ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Информация> Банка России "Вопросы и ответы, связанные с порядком расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов, установленным Указанием Банка России от 28.12.2015 N 3916-У "О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов" (далее - Указание N 3916-У)"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ПОРЯДКОМ РАСЧЕТА ФИНАНСОВЫХ НОРМАТИВОВ
КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ, УСТАНОВЛЕННЫМ
УКАЗАНИЕМ БАНКА РОССИИ ОТ 28.12.2015 N 3916-У
"О ЧИСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЯХ И ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ФИНАНСОВЫХ
НОРМАТИВОВ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ"
(ДАЛЕЕ - УКАЗАНИЕ N 3916-У)
Какие органы КПК являются коллегиальными органами управления? Какие органы КПК являются коллегиальными исполнительными органами?
Согласно положениям пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российскс (далее - ГК РФ) в корпорации может быть образован в случаях, в частности другим законом, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Также члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.
Одновременно в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ) контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет, ревизионная комиссия или ревизор) осуществляет контроль за деятельностью КПК и его органов, а также осуществляет иные функции, предусмотренные уставом КПК. Кроме того, согласно положениям частей 3 и 4 статьи 23 Закона N 190-ФЗ контрольно-ревизионный орган обязан проводить проверку годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности КПК до ее утверждения общим собранием членов КПК (пайщиков) и имеет право на получение от органов КПК любой информации о деятельности КПК.
Таким образом, контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет, ревизионная комиссия), учитывая его функционал, права и обязанности, является коллегиальным органом управления КПК (информация о его членах, являющихся аффилированными лицами, отражается по коду основания аффилированности А1-1, установленному Указанием Банка России от 02.02.2021 N 5722-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов" (далее - Указание Банка России) и подлежащему отражению в графе 6 раздела XII в форме отчетности 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" (далее - отчет о деятельности КПК) Указания Банка России).
Согласно пункту 3 статьи 65.3 ГК РФ в случаях, в том числе предусмотренных другим законом, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). К компетенции такого органа корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и коллегиального органа управления.
Так, в соответствии с положениями статьи 21 Закона N 190-ФЗ в периоды между общими собраниями членов КПК (пайщиков) руководство его деятельностью осуществляется правлением КПК. Члены правления КПК избираются общим собранием членов КПК (пайщиков) из числа членов КПК (пайщиков). При этом правление КПК не вправе решать вопросы, отнесенные Законом N 190-ФЗ и (или) уставом КПК к исключительной компетенции общего собрания членов КПК (пайщиков).
С учетом изложенного правление является коллегиальным исполнительным органом КПК (информация о его членах отражается по коду основания аффилированности А1-2, установленному Указанием Банка России).
Также обращаем внимание, что в графе 6 раздела XII отчета о деятельности КПК Указания Банка России подлежит отражению информация о членах выборных органов КПК. Принимая во внимание, что согласно положениям части 3 статьи 24 Закона N 190-ФЗ персональный состав комитета по займам назначается правлением КПК, информация о членах комитета по займам не отражается в графе 6 раздела XII отчета о деятельности КПК.
Вправе ли кредитный потребительский кооператив (КПК) предоставлять займы членам КПК (пайщикам), погашение которых будет осуществляться за счет средств материнского (семейного) капитала, если юридическое лицо создано более трех лет назад, но при этом осуществляет деятельность по организации финансовой взаимопомощи в соответствии с законодательством о кредитной кооперации менее трех лет?
Нет. Для целей Закона N 256-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей) направление средств материнского (семейного) капитала разрешено для уплаты первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, заключенным с КПК и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (СКПК), осуществляющими деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.
Под осуществлением деятельности с учетом частей 1, 4 и 5 статьи 7 Закона N 190-ФЗ (Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"), (для СКПК - пункта 8.1 статьи 4 и пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона N 193-ФЗ (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации") понимается создание и осуществление юридическим лицом в форме КПК и СКПК деятельности по организации финансовой взаимопомощи в соответствии с Законом N 190-ФЗ и Законом N 193-ФЗ в течение более трех лет без проведения в указанный период реорганизации.
Обязательны ли к применению кредитными потребительскими кооперативами (КПК) базовые стандарты саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей КПК?
Согласно статье 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон N 223-ФЗ) базовые стандарты разрабатываются саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка (далее - СРО). Базовые стандарты подлежат согласованию и утверждению в порядке, установленном Указанием Банка России от 09.08.2017 N 4484-У "О порядке согласования комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов и утверждения Банком России согласованных комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов". В соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и Указания Банка России от 30.05.2016 N 4027-У "О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций" разработаны, согласованы Комитетом по стандартам кредитных потребительских кооперативов, утверждены Банком России и размещены на официальном сайте Банка России:
- Базовый стандарт совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке;
- Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива;
- Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы;
- Базовый стандарт по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов (далее - базовые стандарты).
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ базовые стандарты обязательны для исполнения всеми КПК, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", вне зависимости от их членства в СРО КПК. На основании части 1 статьи 14 Закона N 223-ФЗ СРО КПК осуществляет контроль за соблюдением базовых стандартов своими членами. В соответствии со статьей 15 Закона N 223-ФЗ за несоблюдение базовых стандартов СРО КПК вправе применять в отношении своих членов следующие меры:
- предъявление требования об обязательном устранении членом СРО КПК выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену СРО КПК предупреждения в письменной форме;
- наложение штрафа на члена СРО КПК в размере, установленном внутренними документами СРО КПК;
- исключение из членов СРО КПК;
- иные меры, установленные внутренними документами СРО КПК, не противоречащие законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России.
Вправе ли КПК осуществлять эмиссию векселей и совершать сделки с ними?
Выпуск векселя, который в соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации является ценной бумагой, а также совершение сделок с ним противоречит установленному пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" запрету на осуществление кредитным потребительским кооперативом операций с ценными бумагами.
Кредитные потребительские кооперативы подпадают под действие закона "О потребительском кредите (займе)". Должны ли они включать в расчет полной стоимости потребительского кредита членские взносы, вносимые пайщиками?
Согласно статье 6 Федерального закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" в расчет полной стоимости кредита (ПСК) включаются платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по ним следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если его выдача поставлена в зависимость от совершения таких платежей. Таким образом, если в соответствии с учредительными и (или) внутренними документами кредитного потребительского кооператива уплата членских взносов и (или) их размер поставлены в зависимость от пользования услугами по получению займов, они должны быть включены в расчет ПСК. Например, обязанность по внесению взносов может быть установлена не для всех членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а исключительно для заемщиков, либо сумма членских взносов исчисляется от размера полученных займов. Членские взносы должны быть включены в расчет ПСК также в случае, если обязанность по их уплате установлена договором займа.
Содержит ли Указание N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" запрет на выдачу займов членам кредитного потребительского кооператива наличными деньгами, а также требование о выдаче займов исключительно с использованием платежных карт или на банковский счет заемщика?
Указание N 3073-У не содержит запрета на выдачу займов членам кредитного потребительского кооператива наличными деньгами, а также не содержит требования о выдаче займов с использованием платежных карт или на банковский счет заемщика. При этом кредитным потребительским кооперативам следует соблюдать норму пункта 4 Указания N 3073-У, согласно которой наличные расчеты между участниками наличных расчетов (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) должны осуществляться за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. Нормы Указания N 3073-У вступили в силу 01.06.2014 и до настоящего времени не изменялись.
Необходимо ли кредитному потребительскому кооперативу (КПК) формировать резервы на возможные потери по займам (далее - РВПЗ) на сумму основного долга в случае, если есть просроченная задолженность по начисленным процентным доходам, которые являются платежом по займу, но нет просроченной задолженности по основному долгу?
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 14.07.2014 N 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам" РВПЗ формируются КПК ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками КПК обязательств по займам, а также в отношении обязательств по реструктуризированным займам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по займам по состоянию на последнее число квартала. В случае если есть просроченная задолженность по начисленным процентным доходам, которые являются платежом по займу, но нет просроченной задолженности по основному долгу, возникает риск потери как начисленных процентов, так и всей суммы основного долга. В связи с этим необходимо формировать РВПЗ по всей сумме основного долга (за исключением полученных средств в счет погашения основного долга) и сумме требований по начисленным процентным доходам. Категория займа выбирается в зависимости от продолжительности просроченных платежей.
Какие документы необходимо представить для внесения сведений о кредитном потребительском кооперативе в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов?
Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов в соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" ведется Банком России на основе сведений, полученных от Федеральной налоговой службы.
В связи с этим представление кооперативами каких-либо документов для внесения сведений в реестр не требуется.
Также обращаем ваше внимание, что государственный реестр кредитных потребительских кооперативов обновляется раз в месяц по мере поступления сведений из Федеральной налоговой службы.
На какую дату проводится оценка показателей для расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов (КПК)?
С учетом того, что Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" не определены временные периоды соблюдения финансовых нормативов и изъятия по их соблюдению, требование по их соблюдению носит непрерывный характер и финансовые нормативы должны соблюдаться на ежедневной основе. КПК при осуществлении контроля соблюдения финансовых нормативов необходимо проводить проверку их соблюдения по окончании каждого отчетного периода, в том числе определенного правилами и стандартами саморегулируемой организации КПК и внутренними положениями КПК. При этом в целях минимизации рисков КПК необходимо выработать систему риск-ориентированного внутреннего контроля, позволяющую производить расчеты и контролировать соблюдение финансовых нормативов на ежедневной основе в случае совершения финансовых операций, имеющих существенное влияние на соблюдение финансовых нормативов.
Что такое рейтинг КПК второго уровня и как его узнать?
Кредитный рейтинг КПК второго уровня присваивается одним из рейтинговых агентств, определенных решением Совета директоров Банка России.
Где размещается информация о рейтингах кредитных организаций, которой должны руководствоваться КПК?
В отношении источников информации о кредитных рейтингах кредитных организаций КПК следует руководствоваться информацией, размещаемой на официальных сайтах рейтинговых агентств в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Влияет ли уменьшение паевого фонда КПК второго уровня на выполнение КПК финансового норматива ФН6?
Показатель величины паевого фонда КПК второго уровня не используется при расчете ФН6. При этом устанавливаемые Указанием N 3916-У значения ФН6 зависят от размера паевого фонда КПК второго уровня или наличия кредитного рейтинга у КПК второго уровня.
Правомерно ли в целях расчета показателей "ЗПЧ(АЛ)" и "ЗЗЧ(АЛ)" финансовых нормативов ФН2 и ФН3 соответственно принятие общим собранием КПК решения об одобрении заключения всех договоров займа и (или) передачи личных сбережений (без указания конкретного договора) до их заключения, с указанием максимальной суммы такого договора?
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается между конкретными сторонами на конкретных условиях. Решение об одобрении неперсонализированных договоров займа и договоров передачи личных сбережений до их заключения неправомерно, так как указанные договоры не соответствуют установленному ГК РФ понятию договора и содержат только условия их применения (размер займа), при этом не раскрывая стороны, с которой заключается договор, что для нормативов ФН2 и ФН3 является существенным и не позволяет судить о принимаемых КПК рисках. Общее собрание КПК, число членов (пайщиков) которых не превышает 200, должно принимать решение в отношении каждого конкретного договора займа или договора передачи личных сбережений до его заключения для целей невключения его в расчет показателей "ЗПЧ(АЛ)" или "ЗЗЧ(АЛ)".
Как определить аффилированных лиц в КПК?
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" аффилированные лица - это физические и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность физических и (или) юридических лиц и признаваемые таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Аффилированными лицами согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1) признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В связи с этим, а также исходя из экономической природы финансовых нормативов ФН2 и ФН3, направленных на снижение концентрации риска, связанного с привлечением средств от одного члена КПК (пайщика) и (или) от группы взаимосвязанных заемщиков, и предоставлением займов одному члену КПК (пайщику) и (или) группе взаимосвязанных заемщиков соответственно, для целей расчета указанных нормативов аффилированными лицами являются аффилированные между собой члены КПК (пайщики). Наличие аффилированности членов КПК (пайщиков) исходя из критерия принадлежности к группе лиц, установленного статьей 4 Закона N 948-1, является достаточным для включения их совокупной задолженности по займам или привлеченным средствам в показатель "ЗЗЧ(АЛ)" или "ЗПЧ(АЛ)". В целях расчета финансовых нормативов ФН2 и ФН3 при определении значений показателей "ЗПЧ(АЛ)" и "ЗЗЧ(АЛ)" соответственно следует проверять наличие аффилированности между членами КПК (пайщиками) по всем критериям, указанным в Законе N 948-1. На практике возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) аффилированных лиц, признаваемых таковыми на основе одного и (или) нескольких критериев, указанных в статье 4 Закона N 948-1. При этом также возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) нескольких групп аффилированных лиц, не связанных между собой. Порядок идентификации и учета аффилированных лиц определяется КПК самостоятельно в соответствии с Законом N 948-1 и при необходимости может закрепляться в его внутренних нормативных документах и/или Уставе.