Утверждено
и рекомендовано к применению
аудиторами Комитетом СРО ААС
по противодействию коррупции
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма
Протокол
от 22 декабря 2025 г. N 166
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
ПРИ ОКАЗАНИИ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМ
ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Сфера применения
Настоящие разъяснения подготовлены в целях формирования единых подходов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к выполнению требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Международных стандартов аудита (МСА), в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ) при оказании аудиторских услуг организациям добывающей промышленности.
На уровне стандартов аудиторской деятельности рассмотрение соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ЭК/ФРОМУ регламентируется, прежде всего, следующими стандартами:
- МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
- МСА 250 (пересмотренным) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности".
2. Обязанности аудитора в сфере ПОД/ФТ
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг обязаны осуществлять выявление, анализ и оценку операций и сделок аудируемого лица на предмет наличия признаков их осуществления в целях ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ.
В рамках выполнения указанных обязанностей аудитор должен:
- учитывать характер и специфику деятельности аудируемого лица;
- оценивать операции и финансовые потоки с учетом результатов национальной оценки рисков;
- выявлять необычные и подозрительные операции, не имеющие очевидного экономического смысла или законной цели;
- формировать и документировать профессиональное суждение о наличии либо отсутствии оснований полагать, что соответствующие операции могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ.
При выявлении в ходе анализа и оценки операций и сделок аудируемого лица обстоятельств, дающих аудитору основания полагать, что такие операции или сделки осуществляются либо могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, у аудиторской организации или индивидуального аудитора возникает обязанность направления уведомления в Росфинмониторинг в установленном законодательством порядке.
Указанные обязанности распространяются также на случаи оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, если аудитор по поручению клиента подготавливает или осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом, включая:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания или обеспечения деятельности юридических лиц;
- создание, реорганизацию и управление юридическими лицами;
- куплю-продажу долей, акций и предприятий.
3. Организации добывающей промышленности и особенности
контроля в сфере ПОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ
В целях настоящих Разъяснений к организациям добывающей промышленности относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды экономической деятельности, классифицируемые по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД 2 в разделе B "Добыча полезных ископаемых" (коды 05 - 09), включая добычу угля, нефти и газа, металлических и неметаллических полезных ископаемых, а также предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых.
Деятельность организаций добывающей промышленности характеризуется совокупностью факторов, обуславливающих повышенный уровень рисков ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, в том числе:
- значительными объемами капитальных вложений, в том числе на ранних стадиях проектов;
- сложной системой подрядных и сервисных договоров (геологоразведка, бурение, вскрышные работы, транспортировка, переработка);
- использованием лицензий на пользование недрами и иных разрешительных документов;
- активным участием в экспортных и трансграничных операциях;
- добычей драгоценных металлов и камней;
- существенной долей расчетов за услуги нематериального характера (инжиниринг, консалтинг, логистика, управление проектами);
- возможным участием государства в капитале либо в регулировании деятельности.
Указанные особенности создают предпосылки для:
- вывода денежных средств через цепочки подрядчиков и субподрядчиков;
- искусственного завышения себестоимости добычи;
- использования фиктивных либо аффилированных контрагентов;
- маскировки незаконного происхождения доходов под инвестиционные или операционные расходы;
- реализации коррупционных схем при получении лицензий, разрешений и согласований.
В связи с этим при оказании аудиторских услуг организациям добывающей промышленности аудитору необходимо рассматривать указанные особенности как факторы риска существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий, а также как факторы риска несоблюдения законодательства, подлежащие оценке в соответствии с МСА 240 и МСА 250.
4. Национальная оценка рисков и ее использование
при планировании и проведении аудита
В целях выполнения своих обязанностей в области ПОД/ФТ при получении понимания деятельности аудируемой организации и ее окружения, а также при выявлении и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности, аудитору, помимо прочего, необходимо проанализировать наличие рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В качестве критериев такого анализа аудитору следует использовать информацию о рисках ПОД/ФТ, размещенную в личных кабинетах на официальном интернет-сайте Росфинмониторинга, включая:
- публичный отчет "Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов";
- публичный отчет "Национальная оценка рисков финансирования терроризма";
- иную размещаемую Росфинмониторингом информацию о типологиях, угрозах и уязвимостях в сфере ПОД/ФТ.
Результаты национальной оценки рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма, размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга, являются значимым источником информации для аудиторов при оценке рисков ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ в деятельности организаций добывающей промышленности.
На основании анализа материалов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, без выделения добывающей промышленности в качестве самостоятельного отраслевого сектора, могут быть идентифицированы ключевые угрозы и уязвимости, релевантные деятельности организаций добывающей отрасли, с учетом характерных для нее видов операций, финансовых потоков и механизмов регулирования.
Среди ключевых угроз:
- преступления в сфере природопользования и недропользования;
- коррупционные правонарушения при распределении лицензий и государственных контрактов;
- использование сложных корпоративных и финансовых схем для сокрытия бенефициаров;
- трансграничные операции с участием офшорных и низконалоговых юрисдикций;
- реализация драгоценных металлов и камней;
- манипулирование ценами при экспорте сырья и оказании сопутствующих услуг.
Аудитор должен оценить, в какой степени указанные риски присущи конкретному аудируемому лицу, с учетом стадии проекта, структуры владения, источников финансирования, географии операций и состава контрагентов.
Риски, отнесенные в НОР к высоким, повышенным и умеренным, следует рассматривать как ключевые области аудиторского внимания, требующие усиленных процедур и расширенного документирования.
Выявленные в ходе аудита обстоятельства, соответствующие индикаторам риска ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, подлежат оценке с точки зрения возникновения у аудитора оснований полагать, что операции могли или могут быть осуществлены в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.
5. Угрозы и уязвимости в сфере ОД/ФТ
в добывающей промышленности
В отчетах о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма добывающая промышленность не выделена в качестве самостоятельного отраслевого сектора с установленным уровнем риска.
Вместе с тем специфика деятельности организаций добывающей промышленности, отраженная в материалах национальной оценки рисков и релевантная данной отрасли, свидетельствует о повышенной уязвимости к рискам ОД/ФТ, обусловленной капиталоемким характером проектов, значительными финансовыми потоками, лицензируемым режимом недропользования, использованием многоуровневых подрядных цепочек, участием в трансграничных операциях, а также высокой долей операций, экономическая обоснованность которых носит оценочный характер и не всегда может быть подтверждена однозначно.
В связи с этим при получении понимания деятельности аудируемой организации и ее окружения, а также при выявлении и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности аудитору необходимо учитывать ключевые угрозы и уязвимости, релевантные деятельности организаций добывающей промышленности, которые подлежат более подробному рассмотрению ниже.
1. Капиталоемкость и масштаб финансовых потоков
Деятельность добывающих организаций связана с существенными инвестициями на стадиях геологоразведки, освоения и эксплуатации месторождений. Значительные объемы капитальных и операционных расходов создают уязвимость к:
- вовлечению в деятельность денежных средств неустановленного или незаконного происхождения;
- маскировке легализации доходов под инвестиционные и производственные затраты;
- формированию искусственных убытков либо искажению финансовых результатов;
- реализация добытого на экспорт своим подконтрольным организациям за границей с манипулированием ценами.
2. Сложные подрядные и субподрядные цепочки
Широкое использование подрядчиков и субподрядчиков (бурение, вскрышные работы, транспортировка, переработка, инжиниринг) затрудняет прозрачность денежных потоков и повышает риск:
- использования технических и аффилированных компаний;
- вывода денежных средств под видом оплаты работ и услуг;
- завышения себестоимости добычи и связанных услуг;
- занижение цены реализации.
3. Лицензионный характер деятельности
Осуществление добычи полезных ископаемых возможно исключительно при наличии лицензий на пользование недрами, что формирует повышенные риски:
- коррупционных правонарушений при получении, переоформлении или продлении лицензий;
- сокрытия фактических бенефициарных владельцев через корпоративные структуры, создаваемые для участия в лицензировании;
- использования расходов на сопровождение лицензирования, проектирование и согласования для легализации денежных средств.
4. Трансграничные операции и экспорт сырья
Экспорт полезных ископаемых и расчеты с нерезидентами создают уязвимости, связанные с:
- занижением экспортных цен и аккумулированием доходов за рубежом;
- использованием посредников и иностранных трейдеров для сокрытия конечных получателей доходов;
- перечислением денежных средств за услуги нематериального характера, не имеющие достаточного экономического обоснования;
- вовлечением юрисдикций с льготным налоговым режимом или недостаточным уровнем раскрытия информации.
5. Сложности установления бенефициарных владельцев
Для добывающей промышленности характерны многоуровневые корпоративные структуры, включая иностранные компании, что повышает уязвимость к:
- использованию номинального владения;
- сокрытию конечных бенефициаров;
- маскировке источников финансирования деятельности.
6. Государственная поддержка и участие государства
Применение мер государственной поддержки (субсидии, льготное финансирование, инфраструктурные проекты), а также прямое или косвенное участие государства в регулировании отрасли создают риски:
- нецелевого использования бюджетных средств;
- включения коррупционных доходов в финансовые потоки организаций;
- легализации средств под видом освоения государственной поддержки.
7. Манипулирование себестоимостью, объемами и ценами
Отраслевая специфика позволяет использовать:
- завышение стоимости работ и услуг;
- занижение цен реализации сырья, особенно при экспорте;
- искажение данных о фактических объемах добычи и переработки, что может применяться для сокрытия реальных финансовых результатов и легализации доходов.
8. Региональная и территориальная специфика
Осуществление добычи в удаленных, труднодоступных или приграничных регионах повышает уязвимость организаций в связи с:
- ограниченным уровнем контроля;
- особенностями логистики и расчетов;
- повышенной долей неформальных практик.
Перечисленные угрозы и уязвимости подлежат обязательному учету аудитором при оценке рисков ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, планировании аудиторских процедур и формировании профессионального суждения. Выявление указанных факторов не означает автоматического наличия нарушений, однако требует применения риск-ориентированного подхода, усиленных процедур и, при наличии оснований полагать, что операции или сделки могут быть связаны с ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ, рассмотрения вопроса о направлении уведомления в Росфинмониторинг.
Процедуры по принятию и продолжению отношений с клиентом в целом осуществляются аудитором в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Международных стандартов аудита и являются едиными для всех категорий аудируемых лиц.
6. Признаки необычных и подозрительных операций
При оказании аудиторских услуг организациям добывающей промышленности аудитору следует уделять особое внимание операциям и сделкам, связанным с разведкой, добычей, первичной переработкой и реализацией полезных ископаемых, а также с лицензированием, подрядными работами и трансграничными расчетами.
К числу признаков необычных и потенциально подозрительных операций, требующих углубленного анализа, могут относиться следующие.
6.1. Операции, не имеющие очевидного экономического смысла или законной цели (признак 1101)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- существенные платежи за геолого-разведочные, проектные или консультационные услуги при отсутствии фактических результатов работ;
- расходы на сопровождение лицензирования, несоразмерные масштабу и стадии проекта;
- дублирующие договоры на одни и те же виды работ с разными подрядчиками.
Риски: маскировка вывода денежных средств под видом операционных или инвестиционных расходов, формирование фиктивной себестоимости добычи.
6.2. Использование недавно созданных юридических лиц (признак 1189)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- привлечение подрядчиков и субподрядчиков с периодом деятельности менее одного года для выполнения ключевых этапов добычных работ;
- заключение договоров с вновь созданными организациями на транспортировку, вскрышные работы, бурение, переработку.
Риски: использование технических компаний для обналичивания или перераспределения денежных средств.
6.3. Операции, связанные с использованием бюджетных средств (признаки 1290, 1291)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- финансирование работ в рамках государственных программ освоения месторождений;
- получение субсидий, грантов, льготных кредитов на геологоразведку и инфраструктурные проекты;
- расходы, связанные с получением и продлением лицензий на пользование недрами.
Риски: коррупционные схемы, нецелевое использование бюджетных средств, формальное освоение финансирования.
6.4. Операции с нерезидентами и офшорными структурами (признаки 1390, 1804)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- расчеты с иностранными компаниями за услуги инжиниринга, геологии, логистики;
- экспорт полезных ископаемых через цепочки посредников;
- использование компаний из низконалоговых или офшорных юрисдикций.
Риск: вывод прибыли за рубеж, сокрытие бенефициарных владельцев, трансграничная легализация доходов.
6.5. Нерыночные условия займов и финансовой помощи (признаки 1590, 1591)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- займы между взаимозависимыми лицами на стадиях геологоразведки и освоения месторождений;
- финансирование проектов за счет средств нерезидентов на нерыночных условиях.
Риски: маскировка источников финансирования, перераспределение денежных потоков внутри группы.
6.6. Расчеты за услуги нематериального характера в адрес нерезидентов (признаки 1882, 1883)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- платежи за консалтинг, сопровождение проектов, маркетинг;
- выплаты за использование технологий, программного обеспечения, ноу-хау.
Риски: использование нематериальных услуг как инструмента вывода денежных средств.
6.7. Операции со связанными сторонами (признак 4901)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- передача ключевых этапов добычи аффилированным подрядчикам;
- аренда техники, оборудования, инфраструктуры у связанных лиц;
- реализация добытого сырья связанным компаниям по нерыночным ценам.
Риски: искажение финансовых результатов, перераспределение прибыли, вывод активов.
6.8. Манипулирование ценами и объемами (обобщенный признак)
Характерные для организаций добывающей промышленности операции:
- завышение стоимости вскрышных, буровых и транспортных работ;
- занижение цен реализации полезных ископаемых при экспорте;
- несоответствие объемов добычи данным производственного учета.
Риски: искусственное формирование убытков либо занижение налоговой базы.
Выявление одного или совокупности указанных признаков необычных операций при отсутствии разумных экономических объяснений должно рассматриваться аудитором как основание для формирования профессионального суждения о наличии признаков операций, которые могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ/ЭД/ФРОМУ.
В таких случаях аудитор обязан оценить необходимость направления уведомления в Росфинмониторинг в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, независимо от влияния указанных операций на показатели финансовой отчетности.
7. Уведомление Росфинмониторинга как элемент
профессионального суждения аудитора
При наличии любых оснований полагать, что сделки или операции могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ/ЭК/ФРОМУ, аудитор обязан направить уведомление в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 2.1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ и пунктом 3.2 части 2 статьи 13 Федерального закона N 307-ФЗ.
Отсутствие доказанного факта совершения преступления не освобождает аудитора от обязанности уведомления при наличии подозрений, основанных на профессиональном суждении.
Председатель Комитета
по противодействию коррупции
и легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма СРО ААС
к.ю.н.
В.В.БУТОВСКИЙ