Внеурочная деятельность | Дополнительное образование детей и взрослых |
1 | 2 |
1. Определение понятий | |
Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Закона об образовании) | Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об образовании) |
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования | |
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере | Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (п. 6 ст. 10 Закона об образовании) |
2. Правовая основа | |
Закон об образовании; приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" <1> (далее - ЕКС); приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением" | |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" <2> | Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р) <3> |
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" <4> | |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373) <5> (далее - ФГОС НОО) | |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897) <6> (далее - ФГОС ООО) | |
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413) <7> (далее - ФГОС СОО) | |
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015) <8> (далее - Порядок N 1015) | Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008) <9> |
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 N 189 (в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81) | СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41) |
Приказ Росстата от 17.08.2016 N 429 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования" | Приказ Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей" Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ" |
3. Содержание образовательной деятельности | |
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС. Рабочая программа внеурочной деятельности: - является частной основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы; - разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы. | Дополнительное образование детей и взрослых - подвид дополнительного образования, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей (и взрослых) осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (п. 2 ст. 75 Закона об образовании). Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4 ст. 75 Закона об образовании). Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ст. 75 Закона об образовании). Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки (ст. 84 Закона об образовании). Отсутствуют специфические требования к структуре и содержанию дополнительных общеразвивающих программ. Дополнительные общеобразовательные программы могут быть интегрированы с основными образовательными программами общего образования (ст. 83 - 84, 86 Закона об образовании) |
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать: - планируемые результаты освоения внеурочной деятельности; - содержание внеурочной деятельности; тематическое планирование | |
Рабочие программы внеурочной деятельности предназначены для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным. ФГОС определено максимально возможное количество часов внеурочной деятельности по каждой образовательной программе: - до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования; - до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования; - до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования | Дополнительные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (п. 2 ст. 75 Закона об образовании) учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей (п. 1 ст. 75 Закона об образовании). К освоению программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (п. 3 ст. 75 Закона об образовании). Обучение по дополнительным общеобразовательным программам не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора |
Решение о конкретном объеме часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей организации | Продолжительность дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования определяется образовательной организацией. Для обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, СанПиН установлены рекомендуемый режим занятий и максимальная ежедневная нагрузка |
4. Результаты реализации дополнительного образования и внеурочной деятельности | |
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. Внеурочная деятельность позволяет: - обеспечить адаптацию обучающегося в образовательной организации; - оптимизировать его учебную нагрузку; - улучшить условия для развития; - учесть потребности, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающегося | Общим результатом дополнительного образования детей является обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ст. 75 Закона об образовании) |
Результаты освоения основной образовательной программы определяются требованиями ФГОС | Результатом освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, а также физической культуры и спорта является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, установленных Федеральными государственными требованиями |
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе внеурочной деятельности и должны соответствовать планируемым результатам основной образовательной программы | Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ нормативно не закреплены |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ст. 34 Закона об образовании) | Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ определяются конкретными образовательными программами, разрабатываемыми образовательными организациями, и являются независимыми от результатов других видов образования |
5. Организации, реализующие образовательные программы | |
Рабочие программы внеурочной деятельности реализуются общеобразовательными организациями в рамках основных общеобразовательных программ, подлежащих аккредитации, а при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности на реализацию соответствующих образовательных программ | Дополнительные общеобразовательные программы не проходят аккредитацию |
Рабочие программы внеурочной деятельности не могут быть реализованы исключительно организацией дополнительного образования | Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться во всех видах образовательных организаций, в организациях, осуществляющих обучение, получивших соответствующие лицензии на реализацию данного подвида образования - дополнительное образование детей и взрослых, а также индивидуальное |
6. Особенности кадрового обеспечения | |
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам | Требование к кадровому обеспечению разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной организацией |
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие все участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д. | Реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется специалистами, квалификация которых соответствует требования к должности "педагог дополнительного образования", "преподаватель" или "тренер-преподаватель" в соответствии с ЕКС |
Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника ее реализующую | Кроме педагога дополнительного образования, для организации образовательного процесса могут привлекаться другие специалисты (концертмейстер, педагог-организатор, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.) |
7. Особенности финансового обеспечения | |
Конституцией Российской Федерации и Законом об образовании гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации; п. 3 ст. 5 Закона об образовании) | |
Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных образовательных программ | Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию программ дополнительных общеобразовательных программ |
Расчет норматива основывается на целевом уровне заработной платы (п. 3 ст. 99 Закона об образовании) и соотношения "учитель-обучающиеся", который установлен "дорожной картой" каждого субъекта РФ по повышению эффективности | Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться за счет средств физических и (или) юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" |
8. Учет численности обучающихся | |
Численность обучающихся внеурочной деятельности должна соответствовать численности обучающихся по основным общеобразовательным программам. Сведения о численности обучающихся общеобразовательных организаций представляются по форме федерального статистического наблюдения N ОО-1 | Численность обучающихся системы дополнительного образования соответствует численности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. Сведения о численности обучающихся по дополнительным образовательным программам в общеобразовательных организациях, представляются по форме федерального статистического наблюдения N 1-ДОП |
В разделе 1.3 указанной формы организации вносят информацию о численности обучающихся в разрезе программ: начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Росстата от 17.08.2016 N 429) | Согласно указаниям по заполнению формы, сведения по ней собираются о "численности учащихся, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей и занимающихся по программам спортивной подготовки" (приказ Росстата от 13.09.2016 N 501) |