ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 декабря 2025 г. N СД-4-21/11338@
ОБ ОСНОВАНИЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА, ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ
СУММЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями по вопросу, касающемуся оснований применения коэффициента 1,1, предусмотренного пунктом 8.1 статьи
408 Налогового кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание поступающие по данному вопросу в налоговые органы письма территориальных органов Росреестра, основанные на разъяснениях Росреестра (письма от 10.11.2025 N 13-11638-АБ/25, N 13-11642-АБ/25), направляет для руководства в работе письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16.12.2025 N 03-05-04-01/122104, а также в порядке информации (для изучения) - письмо ФНС России от 15.12.2025 N БС-4-21/11281@, направленное УФНС России по Иркутской области.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2025 г. N 03-05-04-01/122104
В связи с письмом от 18.11.2025 N БС-4-21/10392@ в Департаменте налоговой политики рассмотрен вопрос об основаниях применения коэффициента 1,1, предусмотренного пунктом 8.1 статьи
408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс), и сообщается следующее.
Пунктом 8.1 статьи
408 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае, если сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 Налогового кодекса), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 Налогового кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 Налогового кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 Налогового кодекса, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Положения пункта 8.1 статьи
408 Налогового кодекса не применяются при исчислении налога на имущество физических лиц, в частности, в случае изменения в течение налогового периода характеристик объекта налогообложения (пункт 5.1, абзац третий пункта 8.1 статьи
408 Налогового кодекса).
При этом
Налоговый кодекс не разграничивает основания изменения характеристик объекта налогообложения, в зависимости от которых положения пункта 8.1 статьи
408 Налогового кодекса не подлежат применению (в том числе в рамках верификации и гармонизации данных Единого государственного реестра недвижимости).
Исходя из пункта 2 статьи
408 Налогового кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с
Налоговым кодексом и другими федеральными законами.
Из указанных положений
Налогового кодекса следует, что в случае поступления в установленном порядке в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сведений об изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с изменением характеристик таких объектов недвижимости основания для применения коэффициента 1,1, предусмотренного пунктом 8.1 статьи
408 Налогового кодекса, при исчислении налога на имущество физических лиц за соответствующий налоговый период отсутствуют.
Аналогичные разъяснения направлены в Росреестр.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 декабря 2025 г. N БС-4-21/11281@
ОБ ОСНОВАНИЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА, ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ
СУММЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Иркутской области от 19.11.2025 N 02-05/021188@ по вопросу, касающемуся оснований применения коэффициента, ограничивающего ежегодный рост суммы налога на имущество физических лиц (далее - налог), и сообщает.
Согласно пункту 8.1 статьи
408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ) в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей
408 НК РФ исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьей
408 НК РФ исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4, 5, 6 статьи
408 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Согласно абзацу третьему пункта 8.1 статьи
408 НК РФ положения указанного пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пункта 5.1 статьи
408 НК РФ.
В свою очередь, пунктом 5.1 статьи
408 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения в течение налогового периода характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи
408 НК РФ.
НК РФ не разграничивает основания изменения характеристик объекта налогообложения, в зависимости от которых положения пункта 8.1 статьи
408 НК РФ не подлежат применению (в т.ч. в рамках верификации или актуализации данных Единого государственного реестра недвижимости, далее - ЕГРН).
Исходя из пункта 2 статьи
408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с
НК РФ и другими федеральными законами.
Из указанных положений
НК РФ следует, что в случае поступления в установленном порядке в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сведений об изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости налогооблагаемых объектов недвижимости в связи с изменением характеристик таких объектов недвижимости основания для применения коэффициента 1,1, предусмотренного пунктом 8.1 статьи
408 НК РФ, при исчислении налога за соответствующий налоговый период отсутствуют.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 09.12.2025 N 03-05-04-01/119250, направленном в Росреестр.
Также отмечаем, что изменение сведений ЕГРН о кадастровом номере земельного участка, в границах которого расположено здание, являющееся объектом налогообложения, а также о кадастровом номере здания, в котором расположено налогооблагаемое помещение, относятся к сведениям, отражаемым в ЕГРН в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Федерального закона
от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и влияющим на определение кадастровой стоимости (налоговой базы) объекта недвижимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такие изменения отнесены в ряде нормативно - правовых актов к изменениям характеристик объекта недвижимости, например: пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона
от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" во взаимосвязи с пунктом 14, абзацем седьмым пункта 16 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 06.08.2020 N П/0283 (зарегистрирован Минюстом России 02.10.2020, регистрационный N 60194); абзац второй пункта 7, абзац второй пункта 17 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514 (зарегистрирован Минюстом России 31.01.2024, регистрационный N 77083); пункты 17(1), 25, 73 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0336 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2021, регистрационный N 66421).
Использованные в указанном Вами письме Росреестра от 10.11.2025 N 13-11642-АБ/25 для описания оснований внесения сведений в ЕГРН термины "внесение в ЕГРН (актуализация) сведений об объектах недвижимости", "уточнение (актуализация) характеристик объектов недвижимости... в порядке верификации сведений ЕГРН" не имеют исчерпывающего определения в Федеральном законе "О государственной регистрации недвижимости" и приказе Росреестра от 07.12.2023 N П/0514 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости", что, по мнению ФНС России, препятствует выявлению налоговыми органами обоснованных и бесспорных условий их применения в рамках положений пунктов 2, 5.1, 8.1 статьи
408 НК РФ.
Аналогичная позиция направлена в Росреестр и Минфин России (письмо ФНС России от 17.11.2025 N БС-4-21/10364@).
Настоящее письмо носит сугубо информационно - справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно - правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК