Утверждаю
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.П.ЧУПРИЯН
13 марта 2007 года
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН) В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ,
ПЛАНИРУЕМЫМ К ВХОЖДЕНИЮ В ОКСИОН
Согласовано
Председатель
организационного комитета -
Директор Департамента
гражданской защиты
С.В.ШАПОШНИКОВ
9 февраля 2007 года
Начальник Управления
защиты информации и обеспечения
безопасности спасательных работ
А.В.КОМАНДИРОВ
11 февраля 2007 года
1. Общие положения
1.1. Нормативная правовая база создания ОКСИОН
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) создается в субъектах Российской Федерации и городах (муниципальных образованиях) в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными руководящими документами:
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации";
Федеральным законом от 12.02.1998 г. N 28 ФЗ "О гражданской обороне";
Федеральным законом от 22.08.1995 г. N 151 ФЗ "Об аварийных службах и статусе спасателя";
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69 ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38 ФЗ "О рекламе";
законом РФ от 9.07.1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах";
Федеральным законом от 23.09.1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности"
от 9 ноября 2001 г. N 1309;
Основами единой государственной политики в области гражданской обороны;
Постановлением Правительства РФ
от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановлением Правительства РФ
от 27.05.2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 30.12.2003 г. N 794;
Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2005 г. N 1327-р "О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов";
Поручениями Президента Российской Федерации от 22 сентября 2004 г. N Пр-1601, от 27 декабря 2004 г. N Пр-2107 и Правительства Российской Федерации от 11 января 2005 г. N МФ-П4-33;
Совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 427/431/320 "Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей";
Совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 11 июля 2006 г. N 398/545/323 "О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации";
Совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России
от 31.05.2005 г. N 428/432/321 (зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 6700) "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций";
Приказом МЧС России от 29 июня 2006 г. N 386 (зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 8074) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
Распоряжением МВД России от 24 января 2007 г. N 1/562 "О мерах по информационному обеспечению ОКСИОН "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" (утверждены Госстроем РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 21.06.1999 г. N ВК-477);
Методическими рекомендациями МВД России от 14 февраля 2007 г. N 12/919 "О порядке подготовки и размещения на каналах общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей информационных материалов в интересах территориальных и транспортных подразделений органов внутренних дел и ФМС России";
Системотехнический проект ОКСИОН;
Технический проект подсистемы информационной безопасности, в том числе защиты от несанкционированного доступа и обеспечение безопасности информации ОКСИОН.
1.2. Цель и основные задачи создания ОКСИОН
Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Основные задачи ОКСИОН:
Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
Повышение оперативности информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
Сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
Увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;
Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического наблюдения;
Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей;
Осуществление радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и оповещения, обеспечения безопасности информации;
ОКСИОН должна быть сопряжена с центрами управления в кризисных ситуациях, информационными центрами и дежурно-диспетчерскими службами для обеспечения информационной поддержки при угрозе возникновения и возникновении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.
2. Требования к создаваемым объектам ОКСИОН
2.1. Общие требования к информационным центрам
Информационный центр должен состоять из:
- вещательного центра, который осуществляет подготовку информации для терминальных комплексов ОКСИОН в требуемых форматах данных;
- центра сбора и обработки информации, который предназначен для сбора по определенным критериям визуальной и телеметрической информации, ее обработки по заданным алгоритмам и представления в виде адекватных визуальных образов;
- центра управления сетью передачи данных, который решает задачи поддержки работоспособности сети, объединяющей объекты ОКСИОН;
- систем гарантированного электропитания, кондиционирования и климат-контроля, обеспечения охраны, пожарной безопасности, водоснабжения, канализации и др.
Создание программно-технических комплексов ИЦ должно проводиться по модульному принципу, на основе существующих прикладных платформ. При этом должны осуществляться необходимые доработки использующихся стандартных программ, а также их комплексирование в программные блоки и модули.
Отладка и тестирование отдельных программных блоков и модулей, а также комплекса программного обеспечения ИЦ в целом должна осуществляться на базе Лаборатории ОКСИОН.
В ИЦ должны быть предусмотрены технические интерфейсы с системами отображения информации и информирования населения другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности, а именно:
- системами информирования и оповещения других государственных органов;
- системами информирования и/или оповещения государственных и частных предприятий и организаций, в том числе спортивно-зрелищных, торговых и транспортных;
- электронными средствами массовой информации;
- операторами связи, в том числе фиксированной и мобильной, а также Интернет провайдерами и др. (с выполнением требований информационной безопасности).
2.2. Виды информационных центров ОКСИОН
В рамках ОКСИОН топология элементов построена по иерархическому принципу.
Сеть информационных центров содержит следующие уровни, каждому из которых соответствует определенный тип информационного центра.
2.2.1. Государственное учреждение Информационный центр ОКСИОН
Государственное учреждение Информационный центр ОКСИОН (ГУ ИЦ ОКСИОН) расположен в г. Москве по адресу: ул. Ватутина, 1. ГУ ИЦ ОКСИОН является главным информационным центром ОКСИОН.
2.2.2. Межрегиональные информационные центры
Создано шесть Межрегиональных информационных центров (МРИЦ) в административных центрах Федеральных Округов (г. г. Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск, Нижний Новгород).
В иерархической структуре ОКСИОН МРИЦ имеют подчиненное положение по отношению к ГУ ИЦ ОКСИОН и вышестоящее положение по отношению к региональным и муниципальным информационным центрам. МРИЦ имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационных центров нижестоящих уровней. МРИЦ должны иметь возможность передать управление терминальными комплексами своей зоны обслуживания Государственному учреждению ИЦ ОКСИОН.
2.2.3. Региональные информационные центры
Региональные информационные центры (РИЦ) должны быть расположены в республиканских, областных или краевых городах субъектов Российской Федерации.
В рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" должны быть созданы РИЦ согласно утвержденного в установленном порядке Перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы.
РИЦ должны иметь подчиненное положение по отношению к ГУ ИЦ ОКСИОН и МРИЦ и быть способны передавать им управление терминальными комплексами своей зоны обслуживания. РИЦ должны иметь право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций подчиненных Муниципальных (городских) информационных центров.
2.2.4. Муниципальные (городские) информационные центры
Муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ) должны быть расположены в городах Российской Федерации. МИЦ должны иметь подчиненное положение по отношению к ГУ ИЦ ОКСИОН, МРИЦ соответствующего Федерального округа и РИЦ республиканского, областного или краевого города Российской Федерации и иметь возможность передавать им управление терминальными комплексами своей зоны обслуживания.
В рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" должны быть созданы МИЦ согласно утвержденного в установленном порядке Перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы.
Муниципальный информационный центр республиканского, областного или краевого города субъекта Российской Федерации должен получать статус Регионального информационного центра, если в процессе масштабирования ОКСИОН создаются МИЦ в городах того же региона.
2.3. Задачи информационных центров
- Планирование информационных операций и управление трансляциями на терминальных комплексах ОКСИОН в зоне ответственности.
- Локализация видео, аудио, графических и текстовых материалов, полученных от вышестоящих информационных центров.
- Управление системами видеонаблюдения и контроля подчиненных информационному центру терминальных комплексов.
- Сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля и передача ее, в случае необходимости, заинтересованным государственным органам.
- Взаимодействие с территориальными ЦУКС на основе регламентов.
- Телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящих подчиненных структурных компонентов ОКСИОН.
- Управление сетью передачи данных своего региона, мониторинг эксплуатационных параметров.
- Контроль работоспособности функционирования системы.
- Организация финансирования технической эксплуатации подчиненных систем ОКСИОН.
2.4. Терминальные комплексы
В состав ОКСИОН должны входить терминальные комплексы следующих типов:
- Стационарные
- Мобильные
К стационарным терминальным комплексам должны относиться следующие объекты:
2.4.1. Пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН)
К Пунктам уличного информирования и оповещения населения (ПУОН) относятся терминальные комплексы, которые должны располагаться в местах массового пребывания людей, например, места въезда и выезда в город, пересечения городских магистралей, площади, улицы, стадионы, вокзалы, аэропорты, гипермаркеты, крупные станции метрополитена и т.д. и иметь в своем составе следующие технические средства:
1. Сервер терминального комплекса;
2. Оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных и подсистемы информационной безопасности;
3. Светодиодные экраны;
4. Камеры видеонаблюдения;
5. Звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровождения и информирования;
6. Оконечное оборудование подсистемы радиационного и химического контроля;
2.4.2. Пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей, ПИОН (полноцветный экран)
К Пунктам информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей ПИОН (полноцветный экран) относятся терминальные комплексы, расположенные в местах массового пребывания людей и имеющие в своем составе следующие технические средства:
1. Сервер терминального комплекса;
2. Оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных и подсистемы информационной безопасности;
3. Полноцветные плазменные (жидкокристаллические) панели;
4. Звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровождения и информирования;
5. Камеры видеонаблюдения.
6. Оконечное оборудование подсистемы радиационного и химического контроля;
При размещении ПИОН на территории зданий полноцветные панели должны объединяться в информационные сети и управляться минимальным количеством серверов терминального комплекса. Тип оборудования информационных сетей должен определяться на стадии рабочего проектирования с учетом длин кабельных трасс, определяемых для согласованных мест размещения технических средств отображения информации (ТСО) и шкафа (шкафов) с технологическим оборудованием.
2.4.3. Пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, ПИОН (устройство бегущая строка)
К Пунктам информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей ПИОН (устройство бегущая строка) относятся терминальные комплексы, расположенные в местах массового пребывания людей и имеющие в своем составе следующие технические средства:
1. Сервер терминального комплекса;
2. Текстовые дисплеи типа "бегущая строка".
К мобильным терминальным комплексам должны относиться следующие объекты
2.4.4. Пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах
К Пунктам информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ) должны относиться терминальные комплексы, устанавливаемые на транспортных средствах общего пользования, например, в вагонах поездов, метро, автобусах, троллейбусах и т.д., в состав которых могут входить управляющие компьютеры, экраны.
2.4.5. Мобильные комплексы информирования и оповещения населения
Мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН) должны быть способны выполнять свои задачи в любой точке Российской Федерации, как автономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность должна обеспечиваться путем размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другого транспортного средства, тип которых должен определяться на стадии проектирования.
В дополнение к перечню оборудования ПУОН в состав МКИОН должны входить:
- система автономного электропитания;
- система пространственного выравнивания (при необходимости);
- система развертывания видеоэкрана;
- система навигации и телематики;
- система управления МКИОН.
Для организации обмена данными информационных центров с ПИОТ и МКИОН должен быть использован мобильный сегмент ПСПД ОКСИОН. Управление ПИОТ должно осуществляться из Информационного центра. Управление МКИОН должно осуществляться как с рабочего места, расположенного в составе системы управления, так и из информационного центра.
Совокупность мобильных терминальных комплексов и средств обеспечения их функционирования целесообразно выделить в мобильный сегмент ОКСИОН (ОКСИОН-МС), разработку которого производить в рамках отдельной задачи.
Дополнительные требования к терминальным комплексам ОКСИОН должны быть разработаны в частных технических заданиях.
3. Требования к структуре и функционированию системы
3.1. Перечень подсистем ОКСИОН и их назначение
Как указано выше, в состав ОКСИОН должны входить следующие распределенные автоматизированные подсистемы:
- Подсистема массового информирования;
- Подсистема наблюдения и сбора информации;
- Подсистема связи и передачи данных, в том числе мобильный сегмент;
- Подсистема информационной безопасности;
- Подсистема радиационного и химического контроля;
- Подсистема звукового сопровождения и информирования;
- Подсистема часофикации;
- Геоинформационная подсистема;
- Подсистема контроля и управления ОКСИОН.
3.2. Подсистема массового информирования (ПМИ)
Основные задачи ПМИ:
- Трансляция заранее подготовленных видео/аудио и текстовых материалов на средства отображения терминальных комплексов.
- Трансляция выступления диктора в реальном времени на средства отображения любого заданного терминального комплекса.
Подсистема предназначена для функционирования в следующих структурных элементах ОКСИОН:
- информационные центры ОКСИОН;
- терминальные комплексы ОКСИОН.
ПМИ, функционирующая в ИЦ, предназначена для планирования информационных операций и управления трансляциями на терминальных комплексах ОКСИОН и должна обеспечивать решение следующих задач:
- подготовка и хранение локализованного контента, используемого для проведения трансляций;
- пересылка информационных материалов между ИЦ и терминальными комплексами;
- подготовка и управление трансляциями на терминальных комплексах, в том числе:
- формирование расписаний трансляций;
- прямая трансляция с источников видеосигнала ИЦ;
- внеочередная трансляция;
- удаленное управление терминальными комплексами, в том числе:
- конфигурирование программно-технического комплекса;
- передача управления терминальным комплексом вышестоящему ИЦ;
- получение отчетов о фактически выполненной трансляции с терминальных комплексов и их обработку (агрегирование).
ПМИ, функционирующая в терминальных комплексах ОКСИОН, предназначена для обеспечения трансляции контента на технических средствах отображения (ТСО) и должна обеспечивать решение следующих задач:
- хранение оперативной информации, необходимой для выполнения трансляции;
- обеспечение трансляции информационных материалов в соответствии с расписанием, внеочередной и прямой трансляции на ТСО терминального комплекса;
- сбор информации о фактически выполненной трансляции и предоставление ее по требованию ИЦ для формирования отчетов.
В ряде информационных центров, для записи выступлений дикторов должны создаваться специальные помещения. Необходимость создания дикторской для каждого конкретного ИЦ определяется на стадии рабочего проектирования.
Подробно требования к подсистеме массового информирования должны быть изложены в Частном техническом задании на подсистему массового информирования ОКСИОН.
3.3. Подсистема наблюдения и сбора информации
ПСИ должна решать следующие задачи:
- Мониторинг обстановки в местах размещения терминальных комплексов.
- Архивирование видеоинформации.
- Организация экстренной связи с местом установки терминального комплекса.
- Информирование операторов информационных центров о срабатывании датчиков охранной и пожарной сигнализации.
- Информирование операторов информационных центров о превышении пороговых значений радиационного фона, и наличии опасных химических соединений в атмосфере в местах массового пребывания людей.
- Контроль качества и состава информации, отображаемой средствами ПМИ.
Подсистема предназначена для функционирования в следующих структурных элементах ОКСИОН:
- информационные центры ОКСИОН;
- терминальные комплексы ОКСИОН.
ПСИ, функционирующая в ИЦ, должна обеспечивать решение следующих задач:
- отображение информации видеонаблюдения на следующие устройства:
- монитор рабочего места оператора ПСИ;
- средства коллективного отображения оперативной информации - плазменные экраны, видеостену и т.п.;
- вывод изображения от телекамеры в реальном времени одновременно на экраны нескольких технических средств отображения (ТСО) информационного центра;
- управление конфигурацией рабочих мест операторов видеонаблюдения;
- управление конфигурацией и параметрами видеокамер;
- управление поворотными видеокамерами, реализация приоритета управления для вышестоящего ИЦ с уведомлением оператора, постоянно закрепленного за данным оборудованием;
- ведение долговременного архива информации от камер видеонаблюдения для последующего анализа;
- интерактивная речевая связь оператора ПСИ с абонентом панели экстренной связи, расположенной в терминальном комплексе;
ПСИ, функционирующая в терминальных комплексах ОКСИОН, должна обеспечивать решение следующих задач:
- ведение оперативного архива видеопотоков от камер видеонаблюдения за период до пяти последних суток для последующего их вывода на средства отображения информационных центров и записи в долговременный архив (по команде оператора ПСИ) ОКСИОН;
- трансляция видеопотоков от камер видеонаблюдения в адрес назначенного информационного центра ОКСИОН в реальном времени;
- непрерывный мониторинг состояния датчиков пожарной и охранной сигнализации;
- передача данных о событиях в соответствии с определенными регламентами в назначенный ИЦ для долговременного хранения данной информации.
Подробно требования к подсистеме сбора информации должны быть изложены в Частном Техническом Задании на подсистему наблюдения и сбора информации ОКСИОН.
3.4. Подсистема связи и передачи данных
ПСПД должна обеспечить информационный обмен между ГУ ИЦ ОКСИОН, Межрегиональными, Региональными и Муниципальными (городскими) информационными центрами, а также между Информационными центрами и терминальными комплексами ОКСИОН.
ПСПД должна обеспечить обмен информацией с взаимодействующими организациями, средствами, комплексами и системами.
ПСПД должна обеспечивать необходимый уровень надежности, защиты информации, пропускной способности, при минимально возможных затратах.
Управление ПСПД должно производиться из Центра управления, территориально совмещенного с ГУ ИЦ ОКСИОН.
Структурные элементы ПСПД:
- ЛВС информационных центров;
- виртуальная частная сеть (ВЧС);
- подсистема мониторинга ПСПД;
- мобильный сегмент ПСПД.
Требования к каналам связи ПСПД изложены в программе и методике испытаний каналов связи ПСПД ОКСИОН (Приложение 5).
ЛВС информационных центров должны обеспечивать совместную работу следующего оборудования:
- рабочих станций;
- серверного оборудования;
- управляющих компьютеров технических средств отображения информации;
- активного и пассивного сетевого оборудования.
ВЧС должна объединять информационные подсистемы ОКСИОН, функционирующие в информационных центрах и на терминальных комплексах, в единое информационное пространство.
Основные функции ВЧС:
- организация обмена данными между ЛВС информационных центров;
- организация обмена данными между информационными центрами и терминальными комплексами;
Вне зависимости от способа построения ВЧС, каждый информационный центр должен быть подключен к узлу доступа оператора по волоконно-оптическим линиям связи.
ВЧС должна иметь сегментированную структуру, в которой территориальные сегменты объединены между собой магистральным сегментом.
ВЧС должна обеспечивать передачу двух типов трафика:
- трафик, не критичный к задержке передачи пакетов и ее вариации, - низкоприоритетный.
- трафик (аудио и видео), критичный к задержке передачи пакетов и ее вариации, - с высоким приоритетом.
Линии последней мили должны обеспечить подключение терминальных комплексов ОКСИОН к ВЧС. Для решения данной задачи необходимо использовать ресурсы местных операторов связи. Технология подключения должна определяться требованиями к необходимой полосе пропускания конкретного терминального комплекса.
Кроме того, в случае невозможности организации проводных линий (ВОЛС или xDSL), а также для их резервирования возможно применение беспроводных каналов. Обоснование необходимости применения того или иного решения для организации беспроводного доступа должно осуществляться на стадии рабочего проектирования последней мили в зависимости от особенностей каждого конкретного места размещения терминального комплекса.
Система мониторинга и управления ПСПД должна обеспечивать возможность функционировать в двух режимах:
- если оконечное оборудование ВЧС принадлежит оператору связи, система должна обеспечивать мониторинг состояния оконечных устройств ВЧС. При этом изменение параметров оконченного оборудования осуществляется оператором связи по заявкам сетевого администратора ПСПД;
- если оконечное оборудование ВЧС входит в состав ОКСИОН система мониторинга и управления должна обеспечивать как мониторинг, так и возможность оперативного управления конфигурацией оконечного устройства ВЧС.
МС ПСПД должен создаваться для каждой конкретной территории, на которой находятся терминальные комплексы, устанавливаемые на мобильных объектах (ПИОТ).
Для передачи информации на ПИОТ должно быть проработано использование сетей операторов мобильной связи стандартов CDMA, GSM (GPRS, SMS), Trunk, УКВ, пейджинг и т.п., имеющих покрытие в данном регионе. Выбор конкретного оператора должен производиться на стадии рабочего проектирования.
Для разработки типовых проектных решений организации взаимодействия информационных центров и операторов мобильной связи, а также опытных образцов коммуникационных модулей ПИОТ должна быть запланирована соответствующая НИОКР.
Мобильный сегмент ПСПД также должен быть предназначен для организации связи и передачи данных в интересах МКИОН. В зависимости от ситуации должно быть проработано использование спутниковой и иной мобильной связи для привязки МКИОН к фиксированной ПСПД ОКСИОН.
Развернутые требования к подсистеме связи и передачи данных должны быть разработаны в Частном техническом задании на подсистему связи и передачи данных ОКСИОН.
3.5. Подсистема информационной безопасности
Общие требования к Подсистеме информационной безопасности (ПИБ), предъявляемые со стороны ОКСИОН, следующие:
- обеспечение информационной безопасности ресурсов посредством внедрения комплекса организационных мер и программно-технических средств на объектах ОКСИОН;
- обеспечение информационной безопасности ресурсов следующих объектов информатизации:
- информационные центры;
- терминальные комплексы;
- масштабируемость, т.е. при развитии ОКСИОН должна обеспечиваться возможность развития ПИБ с сохранением требуемого уровня обеспечения информационной безопасности;
- прозрачность в части использования ресурсов и сервисов ОКСИОН для санкционированных обращений к этим ресурсам;
- отсутствие существенного влияния на работоспособность технических и программных средств ОКСИОН;
ПИБ должна обеспечивать:
- конфиденциальность, целостность и подлинность информации, передаваемой по каналам связи между следующими объектами ОКСИОН:
- ИЦ - ИЦ;
- ИЦ - АС других ведомств и организаций;
- ИЦ - терминальные комплексы ОКСИОН;
- межсетевое экранирование ЛВС объектов ОКСИОН от внешних объектов информатизации и сетей передачи данных;
- идентификацию и аутентификацию персонала ОКСИОН при доступе к информационным ресурсам;
- регистрацию и аудит событий информационной безопасности в ОКСИОН;
- обнаружение атак (вторжений) по известным сигнатурам в сетевом трафике и системных событиях компонентов ОКСИОН;
- возможность централизованного управления отдельными компонентами ПИБ ОКСИОН;
- защиту от воздействия компьютерных вирусов на информационные ресурсы ОКСИОН.
Для реализации функций ПИБ должны быть использованы встроенные средства информационной безопасности ПСПД, ПМИ и ПСИ.
При применении ЭЦП должно быть обеспечено взаимодействие с Удостоверяющим центром НЦУКС на основе специально разработанных регламентов.
Развернутые требования к ПИБ должны быть разработаны в Частном техническом задании на подсистему информационной безопасности ОКСИОН.
3.6. Подсистема радиационного и химического контроля
Подсистема радиационного и химического контроля (ПРХК) предназначена для решения следующих задач:
- контроля радиационной обстановки в местах массового пребывания людей;
- контроля параметров химического состояния атмосферы в местах массового пребывания людей;
- формирования аварийных сигналов и информации о состоянии радиационной обстановки и химического состава атмосферы в местах массового пребывания людей;
- выдачи аварийных сигналов и информации о состоянии радиационной обстановки и химического состава атмосферы в местах массового пребывания людей в Информационные центры по принадлежности и другие заинтересованные государственные органы.
ПРХК должна быть развернута на терминальных комплексах, в составе которых должны быть предусмотрены соответствующие дозиметрические и газоанализирующие средства, подсоединенные к оборудованию управления, которые должны производить предварительную обработку информации о радиационной и химической обстановке и формировать информационные массивы для передачи в Информационные центры ОКСИОН по принадлежности.
Для сбора, архивирования и передачи данных с датчиков ПРХК должна быть использована ПСИ.
Развернутые требования к ПРХК должны быть разработаны в Частном техническом задании на подсистему радиационного и химического контроля ОКСИОН.
3.7. Подсистема звукового сопровождения и информирования
Задачами ПЗСИ являются:
- обеспечение звукового сопровождения трансляции видеоконтента на терминальных комплексах типа ПИОН и ПУОН;
- привлечение внимания населения при демонстрации текстовых и графических сообщений.
Должны быть предусмотрены различные настройки уровня громкости сигнала для повседневного режима работы системы ОКСИОН и для режима угрозы или возникновения ЧС.
ПЗСИ должна быть тесно интегрирована с Подсистемой массового информирования.
Развернутые требования к ПЗСИ должны быть разработаны в Частном техническом задании на подсистему звукового сопровождения и информирования ОКСИОН.
3.8. Подсистема часофикации
Задачей Подсистемы часофикации (ПЧ) является создание единой синхронизированной сети точного времени.
Оборудование ПЧ должно устанавливаться в серверном помещении информационных центров и состоять из следующих элементов:
- часовая станция - должна обеспечивать прием сигналов точного времени по радио, проводным или спутниковым каналам;
- вторичные часы - аналоговые или электронные часы коллективного пользования, должны обладать функцией автоматической коррекции времени по данным часовой станции, перевод на зимнее время должен выполняться автоматически.
- GPS приемник и антенна для приема сигналов точного времени по спутниковому каналу.
Основные требования к ПЧ:
- возможность управления вторичными часами (импульсными и самоустанавливающимися);
- возможность подключения различных источников синхронизации:
- синхронизация компьютеров и компьютерных сетей по протоколам TCP\IP по протоколам NTP, SNTP;
- контроль работы оконечных устройств ПЧ с возможностью сигнализации о возникающих ошибках и сбоях;
- возможность поддержки нескольких часовых поясов;
- наличие резервного источника питания и автоматическое переключение на него в случае аварийных ситуаций;
- точность хода в случае автономной работы (без источника синхронизации) должна быть не хуже