ТЕРМИНЫ | |
00 ФИНАНСОВАЯ ГИГИЕНА | Совокупность действий и мероприятий предпринимателей, направленных на организацию и поддержание прозрачности бизнеса, основанная на честном и ответственном отношении ко всем участникам процесса (от контрагентов до банков). |
01 ОТКАЗ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ (пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) | Решение банка о непроведении конкретной операции в случае возникновения подозрений, что целью ее совершения является легализация (отмывание) доходов или финансирование терроризма (далее - ОД/ФТ). При принятии решения об отказе от проведения операции банк направляет клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг. |
02 ОТКАЗ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО СЧЕТА (ВКЛАДА) (пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ) | Решение банка о неудовлетворении заявления о намерении заключить договор банковского счета (вклада) при наличии подозрений, что целью его заключения является ОД/ФТ. |
При принятии решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) банк направляет клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг. | |
03 ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ (пункт 10 статьи 7, пункт 8 статьи 7.5, статья 8 Федерального закона N 115-ФЗ) | 1. Непроведение в течение пяти рабочих дней операций, одной из сторон которых являются: - юридические лица, прямо или косвенно находящиеся в собственности или под контролем лица, денежные средства или иное имущество которого подлежит замораживанию (блокированию); - физические или юридические лица, действующие от имени или по указанию вышеуказанного лица; - физические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ. |
По решению Росфинмониторинга приостановление операции может быть продлено на дополнительный срок до 30 суток. | |
2. Непроведение операций по решению суда на основании статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ до отмены такого решения. | |
04 ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ (статья 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) | Прекращение банком всех расходных операций по счетам или прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций. |
Банк прекращает проведение всех расходных операций по счетам по решению налогового органа в случаях: - непредставления декларации или расчета в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (предварительно налоговый орган вправе направить в адрес клиента банка уведомление о предстоящем приостановлении операций по счету); - непредставления электронной квитанции о приеме документов, полученной от налогового органа в электронной форме (для налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде). Банк прекращает проведение расходных операций в пределах суммы, указанной в решении налогового органа, в случае неисполнения требования об уплате налога в установленный в нем срок (в течение восьми дней с даты получения указанного требования пункта 4 статьи 69 НК РФ). Денежными средствами свыше суммы, указанной в решении налогового органа, предприниматель вправе распоряжаться по своему усмотрению. | |
05 ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ДБО) | Способ удаленного обслуживания клиентов, предусматривающий предоставление банковских услуг через компьютерные или телефонные сети, то есть без личного присутствия клиента в банке (например, интернет-банк, онлайн-банк и другие). |
06 ЗАМОРАЖИВАНИЕ (БЛОКИРОВАНИЕ) НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ | Запрет осуществлять операции с денежными средствами и имуществом, принадлежащими организации или физическому лицу: - включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (http://www.fedsfm.ru/documents/terr-list); |
- включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (http://www.fedsfm.ru/documents/omu-list); | |
- в отношении которых межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (не публикуется в открытом доступе в сети Интернет). | |
07 СПИСОК "ОТКАЗНИКОВ" | Перечень лиц, которым было отказано в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада) и (или) с которыми расторгнут договор банковского счета (вклада) на основании Федерального закона N 115-ФЗ. Перечень формируется на основании сообщений банков, направленных в уполномоченный орган (Росфинмониторинг), и доводится до банков Банком России. |
Перечень не может быть использован в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (пункт 13.3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ). | |
08 РЕАБИЛИТАЦИЯ | Последовательное совершение клиентом и банком действий, предусмотренных пунктами 13.1-1, 13.4, 13.5 и 13.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по предоставлению клиентом в банк документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) и рассмотрению банком указанных документов, а также по обращению клиента в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, в случае получения клиентом от банка сообщения о невозможности устранения соответствующих оснований. |
Исключение клиента из списка "отказников" является последствием принятия банком (первый уровень) и/или межведомственной комиссией (второй уровень) решения в пользу клиента. | |
09 МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (далее - ПОД/ФТ) | Предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ меры, направленные на недопущение ОД/ФТ: - блокирование (замораживание) денежных средств или иного имущества; - приостановление операций с денежными средствами или иным имуществом; - отказ в проведении операции; - отказ от заключения договора банковского счета (вклада); - расторжение договора банковского счета (вклада). |
Условия и порядок применения мер по ПОД/ФТ определяются в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ, которые разрабатываются банками самостоятельно на основании пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ. | |
10 СТЕПЕНЬ (УРОВЕНЬ) РИСКА КЛИЕНТА | Характеристика риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ, сформированная банком в результате анализа информации о клиенте, получаемой в процессе обслуживания клиента и осуществления им операций (сделок). |
11 МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ, СОЗДАННАЯ ПРИ БАНКЕ РОССИИ (далее - МВК) | Коллегиальная структура (из представителей Банка России и Росфинмониторинга), созданная при Банке России в целях оценки обоснованности решений кредитных организаций об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада). |
Является вторым уровнем реабилитации. Право обращения в МВК возникает после получения от банка (первый уровень) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе. | |
12 ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ (СОМНИТЕЛЬНЫЕ) ОПЕРАЦИИ | Операции, в отношении которых у работников банков возникают подозрения, что целью их совершения является ОД/ФТ. |
13 ЦЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ | Федеральный закон N 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма ПОД/ФТ. |
Нормативное регулирование | |
Федеральный закон N 115-ФЗ, положения и указания Банка России. | Налоговый кодекс Российской Федерации, приказы ФНС России. |
Основания для ограничения операций | |
- наличие подозрений, что операции осуществляются в целях ОД/ФТ; - наличие информации о включении предпринимателя в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; - наличие информации о постановлении уполномоченного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; - наличие оснований для приостановления операций (см. термин 3). | - неисполнение требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа; - непредставление декларации или расчета; - совершение налогового правонарушения; - непредставление налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам); - неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о предоставлении документов (пояснений) и (или) уведомления о вызове в налоговый орган; - неисполнение налогоплательщиком обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме. |
Причину ограничений необходимо узнать В БАНКЕ! |
Что имеет право делать банк при выявлении операций, имеющих признаки подозрительных (сомнительных)? | - запросить (дополнительно запросить) у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д.), использовать иные источники информации; - установить срок для представления запрашиваемых документов и информации (в соответствии с условиями заключенного договора и внутренними правилами банка); - пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения; - выезжать по месту ведения бизнеса клиента; - принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента; - ограничить (лимитировать) ДБО и использование банковских карт. |
Действия банка по истечении периода рассмотрения полученных документов и информации | - принять решение об отказе в проведении операции и направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение; - принять решение о квалификации операции в качестве подозрительной и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию; - принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента; - провести операцию. |
Представители Росфинмониторинга являются членами МВК. При этом ЗАЯВЛЕНИЕ об обжаловании решения банка об отказе СЛЕДУЕТ НАПРАВЛЯТЬ В БАНК РОССИИ |
В МВК можно обжаловать: | Обжалованию в МВК НЕ ПОДЛЕЖАТ: | |
- решение банка об отказе от проведения операции, принятое банком на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ; - решение банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), принятое на основании пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ. | - ограничение ДБО, блокирование банковской карты; - отказ в выпуске/перевыпуске банковской карты; - расторжение договора банковского счета по инициативе банка; - взимаемые банком комиссии и его тарифная политика; - решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада)/проведения операции, принятые не на основании Федерального закона N 115-ФЗ; - решение об отказе от предоставления кредита; - решения об отказе от проведения операций, принятые на основании пунктов 2 и 8 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ. | |
Если вы не пройдете первый уровень реабилитации (обращение в банк и получение сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе) или не представите обязательные документы, Банк России вам откажет в передаче заявления в МВК для рассмотрения по существу. |
А. ФНС России | |
"Прозрачный бизнес" - сервис ФНС России (налоговой) (ввести ИНН контрагента) - 1 мин. | https://pb.nalog.ru/index.html |
Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года (ввести ИНН компании) - 1 мин. | https://service.nalog.ru/zd.do |
Приостановление операций по счету в банке со стороны ФНС России (выбрать пункт 1 "Запрос о действующих решениях о приостановлении", ввести ИНН компании, ввести БИК банка или "000000000") - 1 мин. | https://service.nalog.ru/bi.do |
Б. Судебные ограничения | |
Проверка судебных дел, где участвует контрагент. | http://kad.arbitr.ru/ |
В. Проверка исполнительных производств | |
Официальный ресурс судебных приставов Российской Федерации. Узнай о своих долгах и долгах контрагентов. | https://fssprus.ru/ |
Г. Недобросовестные поставщики | |
Реестр недобросовестных поставщиков ФАС России. | http://zakupki.gov.ru |
Д. Официальный бесплатный ресурс для развития малого и среднего бизнеса | |
Портал "Бизнес-навигатор МСП" (https://smbn.ru/), раздел "Проверить надежность контрагентов" (потребуется авторизация через почту). 1 мин. - авторизация, 3 мин. - проверка. | https://tassbiz.ru/company/profile/2212692 |
Е. Банковские сервисы по проверке контрагентов | |
Задайте вопрос в банк-клиенте "Как я могу проверить контрагента, и можете ли вы получать регулярно информацию об изменении статуса своих контрагентов" (такие сервисы у банков уже существуют, свой сервис уточните у менеджера). | |
Иные коммерческие сервисы по комплексной проверке организаций | |
Ответственность за качество и актуальность предоставляемой информации несет сервис. |
ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА | КОММЕНТАРИИ |
ВОПРОС: Я не могу войти в кабинет интернет-банка. Я считаю, что меня заблокировали. Что происходит? <*> | <*> Ограничения ДБО (интернет-банка) напрямую не предусмотрены Федеральным законом N 115-ФЗ и могут быть не связаны с признанием операций клиентов подозрительными (сомнительными). |
ОТВЕТ: Обратитесь в банк через колл-центр банка, позвоните персональному менеджеру или посетите обслуживающее вас отделение банка. Или воспользуйтесь шаблоном N 1 или N 2. | |
Ограничение ДБО не является отказом от проведения операций, а всего лишь представляет собой ограничение способа их совершения. | |
ВОПРОС: Мне поступило "сообщение"/"уведомление" от банка (в чате, письмом и др.) с запросом конкретных документов. Банк запросил перечень документов, сославшись на Федеральный закон N 115-ФЗ. Имеет ли он на это право? Банк запросил очень много документов. | Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентом самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). |
Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. | |
ОТВЕТ: Банк запрашивает документы, необходимые для правильной квалификации операции (в том числе снятия опасений в ее возможной сомнительности). Банк делает это на основании своих внутренних правил, включая правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ. | Если банк запрашивает информацию и документы с учетом Федерального закона N 115-ФЗ, клиент обязан их предоставить, поскольку на основании пункта 14 статьи 7 указанного закона клиенты банков обязаны предоставлять им информацию, необходимую для исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ. |
ВОПРОС: Банк сообщил, что операции по счету приостановлены по решению налогового органа. Какие дальнейшие действия?/Что делать? | Информацию о решении налогового органа можно получить в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" и "Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя". |
ОТВЕТ: Устранить причину нарушения в максимально короткие сроки. | В целях повышения оперативности доведения до сведения клиентов информации о факте приостановления операций по их счетам в банке по решению налогового органа Банк России рекомендовал банкам незамедлительно после получения указанного решения информировать в инициативном порядке клиента о таком приостановлении (Методические рекомендации Банка России от 24.12.2019 N 29-МР). |
ЖЕЛТАЯ ЗОНА | КОММЕНТАРИИ |
ВОПРОС: Я нахожусь в кабинете интернет-банка и не могу совершить платеж/перевести денежные средства. Статус конкретной операции <*> - "отказано". Операция не проведена? Я предположил, что банк заблокировал мой счет. Что происходит? | <*> У вас могут запросить любые документы (в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ). |
ОТВЕТ: Возможно, вам отказали в проведении конкретной операции или ограничили (лимитировали) ДБО. Ваши средства не заморозили (заблокировали), потому что замораживание (блокирование) - это другое (см. раздел "Термины"). СЕЙЧАС банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности операции. | Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). |
Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. | |
ВОПРОС: Если банк запросил документ(ы), то как срочно мне нужно их представить? | |
ОТВЕТ: Для разрешения возникших у банка вопросов по операции или по заявлению на заключение договора банковского счета (вклада) банку нужно получить необходимые и запрашиваемые у вас документы относительно конкретной операции и целей заключения договора. Постарайтесь представить их в срок, установленный банком. Если документы не представлены в срок (или вы не уведомили банк о сроках представления), банк может отказать в проведении операции или заключении договора и направить сообщение в Росфинмониторинг. | Подразделение по работе с клиентами (потенциальными клиентами) обслуживающего вас банка может пригласить вас для устной беседы и попросить пояснения по представленным вами документам. |
ВОПРОС: Банк не запросил документы, и операция не проведена/договор банковского счета (вклада) не заключен. Что это означает? | <*> При принятии решения об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада) на основании Федерального закона N 115-ФЗ банк направляет клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг. |
ОТВЕТ: Это означает, что, возможно, банк принял решение отказать вам в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада) в связи с возникновением у него подозрений, что целью совершения операции/заключения договора с банком является ОД/ФТ <*>. Возможны иные основания непроведения операции (см. раздел "Основные причины ограничения проведения операций по счету, или Почему платежное поручение не исполнено банком"). | |
ВОПРОС: Что делать, если я вижу, что операция до сих пор не проведена/договор банковского счета (вклада) не заключен? При этом я: - представил все документы, которые запросил банк; - не представил документы, которые запросил банк; - банк не запрашивал документы. | Подразделение по работе с клиентами (потенциальными клиентами) обслуживающего вас банка может пригласить вас для устной беседы и попросить пояснения по представленным вами документам. |
ОТВЕТ: Вам необходимо ВЫЯСНИТЬ причины отказа, банк обязан предоставить информацию о причинах принятия решения об отказе в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. После получения информации о причинах отказа, если банк не запросил документы, вам необходимо направить в банк документы об отсутствии оснований для принятия им решения об отказе (по своему усмотрению). | В соответствии с пунктом 13.1-1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ банк обязан сообщить причины принятия решения об отказе в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения. Согласно Методическим рекомендациями Банка России от 22.02.2019 N 5-МР банку рекомендовано представлять клиенту информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов. |
КРАСНАЯ ЗОНА | КОММЕНТАРИИ |
ВОПРОС: Что делать, если: - я не представил запрашиваемые документы в банк в указанный срок? - я, наверное, представил не все документы и понимаю, что банк не провел операцию/не заключил договор банковского счета (вклада)? - у меня не оказалось под рукой запрашиваемых документов, и мне нужно больше времени. Смогу ли я позже представить документы? | Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). |
Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. | |
ОТВЕТ: Факт непредставления в банк запрошенных им документов и информации может указывать на предусмотренные правилами внутреннего контроля банка основания, по которым банк может оценить данную операцию на предмет подозрительности, что может повлечь за собой отказ в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада). На этом этапе в случае отказа и происходит направление сведений об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада) в Росфинмониторинг. По результатам рассмотрения представленных вами ранее запрошенных и недостающих документов (отсутствие которых ранее привело к первичному отказу) банк вправе принять решение об устранении вами оснований, в соответствии с которыми им ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада), и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг. Если банк направил вам ответ о невозможности пересмотра своего решения об отказе на основании представленных вами документов, но вы убеждены, что данное решение банка необоснованно, вам необходимо обратиться в МВК (шаблон заявления N 5 или 6). | Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо о невозможности устранения соответствующих оснований, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом. |
Банк обязан в течение одного дня после принятия решения об устранении вами оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета (вклада), направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг. | |
ВОПРОС: Что делать, если на основании моего заявления я получил от банка ответ "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе? <*> | <*> Ответ банка "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе" должен быть обязательно ПИСЬМЕННЫЙ, при этом он может быть получен вами посредством ДБО. |
ОТВЕТ: Вам необходимо обратиться в МВК <**>. | <**> К заявлению в МВК вам необходимо приложить: - обращение/заявление в банк и, соответственно, ответ банка (без ответа банка "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе" документы к рассмотрению по существу МВК не принимаются); - обращение/заявление в банк и, соответственно, ответ банка (без ответа банка "о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе" документы к рассмотрению по существу МВК не принимаются); - документы и сведения, установленные приложениями к Указанию Банка России N 4760-У (включая те документы, с которыми вы обращались в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе). Способы подачи заявления в МВК: - через Интернет-приемную Банка России "Подать жалобу/Банковские услуги (показать все)/Обращение в Межведомственную комиссию/Отказ в проведении операции или Отказ в заключении договора банковского счета (вклада)"; - направить "Почтой России" по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12; - сдать документы в экспедицию Банка России по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1. Информацию можно уточнить на сайте Банка России (www.cbr.ru). МВК рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России. |
ВОПРОС: Я подал заявление в МВК со всеми документами, а мне пришел отказ в рассмотрении заявления по существу. | |
ОТВЕТ: Возможно, вы: - Не прошли установленную процедуру (обратились в МВК до подачи заявления о пересмотре решения об отказе в банк). - Обратились в МВК для разрешения ситуации, которая не входит в ее компетенцию (см. "Порядок реабилитации"). - Не приложили к документам ответ из банка по вашему запросу и копию самого запроса. - Комплект документов не соответствует Указанию Банка России N 4760-У. | |
ВОПРОС: Я сдал документы в МВК. Как и какой ответ я могу получить? | В МВК нельзя обжаловать решение Банка об ограничении ДБО, выпуска/перевыпуска банковских карт, расторжение договора банковского обслуживания, взимаемые банком комиссии. При этом Банк России в Методических рекомендациях от 12.02.2020 N 2-МР рекомендовал банкам воздержаться от применения мер повышенной тарификации в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций. К числу таких операций Банк России рекомендует относить, в частности, перечисления заработной платы и приравненных к ней платежей, в том числе ИП, лицам, занимающимся частной практикой (нотариусы, адвокаты), лицам, являющимся самозанятыми, а также перечисления дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, иных социальных выплат, страховых возмещений и других экономически обоснованных платежей. Кроме того, Банк России рекомендовал банкам воздержаться от применения мер повышенной тарификации к операциям, связанным с переводом денежных средств с одного банковского счета клиента на другой банковский счет этого клиента, в том числе открытый в ином российском банке. |
ОТВЕТ: Сообщение о решении МВК направляется тем способом, которым вы направляли заявление. Вам могут сообщить: - Решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми ранее банком было принято решение об отказе (в пользу клиента). - Решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения об отказе (в пользу банка). | МВК сообщает о решении заявителю (клиенту банка) и в банк, принявший решение об отказе от проведения операции/заключения договора банковского счета. |
В случае принятия решения МВК в пользу клиента Банк обязан в течение одного дня после получения информации о решении МВК направить сообщение в Росфинмониторинг. | |
Росфинмониторинг передает обобщенную информацию в Банк России. Банк России распространяет информацию по всем финансовым организациям. | |
Решение МВК о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента. | |
ВОПРОС: Что мне делать, если я получил сообщение о принятии решения МВК об отсутствии основания для пересмотра принятого банком решения об отказе? | Решение МВК пересмотру не подлежит. |
ОТВЕТ: Убедитесь, что за это время у вас не появились новые обстоятельства (документы), которые не были представлены ни в банк, ни в МВК. Вы вправе обратиться в банк с новым комплектом документов, подтверждающих изменение обстоятельств, которые послужили основанием для отказа, или обжаловать действия банка в судебном порядке. | |
ВОПРОС: За время, пока МВК рассматривала мое обращение, у меня появились новые документы. Что делать? | |
ОТВЕТ: Вы можете обратиться в банк с новым комплектом документов, подтверждающих изменение обстоятельств, которые послужили основанием для отказа, или обжаловать действия банка в судебном порядке. | |
ВОПРОС: Банк отказал мне в проведении операций в 2016 году. Могу ли я обратиться в МВК с заявлением об обжаловании решения банка? | |
ОТВЕТ: Да. Действия по обжалованию решения банка не имеют срока давности. |
НА БЛАНКЕ КОМПАНИИ В _____________________________ (полное наименование банка) Адрес: _________________________ От _____________________________ (полное наименование компании) ИНН ____________, КПП __________ Адрес: _________________________ Тел.: __________________________ О предоставлении информации о причинах ограничения ДБО (банк-клиента) <1> Между Компанией (укажите наименование компании) и Банком (укажите наименование банка) . . г. заключен договор банковского счета N ______, в рамках которого открыты следующие расчетные счета: - N _______________; ... - N _______________. Вместе с тем __.__.____ г. Банк ограничил возможность распоряжаться денежными средствами на счете с использованием системы дистанционного банковского обслуживания. Банк России в методических рекомендациях по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании от 22.02.2019 N 5-МР рекомендовал кредитным организациям информировать клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием дистанционного банковского обслуживания, а также создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством. На основании изложенного просим сообщить причины ограничения дистанционного банковского обслуживания, а также сообщить перечень документов и сведений, необходимых для снятия Банком ограничений системы дистанционного банковского обслуживания. Приложение: подтверждение полномочий лица, имеющего право подписывать подобные документы от имени Компании. Подпись представителя Компании
НА БЛАНКЕ КОМПАНИИ В _____________________________ (полное наименование банка) Адрес: _________________________ От _____________________________ (полное наименование компании) ИНН ____________, КПП __________ Адрес: _________________________ Тел.: __________________________ О предоставлении информации о причинах ограничения использования/выпуска/перевыпуска платежной карты <1> Между Компанией (укажите наименование компании) и Банком (укажите наименование банка) __.__.____ г. заключен договор банковского счета N _______, в рамках которого Банком открыты следующие расчетные счета и выпущены платежные карты: - N __________; ... - N __________. Вместе с тем __.__.____ г. Банк ограничил возможность распоряжаться денежными средствами на счете с использованием платежной карты/отказал в выпуске/перевыпуске платежной карты. Банк России в методических рекомендациях по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании от 22.02.2019 N 5-МР рекомендовал кредитным организациям информировать клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием дистанционного банковского обслуживания, а также создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством. На основании изложенного просим сообщить причины ограничения использования платежной карты/отказа в выпуске/перевыпуске платежной карты, а также сообщить перечень документов и сведений, необходимых для снятия Банком соответствующих ограничений. Приложение: подтверждение полномочий лица, имеющего право подписывать подобные документы от имени Компании. Подпись представителя Компании
НА БЛАНКЕ КОМПАНИИ В _____________________________ (полное наименование банка) Адрес: _________________________ От _____________________________ (полное наименование компании) ИНН ____________, КПП __________ Адрес: _________________________ Тел.: __________________________ О направлении документов <1> Компания (укажите наименование компании) __.__.____ г. обратилась в Банк (укажите наименование банка) с заявлением и документами в целях заключения договора банковского счета (вклада). Вместе с тем __.__.____ г. Банк, реализуя право, определенное Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), отказал в заключении договора банковского счета (вклада). На основании письма Банка о причинах принятия решения об отказе от __.__.____ г. N ______ и руководствуясь пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, направляем документы и сведения в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). А также в соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ просим в течение семи рабочих дней со дня получения настоящего письма сообщить о принятом решении. Приложение: подтверждение полномочий лица, имеющего право подписывать подобные документы от имени Компании; копии документов, представляемых в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе (перечисляются все документы). Подпись представителя Компании
НА БЛАНКЕ КОМПАНИИ В _____________________________ (полное наименование банка) Адрес: _________________________ От _____________________________ (полное наименование компании) ИНН ____________, КПП __________ Адрес: _________________________ Тел.: __________________________ О направлении документов <1> Между Компанией (укажите наименование компании) и Банком (укажите наименование банка) __.__.____ г. заключен договор банковского счета N ______, в рамках которого Банком открыты следующие расчетные счета: - N __________; ... - N __________. Вместе с тем __.__.____ г. Банк, реализуя право, определенное Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), отказал в проведении операции по платежному поручению от __.__.____ г. N _____ на сумму ________ с назначением платежа "________". На основании письма Банка о причинах принятия решения об отказе от __.__.____ г. N _____ и руководствуясь пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, направляем документы и сведения в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе от проведения указанной операции. А также в соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ просим в течение семи рабочих дней со дня получения настоящего письма сообщить о принятом решении. Приложение: подтверждение полномочий лица, имеющего право подписывать подобные документы от имени Компании; копии документов, представляемых в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе (перечисляются все документы). Подпись представителя Компании
НА БЛАНКЕ КОМПАНИИ В межведомственную комиссию, созданную при Банке России в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ от __________________________________ (полное наименование заявителя) адрес: _____________________________, телефон: ___________________________, адрес электронной почты: ___________ Заявление об обжаловании решения банка об отказе от совершения операции "__" _________ ____ г. заявитель (указать полное наименование компании) обратился в Банк __________________ (полное наименование банка, регистрационный номер, БИК, ИНН Банка) в рамках договора N ____________ "__" ______ ____ г. (указать номер и дату договора) для проведения операции с платежным поручением от __.__.____ г. N ________ на сумму ________ с назначением платежа "________________". Вместе с тем __.__.____ г. Банк на основании Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) отказал в проведении операции по платежному поручению от __.__.____ г. N _______ на сумму _______ с назначением платежа "_______". Банк письмом от __.__.____ г. сообщил, что причинами принятия решения об отказе от проведения операции являлось следующее: __________________ (изложить причины, которые Банк сообщил заявителю). "__" _______ ____ г. заявитель представил в Банк документы и сведения в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе от проведения операции по платежному поручению от __.__.____ г. N ________ на сумму __________ с назначением платежа "_____________" (приложить письмо в Банк; если документы были направлены несколькими письмами, приложить все письма в Банк). "__" _______ ____ г. Банк по результатам рассмотрения представленных заявителем документов письмом от __.__.____ г. N ______ сообщил о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе от проведения операции по платежному поручению от __.__.____ г. N _______ на сумму ___________ с назначением платежа "____________". Однако заявитель считает, что у Банка отсутствовали основания для принятия решения об отказе от проведения операции, в связи с тем что ________________. Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, прошу принять решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми Банком ранее было принято решение об отказе от проведения операции по платежному поручению от __.__.____ г. N _______ на сумму с назначением платежа "______________".
Приложение 1.1. Сведения о заявителе - индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: - фамилия, имя, отчество _____________________________________________; - ИНН ________________________________________________________________; - дата рождения ______________________________________________________; - место рождения _____________________________________________________; - гражданство ________________________________________________________; - страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) _____________; - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) __________; - регистрационный номер физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой _________; - место государственной регистрации индивидуального предпринимателя ______________; - сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства __________; - сведения о документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства ______________; - адрес места регистрации ____________________________________________; - адрес места жительства (места пребывания) __________________________. 1.2. Сведения о заявителе - юридическом лице: - наименование _______________________________________________________; - ИНН ________________________________________________________________; - дата государственной регистрации ___________________________________; - адрес государственной регистрации __________________________________; - размер уставного капитала (тысяч рублей) ___________________________; - фамилия, имя, отчество лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заявителя _______________________________________; - основной вид заявленной деятельности (в соответствии с ОКВЭД) ______; - фактически осуществляемые виды деятельности ________________________; - подтверждение заявителем своего статуса участника внешнеэкономической деятельности (при наличии) ___________________________________________; - сведения о вхождении в группу лиц, соответствующих признакам, установленным статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (при наличии) ________________________; - штатная численность (количество единиц) ____________________________; - размер фонда оплаты труда за последние шесть месяцев (тысяч рублей) ___________; - адрес сайта заявителя в сети Интернет (при наличии) ________________; - информация о заявителе в открытых источниках информации в виде ссылок на них (указывается по усмотрению заявителя); - сведения о производственных, складских и иных помещениях заявителя (адрес, сведения об арендодателе (при наличии), сумма арендных платежей в месяц (тысяч рублей) (при наличии) _________________________________; - показатели финансовой отчетности заявителя _________________________; - применяемая заявителем система налогообложения _____________________; - сведения об использовании налоговых льгот (при наличии) ____________; - налоговые платежи за период с 1 января года, предшествующего году подачи заявления, по первое число месяца подачи заявления ____________; - планируемые ежемесячные обороты при установлении договорных отношений (тысяч рублей) _______________________________________________________; - кредитовый оборот (тысяч рублей) с указанием количества контрагентов _________; - дебетовый оборот (тысяч рублей) с указанием количества контрагентов __________; - информация о трех крупнейших контрагентах по зачислению денежных средств и списанию денежных средств с банковского счета заявителя ________. 2. Копии документов: - копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства; - копия документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (для граждан Российской Федерации не представляется); - копии документов, представленных в Банк для проведения операции либо открытия банковского счета (вклада) (представляются по усмотрению заявителя); - копия сообщения (решения) финансовой организации об отказе (при наличии); - копии документов, представленных в Банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, с приложением сопроводительного письма о направлении данных документов в Банк; - копия сообщения финансовой организации о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе; - копия доверенности или иного документа, на основании которого физическое лицо выступает в качестве представителя заявителя (в случае наличия представителя); - документы, представляемые заявителем, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада); - выписки по банковским счетам заявителя на дату подачи заявления за предшествующий годовой период и годовой период, предшествующий отказу (представляются по усмотрению заявителя); - бухгалтерский баланс за последний истекший год (представляется по усмотрению заявителя); - отчет о прибылях и убытках за последний истекший год (представляется по усмотрению заявителя); - оборотно-сальдовые ведомости по балансовым счетам (в том числе их расшифровки) на дату подачи заявления за предшествующий годовой период и годовой период, предшествующий отказу (представляются по усмотрению заявителя); - копии договоров с крупнейшими контрагентами (представляются по усмотрению заявителя); - налоговые декларации (представляются по усмотрению заявителя); - копии договоров аренды помещений для целей ведения заявителем своей хозяйственной деятельности (представляются по усмотрению заявителя). Подпись представителя Компании
НА БЛАНКЕ КОМПАНИИ В межведомственную комиссию, созданную при Банке России в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ от __________________________________ (полное наименование заявителя) адрес: _____________________________, телефон: ___________________________, адрес электронной почты: ___________ Заявление об обжаловании решения банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) "__" ______________ ____ г. заявитель (указать полное наименование компании) обратился в Банк _________________ (полное наименование банка, регистрационный номер, БИК, ИНН Банка) в целях заключения договора банковского счета (вклада) <1>. Вместе с тем __.__._____ г. Банк на основании Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) отказал в заключении договора банковского счета (вклада). Банк письмом от __.__._____ г. сообщил, что причинами принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) являлось следующее: ___________ (изложить причины, которые Банк сообщил заявителю). "__" ____________ ____ г. заявитель представил в Банк документы и сведения в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (приложить письмо в Банк; если документы были направлены несколькими письмами, приложить все письма в Банк). "__" __________ ____ г. Банк по результатам рассмотрения представленных заявителем документов письмом от _.__.____ г. N ____________ сообщил о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). Однако заявитель считает, что у Банка отсутствовали основания для принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), в связи с тем что _________________________. Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, прошу принять решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми Банком ранее было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). -------------------------------- <1> Если ранее заявитель находился на обслуживании в этом Банке, указать информацию об этом (дату начала договорных отношений, дату окончания, обстоятельства закрытия счета). Приложение 1.1. Сведения о заявителе - индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: - фамилия, имя, отчество _____________________________________________; - ИНН ________________________________________________________________; - дата рождения ______________________________________________________; - место рождения _____________________________________________________; - гражданство ________________________________________________________; - страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) _____________; - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) __________________________________; - регистрационный номер физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой ______________________; - место государственной регистрации индивидуального предпринимателя ______________________; - сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства __________; - сведения о документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства __________________________; - адрес места регистрации ____________________________________________; - адрес места жительства (места пребывания) __________________________. 1.2. Сведения о заявителе - юридическом лице: - наименование _______________________________________________________; - ИНН ________________________________________________________________; - дата государственной регистрации ___________________________________; - адрес государственной регистрации __________________________________; - размер уставного капитала (тысяч рублей) ___________________________; - фамилия, имя, отчество лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заявителя _______________________________________; - основной вид заявленной деятельности (в соответствии с ОКВЭД) ______; - фактически осуществляемые виды деятельности ________________________; - подтверждение заявителем своего статуса участника внешнеэкономической деятельности (при наличии) ___________________________________________; - сведения о вхождении в группу лиц, соответствующих признакам, установленным статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (при наличии) ________________________; - штатная численность (количество единиц) ____________________________; - размер фонда оплаты труда за последние шесть месяцев (тысяч рублей) ___________; - адрес сайта заявителя в сети Интернет (при наличии) ________________; - информация о заявителе в открытых источниках информации в виде ссылок на них (указывается по усмотрению заявителя) _________________________; - сведения о производственных, складских и иных помещениях заявителя (адрес, сведения об арендодателе (при наличии), сумма арендных платежей в месяц (тысяч рублей) (при наличии) _________________________________; - показатели финансовой отчетности заявителя _________________________; - применяемая заявителем система налогообложения _____________________; - сведения об использовании налоговых льгот (при наличии) ____________; - налоговые платежи за период с 1 января года, предшествующего году подачи заявления, по первое число месяца подачи заявления ____________; - планируемые ежемесячные обороты при установлении договорных отношений (тысяч рублей) _______________________________________________________; - кредитовый оборот (тысяч рублей) с указанием количества контрагентов _________; - дебетовый оборот (тысяч рублей) с указанием количества контрагентов __________; - информация о трех крупнейших контрагентах по зачислению денежных средств и списанию денежных средств с банковского счета заявителя ____________________________. 2. Копии документов: - копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства; - копия документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (для граждан Российской Федерации не представляется); - копии документов, представленных в Банк для проведения операции либо открытия банковского счета (вклада) (представляются по усмотрению заявителя); - копия сообщения (решения) финансовой организации об отказе (при наличии); - копии документов, представленных в Банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, с приложением сопроводительного письма о направлении данных документов в Банк; - копия сообщения финансовой организации о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе; - копия доверенности или иного документа, на основании которого физическое лицо выступает в качестве представителя заявителя (в случае наличия представителя); - документы, представляемые заявителем, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада); - выписки по банковским счетам заявителя на дату подачи заявления за предшествующий годовой период и годовой период, предшествующий отказу (представляются по усмотрению заявителя); - бухгалтерский баланс за последний истекший год (представляется по усмотрению заявителя); - отчет о прибылях и убытках за последний истекший год (представляется по усмотрению заявителя); - оборотно-сальдовые ведомости по балансовым счетам (в том числе их расшифровки) на дату подачи заявления за предшествующий годовой период и годовой период, предшествующий отказу (представляются по усмотрению заявителя); - копии договоров с крупнейшими контрагентами (представляются по усмотрению заявителя); - налоговые декларации (представляются по усмотрению заявителя); - копии договоров аренды помещений для целей ведения заявителем своей хозяйственной деятельности (представляются по усмотрению заявителя). Подпись представителя Компании