N | Вопрос | Ответ |
Организация проживания детей по принципу семейного воспитания | ||
1 | Пунктом 38 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее - Положение), определяется, что в организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска. Что предусматривает понятие "постоянное нахождение", применяемое в контексте пункта 38 Положения в соответствии с нормами трудового законодательства. Предусматривается ли пунктом 38 Положения работа сотрудников и в ночное время? Должно ли подкрепляться исполнение пункта 38 Положения отдельным приказом руководителя организации для детей-сирот? Планируется ли Министерством образования и науки Российской Федерации подготовить рекомендации по составлению штатного расписания организации для детей-сирот? | Понятие "постоянное нахождение" предусматривает закрепление за воспитательной группой детей ограниченного количества работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот). Рекомендуемое количество работников на воспитательную группу: не более двух воспитателей, выполняющих функцию так называемого "значимого взрослого для ребенка", и работник (работники) из числа обслуживающего персонала, не участвующий в воспитании детей. Подразумевается "скользящий" график для работников с учетом возраста детей и их занятости в дневное время в группе. При создании необходимых условий (например, отдельная комната воспитателя) в организации для детей-сирот работа в ночное время воспитателя также может быть предусмотрена. Закрепление работников за воспитательной группой должно быть утверждено приказом руководителя организации для детей-сирот. В рамках ФЦПРО Минобрнауки России на 2016 год предусмотрена разработка методических рекомендаций, описывающих модели организаций для детей-сирот и внутренних нормативных документов по организации их деятельности в соответствии с Положением ("типовое" положение, штатное расписание, режим дня воспитанников, должностные регламенты сотрудников, стандарты предоставляемых услуг и др.). |
2 | Согласно пункту 32 Положения в организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей. Пунктом 48 Положения определяется, что организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Какие существуют критерии и условия, приближенные к семейным? Каким федеральным законодательством установлен порядок оказания социальных, медицинских услуг, а также услуг в сфере образования? | Положением определяется перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Положением в том числе устанавливаются требования к организации жизненного обустройства детей по "семейному типу", к составу и численности детей в воспитательных группах, ограниченному количеству работников в воспитательных группах. Порядок оказания социальных услуг устанавливается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации". Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". |
3 | Согласно пункту 17 Положения в целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот. Каким документом подтверждается факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей? На каком основании можно переводить ребенка из одной организации в другую, если в соответствии с пунктом 36 перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается? | Положением не определяется документ, подтверждающий факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей, при их помещении под надзор в организацию для детей-сирот. Вместе с тем, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса о его устройстве. Соответственно орган опеки и попечительства в том числе оценивает социальную среду, в которой находится ребенок, при принятии решения о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот. К организациям для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (статья 152.2 СК РФ). Согласно пункту 6 статьи 148.1 СК РФ опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ. Таким образом, перевод ребенка из одной организации в другую должен осуществляться в интересах ребенка при наличии объективных причин, например в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг. |
4 | Согласно пункту 40 Положения приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей. Каким образом можно организовать приобретение личных вещей для воспитанников организаций для детей-сирот с их участием в рамках реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? | Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающих возможность организациям для детей-сирот осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей. |
Прием детей в организацию для детей-сирот | ||
5 | Порядок размещения в учреждениях социального обслуживания ряда категорий несовершеннолетних и перечень документов, являющихся обязательным для их принятия определены статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Пункт 7 Положения определяет требование принимать детей в организации социального обслуживания при отнесении их к организациям для детей-сирот нужно на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Каким документом в итоге определяется перечень документов необходимых для помещения детей-сирот под надзор в учреждение социального обслуживания? Какой перечень документов необходим для предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним детям? | 1) Дети-сироты помещаются в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги, под надзор на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей. Пребывание детей-сирот со дня выявления детей до принятия акта, указанного выше, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Предоставление социальных услуг в стационарной форме осуществляется на основании заявления, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора о предоставлении социальных услуг (приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 935н "Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания". 2) Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, временно помещаются в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста. Для временного помещения детей в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В случае если организация для детей-сирот, в которую временно помещается ребенок, относится к типу учреждений, оказывающих социальные услуги, законный представитель ребенка в том числе обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг". При этом органами власти в порядке межведомственного взаимодействия таким родителям должно оказываться содействие в подаче необходимых заявлений и заключении указанных соглашения и договора, а также предусматриваться возможность организации преимущественно пятидневного или дневного пребывания детей, имеющих законных представителей (родителей, опекунов), в организациях для детей-сирот, в том числе путем изменения государственных заданий для таких организаций. 3) Дети могут временно пребывать в организации, оказывающей социальные услуги, в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг. В случае помещения детей в организацию, оказывающую социальные услуги, в целях получения ими социальных услуг, законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг". |
6 | Согласно статьям 15 - 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основаниями для предоставления социальных услуг являются договор о предоставлении социальных услуг, заключаемый между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Согласно пунктам 6 - 7, 13 Положения основаниями помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предоставляющие социальные услуги, являются акт органов опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот с направлением органа или организации, осуществляющих полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства (далее - направление), или соглашение между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, с направлением. В настоящее время на практике возникают сложности в порядке обращения законных представителей и подготовке документов, которые должны являться основанием для помещения детей в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги. Куда должен обращаться законный представитель с заявлением о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот, оказывающую социальные услуги? Кто является сторонами при заключении соглашения и договора? Необходимо ли признавать детей, помещаемых в организации для детей-сирот, в том числе на основании заявления законных представителей, нуждающимися в предоставлении социальных услуг и разрабатывать для них индивидуальную программу предоставления социальных услуг? | |
7 | Каким документом должны руководствоваться медицинские организации (дома ребенка) - Положением или приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2012 г. N 344н "Об утверждении Типового положения о доме ребенка" и "Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения"? Или всеми 3-мя документами? | Документы Минздрава России применяются в части, не противоречащей Положению. |
8 | Пунктом 7 Положения предусмотрено, что пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Относятся ли положения пункта 7 к детям, в отношении которых отменено решение о передаче их на воспитание в семью? | В случае отсутствия возможности передачи детей, в отношении которых отменено решение о передаче на воспитание в семью, в другую семью на воспитание, помещение таких детей в организацию для детей-сирот должно производится на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, на период формирования личного дела и издания акта органа опеки и попечительства о помещении такого ребенка под надзор в организацию для детей-сирот. |
9 | В Положении имеется несоответствие пункта 8 пунктам 6 и 10, в результате чего могут возникать разногласия с организациями, оказывающими медицинские услуги населению, по срокам проведения медицинского обследования детей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления соответствующего заключения в организацию для детей-сирот. Будут ли приведены в соответствие указанные пункты Положения? | В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Проектом постановления в том числе предусматривается приведение в соответствие пункта 8 Положения. |
Работа с воспитанниками, которые помещены в организации для детей-сирот по заявлению родителей | ||
10 | В соответствии с пунктом 2 статьи 155.1 СК РФ временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка. В каких случаях заключается соглашение между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, согласно пункту 13 Положения? | Пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ установлено, что перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 12 Положения дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей |