ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Банка России от 06.08.2002 N 109-Т "О государственной регистрации нормативных актов Банка России в Минюсте России"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2002 г. N 109-Т
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В МИНЮСТЕ РОССИИ
Обращаем внимание руководителей структурных подразделений центрального аппарата Банка России на следующее.
1. Согласно статье 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон) нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Законом не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок;
размер резервных требований;
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
прямые количественные ограничения;
правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется Минюстом России на основании Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 (далее - Правила), и Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 года N 217 (далее - Разъяснения Минюста России).
В соответствии с пунктом 10 Правил и пунктом 12 Разъяснений Минюста России государственной регистрации подлежат нормативные акты:
- содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально - экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
- устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
- имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и / или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
3. При возникновении необходимости внесения изменений и / или дополнений в нормативные акты Банка России рекомендуем обращать внимание на то, проходил ли государственную регистрацию в Минюсте России нормативный акт Банка России, в который предполагается внести изменения и / или дополнения.
Согласно пункту 18 Правил нормативные акты, вносящие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, также подлежат регистрации в установленном порядке.
В случае, если нормативный акт Банка России не был зарегистрирован в Минюсте России, а в него предполагается внести изменения и дополнения, которые должны быть представлены на государственную регистрацию в Минюст России, следует разработать единый новый нормативный акт и представить его в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России.
При этом анализируемый нормативный акт, а также все нормативные акты, которые вносили в него изменения и дополнения и не были зарегистрированы в Минюсте России, следует признать утратившими силу отдельным нормативным актом, не подлежащим государственной регистрации. Данный нормативный акт должен вступить в силу одновременно с единым новым нормативным актом, зарегистрированным Минюстом России.
В случае необходимости принятия нормативного акта о признании утратившим силу нормативного акта Банка России, ранее зарегистрированного в Минюсте России, соответствующий нормативный акт должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.
Дополнительно напоминаем, что согласно пункту 7.4 Положения Банка России от 15 сентября 1997 года N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" необходимость направления на государственную регистрацию нормативного акта Банка России определяется Юридическим департаментом при визировании проекта этого нормативного акта.
А.А.КОЗЛОВ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2