация новых методов предварительного государственного финансового контроля;
- расширение практики применения сервиса искусственного интеллекта в бюджетном процессе.
Цель IV. Обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений
ОПИСАНИЕ
- Совершенствование системы межбюджетных отношений и ее инструментов.
- Повышение качества управления финансами и долговой политикой на региональном и муниципальном уровнях.
- Создание условий для развития инфраструктуры и наращиванию экономического потенциала.
- Стимулирование социально-экономического развития регионов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы регионов.
- Повышение экономического потенциала и устойчивости государственных финансов регионов.
- Реализация инфраструктурных проектов и мероприятий социально-экономического развития регионов.
- Повышение качества бюджетного процесса и финансовой дисциплины.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
В 2024 году в рамках межбюджетного регулирования принимались меры, направленные на укрепление финансовой стабильности регионов.
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ:
- улучшен эффект выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ в рамках методики предоставления соответствующих дотаций;
- установлены требования к соглашениям для регионов, получающих дотации на выравнивание, в части мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов;
- уточнены подходы к расчету предельного уровня софинансирования для субсидий регионам, в том числе установлен переходный период для применения предельного уровня софинансирования при его снижении;
- для получателей дотации на выравнивание введены ограничения в отношении обязательств по соглашениям ГЧП/МЧП/концессий/лизинга - учет при расчете верхнего предела госдолга, ограничение ежегодных расходов;
- установлены особенности бюджетного процесса в воссоединенных регионах.
В целях содействия инфраструктурному и социально-экономическому развитию регионов:
- продолжена реализация программы предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов;
- разработан механизм списания 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии фактического направления высвобождаемых средств на инфраструктурное развитие;
- продлены индивидуальные программы социально-экономического развития 10 регионов.
К ключевым задачам на 2025 год относятся:
- принятие оперативных решений и мер по поддержке регионов на основе мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ;
- контроль за результатами реализации соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ;
- повышение долговой устойчивости регионов - ограничение объема государственного (муниципального) долга, а также расходов на его обслуживание;
- продолжение реализации программы предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов и мониторинг целевых показателей реализуемых инфраструктурных проектов;
- реализация индивидуальных программ социально-экономического развития приоритетных территорий;
- оперативное распределение межбюджетных трансфертов к первому чтению закона о бюджете, а также полное распределение в рамках национальных проектов;
- подготовка поправок в бюджетное законодательство РФ согласно закону о разграничении полномочий органов местного самоуправления.
Цель V. Развитие устойчивого национального финансового рынка и эффективной системы долгосрочных сбережений граждан
ОПИСАНИЕ
- Комплекс мер по укреплению и развитию инфраструктуры финансового рынка.
- Меры по повышению осведомленности населения о возможностях инвестирования на фондовом рынке.
- Развитие инструментов долевого и долгового финансирования.
- Комплекс мер по повышению уровня финансовой грамотности граждан.
- Совершенствование системы государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.
- Защита национальных интересов на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Ускоренное формирование долгосрочных сбережений граждан и повышение в них доли инвестиционных продуктов.
- Повышение доверия инвесторов к финансовому рынку и защита прав потребителей финансовых услуг.
- Повышение доступности финансовых услуг в новых субъектах Российской Федерации.
- Сбалансированное развитие национального рынка государственного долга.
- Снижение теневого оборота драгоценных металлов/камней и рост их потребления на внутреннем рынке.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
В 2024 году создана целая линейка инструментов долгосрочных сбережений граждан и инвестиций компаний, по которым государство гарантирует повышенную защиту и обеспечивает финансовые стимулы (ПДС, ДСЖ, ИИС-III).
В 2025 году в части обеспечения устойчивости и развития финансового рынка планируется:
- разработка концепции повышения и продвижения имиджа российского фондового рынка;
- совершенствование условий программы долгосрочных сбережений (ПДС), в том числе привлечение средств работодателей и пенсионных накоплений;
- создание механизма страхования средств граждан на индивидуальных инвестиционных счетах;
- выработка подходов к расширению возможностей инвесторов при формировании долгосрочных семейных сбережений;
- запуск "безотзывных сберегательных сертификатов" сроком от 3 лет с увеличением максимального лимита страхового возмещения в системе ОСВ до 2,8 млн руб. (с 1,4 млн руб.);
- обеспечение трансграничного допуска ценных бумаг государств - членов ЕАЭС;
- расширение перечня стран, банки и брокеры которых допущены к организованным торгам валютой и ПФИ;
- создание механизма информирования граждан о рисках и возможных последствиях участия в азартных играх, а также о возможностях инвестирования свободных денежных средств;
- создание условий для открытия российскими банками филиалов и представительств на территории дружественных государств;
- совершенствование регулирования и развитие рынка цифровых прав, использование цифрового рубля в бюджетном процессе;
- развитие финансовой инфраструктуры на территории воссоединенных регионов.
В части государственной долговой политики первоочередными задачами останутся обеспечение финансирования федерального бюджета и развитие новых сегментов финансового рынка, в том числе:
- диверсификация структуры первичного предложения по инструментам и срокам и проведение активных операций по управлению госдолгом;
- сбалансированное развитие национального рынка государственного долга в рамках регулярного взаимодействия с участниками рынка.
В части развития товарных рынков, рынков драгоценных металлов и драгоценных камней:
- введение электронного согласования лицензий на экспорт драгоценных металлов посредством ГИИС ДМДК;
- установление режима обязательного контроля по операциям свыше 1 млн рублей для кредитных организаций.
В части обеспечения повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан:
- проведение Всероссийской просветительской эстафеты "Мои финансы";
- создание системы, способствующей финансовому просвещению взрослых граждан на рабочих местах;
- организация и проведение Всероссийского конкурса "Столица финансовой культуры".
Цель VI. Эффективное управление федеральным имуществом и активами
ОПИСАНИЕ
- Повышение качества управления федеральным имуществом и максимизация доходов от его использования.
- Создание клиентоориентированной системы управления федеральным имуществом.
- Развитие инструментов управления временно свободными остатками средств на едином казначейском счете.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Обеспечение долгосрочного устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления государственными компаниями.
- Снижение расходов федерального бюджета и оптимизация операционных расходов организаций с госучастием.
- Повышение темпов вовлечения имущества государственной казны в хозяйственный оборот.
- Цифровая трансформация процессов учета федерального имущества.
- Формирование оптимального состава федерального имущества.
- Поддержание остатка средств на едином казначейском счете на уровне "условного нуля", повышение эффективности размещения остатков.
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
В 2024 году осуществлялась работа по формированию оптимального состава федерального имущества и вовлечению его в хозяйственный оборот, обеспечению устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления компаниями с госучастием, цифровой трансформации процессов учета и управления федеральным имуществом.
В 2025 году:
в целях обеспечения устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления компаниями с госучастием:
- введение новых стандартов аудита реализации стратегий развития и установление КПЭ компаниям с госучастием;
- обеспечение выплаты дивидендов в размере не менее 50% прибыли крупнейшими компаниями с госучастием;
в целях снижения расходов федерального бюджета и оптимизации операционных расходов организаций с госучастием:
- анализ и оценка операционных расходов, реализация непрофильных активов, оценка уровня достижения КПЭ и ФКПЭ организаций с госучастием с наделением соответствующими полномочиями Казначейства России;
- сокращение срока реализации обращенного в собственность государства имущества в целях снижения затрат на его хранение;
в целях повышение темпов вовлечения имущества государственной казны в хозяйственный оборот:
- нормативное обеспечение возможности реализации организацией по развитию туризма агентских полномочий в отношении федеральных земельных участков;
- формирование нормативной базы для урегулирования порядка отчуждения древесины, полученной в результате использования федеральных земельных участков, не относящихся к категории земель лесного фонда;
- расширение перечня лиц, которым могут быть переданы объекты и имущество гражданской обороны, не вошедшие в состав имущества приватизированных предприятий и учреждений;
- оптимизация процедур оценки миноритарных пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, в том числе поступающих в федеральную собственность на основании судебных решений;
в целях формирования оптимального состава федерального имущества и организации системы управления:
- обеспечение доступа к информации о федеральном имуществе с использованием электронных сервисов;
- определение межведомственного коллегиального органа, уполномоченного рассматривать вопросы изъятия неэффективно используемого федерального имущества у правообладателей, а также вопросы безвозмездной передачи федерального имущества в собственность иных публично-правовых образований;
- оптимизация порядка передачи федерального имущества в качестве имущественного взноса некоммерческим организациям;
в целях повышения эффективности размещения средств на едином казначейском счете:
- запуск регулярных операций репо с центральным контрагентом, обеспеченных клиринговым сертификатом участия;
- донастройка подходов к операциям предоставления займа ценных бумаг, полученных по операциям репо;
- повышение эффективности системы риск-менеджмента операций по управлению временно свободными остатками средств на едином казначейском счете.