ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> ФНС России от 15.07.2013 N АС-4-2/12583 "О повышении эффективности валютного и налогового контроля"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 июля 2013 г. N АС-4-2/12583
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАЛЮТНОГО И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Федеральная налоговая служба, проанализировав информацию об осуществлении налоговыми органами контроля за представлением резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, поручает повысить эффективность и полноту проведения контрольных мероприятий при осуществлении валютного и налогового контроля.
В 2012 году налоговыми органами проведено более 23 тысяч проверок соблюдения валютного законодательства, по итогам которых составлено около 6 тысяч протоколов об административных правонарушениях.
Анализ структуры выявленных налоговыми органами в 2012 году нарушений валютного законодательства показал, что основной объем выявляемых нарушений - это более 80%, связан с нарушениями частей 6, 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). При этом основная доля нарушений приходится на часть 6 статьи 15.25 КоАП - это порядка 50%, а основным нарушением, выявленным по данной части (40%, или около 2200 протоколов)) является нарушение порядка и сроков представления резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Отчет).
После части 6 ст. 15.25 КоАП на втором месте по количеству выявляемых налоговыми органами нарушений приходится часть 2 ст. 15.25 КоАП - нарушение срока или формы представления резидентами уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) или об изменении реквизитов счетов (вкладов) в зарубежных банках. На часть 2 статьи 15.25 КоАП приходится порядка 15,5 процентов всех выявленных в 2012 году налоговыми органами нарушений валютного законодательства.
Количество открытых счетов юридическими лицами в значительной степени уступает по количеству по сравнению со счетами (вкладами), открытыми физическими лицами (только за 2012 год физическими лицами открыто порядка 16 тысяч счетов (вкладов в зарубежных банках). Так, по состоянию на конец 2012 года действовало всего около 7,5 тысяч счетов (вкладов), открытых 2,6 тысячам юридическим лицам.
Наибольшее количество (72%) всех действующих в зарубежных банках счетов (вкладов) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приходится на три региона: г. Москву - 55%, Санкт-Петербург - 11% и Московскую область - 6%.
При этом из года в год увеличивается негативная динамика по количеству непредставленных Отчетов. Так, если в первом квартале 2010 года из 4481 действующему счету в зарубежных банках не представлено 1586 Отчетов (35,4%), за аналогичный период 2011 и 2012 годов не представлено соответственно из 5935 и 6757 действующих счетов 2131 и 2425 Отчетов, или 36%.
Практика проведения контрольных мероприятий налоговыми органами свидетельствует о том, что механизм перевода денежных средств на счета в зарубежных банках зачастую используется в схемах, одной из целей которых является получение необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, налоговым органами при организации и проведении контрольных мероприятий необходимо учитывать, что Отчеты являются формой не только валютного контроля, но и должны активно использоваться налоговыми органами при планировании и проведении мероприятий налогового контроля. Отчеты являются для налоговых органов единственным документом, дающим представление о расчетах, осуществленных резидентами с использованием счетов за рубежом.
При этом Отчет - это форма документа, заполняемая налогоплательщиком, в котором все отраженные в нем сведения должны быть документально подтверждены. Т.е. по всем операциям должны прилагаться либо заверенные в установленном порядке выписки по счетам иностранных банков, с переводом на русский язык, либо иные равноценные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк.
Соответственно данные первичные документы должны являться основанием обоснованности и законности выполнения внешнеэкономических контрактов и подтверждать достоверность и полноту их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Поэтому следующим шагом после проверки своевременности и представления в налоговый орган Отчетов и проверки соответствия отраженных в них сведений, прилагаемым к ним первичными документами, должно являться определение в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, подлежат ли налогообложению в Российской Федерации доходы, отраженные в Отчетах, полученные налогоплательщиками от источников за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией, а при их отсутствии в соответствии с нормами национального законодательства.
Кроме того, отчеты могут использоваться налоговыми органами при определении обоснованности отнесения налогоплательщиками процентов по долговым обязательствам к расходам и в иных случаях, когда при расчетах с нерезидентами используются счета резидентов в зарубежных банках.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить полноту проведения контрольных мероприятий при осуществлении валютного и налогового контроля.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО