ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минфина России от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455 "По вопросу правомерности заключения договора добровольного страхования транспортных средств за счет средств федерального бюджета"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2011 г. N 14-01-07/151-1301-1455
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы рассмотрел обращение по вопросу правомерности заключения договора добровольного страхования автотранспортных средств за счет средств федерального бюджета и сообщает следующее.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страхование в Российской Федерации осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. При этом добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, которые принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о страховании.
Вместе с тем условия и порядок осуществления добровольного страхования автотранспортных средств от повреждений и от угона, закрепленных на праве оперативного управления, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами не установлены.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), определяющей бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (далее - главный распорядитель), главный распорядитель обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, а также сводной бюджетной росписи.
Согласно статье 161 БК РФ, действие которой распространяется в том числе на органы государственной власти (государственные органы), бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с БК РФ.
При этом заключение и оплата бюджетным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг относятся ассигнования в том числе на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (статьи 69.1, 70). При этом обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает в себя возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
Вместе с тем, добровольное страхование (по типу КАСКО) предполагает не только увеличенные по сравнению с ОСАГО суммы страхового возмещения при страховании гражданской ответственности страхователя, но и предусматривает возмещение ущерба (вреда), причиненного лицу, причинившему вред. Между тем, статья 70 БК РФ не допускает предоставление бюджетных средств на цели, не указанные в ней.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и со статьями 3, 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств только по обязательному страхованию транспортных средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
Таким образом, по мнению Департамента, осуществление добровольного страхования транспортных средств за счет средств федерального бюджета по вышеперечисленным основаниям невозможно.
Директор Департамента
бюджетной политики в сфере
государственного управления,
судебной системы, государственной
гражданской службы
Е.П.ЯКОВЛЕВА