ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

СМ N 03.1-1.0011. Руководство по проведению свидетельской оценки органов по сертификации систем (утв. Росаккредитацией 15.12.2020)

Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
15 декабря 2020 г.
СМ N 03.1-1.0011
ВЕРСИЯ 01. ДЕКАБРЬ 2020 Г.
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СВИДЕТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации для установления единых подходов при организации и проведении свидетельской оценки заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации при предоставлении услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг, в рамках проведения выездной оценки с учетом требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, положений информационных и обязательных документов Международного аккредитационного форума (IAF) и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.
1. Область применения
1.1. В настоящем руководстве определены подходы к организации и проведению выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации с применением свидетельской оценки, а также методы, применяемые экспертной группой, в рамках проведения такой оценки. Настоящее руководство позволяет оценивать посредством свидетельской оценки компетентность органа по сертификации систем менеджмента для проведения сертификационных аудитов в рамках заявленной/утвержденной области аккредитации, а также определить наличие в органе по сертификации систем менеджмента компетентного персонала для проведения работ по планированию и проведению аудитов.
1.2. Выполнение требований настоящего руководства является обязательным для персонала Росаккредитации, участвующего в процессе аккредитации, расширении области аккредитации и подтверждения компетентности органов по сертификации систем менеджмента.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:
Приказ Росстандарта N 14-ст
Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"
СМ N 03.1-1.0007
Документ СМ N 03.1-1.0007 "Руководство по проведению удаленной оценки"
ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001, IDT) "Системы менеджмента качества. Требования"
ГОСТ Р ИСО 14001-2016
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001, IDT) "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению"
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 (ISO/IEC 17021-1, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования"
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2020
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2020 (ISO/IEC 17021-2, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем экологического менеджмента"
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-10-2020
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-10-2020 (ISO/IEC TS 17021-10, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 10. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем безопасности труда и охраны здоровья"
ГОСТ Р ИСО 22000-2019
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000, IDT) "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции"
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 (ISO/IEC 27001, IDT) "Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования"
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020 (ISO/IEC 27006, IDT) "Информационные технологии (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности"
ГОСТ Р ИСО 50001-2012
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001, IDT) "Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению"
ГОСТ Р 53755-2009/ISO/TS 22003:2007, ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013
Национальный стандарт ГОСТ Р 53755-2009/ISO/TS 22003:2007, ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013 "Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента пищевых продуктов"
ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, ГОСТ Р ИСО 45001-2020
Национальный стандарт ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, ГОСТ Р ИСО 45001-2020 (ISO 45001, IDT) "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению"
ГОСТ Р 56853-2016/ISO/IEC TS 17021-3:2013, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2020
Национальный стандарт ГОСТ Р 56853-2016/ISO/IEC TS 17021-3:2013, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2020 (ISO/IEC 17021-3, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 3. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества"
ГОСТ Р 57577-2017
Национальный стандарт ГОСТ Р 57577-2017 (ИСО 50003:2014) "Системы энергетического менеджмента. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем энергетического менеджмента"
ГОСТ ISO 13485-2017
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 13485-2017 (ISO 13485, IDT) "Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования"
ISO/IEC 17000:2020
Межгосударственный стандарт ISO/IEC 17000:2020 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы"
ГОСТ ISO/IEC 17011-2018
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"
IAF ID 1:2020
Информационный документ Международного форума по аккредитации IAF ID 1:2020 "Области аккредитации СМК и СЭМ;
IAF MD 1:2018
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 1:2018 "Сертификация организаций, имеющих сеть предприятий, основанная на выборочном контроле"
IAF MD 2:2017
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 2:2017 "Передача аккредитованной сертификации систем менеджмента"
IAF MD 4:2018
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 4:2018 "Обязательный документ IAF по использованию информационных и коммуникационных технологий для целей аудита/оценки"
IAF MD 5:2019
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2019 "Определение продолжительности аудита систем менеджмента качества, экологического менеджмента и системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья"
IAF MD 7:2010
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 7:2010 "Гармонизация санкций, применяемых к органам по оценке соответствия"
IAF MD 8:2020
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 8:2020 "Применение ISO/IEC 17011 при аккредитации органов по сертификации систем менеджмента качества медицинских изделий"
IAF MD 9:2017
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 9:2017 "Применение ISO/IEC 17021-1 для аккредитации органов по сертификации систем менеджмента качества медицинских изделий (ISO 13485)"
IAF MD 10:2013
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 10:2013 "Оценка управления компетентностью органа по сертификации в соответствии с ISO/IEC 17021:2011"
IAF MD 11:2019
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 11:2019 "Применение ISO/IEC 17021 для аудитов интегрированных систем менеджмента"
IAF ID 12:2015
Информационный документ Международного форума по аккредитации IAF ID 12:2015 "Принципы проведения удаленной оценки"
IAF MD 13:2015
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 13:2015 "Требования к знаниям персонала органа по аккредитации в отношении систем менеджмента информационной безопасности (ISO/IEC 27001)"
IAF MD 15:2014
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 15:2014 "Предоставление сведений для определения результативности деятельности органов по сертификации систем менеджмента"
IAF MD 16:2015
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 16:2015 "Применение ISO/IEC 17011 при аккредитации органов по сертификации систем менеджмента безопасности пищевых продуктов"
IAF MD 17:2019
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 17:2019 "Наблюдение за проведением аудита при аккредитации органов по сертификации систем менеджмента"
IAF MD 21:2018
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 21:2018 "Требования по переходу к ISO 45001:2018 от OHSAS 18001:2007"
IAF MD 22:2019
Обязательный документ Международного форума по аккредитации IAF MD 22:2019 "Применение стандарта ISO/IEC 17021-1 для сертификации систем менеджмента воздействия профессиональной деятельности на здоровье и безопасность"
ОК 029-2014
ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденный приказом Росстандарта N 14-ст.
2.2. При пользовании настоящим руководством следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при пользовании настоящим руководством следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3. Термины и определения
3.1. В настоящем руководстве применяются следующие термины:
оценка
-
процесс, осуществляемый органом по аккредитации с целью определения компетентности органа по оценке соответствия на основе стандарта(ов) и/или других нормативных документов и для определенной области аккредитации
область аккредитации
-
конкретные сферы деятельности по оценке соответствия, на которые запрашивается или предоставлена аккредитация.
Область аккредитации органа по сертификации систем менеджмента может включать специальные стандарты на системы менеджмента, коды, сектора, категории или технические области.
техническая область
-
область, характеризуемая общностью процессов, относящихся к конкретному типу системы менеджмента и ее предполагаемым результатам.
Термин "техническая область" может применяться по-разному в зависимости от рассматриваемого стандарта на системы менеджмента. В отношении любой системы менеджмента этот термин относится к продукции и процессам с учетом области применения стандарта на системы менеджмента. Техническая область может быть определена конкретной схемой сертификации (например, ИСО/ТУ 22003) или может быть установлена органом по сертификации. Этот термин применяют, чтобы охватить ряд других терминов, таких как "области", "категории", "сектора" и т.д., которые традиционно используют для различных типов систем менеджмента
техника оценки
-
метод, используемый органом по аккредитации для выполнения оценки
свидетельская оценка
-
наблюдение органом по аккредитации за органом по оценке соответствия, выполняющим деятельность по оценке соответствия в пределах своей области аккредитации
программа оценки
-
комплекс оценок, соответствующий конкретной схеме аккредитации, который орган по аккредитации выполняет применительно к конкретному органу по оценке соответствия за цикл аккредитации.
план оценки
-
описание действий и мероприятий для оценки
наблюдатель
-
лицо, сопровождающее аудиторскую группу, но не участвующее в аудите.
Наблюдателями со стороны Росаккредитации при проведении свидетельской оценки органов по сертификации систем менеджмента могут быть члены экспертной группы, назначенной Росаккредитацией, должностные лица Росаккредитации.
схема сертификации
-
система оценки соответствия, относящаяся к системам менеджмента, применительно к которым установлены одинаковые требования, правила и процедуры.
общая продолжительность/трудоемкость аудита
-
время, необходимое для планирования и результативного выполнения аудита системы менеджмента организации-заказчика
продолжительность сертификационных аудитов системы менеджмента
-
часть времени от общей продолжительности/трудоемкости аудита, необходимого на проведение мероприятий аудита, начиная с вводного совещания и заканчивая заключительным совещанием
место осуществления деятельности органа по сертификации систем менеджмента
-
помещения органа по сертификации, в которых осуществляются ключевые виды деятельности, в том числе хранение рабочих записей, касающихся процесса и результатов сертификации.
К ключевым видам деятельности органа по сертификации относятся: формулирование и утверждение политики; разработка и утверждение процессов и процедур; анализ заявок и договорных обязательств, относящихся к работам по сертификации; анализ результатов сертификации и принятие решения по сертификации; хранение записей; рассмотрение и принятие решений по апелляциям и жалобам.
цикл аккредитации
-
цикл аккредитации начинается с даты принятия решения об аккредитации или каждые пять лет с момента аккредитации по результатам решения о подтверждении компетентности и должен быть не более пяти лет.
ключевой код
-
технический код, определяемый в каждом техническом кластере, требующий более высокого уровня компетентности и наличия определенных личных качеств аудиторов органа по сертификации систем менеджмента вследствие сложности задействованных процессов/экологических аспектов, риска возникновения несоответствий и их воздействия или высокого уровня законодательного регулирования.
4. Общие положения
4.1. Общая политика по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента.
4.1.1. При аккредитации органов по сертификации систем менеджмента основополагающим национальным стандартом является ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017.
4.1.2. В качестве дополнительных стандартов также могут использоваться:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2020;
- ГОСТ Р 56853-2016/ISO/IEC TS 17021-3:2013, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2020;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-10-2020;
- ГОСТ Р 53755-2009/ISO/TS 22003:2007, ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020;
- ГОСТ Р 57577-2017;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015;
- ГОСТ Р ИСО 14001-2016;
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006;
- ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007, ГОСТ Р ИСО 45001-2020;
- ГОСТ Р ИСО 50001-2012;
- ГОСТ ISO 13485-2017.
4.1.3. Дополнительно при аккредитации органов по сертификации систем менеджмента учитываются требования документов IAF:
- IAF MD 1:2018;
- IAF MD 2:2017;
- IAF MD 4:2018;
- IAF MD 5:2019;
- IAF MD 7:2010;
- IAF MD 8:2020;
- IAF MD 9:2017;
- IAF MD 10:2013;
- IAF MD 11:2019;
- IAF MD 13:2015;
- IAF MD 15:2014;
- IAF MD 16:2015;
- IAF MD 17:2019;
- IAF MD 21:2018;
- IAF MD 22:2019.
4.2. Техники оценки.
4.2.1. Проведение выездной оценки соответствия заявителя/аккредитованного лица осуществляется для получения подтверждения того, что орган по сертификации систем менеджмента соблюдает требования критериев аккредитации, применяемых требований стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, дополнительных стандартов (если применимо) и способен продемонстрировать компетентность в заявленной/утвержденной области аккредитации.
4.2.2. При проведении выездной оценки органа по сертификации систем менеджмента могут применяться разные техники оценки или их комбинация, включая:
- оценку по месту осуществления деятельности;
- удаленную оценку;
- свидетельскую оценку;
- анализ документов;
- анализ дела по сертификации;
- интервьюирование.
4.2.3. В целях выполнения требований ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и обязательных документов IAF для проведения оценки компетентности органа по сертификации систем менеджмента по всем видам деятельности в области аккредитации и обеспечения уверенности соответствия критериям аккредитации проводится комбинирование выездной оценки с другими техниками оценки:
- оценка системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента посредством оценки по месту(ам) осуществления деятельности в области аккредитации; анализа документов, интервьюирования, удаленной оценки (в обоснованных случаях);
- оценка репрезентативных объектов сертификации в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации органа по сертификации систем менеджмента и персонала посредством оценки по месту(ам) осуществления деятельности в области аккредитации, интервьюирования, свидетельской оценки, анализа дел по сертификации, анализа документов, удаленной оценки (в обоснованных случаях).
4.2.4. Анализ документов проводится по месту(ам) осуществления деятельности в области аккредитации органа по сертификации систем менеджмента по процедурам и процессам системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента с целью проверки их выполнения в соответствии с критериями аккредитации, требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и др. дополнительных стандартов, требованиями внутренних документов органа по сертификации систем менеджмента и оценки результативности функционирования системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента.
4.2.5. Анализ дела по сертификации может проводиться по месту(ам) осуществления деятельности органа по сертификации систем менеджмента в присутствии соответствующего персонала либо удаленно, а также, по согласованию, на территории заказчика органа по сертификации систем менеджмента и включает в себя оценку компетентности персонала органа по сертификации систем менеджмента для проведения работ по сертификации систем менеджмента по выбранному из заявленной/утвержденной области аккредитации репрезентативному объекту оценки. В ходе данной оценки проводится анализ и оценка записей и документации, относящихся к конкретному делу по сертификации, с целью подтверждения внедрения и соблюдения в органе по сертификации систем менеджмента соответствующих процедур сертификации. Техника анализа дел по сертификации используется при проведении процедуры подтверждения компетентности органа по сертификации систем менеджмента. При аккредитации и расширении области аккредитации оценка органа по сертификации систем менеджмента техникой анализа дел по сертификации не осуществляется.
4.2.6. Интервьюирование проводится с целью оценки компетентности персонала органа по сертификации систем менеджмента, подтверждения наличия требуемых знаний и навыков. При этом работникам органа по сертификации систем менеджмента может быть предложено выполнение тестовых заданий, ситуационных задач, могут быть заданы уточняющие вопросы. Данная техника обычно комбинируется с другими техниками оценки (анализ документов, анализ дела по сертификации, моделирование процесса сертификации и т.д.).
4.2.7. В обоснованных случаях может проводиться удаленная оценка органа по сертификации систем менеджмента с использованием информационно-коммуникативных технологий в соответствии с документом СМ N 03.1-1.0007.
4.2.8. Свидетельская оценка осуществляется на территории заказчика органа по сертификации систем менеджмента или удаленно (в обоснованных случаях) с использованием информационно-коммуникативных технологий в соответствии с IAF ID 12 и IAF MD 4, в ходе которой наблюдатели (экспертная группа, должностные лица Росаккредитации) без вмешательства в процесс аудита и влияния на его результаты наблюдают за проведением аудита группой аудиторов органа по сертификации систем менеджмента. Целью проведения свидетельской оценки является получение уверенности в компетентности персонала органа по сертификации систем менеджмента в рамках заявленной/утвержденной области аккредитации.
4.3. Цели свидетельской оценки.
4.3.1. Целью свидетельской оценки является гарантия обеспечения компетентности органа по сертификации систем менеджмента в рамках области аккредитации. Требования к компетентности персонала органов по сертификации, проводящих аудит и сертификацию систем менеджмента, установлены в серии международных стандартов ISO/IEC 17021.
4.3.2. Свидетельская оценка аудита заказчиков органа по сертификации систем менеджмента со стороны экспертной группы имеет важное значение для:
- оценки результативности внедрения в органе по сертификации систем менеджмента программ и процедур сертификации (особенно при формировании аудиторских групп, обладающих суммарной компетентностью, необходимой для достижения целей аудита, определения общей продолжительности аудита) и правомерности установленной органом по сертификации систем менеджмента области сертификации заказчика;
- наблюдения за аудиторами в целях их оценки на предмет соблюдения ими процедур органа по сертификации систем менеджмента; компетентного рассмотрения требований, включая сертификационные требования на системы менеджмента, требования стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и др. дополнительных стандартов (если применимо), требований документов IAF, отраслевых требований (если применимо);
- получения репрезентативной выборки компетентности органа по сертификации систем менеджмента в заявленной/утвержденной области аккредитации.
4.4. Политика Росаккредитации по проведению свидетельской оценки органов по сертификации систем менеджмента.
4.4.1. Свидетельская оценка органов по сертификации систем менеджмента проводится в соответствии с программой, утвержденной Росаккредитацией.
4.4.2. Орган по сертификации систем менеджмента должен обеспечить проведение свидетельской оценки по каждой схеме сертификации системы менеджмента по каждому ключевому коду (по 9001, 14001, 18001/45001)/кластеру (по 22000)/основной технической области (по 13485)/технической области (по 50001) в течение цикла аккредитации.
4.4.3. В договоры между органом по сертификации и его заказчиками необходимо включить требование, которое обязывает заказчика по запросу Росаккредитации и/или экспертной группы предоставить доступ к документам заказчиков органа по сертификации систем менеджмента, доступ на его территорию для проведения свидетельской оценки.
4.4.4. В обоснованных случаях при аккредитации и расширении области аккредитации при невозможности проведения свидетельской оценки допускается проведение моделирования процесса сертификации систем менеджмента с дополнительным интервьюированием персонала, непосредственно осуществляющего эту деятельность.
4.4.5. При периодическом подтверждении компетентности часть репрезентативных объектов оценки утвержденной области аккредитации может быть оценена путем применения техники анализа дел по сертификации. При этом невозможность проведения свидетельской оценки должна быть обоснована.
4.4.6. Если у органа по сертификации систем менеджмента и/или заказчика органа по сертификации систем менеджмента отсутствует надлежащее обоснование о невозможности проведения свидетельской оценки по выбранному репрезентативному объекту сертификации (например, допуск к закрытой информации), руководитель экспертной группы в акте (выездной) экспертизы отражает данную информацию и указывает на невыполнение данного мероприятия. Далее решение принимает Росаккредитация, решение может включать в том числе приостановление оказания государственной услуги на срок до 3 месяцев для предоставления возможности организовать и провести свидетельскую оценку. В случае не предоставления органом по сертификации систем менеджмента возможности проведения свидетельской оценки в указанные сроки без обоснованной причины может быть принято решение об отказе в аккредитации/расширении области аккредитации, решение о приостановлении действия аккредитации, сокращении по конкретному направлению области аккредитации или решение о прекращении аккредитации в отношении данного органа по сертификации систем менеджмента.
4.4.7. В случае необоснованного отказа заказчика органа по сертификации систем менеджмента от проведения экспертной группой свидетельской оценки на его территории, орган по сертификации систем менеджмента во избежание наложения на него санкций должен отозвать сертификат соответствия, выданный этому заказчику. Другие аккредитованные органы по сертификации систем менеджмента должны быть уведомлены о запрете выдачи сертификата соответствия такому заказчику в случае подачи им заявки в другой аккредитованный орган по сертификации систем менеджмента.
5. Подготовка к проведению свидетельской оценки
5.1. Выбор объектов оценки.
5.1.1. При подготовке к оценке компетентности органа по сертификации систем менеджмента необходимо осуществлять выборку мест осуществления деятельности органа по сертификации систем менеджмента, элементов системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента, репрезентативных объектов сертификации в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации, персонала органа по сертификации систем менеджмента.
5.1.2. Выбор объектов оценки осуществляется руководителем экспертной группы на основании программы оценки цикла аккредитации (при наличии), анализа информации, запрашиваемой у органа по сертификации систем менеджмента до проведения выездной оценки, включая информацию в части наличия изменений с момента последней выездной оценки, информацию о проведенных работах по сертификации в области аккредитации, о выданных, приостановленных, аннулированных сертификатах соответствия, график проведенных и запланированных аудитов с указанием сроков их проведения, местоположения, состава аудиторской группы, области аудита и т.д. Перечень и формы документов и сведений, необходимых для результативного планирования и проведения оценки представлены в приложении 1.
5.1.3. Выбор объектов оценки органа по сертификации систем менеджмента осуществляется таким образом, чтобы за цикл аккредитации были оценены все требования критериев аккредитации, стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и дополнительных стандартов (при необходимости), все направления деятельности органа по сертификации систем менеджмента (коды/кластеры/категории/технические области), все места осуществления деятельности в области аккредитации и весь персонал органа по сертификации систем менеджмента.
При аккредитации и подтверждении компетентности каждые пять лет с момента аккредитации оценка органа по сертификации систем менеджмента осуществляется на соответствие требованиям критериев аккредитации, требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и др. дополнительных стандартов (если применимо).
При процедурах подтверждения компетентности в течение первого года с момента аккредитации и не реже одного раза в два года со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности в план оценки должны в обязательном порядке включаться: требования беспристрастности, требования к ресурсам, жалобы и апелляции, анализ со стороны руководства, внутренние аудиты и корректирующие действия.
При выборе объектов оценки руководитель экспертной группы должен учитывать результаты предыдущей оценки, обязательно включая те критерии аккредитации и пункты стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, др. дополнительных стандартов (если применимо), по которым по результатам предыдущей оценки были выявлены несоответствия.
При расширении области аккредитации оценка органа по сертификации систем менеджмента должна осуществляться на соответствие критериев аккредитации и стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и др. дополнительных стандартов (если применимо), а также по документам, в которые были внесены изменения в результате расширения области аккредитации, касающихся технической части по всей расширяемой области аккредитации.
При дополнительной оценке органа по сертификации систем менеджмента в план оценки включаются критерии аккредитации и пункты стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и др. дополнительных стандартов (если применимо), которые не были оценены (в случае невыполнения программы/плана оценки) и/или по которым были выявлены несоответствия и невозможно оценить их устранение на основании документальных свидетельств.
5.1.4. При проведении процедуры подтверждения компетентности органа по сертификации систем менеджмента может использоваться техника анализа дел по сертификации. При этом оценивается выполнение органом по сертификации систем менеджмента требований системы менеджмента: требования к ресурсам, требования к процессу. Количество отобранных дел по сертификации определяется по формуле: