ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Информация ФАС РФ от 11.05.2010 "Мнение ФАС России о необходимости повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности российских аэропортов"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИЯ
от 11 мая 2010 года
МНЕНИЕ ФАС РОССИИ
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ АЭРОПОРТОВ
В настоящее время проблема повышения эффективности деятельности российских аэропортов, в т.ч. привлечение новых перевозчиков (как российских, так и иностранных), развитие инфраструктуры аэропортов, и повышения их конкурентоспособности на рынке аэропортовых услуг является весьма актуальной.
Одним из способов повышения эффективности деятельности аэропортов может быть проведение в рамках сложившейся системы государственного регулирования субъектов естественных монополий гибкой тарифной политики.
Так, ФАС России считает возможным в случае осуществления потребителями (авиакомпаниями) технической посадки при выполнении грузовых перевозок применение понижающих коэффициентов к тарифам (сборам) на услуги аэропортов, предельный уровень которых устанавливается ФСТ России.
Под технической посадкой (транзитная остановка с некоммерческими целями) воздушного судна в аэропорту понимается посадка только для дозаправки топливом, т.е. посадка без изменения коммерческой загрузки (погрузка, выгрузка грузов и почты).
При осуществлении грузовых перевозок главный оператор аэропорта оказывает авиакомпаниям следующие регулируемые услуги: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов и обеспечение авиационной безопасности. Между тем при выполнении авиаперевозчиками транзитных остановок с некоммерческими целями, в т.ч. технических посадок, аэропорт при оказании услуг по обеспечению взлета-посадки воздушных судов и авиационной безопасности не выполняет ряд работ, входящих в состав этих услуг. В этом случае может быть, что устанавливаемые аэропортом единые для всех видов перевозок ставки сборов по этим двум услугам могут превышать стоимость фактического объема работ (услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599 утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий (далее - услуги) в аэропортах (далее - Правила), определяющие общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах.
В целях обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах главные операторы (операторы) обязаны, в т.ч., не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при оказании услуг в аэропортах; проводить в отношении потребителей единую ценовую (тарифную) политику, касающуюся оказания услуг в аэропорту; обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах.
В соответствии с пунктом 35 Правил главные операторы (операторы) обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах в аэропортах путем ее размещения на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Также на этом сайте должна быть размещена и информация о введении понижающих коэффициентов к тарифам на услуги, отнесенные к сфере деятельности субъектов естественных монополий и порядке их применения, в случае осуществления потребителями (авиакомпаниями) технической посадки при выполнении транзитных грузовых перевозок судами гражданской авиации.
При этом указанные коэффициенты должны быть в установленном порядке зарегистрированы в Центре регистрации тарифов Транспортной клиринговой палаты.
У авиакомпаний, совершающих дальнемагистральные рейсы через территорию Российской Федерации, при выборе пункта технической посадки для дозаправки воздушных судов есть возможность выбора аэропортов (как российских, так и иностранных), пригодных для осуществления технической посадки конкретных воздушных судов.
По мнению ФАС России, проведение гибкой тарифной политики по отношению к авиакомпаниям, выполняющим такие рейсы, позволит аэропортам привлекать новых перевозчиков, в т.ч. и иностранных перевозчиков, выполняющих грузовые транзитные перевозки, что сделает российские аэропорты более конкурентоспособными по отношению к иностранным аэропортам технической посадки.
Увеличение объемов работ по техническим посадкам в аэропорту в конечном итоге позволит снизить стоимость обслуживания регулярных пассажирских перевозок, что также приведет к приходу новых перевозчиков в аэропорт.
Услуги аэропортов согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:
- обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;
- предоставление аэровокзального комплекса;
- обеспечение авиационной безопасности;
- обслуживание пассажиров;
- обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;
- хранение авиационного топлива.
ФСТ России по результатам анализа экономических показателей деятельности аэропортов и структуры затрат по услугам в аэропорту устанавливает по регулируемым услугам в аэропорту предельные тарифы.
При этом Общество имеет право устанавливать тарифы на оказываемые услуги, не превышающие значений тарифов, установленных для Общества ФСТ России.
Тарифы и сборы за услуги по обеспечению воздушных перевозок, применяемые аэропортом, в установленном порядке должны быть зарегистрированы в Центре регистрации тарифов Транспортной клиринговой палаты.
Порядок установления ставок сборов, в т.ч. за взлет-посадку и за обеспечение авиационной безопасности, регулируется Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" и Приказом Росавиации от 15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации".
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2