ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минкультуры России от 20.01.2016 N 151-12-04 "О государственной историко-культурной экспертизе земельных участков"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2016 г. N 151-12-04
Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России рассмотрел обращение по вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в том числе в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Соответственно, одним из объектов историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (статья 30 Федерального закона).
Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, участках лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статьей 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 Федерального закона (пункт 3 статьи 31 Федерального закона).
Также объектом государственной историко-культурной экспертизы согласно ст. 30 Закона N 73-ФЗ является документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона установлено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 указанного закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 Федерального закона.
Необходимо отметить, что пунктом 4 статьи 36 Федерального закона установлена обязанность заказчика незамедлительно приостановить проведение изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе археологического наследия и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
На основании изложенного, включение процедуры проведения государственной историко-культурной экспертизы в положения Градостроительного кодекса от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ в целях получения разрешения на строительство в границах земельного участка, подлежащего воздействию, считаем не целесообразным.
По вопросу финансирования проведения государственной историко-культурной экспертизы необходимо учитывать следующее.
Законодательством Российской Федерации регламентировано, что в рамках осуществления полномочий в сфере государственной охраны субъект Российской Федерации проводит государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, организацию историко-культурной экспертизы, а также исследования, необходимые для исполнения своих полномочий.
Таким образом, для более качественного исполнения полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия исполнительные органы субъекта Российской Федерации должны выражать заинтересованность в исследовании подведомственных им территориях.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г., историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации за счет средств заказчика.
Следовательно, финансирование проведения историко-культурной экспертизы земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ может проводиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение работ.
В соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, установленных Федеральным законом, государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе объектов археологического наследия, выявленных объектов культурного наследия отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопросы, связанные с определением полномочий аттестованных экспертов и порядком проведения историко-культурной экспертизы объектом которой являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, определены законодательством Российской Федерации в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
Директор
Департамента государственной охраны
культурного наследия
В.А.ЦВЕТНОВ