МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2010 г. N 45-01-39/04-ПХ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУКИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 августа 2008 г. N 583, Министерство культуры Российской Федерации разработало совместно с НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России и согласовало с Российским Профсоюзом работников культуры "Примерные целевые показатели эффективности деятельности работников учреждений культуры, искусства, образовательных учреждений и науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации".
Целевые показатели разработаны в целях оказания практической и методической помощи федеральным учреждениям культуры и искусства, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для определения стимулирующих выплат и премирования работников учреждений за выполненную работу при разработке учреждениями локальных нормативных актов.
Порядок и условия установления стимулирующих выплат и премирования работников учреждения определены Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 августа 2008 г. N 64.
Стимулирующие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.
Стимулирование качества труда работников основывается на показателях качества, которые устанавливаются локальным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
Стимулирующие выплаты могут носить разовый или периодический характер. Максимальный период установления стимулирующих выплат - один год. Размер стимулирующих выплат работникам учреждения, период действия этих выплат и список работников, получающих данные выплаты, закрепляется приказом руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
Оценка эффективности деятельности работника производится на основе применения целевых показателей его работы, входящих в основу системы стимулирования и позволяющих определять размеры стимулирующих выплат. Для решения этой задачи, в первую очередь, необходимо определить данные показатели.
Определение целевых показателей эффективности деятельности работников проводится на основе анализа и увязки между собой следующих позиций: целей деятельности учреждения; программой его развития; целей деятельности отдельных структурных подразделений; характера деятельности разных категорий работников; круга их должностных обязанностей.
Таким образом, показатели эффективности деятельности работников находятся в общей связи с плановыми показателями деятельности учреждений, утвержденными приказами Минкультуры России для стимулирования труда руководителя учреждения.
Целевые показатели устанавливается на основе качественных показателей результата труда разных категорий работников и единиц измерения показателей.
П.В.ХОРОШИЛОВ
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра культуры
Российской Федерации
П.В.ХОРОШИЛОВ
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУКИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Согласованы с Российским профсоюзом работников культуры
23 июня 2010 г. N 03-12/73)
В соответствии со спецификой деятельности конкретного учреждения, структурного подразделения, предлагаемые примерные целевые показатели эффективности деятельности работников учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации могут быть конкретизированы, расширены.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │
│ для работников учреждений исполнительского искусства │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Высокое │Данный показатель оценки эффективности│
│профессиональное │деятельности работников определяется на│
│мастерство с учетом │основании внутренних локальных актов│
│фактической загрузки в │учреждений, в которых устанавливается средняя│
│репертуаре │загрузка по должности (профессии) и применяется│
│ │при ее перевыполнении или как минимум│
│ │достижении. Может распространяться на:│
│ │артистический персонал; часть художественного,│
│ │административного персонала и рабочих,│
│ │непосредственно занятых в подготовке│
│ │представления и его проведении. Средняя│
│ │загрузка определяется исходя из общих│
│ │количественных параметров работы, которые│
│ │объективно применимы к анализу деятельности в│
│ │должности (профессии) (общее количество:│
│ │вызовов на репетиции, представления; ролей,│
│ │партий; участий в проведении и обслуживании│
│ │репетиций, представлений; видов выполняемых│
│ │работ по каждому проекту) к количеству│
│ │исполнителей, на которых распространяются│
│ │соответствующие показатели. Данный показатель│
│ │оценки эффективности деятельности работников│
│ │может быть применен при установлении│
│ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│
│ │повышающий коэффициент) за интенсивность и│
│ │высокие результаты работы, премий по итогам│
│ │работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Особые творческие │за роль, исполнение концертной и цирковой│
│достижения │программы (номера), режиссуру, хореографию,│
│ │сценографию, костюмированное, музыкальное,│
│ │световое, звуковое и художественное оформление│
│ │спектакля, за постановку концертных и цирковых│
│ │номеров. Данный показатель оценки определяется│
│ │на основании внутренних локальных актов│
│ │учреждений, разработанных, согласованных и│
│ │утвержденных при непосредственном участии│
│ │творческих комиссий (художественных советов)│
│ │учреждений. Под особыми творческими│
│ │достижениями могут подразумеваться такие│
│ │личные профессиональные достижения, как:│
│ │номинация на профессиональную премию;│
│ │фактическое выполнение работы, отличающейся│
│ │своей сложностью (главная роль; сложная партия,│
│ │номер, отрывок; художественное решение и т.д.),│
│ │творческое новаторство. В локальном нормативном│
│ │акте данный показатель конкретизируется по│
│ │видам деятельности, согласно чему творческая│
│ │комиссия оценивает конкретного работника.│
│ │Данный показатель оценки эффективности│
│ │деятельности работников может быть применен при│
│ │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│ │надбавка, повышающий коэффициент) за качество│
│ │выполняемых работ, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │
│ для библиотечных работников │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Выполнение и │Данный показатель в первую очередь│
│перевыполнение │распространяется на работников, от трудовых│
│плановых показателей │функций которых зависит выполнение│
│по количеству │установленного плана. Как правило, составление│
│посещений, │перспективных, текущих планов и контроль за их│
│комплектования │выполнением входит в должностные обязанности│
│библиотечных фондов, │руководителей соответствующих структурных│
│справочно- │подразделений, однако по итогам отчетного│
│библиографического │периода (квартал, полугодие, год) этот│
│обслуживания и │показатель может быть применен ко всему│
│книговыдачи в год │персоналу. Данный показатель оценки│
│ │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за интенсивность и высокие│
│ │результаты работы, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Количество и высокий│Работа по реставрации является важной│
│уровень │составляющей деятельности учреждения. Данная│
│отреставрированных │работа может быть разной по сложности и от│
│единиц │этого требует отдельных профессиональных│
│ │качеств (усидчивость, аккуратность, терпение).│
│ │В этой связи может возникнуть ситуация, когда│
│ │не все работники будут выполнять ее одинаково и│
│ │с надлежащим качеством. При этом по выполнению│
│ │других функций к ним не будет претензий.│
│ │Введение в систему стимулирования данного│
│ │показателя позволит в сложившейся ситуации│
│ │привлечь к данной работе специалистов, готовых│
│ │ее исполнять в необходимом количестве (согласно│
│ │установленному плану) и с надлежащим качеством.│
│ │Данный показатель оценки эффективности│
│ │деятельности работников может быть применен при│
│ │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│ │надбавка, повышающий коэффициент) за│
│ │интенсивность и высокие результаты работы, за│
│ │качество выполняемых работ, премий по итогам│
│ │работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Освоение и внедрение │Освоение и внедрение новых методик и технологий│
│инновационных методов │позволяет выходить на более высокий уровень│
│работы, направленных │как предоставления услуг, так и организации│
│на развитие библиотеки │рабочего процесса. Однако на начальном этапе│
│ │требует от работников дополнительных усилий по│
│ │освоению новаций. Для усиления│
│ │заинтересованности работников в освоении и│
│ │внедрении инновационных методов работы│
│ │целесообразно установить данный показатель в│
│ │увязке с временными требованиями, отведенными│
│ │на данный процесс. Данный показатель оценки│
│ │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за интенсивность и высокие│
│ │результаты работы, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Высокий уровень │Высокий уровень подготовки и творческая│
│подготовки, творческая │активность работника являются профессионально-│
│активность в │деловыми качествами работника, характеризующими│
│организации и │не только его личную результативность, но и│
│проведении культурно- │высокий уровень мотивации. В этой связи данный│
│просветительских, │показатель оценки работника рекомендуется│
│обучающих мероприятий, │применять также и с целью поддержания его│
│научной, научно- │мотивации и, конечно же, для учета в заработной│
│методической и │плате работника оценки его труда в соответствии│
│издательской работе │с личной результативностью, как фактической,│
│ │так и планируемой. Данный показатель оценки│
│ │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за интенсивность и высокие│
│ │результаты работы, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │
│ для музейных работников │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Выполнение и │Данный показатель в первую очередь│
│перевыполнение │распространяется на работников, от трудовых│
│плановых показателей │функций которых зависит выполнение│
│по посещаемости, │установленного плана. Как правило, составление│
│экскурсионной и │перспективных, текущих планов и контроль за их│
│лекционной │выполнением входит в должностные обязанности│
│деятельности в год │руководителей соответствующих структурных│
│ │подразделений, однако по итогам отчетного│
│ │периода (квартал, полугодие, год) этот│
│ │показатель может быть применен ко всему│
│ │персоналу. Данный показатель оценки│
│ │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за интенсивность и высокие│
│ │результаты работы, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Высокий уровень │Данный показатель оценки определяется│
│подготовки и │экспертным методом с учетом полученных отзывов│
│проведение лекций, │при непосредственном участии научных комиссий│
│экскурсий, музейных │(ученых советов). Позволяет дать оценку│
│мероприятий │качества результатов труда работника. Данный│
│ │показатель оценки эффективности деятельности│
│ │работников может быть применен при установлении│
│ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│
│ │повышающий коэффициент) за качество выполняемых│
│ │работ, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Участие в создании │Данный показатель позволяет оценить активность│
│новых постоянных, │работника в реализации проектов организации с│
│временных и │позиции его результативности и профессиональной│
│передвижных экспозиций │подготовленности. Данный показатель оценки│
│и выставок │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за интенсивность и высокие│
│ │результаты работы, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Творческая активность │Творческая активность работника является│
│в научно-методической │профессионально-деловым качеством работника,│
│и (или) научно- │характеризующим не только его личную│
│исследовательской │результативность, но и его потенциал и уровень│
│работе │мотивации. В этой связи данный показатель│
│ │оценки работника рекомендуется применять также│
│ │и с целью поддержания его мотивации и, конечно│
│ │же, для учета в заработной плате работника│
│ │оценки его труда в соответствии с личной│
│ │результативностью, как фактической, так и│
│ │планируемой. Данный показатель оценки│
│ │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за интенсивность и высокие│
│ │результаты работы, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Сохранение, │Работа по сохранению, реставрации и│
│реставрация и │комплектованию музейных фондов предъявляет к│
│комплектование │работнику особые требования к квалификации,│
│музейных фондов │наличие специальных знаний и навыков. В│
│ │зависимости от ее видов может│
│ │дифференцироваться ее сложность, и следовательно,│
│ │изменяться напряженность труда и содержание.│
│ │Для установления оценки деятельности работника│
│ │по данному показателю необходимо│
│ │классифицировать эти работы по их сложности.│
│ │Данный показатель оценки эффективности│
│ │деятельности работников может быть применен при│
│ │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│ │надбавка, повышающий коэффициент) за│
│ │интенсивность и высокие результаты работы, за│
│ │качество выполняемых работ, премий по итогам│
│ │работы. │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Показатели для определения стимулирующих выплат для педагогических │
│ работников в образовательных учреждениях │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Количество призеров │Данные показатели характеризуют потенциал│
│олимпиад, конкурсов, │работника, его творческую активность, уровень│
│частота участия в │подготовки и позволяют при оценке работника│
│конкурсах │количественно измерить его результативность.│
│ │Данные показатели оценки эффективности│
│ │деятельности работников могут быть применены при│
│ │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│ │надбавка, повышающий коэффициент): за качество│
│ │выполняемых работ, премий по итогам работы │
├───────────────────────┤ │
│Работа по │за интенсивность и высокие результаты работы,│
│методическому │премий по итогам работы │
│обеспечению учебного │ │
│процесса │ │
├───────────────────────┤ │
│Количество выступлений │за интенсивность и высокие результаты работы,│
│на кафедре, педсовете, │премий по итогам работы │
│методобъединениях, │ │
│внедрение опыта │ │
│педагога на уровне │ │
│образовательного │ │
│учреждения, количество │ │
│проведенных и │ │
│положительно │ │
│отрецензированных │ │
│открытых занятий для │ │
│взаимопосещения │ │
├───────────────────────┤ │
│Участие в │за интенсивность и высокие результаты работы,│
│профессиональных │премий по итогам работы │
│конкурсах, в работе │ │
│научно-практических │ │
│конференций │ │
│внутренних, отраслевых │ │
│и др. - частота │ │
│посещения конференций, │ │
│количество выступлений │ │
│в течение учебного │ │
│года │ │
├───────────────────────┤ │
│Победы (номинации) в │за качество выполняемых работ │
│профессиональных │ │
│конкурсах │ │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │
│ для работников учреждений науки │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Активность в научно- │Активность в научной деятельности зависит от│
│методической и (или) │профессиональных качеств работника, включающих│
│научно- │его творческий потенциал, квалификацию. В этой│
│исследовательской │связи у работников она может быть разной по│
│работе │количеству и сложности выполняемых работ. Таким│
│ │образом, при оценке работника его научную│
│ │активность можно определять количественными│
│ │значениями фактической загруженности в НИР, так│
│ │и уровнем сложности, важности выполняемой│
│ │работы. Уровни сложности или важности работы│
│ │классифицируются экспертным путем. Данный│
│ │показатель оценки эффективности деятельности│
│ │работников может быть применен при установлении│
│ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│
│ │повышающий коэффициент) за интенсивность и│
│ │высокие результаты работы, премий по итогам│
│ │работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Публикации в │Данные показатели также характеризуют│
│международных и │творческую активность, самостоятельность│
│российских научных │работника, являются объективными в применении,│
│изданиях, публикации в │так как поддаются прямому учету. Данные│
│Российском индексе │показатели оценки эффективности деятельности│
│научного цитирования │работников могут быть применены при│
│(РИНЦ) и иных системах │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│цитирования │надбавка, повышающий коэффициент) за│
├───────────────────────┤интенсивность и высокие результаты работы,│
│Участие в │премий по итогам работы. │
│конференциях, │ │
│конгрессах и иных │ │
│научных мероприятиях │ │
├───────────────────────┤ │
│Участие в │ │
│образовательном │ │
│процессе (разработка │ │
│методических │ │
│материалов, чтение │ │
│лекций, проведение │ │
│семинаров), │ │
│деятельность в │ │
│качестве научного │ │
│руководителя │ │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат для │
│ административно-управленческого персонала, работников бухгалтерии │
│ и экономических служб │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Выполнение и │Выполнение работ в соответствии с календарным│
│перевыполнение │графиком их проведения и надлежащим качеством.│
│плановых показателей │Данный показатель оценки эффективности│
├───────────────────────┤деятельности работников может быть применен при│
│Своевременная │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│подготовка учреждения │надбавка, повышающий коэффициент) за качество│
│к осенне-зимнему │выполняемых работ, премий по итогам работы. │
│сезону │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Своевременное и │В представленной формулировке показатель носит│
│качественное │общий характер, который может быть в локальном│
│выполнение показателей │нормативном акте раскрыт более точно. Так, по│
│содержания работы по │отношению к работникам различных служб│
│должности │учреждения могут применяться следующие│
│ │показатели: аттестация персонала; аттестация│
│ │рабочих мест по условиям труда; выполнение норм│
│ │по охране труда и здоровья персонала│
│ │учреждения; соблюдение финансовой дисциплины,│
│ │соблюдение сроков статистической и иной│
│ │отчетности; соблюдение требований пожарной│
│ │безопасности в учреждении и др.). Показателем│
│ │качества выполняемой работы и условием│
│ │положительной оценки работника могут являться -│
│ │отсутствие санкций со стороны проверяющих│
│ │органов или отсутствие санкций, повлиявших на│
│ │нормальное функционирование учреждения. Данный│
│ │показатель оценки эффективности деятельности│
│ │работников может быть применен при установлении│
│ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│
│ │повышающий коэффициент) за интенсивность и│
│ │высокие результаты работы, за качество│
│ │выполняемых работ, премий по итогам работы. │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │
│ для технического и обслуживающего персонала │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Обеспечение │Условием выполнения данного показателя является│
│бесперебойной работы │отсутствие аварийных ситуаций, поломок,│
│автотранспорта, │произошедших по причинам, не носящим│
│оборудования, техники, │объективного характера, или их устранение в│
│различной аппаратуры │установленные сроки с надлежащим качеством.│
│ │Также исполнение работником правил (норм,│
│ │инструкций) использования, обслуживания│
│ │(проведение профилактических мероприятий в│
│ │соответствующие сроки), хранения вверенных ему│
│ │технических средств. Данный показатель оценки│
│ │эффективности деятельности работников может│
│ │быть применен при установлении стимулирующих│
│ │выплат (премия, надбавка, повышающий│
│ │коэффициент) за качество выполняемых работ,│
│ │премий по итогам работы. │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Упреждение нарушений │Наблюдение за тем, чтобы посетители не нарушали│
│правил поведения при │правила поведения..., является одной из│
│осмотре экспозиции на │основных должностных обязанностей смотрителей│
│уровне, на │музейных. В этой связи немаловажной│
│профессиональном │составляющей оценки может являться уровень│
│уровне │проведения данной работы. А именно, степень│
│ │корректности работника по отношению к│
│ │посетителям, по недоразумению нарушающим│
│ │существующие правила. Данная функция должна│
│ │выполняться в форме, вызывающей понимание│
│ │посетителя, и без привлечения постороннего│
│ │внимания. Работа, выполняемая на таком уровне,│
│ │может быть признана как профессиональная. Одним│
│ │из факторов, влияющих на данную оценку,│
│ │является отсутствие жалоб на персонал в книге│
│ │отзывов. Данный показатель оценки эффективности│
│ │деятельности работников может быть применен при│
│ │установлении стимулирующих выплат (премия,│
│ │надбавка, повышающий коэффициент) за качество│
│ │выполняемых работ, премий по итогам работы. │
└───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘