МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03
ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации).
Данные Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники.
Заместитель министра
М.В.ДУЛИНОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ
И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и назначение Рекомендаций
Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644.
Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.
Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.
--------------------------------
<1> ФГОС ООО, раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования".
Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
- овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
- проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;
- проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;
- создания обучающимися материальных и информационных объектов.
Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.
1.2. Нормативные основания
Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
--------------------------------
<1> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в действующей редакции).
<2> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).
<3> СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).
<4> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный N 19676).
1.3. Область применения Рекомендаций
Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.
2. Комплектно-модульное построение оснащения
общеобразовательного учреждения
Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.
Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.
Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.
Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
1) общешкольное оснащение;
2) оснащение предметных кабинетов;
3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.
Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.
Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.
Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.
3. Оснащение общеобразовательного учреждения,
реализующего основную образовательную программу основного
общего образования
3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:
- соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;
- учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;
- необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;
- универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;
- комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;
- обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;
- согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:
- функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;
- реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
- использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
- активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);
- безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;
- в электронной форме:
- управлять образовательным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
- создавать, обрабатывать и редактировать звук;
- создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
- индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:
- строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;
- проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;
- анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;
- выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;
- сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.
3.3. На поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.
4. Общешкольное оснащение
К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).
ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.
5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов
для основной ступени общего образования
Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.
Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.
Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.
Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.
Рекомендуемое оснащение учебных кабинетов для основной
ступени общего образования
┌────┬───────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┐
│ N │ Наименование │ Состав и │ Количественный состав │
│п/п │ модуля │ предназначение │ автоматизированного │
│ │ │ оборудования, │ рабочего места │
│ │ │ входящего в модуль ├────────────┬─────────────┤
│ │ │ │ педагога │ обучающихся │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 1. │Модуль: технические средства обучения │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│1.1.│Специализированный │СПАК является│ 1 ед. │ x │
│ │программно- │составной частью│ │ │
│ │аппаратный │информационно- │ │ │
│ │комплекс педагога│образовательной среды│ │ │
│ │(СПАК) │образовательного │ │ │
│ │ │учреждения, │ │ │
│ │ │обеспечивает решение│ │ │
│ │ │профессиональных │ │ │
│ │ │задач педагога с│ │ │
│ │ │применением │ │ │
│ │ │информационно- │ │ │
│ │ │коммуникационных │ │ │
│ │ │технологий (ИКТ).│ │ │
│ │ │СПАК должен│ │ │
│ │ │обеспечивать сетевое│ │ │
│ │ │взаимодействие всех│ │ │
│ │ │участников │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса. Все│ │ │
│ │ │технические средства│ │ │
│ │ │СПАК должны быть│ │ │
│ │ │скоммутированы между│ │ │
│ │ │собой │ │ │
│ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │СПАК включает: │ │ │
│ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │1. Персональный или│ 1 ед. │ x │
│ │ │мобильный компьютер│ │ │
│ │ │(ноутбук) с│ │ │
│ │ │предустановленным │ │ │
│ │ │программным │ │ │
│ │ │обеспечением │ │ │
│ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2. Интерактивное│ 1 ед. │ x │
│ │ │оборудование │ │ │
│ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2.1. Интерактивная│ │ │
│ │ │доска │ │ │
│ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2.2. Проектор│ │ │
│ │ │мультимедийный │ │ │
│ │ ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2.3. Визуализатор│ │ │
│ │ │цифровой │ │ │
│ │ │3. Оборудование для│ 1 ед. │ x │
│ │ │тестирования качества│ │ │
│ │ │знаний обучающихся │ │ │
│ │ │4. Копировально-│ 1 ед. │ x │
│ │ │множительная техника │ │ │
│ │ │4.1. Печатное,│ 1 ед. │ x │
│ │ │копировальное, │ │ │
│ │ │сканирующие │ │ │
│ │ │устройства (отдельные│ │ │
│ │ │элементы или в виде│ │ │
│ │ │многофункционального │ │ │
│ │ │устройства, в│ │ │
│ │ │соответствии с целями│ │ │
│ │ │и задачами│ │ │
│ │ │использования │ │ │
│ │ │оборудования в│ │ │
│ │ │образовательном │ │ │
│ │ │процессе) │ │ │
│ │ │5. Прочее│ │ │
│ │ │оборудование │ │ │
│ │ │Аппаратное и│ 1 компл. │ x │
│ │ │программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютера должно│ │ │
│ │ │обеспечивать: │ │ │
│ │ │управление учебным│ │ │
│ │ │процессом; создание и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │электронных таблиц,│ │ │
│ │ │текстов и│ │ │
│ │ │презентаций; │ │ │
│ │ │создание, обработку и│ │ │
│ │ │редактирование звука;│ │ │
│ │ │создание, обработку и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │растровых, векторных│ │ │
│ │ │и видеоизображений;│ │ │
│ │ │создание и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │интерактивных учебных│ │ │
│ │ │материалов, │ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │ресурсов, творческих│ │ │
│ │ │работ со статическими│ │ │
│ │ │и динамическими│ │ │
│ │ │графическими и│ │ │
│ │ │текстовыми объектами;│ │ │
│ │ │работу с│ │ │
│ │ │геоинформационными │ │ │
│ │ │системами, │ │ │
│ │ │картографической │ │ │
│ │ │информацией, планами│ │ │
│ │ │объектов и местности;│ │ │
│ │ │визуализирование │ │ │
│ │ │исторических данных│ │ │
│ │ │(создание ленты│ │ │
│ │ │времени и др.);│ │ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │размещения, │ │ │
│ │ │систематизирования и│ │ │
│ │ │хранения │ │ │
│ │ │(накапливания) │ │ │
│ │ │материалов │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса; проведение│ │ │
│ │ │мониторинга и│ │ │
│ │ │фиксацию хода│ │ │
│ │ │учебного процесса и│ │ │
│ │ │результатов освоения│ │ │
│ │ │основной │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │программы общего│ │ │
│ │ │образования; │ │ │
│ │ │проведение различных│ │ │
│ │ │видов и форм контроля│ │ │
│ │ │знаний, умений и│ │ │
│ │ │навыков, │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │адаптивной │ │ │
│ │ │(дифференцированной) │ │ │
│ │ │подготовки к│ │ │
│ │ │государственной │ │ │
│ │ │(итоговой) │ │ │
│ │ │аттестации; │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │взаимодействия между│ │ │
│ │ │участниками учебного│ │ │
│ │ │процесса, в том числе│ │ │
│ │ │дистанционное │ │ │
│ │ │(посредством │ │ │
│ │ │локальных и│ │ │
│ │ │глобальных сетей),│ │ │
│ │ │использование данных,│ │ │
│ │ │формируемых в ходе│ │ │
│ │ │учебного процесса для│ │ │
│ │ │решения задач│ │ │
│ │ │управления │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │деятельностью; │ │ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │безопасного доступа к│ │ │
│ │ │печатным и│ │ │
│ │ │электронным │ │ │
│ │ │образовательным │ │ │
│ │ │ресурсам и пр.│ │ │
│ │ │Программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютеров педагога│ │ │
│ │ │и обучающихся должно│ │ │
│ │ │иметь одинаковый│ │ │
│ │ │интерфейс. │ │ │
│ │ │Интерактивное │ │ │
│ │ │оборудование │ │ │
│ │ │предназначено для│ │ │
│ │ │визуализации учебного│ │ │
│ │ │материала, │ │ │
│ │ │полученного с│ │ │
│ │ │цифровых и нецифровых│ │ │
│ │ │носителей, на│ │ │
│ │ │интерактивном экране,│ │ │
│ │ │сохранения │ │ │
│ │ │результатов │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса и│ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │достижений (в том│ │ │
│ │ │числе формирование│ │ │
│ │ │портфолио) │ │ │
│ │ │обучающихся. │ │ │
│ │ │Копировально- │ │ │
│ │ │множительная техника│ │ │
│ │ │предназначена для│ │ │
│ │ │тиражирования │ │ │
│ │ │учебного материала,│ │ │
│ │ │сохранения в цифровом│ │ │
│ │ │формате результатов│ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса и│ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │достижений │ │ │
│ │ │(формирование │ │ │
│ │ │портфолио) │ │ │
│ │ │обучающихся. │ │ │
│ │ │Прочее оборудование│ │ │
│ │ │включает фото- и│ │ │
│ │ │(или) видеотехнику, │ │ │
│ │ │гарнитуру, устройства│ │ │
│ │ │для коммутации│ │ │
│ │ │оборудования │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.2.│Специализированный │СПАК является│ x │ 1 ед. │
│ │программно- │составной частью│ │ на 1 чел. │
│ │аппаратный │информационно- │ │ │
│ │комплекс │образовательной среды│ │ │
│ │обучающихся (СПАК) │образовательного │ │ │
│ │ │учреждения, │ │ │
│ │ │обеспечивает решение│ │ │
│ │ │учебно-познавательных│ │ │
│ │ │задач обучающихся с│ │ │
│ │ │применением │ │ │
│ │ │информационно- │ │ │
│ │ │коммуникационных │ │ │
│ │ │технологий (ИКТ).│ │ │
│ │ │СПАК должен│ │ │
│ │ │обеспечивать сетевое│ │ │
│ │ │взаимодействие всех│ │ │
│ │ │участников │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса. Все│ │ │
│ │ │технические средства │ │ │
│ │ │СПАК должны быть│ │ │
│ │ │скоммутированы между│ │ │
│ │ │собой. │ │ │
│ │ │СПАК включает: │ x │ 1 компл. │
│ │ │1. Персональный или│ │ │
│ │ │мобильный компьютер│ │ │
│ │ │(ноутбук) с│ │ │
│ │ │предустановленным │ │ │
│ │ │программным │ │ │
│ │ │обеспечением. │ │ │
│ │ │2. Прочее│ │ │
│ │ │оборудование. │ │ │
│ │ │Аппаратное и│ │ │
│ │ │программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютера должно│ │ │
│ │ │обеспечивать: │ │ │
│ │ │управление учебным│ │ │
│ │ │процессом; создание и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │электронных таблиц,│ │ │
│ │ │текстов и│ │ │
│ │ │презентаций; │ │ │
│ │ │создание, обработку и│ │ │
│ │ │редактирование звука;│ │ │
│ │ │создание, обработку и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │растровых, векторных│ │ │
│ │ │и видеоизображений;│ │ │
│ │ │создание и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │интерактивных учебных│ │ │
│ │ │материалов, │ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │ресурсов, творческих│ │ │
│ │ │работ со статическими│ │ │
│ │ │и динамическими│ │ │
│ │ │графическими и│ │ │
│ │ │текстовыми объектами;│ │ │
│ │ │работу с│ │ │
│ │ │геоинформационными │ │ │
│ │ │системами, │ │ │
│ │ │картографической │ │ │
│ │ │информацией, планами│ │ │
│ │ │объектов и местности;│ │ │
│ │ │визуализирование │ │ │
│ │ │исторических данных│ │ │
│ │ │(создание ленты│ │ │
│ │ │времени и др.);│ │ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │размещения, │ │ │
│ │ │систематизирования и│ │ │
│ │ │хранения │ │ │
│ │ │(накапливания) │ │ │
│ │ │материалов │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса; проведение│ │ │
│ │ │мониторинга и│ │ │
│ │ │фиксацию хода│ │ │
│ │ │учебного процесса и│ │ │
│ │ │результатов освоения│ │ │
│ │ │основной │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │программы общего│ │ │
│ │ │образования; │ │ │
│ │ │проведение различных│ │ │
│ │ │видов и форм контроля│ │ │
│ │ │знаний, умений и│ │ │
│ │ │навыков, │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │адаптивной │ │ │
│ │ │(дифференцированной) │ │ │
│ │ │подготовки к│ │ │
│ │ │государственной │ │ │
│ │ │(итоговой) │ │ │
│ │ │аттестации; │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │взаимодействия между│ │ │
│ │ │участниками учебного│ │ │
│ │ │процесса, в том числе│ │ │
│ │ │дистанционное │ │ │
│ │ │(посредством │ │ │
│ │ │локальных и│ │ │
│ │ │глобальных сетей)│ │ │
│ │ │использование данных,│ │ │
│ │ │формируемых в ходе│ │ │
│ │ │учебного процесса,│ │ │
│ │ │для решения задач│ │ │
│ │ │управления │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │деятельностью; │ │ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │безопасного доступа к│ │ │
│ │ │печатным и│ │ │
│ │ │электронным │ │ │
│ │ │образовательным │ │ │
│ │ │ресурсам и пр.│ │ │
│ │ │Программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютеров педагога│ │ │
│ │ │и обучающихся должно│ │ │
│ │ │иметь одинаковый│ │ │
│ │ │интерфейс. │ │ │
│ │ │Прочее оборудование│ │ │
│ │ │включает фото- и│ │ │
│ │ │(или) видеотехнику, │ │ │
│ │ │гарнитуры, веб-│ │ │
│ │ │камеры, графические│ │ │
│ │ │планшеты, устройства│ │ │
│ │ │для коммутации│ │ │
│ │ │оборудования, │ │ │
│ │ │устройства для│ │ │
│ │ │организации локальной│ │ │
│ │ │беспроводной сети и│ │ │
│ │ │пр. │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.3.│Универсальная │Универсальная │ 1 ед. │ │
│ │платформа для│платформа │ │ │
│ │перемещения, │обеспечивает │ │ │
│ │хранения и│межпредметное │ │ │
│ │подзарядки │(межкабинетное) │ │ │
│ │портативных │использование │ │ │
│ │компьютеров, │оборудования │ │ │
│ │прочего учебного│ │ │ │
│ │оборудования │ │ │ │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 2. │ Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│2.1.│Обучающая цифровая│Может быть│один │по одному│
│ │лабораторная │представлена в виде│комплект │комплекту │
│ │учебная техника │полнофункционального │демонстраци-│оборудования │
│ │ │мобильного и (или)│онного обо- │на 4 - 6│
│ │ │стационарного │рудования │чел. │
│ │ │лабораторного │ │ │
│ │ │комплекса │ │ │
│ │ │(комплексов), │ │ │
│ │ │предназначенного для│ │ │
│ │ │организации учебной,│ │ │
│ │ │учебно- │ │ │
│ │ │исследовательской и│ │ │
│ │ │проектной │ │ │
│ │ │деятельности, для│ │ │
│ │ │формирования у│ │ │
│ │ │обучающихся навыков│ │ │
│ │ │цифрового измерения│ │ │
│ │ │результатов │ │ │
│ │ │проведения натурных│ │ │
│ │ │экспериментов в│ │ │
│ │ │пределах учебного│ │ │
│ │ │помещения и вне его. │ │ │
│ │ │Обучающая цифровая│ │ │
│ │ │лабораторная учебная│ │ │
│ │ │техника включает: │ │ │
│ │ │1. Комплект цифрового│ │ │
│ │ │измерительного │ │ │
│ │ │оборудования для│ │ │
│ │ │проведения │ │ │
│ │ │естественнонаучных │ │ │
│ │ │экспериментов. │ │ │
│ │ │2. Цифровой│ │ │
│ │ │микроскоп. │ │ │
│ │ │3. Комплект│ │ │
│ │ │лабораторных приборов│ │ │
│ │ │и инструментов,│ │ │
│ │ │микропрепаратов и│ │ │
│ │ │пр., обеспечивающих│ │ │
│ │ │корректную постановку│ │ │
│ │ │экспериментов, │ │ │
│ │ │наблюдений, опытов с│ │ │
│ │ │использованием │ │ │
│ │ │цифровой лабораторной│ │ │
│ │ │учебной техники │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.2.│Обучающая │Может быть│один │по одному│
│ │традиционная │представлена наборами│комплект │комплекту │
│ │лабораторная │традиционных │демонстра- │оборудования │
│ │учебная техника │лабораторных │ционного │на 4 - 6│
│ │ │приборов, │оборудования│чел. │
│ │ │используемых │ │ │
│ │ │обучающимися при│ │ │
│ │ │постановке │ │ │
│ │ │экспериментов, │ │ │
│ │ │наблюдений, опытов по│ │ │
│ │ │программам учебных│ │ │
│ │ │предметов и│ │ │
│ │ │внеурочной │ │ │
│ │ │деятельности │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.3.│Учебная техника│Может быть│ X │по одному│
│ │для отработки│представлена наборами│ │комплекту │
│ │практических │конструкторов, │ │оборудования │
│ │действий и│робототехники, │ │на 4 - 6│
│ │навыков, │тренажерами и пр.,│ │чел. │
│ │проектирования и │предназначенными для│ │ │
│ │конструирования │моделирования, │ │ │
│ │ │технического │ │ │
│ │ │творчества и│ │ │
│ │ │проектной │ │ │
│ │ │деятельности, │ │ │
│ │ │отработки │ │ │
│ │ │практических навыков│ │ │
│ │ │в области│ │ │
│ │ │безопасности │ │ │
│ │ │жизнедеятельности, │ │ │
│ │ │трудовых навыков и│ │ │
│ │ │пр. │ │ │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 3. │ Модуль: наглядные пособия по предметам │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│3.1.│Наглядные пособия│Могут быть│один │по одному│
│ │по предметам │представлены учебной│комплект │комплекту │
│ │ │техникой, │демонстраци-│оборудования │
│ │ │обеспечивающей │онного │на одного│
│ │ │визуально-звуковое │оборудования│или группу│
│ │ │представление объекта│ │обучающихся │
│ │ │изучения. │ │ │
│ │ │Наглядные пособия по│ │ │
│ │ │предметам включают: │ │ │
│ │ │электронные │ │ │
│ │ │образовательные │ │ │
│ │ │ресурсы (ЭОР), а│ │ │
│ │ │также традиционные:│ │ │
│ │ │объемные пособия -│ │ │
│ │ │макеты, модели,│ │ │
│ │ │слепки, муляжи,│ │ │
│ │ │глобусы и т.д.;│ │ │
│ │ │плоскостные пособия -│ │ │
│ │ │таблицы, картины,│ │ │
│ │ │фотографии, карты,│ │ │
│ │ │схемы, чертежи и т.п.│ │ │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│ 4. │ Модуль: информационно-методическая поддержка │
│ │ педагогического работника │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│4.1.│Методические │Материалы должны│ │ │
│ │материалы для│содержать руководство│ │ │
│ │педагогического │пользователя по│ │ │
│ │работника по│подключению, наладке│ │ │
│ │использованию │комплекта или│ │ │
│ │комплекта │отдельных модулей│ │ │
│ │или отдельных│комплекта, описание│ │ │
│ │компонентов │конструктивных │ │ │
│ │комплекта в│особенностей и│ │ │
│ │образовательном │технологии работы │ │ │
│ │процессе │с оборудованием,│ │ │
│ │ │примеры практической│ │ │
│ │ │работы с│ │ │
│ │ │оборудованием, │ │ │
│ │ │описание порядка│ │ │
│ │ │постановки │ │ │
│ │ │экспериментов с│ │ │
│ │ │использованием │ │ │
│ │ │оборудования и пр. │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│4.2.│Программы (модули,│Разработанные │ │ │
│ │курсы) повышения│программы (модули,│ │ │
│ │квалификации │курсы) могут являться│ │ │
│ │педагогических │частью программ│ │ │
│ │работников по│повышения │ │ │
│ │использованию │квалификации, │ │ │
│ │комплекта или│обеспечивающих в│ │ │
│ │отдельных │соответствии с│ │ │
│ │компонентов │требованиями ФГОС ООО│ │ │
│ │комплекта в│непрерывность │ │ │
│ │образовательном │профессионального │ │ │
│ │процессе │развития │ │ │
│ │ │педагогических │ │ │
│ │ │работников │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │учреждения, в объеме│ │ │
│ │ │не менее 108 часов и│ │ │
│ │ │не реже одного раза в│ │ │
│ │ │пять лет │ │ │
└────┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┘
6. Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной
деятельности обучающихся, в том числе моделирование,
техническое творчество и проектную деятельность
Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.
Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.
При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.
Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.