МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 03-8ин/22-03
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 11
ПИСЬМО
от 7 февраля 2003 года
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322).
Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ
Заместитель Председателя
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.МЕРКУЛОВА
Приложение
к письму Минобразования
России и Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
от 07.02.2003 N 03-8ин/22-03/11
В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют:
1. В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускается установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, а также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.
2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для каждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.
По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.
4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категорию до истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением.
5. В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях.
6. Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения.
7. На основании пункта 3.6 Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня.
8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения.
Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения.
9. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории - в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии.
10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной аттестационными комиссиями Положением не предоставлено.
11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника осуществляется соответствующей аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует.
12. Для педагогических и руководящих работников, достигших пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях.
13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.
14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел "Сведения о работе") о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи:
в графе 1 - порядковый номер вносимой записи;
в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии;
в графе 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель" (без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.; "присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности "директор" (заведующий, начальник) и т.д.;
в графе 4 - дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.
15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе:
при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины);
при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением;
при переходе работников с одной руководящей должности на другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;
при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:
┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│Должность, по которой присвоена│Должность, по которой может учи-│
│ квалификационная категория │тываться квалификационная кате- │
│ │гория, присвоенная по должности,│
│ │указанной в графе 1 │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель, преподаватель │Воспитатель (независимо от места│
│ │работы); социальный педагог,│
│ │педагог-организатор; педагог│
│ │дополнительного образования (при│
│ │совпадении профиля кружка,│
│ │направления дополнительной│
│ │работы профилю работы по│
│ │основной должности); учитель,│
│ │преподаватель, ведущий занятия│
│ │по отдельным профильным темам из│
│ │курса "Основы безопасности│
│ │жизнедеятельности" (ОБЖ) │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Старший воспитатель │Воспитатель │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Преподаватель-организатор основ│Учитель, преподаватель, ведущий│
│безопасности жизнедеятельности,│занятия с обучающимися по курсу│
│допризывной подготовки │"Основы безопасности│
│ │жизнедеятельности, допризывной│
│ │подготовки (ОБЖ) сверх учебной│
│ │нагрузки, входящей в основные│
│ │должностные обязанности;│
│ │учитель, преподаватель│
│ │физкультуры (физвоспитания) │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Руководитель физвоспитания │Учитель, преподаватель│
│ │физкультуры (физвоспитания),│
│ │инструктор по физкультуре;│
│ │учитель, преподаватель, ведущий│
│ │занятия из курса "Основы│
│ │безопасности жизнедеятельности"│
│ │(ОБЖ) │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Мастер производственного обу- │Учитель труда, преподаватель,│
│чения │ведущий преподавательскую работу│
│ │по аналогичной специальности,│
│ │инструктор по труду, педагог│
│ │дополнительного образования (по│
│ │аналогичному профилю) │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель трудового обучения │Мастер производственного│
│(технологии) │обучения, инструктор по труду │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель-дефектолог, учитель-ло-│Учитель-логопед, │
│гопед │учитель-дефектолог, учитель│
│ │(независимо от преподаваемого│
│ │предмета либо в начальных│
│ │классах) в специальных│
│ │(коррекционных) образовательных│
│ │учреждениях для детей с│
│ │отклонениями в развитии,│
│ │воспитатель, педагог│
│ │дополнительного образования (при│
│ │совпадении профиля кружка,│
│ │направления дополнительной│
│ │работы профилю работы по│
│ │основной должности) │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель музыки общеобразова- │Преподаватель детской│
│тельного учреждения, препода- │музыкальной школы (школы│
│ватель учреждения среднего про-│искусств, культуры), музыкальный│
│фессионального образования │руководитель, концертмейстер │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Преподаватель детской музы- │Учитель музыки│
│кальной, художественной школы, │общеобразовательного учреждения,│
│школы искусств, культуры, му- │преподаватель учреждения│
│зыкальный руководитель, кон- │среднего профессионального│
│цертмейстер │образования │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Старший тренер-преподаватель, │Учитель, преподаватель│
│тренер-преподаватель, в т.ч. │физкультуры (физвоспитания),│
│ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП │инструктор по физкультуре │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Преподаватель учреждения на- │Учитель того же предмета в│
│чального или среднего профес- │общеобразовательном учреждении │
│сионального образования │ │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель общеобразовательного │Преподаватель того же предмета в│
│учреждения │учреждении начального и среднего│
│ │профессионального образования │
└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.
16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием.
Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий - местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу.
Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.
17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.