ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Руководство по соблюдению обязательных требований, являющихся предметом федерального (утв. Рособрнадзором от 04.06.2025)

Утверждено
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
от 4 июня 2025 г.
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ
ГРАЖДАНАМ СЕРТИФИКАТА
I. Общие положения
1. Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата (далее - Руководство) подготовлено в соответствии со статьей 15.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата является соблюдение государственными учреждениями, указанными в пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - контролируемые лица; учреждение, проводящее экзамен; учреждение, включенное в перечень), обязательных требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (далее - обязательные требования).
3. Руководство подготовлено на основании Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденного Рособрнадзором 09.12.2024, размещенного на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований" (далее - перечень обязательных требований).
Данное Руководство разработано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки с целью предотвращения нарушений законодательства при организации и проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства.
II. Нормативные правовые акты, содержащие
обязательные требования
Части 3, 4 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ;
пункты 2, 3 Положения о порядке и сроках хранения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 N 784 (далее - Положение N 784);
пункты 2 - 5, 7 - 10, 12 - 17 Положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 824 (далее - Положение N 824);
пункты 5, 6, 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825 (далее - Правила N 825);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2024 N 1717 "Об установлении размера платы за прием экзамена по русскому языку, экзамена по истории России и основам законодательства Российской Федерации и размера платы за проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации" (далее - постановление N 1717);
пункты 2 - 4 Требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также к уровню владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для целей приобретения гражданства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 840 (далее - Требования N 840);
пункты 1 - 8, 10 - 12, 14 Порядка выдачи сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, сертификата, подтверждающего уровень владения русским языком, необходимый для целей приобретения гражданства Российской Федерации, сертификата, подтверждающего знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, необходимом для целей приобретения гражданства Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.11.2024 N 763 (далее - Порядок N 763).
III. Структура Руководства
Для удобства использования Руководство составлено по нормативным правовым актам, включенным в перечень обязательных требований, и представлено в виде таблицы, которая имеет следующие графы:
- графа 1 - номер по порядку;
- графа 2 - содержание обязательного требования;
- графа 3 - реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, содержащего обязательное требование;
- графа 4 - методические рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, методические рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований представлены в графе 4.
В настоящем Руководстве в графе 4 даны методические рекомендации по всем основным положениям, отражающим вопросы организации и проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства (далее соответственно - экзамен, иностранные граждане), выдачи сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
IV. Методика и пояснения по соблюдению
обязательных требований
N п/п
Содержание обязательного требования
Реквизиты структурной единицы НПА, содержащего обязательное требование
Методические рекомендации по соблюдению обязательного требования
1
2
3
4
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
1.
Сведения о сертификате о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - сертификат), вносятся выдавшими его государственными учреждениями, включенными в перечень, в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО).
Часть 3 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ
В целях обеспечения доступа к модулю ФИС ФРДО необходимо выполнить настройку рабочего места, подать заявку на регистрацию личного кабинета учреждения, включенного в перечень, и выполнить настройку созданного личного кабинета.
Подробное описание указанных действий приведено в разделах 2 - 6, 8 - 9 Методических рекомендаций по внесению сведений в модуль ФИС ФРДО о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, утвержденных руководителем Рособрнадзора Музаевым А.А. 12 марта 2025 года (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
2.
Государственные учреждения, включенные в перечень, проводят экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации за плату, размер которой определяется Правительством Российской Федерации.
Часть 4 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ
Размер платы за проведение экзамена установлен постановлением N 1717 и с 10.12.2024 составляет:
а) для цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство - 5900 рублей;
б) для цели получения разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ, - 3800 рублей.
3.
При организации и проведении экзамена учреждениям, включенным в перечень, запрещается передавать третьим лицам права и обязанности по проведению экзамена и (или) выдаче иностранным гражданам сертификата.
Часть 4 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ
Учреждениям, включенным в перечень, предоставлена возможность привлекать подведомственное предприятие или уполномоченную организацию исключительно к организации и проведению экзамена в части приема документов, информационного обеспечения и к организационно-техническому обеспечению процедуры проведения экзамена.
Положение о порядке и сроках хранения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 N 784
4.
Материалы проведения экзамена подлежат хранению в помещении в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты или порчи этих материалов, искажения, подделки или утраты содержащейся в них информации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
пункт 2 Положения N 784
Частью 7 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" определено, что хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Срок хранения материалов проведения экзамена определен пунктом 3 Положения N 784 и составляет 3 года со дня выдачи сертификата.
Для обеспечения сохранности материалов проведения экзамена учреждению, проводящему экзамен, целесообразно разработать систему мероприятий, обеспечивающих их сохранность, контроль физического состояния в бумажном и (или) электронном виде, при поступлении на хранение и во время хранения указанных материалов, а также поддержание и восстановление физического состояния материалов проведения экзамена в случае необходимости.
5.
Материалы проведения экзамена подлежат хранению на бумажном и (или) электронном носителях в течение 3 лет со дня выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ.
пункт 3 Положения N 784
Учреждение, проводящее экзамен, обязано обеспечить хранение видеозаписи процедуры экзамена, ведомостей, протоколов комиссии по проведению экзамена, письменных работ иностранных граждан и лиц без гражданства в течение 3-х лет со дня выдачи сертификата.
Положение о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 824
6.
Экзамен проводится в целях подтверждения уровня владения иностранными гражданами русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее соответственно - требования к минимальному уровню знаний, патент).
Пункт 2 Положения N 824
Подведомственной Рособрнадзору организацией ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" разработан банк заданий для формирования контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) трех уровней в соответствии с целью получения сертификата: на уровне, соответствующем цели получения разрешения на работу или патента; на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание; на уровне, соответствующем получению вида на жительство.
Ежегодно на сайте ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" публикуются информационные материалы о структуре и содержании КИМ, демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов и банк заданий.
Количество вариантов экзаменационных заданий, которые могут быть одновременно в работе у учреждения, проводящего экзамен, нормативными правовыми актами не регламентировано. Варианты КИМ формируются из открытого банка, в зависимости от потребностей учреждения, проводящего экзамен.
В августе 2024 г. был осуществлен пересмотр КИМ с соответствующим ротированием 20% заданий.
7.
При организации и проведении экзамена учреждениям, проводящим экзамен, запрещается передавать третьим лицам права и обязанности по проведению экзамена и (или) выдаче иностранным гражданам сертификата.
Пункт 2.1 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, к организации и проведению экзамена в части приема документов, информационного обеспечения и к организационно-техническому обеспечению процедуры проведения экзамена может привлекать подведомственное предприятие или уполномоченную организацию.
8.
Экзамен по русскому языку как иностранному проводится в устной и письменной формах (за исключением иностранных граждан, претендующих на получение разрешения на работу или патента), экзамен по истории России и основам законодательства Российской Федерации - в письменной форме (в виде тестирования), в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий.
Абзац 1 пункта 3 Положения N 824
Положением N 824 предусмотрена возможность использования компьютерных и дистанционных технологий и не установлен запрет на проведение экзамена на бумажном носителе в случае отсутствия возможности использования компьютерных и дистанционных технологий.
9.
Для иностранных граждан, претендующих на получение разрешения на работу или патента, экзамен по русскому языку как иностранному проводится в письменной форме, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий.
Абзац 2 пункта 3 Положения N 824
10.
Экзамен проводится с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, разработанные на основе требований к минимальному уровню знаний, являющихся едиными по структуре на всей территории Российской Федерации и дифференцированных по уровню сложности в зависимости от цели получения сертификата.
Абзац 3 пункта 3 Положения N 824
КИМ для проведения экзамена сформированы в соответствии с Требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена, в зависимости от целей получения сертификата.
Структура КИМ определена Рособрнадзором для каждого уровня экзамена. Это обеспечивает равноправие участников экзамена. Задания в открытом банке дифференцированы по уровню сложности в зависимости от цели получения сертификата.
Учреждение, проводящее экзамен, должно формировать экзаменационные материалы из открытого банка заданий строго в соответствии со структурой КИМ. Количество вариантов КИМ, которое может сформировать учреждение, проводящее экзамен, не ограничено.
11.
Учреждениям, проводящим экзамен, запрещается повторно предоставлять тот же вариант контрольных измерительных материалов иностранным гражданам, ранее не сдавшим успешно экзамен в том же учреждении, проводящем экзамен.
Абзац 5 пункта 3 Положения N 824
Постановлением правительства Российской Федерации от 7 декабря 2024 г. N 1736 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 3 Положения N 824 был дополнен обязательным требованием, согласно которому учреждениям, проводящим экзамен, начиная с 10 декабря 2024 г. запрещается повторно предоставлять тот же вариант КИМ иностранным гражданам, ранее не сдавшим успешно экзамен в том же учреждении, проводящем экзамен.
Порядком N 824 не установлены сроки повторной сдачи экзамена иностранным гражданином, ранее не сдавшим успешно экзамен в том же учреждении.
При том, что банк заданий позволяет сформировать 5 уникальных вариантов КИМ, фактическое количество формируемых КИМ с учетом комбинирования вопросов, может быть значительно больше.
12.
Для проведения экзамена учреждение, проводящее экзамен, создает комиссию по проведению экзамена (за исключением экзамена, проводимого в целях получения разрешения на работу или патента).
Абзац 1 пункта 4 Положения N 824
Обязательным для учреждения, проводящего экзамен, является издание распорядительного акта о создании комиссии по проведению экзамена.
Для экзамена, проводимого в целях получения разрешения на работу или патента, создание комиссии по проведению экзамена не является обязательным.
Вместе с тем Положением N 824 не установлен запрет приема экзамена, проводимого в целях получения разрешения на работу или патента, несколькими экзаменаторами.
Положением N 824 также не установлены требования к количеству комиссий по проведению экзамена, которые может создать учреждение, проводящее экзамен. А также срок, на который создается комиссия по проведению экзамена (определенный или неопределенный).
13.
Комиссию по проведению экзамена возглавляет председатель комиссии. Председатель комиссии назначается из числа работников учреждения, проводящего экзамен, имеющих высшее образование по направлению подготовки "Филология" или "Лингвистика" и получивших дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии (не реже одного раза в 3 года).
Абзац 2 пункта 4 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, при назначении председателя комиссии по проведению экзамена должно располагать следующими документами и/или сведениями о лице, назначенном председателем:
- копии документов об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданные ранее 1 января 1992 года;
- сведения о документах об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданных начиная с 1 января 1992 года, включающие:
фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ об образовании и (или) о квалификации,
номер и серию бланка документа об образовании и (или) о квалификации,
регистрационный номер и дату выдачи документа об образовании и (или) о квалификации;
- приказ о приеме на работу в учреждение, проводящее экзамен;
- трудовой договор.
14.
Состав комиссии по проведению экзамена формируется из числа работников учреждения, проводящего экзамен. Члены комиссии по проведению экзамена, осуществляющие проверку материалов проведения экзамена, должны соответствовать следующим требованиям: наличие высшего образования по направлениям подготовки "Филология" или "Лингвистика", "История", "Юриспруденция" и (или) наличие дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии. Повышение квалификации членов комиссии в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии осуществляется не реже одного раза в 3 года.
Абзац 3 пункта 4 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, при формировании комиссии по проведению экзамена должно располагать следующими документами и/или сведениями о работниках учреждения, включенных в ее состав:
- копии документов об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданные ранее 1 января 1992 года;
- сведения о документах об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданных начиная с 1 января 1992 года, включающие:
фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ об образовании и (или) о квалификации,
номер и серию бланка документа об образовании и (или) о квалификации,
регистрационный номер и дату выдачи документа об образовании и (или) о квалификации;
- приказы о приеме на работу;
- трудовые договоры.
Количество членов комиссии Положением N 824 не регламентировано.
15.
С целью разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании результатов экзамена, учреждение, проводящее экзамен, создает конфликтную комиссию.
Абзац 1 пункта 5 Положения N 824
Обязательным для учреждения, проводящего экзамен, является издание распорядительного акта о создании конфликтной комиссии по проведению экзамена.
Спорные вопросы, возникающие при приеме экзамена, должна рассматривать конфликтная комиссия, оценивая в том числе представление иностранного гражданина с демонстрацией документа, удостоверяющего личность, для принятия соответствующего решения о наличии/отсутствии минимального уровня знаний по русскому языку у иностранного гражданина или лица без гражданства, претендующего на получение разрешения на работу или патента.
16.
Конфликтную комиссию возглавляет председатель комиссии.
Абзац 2 пункта 5 Положения N 824
Количество членов конфликтной комиссии Положением N 824 не регламентировано. Вместе с тем для проведения голосования при принятии решений может быть рекомендовано нечетное количество членов комиссии, включая председателя конфликтной комиссии.
17.
Председатель конфликтной комиссии назначается из числа работников учреждения, проводящего экзамен, имеющих высшее образование по направлению подготовки "Филология" или "Лингвистика" и получивших дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии (не реже одного раза в 3 года).
Абзац 3 пункта 5 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, при назначении председателя конфликтной комиссии должно располагать следующими документами и/или сведениями о лице, назначенном председателем:
- копии документов об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданные ранее 1 января 1992 года;
- сведения о документах об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданных начиная с 1 января 1992 года, включающие:
фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ об образовании и (или) о квалификации,
номер и серию бланка документа об образовании и (или) о квалификации,
регистрационный номер и дату выдачи документа об образовании и (или) о квалификации;
- приказ о приеме на работу в учреждение, проводящее экзамен:
- трудовой договор.
18.
Состав конфликтной комиссии формируется из числа работников учреждения, проводящего экзамен.
Абзац 4 пункта 5 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, при формировании конфликтной комиссии должно располагать следующими документами и/или сведениями о работниках учреждения, включенных в ее состав:
- копии документов об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданные ранее 1 января 1992 года;
- сведения о документах об образовании и (или) о квалификации (дипломов о высшем образовании и удостоверений о повышении квалификации), выданных начиная с 1 января 1992 года, включающие:
фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ об образовании и (или) о квалификации,
номер и серию бланка документа об образовании и (или) о квалификации,
регистрационный номер и дату выдачи документа об образовании и (или) о квалификации;
- приказы о приеме на работу;
- трудовые договоры.
19
Члены конфликтной комиссии должны соответствовать следующим требованиям: наличие высшего образования по направлениям подготовки "Филология" или "Лингвистика", "История", "Юриспруденция" и (или) наличие дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии.
Абзац 4 пункта 5 Положения N 824
20.
Повышение квалификации членов конфликтной комиссии в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии осуществляется не реже одного раза в 3 года.
Абзац 4 пункта 5 Положения N 824
21.
В конфликтную комиссию не могут быть включены члены комиссии по проведению экзамена.
Абзац 5 пункта 5 Положения N 824
22.
Расписание проведения экзамена определяется учреждением, проводящим экзамен.
Пункт 7 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, самостоятельно определяет расписание проведения экзамена.
При составлении расписания проведения экзамена необходимо учитывать максимальную продолжительность проведения экзамена, которая для иностранных граждан в целях получения ими разрешения на работу или патента составляет не более 80 минут, для иностранных граждан в целях получения ими разрешения на временное проживание или вида на жительство - не более 90 минут.
Также необходимо предусмотреть с учетом имеющегося материально-технического обеспечения проведения экзамена в очной форме предоставление отдельного места для каждого иностранного гражданина для прохождения экзамена.
При составлении расписания проведения экзамена следует предусмотреть время, необходимое членам комиссии по проведению экзамена, в день его проведения для проведения инструктаж иностранных граждан до начала экзамена, а также их информирования:
- о порядке и форме проведения экзамена;
- о продолжительности экзамена;
- о времени и месте ознакомления с результатами сдачи экзамена;
- о порядке и месте вручения сертификата.
23.
Максимальная продолжительность проведения экзамена для иностранных граждан в целях получения ими разрешения на работу или патента составляет не более 80 минут, для иностранных граждан в целях получения ими разрешения на временное проживание или вида на жительство - не более 90 минут.
Пункт 8 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, должно предусмотреть организацию контроля времени, не позволяющую превышать установленную максимальную продолжительность проведения экзамена.
Может быть рекомендовано:
в случае использования компьютерных и дистанционных технологий предусмотреть информационные (всплывающие) напоминания о времени, оставшемся до завершения экзамена, и о заданиях, оставшихся невыполненными;
в случае очного проведения экзамены использовать звуковые и видеосигналы, информирующие о времени, оставшемся до завершения экзамена.
24.
Для каждого иностранного гражданина для прохождения экзамена предоставляется отдельное место.
Пункт 9 Положения N 824
Пунктом 15.1 Положения N 824 установлен перечень запретов иностранному гражданину при проведении экзамена.
Запрещается:
пользоваться подсказками работников учреждения, проводящего экзамен, а также иностранных граждан, сдающих экзамен;
пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, электронно-вычислительной техникой, справочными материалами, письменными заметками и иными средствами хранения и передачи информации.
Учреждение, проводящее экзамен, при организации отдельного места для проведения экзамена должно, исключить возможность нарушения иностранным гражданином и (или) работниками учреждения, проводящего экзамен, установленных запретов.
25.
Для иностранных граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) учреждением, проводящим экзамен, место для прохождения экзамена обеспечивается специальными приспособлениями с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Пункт 10 Положения N 824
Согласно пункту 11 Положения N 824 для сдачи экзамена иностранный гражданин подает в учреждение, проводящее экзамен, заявление в письменной или электронной форме.
Рекомендуется учреждению, проводящему экзамен, разработать типовую форму такого заявления, предусмотрев возможность указать в нем необходимость обеспечения специальных приспособлений в месте проведения экзамена с учетом имеющихся у иностранного гражданина нозологий.
Отдельных требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена иностранными гражданами с ОВЗ, не установлено. Нормативными правовыми актами по проведению экзамена также не установлено отдельных требований к содержанию КИМ для лиц с ОВЗ.
Таким образом, отсутствуют нормативные правовые основания для разработки специализированных КИМ.
В зависимости от индивидуальных возможностей иностранного гражданина учреждение, проводящее экзамен, обеспечивает соответствующие специальные приспособления для сдачи экзамена.
Обеспечение наличия и использования специальных приспособлений при сдаче экзамена иностранными гражданами с ОВЗ является ответственностью учреждения, проводящего экзамен.
Обращаем внимание, что процедура проведения экзамена для иностранных граждан с ОВЗ также должна быть зафиксирована учреждением, проводящим экзамен, с помощью средств видео- и аудиозаписи
26.
Учреждение, проводящее экзамен, не позднее чем за неделю до проведения экзамена размещает информацию о датах проведения экзаменов на своих информационных стендах в местах проведения экзамена, в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Абзац 1 пункта 12 Положения N 824
При размещении информации о датах проведения экзаменов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте учреждения, проводящего экзамен, рекомендуется указывать дату, время и место проведения экзамена.
27.
До даты проведения экзамена учреждение, проводящее экзамен, предоставляет иностранному гражданину возможность:
ознакомиться с порядком и формой проведения экзамена;
получить консультации по вопросам проведения экзамена;
ознакомиться с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов, размещенных на официальном сайте Рособрнадзора или сайте организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Абзацы 2 - 5 пункта 12 Положения N 824
Решение о форме выполнения указанных требований по информированию иностранных граждан и проведению консультаций является компетенцией учреждения, проводящего экзамен. Вместе с тем при принятии соответствующего решения необходимо предусмотреть для иностранных граждан с ОВЗ информирование о форме и порядке проведения экзамена, получение соответствующих консультаций, учитывающие их особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья.
28.
В день проведения экзамена до начала его проведения членом комиссии по проведению экзамена проводится инструктаж иностранных граждан, а также их информирование о порядке и форме проведения экзамена, продолжительности экзамена, о времени и месте ознакомления с результатами сдачи экзамена, о порядке и месте вручения сертификата.
Пункт 13 Положения N 824
Требования о видеофиксации инструктажа, предваряющего проведение экзамена, Положение N 824 не содержит. Однако учреждение при желании вправе проводить фиксацию факта проведения инструктажа на видео- или бумажном носителе.
Порядком N 824 иных предварительных бесед, в том числе для допуска к экзамену, не предусмотрено.
29.
Проведение экзамена должно быть зафиксировано учреждением, проводящим экзамен, с помощью средств видео- и аудиозаписи.
Абзац 1 пункта 14 Положения N 824
Количество камер, необходимое для качественной записи экзамена, Положением N 824 не регламентировано.
До начала проведения каждого экзамена рекомендуется убедиться в работоспособности камер, достаточности обзора, четкой фиксации представления иностранного гражданина с демонстрацией документа, удостоверяющего личность.
В случае технического сбоя в ходе проведения экзамена или утраты видеозаписи необходимо принять меры к восстановлению утраченной записи до принятия решения о сдаче (несдаче) экзамена.
30.
С помощью средств видео- и аудиозаписи в ходе проведения экзамена должны быть зафиксированы идентификация иностранного гражданина (представление иностранного гражданина с демонстрацией документа, удостоверяющего личность), представление члена комиссии по проведению экзамена, принимающего устную часть экзамена, дата и место проведения экзамена, устная часть экзамена по русскому языку как иностранному (монологическая и (или) диалогическая речь иностранного гражданина) в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, а также письменная часть экзамена по русскому языку как иностранному и экзамена по истории России и основам законодательства Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 14 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, обязано зафиксировать проведение экзамена с помощью средств видео- и аудиозаписи и при этом обеспечить наличие в видеозаписи всей необходимой информации.
Положением N 824 не установлен запрет на проведение экзамена для группы лиц с общей видео- и аудиозаписью проведения экзамена при условии, что учреждение, проводящее экзамен, обеспечивает в такой видеозаписи четкую фиксацию всех обязательных элементов проведения экзамена, не оставляющую сомнений и возможностей различных толкований.
Положением N 824 не установлен запрет на присутствие в одном помещении нескольких иностранных граждан в ходе проведения экзамена, и не установлен запрет на формирование двух отдельных видеозаписей экзамена, фиксирующих проведение письменной и устной части экзамена (соответственно).
31.
Результаты проведения экзамена независимо от используемых для его проведения технологий оформляются ведомостью, содержащей информацию об учреждении, проводящем экзамен, а также о результатах проведения экзамена в отношении иностранных граждан, и протоколом комиссии по проведению экзамена, содержащим информацию об учреждении, проводящем экзамен, о дате и месте проведения экзамена, информацию о начале и об окончании экзамена, о нарушениях в период проведения экзамена либо об их отсутствии, в течение одного дня со дня проведения экзамена.
Пункт 15 Положения N 824
Учреждение, проводящее экзамен, должно самостоятельно определить формы ведомости и протокола проведения экзамена с учетом установленных обязательных требований к их содержанию.
Учреждению, проводящему экзамен, рекомендуется самостоятельно определить не только форму протокола комиссии по проведению экзамена, но и порядок его заполнения.
Положением N 824 не установлено обязательных требований к взаимодействию членов комиссии по приему экзамена. Вместе с тем, если ряд членов комиссии работает онлайн, целесообразно предусмотреть возможность подписания протокола проведения экзамена электронной цифровой подписью членами комиссии по приему экзамена.
32.
При проведении экзамена иностранному гражданину запрещается:
пользоваться подсказками работников учреждения, проводящего экзамен, а также иностранных граждан, сдающих экзамен;
пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, электронно-вычислительной техникой, справочными материалами, письменными заметками и иными средствами хранения и передачи информации.
Абзацы 1 - 3 пункта 15.1 Положения N 824
В связи с тем, что Положением N 824 не дано определения и дифференциации подсказок, любые разговоры лица, проводящего экзамен, с иностранным гражданином в период проведения экзамена необходимо исключить.
33
Иностранный гражданин, нарушивший предусмотренные настоящим пунктом требования, считается не сдавшим экзамен, результаты экзамена такого иностранного гражданина аннулируются.
Абзац 4 пункта 15.1 Положения N 824
Для аннулирования результатов сдачи экзамена (ранее внесенного о сертификата) в модуле ФИС ФРДО необходимо выполнить отмену сертификата, подтвердив действие с помощью усиленной квалификационной электронной подписи руководителя учреждения, проводящего экзамен, или уполномоченного лица.
Подробное описание указанных действий приведено в подразделе 11.1 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
34.
Решение об аннулировании результатов экзамена принимается председателем комиссии по проведению экзамена и вносится в протокол комиссии по проведению экзамена.
Абзац 4 пункта 15.1 Положения N 824
Положением N 824 предусмотрена обязательная фиксация нарушений в период проведения экзамена либо их отсутствия в протоколе комиссии по проведению экзамена.
Подтверждением допущенного иностранным гражданином нарушения при проведении экзамена может служить его видеозапись.
35.
Иностранным гражданам, успешно сдавшим экзамены, выдаются сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, по формам, утвержденным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Пункт 16 Положения N 824
Для выдачи сертификата необходимо внести сведения и получить регистрационный номер сертификата в модуле ФИС ФРДО, подписать внесенные сведения с помощью усиленной квалификационной электронной подписи руководителя учреждения, проводящего экзамен, или уполномоченного лица.
Подробное описание указанных действий приведено в разделах 6, 7 и 10 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
36.
Сведения о выданных сертификатах вносятся учреждениями, проводящими экзамен, в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Пункт 17 Положения N 824
Порядок выдачи сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, сертификата, подтверждающего уровень владения русским языком, необходимый для целей приобретения гражданства Российской Федерации, сертификата, подтверждающего знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, необходимом для целей приобретения гражданства Российской Федерации, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.11.2024 N 763.
37.
Сертификаты выдаются иностранным гражданам на территории Российской Федерации либо за ее пределами учреждениями, включенными в перечень государственных учреждений, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2024 N 3641-р.
Пункт 1 Порядка N 763
Учреждениям, проводящим экзамен, частью 4 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ запрещается передавать третьим лицам права и обязанности по выдаче иностранным гражданам сертификата.
38.
Сертификат выдается учреждением, проводящим экзамен, иностранным гражданам, успешно сдавшим экзамен, не позднее трех рабочих дней со дня проведения экзамена. Дата выдачи сертификата определяется датой присвоения регистрационного номера сертификату ФИС ФРДО.
Пункт 2 Порядка N 763
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 825 сведения о сертификатах подлежат внесению в ФИС ФРДО в течение одного рабочего дня со дня проведения экзамена с целью получения регистрационного номера.
Подробное описание процедуры внесения в модуль ФИС ФРДО приведено в разделах 6, 7 и 10 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
39.
Сертификат вручается иностранному гражданину лично при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо иному лицу, действующему на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и документа, удостоверяющего личность такого лица.
Пункт 3 Порядка N 763
Обращаем внимание, что в книге учета и выдачи сертификатов, которая ведется на бумажном носителе и (или) в электронном виде, должна быть подпись иностранного гражданина либо иного лица, действующего на основании доверенности.
40.
Для регистрации выданных сертификатов в учреждении, проводящем экзамен, ведется книга учета и выдачи сертификатов на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в которой указываются сведения о порядковом номере выданного сертификата, фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина, дате проведения экзамена, уровне сертификата, регистрационном номере сертификата, дате выдачи сертификата, дате вручения сертификата иностранному гражданину, подпись иностранного гражданина либо иного лица, действующего на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, подпись председателя комиссии по проведению экзамена или лица, его замещающего.
Пункт 4 Порядка N 763
Книгу(и) учета и выдачи сертификатов на бумажном носителе рекомендуется прошить, пронумеровать и скрепить печатью:
книгу(и) учета и выдачи сертификатов) в электронном виде рекомендуется вести с использованием электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
41.
Бланк сертификата заполняется на русском языке и с использованием букв латинского алфавита в части фамилии, имени и отчества (при наличии) иностранного гражданина, без исправлений.
Пункт 5 Порядка N 763
В модуле ФИС ФРДО предусмотрен функционал подготовки ранее внесенных сведений для печати на бланке.
Подробное описание данного функционала приведено в разделах 13 и 14 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
42.
Бланк сертификата, содержащий ошибки, допущенные при заполнении, подлежит замене. Испорченные при заполнении бланки сертификатов уничтожаются учреждением.
Пункт 6 Порядка N 763
Уничтожение испорченных при заполнении бланков сертификатов оформляется актом об уничтожении учреждения, проводящего экзамен.
43.
Бланк сертификата заполняется на компьютере.
Пункт 7 Порядка N 763
В модуле ФИС ФРДО предусмотрен функционал подготовки ранее внесенных сведений для печати на бланке.
Подробное описание данного функционала приведено в разделах 13 и 14 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
44.
В бланки сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, вносятся:
фамилия, имя и отчество (при наличии) иностранного гражданина на русском языке и буквами латинского алфавита в соответствии с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, в именительном падеже;
уровень сертификата;
полное или (в случае, если имеется) сокращенное наименование учреждения на русском языке в творительном падеже и адрес места проведения экзамена (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы (проспекта, переулка и другое), номер дома (владения), корпуса (строения);
дата выдачи сертификата с указанием числа (цифрами), месяца (прописью на русском языке) и года (четырехзначное число цифрами, слово "года");
срок действия сертификата:
регистрационный номер сертификата (цифрами);
должность, фамилия и инициалы руководителя учреждения или должность, фамилия и инициалы лица, уполномоченного руководителем учреждения подписывать сертификаты.
Пункт 8 Порядка N 763
Сведения о фамилии, имени и отчестве (при наличии) иностранного гражданина заполняются в строгом соответствии с нотариально заверенным переводом документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства.
В модуле ФИС ФРДО предусмотрен функционал подготовки ранее внесенных сведений для печати на бланке.
Подробное описание данного функционала приведено в разделах 13 и 14 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
45.
При заполнении бланка сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание, на оборотной стороне:
под надписью "сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения" указывается: "разрешения на временное проживание";
под надписью "сдал (сдала) экзамен и подтвердил (подтвердила) владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения" указывается: "разрешения на временное проживание".
При заполнении бланка сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство, на оборотной стороне:
под надписью "сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения" указывается: "вида на жительство";
под надписью "сдал (сдала) экзамен и подтвердил (подтвердила) владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения" указывается: "вида на жительство".
При заполнении бланка сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на работу или патента, на оборотной стороне:
под надписью "сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения" указывается: "разрешения на работу или патента";
под надписью "сдал (сдала) экзамен и подтвердил (подтвердила) владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения" указывается: "разрешения на работу или патента".
Пункт 10 Порядка N 763
После заполнения бланка сертификата рекомендуется дополнительно проверить правильность указания уровня сертификата в соответствии с уровнем сданного экзамена.
В модуле ФИС ФРДО предусмотрен функционал подготовки ранее внесенных сведений для печати на бланке.
Подробное описание данного функционала приведено в разделах 13 и 14 методических рекомендаций по внесению сведений о сертификатах в модуль ФИС ФРДО.
46.
Сертификат подписывается руководителем учреждения или должностным лицом, уполномоченным руководителем учреждения подписывать сертификат на основании доверенности. Сертификат заверяется печатью учреждения (при наличии).
Пункт 11 Порядка N 763
Право подписи сертификатов может быть делегировано руководителем учреждения, проводящего экзамен, нескольким должностным лицам на основании доверенности.
В модуле ФИС ФРДО предусмотрен функционал делегирования руководителем учреждения, проводящего экзамен, права подписи нескольким должностным лицам на основании доверенности.
Подробное описание данного функционала приведено в разделе 9 Методических рекомендаций. Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, об обучении".
47.
В случае утраты или порчи сертификата, обнаружения в сертификате ошибок после выдачи иностранному гражданину сертификата, изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества иностранного гражданина, которому был ранее выдан сертификат, на основании заявления иностранного гражданина либо иного лица, действующего на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, учреждением выдается дубликат сертификата, о чем в книге учета и выдачи сертификатов производится запись с указанием номера и дата выдачи оригинала.
В случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества иностранного гражданина, которому был ранее выдан сертификат, к указанному заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих соответствующие изменения.
Пункт 12 Порядка N 763
При вручении сертификата иностранному гражданину либо иному лицу, действующему на основании доверенности, рекомендуется дополнительно проинформировать указанных лиц о необходимости проверки всех указанных в сертификате сведений, для устранения при необходимости возможных ошибок.
Обращаем внимание, что в случае исключения учреждения из перечня выдача дубликата сертификата в соответствии с пунктом 13 Порядка N 763 осуществляется другим учреждением, определенным Минобрнауки России, на основании заявления иностранного гражданина либо иного лица, действующего на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, о выдаче дубликата сертификата с указанием даты выдачи и номера ранее выданного сертификата, направленного в Минобрнауки России.
48.
На лицевой стороне дубликата сертификата справа в верхнем углу делается запись от руки либо ставится штамп "Дубликат".
Пункт 14 Порядка N 763
Признак "дубликат" также отображается в ФИС ФРДО.
Подробное описание данного функционала приведено в подразделе 11.2 Методических рекомендаций.
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Государственные услуги и функции > Государственные функции > Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
V. Ответственность за нарушение обязательных формы и порядка
проведения экзамена по русскому языку, истории России
и основам законодательства Российской Федерации
В соответствии пунктом 42 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением обязательных требований за проведением экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдачи иностранным гражданам сертификата, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1213, Рособрнадзор в случае выявления в ходе выездной проверки нарушений контролируемым лицом обязательных требований:
а) выдает контролируемому лицу, допустившему такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения (далее - предписание) с указанием разумного срока для устранения выявленных нарушений;
б) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий привлекает виновных лиц к установленной законом ответственности;
в) принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
г) в случае необходимости выдает рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводит иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Частью 1 статьи 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что нарушение учреждением, включенным в перечень, порядка или сроков хранения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 3 статьи 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена, нарушение учреждением, включенным в перечень, порядка выдачи сертификата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что нарушение учреждением, включенным перечень, формы или порядка проведения экзамена, установленных законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 5 статьи 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что проведение экзамена учреждением, включенным в перечень, с несоблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи такого экзамена, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 19.30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что нарушение учреждением, включенным в перечень, или должностным лицом такого учреждения порядка или сроков внесения в ФИС ФРДО сведений о выданных сертификатах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 2 статьи 19.30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что непредставление учреждением, включенным в перечень, или должностным лицом такого учреждения в ФИС ФРДО сведений о сертификатах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Контролируемое лицо согласно пункту 5 статьи 36 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.