ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> ФССП России от 03.05.2017 N 00043/17/40353-ВВ "О внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПИСЬМО
от 3 мая 2017 г. N 00043/17/40353-ВВ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральным законом от 17.04.2017 N 71-ФЗ (далее - Закон N 71-ФЗ) "О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 28.04.2017) абзац первый ч. 1 ст. 303 УК РФ дополнен словами "административному", "а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях".
Так, законодателем расширена объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ, путем установления уголовной ответственности за фальсификацию доказательств по делу об административном правонарушении.
Кроме того, согласно Закону N 71-ФЗ субъекты указанного преступления включены участники производства по делу об административном правонарушении, их представители, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Санкция ст. 303 УК РФ при этом не изменена и предусматривает штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев.
Федеральным законом от 17.04.2017 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (вступил в силу 28.04.2017) расширяется перечень прав адвоката как участника уголовного судопроизводства.
Так, в целях устранения формальных препятствий при реализации защитником своей уголовно-процессуальной деятельности и исключения практики разрешительного порядка его допуска Закон N 73-ФЗ наделяет адвоката правом вступать в уголовное дело и обладать при этом всеми полномочиями, предусмотренными УПК РФ, с момента вступления в уголовное дело.
В случае необходимости получения согласия подозреваемого, обвиняемого на участие адвоката в уголовном деле перед вступлением в уголовное дело адвокату предоставляется свидание с подозреваемым, обвиняемым по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.
Согласно новой норме (ч. 2.1 ст. 58 УПК РФ) стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ, специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 71 УПК РФ.
Для обеспечения конституционного принципа состязательности и равноправия участников уголовного судопроизводства ст. 159 УПК РФ (Обязательность рассмотрения ходатайства) дополнена положениями, в соответствии с которыми лицам, указанным в ч. 2 ст. 159 УПК РФ (подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям), не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Защитнику не может быть отказано в участии в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Неявка защитника, своевременно извещенного о месте и времени производства следственного действия, не является препятствием для его производства.
Существенной законодательной новеллой является дополнение УПК РФ ст. 450.1 "Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката", предусматривающей, что обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном ч. 1 ст. 448 УПК РФ, на основании постановления судьи и в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.
В постановлении судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки в отношении адвоката указываются данные, служащие основанием для производства указанных следственных действий, а также конкретные отыскиваемые объекты. Изъятие иных объектов не допускается, за исключением предметов и документов, изъятых из оборота. В ходе обыска, осмотра и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.
Одновременно к перечню недопустимых доказательств Законом N 73-ФЗ отнесены предметы, документы или сведения, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, за исключением предметов и документов, указанных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ.
Кроме того, ст. 161 УПК РФ "Недопустимость разглашения данных предварительного расследования" изложена в новой редакции.
Так, запрет на предание гласности данных предварительного расследования не распространяется на сведения: о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами; распространенные дознавателем в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным публичным способом; оглашенные в открытом судебном заседании.
Законодателем отдельно указано на то, что изложение сведений по уголовному делу в ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах по этому делу, а также в заявлениях и иных документах, подаваемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; предоставление сведений по уголовному делу лицу, привлекаемому к участию в этом деле в качестве специалиста, при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении указанных сведений без согласия дознавателя, не является разглашением данных предварительного расследования.
В соответствии с ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 22.04.2017 N 482 (далее - Постановление N 482) "Об утверждении Положения о порядке снятия копий с документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики" (вступает в действие 03.05.2017), устанавливающее специальный порядок копирования указанных документов.
Так, правом снятия копий Постановление N 482 наделяет исключительно законных владельцев этих документов, за свой счет с использованием личных технических средств (копировально-множительной техники, фотоаппаратуры) и расходных материалов в присутствии уполномоченного должностного лица органа дознания.
Копирование документов осуществляется на основании постановления дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, вынесенного по результатам рассмотрения письменного ходатайства законного владельца документов.
На основании изложенного необходимо:
довести информационное письмо до сведения начальников органов (подразделений) дознания, дознавателей, аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, а также лиц, уполномоченных составлять и рассматривать протоколы об административных правонарушениях;
обеспечить выполнение требований вышеуказанных норм данных правовых актов подчиненными работниками при исполнении ими должностных обязанностей.
В.В.ВОРОНИН