ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку (утв. МЧС России 10.07.2014)

Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
внутренней службы
А.П.ЧУПРИЯН
10 июля 2014 года
Согласовано
Начальник
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
доктор технических наук,
профессор
В.А.АКИМОВ
8 июля 2014 года
Директор Департамента
пожарно-спасательных сил
и специальных формирований
генерал-майор внутренней службы
А.В.АГАФОНОВ
8 июля 2014 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ОТРАБОТКУ ДЕЙСТВИЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожарно-спасательных подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, разработаны ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Настоящие рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов управления субъектов Российской Федерации, в сфере ответственности которых находятся вопросы подготовки и управления силами и средствами пожарных и аварийно-спасательных формирований, руководящего и педагогического состава отрядов федеральной противопожарной службы, учебных центров, пунктов и подразделений.
В рекомендациях изложены основные вопросы планирования, подготовки и проведения мероприятий практического характера, направленных на отработку навыков личного состава, слаживание подразделений экстренных служб при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
При подготовке рекомендаций использованы:
нормативная правовая база; методические документы, действующие в системе МЧС России; практический опыт специалистов экстренных служб; результаты практических мероприятий МЧС России, проведенных в 2014 году.
1. ВВЕДЕНИЕ
Сегодня автомобильным транспортом перевозится более 60% всех пассажиров и больше половины всех грузов на территории Российской Федерации.
Активно развивается транспортный автомобильный комплекс: строятся новые, ремонтируются и восстанавливаются существующие автодороги; действуют федеральные целевые программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" и "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".
Высокие темпы развития автотранспортного комплекса, повышение возможностей населения за счет увеличения благосостояния и реализации гибкой кредитной политики в финансово-банковской сфере создают условия к повышению автомобилизации.
С увеличением плотности автомобильных потоков, смягчением (в ряде случаев) положений нормативных актов в области дорожного движения увеличиваются риски возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
Очевидно, что государство принимает во внимание и вопросы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Так, Федеральными законами от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены понятия и предусмотрена обязанность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н.
МЧС России проводит активную работу в области развития системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
В рамках выполнения федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" в ряд главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации поставлены современные образцы спасательной техники, инструмента и оборудования; созданы специализированные классы по подготовке личного состава к действиям по ликвидации последствий ДТП; обновлен интерфейс и контент информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП (dtprescue.ru); изданы методические, обучающие пособия, сборники типовых документов, др.
Центром мониторинга ликвидации последствий ДТП (на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) непрерывно осуществляется мониторинг участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП, ведется банк данных об объектах инфраструктуры экстренных служб вдоль автомобильных дорог федерального значения; осуществляется развитие федеральной государственной информационной системы "Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий". В территориальные органы МЧС России регулярно направляются информационно-аналитические бюллетени, мультимедийные и методические пособия.
Вместе с тем, очевидно, что теоретическая подготовка руководителей различного уровня, личного состава пожарно-спасательных подразделений в совокупности с обеспечением современными техническими средствами, инструментом будет иметь большое практическое значение только при проведении мероприятий практического характера, в рамках которых в условиях, максимально приближенных к реальным, возможна тренировка по использованию полученных знаний, отработка приемов и действий с закреплением навыков непосредственного проведения комплекса мероприятий, выполнения технологических операций по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
К практическим мероприятиям в области подготовки пожарно-спасательных подразделений и личного состава к действиям по ликвидации последствий ДТП относят различные виды учений, тренировок, соревнования.
В настоящих рекомендациях рассмотрены основные вопросы планирования, подготовки и проведения таких мероприятий; приводятся типовые формы документов, сценариев, вспомогательные материалы.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ
ОТРАБОТКУ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Мероприятия, направленные на практическую отработку действий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий проводятся в целях:
привития и совершенствования практических навыков руководящему составу органов управления, пожарно-спасательных подразделений, спасателям и пожарным, специалистам других экстренных служб в осуществлении мероприятий (при выполнении работ), направленных на решение стоящих перед ними задач по своевременному прибытию к месту происшествия, спасению людей и имущества и ликвидации последствий ДТП;
определения, а также уточнения ранее установленных обязанностей и функций должностных лиц, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП;
отработки взаимодействия пожарно-спасательных подразделений с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП на территории субъекта Российской Федерации;
анализа и оценки подготовленности соответствующих служб к действиям по ликвидации последствий ДТП;
проверки полноты и реальности планов действий при ликвидации последствий ДТП, а также должностных инструкций и действующих нормативных документов по указанным вопросам;
подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП на различных уровнях;
сокращения временных показателей реагирования на ДТП;
обмена опытом, пропаганды приемов и способов спасания людей и оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
3. ВИДЫ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ОТРАБОТКУ
ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ ПО ИХ ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
К основным мероприятиям, направленным на практическую отработку действий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий относятся: комплексные учения, командно-штабные учения (далее - КШУ), штабные учения, тактико-специальные учения, соревнования.
Комплексные учения (далее - КУ) и объектовые тренировки являются высшей, наиболее эффективной формой совместной подготовки руководящего состава КЧС и ОПБ, органов управления ГОЧС, аварийно-спасательных служб и спасательных формирований, других сил РСЧС и ГО рабочих и служащих организаций (объектов).
Командно-штабные учения (КШУ) проводятся в соответствии с планом основных мероприятий на текущий год. Как самостоятельные мероприятия они также могут проводиться в составе командно-штабных и комплексных учений, проводимых вышестоящими органами управления, специально уполномоченными решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в составе, при органах исполнительной власти или местного самоуправления.
Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки и организации пожарно-спасательных подразделений (далее - ПСП) и подразделений других экстренных служб к выполнению задач по предназначению.
Соревнования являются одной из форм практических тренировок личного состава, обладают состязательным духом и имеют стимулирующий (мотивационный) характер, что способствует росту профессионального мастерства, массовость и открытость повышает интерес трудоспособного населения к профессии пожарного-спасателя и положительно влияет на пропаганду культуры безопасности и деятельности МЧС России.
Учения и тренировки подразделяются на плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.
Плановые учения проводятся по завершении цикла обучения руководящего состава, органов управления и личного состава сил РСЧС и ГО по специальной подготовке, с целью организации органов управления ГОЧС, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника, как правило - внезапно, в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО.
Показные учения проводятся в целях установления единых взглядов руководства КЧС и ОПБ и органов управления ГОЧС на организацию применения сил РСЧС и ГО, отработки общих методов организации работ в зоне ЧС, методики проведения учений, а также показа наиболее целесообразных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Опытные и исследовательские учения проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки КЧС и ОПБ, органов управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, технологии ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.
4. ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
И ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ОТРАБОТКУ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
4.1. Планирование мероприятий, направленных на практическую отработку действий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, осуществляется заблаговременно на всех уровнях - федеральном, межрегиональном, региональном и местном.
Проведение учений, тренировок, соревнований необходимо включать в комплексные планы основных мероприятий органов управления соответствующих уровней, утверждаемые начальником.
4.2. При планировании учений и тренировок необходимо исходить из результатов мониторинга (анализа) деятельности территориальных органов МЧС России в области организации деятельности по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия.
Кроме того следует учитывать особенности региона, в котором планируются мероприятия:
географические и климатические условия, рельеф местности;
инфраструктурные особенности сети автомобильных дорог - наличие федеральных автомобильных дорог, их состояние и особенности; частоту (плотность) транспортного потока, др.;
виды дорожно-транспортных происшествий, присущих данному региону в зависимости от наличия сложных инфраструктурных объектов (мосты, эстакады, тоннели, переправы, др.);
вопросы организации пассажирских и грузовых перевозок, включая перевозку опасных грузов.
Периодичность проведения мероприятий определяется органами управления, но не реже одного раза в год для учений и соревнований.
4.3. К организации и проведению мероприятий практического характера предъявляются следующие требования:
соответствие разрабатываемых для подготовки и проведения мероприятий документов и действий его участников требованиям директивных и нормативных документов по вопросам ликвидации последствий ДТП;
учет особенностей в организации и осуществлении транспортного процесса на территории субъекта Российской Федерации и реальной готовности к действиям в условиях ДТП привлекаемых сил и средств, а также возможностей финансового и материально-технического обеспечения учения;
создание тактической обстановки по сценариям мероприятий, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых;
исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения мероприятий ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу экономике и окружающей природной среде субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится соответствующее мероприятие, ухудшению условий жизнедеятельности населения;
эффективное использование выделенных на подготовку и проведение мероприятий материальных и финансовых средств.
4.4. При подготовке мероприятий целесообразно использовать разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) методические документы, материалы рекомендательного и обучающего характера, ресурс информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП (dtprescue.ru); изданы методические, обучающие пособия, сборники типовых документов, опыт специалистов-практиков.
При планировании и подготовке мероприятий практического характера необходимо заблаговременно определить состав сил и средств взаимодействующих экстренных служб, привлекаемый к участию в мероприятии, - ГИБДД, скорая медицинская помощь, территориальные управления Федерального дорожного агентства, автотранспортные предприятия (автоколонны), части и подразделения Министерства обороны, территориальных центров медицины катастроф "Защита", предприятия гражданской авиации.
Необходимость привлечения подразделений указанных служб определяется исходя из планируемого масштаба мероприятия, его целей, отрабатываемых вопросов.
Состав и количество привлекаемых сил и средств рассчитывается органами управления соответствующих служб на основе исходных данных, представляемых организатором мероприятия.
Все планирующие документы должны быть согласованы с органами управления привлекаемых служб заблаговременно, до начала проведения мероприятия.
Подготовка мероприятий осуществляется на основе заблаговременно согласованного подхода.
При этом отрабатываются все необходимые документы оперативного управления, организации управления и связи, тылового (материально-технического) обеспечения.
При подготовке и проведении мероприятий, направленных на практическую отработку действий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, руководители должны руководствоваться принципом необходимой достаточности.
5. СОСТАВ И КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ОТРАБОТКУ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
5.1. Состав и категория участников учений
4.4.1. Участники учения подразделяются на две категории: руководство учения и обучаемые.
4.4.2. В состав руководства входят: руководитель учения, его заместители, помощники, штаб руководства, исследовательская группа и посреднический аппарат.
Руководство учением должен осуществлять один из руководителей, являющийся, как правило, старшим начальником для всех участников учения, наделенный необходимыми полномочиями.
Заместителями и помощниками руководителя назначаются руководящий состав, специалисты, компетентные в прорабатываемых на учении вопросах и наделенные необходимыми для выполнения возлагаемых на них функций полномочиями.
4.4.3. Основным органом, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации и проведению учения, является штаб руководства.
Начальник штаба руководства является первым заместителем руководителя учения.
Организационно штаб руководства может состоять из следующих групп:
оперативной;
подготовки разбора;
обеспечения учения.
4.4.4. Оперативная группа осуществляет подготовку учения, разрабатывает необходимую для его проведения документацию, руководит работой посредников.
4.4.5. Группа подготовки разбора учения разрабатывает теоретическое обоснование отрабатываемых вопросов, анализирует содержание докладов и действий обучаемых, обобщает фактический материал руководителю для выводов и оценки действий обучаемых, постановки задач по устранению выявленных в ходе учения недостатков и дальнейшему совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП.
4.4.6. Группа обеспечения учения организует подготовку мест проведения учения, обеспечение участников транспортом, материалами, механизмами и пр. ресурсами, необходимыми для выполнения практических мероприятий.
4.4.7. В случае планирования проведения в ходе учения исследовательской работы в составе штаба руководства создается исследовательская группа.
Исследовательская группа может быть подчинена непосредственно руководителю учения или одному из его заместителей, помощников.
4.4.8. В том случае, если на учении не предполагается отработка обширного круга учебных вопросов и привлечение большого числа обучаемых, вместо штаба руководства может быть создана группа управления.
4.4.9. Посреднический аппарат создается в целях обеспечения выполнения указаний руководителя учения, качественной отработки учебных вопросов, осуществления контроля за работой обучаемых, методически правильного воздействия на выполнение ими своих задач и функций, а также оказания помощи обучаемым в грамотной отработке учебных вопросов и успешном достижении учебных целей.
Посреднический аппарат назначается из специалистов, компетентных в отрабатываемых на учении вопросах, обладающих необходимыми для выполнения функций посредников методическими навыками и независимых по своему служебному положению от обучаемых.
Руководитель учения может в отдельных случаях посредников не назначать, а возложить их функции на своих заместителей и помощников.
4.4.10. Для "подыгрывания" за органы управления и силы, которые не привлекаются на учение, но обязаны участвовать в ликвидации последствий ДТП, могут назначаться концевые посредники. Они в соответствии с планом проведения учения передают необходимую информацию об обстановке, полученных задачах, о принятых решениях. Функции концевых посредников могут быть возложены на одного или нескольких (в зависимости от объема работы) членов оперативной группы штаба руководства.
Состав обучаемых определяется в зависимости от темы, целей учения и характера решаемых на учении задач.
4.4.11. На учение могут привлекаться органы управления и организации, участие которых необходимо для достижения поставленных целей, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности.
5.2. Состав и категории участников соревнований
5.2.1. Соревнования в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (на звание "Лучшая команда территориального органа, МЧС России по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте) проводятся в III этапа:
I этап - соревнования в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации на звание "Лучшая команда субъекта Российской Федерации";
II этап - соревнования в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на звание "Лучшая команда федерального округа Российской Федерации";
III этап - итоговые соревнования на звание "Лучшей команды МЧС России".
5.2.2. В соревнованиях принимают участие:
на I этапе - команды от каждого пожарно-спасательного подразделения главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
на II этапе - команды-победители I этапа (лучшие команды по субъектам соответствующего федерального округа);
на III этапе - команды-победители II этапа (лучшие команды по федеральным округам).
5.2.3. Категории участников соревнований составляют: организаторы соревнований, судейская комиссия и участники соревнований.
5.2.4. Организаторы соревнований выполняют функции организационного и технического обеспечения мероприятия. Готовят необходимые материальные средства. Организуют взаимодействие задействованных сторон.
5.2.5. Судейская комиссия состоит из главного судьи соревнований, его заместителя, судей на дистанции, секретариата соревнований. В функции судейской комиссии входит разработка (уточнение) положения о соревнованиях, проведение мандатной комиссии, организация судейства во время выполнения упражнения, подготовка протоколов, работа с представителями команд.
5.2.6. Состав команды - 4 человека (3 бойца и 1 водитель) из числа пожарных и (или) спасателей (работников, сотрудников), имеющих соответствующую подготовку на право проведения аварийно-спасательных работ. Все участники команды должны иметь медицинскую подготовку.
Форма одежды участников соревнований - специальная боевая, для водителей - синяя (летняя или зимняя, в зависимости от времени проведения соревнований) с символикой МЧС России.
5.2.7. При проведении II и III этапов соревнований команды-участники сопровождаются назначенным старшим представителем команды, в функции которого входит решение организационных вопросов при проведении соревнований, участие в мандатной комиссии, представление соответствующих документов в секретариат соревнований.
6. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ
ОТРАБОТКУ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
6.1. К вопросам организационно-методического и технического обеспечения мероприятий, направленных на практическую отработку действий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий относятся:
комплекс подготовительных работ, вопросы разработки организационно-плановой документации на проведение мероприятия;
вопросы организации взаимодействия с заинтересованными (привлекаемыми к мероприятию) органами управления экстренных служб, организаций и учреждений на этапе подготовки и проведения мероприятия;
вопросы материального и технического обеспечения при подготовке и проведении мероприятия;
организация транспортировки, питания, медицинского обслуживания участников мероприятия;
обеспечение учебных точек средствами имитации, аварийными транспортными средствами, манекенами, макетами, тренажерами, др.;
обеспечение участников нормативными документами, пособиями, методической и справочной литературой;
информационное обеспечение проведения мероприятия, которое заключается, в том числе, в:
размещении информации (анонса) о проведении мероприятия на официальных ресурсах органов управления в сети интернет, в печатных средствах массовой информации, на каналах теле- и радиовещания с указанием времени, сроков и места его проведения;
направлении (рассылке) соответствующих информационных писем (приглашений) заинтересованным органам власти, организациям и учреждениям;
подготовке и реализации технических решений по визуализации и обеспечению информационно-пропагандистского сопровождения практических мероприятий;
организации фото- и видеосъемки (в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов) мероприятия для размещения материалов на открытых информационных ресурсах (интернет, телевидение, печатные СМИ), др.
6.2. В целях качественного методического обеспечения при подготовке к проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, органы управления, под руководством которых планируется проведение мероприятия, должны организовать взаимодействие с Центром мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - Центр ДТП), в том числе:
заблаговременно направить в Центр ДТП информационное письмо о проведении мероприятия с указанием сроков, места проведения и характера проводимого мероприятия, информации о привлекаемых экстренных службах, количестве задействованных сил и средств;
в случае участия исследовательской группы Центра ДТП организовать ее работу и оказать содействие в выполнении исследовательской (наблюдательной) функции;
по результатам мероприятия опубликовать необходимые сведения в федеральной государственной информационной системе "Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" в соответствии с регламентирующими ее работу документами;
направить копию организационно-плановой документации и имеющиеся фото- и видеоматериалы в Центр ДТП для последующего анализа и использования при подготовке материалов учебного и методического характера с целью их направления в территориальные органы МЧС России.
7. СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ
ОТРАБОТКУ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
7.1. Тактико-специальные учения
7.1.1. Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки пожарно-спасательных подразделений и подразделений других экстренных служб к выполнению задач по ликвидации последствий ДТП.
7.1.2. Тема учения, если она не определена соответствующим планом основных мероприятий на очередной год и не установлена вышестоящим начальником, определяется руководителем учения.
В ней может быть предусмотрена отработка вопросов организации и осуществления мероприятий по ликвидации последствий ДТП различного вида.
7.1.3. Возможные темы тактико-специальных учений:
"Организация аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортном происшествии в результате столкновения транспортных средств";
"Отработка вопросов взаимодействия органов управления экстренных служб при ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с временной остановкой движения по автомобильной дороге и организацией объездных путей";
"Организация ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, связанного с разрушением дорожного полотна при прохождении весеннего паводка";
"Ликвидация последствий дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы";
"Ликвидация последствий дорожно-транспортного происшествия с пассажирским автобусом и эвакуация пострадавших в лечебно-профилактические учреждения";
"Организация ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, сопровождающегося крупными дорожными заторами, с применением беспилотных летательных аппаратов для мониторинга обстановки".
7.1.4. Цели определяются исходя из содержания темы, возможных масштабов и последствий ДТП, уровня подготовки органов управления, сил и средств, руководящего состава и др.
Цели могут быть учебными, контрольными, исследовательскими; иметь общий (для всех обучаемых) и частный (для отдельных категорий обучаемых) характер.
Общими целями, например, могут быть:
совершенствование навыков руководящего состава и специалистов привлекаемых на учения органов управления в управлении проведением мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
проверка готовности соответствующих органов управления, сил и средств к действиям по ликвидации последствий ДТП;
оценка полноты и реальности соответствующих планов действий, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих осуществление мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
оценка эффективности осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
отработка взаимодействия органов управления и сил, участвующих в организации и обеспечении мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
совершенствование практического опыта руководящего состава и специалистов соответствующих органов управления при анализе обстановки, оценке последствий ДТП для соответствующего субъекта Российской Федерации, принятии управленческих решений об организации ликвидации последствий ДТП и др.
Частной целью, например в области взаимодействия, может быть: тренировка соответствующих служб заинтересованных органов исполнительной власти, их сил и средств при выполнении своих функций по обеспечению ликвидации последствий ДТП.
Например: ГИБДД - при организации дорожного движения в условиях сложившейся обстановки; автодорожные службы - удаление барьерных ограждений, восстановление дорожного покрытия и разметки на месте ДТП.
При ликвидации аварий во время перевозки опасных грузов:
пожарно-спасательные подразделения - при тушении пожаров, постановке водяных завес, при организации защиты населения, которое может оказаться в очаге поражения;
подразделения скорой медицинской помощи - при оказании помощи и эвакуации пораженных;
ГИБДД - при организации оцепления очага поражения, возникшего в результате ДТП, связанного с перевозкой опасного груза;
КЧС субъекта Российской Федерации - при организации общего руководства по ликвидации последствий данного вида чрезвычайной ситуации.
7.1.5. Крупные тактико-специальные учения целесообразно "разбивать" на этапы. Этап - это часть учения, включающая определенный период деятельности обучаемых, в течение которого отрабатывается группа учебных вопросов по теме.
Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.
7.1.6. Участники учения подразделяются на две категории: руководство учения и обучаемые.
В состав руководства входят: руководитель учения, его заместители, помощники, штаб руководства, исследовательская группа и посреднический аппарат.
7.1.7. Учение целесообразно планировать в оптимальные для всех его участников сроки, с тем чтобы обеспечить выполнение поставленных учебных целей и не создать при этом существенных проблем для жизнедеятельности субъекта Российской Федерации и его населения, на территории которого проводится соответствующее учение.
7.1.8. Местами проведения учения должны быть прежде всего те, на которых обучаемые будут реально находиться при выполнении своих функциональных обязанностей при ликвидации последствий ДТП.
Это служебные помещения, маршруты следования автомобильного транспорта, а кроме того натурные участки, полигоны, технологические установки, на которых предусматривается выполнение исследований. Должны быть также подготовлены места для размещения руководства учением, проведения совещаний, заслушивания докладов.
При определении учебных точек необходимо исходить из присущих региону, в котором проводятся учения, наиболее вероятных видов ДТП. К таковым могут относиться:
столкновение легковых автомобилей;
столкновение нескольких транспортных средств, в том числе автобусов, транспортных средств, перевозящих опасные грузы, грузового транспорта;
падение автомобиля (в водоем с моста, съезд в кювет с переворачиванием, проваливание на переправе, др.);
"уход" автомобиля под грунт при размытии автодороги весенними водами;
опрокидывание автобуса в результате наезда на него поезда (на железнодорожном переезде), грузового автомобиля;
касательное столкновение автомобиля с искусственными сооружениями (ограждения дороги, бензоколонка на АЗС, жилые дома вблизи автодороги), др.
7.1.9. При предварительном выборе натурных мест проведения учения и определении мест нахождения учебных точек необходимо исходить из наиболее возможных мест совершения ДТП, где могут возникнуть наиболее сложные последствия. Также необходимо учитывать варианты задействования максимального количества сил и средств, временные показатели их прибытия к месту проведения работ.
7.1.10. При планировании участия в учении подразделений других экстренных служб (ГИБДД, скорая медицинская помощь, дорожные службы, авиационные и иные спасательные службы, находящиеся в ведении субъекта РФ) необходимо заранее согласовывать с их органами управления состав привлекаемых сил и средств, перечень работ, выполняемых при ликвидации последствий ДТП, в соответствии с возложенными на них задачами.
Согласование оформляется в виде соответствующих согласительных подписей (печатей) руководителей органов управления на распорядительно-плановой документации по подготовке и проведению учения.
Выписки (извлечения) из утвержденных документов в составе распорядительно-плановой документации по подготовке и проведению учения в целях подготовки привлекаемых сил и средств экстренных служб заблаговременно направляются их руководителям.
7.1.11. В соответствии с исходными данными, указаниями руководителя учения осуществляется разработка документов, определяющих порядок подготовки и проведения учения.
Основными из них являются: приказ о подготовке и проведении учения; календарный план подготовки учения; организационные указания; план проведения учения; частные планы заместителей и помощников руководителя учения, а также посредников; план проведения исследований.
7.1.12. Приказ о подготовке и проведении учения является основанием для развертывания работ по подготовке к учению. В нем указываются: тема и учебные цели учения; состав руководства, штаба руководства и обучаемых; указания конкретным должностным лицам - участникам учения по его подготовке, мерам безопасности; порядок финансирования материально-технического и других видов обеспечения отрабатываемых на учении мероприятий; порядок и сроки рассмотрения итогов учения.
7.1.13. Календарный план подготовки учения является рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения и определяет их последовательность, сроки выполнения и исполнителей. План может включать следующие разделы: организационные мероприятия; разработка документов учения; подготовка руководства и посредников; подготовка обучаемых; подготовка мест проведения учения; организация исследований; материальное и техническое обеспечение учения; контроль за ходом его подготовки.
7.1.14. Организационные указания разрабатываются в развитие распоряжения о подготовке и проведении учения. В них конкретизируются вопросы подготовки к учению каждой конкретной категории обучаемых.
В организационных указаниях указываются: тема, цели, ориентировочные сроки проведения учения; состав руководства и обучаемых, места их размещения, порядок организации управления и связи; порядок представления донесений в ходе учения; организация обеспечения участников учения питанием, транспортом; перечень и объем мероприятий, которые обучаемым необходимо выполнить при подготовке к учению.
Если на учение привлекается в качестве обучаемых небольшое количество сил и средств, то организационные указания могут не разрабатываться, а содержащиеся в них вопросы могут быть отражены в распоряжении о подготовке и проведении учения.
7.1.15. Выписки из организационных указаний или распоряжений доводятся до конкретной категории обучаемых в части, их касающейся, за 2 - 3 месяца до начала учения.
7.1.16. План проведения учения является основным документом, в котором излагается ход учения, определяется порядок его проведения. Он позволяет руководителю учения направлять усилия своих заместителей и помощников, штаба руководства, посредников и обучаемых на наиболее полную отработку вопросов, достижение поставленных целей учения.
7.1.17. План проведения учения включает: название темы, учебные цели, состав участников, время проведения и его продолжительность, исходную обстановку, порядок проведения учения. Порядок проведения учения излагается в форме таблицы, в которой указываются: этапы учения, учебные вопросы, их содержание, продолжительность и время отработки (астрономическое и оперативное), обстановка, на фоне которой отрабатываются учебные вопросы; ожидаемые действия обучаемых при отработке учебных вопросов; работа руководства и посредников.
К плану проведения учения прилагается план (извлечение из плана) населенного пункта или участка автомобильной дороги, на котором отображаются: места аварий, очаги поражения и их параметры, автотранспортные и дорожные объекты и сооружения, основные маршруты перевозки пассажиров и грузов, в т.ч. опасных, места проведения практических мероприятий. Кроме того, может приводиться информация о вторичных поражающих факторах ДТП, объеме транспортных и грузовых перевозок, предстоящем к выполнению автотранспортом.
7.1.18. В качестве приложений к плану проведения учения или самостоятельными документами могут быть разработаны планы проведения каждого практического мероприятия. В них указывается, где, когда и какие мероприятия выполняются, привлекаемые для этого силы и средства, содержание их работы, на кого возложены организация и контроль за проведением мероприятий.
7.1.19. Если на учении планируется проводить исследования, исследовательской группой или руководителем, ответственным за их проведение, может быть разработан план проведения исследований. В этом случае в плане проведения учения вопросы, связанные с исследовательской работой, не отражаются.
В плане проведения исследований указываются: тема учения, исследовательские цели, основные вопросы организации исследований и порядок их проведения. При изложении порядка проведения исследований указываются: исследуемые проблемы и время их проведения; методы исследований, место их проведения и в какой инстанции они проводятся; ожидаемые результаты; порядок обобщения, оформления полученных материалов и составления отчета по учению.
7.1.20. План проведения учения и приложения к нему разрабатываются руководителями и специалистами, компетентными не только в вопросах ликвидации последствий ДТП, но и хорошо знающими вопросы организации транспортного процесса.
План проведения учения служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощников руководителя учения, посредников.
В частных планах должны быть отражены действия обучаемых и того лица, для которого разрабатывается план, а также оперативная обстановка в части, касающейся каждой конкретной категории обучаемых, на фоне которой они действуют на учении.
7.1.21. При необходимости, кроме рассмотренных, могут разрабатываться и другие документы, в том числе: смета расходов на учение, проектно-сметная, технологическая и другая документации на исследовательские и практические мероприятия, инструкции по мерам безопасности, план материально-технического обеспечения, иные справочные материалы.
7.1.22. Заблаговременно, до начала проведения учения, должна быть организована подготовка участников учения к выполнению возложенных на них функций. Она должна быть направлена на: обеспечение теоретической и практической подготовки участников по вопросам, отрабатываемым на учении; изучение состояния готовности привлекаемых на учение органов управления, сил и средств к действиям в условиях ДТП; подготовку к выполнению своих функций на учении.
Основными способами подготовки являются самостоятельная работа участников учения по изучению требований директивных и нормативных документов, являющихся теоретической основой в области ликвидации последствий ДТП, соответствующих документов планов действий, а также проведение общих и раздельных по группам занятий, тренировок с учетом задач, решаемых в ходе учения его участниками.
По результатам подготовки целесообразно проводить зачет (контрольный срез) теоретических знаний участников в области ликвидации последствий ДТП. Перечень общих вопросов с ответами приведен в Приложении.
7.1.23. Накануне учения проверяется состояние пунктов управления, их инженерного оборудования и средств связи, устраняются обнаруженные неисправности. В предназначенных для размещения участников учения рабочих помещениях устанавливаются необходимые средства связи, вычислительная техника, оргтехника, мебель и другое имущество.
7.1.24. Для выполнения на учении запланированных практических мероприятий должны быть подготовлены соответствующие места в соответствии с положениями пункта 5.1.9 рекомендаций. Это могут быть участки городских улиц, по которым осуществляется перевозка грузов, места их погрузки и выгрузки, места заправки автотранспорта, полигоны, натурные площадки. Типовые схемы и иллюстрации расстановки сил и средств на местах проведения практических мероприятий в ходе учения приведены в приложении.
7.1.25. Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения предусматривает:
обеспечение его проведения необходимой техникой, автотранспортом, ГСМ, имуществом, пиротехникой и другими материальными ресурсами;
организацию питания, медицинского обслуживания участников учения;
обеспечение обучаемых средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, медицинскими средствами индивидуальной защиты, техникой, инструментом и другим имуществом в соответствии с табелем оснащения;
обеспечение учебных точек средствами имитации, аварийными транспортными средствами, манекенами, макетами, тренажерами, др.;
обеспечение участников нормативными документами, пособиями, методической и справочной литературой.
7.1.26. В ходе подготовки и проведения учения должно быть организовано информационное обеспечение проведения мероприятия, которое заключается в:
размещении информации (анонса) о проведении учения на официальных ресурсах органов управления в сети интернет, в печатных средствах массовой информации, на каналах теле- и радиовещания с указанием времени, сроков и места его проведения;
направлении (рассылке) соответствующих информационных писем (приглашений) заинтересованным органам власти, организациям и учреждениям;
организации доведения информации по каналам общения водителей большегрузной техники в диапазоне СВ-радиосвязи (15 канал,