ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> ФАС России от 30.06.2014 N АК/26173/14 "О применении статьи 18 Федерального закона "О рекламе"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 июня 2014 г. N АК/26173/14
О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
В соответствии с пунктом 61 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2014 году, утвержденного приказом ФАС России от 27.03.2014 N 206/14, ФАС России направляет разъяснение о применении статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
ФАС России неоднократно направлял в территориальные органы разъяснения, касающиеся порядка работы с заявлениями граждан о нежелательной СМС-рекламе и иной рекламе, поступившей по сетям электросвязи (в частности, исх. NN АК/16477 от 25.05.2012, АК/21587/13 от 04.06.2013, АК/22976/13 от 13.06.2013, АК/43077/13 от 31.10.2013, АД/401/14 от 14.01.2014, АК/2883/14 от 29.01.2014), указанные разъяснения размещены в внутреннем портале ФАС России.
Вместе с тем поступили вопросы, касающиеся возможности возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в случае, если окончательный рекламораспространитель не определен, а также о возможности привлечения к ответственности рекламодателя.
В соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.
При этом определяется круг лиц, участвующих в деле, и им принимаемые антимонопольным органом решения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку лицам.
Вместе с тем, пункт 32 Правил предусматривает, что в случае если при подготовке дела к рассмотрению или во время рассмотрения дела антимонопольным органом будет установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица, антимонопольный орган обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе принять решение о замене такого лица. В этом случае рассмотрение дела откладывается.
Таким образом, антимонопольный орган при выявлении признаков нарушения законодательства о рекламе полномочен возбудить соответствующее дело и привлечь к участию в деле тех лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они являются субъектами рекламной деятельности - рекламодатели, рекламораспространители, рекламопроизводители, допустившими распространение рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
При этом, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что действия, приведшие к распространению ненадлежащей рекламы, были совершены иным лицом, ответчик в указанном деле может быть заменен.
Части 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" закрепляют, за нарушение каких статей Федерального закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.
На нарушение статьи 18 Федерального закона "О рекламе" несет ответственность рекламораспространитель, соответственно привлечение рекламодателя к ответственности за нарушение данной статьи необоснованно.
А.Б.КАШЕВАРОВ