ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> ФАС России от 03.06.2025 N ГР/51720/25 "О рассмотрении обращений" (вместе с "Письмом" Минфина России от 31.03.2025 N 24-06-09/31341 "О рассмотрении обращения", "Письмом" Минздрава России от 28.04.2025 N 25-3/И/2-8420)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 июня 2025 г. N ГР/51720/25
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
ФАС России, рассмотрев обращения по вопросу правомерности указания товарных знаков специализированных продуктов лечебного питания при описании объекта закупки в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 N 3551-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания дня детей-инвалидов", сообщает, что поддерживает позицию, изложенную в письмах Минфина России от 31.03.2025 N 24-06-09/31341 и Минздрава России от 28.04.2025 N 25-3/И/2-8420 (прилагаются).
Г.Г.РАДИОНОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2025 г. N 24-06-09/31341
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части указания конкретного товарного знака при осуществлении закупки специализированных продуктов питания, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11(8) и 12(5) Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии.
Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания <1> и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Перечень медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 N 40-р (далее - Перечень).
Таким образом, в случае осуществления закупки специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии, включенных в Перечень, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак.
Следует отметить, что положениями подпунктов "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность указания в описании объекта закупки на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Учитывая изложенное, в случае, указанном в обращении, при осуществлении закупки специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 N 3551-р, в описании объекта закупки допускается указание на конкретный товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.
Заместитель директора Департамента
Н.В.КОНКИНА
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2025 г. N 25-3/И/2-8420
Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело обращения по вопросу правомерности указания товарных знаков специализированных продуктов лечебного питания при описании объекта закупки в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2023 г. N 3551-р об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - распоряжение N 3551-р) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минздрав России не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения Минздрав России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности уполномочен давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Минздрава России, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчик при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании объекта закупки допускается указание на товарный знак в случаях, прямо поименованных в пункте 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе в случае осуществления закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии (подпункт "г" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 г. N 40-р (далее - распоряжение N 40-р).
Оснований для указания при описании объекта закупки товарных знаков специализированных продуктов лечебного питания, не включенных в перечень, утвержденный распоряжением N 40-р, но включенных в перечень, утвержденный распоряжением N 3551-р, не усматривается.
С.В.ГЛАГОЛЕВ