ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минфина России от 20.09.2021 N 21-03-04/76290 "О возможности получения физическими лицами из ЕГР ЗАГС документов, подтверждающих наличие либо отсутствие факта государственной регистрации актов гражданского состояния, для предоставления по требованию"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2021 г. N 21-03-04/76290
В соответствии с письмом по вопросу предоставления физическим лицам возможности получения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) выписок и справок, подтверждающих наличие (отсутствие) сведений о совершении в отношении указанных физических лиц государственной регистрации заключения и расторжения брака, перемены имени и рождения, для их предоставления по требованию третьих лиц Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния (далее - орган ЗАГС) по месту жительства или пребывания заявителя выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 143-ФЗ, другими федеральными законами, - иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в ЕГР ЗАГС (далее - документ, подтверждающий факт регистрации акта гражданского состояния).
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 143-ФЗ физическое лицо в целях получения документа, подтверждающего факт регистрации акта гражданского состояния, вправе обратиться в орган ЗАГС лично либо с использованием личного кабинета физического лица федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал).
В случае, если запрос в письменной форме направляется в орган ЗАГС посредством почтовой связи либо в форме электронного документа с использованием Единого портала, документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается органом ЗАГС, указанным в запросе лица, направившего данный запрос.
Формы документов, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, утверждены в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 143-ФЗ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 октября 2018 г. N 200 "Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния".
2. Кроме того, в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, предоставляются лицу в части сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, составленных в отношении указанного лица и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия.
Согласно абзацу второму пункта 5, пункту 7 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ предоставление указанных сведений, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью оператора федеральной государственной информационной системы формирования и ведения ЕГР ЗАГС (далее соответственно - оператор, федеральная информационная система) или уполномоченного работника органа ЗАГС, осуществляется в электронной форме посредством Единого портала в порядке, определенном Правилами предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1746 (далее - Правила N 1746).
В соответствии с пунктами 36, 37, 46 Правил N 1746 сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются физическим лицам в виде выписок из ЕГР ЗАГС на основании соответствующего запроса физического лица, сформированного физическим лицом в форме электронного документа с использованием личного кабинета физического лица на Едином портале, подписанного электронной подписью физического лица, вид которой определяется в соответствии с частью 2 статьи 21.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 54 Правил N 1746 выписки из ЕГР ЗАГС формируются оператором в федеральной информационной системе, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном порядке действовать от имени оператора, и направляются в личный кабинет физического лица на Едином портале.
Перечень сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставляемых физическому лицу, определен в Приложении N 1 к Правилам N 1746.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, действующим законодательством Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в полной мере обеспечена возможность получения физическим лицом информации, необходимой для реализации обозначенных в письме целей.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение, а также осуществляет функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, в целях получения дополнительных методических разъяснений по вопросам порядка выдачи вышеуказанных документов, подтверждающих наличие либо отсутствие факта государственной регистрации актов гражданского состояния, следует обращаться в Министерство юстиции Российской Федерации.
Директор Департамента
Е.А.ГРОМОВА