ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Информация Банка России от 27.03.2019 "О параметрах безотзывной кредитной линии"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 27 марта 2019 года
О ПАРАМЕТРАХ БЕЗОТЗЫВНОЙ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ
Совет директоров Банка России принял решение установить плату за право пользования безотзывной кредитной линией (БКЛ), открываемой с 1 мая 2019 года в соответствии с договором <1> об открытии безотзывной кредитной линии, в размере 0,5% в год от установленного кредитной организации максимально возможного лимита БКЛ. По ранее открытым БКЛ плата сохранится на прежнем уровне до истечения их срока.
--------------------------------
<1> Условия и форма договора предусмотрены приказом Банка России от 30 ноября 2015 года N ОД-3381 "О предоставлении кредитов Банка России в рамках договоров об открытии безотзывной кредитной линии".
Совет директоров Банка России, принимая решение по изменению параметров БКЛ, исходил из следующего.
Объем высоколиквидных активов (ВЛА), доступных на рынке, за последние годы значительно вырос, поэтому потребность в использовании открываемых Банком России БКЛ в качестве дополнительной опции для выполнения норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ) снижается. В период, предшествующий внедрению НКЛ, на фоне структурного дефицита ликвидности у российских кредитных организаций наблюдался недостаток ВЛА в целях расчета НКЛ <2>, однако в настоящее время банковский сектор функционирует в условиях структурного профицита ликвидности. В дальнейшем ожидается, что объем доступных банкам активов, соответствующих критериям Базеля III, будет расти.
--------------------------------
<2> См. на сайте Банка России материал "Анализ потребности в высоколиквидных активах в российском банковском секторе".
По оценкам Банка России, в ближайшие годы ожидается сохранение профицита ликвидности банковского сектора <3>. В этих условиях объем средств кредитных организаций, размещенных на корреспондентских счетах, в депозитах и купонных облигациях Банка России, останется высоким <4>. Увеличится и предложение на рынке ОФЗ. В соответствии с планами Минфина России по выпуску ОФЗ <5> объем рынка ОФЗ на начало 2022 года может составить около 12,4 трлн рублей (прирост по сравнению с объемом на 1 января 2019 года - 5,1 трлн рублей). В связи с этим системно значимые кредитные организации имеют возможность соблюдать НКЛ преимущественно за счет рыночных инструментов.
--------------------------------
<3> См. на сайте Банка России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 - 2021 годов.
<4> Эти средства в части остатков на счетах СЗКО (за исключением депозитов в Банке России на срок свыше 1 дня) будут входить в состав ВЛА. Депозиты в Банке России на срок свыше 1 дня включаются в состав ожидаемых притоков денежных средств и также способствуют улучшению фактического значения НКЛ.
<5> См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России).
В соответствии с международными стандартами Базельского комитета по банковскому надзору <1> при оценке уровня платы за право пользования БКЛ принимается во внимание разница между доходностью высоколиквидных активов и доходностью менее ликвидных активов сопоставимого кредитного качества. Повышение платы за БКЛ будет способствовать усилению стимулов к соблюдению банками НКЛ за счет формирования портфеля ВЛА, а не за счет использования БКЛ.
--------------------------------
<1> Basel III: The Liquidity Coverage Ratio and liquidity risk monitoring tools (January 2013).