ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> ФНП от 27.12.2012 N 2782/06-12 "О ряде вопросов, возникающих в практике нотариусов"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПИСЬМО
от 27 декабря 2012 г. N 2782/06-12
В связи с обращением по ряду вопросов, возникающих в практике нотариусов, сообщаю.
1. О виде нотариального документа, выражающего согласие законных представителей на посещение несовершеннолетними детьми учебных или медицинских учреждений, медицинское вмешательство, сопровождение детей в поездках по территории Российской Федерации
Вид документа, оформляемого нотариусом, определяется его содержанием, целями и возможными правовыми последствиями. Таким образом, если в документе, за оформлением которого к нотариусу обращаются законные представители несовершеннолетних детей (родители, усыновители, опекуны или попечители), отражается их воля на совершение детьми тех или иных действий - согласие на совершение этих действий, такие документы, по мнению Федеральной нотариальной палаты, могут составляться в форме согласий.
Следует иметь в виду, что обязательная нотариальная форма установлена только для согласия, оформляемого законными представителями на выезд несовершеннолетнего гражданина из Российской Федерации (статья 20 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Для иных волеизъявлений законных представителей, касающихся находящихся на их попечении несовершеннолетних детей, обязательная нотариальная форма не предусмотрена. Данные документы могут быть оформлены нотариусом по просьбе законных представителей несовершеннолетних лиц, если это не противоречит действующему законодательству (статья 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Так, например, оформление согласия на поездку (сопровождение в поездке) несовершеннолетнего лица по территории Российской Федерации не является обязательным. Однако при намерении законных представителей оформить рассматриваемое согласие оно, на наш взгляд, может быть удостоверено нотариально по аналогии с согласием на выезд несовершеннолетнего гражданина из Российской Федерации. При этом сведения о лице, сопровождающем ребенка в поездке, включаются в согласие по желанию законных представителей ребенка. Отсутствие в согласии таких данных, по мнению Федеральной нотариальной палаты, не может повлечь недействительность согласия.
Действующее законодательство не раскрывает понятие "сопровождение ребенка", а также не содержит объема прав и обязанностей сопровождающего лица. Между тем необходимо учитывать, что по российскому законодательству несовершеннолетний гражданин, не обладающий дееспособностью в полном объеме, как правило, не может отвечать даже за свои действия. Учитывая это, представляется, что лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, не может сопровождать несовершеннолетнего ребенка, поскольку эти несовершеннолетние граждане имеют одинаковый правовой статус (статьи 21, 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следует полагать, что согласие законных представителей на поездку несовершеннолетнего ребенка по территории России в сопровождении другого несовершеннолетнего ребенка (в том числе родственника - брата или сестры) не согласуется с положениями Семейного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 63), возлагающими на законных представителей заботу о детях и ответственность за их жизнь и здоровье.
В отношении согласий на посещение детьми медицинских организаций и выполнение медицинских вмешательств представляется возможным отметить следующее.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 2) медицинское вмешательство определяется как выполняемое медицинским работником обследование пациента и (или) медицинские манипуляции по отношению к пациенту в лечебных, диагностических или профилактических целях. Таким образом, практически любое посещение медицинской организации может повлечь выполнение определенных медицинских вмешательств.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, выдаваемое на основании предоставленной медицинским работником информации о целях и методах оказания медицинской помощи, о связанном с этим риске и возможных последствиях (часть 1, 7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Таким образом, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" для выполнения медицинского вмешательства предусмотрено оформление документа, представляющего собой согласие.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (часть 2 статьи 20) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство несовершеннолетнему лицу дает один из его родителей или иной законный представитель. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право самостоятельно давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от такого вмешательства (часть 2 статьи 54 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
2. О сроках хранения наследственных дел
Впредь до утверждения Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой Примерной номенклатуры дел (пункт 50 Правил нотариального делопроизводства /утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2009 N 403, в ред. от 23.11.2010/) нотариус при определении сроков хранения дел (документов) руководствуется Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558), далее - Перечень.
При этом Перечнем предусматривается постоянный срок хранения не только для документов, подтверждающих возникновение права собственности на имущество (статья 185 Перечня), но и для всех документов, на основании которых оформлены правоустанавливающие или правоподтверждающие документы (статья 186 Перечня). Применительно к наследственным делам к таким документам следует отнести заявления о принятии или об отказе от наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство, завещания, документы, подтверждающие принадлежность наследства наследодателю, и так далее.
Что касается 5-летнего срока хранения, предусмотренного статьей 187 Перечня для документов, относящихся к переписке по вопросам установления прав собственности, то он, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может быть применим исключительно к той переписке, которая не связана с установлением фактов, необходимых для выдачи свидетельства о праве на наследство (статьи 72, 73 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
3. О сроках хранения книги учета доходов и расходов нотариуса
Нотариусам не вменяется в обязанность ведение книги учета доходов и расходов, предназначенной для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения (статья 54 Налогового кодекса Российской Федерации, приказ Министерства финансов Российской Федерации N 86н, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 /с изм. от 17.05.2012/, статья 401 Перечня).
Если же книга учета доходов и расходов нотариусом ведется, она, по мнению Федеральной нотариальной палаты, не должна включаться в нотариальный архивный фонд, относящийся к государственной собственности, поскольку необходима нотариусу как физическому лицу для подтверждения правильности уплаты им налогов.
В связи с этим Федеральной нотариальной палатой предложено не включать в разрабатываемую в настоящее время Примерную номенклатуру дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой, пункт, устанавливающий сроки хранения для книги учета доходов и расходов нотариусов.
4. О сторонах соглашения об уплате алиментов
Статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей до достижения ими совершеннолетия. Таким образом, данная статья определила субъектный состав алиментных правоотношений: с одной стороны - это родители, которые в силу императивного указания закона обязаны предоставить содержание своим несовершеннолетним детям, с другой стороны - дети, которые имеют право на получение алиментов.
Из содержания статьи 99 Кодекса следует, что соглашение об уплате алиментов должно заключаться лично сторонами соглашения: лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. Круг лиц, между которыми возникают указанные права и обязанности, определен Кодексом (статьи 80, 85), в частности, это родители и несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети. Положения статьи 99 Кодекса, регламентирующие заключение соглашения об уплате алиментов, распространяются на перечисленных в Кодексе лиц, в том числе на родителей, являющихся плательщиками алиментов, и детей, имеющих право на получение алиментов. С учетом изложенного полагаем, что нормы части второй пункта 1 статьи 80 Кодекса не могут рассматриваться как противоречащие нормам статьи 99 Кодекса.
Представительство при заключении соглашения об уплате алиментов возможно только при недееспособности стороны соглашения (статья 99 Кодекса). Таким образом, соглашения от имени несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет (малолетних), заключаются их законными представителями (статья 28 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что касается несовершеннолетнего ребенка, достигшего четырнадцати лет, то в соответствии со статьей 99 Кодекса не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей. В связи с чем можно сделать вывод, что при заключении соглашения об уплате алиментов, одной из сторон которого является несовершеннолетний ребенок, достигший четырнадцати лет, ребенок сам должен подписать данное соглашение с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей (статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Президент палаты
М.И.САЗОНОВА